Научная статья на тему 'Основные мотивационные направления развития физической культуры и спорта в современном обществе'

Основные мотивационные направления развития физической культуры и спорта в современном обществе Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
785
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / СПОРТ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / МОТИВАЦИЯ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ИННОВАЦИИ / ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НАУЧНЫЙ ПОДХОД / ПЕРЕДАЧА ИНФОРМАЦИИ / EDUCATION / SPORT / PHYSICAL CULTURE / MOTIVATION / GLOBALIZATION / INNOVATION / APPLIED RESEARCH / INFORMATION TECHNOLOGY / RESEARCH ACTIVITY / SCIENTIFIC APPROACH / INFORMATION TRANSFER

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кокоулина Ольга Павловна, Бажданова Юлия Викторовна

Рассмотрены причинно-следственные связи возникновения и развития спорта в истории его становления, проведён анализ сущности спорта и физической культуры в современном обществе. Обоснованы важность и необходимость спорта и физической культуры на современном этапе развития социума. Приведены некоторые факторы, препятствующие глобализации и повсеместному распространению спорта и физической культуры. Выдвинуты возможные пути решения данных проблем, выделена мотивационная сфера на формирование активной позиции в области здорового образа жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Кокоулина Ольга Павловна, Бажданова Юлия Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Key Motivational Directions for the Development of Physical Culture and Sports in the Modern Society

The causal connection between the emergence and development of sport and its history were considered in this article, and the analysis of the nature of sport and physical culture in the modern society was made. Was emphasized the necessity and importance of sports and physical education at the present stage of the society development. Some factors that prevent globalization and widespread dissemination of sport and physical culture were introduced. Possible ways of solving these problems were put forward, there was highlighted the motivational sphere and its influence on the formation of the active position in the field of healthy lifestyle.

Текст научной работы на тему «Основные мотивационные направления развития физической культуры и спорта в современном обществе»

УДК 371

ОСНОВНЫЕ МОТИВАЦИОННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

О. П. Кокоулина, Ю. В. Бажданова

Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова, Москва, Россия

Рассмотрены причинно-следственные связи возникновения и развития спорта в истории его становления, проведён анализ сущности спорта и физической культуры в современном обществе. Обоснованы важность и необходимость спорта и физической культуры на современном этапе развития социума. Приведены некоторые факторы, препятствующие глобализации и повсеместному распространению спорта и физической культуры. Выдвинуты возможные пути решения данных проблем, выделена мо-тивационная сфера на формирование активной позиции в области здорового образа жизни.

Ключевые слова: образование, спорт, физическая культура, мотивация, глобализация, инновации, прикладные исследования, информационные технологии, исследовательская деятельность, научный подход, передача информации.

Всемирная организация здравоохранения даёт такое определение: «здоровье — это состояние физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствия болезней». Важным признаком здоровья является хорошая приспособляемость (адаптация) организма к разным нагрузкам и внешним условиям существования (климатические условия, вода, электромагнитные поля, животный и растительный мир, человеческое общество, условия труда и быта и т. д.).

Состояние здоровья человека в значительной степени зависит от уровня его физической культуры. Физическая культура человека может быть развита и сформирована только в процессе физ-культурно-спортивной деятельности. Культура не может быть передана по наследству в виде генетического кода, её нельзя купить или пользоваться ею всю жизнь. Эту культуру необходимо постоянно совершенствовать в течение всей жизни, от рождения до смерти, регулярно и систематически развивая свои физические способности.

Физическая культура интересна сама по себе как феномен социальной жизни. Она стала общей частью мировой культуры и вобрала в себя не только многовековой ценный опыт подготовки человека к жизни, освоения, развития и управления во благо человека заложенными в него приро -дой физическими и психическими способностями, но, что не менее важно, и опыт утверждения и закалки проявляющихся в процессе физкультурной деятельности моральных и нравственных начал человека.

Спорт присутствовал и присутствует в жизни человечества всегда — начиная с древнейших времён и по сегодняшний день. Яркий пример тому Древняя Греция с большим разнообразием видов спорта. Там же каждые четыре года, начиная с 776 г. до н. э., проводились первые Олимпийские игры на Пелопоннесе, в маленькой деревне под названием Олимпия. И не только.

Во многих странах были свои популярные виды спорта и свои соревнования — в Монголии обнаружено датируемое 7 тыс. до н. э. наскальное изображение окружённых толпой борцов. Наскальные рисунки, найденные в Японии, изображают поединки в стиле сумо, по-видимому, связанные с сельскохозяйственными религиозными ритуалами. В Древней Персии существовала конная игра чаутам, напоминающая поло.

Конечно, в Средние века, когда в Европе на смену язычеству пришло христианство, занятия спортом пришли в упадок. В это время восторжествовала идея отказа от мирских благ во имя спасения души, из которой следовали требования аскетизма и «умерщвления плоти». Только с началом эпохи Возрождения в Западной и Центральной Европе возвращается интерес к гармоничному развитию человеческого тела.

И лишь с середины XIX в. спорт вновь перерос национальные рамки, началось развитие международного спортивного движения. И вот в 1859 г. Олимпийские игры прошли в Афинах, с большим размахом, хотя участвовали в них фактически только этнические греки, живущие в разных странах.

Во все времена национальные физические упражнения, игры и единоборства спортивного характера (метание, плавание, бег, стрельба из лука, борьба, кулачный бой, верховая езда и т. п.) использовались народами, населявшими территорию СССР, в целях физического воспитания подрастающих поколений, подготовки их к труду и военной службе. Соответственно, физическая культура и спорт были органической частью советской культуры и общественной жизни, комплексно осуществляемых государственными, общественными и физкультурно-спортивными организациями.

Характерной особенностью физической культуры является лежащая в её основе двигательная деятельность человека. Причём не любая, а оптимальная, целенаправленная деятельность, связанная с выполнением физических упражнений. За последние несколько лет наблюдается повышение интереса к индустрии спорта. Отмечается рост количества спортивных и фитнес-клубов, тренажёрных залов, также возрастает конкуренция на рынке спортиндустрии. Спрос на спортивные клубы возрос в связи с желанием населения заботиться о своём здоровье и поддерживать свою физическую форму. Сегодня уже каждый понимает, что сохранить здоровье невозможно без систематических занятий физическими упражнениями. Поэтому столь важной является в настоящее время задача формирования знаний, необходимых для самостоятельной организации здорового образа жизни. Игнорирование физической культуры молодыми людьми попросту не позволяет правильно сбалансировать их образ жизни.

В настоящее время растёт число движений, пропагандирующих здоровый образ жизни и прививающих физическую культуру. Под здоровым образом жизни подразумевается поведение человека, отражающее определённую жизненную по -зицию, направленную на укрепление и сохранение здоровья, обеспечение высокого уровня трудоспособности, достижение активного долголетия и основанную на выполнении норм, правил и требований личной и общественной гигиены [2. С. 14].

Одной из ведущих сторон здорового образа жизни является стремление человека к физическому совершенствованию. Физическое совершенствование органически взаимосвязано с удовлетворением биологических и социаль-

ных потребностей личности. С одной стороны, его можно рассматривать как естественный процесс удовлетворения органических потребностей организма в движении, физической активности. С другой стороны, физическое совершенствование предстаёт как социальная необходимость, продиктованная требованиями времени. Человек рождается с потребностью двигаться. Способность выполнять мышечные движения является важнейшим свойством организма человека. Мышцы составляют 40-45 % массы тела человека. За время эволюционного развития функция мышечного движения подчинила себе всю жизнедеятельность организма.

Физиологической основой влияния физической активности на организм человека являются мо-торно-висцеральные рефлексы (висцеральный — от лат. viscera — внутренний, относящийся к внутренним органам). Возникающие в работающих мышцах нервные импульсы активизируют деятельность органов и функциональных систем. Систематический их поток положительно сказывается на развитии и функциях мозга, состоянии вегетативной нервной системы, совершенствует деятельность кровеносной, дыхательной, пищеварительной и других систем организма. В результате возрастает (до определённых пределов) способность к выполнению не только физической, но и умственной работы. Причём тренированный организм обладает не только б0льшими резервами, но и более экономно и полно может их использовать. А после завершения работы процессы восстановления идут быстрее.

Систематическое применение средств физической культуры расширяет возможности организма. Тренированный организм более устойчив к гипоксии, гипокинезии, к резко меняющимся погодным условиям, к действию стрессовых факторов, вибрации, укачиванию и др. Говоря о положительном влиянии спорта и физической культуры на социум, вряд ли можно охватить всё, ибо влияние это безгранично и распространяется на все слои общества и на все аспекты жизни. И именно это влияние позволяет «двигать умами» тысяч людей.

Помимо непосредственного положительного влияния спорта на самого человека, наверное, стоит упомянуть влияние спорта на экономику страны. Ведь событийный туризм является одним из следствий глобальных, мировых спортивных соревнований: будь то олимпийские игры,

или чемпионат мира по футболу. Соединяя миллионы людей, спорт становится «крупным донором» страны-организатора. Благодаря этому создаётся огромное количество рабочих мест — и для подготовки к мероприятию, и для его проведения. Для индивидуальных предпринимателей открывается отличная возможность реализации товаров народного хозяйства.

Однако XXI век — век высоких технологий, и именно эти технологии являются одним из врагов спортивного образа жизни. Развитие Интернета и активно прогрессирующий рост инновационных технологий, включающих в себя смартфоны, планшеты, компьютеры, беспроводные модемы, превратили человечество в одну большую глобальную деревню и дали возможность организации коммуникаций людям из разных частей планеты в режиме реального времени.

Сформировалось поколение, которое обладает новыми идентификационными параметрами и воспринимает виртуальную реальность как реальную среду обитания. Появление новой, особой среды обитания человека уже приводит к изменениям сложившихся в социуме архетипов и форм социального взаимодействия. Новое поколение всё меньше стало заниматься физкультурой и всё больше проводит времени за компью -тером, особенно в социальных сетях [2. С. 25]. Нельзя однозначно утверждать, что социальные сети являются абсолютным злом и болезнью современного общества, однако с уверенностью можно сказать, что они имеют огромное влияние на жизнь молодёжи. С их помощью молодёжь пытается выразить себя, донести свои мысли и убеждения до общественности, заработать статус и уважение окружающих. К сожалению, в погоне за самоутверждением в социальных сетях молодые люди настолько увлекаются, что перестают отличать своё собственное мнение от того, что было им навязано. С одной стороны, это, конечно же, один из отрицательных аспектов создания единого информационного пространства. Но этот же минус в умелых руках можно превратить в «мощное оружие». Зная эту особенность молодёжи, можно запустить глобальные интернет-проекты — агитационные промоакции, призывающие к повсеместному распространению спорта, и, как это заведено по обычаю, цепная реакция распространит данную идею и внедрит в сознание миллионов. И именно в социальных сетях получила своё широкое признание мода

на спортивный образ жизни, занятия фитнесом и физической культурой.

Взглянув через призму социальных сетей и Интернет, можно положительно повлиять на развитие физической культуры и спорта в современном обществе, то есть выделить мотива-ционную сферу на формирование активной позиции в области здорового образа жизни. Можно предложить некоторые возможные мотивационные решения:

- Интеграция в социальные сети пропаганды личной и социальной значимости здорового образа жизни и физической культуры.

- Создание спортивных порталов, на которых будут освещаться все события, происходящие в городе. На данный момент это происходит на разрозненных сайтах, которые охватывают узкий круг людей по интересам.

- Размещение информации по проведению соревнований, игр и массовых мероприятий, как профессиональных, так и любительских.

- Поощрение за участие в различных массовых мероприятиях (подростков очень трудно вытянуть из дома и заинтересовать чем-то).

В спортивной деятельности мотивация имеет свои особенности, выражающиеся в формировании привычки и положительного эмоционального отношения к высоким физическим нагрузкам, что в принципе является извращением поведен-ческо-ценностных ориентаций в психологической сфере человека, занимающегося спортом [4. С. 18]. Также мотивы разнятся в зависимости от того, групповой или индивидуальный вид спорта: у спортсменов индивидуальных видов спорта преобладают мотивы самоутверждения и самовыражения (оценка спортивных результатов), а у спортсменов групповых видов спорта — общественные, моральные мотивы (значимость спортивной деятельности).

На мотивацию занятиями спортом и физической культурой влияет очень много факторов, среди которых также выступает и пол человека. Отмечается, что у лиц мужского пола стремление к занятиям спортом выше. Значимость мотивов тоже подвержена влиянию данного фактора (табл. 1) [1. С. 44].

По данным, приведённым в табл. 1, можем сде -лать некоторые выводы: мотив спортивного совершенства для женщин не является значимым, культурно-развлекательный мотив более значим для мужчин. Но также можем отметить и общую

Таблица 1

Мотивы занятий физической культурой, %

Пол Укрепление здоровья Культурно- Мотив

и физическое совершенствование развлекательный мотив спортивного совершенства

Мужчины 60,9 24,3 14,9

Женщины 72,8 21,1 5,3

тенденцию, что лидерами у мужчин и женщин являются мотивы укрепления здоровья и физическое совершенствование.

Интерес к тем или иным видам спорта также может влиять на мотивационную сферу личности (табл. 2) [1. С. 45].

Таблица 2

Любимые виды спорта у мальчиков и девочек (в порядке убывания)

Интерес к тем или иным видам спорта подвержен веяниям моды и времени. Появляются новые виды спорта, но остаются и те виды, которые имеют богатую историю. Рассмотрев и проанализировав приведённую таблицу, можем увидеть, что тройки лидеров у мальчиков и девочек не совпадают. В первую очередь это может быть связано с особенностями конкретного вида спорта. Также можно обратить внимание, что плаванию и лёгкой атлетике отдаётся равное значение и среди мальчиков, и среди девочек.

Рассмотрение некоторых особенностей мотивации занятий спортом и физической культурой показывает значимость этого направления, выявляются особенности и проблемы, раскрываются новые направления и тенденции данной сферы.

Авторами статьи было предложено рассмотреть и сравнить две системы мотивации — мотивацию для команды спортсменов и для сотрудников, работающих в данной сфере.

Спортивный клуб составляют профессиональные спортсмены, которые не являются сверхлюдьми, поэтому мотивация в спортивном клубе должна рассматриваться с позиции личности и индивидуальности каждого спортсмена, и для достижения наивысших результатов необходимо применять специфичную систему мотивации, которая охватывала бы каждого спортсмена индивидуально.

Для развития индивидуальных сторон каждого спортсмена могут применяться:

• Правильная постановка цели.

Цель — это предвосхищённый результат деятельности отдельного человека, группы людей. От правильной постановки цели зависит многое для конкретного спортсмена в частности и команды в целом.

• Отражение достижений в области спорта средствами кинематографа и публицистики. Истории успеха профессионалов спорта.

Во время отдыха спортсменов необходимо демонстрировать различные фильмы, повествующие о великих спортсменах и их достижениях, а также статьи, повествующие о важных спортивных событиях.

• Блоги и страницы в социальных сетях профессиональных спортсменов.

В настоящее время в мире информационных технологий наблюдается тренд, что всё больше знаменитых профессиональных спортсменов и тренеров заводят страницы в социальных сетях, блогах, журналах. Они могут публиковать как информацию о своей личной, так и о спортивной жизни. Визуализация и представление информации знаменитых профессиональных спортсменов и тренеров в социальных сетях являются мотивирующим фактором для фанатов и начинающих спортсменов.

Система средств стимулирования делит все стимулы на материальные (все возможные виды

Мальчики Девочки

Футбол Волейбол

Хоккей Фигурное катание

Баскетбол Спортивная гимнастика

Плавание Плавание

Волейбол Баскетбол

Борьба Конькобежный спорт

Лёгкая атлетика Лёгкая атлетика

Бокс Лыжный спорт

Настольный теннис Художественная гимна-

Велосипедный спорт стика

Лыжный спорт Настольный теннис

Спортивная гимнастика Футбол

Конькобежный спорт Акробатика

Тяжёлая атлетика Велосипедный спорт

Стрельба

материальных благ, которыми в конкретных условиях можно поощрять спортсмена) и моральные.

• Моральное стимулирование может быть и положительным, и отрицательным:

- положительная или отрицательная гласная характеристика;

- одобрение или осуждение;

- признание заслуг перед командой;

- создание перспектив для дальнейшего роста (например, выдвижение кандидатами в сборную команду) или присвоение почётного звания («Заслуженный мастер спорта» и др.).

Моральное стимулирование пронизывает весь управленческий цикл (ежедневный, еженедельный, годичный, четырёхлетний).

В процессе тренировки (цикла тренировочных занятий) и соревнований наиболее частое приме -нение находят одобрение и осуждение, а как итог занятия (цикла занятий) — оценка.

Особо важное значение имеет в стимулировании согласованность действий тренеров. Выговор либо неодобрение, вынесенное старшим трене -ром, лишь тогда может стать воздействующим фактором, когда находит поддержку у остальных руководителей. Если же старший тренер «выговорил» нерадивому, а второй посочувствовал по -лучившему взыскание, то и эффект наказания будет сведён на нет, и сочувствующий делает серьёзный психологический просчёт, ведущий к конфликту, что, в конечном счёте, вредит интересам команды [6. С. 20].

Из многообразия разнотипных стимулов необходимо создать воображаемую «сетку поведения», в пределах которой человеку обеспечивается эмоциональное удовлетворение. Выход за пределы такой «сетки» в той или иной форме всегда должен найти у тренера и в коллективе мягкий (или сильный — в зависимости от обстоятельств) отклик, порождающий моральный дискомфорт для нарушителя норм поведения.

Рост членства клубов привёл к расширению ассортимента услуг, обновлению и разработке нового современного оборудования, что привлекает большое количество профессионалов в область фитнес-индустрии, а также ведёт к необходимости усовершенствования мотивации в этой сфере услуг.

Количество клиентов прямо пропорционально возможностям клубов закупать новое оборудование и разрабатывать новые программы, а также

привлекать к работе инициативных и профессиональных инструкторов. Поэтому спортивные клубы должны предлагать индивидуальный подход, как и к своим сотрудникам, так и к клиентам клуба. Необходимо оказывать помощь и мотивировать сотрудников к улучшению качества работы.

Сегодня основные причины предпочтения людей заниматься в спортивных клубах — это необходимость в общении. Спортивные клубы предоставляют специализированных тренеров, которые обучены и сертифицированы для работы с клиентами. Роль тренера очень большая, он — основное коммуникативное звено между клиентом и клубом. Но основным фактором успеха является политика руководителя клуба, от него зависит выбор персонала, руководитель укрепляет рабочую дисциплину и держит сотрудников «в тонусе», персоналу проще сконцентрироваться на ежедневных целях и уделять время профессиональному росту, если руководитель создаёт правильную атмосферу в коллективе, благоприятную для новых идей.

Вторым звеном является специалист по продажам. Они азартны и любят побеждать, эти качества необходимо мотивировать и поощрять. Например, вручать призы тем сотрудникам, которые заключают больше контрактов. Или ставить перед отдельными сотрудниками и командой в целом дополнительные цели и поощрять за их достижение. Ежедневные мини-тренинги — ещё один способ контролировать работу отдела продаж. Кроме того, это прекрасный инструмент мотивации.

Материальное вознаграждение как часть системы мотивации персонала играет серьёзную роль, однако в клубах с комфортной внутренней средой оно является уже не единственным фактором, удерживающим персонал. Если же существуют проблемы с корпоративной культурой, плохой внутренний микроклимат, то деньгами и различными льготами сотрудников не удержишь. Они могут перейти в другую организацию даже с понижением заработной платы, лишь бы сменить окружение и рабочую среду. Необходимо прежде всего выявить те корпоративные ценности, которые для своих являются достоинством или преимуществом при построении системы.

Для того чтобы привлечь и удержать в своих рядах квалифицированных специалистов, надо попытаться обнаружить ключевой, мотивиру-

ющий на выбор места работы фактор и предлагать потенциальным кандидатам именно его. Для молодёжи и выпускников вузов — это возможность дополнительного послевузовского специализированного обучения, наличие хорошего наставника, карьерная перспектива и в должностном, и материальном плане. Для сотрудников среднего звена, которые уже успели обзавестись семьями, в дополнение к деньгам, это может быть хороший социальный пакет: страховка, фитнес, выплаты на детей, дополнительные «подъёмные» к отпускам, поручительства по ипотечным кредитам, пенсионные планы.

Корпоративная культура призвана обеспечить мотивацию сотрудников без каких-либо дополнительных денежных выплат, создавая благоприятный микроклимат для работы. А благоприятный климат возможен в условиях совпадения жизненных ценностей и интересов отдельных сотрудников с корпоративными ценностями и интересами организации в целом.

Как видно из приведённых систем мотиваций, общим ключевым фактором является психологический микроклимат коллектива.

Эффективность стимулирования прямо зависит от того, насколько сила и направленность стимула соответствуют конкретной ситуации.

Несоответствие стимулирования — как положительного, так и отрицательного (чрезмерно или недостаточно сильные стимулы) — неизбежно ведёт к обесцениванию принимаемых мер.

Эффективность стимулирования зависит и от постоянного усиления применяемых стимулов (но лишь при условии пропорционального последовательного наращивания спортивных результатов игрока).

Современные молодые люди, первоначально замотивированные статьями и постами из Интернета, сейчас серьёзно занялись спортом. По данным социологов, наблюдается прирост численности людей, регулярно посещающих спортзалы [3. С. 18].

Для изучения данного феномена автором статьи было проведено исследование, в котором участвовали респонденты от 17 до 30 лет. Объём выборки составил 205 человек, из них 44 % мужчин и 56 % женщин. Из всех опрошенных лишь 8 % не занимаются спортом вообще по различным причинам. Также из полученных данных ясно, что почти у половины (40 %) опрошенных за-

нятия проводятся нерегулярно, однако присутствуют в их жизни, а у большей части (52 %) респондентов занятия проходят систематически, но с разной интенсивностью. После анализа данных становится ясно, что больше половины людей не просто занимаются спортом и улучшают свои физические показатели, но именно занимаются физической культурой.

Мнения по поводу выделения физической культуры как отдельной составляющей в мировом сообществе разделились. Часть специалистов считает данный термин нецелесообразным, так как в лексиконе многих стран мира он отсутствует как таковой, другая же часть считает, что научное определение физической культуры есть огромный шаг вперёд по сравнению со «спортивной наукой» [5. С. 105].

В ходе опроса респондентам был задан вопрос о том, что даёт им спорт помимо хорошей физической формы. Наиболее частым вариантом ответа были озвучены такие качества, как дисциплинированность, сила воли, стремление побеждать, уверенность в себе (рисунок). Также по результатам опроса видно, что большинству респондентов занятия дарят хорошее настроение. Из числа ответов, не вошедших в данную диаграмму, наиболее интересными были такие варианты: полезное времяпрепровождение, выдержка и самообладание, бодрость духа и знакомство с новыми интересными людьми.

В ходе опроса стало известно, что в среднем тренировка большинства опрошенных длится от 45 мин до 1,5 ч. Немало людей выделяют на занятия два и более часа. Это лишний раз доказывает то, что увлечение спортом становится всё более масштабным и серьёзным. В опросе участвовали люди как занимающиеся спортом с раннего детства, так и те, кто увлёкся этим недавно. Главной причиной этого для большинства респондентов послужил лишний вес или желание иметь красивую фигуру.

Таким образом, можно сказать, что занятия спортом и физической культурой не только держат человека в тонусе, продлевают его здоровье и предупреждают развитие различных заболеваний, но тренируют силу духа, упорство, а также дисциплинируют его, прививают инициативность и самостоятельность, решительность и смелость.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Дисциплинированность — проявление воли, характеризующееся ясностью целей и задач, пла-

25

20

15

10

MMii-l

2

3

4

5

6

7

Распределение ответов на вопрос: «Что даёт вам спорт, кроме хорошей физической формы», %:

1 — уверенность в себе; 2 — сила воли; 3 — дисциплинированность; 4 — ориентированность на результат; 5 — упорство; 6 — самоудовлетворение; 7 — приводит мысли

в порядок; 8 — настроение

номерностью деятельности и конкретных действий, сосредоточенностью действий, мыслей и чувств на непреклонном движении к поставленной цели.

Ориентированность на результат — проявление воли, характеризующееся длительным сохранением энергии и активности в борьбе за достижение цели и преодоление многих, в том числе неожиданно возникающих препятствий.

Решительность и смелость — проявление воли, характеризующееся своевременностью и обдуманностью их реализации в практических действиях, отсутствием боязни принять ответственность за решение и его исполнение даже в условиях риска и опасности.

Инициативность и самостоятельность — про -явление воли, характеризующееся личным почином, новаторством, творчеством и быстротой мышления в действиях, направленных на достижение цели, отсутствием ориентировки на помощь извне, устойчивостью по отношению к оказывающим влияние другим людям и их действиям.

Выдержка и самообладание — проявление воли, характеризующееся сохранением ясности ума, возможностью управлять мыслями, чувствами и действиями в условиях эмоционального возбуждения или подавленности, интенсивных напряжений, утомления, возникновения неожиданных препятствий, неудач и влияния других неблагоприятных факторов.

Эти качества являются едва ли не ключевыми для достижения успеха в любом деле, не только касающегося физических занятий. Лишь через упорный труд и непрерывную работу над собой можно достичь видимых результатов. Усвоив

эту истину через спорт, человек применяет ее в других сферах своей жизни. И в понимании современников, человек не может считаться успешным, если, даже имея материальное благополучие, не следит за своим здоровьем, не занимается спортом. Эта истина дошла до наших времен с момента зарождения человечества. Так, например, человек, который медленно бегает, быстро выдыхается, вряд ли смог бы быть хорошим охотником и выжить в опасном древнем мире. Тот, кто не умеет обращаться с тяжелыми вещами в своих руках, не смог бы быть кузнецом. Поэтому раньше от физического состояния зависели и образ жизни, и положение в обществе, а иногда и жизнь. В наше время не обязательно иметь накаченное тело, но ухоженная, красивая и подтянутая фигура говорит о многом. Если человек любит себя и заботится о сво -ем будущем, он, несомненно, уделяет время физическим упражнениям. Иначе быть не может.

Физическая культура и спорт являются мощным средством социального становления, пронизывая все слои общества. И как сказал известный спортсмен А. Волков: «...спорт сегодня — это главный социальный фактор, способный противостоять нашествию дешевой культуры и дурным привычкам. Это лучшая "погремушка", которая сможет отвлечь людей от нынешних социальных проблем. Это, пожалуй, единственный "клей", который способен склеить всю нацию воедино, что не удается ни религии, ни тем паче политикам».

Список литературы

1. Ильин, Е. П. Психология спорта / Е. П. Ильин. -СПб. : Питер, 2009. - 352 с.

1

8

2. Кокоулина, О. П. Основы теории и методики физической культуры и спорта / О. П. Кокоулина. -М. : МЭСИ, 2014. - 167 с.

3. Матвеев, Л. П. Современные проблемы наук о физической культуре и спорте / Л. П. Матвеев. -М. : РИО РГУФК, 2005. - 18 с.

4. Соломатин, С. А. Структура и особенности мотивации в спорте высших достижений / С. А. Соло-матин // Психология в России и за рубежом : мате-

Поступила в редакцию: 13 ноября 2015 г.

риалы междунар. науч. конф. - СПб. : Реноме, 2011.

5. Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта : учеб. пособие для студентов вузов / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. - М. : Академия, 2012. - 521 с.

6. Юрзинов, В. В. О системе мотивации в хоккее / В. В. Юрзинов // Хоккей : ежегодник. - М. : Физкультура и спорт, 1984.

Для цитирования: Кокоулина, О. П. Основные мотивационные направления развития физической культуры и спорта в современном обществе / О. П. Кокоулина, Ю. В. Бажданова // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. - 2016. - Т. 1, № 2. - С. 17-24.

Сведения об авторах

Кокоулина Ольга Павловна — кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания № 2, Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова. Москва, Россия. [email protected]

Бажданова Юлия Викторовна — старший преподаватель кафедры психологии, Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова. Москва, Россия. [email protected]

PHYSICAL CULTURE. SPORT. TOURISM. MOTOR RECREATION

2016, vol. 1, no. 2, pp. 17-24.

Key Motivational Directions for the Development of Physical Culture and Sports in the Modern Society

O. P. Kokoulina, Yu. V. Bazhdanova

Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, Russia [email protected]; [email protected]

The causal connection between the emergence and development of sport and its history were considered in this article, and the analysis of the nature of sport and physical culture in the modern society was made. Was emphasized the necessity and importance of sports and physical education at the present stage of the society development. Some factors that prevent globalization and widespread dissemination of sport and physical culture were introduced. Possible ways of solving these problems were put forward, there was highlighted the motivational sphere and its influence on the formation of the active position in the field of healthy lifestyle.

Keywords: education, sport, physical culture, motivation, globalization, innovation, applied research, information technology, research activity, scientific approach, information transfer.

References

1. Il'in E.P. Psihologiya sporta [Psychology of Sport]. St. Petersburg, 2009. 352 p.

2. Kokoulina O.P. Osnovyi teorii i metodiki fiziches-koy kulturyi i sporta [Fundamentals of the Theory and Methodology of Physical Culture and Sports]. Moscow, 2014. 167 p.

3. Matveev L.P. Sovremennyie problemyi nauk o fizi-cheskoy kulture i sporte [Contemporary Problems of Sciences in Physical Culture and Sport]. Moscow, 2005. 18 p.

4. Solomatin S.A. Struktura i osobennosti motivatsii

v sporte vyisshih dostizheniy [The Structure and Features of Motivation in Elite Sport]. Psihologiya v Rossii i za rubezhom [Psychology in Russia and Abroad. International conference articles]. St. Petersburg, 2011.

5. Holodov Zh.K., Kuznetsov V.S. Teoriya i metodika fizicheskogo vospitaniya i sporta [Theory and Methods of Physical Education and Sport. Textbook for University Students.]. Moscow, 2012. 521 p.

6. Yurzinov V.V. O sisteme motivatsii v hokkee [About the System of Motivation in Hockey]. Hokkey [Hockey]. Moscow, 1984.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.