Научная статья на тему 'ЦИФРОВОЕ ВОЛОНТЕРСТВО И ЕГО РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ШКОЛЫ'

ЦИФРОВОЕ ВОЛОНТЕРСТВО И ЕГО РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ШКОЛЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
427
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЦИФРОВЫЕ ВОЛОНТЕРЫ / КРОСС-ВОЗРАСТНОЕ СООБЩЕСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гайсина Светлана Валерьевна, Лебедева Маргарита Борисовна, Кравцов Владимир Маркович

Представлен начальный опыт реализации проекта формирования информационной безопасности школы 156 Калининского района Санкт-Петербурга средствами цифрового волонтерства. Приводится краткое описание проекта, анализируется его актуальность и описываются ожидаемые эффекты. Особое внимание обращается на особенности цифрового волонтерства, которое предполагает волонтерскую работу через Интернет коллектива взрослых и детей. Описанный опыт может быть интересен другим школам России, которых беспокоит проблема обеспечения информационной безопасности школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гайсина Светлана Валерьевна, Лебедева Маргарита Борисовна, Кравцов Владимир Маркович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL VOLUNTEERING AND ITS ROLE IN FORMING INFORMATION SECURITY OF THE SCHOOL

The initial experience of implementing the project for the formation of information security of the school 156 of the Kalininsky district of St. Petersburg by means of digital volunteering is presented. A brief description of the project is given, its relevance is analyzed and the expected effects are described. Special attention is paid to the particularities of digital volunteering which includes volunteering work of special community of adults and children via the Internet. The described experience could be useful for other Russian schools where the problem of providing the information security is actual.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВОЕ ВОЛОНТЕРСТВО И ЕГО РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ШКОЛЫ»

Гайсина С. В., Лебедева М. Б., Кравцов В. М. Цифровое волонтерство и его роль в формировании информационной безопасности школы // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2022. — № 1 (13) / апрель. — С. 11-16. — URL: https://koirojournal.ru/realises/ g2022/01aprl2022/kvo102/

Гайсина Светлана Валерьевна | g.selania@gmail.com

Заместитель декана по профориентационной работе факультета компьютерных технологий и информатики СПбГЭТУ «ЛЭТИ» Санкт-Петербург, Россия

Лебедева Маргарита Борисовна | margospb56@gmail.com

Доктор педагогических наук, доцент Преподаватель / методист

Санкт-Петербургский центр оценки качества образования и информационных технологий Санкт-Петербург, Россия

Кравцов Владимир Маркович | v.m.kravtsov@school156.ru

Учитель информатики

ГБОУ СОШ № 156 Калининского района Санкт-Петербурга Санкт-Петербург, Россия

Цифровое волонтерство и его роль в формировании информационной безопасности школы

Аннотация. Представлен начальный опыт реализации проекта формирования информационной безопасности школы 156 Калининского района Санкт-Петербурга средствами цифрового волонтерства. Приводится краткое описание проекта, анализируется его актуальность и описываются ожидаемые эффекты. Особое внимание обращается на особенности цифрового волонтерства, которое предполагает волонтерскую работу через Интернет коллектива взрослых и детей. Описанный опыт может быть интересен другим школам России, которых беспокоит проблема

УДК 37.014.53

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

обеспечения информационной безопасности школы.

Ключевые слова: информационная безопасность, цифровые волонтеры, кросс-возрастное сообщество.

Проект «цифрового волонтерства» реализуется в школе 156 с углубленным изучением информатики Калининского района Санкт-Петербурга начиная с 2022 года. При этом цифровое волонтерство рассматривается как кросс-возрастное сообщество, включающее родительскую общественность, учительское

УДК 37.014.53

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Гайсина С. В., Лебедева М. Б., Кравцов В. М. Цифровое волонтерство и его роль в формировании информационной безопасности школы // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2022. — № 1 (13) / апрель. — С. 11-16. — URL: https://koirojournal.ru/realises/ g2022/01aprl2022/kvo102/

сообщество и школьно-студенческие коллективы.

Актуальность темы проекта

Актуальность реализуемого проекта можно обосновать с двух позиций:

1) важность обеспечения информационной безопасности любой образовательной организации;

2) важность вовлечения учащихся в волонтерское движение.

Активное развитие цифровых технологий обуславливает актуальность изучения проблем информационной безопасности: угроз для информационных ресурсов, различных средств и мер защиты, барьеров для проникновения, а также уязвимос-тей в системах защиты информации. Под информационной безопасностью следует понимать совокупность средств, методов и процессов (процедур), обеспечивающих защиту информационных ресурсов и, следовательно, гарантирующих сохранение эффективности и практической полезности как технической инфраструктуры информационных систем, так и сведений, которые в таких системах хранятся и обрабатываются [3, с. 4].

Волонтерство (от лат. voluntarius — добровольный) или добровольчество, добровольческая деятельность — это широкий круг деятельности, включающий традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, поиск социальных ресурсов, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которая осуществляется добровольно

на благо широкой общественности без расчета на денежное вознаграждение [2]. Волонтерское движение в настоящее время очень популярно в России, развивается в разных направлениях (волонтеры Победы, волонтеры, помогающие в период пандемии и др.) и обеспечивает формирование важных качеств личности. Все более популярным становится и цифровое волонтерство.

Виртуальное [цифровое] волонтерство — тип волонтерской деятельности, которая осуществляется дистанционно с помощью Интернета [1]. Виртуальное (цифровое) волонтерство стало интенсивно развиваться в период пандемии, когда у педагогов (преподавателей вузов и школьных учителей) появилась потребность в помощи со стороны студентов или старшеклассников в создании цифровых ресурсов, подготовке к занятиям. Такая форма работы оказалась очень продуктивной и результативной.

Говоря о цифровом волонтерстве в проекте, мы имеем в виду, что основная волонтерская деятельность будет осуществляться через цифровые ресурсы, прежде всего через специальный сайт, на котором будет отражаться ход работы, достигнутые результаты. Запланировано также, что основные мероприятия по распространению опыта будут реализо-вываться с использованием вебинаров в форме мастер-классов, сетевых докладов и сообщений.

Цифровые волонтеры — это преимущественно учащиеся школы и студенты

УДК 37.014.53

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Гайсина С. В., Лебедева М. Б., Кравцов В. М. Цифровое волонтерство и его роль в формировании информационной безопасности школы // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2022. — № 1 (13) / апрель. — С. 11-16. — URL: https://koirojournal.ru/realises/ g2022/01aprl2022/kvo102/

вузов, с которыми школа сотрудничает. Цифровые волонтеры должны быть знакомы с различными онлайн-платфор-мами и знать, как их можно применить для цифровизации образовательной деятельности и оптимизации сбора данных о ходе и результатах обучения.

Силами цифровых волонтеров будут разрабатываться инструкции для учителей по использованию онлайн-инструментов для реализации проекта информационной безопасности.

Кроме того, цифровые волонтеры сами будут проводить занятия для своих товарищей и приобретать ценный опыт сетевого взаимодействия.

Описание проекта

Цель проекта: обеспечение информационной безопасности образовательного процесса как социотехнической системы, включающей формирование социальных установок на безопасное и ответственное поведение всех участников образовательных отношений и технических решений, удовлетворяющих современным требованиям к безопасности цифровой образовательной среды (далее — ЦОС) образовательных организаций.

Задачи проекта:

1) формирование научно-теоретической базы организации экспериментальной деятельности и понятийного аппарата;

2) разработка модели обеспечения информационной безопасности образовательного процесса;

3) разработка «дорожной карты» по созданию сообщества «цифровых волонтеров» из числа учеников, учителей, родительской общественности ГБОУ СОШ № 156 и студентов факультета компьютерных технологий и информатики СПб ГЭТУ «ЛЭТИ»;

4) разработка учебно-методических материалов и рекомендаций по формированию безопасного и ответственного поведения всех участников образовательных отношений при работе в ЦОС;

5) разработка цифрового образовательного ресурса по теме «Информационная безопасность учащихся», целевой аудиторией которого станут участники образовательных отношений.

Планируемые результаты:

1) методические рекомендации для руководителей образовательных учреждений по технической оснащенности и организации единого информационного пространства образовательного учреждения;

2) методические рекомендации для педагогов по обеспечению информационной безопасности участников образовательных отношений;

3) комплект учебно-методических материалов по ознакомлению участников образовательных отношений с основами информационной безопасности, содержащий интерактивные учебно-методические и информационные материалы, размещенные в открытом доступе в цифровой образовательной среде, и кейсы ситуационных

УДК 37.014.53

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Гайсина С. В., Лебедева М. Б., Кравцов В. М. Цифровое волонтерство и его роль в формировании информационной безопасности школы // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2022. — № 1 (13) / апрель. — С. 11-16. — URL: https://koirojournal.ru/realises/ g2022/01aprl2022/kvo102/

заданий по основам информационной безопасности; 4) пакет типовых локальных нормативных документов, регламентирующих деятельность образовательных организаций по совершенствованию ИБОП и деятельность социальной структуры «цифровые волонтеры» (положения, инструкции, памятки и др.).

При разработке концепции реализации проекта учитывалось, что информационная безопасность не может определяться только техническими средствами, начинать необходимо прежде всего с формирования ответственного безопасного поведения в сети Интернет и в ЦОС школы. В целом, когда речь идет об информационной безопасности, у участников проекта должны быть сформированы знания и понимание в области содержания понятия «информационная безопасность», когнитивные умения в области определения и оценивания рисков в этом направлении и уже упомянутое ответственное поведение.

В ГБОУ СОШ № 156 в деятельность по реализации безопасности вовлечены все участники образовательного процесса.

Формирование ценности интеллектуальной деятельности в процессе освоения цифровых технологий направлено на личностное развитие школьников и развитие личностных образовательных результатов (саморегуляции, целепо-лагания, волевых качеств в достижении

поставленных целей). Профориентаци-онная деятельность, включающая освоение цифровых технологий, формирует понимание принципов устройства ЦОС и интернет-пространства и осознание возможных интернет-рисков.

Волонтерская деятельность в области информационной безопасности способствует самоопределению школьников и их социализации в современном цифровом мире.

Цифровое волонтерство является расширением системы работы по организации волонтерской деятельности и включает не только помощь в решении технических вопросов, но и просветительскую деятельность, раскрывающую возможности цифровых технологий в современном мире; тем самым создается социально-педагогическое пространство для обучения этим технологиям различных групп — участников образовательных отношений.

К цифровым волонтерам относятся родители, педагоги, учащиеся всех ступеней обучения, социальные партнеры (студенты и преподаватели вузов) и стей-кхолдеры школы (те, кто может помочь школе, но не является ее социальным партнером).

Главные союзники школы — родители, без поддержки которых не может состояться воспитательный процесс. В школе уже много лет действует и принимает активное участие во всех инициативах педагогического коллектива Родительский

УДК 37.014.53

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Гайсина С. В., Лебедева М. Б., Кравцов В. М. Цифровое волонтерство и его роль в формировании информационной безопасности школы // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2022. — № 1 (13) / апрель. — С. 11-16. — URL: https://koirojournal.ru/realises/ g2022/01aprl2022/kvo102/

клуб; он будет участником проекта по

информационной безопасности.

Основные выводы — ожидаемые эффекты от реализации проекта

Для учащихся:

- развитие цифровой грамотности посредством использования большого количества разнообразных цифровых ресурсов;

- формирование функциональной грамотности через формирование знаний, умений и навыков в области безопасности, столь важных в современном цифровом обществе;

- развитие ученического коллектива школы через сотрудничество учащихся в рамках проекта;

- изменение отношений учитель-ученик, так как в рамках проекта обязательно будет реализовываться совместное и взаимное обучение;

- развитие навыков проектной деятельности и подготовка к качественному выполнению проектов в 10-11-х классах, расширение проблематики выполняемых проектов;

- подготовка к получению профессионального образования через сотрудничество учащихся и студентов.

Для педагогического коллектива:

- формирование и развитие цифровой грамотности сотрудников школы (руководства, учителей, психологов,

социальных психологов, библиотекаря и др.);

- формирование готовности к широкому использованию педагогами цифровых ресурсов в образовательном процессе с учетом норм безопасной работы;

- развитие цифровой образовательной среды школы;

- совершенствование профориентаци-онной работы в школе.

Для родителей:

- вовлечение родителей в школьную жизнь своих детей;

- вовлечение родителей в проектную деятельность;

- формирование единого коллектива (школьники, педагоги, родители), ставящего своей целью более результативное обучение в школе.

Список литературы

1. Виртуальное волонтерство [Электронный ресурс] // Википедия. —URL: https://ru.wikipedia.orq/wiki/Вирту-альное_волонтерство (дата обращения: 22.02.2022).

2. Волонтерство [Электронный ресурс] // Википедия. — URL: https://ru.wikipedia. orq/wiki/Волонтерство (дата обращения 22.02.2022).

3. Ясенев, В. Н. Информационная безопасность в экономических системах: Учебное пособие / В. Н. Яснев. — Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 2006. — 253 с.

УДК 37.014.53

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Гайсина С. В., Лебедева М. Б., Кравцов В. М. Цифровое волонтерство и его роль в формировании информационной безопасности школы // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2022. — № 1 (13) / апрель. — С. 11-16. — URL: https://koirojournal.ru/realises/ g2022/01aprl2022/kvo102/

Svetlana V. Gaysina

Saint Petersburg Electrotechnical

University "LETI"

St. Petersburg, Russia

Margarita B. Lebedeva

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

St. Petersburg Center for Quality Assessment of Education and IT St. Petersburg, Russia

Vladimir M. Kravtsov

Secondary school No. 156 St. Petersburg, Russia

Digital volunteering and its role in forming information security of the school

Abstract. The initiai experience of implementing the project for the formation of information security of the school 156 of the Kalininsky district of St. Petersburg by means of digital volunteering is presented. A brief description of the project is given, its relevance is analyzed and the expected effects are described. Special attention is paid to the particularities of digital volunteering which includes volunteering work of special community of adults and children via the Internet. The described experience could be useful for other Russian schools where the problem of providing the information security is actual.

Keywords: information security, digital volunteers, cross-age community.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.