Научная статья на тему 'ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНТОВ ВУЗА К ДИСТАНЦИОННОМУ ОБУЧЕНИЮ: СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ'

ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНТОВ ВУЗА К ДИСТАНЦИОННОМУ ОБУЧЕНИЮ: СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
84
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СТУДЕНТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Леонтьев Михаил Георгиевич

Статья посвящена отношению студентов вуза к дистанционному обучению. Анализ социально-психологических аспектов отношения студентов к дистанционному образованию позволяет раскрыть ряд противоречий, достоинств и недостатков дистанционной формы обучения. Раскрыты содержание понятий «дистанционное образование» и «дистанционное обучение» студентов. Описаны особенности дистанционного обучения, его достоинства и недостатки. Проведен анализ исследований по проблеме отношения студентов к дистанционному обучению. Выявлены положительные социально-психологические аспекты отношения студентов к дистанционному обучению, к которым относятся экономия времени, интерес к обучению, повышение временных ресурсов на самообразование, хобби и отдых. К негативным социально-психологическим аспектам отношения студентов к дистанционному обучению относятся недостаток непосредственного общения субъектов обучения, социальная изолированность, барьеры общения при использовании электронно-цифровых средств обучения, утомляемость.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Леонтьев Михаил Георгиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ATTITUDE OF UNIVERSITY STUDENTS TO DISTANCE LEARNING: SOCIO-PSYCHOLOGICAL ASPECTS

The article is devoted to the attitude of university students to distance learning. An analysis of the socio-psychological aspects of students’ attitudes towards distance education makes it possible to reveal a number of contradictions, advantages and disadvantages of distance learning. The content of the concepts of “distance education” and “distance learning” of students is disclosed. The features of distance learning, its advantages and disadvantages are described. The analysis of studies on the problem of students’ attitude to distance learning was carried out. Positive socio-psychological aspects of students’ attitude to distance learning are revealed, which include saving time, interest in learning, increasing time resources for self-education, hobbies and recreation. The negative socio-psychological aspects of students’ attitude to distance learning include the lack of direct communication between the subjects of education, social isolation, barriers to communication when using digital learning tools, and fatigue.

Текст научной работы на тему «ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНТОВ ВУЗА К ДИСТАНЦИОННОМУ ОБУЧЕНИЮ: СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ»

ДИСКУССИОННЫЕ ТЕМЫ

Отношение студентов вуза к дистанционному обучению: социально-психологические аспекты

Леонтьев Михаил Георгиевич,

канд. пс.н., доцент; Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет E-mail: miillen@rambler.ru

Статья посвящена отношению студентов вуза к дистанционному обучению. Анализ социально-психологических аспектов отношения студентов к дистанционному образованию позволяет раскрыть ряд противоречий, достоинств и недостатков дистанционной формы обучения. Раскрыты содержание понятий «дистанционное образование» и «дистанционное обучение» студентов. Описаны особенности дистанционного обучения, его достоинства и недостатки. Проведен анализ исследований по проблеме отношения студентов к дистанционному обучению. Выявлены положительные социально-психологические аспекты отношения студентов к дистанционному обучению, к которым относятся экономия времени, интерес к обучению, повышение временных ресурсов на самообразование, хобби и отдых. К негативным социально-психологическим аспектам отношения студентов к дистанционному обучению относятся недостаток непосредственного общения субъектов обучения, социальная изолированность, барьеры общения при использовании электронно-цифровых средств обучения, утомляемость.

Ключевые слова: высшее образование, информатизация, дистанционное образование, дистанционное обучение, дистанционные образовательные технологии, студенты.

Ведущие тенденции развития системы высшего профессионального образования связаны с ростом уровня информатизации образовательного процесса, построения информационной образовательной среды и использования дистанционных образовательных технологий. В связи с этим актуализируется проблема отношения субъектов образовательного процесса к дистанционному обучению, в частности проблема, отражающая социально-психологические аспекты отношения студентов вуза к дистанционному обучению.

В рамках исследуемой проблемы необходимо разграничить и определить сущность таких понятий, как «дистанционное образование» и «дистанционное обучение». Разграничивая данные понятия, отметим, что, если дистанционное обучение подразумевает под собой «совокупность определенных образовательных технологий, учебных форм организации занятий» [1, с. 57], то дистанционное образование отражает более широкое понятие, включающее «систему, в которой реализуется дистанционное обучение и осуществляется выбор необходимых технологий для достижения заранее запланированных результатов» [1, с. 57-58]. Дистанционное обучение характеризуется доступностью, наглядностью, индивидуальным характером обучения, вариативностью используемых технологий и интерактивностью педагогического взаимодействия между субъектами образовательного процесса. В условиях дистанционного обучения лекции и семинары (электронные семинары, ве-бинары) могут проводиться как в реальном, так и в нереальном времени, поскольку само дистанционное обучение представляет «метод обучения, который предоставляет возможность взаимодействия между преподавателем и студентом независимо от временных и пространственных рамок» [4, с. 37]. При этом дистанционное обучение определяется как «организованный по определенным темам, учебным дисциплинам учебный процесс, предусматривающий активный обмен информацией между учащимися и преподавателем, а также между самими учащимися, и использующий в максимальной степени современные средства новых информационных технологий» [1, с. 53].

В настоящее время накоплен значительный опыт внедрения инновационных моделей дистанционного образования в высшей школе, однако вопросы о качестве дистанционного обу-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

чения в высшей школе, а также о применяемых информационно-коммуникативных методах и методиках, обеспечивающих эффективность организации педагогического процесса на основе информационных технологий, остаются открытыми. Информатизация системы высшего образования и последующие за ней педагогические инновации в подходах к организации педагогической деятельности и применяемых педагогических технологий в высшей школе вызвали научную дискуссию о достоинствах и недостатках внедрения дистанционного образования. Сторонники дистанционного образования, описывая его преимущества, подчеркивают, что «дистанционное образование можно получать в любом удобном для студента ритме, распределяя учебную нагрузку по собственному желанию, а при правильно организации занятий может быть достигнута высокая эффективность дистанционного обучения благодаря использованию новых программно-аппаратных платформ и электронных курсов» [1, с. 5]. В то же время выделены и ряд недостатков дистанционного образования. К таковым, по мнению критиков дистанционного образования, относятся низкое качество обучения, связанное с недостатками используемых методик дистанционного преподавания, качеством электронных образовательных сред и электронных курсов. К проблемным зонам дистанционного обучения относятся и недостаточная техническая готовность субъектов образовательного процесса к обучению с использованием электронно-цифровых средств, негативное влияние компьютерных технологий на психоэмоциональное состояние и здоровье студентов [1; 2; 4; 5].

В условиях дистанционного обучения меняется и характер педагогического общения, играющего первостепенную роль в процессе обучения студентов. Сам процесс обучения невозможно раскрыть вне специфики педагогического общения преподавателя и студента, поскольку обучение рассматривается как «двухсторонний процесс, в котором взаимодействуют обучаемый и обучающий и в ходе которого планомерно и целенаправленно осуществляется образование, воспитание и развитие человека» [3, с. 17]. Как пишет А.Л. Абрамовский «отсутствие непосредственного общения между преподавателем и студентом исключает возможность воспитания студенческой личности, передаваемые дистанционно знания теряют эмоциональную окраску, что снижает уровень заинтересованности студента в обучении» [1, с. 5]. Разрешить указанные противоречия позволяет анализ социально-психологических аспектов отношения студентов к дистанционному образованию.

Результаты многочисленных опросов, проведенных среди студентов по проблеме отношения 5 к дистанционному обучению, позволили выявить о его сильные и слабые стороны. И.Г. Булан отмену чает, что только каждый шестой студент призна-° ет преимущества дистанционного обучения, отав мечая его необходимость в период вынужденной

изоляции. В условиях дистанционного обучения студенты столкнулись с рядом трудностей, к которым, по мнению большинства респондентов, относятся характер взаимодействия между студентами и преподавателями, ограниченный электронно-цифровыми средствами коммуникации, технические перебои подключения к интернету, трудности в постановке вопросов и уточнении понятий, большой объем учебной нагрузки для самостоятельной работы в процессе дистанционного обучения [2].

Обращают на себя внимание выводы, отражающие учебно-познавательную активность студентов в условиях дистанционного обучения. Только каждый десятый студент внимательно слушает преподавателя и организовывает отработку полученных знаний в малых группах, а почти каждый второй отвлекается на просмотры фильмов, переписку в телефонах и др. В условиях дистанционного обучения, как пишет И.Г. Булан, «в силу отсутствия волевых качеств, недостаточной развитости ответственности и самостоятельности студенты не могут концентрироваться на учебной деятельности полностью» [2, с. 7]. Описывая негативные психофизиологические и социально-психологические аспекты дистанционного обучения, С.Ж. Досбергенова пишет о том, что, по мнению более, чем каждого второго студента увеличивается умственная нагрузка, а с точки зрения каждого четвертого студента - утомление органов зрения [4]. Результаты опроса И.В. Легостаевой показали, что при дистанционном формате обучения почти каждый третий студент испытывает чувство одиночества и социальной изолированности; более, чем каждый третий студент имеет психологический дискомфорт при включении камеры, а более, чем каждый четвертый студент имеет барьеры общения с преподавателем [6].

Студенты отмечают и положительные аспекты дистанционного обучения. Так, оценивая особенности учебного процесса в условиях дистанционного обучения, почти каждый четвертый студент отметил уменьшение временных затрат на поиск и обработку информации, а почти каждый шестой - повышение интереса к процессу обучения. Дистанционное обучение, по мнению почти каждого второго студента, позволяет сэкономить временные ресурсы на самообразование, а более половины опрошенных студентов заявили о повышении времени для сна, отдыха и хобби [6]. К положительным аспектам относится в целом позитивное отношение студентов к дистанционному обучению, характеризуемое ими как «достаточно эффективное, которое позволяет им получить необходимые знания и сформировать профессиональные компетенции» [5, с. 133].

Таким образом, дистанционное обучение студентов является современным и перспективным направлением развития высшего образования, обеспечивающим повышение доступности образования, расширение образовательных возможностей для всех категорий студентов, а также инновационное развитие педагогических тех-

нологий на основе использования электронно-цифровых средств обучения и информационно-коммуникативных технологий. Признавая как позитивные, так и негативные социально-психологические аспекты дистанционного обучения, необходимо продолжить педагогические исследования по оптимизации условий и технологий дистанционного обучения студентов в высшей школе.

Литература

1. Абрамовский А.Л. Дистанционное образование на современном этапе развития российского высшего образования: диссертация ... кандидата социологических наук: 22.00.06 / Абрамовский Антон Львович. - Тюмень, 2014. -203 с.

2. Булан И.Г. Отношение студентов к дистанционному обучению // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». - 2022. - № 1 (13) / апрель. -С. 3-10. - URL: https:// koirojournal.ru/realises/ д2022/01 ар^2022/1^о101/

3. Гарунов М.Г., Семушина Л.Г., Фокин Ю.Г., Чернышев А.П. Этюды дидактики высшей школы. - М.: НИИ ВО, 1994. - 135 с.

4. Досбергенова С.Ж. Влияние дистанционного обучения на здоровье и образ жизни студентов // Молодой ученый. - 2021. - № 16 (358). - С. 37-38. - URL: https://moluch.ru/ar-сЫуе/358/80175/

5. Елшанский С.П., Ферапонтова М.В., Ефимова О.С. Отношение студентов к дистанционному обучению в период пандемии: положительные и отрицательные аспекты // Педагогика и психология образования. - 2021. - № 2. -С.125-136.

6. Легостаева И.В. Отношение студенческой молодежи к дистанционному формату обучения в условиях пандемии: социологический анализ // Мир науки. Социология, филология, культурология. - 2021. - № 2, Том 12. - URL: https:// sfk-mn.ru/PDF/17SCSK221.pdf

THE ATTITUDE OF UNIVERSITY STUDENTS TO DISTANCE LEARNING: SOCIO-PSYCHOLOGICAL ASPECTS

Leontev M.G.

National Research Moscow State University of Civil Engineering

The article is devoted to the attitude of university students to distance learning. An analysis of the socio-psychological aspects of students' attitudes towards distance education makes it possible to reveal a number of contradictions, advantages and disadvantages of distance learning. The content of the concepts of "distance education" and "distance learning" of students is disclosed. The features of distance learning, its advantages and disadvantages are described. The analysis of studies on the problem of students' attitude to distance learning was carried out. Positive socio-psychological aspects of students' attitude to distance learning are revealed, which include saving time, interest in learning, increasing time resources for self-education, hobbies and recreation. The negative socio-psychological aspects of students' attitude to distance learning include the lack of direct communication between the subjects of education, social isolation, barriers to communication when using digital learning tools, and fatigue.

Keywords: higher education, informatization, distance education, distance learning, distance learning technologies, students.

References

1. Abramovsky A. L. Distance education at the present stage of development of Russian higher education: dissertation ... candidate of sociological sciences: 22.00.06 / Abramovsky Anton Lvovich. - Tyumen, 2014. - 203 p.

2. Bulan I.G. The attitude of students to distance learning // Scientific and methodological electronic journal "Kaliningrad Bulletin of Education". - 2022. - No. 1 (13) / April. - P. 3-10. - URL: https://koirojournal.ru/realises/g2022/01aprL2022/kvo101/

3. Garunov M.G., Semushina L.G., Fokin Yu.G., Cherny-shev A.P. Etudes of didactics of higher education. - M.: NII VO, 1994. - 135 p.

4. Dosbergenova S. Zh. The influence of distance learning on the health and lifestyle of students // Young scientist. - 2021. - No. 16 (358). - P. 37-38. - URL: https://moluch.ru/archive/358/80175/

5. Elshansky S.P., Ferapontova M.V., Efimova O.S. The attitude of students to distance learning during the pandemic: positive and negative aspects // Pedagogy and psychology of education. -2021. - No. 2. - P. 125-136.

6. Legostaeva I.V. The attitude of students to distance learning in a pandemic: a sociological analysis // World of Science. Sociology, philology, cultural studies. - 2021. - No. 2, Volume 12. -URL: https://sfk-mn.ru/PDF/17SCSK221.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.