Научная статья на тему 'ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТОВ И ФАКУЛЬТЕТОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА РОССИИ К ПРОБЛЕМЕ ДОПИНГА В СПОРТЕ'

ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТОВ И ФАКУЛЬТЕТОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА РОССИИ К ПРОБЛЕМЕ ДОПИНГА В СПОРТЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
134
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАПРЕЩЁННЫЕ СУБСТАНЦИИ И МЕТОДЫ / ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДОПИНГА / PROHIBITED SUBSTANCES AND METHODS / THE DEFINITION OF DOPING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Немцев Олег Борисович, Бгуашев Айдамир Батербиевич, Мартынова Марина Николаевна, Полянский Александр Витальевич, Мехрикадзе Виталий Варламович

Целью исследования являлось изучение мнений студентов университетов и факультетов физической культуры и спорта России о проблеме допинга в спорте. Были проанкетированы студенты двух факультетов и двух университетов физической культуры и спорта России, всего 220 человек. Сравнивались ответы студентов, имеющих опыт занятий спортом или тренерской деятельности в двух группах видов спорта: с более и менее частым применением допинга. Достоверность различий частот ответов студентов двух групп на каждый вопрос в целом и каждого ответа в вопросах, различия ответов на которые в целом были признаны достоверными, определялась при помощи критерия Хи-квадрат Пирсона. Было установлено, что большинство обследованных студентов не применяли и не собираются применять допинг, негативно относятся к легализации допинга в спорте, причём достоверно более ярко это выражено у студентов из группы "допинговых" видов спорта (p = 0,048). Однако большинство студентов не считают справедливым использование запрещённых лекарственных средств в терапевтических целях и не стали бы информировать антидопинговые организации об известных им случаях применения допинга тренерами или спортсменами. Студенты из группы "допинговых" видов спорта достоверно чаще выбирают определение допинга, включающее понятие "запрещённые методы" (р = 0,013), значительно лучше знают перечень запрещённых субстанций и методов (р = 0,000) и чаще считают, что большее число спортсменов мирового уровня применяют допинг (р = 0,000).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Немцев Олег Борисович, Бгуашев Айдамир Батербиевич, Мартынова Марина Николаевна, Полянский Александр Витальевич, Мехрикадзе Виталий Варламович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ATTITUDE TOWARDS THE PROBLEM OF DOPING IN SPORTS BY RUSSIAN UNIVERSITIES AND FACULTIES OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS STUDENTS

The objective of this study was to investigate the opinions of students of Russian universities and faculties of physical culture and sports on the problem of doping in sports. Students of two faculties and two universities of physical culture and sports of Russia were surveyed, a total of 220 people. The responses of students with experience in sports or coaching in two sports groups were compared: with frequent use of doping. The significance of differences in the frequency of answers of students from two groups to each question was determined by using the Chi-square Pearson criterion. Then, using the Chi-square criterion, the significance of the frequencies of each answer in the questions was determined, the answers to which were significantly different. It was found that most of the students did not and are not going to use doping, they negatively relate to the legalization of doping in sports, and it is significantly more pronounced for students from the group of "doping" sports (p = 0.048). However, most students do not consider it fair to use illegal drugs for therapeutic purposes and would not inform anti-doping organizations about known cases of doping by coaches or athletes. Students from the “doping” sports group reliably more often choose the definition of doping, which includes the concept of “prohibited methods” (p = 0.013), they know much better the list of prohibited substances and methods (p = 0.000), and more often they believe that a larger number of world-level athletes use doping (p = 0,000).

Текст научной работы на тему «ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТОВ И ФАКУЛЬТЕТОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА РОССИИ К ПРОБЛЕМЕ ДОПИНГА В СПОРТЕ»

https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC7164482/pdf/abb5793.pdf (дата обращения: 01.05.2020).

REFERENCES

1. Becker, R.C. (2020), "Toward understanding the 2019 Coronavirus and its impact on the heart", Journal of Thrombosis and Thrombolysis, Apr. 15, pp. 1-10. doi: 10.1007/s11239-020-02107-6.

2. Moore, K.A., Lipsitch, M., Barry, J.M., Osterholm, M.T. (2020), "COVID-19: The CIDRAP Viewpoint" [online], CIDRAP, available at: https://www.cidrap.umn.edu/sites/default/files/public/downloads/cidrap-covid19-viewpoint-part1.pdf.

3. Kissler. S.M., Tedijanto C., Goldstein E., Grad Y.H., Lipsitch M. (2020), "Projecting the transmission dynamics of SARS-CoV-2 through the postpandemic period", Science, Apr 14: eabb5793. Published online 2020 Apr 14, available at: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC7164482/pdf/abb5793.pdf. doi: 10.1126/science.abb5793.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 11.05.2020

УДК 159.9.072.432

ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТОВ И ФАКУЛЬТЕТОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА РОССИИ К ПРОБЛЕМЕ ДОПИНГА В

СПОРТЕ

Олег Борисович Немцев, доктор педагогических наук, профессор, доктор технических наук, Айдамир Батербиевич Бгуашев, кандидат педагогических наук, профессор, Марина Николаевна Мартынова, Адыгейский государственный университет, Майкоп; Александр Витальевич Полянский, кандидат педагогических наук, доцент, Кубанский государственный университет Филиал в г. Славянске-на-Кубани; Виталий Варламович Мехрикадзе, кандидат педагогических наук, доцент, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма, Москва

Аннотация

Целью исследования являлось изучение мнений студентов университетов и факультетов физической культуры и спорта России о проблеме допинга в спорте. Были проанкетированы студенты двух факультетов и двух университетов физической культуры и спорта России, всего 220 человек. Сравнивались ответы студентов, имеющих опыт занятий спортом или тренерской деятельности в двух группах видов спорта: с более и менее частым применением допинга. Достоверность различий частот ответов студентов двух групп на каждый вопрос в целом и каждого ответа в вопросах, различия ответов на которые в целом были признаны достоверными, определялась при помощи критерия Хи-квадрат Пирсона. Было установлено, что большинство обследованных студентов не применяли и не собираются применять допинг, негативно относятся к легализации допинга в спорте, причём достоверно более ярко это выражено у студентов из группы "допинговых" видов спорта (p = 0,048). Однако большинство студентов не считают справедливым использование запрещённых лекарственных средств в терапевтических целях и не стали бы информировать антидопинговые организации об известных им случаях применения допинга тренерами или спортсменами. Студенты из группы "допинговых" видов спорта достоверно чаще выбирают определение допинга, включающее понятие "запрещённые методы" (р = 0,013), значительно лучше знают перечень запрещённых субстанций и методов (р = 0,000) и чаще считают, что большее число спортсменов мирового уровня применяют допинг (р = 0,000).

Ключевые слова: запрещённые субстанции и методы, определение допинга.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.5.p538-545

ATTITUDE TOWARDS THE PROBLEM OF DOPING IN SPORTS BY RUSSIAN UNIVERSITIES AND FACULTIES OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS

STUDENTS

Oleg Borisovich Nemtsev, the doctor of pedagogical sciences, professor, Aydamir Baterbievich Bguashev, the candidate of pedagogical sciences, professor, Marina Nikolaevna Martynova, Adyghe State University, Maykop; Alexander Vitalievich Polyansky, the candidate ofpedagogical sciences, senior lecturer, The Branch of Kuban State University in Slavyansk-on-Kuban; Vitaly Varlamovich Mekhrikadze, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Russian State University of Physical Education, Sport, Youth and Tourism, Moscow

Abstract

The objective of this study was to investigate the opinions of students of Russian universities and faculties of physical culture and sports on the problem of doping in sports. Students of two faculties and two universities of physical culture and sports of Russia were surveyed, a total of 220 people. The responses of students with experience in sports or coaching in two sports groups were compared: with frequent use of doping. The significance of differences in the frequency of answers of students from two groups to each question was determined by using the Chi-square Pearson criterion. Then, using the Chi-square criterion, the significance of the frequencies of each answer in the questions was determined, the answers to which were significantly different. It was found that most of the students did not and are not going to use doping, they negatively relate to the legalization of doping in sports, and it is significantly more pronounced for students from the group of "doping" sports (p = 0.048). However, most students do not consider it fair to use illegal drugs for therapeutic purposes and would not inform anti-doping organizations about known cases of doping by coaches or athletes. Students from the "doping" sports group reliably more often choose the definition of doping, which includes the concept of "prohibited methods" (p = 0.013), they know much better the list of prohibited substances and methods (p = 0.000), and more often they believe that a larger number of world-level athletes use doping (p = 0,000).

Keywords: prohibited substances and methods, the definition of doping.

ВВЕДЕНИЕ

Проблема допинга, несомненно, является одной из острейших проблем современного спорта, нерешённость которой способна привести к разрушению современного спортивного движения. В настоящее время наибольший ущерб от проблемы допинга понесён российским спортом. Между тем политизированность ситуации и слабая изученность мнений российских специалистов (а не политиков) по ряду ключевых вопросов проблемы допинга лишь уменьшает возможности её решения, при этом мнения зарубежных спортсменов и тренеров достаточно широко, глубоко и квалифицированно исследованы [1-3]. Острота ситуации с допингом в современном спорте оставляет мало шансов на её полное разрешение в ближайшее время - эту проблему в той или иной степени предстоит решать и специалистам будущего. В связи с этим имеет смысл рассмотрение мнений по проблеме допинга в спорте как действующих российских спортсменов высокой квалификации и их тренеров, так и будущих специалистов спорта, проходящих обучение в университетах и на факультетах физической культуры и спорта. Поэтому целью исследования являлось изучение мнений студентов университетов и факультетов физической культуры и спорта России о проблеме допинга в спорте.

Методика. Для достижения цели исследования была составлена анкета, содержащая 16 вопросов закрытого типа с четырьмя вариантами альтернативных ответов каждый. Анкетирование проводилось на платформе Google Формы. В анкетировании приняли участие студенты двух факультетов и двух университетов физической культуры и спорта, имеющие опыт спортивной или тренерской деятельности: Института физической культуры и дзюдо Адыгейского государственного университета (21 человек), факультета Педагогики, психологии и физической культуры Филиала Кубанского государственного уни-

верситета в Славянске-на-Кубани (49 человек), Российского государственного университета физической культуры, спорта, молодёжи и туризма (50 человек) и Сибирского государственного университета физической культуры и спорта (100 человек). Студенты участвовали в анкетировании добровольно, администрация образовательных учреждений к мотивированию студентов не привлекалась. Полученные ответы учитывались отдельно в двух группах в зависимости от того, экспертом в каком из видов спорта студент себя считал: 1) "допинговые" виды спорта (106 человек) (биатлон и лыжные гонки, велосипедный спорт, гребля, конькобежный спорт, лёгкая атлетика, пауэрлифтинг, плавание, шорт-трек) и 2) "недопинговые" виды спорта (114 человек) (футбол, баскетбол, бокс, гимнастика, самбо, большой теннис, волейбол, дзюдо). Возраст студентов первой группы 21,3 ± 2,8 года, второй группы - 20,8 ± 2,0 года (различия недостоверны, р = 0,120, Ь критерий Стьюдента). Половой состав групп оказался следующим: "допинговые" виды спорта - 41 мужчин и 65 женщин, "недопинговые" - 53 мужчины и 61 женщина (различия недостоверны, р = 0,242, Хи-квадрат Пирсона).

Достоверность различий ответов студентов из групп "допинговых" и "не допинговых" видов спорта на каждый вопрос определялась при помощи критерия Хи-квадрат Пирсона. Затем в вопросах, в которых были обнаружены достоверные различия ответов между сравниваемыми группами респондентов, при помощи критерия Хи-квадрат Пирсона определялась достоверность различий частот каждого ответа.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

Анализ результатов анкетирования показал, что достоверные различия ответов студентов из групп "допинговых" и "недопинговых" видов спорта наблюдаются по четырём вопросам из использовавшихся шестнадцати. Так, как видно на рисунке 1, студенты из группы "допинговых" видов спорта достоверно чаще выбирали определение допинга, включающее не только понятие о субстанциях, но и понятие о специальных методах, которые могут использоваться для незаконного улучшения спортивных результатов (определение из словаря Метат^еЬз1ег, https://www.merriam-webster.com/dictionary/doping). Вероятно, студенты из группы "допинговых" видов спорта больше знакомы с официальными документами Всемирного антидопингового агентства (ВАДА), оперирующими как понятием "запрещённая субстанция", так и "запрещённый метод". Интересно, что определение допинга, предлагаемое Всемирным антидопинговым агентством (эксцерпирова-но из русской версии Всемирного Антидопингового Кодекса: https://clck.ru/JqPyR) и сводящееся к нарушениям антидопинговых правил (третий вариант ответа на рис. 1), выбрали лишь единицы ответивших на вопрос из обеих групп. Отметим также, что сведение определения допинга в официальных документах ВАДА к нарушению антидопинговых правил затрудняет понимание сущности этого явления и значительно усложняет проведение подобных исследований.

Как видно на втором рисунке, достоверные различия ответов студентов из групп "допинговых" и "не допинговых" видов спорта обнаружены в ответах на вопрос "Известны ли вам субстанции и методы, входящие в запрещённый список ^АЭА для вида спорта, экспертом в котором Вы являетесь?". На рисунке видно, что студенты из "допинговых" видов спорта достоверно чаще отвечали "Да" на этот вопрос, в то время как студенты из второй группы достоверно чаще отвечали "Нет" и "Скорее нет, чем да". Очевидно, что студенты из видов спорта, отнесённых в исследовании к "допинговым", чаще и глубже интересуются этими вопросами.

Также необходимо отметить, что разделение на группы "допинговых" и "не допинговых" видов спорта в исследовании проведено условно и в настоящее время сложно назвать вид спорта, в котором не было бы зафиксированных случаев применения допинга. Поэтому требует дополнительного осмысления тот факт, что более чем пятая часть студентов специализированных высших образовательных учреждений и факультетов из

"не допинговых" видов спорта отвечает на этот вопрос "Нет".

50,0

45,0

# 40,0

£ 35,0

£ 30,0 £

£ 25,0 £ 20,0 § 15,0 ^ 10,0 5,0 0,0

43,9

p = 0,013

34,0

p = 0,113

41,5

□ Допинговые виды □ Недопинговые виды

30,7

21,9

p = 0,002

19,8

p = 0,651 4,7 3,5

p = 0,064

Допинг это использование запрещенных лекарственных средств

Допинг это использование субстанций или методов для

Допинг это совершение одного или нескольких нарушений антидопинговых правил

для улучшения незаконного улучшения работоспособности спортивных

человека или результатов

животного в спортивных соревнованиях

Рисунок 1 - Выбор студентами определения допинга

Допинг это фармакологические средства или специальные техники, позволяющие повысить результативность спортсмена и приводящие к нарушениям здоровья

Да

Скорее да, чем нет

Скорее нет, чем да

Нет

Рисунок 2 - Ответы студентов на вопрос "Известны ли вам субстанции и методы, входящие в запрещённый список WADA для вида спорта, экспертом в котором Вы являетесь?"

Интересно также, что на вопрос "Всегда ли вы проверяете принимаемые препараты / БАД на наличие в составе запрещённых веществ?" 15,8% студентов из группы "допинговых" видов спорта и 28,1% - "не допинговых" видов отвечают нет, а категорично "Да" отвечают лишь меньше половины из обеих групп студентов ("допинговые виды" -45,3%, "не допинговые" - 31,6, р = 0,061). Лишь более глубокие исследования позволят установить, сформировались ли в современных образовательных учреждениях группы будущих специалистов, не применяющих допинг и не желающих вникать в проблемы допинга в спорте, тренировавшихся и собирающихся работать на "оздоровительном" уровне массового спорта, или часть студентов, которым, возможно, предстоит столкнуться с проблемами допинга, пока относится к ним легкомысленно.

Как видно на третьем рисунке, подавляющее число студентов из обеих обследованных групп категорически против легализации допинга. При этом студенты из группы "допинговых" видов спорта достоверно чаще студентов второй группы категорически отрицают возможность использования запрещённых субстанций и методов в качестве средств подготовки (р = 0,031). Возможно, это связано с тем, что подавляющее число студентов обеих групп не использовало допинг в своей спортивной или тренерской деятельности ("Нет" ответили на соответствующий вопрос 95,3% студентов из группы "допинговых" видов спорта и 91,2% студентов из "не допинговых" видов спорта, р = 0,662) и студенты из "допинговых" видов спорта, в большинстве не применявшие допинг, чувствуют сложность конкуренции со спортсменами и тренерами, применявшими допинг. В этой связи следует, однако, заметить, что, несмотря на большое число студентов обеих групп, отвечающих "Нет" на вопрос "Стали бы Вы использовать запрещённые субстанции или техники, если бы были уверены в том, что Ваш результат в спорте значительно повысится и это использование останется нераскрытым, но знали, что это может негативно повлиять на Ваше здоровье?" (79,2% - "допинговые" виды и 77,2% - "не допинговые" виды, р = 0,380), изменение последнего смыслового блока этого вопроса на "это не будет иметь негативного влияния на Ваше здоровье" значительно уменьшило число студентов отрицательно отвечающих на этот вопрос - "Нет" ответили уже только 56,6% опрошенных студентов из "допинговых" видов спорта и 48,2% - "не допинговых" (р = 0,103).

-р = 0,048 -

81,1

□ Допинговые виды □ Недопинговые виды

21,1

р = 0,060 4,4

0,0

р = 0,239 6,1

2,8

16,0

р = 0,340 !

...L.LL.L.L

: : :

68,4

р = 0,031

90,0 80,0 70,0 60,0

о4

£ 50,0 и н о

н 40,0

и «

? 30,0 20,0 10,0 0,0

Да Скорее да, чем нет Скорее нет, чем да Нет

Рисунок 3 - Ответы студентов на вопрос "Правильным ли будет разрешить всем спортсменам применять субстанции и методы, запрещённые WADA, как средства для повышения результатов наряду с тренировками, специальным питанием, средствами восстановления?"

Необходимо также отметить, что некоторое число студентов прямо или косвенно допускают легализацию допинга. Так, в группе "не допинговых" видов спорта 31,6% опрошенных ответили на этот вопрос "Да", "Скорее да, чем нет" или "Скорее нет, чем да" (рисунок 3).

Не обнаружено ни достоверных различий между двумя группами студентов в ответах на вопрос "Оцените следующее утверждение: "Современные нагрузки в ряде видов спорта способны оказывать негативное воздействие на здоровье, сравнимое с воздействием допинга"" (р = 0,133), ни выраженных диспропорций в частоте ответов "Верно", "Скорее верно, чем неверно", "Скорее неверно, чем верно" и "Неверно": соответственно 17,0,

23,6, 33,0 и 26,4% в группе "допинговых" видов спорта и 21,1, 35,1, 25,4 и 18,4% - в группе "не допинговых" видов. Таким образом, более половины студентов из группы "не допинговых" видов спорта и около 40% студентов из группы "допинговых" видов прямо или непрямо считают допинг фактором, схожим по негативному воздействию на здоровье атлетов с физическими нагрузками в современном спорте. При этом более половины студентов обеих групп прямо или непрямо отрицают, что негативное влияние допинга на здоровье спортсменов сильно преувеличено: "Нет" и "Скорее нет, чем да" ответили соответственно 27,4 и 28,3% студентов из группы "допинговых" видов и 29,8 и 28,1% - из группы "не допинговых" видов (р = 0,476).

Ещё один вопрос, в ответах на который были обнаружены достоверные различия у студентов двух групп студентов - "Оцените степень использования допинга в виде спорта, в котором Вы являетесь экспертом". Как видно на четвёртом рисунке, лишь незначительное число студентов обеих групп считают, что в их видах спорта результаты мирового уровня невозможны без применения допинга (7,5% - "допинговые" виды, 6,1% - "не допинговые" виды, р = 0,679). В то же время студенты "допинговых" видов спорта достоверно чаще отвечают, что "большее число студентов мирового уровня используют допинг" и "отдельные спортсмены мирового уровня используют допинг", а студенты "не допинговых" видов достоверно чаще уверены, что в их видах спорта допинг не используется. Это в целом подтверждает логику разделения анкетируемых студентов на группы "допинговых" и "не допинговых" видов спорта в этом исследовании.

Принципиальными можно считать отношение российских студентов к использованию запрещённых лекарственных средств в терапевтических целях и к активной борьбе с применением допинга в спорте. Так, на вопрос "Считаете ли Вы справедливым терапевтическое использование лекарственных средств, содержащих запрещённые ^АЭА субстанции?" 36,8% студентов из группы "допинговых" видов и 37,7% из группы "не допинговых" видов отвечают "Нет, это несправедливо". И ещё 27,4% и 21,9% студентов из названных групп отвечают на этот вопрос "Это скорее несправедливо, чем справедливо" (р = 0,531).

70,0 -

60,0 -

50,0 -

£

§ 40,0 са h О

| 30,0 -

«

tr

20,0 -10,0 -

0,0 -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Результаты мирового Большее число Отдельные спортсмены Допинг не используется уровня без допинга спортсменов мирового мирового уровня невозможны уровня используют используют допинг

допинг

Рисунок 4 - Ответы студентов на вопрос "Оцените степень использования допинга в виде спорта, в котором Вы

являетесь экспертом"

Это характеризует степень доверия большого числа будущих специалистов в области физической культуры и спорта к этому явлению в спорте. Также интересно, что на

p = 0,000

□ Допинговые виды □ Недопинговые виды 57 5

49,1

вопрос "Сообщите ли Вы в антидопинговые организации о ставших известными Вам случаях использования допинга спортсменами и тренерами?" 26,4 и 26,4% студентов из группы "допинговых" видов и 25,4 и 28,1% студентов из группы "не допинговых видов" ответили "Нет" и "Скорее нет, чем да" соответственно (р = 0,986), что в целом можно расценить как невысокую степень готовности к активной борьбе с применением допинга в спорте. При этом больше половины студентов обеих групп уверены, что полное исключение допинга из практики спорта приведёт к тому, что все спортсмены будут находиться в одинаковых условиях: "Да" и "Скорее да, чем нет" ответили 45,3 и 26,4% студентов из группы "допинговых" видов спорта и 42,1 и 28,1% студентов из второй группы соответственно (р = 0,942).

Наибольшее число студентов из обеих групп возлагают вину за применение допинга на спортсмена и тренера (58,5% студентов первой группы и 60,5% - второй) или только на спортсмена (39,6 и 35,1% соответственно, р = 0,506). Больше половины студентов из обеих групп отвечают "Да" (33,0 и 31,6% в группах "допинговых" и "не допинговых" видов спорта) или "Скорее да, чем нет" (21,7 и 21,9% в первой и второй группах студентов, р = 0,957) на вопрос "Снижают ли допинговые скандалы привлекательность спорта для зрителей?". Это подчёркивает признание студентами остроты проблемы саморазрушения спорта при не решении проблемы допинга - современный спорт существует для зрителей, и потеря привлекательности для них не может не сказываться негативно на его развитии. В заключение отметим, что несколько большее (недостоверно) число студентов из группы "допинговых" видов спорта отвечает "Да" на вопрос о необходимости введения в образовательный процесс будущих специалистов в области физической культуры и спорта учебной дисциплины о проблемах допинга в спорте ("допинговые" виды -78,3%, "не допинговые" - 64,9%, р = 0,185). Лишь 3,8% студентов первой группы и 6,1% - второй резко отрицательно относятся к такой инициативе. Это подтверждает значимость знаний в этой области для будущих специалистов физической культуры и спорта и обоснованность введения во многих специализированных образовательных учреждениях и на факультетах дисциплин, предполагающих изучение проблем допинга в спорте.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, большинство российских студентов, будущих специалистов в области физической культуры и спорта, не применяли и не собираются применять допинг ни как спортсмены, ни как тренеры, негативно относятся к легализации допинга в спорте, причём достоверно более ярко это выражено у студентов из группы "допинговых" видов спорта. Однако большинство студентов не считают справедливым использование лекарственных средств, содержащих запрещённые вещества, в терапевтических целях и не стали бы информировать антидопинговые организации об известных им случаях применения допинга тренерами или спортсменами. Студенты, считающие себя экспертами в наиболее "допингоёмких" видах спорта достоверно чаще выбирают определение допинга, включающее понятие "запрещённые методы", значительно больше интересуются перечнем запрещённых субстанций и методов и чаще считают, что большее число спортсменов мирового уровня применяют допинг. Результаты исследования могут являться обоснованием для коррекции работы специальных образовательных учреждений и политики антидопинговых организаций.

ЛИТЕРАТУРА

1. Attitudes, behavior, knowledge and education - drugs in sport: past present and future / S. Backhouse, J. McKenna, S. Robinson, A. Atkin. - Canada : World Anti-Doping Agency, 2007. - URL : http://www.wada-ama.org/rtecontent/document/Backhouse_et_al_Full_Report.pdf (дата обращения: 15.04.2020).

2. Morente-Sanchez, J. Doping in Sport : A Review of Elite Athletes' Attitudes, Beliefs, and Knowledge / J. Morente-Sanchez, M. Zabala // Sports Medicine. - 2013. - V. 43. - P. 395-411.

3. Vangrunderbeek, H. Student attitudes towards doping in sport: Shifting from repression to tolerance? / H. Vangrunderbeek, J. Tolleneer // International Review for the Sociology of Sport. - 2011. -V. 46 (3). - P. 346-357.

REFERENCES

1. Backhouse, S., McKenna, J., Robinson, S. and Atkin, A. (2007), Attitudes, behaviours, knowledge and education - drugs in sport: past present and future, World Anti-Doping Agency, Canada, available at: http://www.wada-ama.org/rtecontent/document/Backhouse_et_al_Full_Report.pdf.

2. Morente-Sanchez, J. and Zabala, M. (2013), "Doping in Sport: A Review of Elite Athletes' Attitudes, Beliefs, and Knowledge", Sports Medicine, V. 43, pp. 395-411.

3. Vangrunderbeek, H. and Tolleneer, J. (2011), "Student attitudes towards doping in sport: Shifting from repression to tolerance?", International Review for the Sociology of Sport, V. 46(3), pp. 346357.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 30.04.2020

УДК 159.9.075

ЦЕННОСТНО-МОТИВАЦИОННОЕ ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНТОВ К ВФСК ГТО

КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗИТИВНОГО ОТНОШЕНИЯ К

КОМПЛЕКСУ

Юрий Андреевич Прокопчук, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой, Юлия Михайловна Босенко, кандидат психологических наук, доцент, Анна Сергеевна Распопова, кандидат психологических наук, доцент, Владимир Анатольевич Чернышов, кандидат педагогических наук, доцент, Людмила Александровна Якимова, кандидат педагогических наук, доцент, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Краснодар

Аннотация

Актуальным является вопрос о позиции студенческой молодежи относительно сдачи нормативов и их значимости для них. Имеются данные о низком уровне осведомленности о системе ГТО в студенческой среде. В публикации изложены результаты опроса мнения обучающихся вуза физической культуры о ВФСК ГТО. Цель: выявить ценностно-мотивационное отношение студентов КГУФКСТ к ВФСК ГТО и выработать предложения по формированию позитивного отношения к комплексу ГТО. Проведено анкетирование обучающихся физкультурного (n =30) и не физкультурного направления (n =30). Получены данные о представлениях обучающихся физкультурного направления подготовки b направлений, не связанных с физической культурой, о роли комплекса ГТО.

Ключевые слова: студенты, комплекс «Готов к труду и обороне», имидж комплекса ГТО, отношение студентов к комплексу ГТО.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.5.p545-547

VALUE-MOTIVATIONAL ATTITUDE OF STUDENTS TO ALL-RUSSIAN PHYSICAL CULTURE AND SPORTS COMPLEX "READY FOR LABOR AND DEFENSE" AS A FACTOR IN FORMING A POSITIVE ATTITUDE TO THE

COMPLEX

Yuri Andreevich Prokopchuk, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Yuliya Mikhaylovna Bosenko, the candidate of psychological sciences, senior lecturer, Anna Ser-geevna Raspopova, the candidate of psychological sciences, senior lecturer, Vladimir Anatol-yevich Chernyshov, the candidate of pedagogical Sciences, senior lecturer, Lyudmila Ale-ksandrovna Yakimova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Kuban State

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.