УДК 37.018.43
ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ обучению // Научно-методический электронный
журнал «Калининградский вестник образования». — Нау4н0-Ме-Г0дическии 2022. — № 1 (13) / апрель. — С. 3-10. — URL: https://
электронный журнал koirojournaL.ru/realises/g2022/01aprL2022/kvo101/
Булан Ирина Геннадиевна | [email protected]
Кандидат педагогических наук Доцент
Калининградский филиал Российского университета кооперации Калининград, Россия
Отношение студентов к дистанционному обучению
Аннотация. Сегодня студенты вынуждены учиться в режиме дистанционного обучения, поскольку во время пандемии это единственный выбор. В данном исследовании рассматривается отношение к дистанционному обучению студентов 1-х курсов (87 человек) Российского университета кооперации (г. Калининград). Проведенное исследование выявило трудности, с которыми пришлось столкнуться студентам: перегруженность заданиями; огромный объем учебных материалов для изучения; ограниченное взаимодействие с преподавателем и другими студентами; технические проблемы. Все это вкупе послужило ослаблением мотивации к обучению.
Ключевые слова: дистанционное обучение, отношение к дистанционному обучению, трудности дистанционного обучения.
Как и многие страны мира, во время пандемии Россия испытывает сложности в экономических, социальных, медицинских и других вопросах, а также в организации обучения. Традиционное обучение
в очном формате стало невозможным, и учебные заведения были вынуждены обращаться за помощью к технологическим продуктам, таким как Moodle, Zoom, Google, Microsoft и т. д. Внезапное изменение способа обучения вызвало много затруднений как у преподавателей, так и у студентов. Поэтому необходимо выявить проблемы, с которыми они встречаются, а затем выработать прогнозируемые решения таких проблем.
Информационно-коммуникационные технологии (далее — ИКТ) уже много лет используются в системе образования, некоторые учебные учреждения активно применяют электронный (дистанционный) формат обучения как новый способ социального взаимодействия. Сегодня всем вузам приходится быстро адаптироваться к новой среде, в которой традиционные занятия проводить гораздо сложнее [1, с. 513].
Анализируя структуру электронной системы обучения, можно прийти к выводу об изменении многих факторов. Первый фактор — образовательное
УДК 37.018.43
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Булан И. Г. Отношение студентов к дистанционному обучению // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2022. — № 1 (13) / апрель. — С. 3-10. — URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2022/01aprL2022/kvo101/
учреждение присутствует в виртуальном виде, поскольку необходимость физического посещения вуза отпадает. Второй фактор — организация образовательного процесса претерпевает кардинальные изменения — от межличностного обучения переходит к бесконтактному, виртуальному. Третий — влияние личностных особенностей обучающегося становится опосредованной электронной средой; отсутствующий почти во всех формах электронного обучения, педагог утрачивает свое непосредственное мотивирующее воздействие. Меняется и характер взаимоотношений субъектов образовательного процесса (студентов, преподавателей, представителей администрации). Содержание учебных материалов остается относительно неизменным при полном изменении формы его презентации.
Обращает на себя внимание тот факт, что в большинстве случаев ученые, создающие электронные ресурсы, не предполагают непосредственного общения субъектов педагогического процесса. С точки зрения мотивации учения это следует оценивать как недостаток, ведь именно непосредственное взаимодействие участников процесса способно вызывать те или иные мотивационные состояния. И в зависимости от того, как будет выстроено дистанционное обучение, мотивация учебной деятельности будет либо поддерживаться, развиваться, либо угасать.
Целостный подход к исследованию педагогических явлений и процессов
ориентирует на установление связей между педагогическими и учебными действиями, на актуализацию психики учащегося в процессе обучения как целого психического мира. Поэтому важно обратиться далее к таким действиям педагога, которые вызовут желание и стремление учащегося достичь цели таким образом, что это будет соответствовать его представлениям о своих учебных возможностях, о своем интеллектуальном потенциале. Как известно, способов работы с учебным материалом сегодня достаточно, чтобы организовать выбор учащимся способа, наиболее привлекательного для него. В электронном курсе педагог может предложить перечень способов (с их характеристикой), учитывающих не только классические варианты (найти ответы на вопросы, придумать свой пример, найти и предложить дополнительную информацию и др.), но и современные приемы когнитивного обучения, основанные на использовании информационных технологий (составить схему, граф, таблицу и др.).
С развитием дистанта стали появляться новые возможности обучения. Существуют множество положительных факторов развития дистанционного обучения — доступность (дистанционные платформы удобны для получения образования везде и в любое время); наглядность (использование новейших технических средств повышает эффективность обучения); индивидуальный характер (направленный на самостоятельный выбор темпа обучения); объективность оценки; относительная дешевизна и др.
УДК 37.018.43
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Булан И. Г. Отношение студентов к дистанционному обучению // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2022. — № 1 (13) / апрель. — С. 3-10. — URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2022/01aprL2022/kvo101/
Но в нашей стране в системе высшего образования дистанционное обучение предпочитали применять как элемент смешанного [4, с. 90]. Студенты и преподаватели знакомились с использованием информационных технологий в учебных целях постепенно. Однако дистанционное обучение как инструмент никогда не преобладало в преподавании различных дисциплин. Между тем многие современные авторы указывают на практически одинаковую эффективность традиционного и дистанционного обучения при условии хорошо спроектированного курса с хорошим взаимодействием [2, с. 125], а также усилием учащихся [6]. Таким образом, успех дистанционного обучения зависит как от хорошо организованного взаимодействия преподавателей и студентов, так и от работы учащихся.
Итак, все сказанное выше объясняет цель проведенного нами исследования, направленного на изучение отношения студентов к дистанционному обучению, выявление степени их адаптации при новых условиях обучения, а также обнаружение затруднений, возникающих при дистанционном обучении.
В исследовании приняли участие студенты 1-х курсов (87 человек) Российского университета кооперации (г. Калининград).
Дистанционное обучение осуществлялось посредством Google Classroom,
в котором учащиеся общаются друг с другом и преподавателем, а также получают важные уведомления, выполняют задания. Преподаватель просматривает ответы учащихся и отправляет им личные комментарии. Для проведения лекций, встреч с преподавателем и одно-группниками, для обмена информацией и анализа распространенных ошибок учащихся в соответствии с календарем занятий использовались платформы Zoom или Google Meet.
Исследование проводилось в виде онлайн-анкетирования студентов с использованием Google-формы. Опрос студентов об отношении к дистанционному обучению в основном фокусировался на проблемах дистанционного обучения. Вопросы были адаптированы из анкеты «Отношение студентов к дистанционному обучению в период пандемии» (С. П. Елшанский) [3].
Ответы на вопросы анкеты для студентов были проанализированы и разделены на 3 основные группы: 1 — для определения отношения учащихся к дистанционному обучению; 2 — для определения действий студентов во время занятий в условиях дистанционного обучения; 3 — для определения затруднений студентов при дистанционном обучении.
Для получения результатов первой группы ответов студентам были предложены вопросы и варианты ответов (таблица 1).
УДК 37.018.43
ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ обучению // Научно-методический электронный
журнал «Калининградский вестник образования». — Нау4н0-Ме-Г0дическии 2022. — № 1 (13) / апрель. — С. 3-10. — URL: https://
электронный журнал koirojournaL.ru/realises/g2022/01aprL2022/kvo101/
Таблица 1 — Отношение студентов к дистанционному обучению
№ п/п Вопрос Полностью согласен Согласен Затрудняюсь ответить Не согласен Полностью не согласен
1. Необходимо организовывать дистанционное обучение в период пандемии 70 % 24 % 5 % 1 % 0 %
2. Дистанционное обучение более эффективно, чем традиционное 7 % 8 % 33 % 41 % 11 %
3. Комфортно себя чувствую при дистанционном обучении 16 % 18 % 23 % 31 % 12 %
4. Я не получаю те знания, которые хотел бы получить при дистанционном обучении 52 % 25 % 16 % 5 % 2 %
5. Я не могу сформировать необходимые для будущей трудовой деятельности компетенции при дистанционном обучении 46 % 36 % 14 % 3 % 1 %
6. Я хотел (а) бы продолжить обучение в дистанционном режиме после пандемии 22 % 21 % 24 % 31 % 2 %
В результате по первому вопросу о необходимости организации дистанционного обучения в период пандемии положительно ответили 94 % респондентов; преимущество эффективности дистанционного обучения признают только 15 %; оценка в пользу комфортности дистанционного обучения отметили 35 % опрошенных
студентов. Также большая часть студентов считает, что могут сформировать необходимые для будущей трудовой деятельности компетенции при дистанционном обучении — 72 %; необходимые знания могут быть получены — 77 %. Анализ ответов свидетельствует о том, что студенты еще недостаточно осмыслили значение для
УДК 37.018.43
ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ обучению // Научно-методический электронный
журнал «Калининградский вестник образования». — Научно-методическии 2022. — № 1 (13) / апрель. — С. 3-10. — URL: https://
электронный журнал koirojournaL.ru/reaLises/g2022/01aprL2022/kvo101/
них дистанционного обучения: выражая положительное отношение, они в то же время не видят эффективности такого формата обучения. Да и далеко не для всех такой формат удобен.
Также студентам были предложена другая группа вопросов, связанных с действиями во время занятий в дистанционном формате (таблица 2).
Таблица 2 — Действия студентов во время занятий в дистанционном формате
Действия Всегда Часто Обычно Иногда Никогда
Слушаю преподавателя 10 % 12 % 42 % 27 % 9 %
Общаюсь с друзьями 7 % 13 % 48 % 21 % 11 %
Смотрю фильм (или просматриваю телефон 42 % 28 % 10 % 5 % 15 %
и др.)
Выполняю задание 31 % 28 % 22 % 16 % 3 %
Обсуждаю занятие с другими участниками 24 % 26 % 26 % 19 % 5 %
Помогаю другим в понимании темы занятия 19 % 25 % 30 % 17 % 9 %
Организовываю отработку полученных зна- 10 % 12 % 30 % 23 % 25 %
ний в малых группах
Спрашиваю, если не понимаю 4 % 6 % 5 % 18 % 67 %
Из таблицы видно, что часть студентов все-таки пытается добросовестно заниматься во время трансляции занятия в дистанционном режиме. Однако они редко обсуждают занятия и помогают друг другу. Анализ полученных данных показывает, что студенты не готовы к дистанционному обучению, такой формат им непривычен; в силу отсутствия волевых качеств, недостаточной развитости
ответственности и самостоятельности студенты не могут концентрироваться на учебной деятельности полностью.
Студенты имели возможность в открытой форме поделиться своими затруднениями, возникающими при дистанционном обучении. Были названы многие причины этих затруднений, которые удалось объединить в 11 основных (таблица 3).
УДК 37.018.43
ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ обучению // Научно-методический электронный
журнал «Калининградский вестник образования». — Научно-мет°дический 2022. — № 1 (13) / апрель. — С. 3-10. — URL: https://
электронный журнал koirojournaL.ru/reaLises/g2022/01aprL2022/kvo101/
Таблица 3 — Причины затруднений студентов при дистанционном обучении
№ п/п Причина Результаты опроса
1. Ограниченность взаимодействия 97 %
2. Тяжело понять изложенный теоретический материал 56 %
3. Проблемы Интернет-соединения 77 %
4. Плохая разработка вариантов ответов на вопросы 74 %
5. Технические проблемы 72 %
6. Мало времени на обсуждение практических заданий 54 %
7. Мало ответов преподавателя на интересующие вопросы 61 %
8. Неинтересные занятия 46 %
9. Много различных отвлекающих моментов 68 %
10. Много непривычных методов обучения 72 %
11. Много сложных заданий для самостоятельного изучения 71 %
Наибольшее количество учащихся отметили ограниченность взаимодействия между студентами и преподавателями. Второй по частоте отметок причиной явилось нестабильное подключение к Интернету. Отмечено также, что постановка вопросов и уточнение понятий стали почти невозможными в дистанционном обучении. Кроме того, на студентов действуют различные отвлекающие факторы, с которыми они не встречались в аудиториях, а также им задавали слишком большое количество учебных материалов для самостоятельного изучения.
В связи с представленными данными особое место в электронном курсе
должна занимать, на наш взгляд, специально организованная интеракция. Каждому человеку чрезвычайно важно знать мнение, оценку своих учебных действий, результатов этих действий и пр., высказывать собственное представление (хотя бы мысленно) о происходящем, влиять на какие-то события во время учебного занятия и т. д. В традиционном процессе обучения каждый студент может удовлетворять свои потребности в общении, во взаимодействии благодаря личному контакту с преподавателем и другими студентами. Что касается процесса дистанционного обучения, то здесь реализовать этот аспект непросто.
УДК 37.018.43
КАЛИНИНГРАДСКИЙ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Булан И. Г. Отношение студентов к дистанционному обучению // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2022. — № 1 (13) / апрель. — С. 3-10. — URL: https:// koirojournaL.ru/reaLises/g2022/01aprL2022/kvo101/
Обучение, построенное по дистанционной технологии, подразумевает (при использовании всех известных методов) преобладание активных методов обучения, а это значит, что в учебном процессе должны преобладать и новые формы организации обучения — диалоговые формы освоения знаний, построенные на основе активного взаимодействия и устойчивой обратной связи между преподавателем и учащимся [5].
Среди большого количества недостатков дистанционного обучения хотелось бы отметить и некоторые его преимущества: благодаря дистанционному обучению многие студенты отметили у себя улучшение технических навыков и навыков самостоятельной деятельности.
Роль дистанционного обучения значительно выросла в период пандемии и продолжает расти, тем самым предъявляя к участникам обучения (студентам и преподавателям) новые требования:
- освоение цифровых технологий;
- освоение новых форматов взаимодействия;
- качественная проработка учебно-методических материалов;
- освоение новых методик и дидактических приемов;
- повышение диалогового режима обучения;
- обеспечение своевременной и достаточной учебной информации;
- принятие мер по бесперебойной работе Интернета;
- обеспечение участников обучения необходимыми техническими средствами;
- сохранность и повышение мотивации обучения;
- сохранность физического и психического здоровья;
- обеспечение грамотного управления обучением и др.
Как видим, организация дистанционного обучения ставит ряд проблем — педагогических, методических, психологических, технических, экономических и др. Возникает необходимость проведения дальнейших исследований в области цифровой образовательной среды: для усовершенствования структуры дистанционного обучения, для повышения эффективности взаимодействия субъектов в процессе дистанционного обучения и т. п.
Список литературы
1. Бурлина, А. А. Образование в России сегодня и перспективы на завтра / А. А. Бурлина // Молодой ученый. — 2020. — № 22 (312). — С. 512-514.
2. Данилова, Л. Н. COVID-19 как фактор развития образования: перспективы цифровизации и дистанционного обучения // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. — 2020. — № 5 (68). — С. 124-135.
3. Елшанский, С. П. Отношение студентов к дистанционному обучению в период пандемии: положительные и отрицательные аспекты / С. П. Елшанский,
УДК 37.018.43
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Булан И. Г. Отношение студентов к дистанционному обучению // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2022. — № 1 (13) / апрель. — С. 3-10. — URL: https:// koirojournaL.ru/reaLises/g2022/01aprL2022/kvo101/
М. В. Ферапонтова, О. С. Ефимова // Педагогика и психология образования. — 2021. — № 2. — С. 125-136.
4. Морозова, Е. Я. К вопросу о плюсах и минусах развития в России дистанционного обучения / Е. Я. Морозова // Дистанционное обучение в высшем образовании: опыт, проблемы и перспективы развития: XIII Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием. — 2020. — С. 89-91.
5. Солдаткин, В. И. Преподавание в сети Интернет: Учеб. пособие / В. И. Солдаткин. — М.: Высшая школа, 2003. — 792 с.
6. Шурухина, Т. Н. Анализ первых результатов перехода российского образования на дистанционные форматы в период мировой пандемии COVID-19 [Электронный ресурс] / Т. Н. Шурухина [и др.] // Современные проблемы науки и образования. — 2020. — № 6. — URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30265 (дата обращения: 23.02.2022).
Irina G. Bulan
Russian University of Cooperation Kaliningrad, Russia
Students' attitude to distance learning
Abstract. Today students have to study in the format of distance learning, because it is the only option during the pandemic. This research examines the attitude of the first-year students (87 respondents) of the Russian University of Cooperation (Kaliningrad) to distance learning. The study has revealed the difficulties that students had to face: tasks overloading, a huge amount of learning materials, limited interaction with the teacher and other students, technical problems. All these difficulties have served as a weakening of the motivation to study.
Keywords: distance learning, attitude to distance learning, difficulties of distance Learning.