2. Koropets, O.A. (2017), "Psychological safety of a person in professional activities", Modern Society and Power, Vol. 2 (12), pp. 21-24.
3. Medovikova, E. A. and Morodenko, E. V. (2018), "The importance of safety psychology in the framework of professional activities at the coal enterprises of Kuzbass", Mountain Information and Analytical Bulletin, Vol. 10, pp. 219-226, DOI: 10.25018 / 0236-1493-2018-10-0-219-226.
4. Medovikova, E.A. and Morodenko, E.V. (2018), Formation of the psychological safety of a person in a professional activity, State Technical University in Prokopyevsk.
5. Morozova, I.S. and Grinenko, D.N. (2017), "The formation of self-regulation and cognitive-style organization of personality in the conditions of psychological and educational support", Siberian Psychological Journal, No. 64, pp. 149-157.
6. Uvarov, V.I. (2017), "Socio-psychological security of personality: the influence of external and internal factors", Modern Psychology: Materials of the V Intern. Scientific Conference in Kazan, October 2017, pp. 19-25.
7. Shlykova, N. L. (2004), Psychological safety of the subject of professional activity, dissertation, Moscow.
8. Drakopoulos, S.A. and Theodossiou, I. (2016), "Workers' risk underestimation and occupational health and safety regulation", European Journal of Law and Economics, Vol. 41, pp. 641-656.
9. Dugan, A.G. and Punnett, L. (2017), "Dissemination and Implementation Research for Occupational Safety and Health", Occupational Health Science, Vol. 1, pp. 29-45.
10. Leao, C. P. and Costa S. (2019), "Safety Training and Occupational Accidents - Is There a Link?", International Conference on Applied Human Factors and Ergonomics AHFE 2019: Advances in Social and Occupational Ergonomics, Washington, USA, pp. 536-543.
11. Morel, G. and Pillay, M. (2019), "The Occupational Risk Assessment Method: A Tool to Improve Organizational Resilience in the Context of Occupational Health and Safety Management", International Conference on Applied Human Factors and Ergonomics AHFE 2019: Advances in Safety Management and Human Factors, Washington, USA, pp. 367-376.
12. Schonfeld, I.S. and Chang, C.-H. (2017), Occupational Health Psychology, Springer, New
York.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 08.05.2020
УДК 159.9.072.432
ОЦЕНКА СТУДЕНТАМИ РАЗНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ПРОБЛЕМЫ COVID-19
Олег Борисович Немцев, доктор педагогических наук, профессор, Айдамир Батерби-евич Бгуашев, кандидат педагогических наук, профессор, Светлана Сергеевна Грунина,
Адыгейский государственный университет, Майкоп; Александр Витальевич Полянский, кандидат педагогических наук, доцент, Кубанский государственный университет Филиал в г. Славянске-на-Кубани; Константин Владимирович Югай, Самарский национальный исследовательский университет им. академика С.П. Королёва
Аннотация
Целью исследования являлось определение особенностей оценки проблемы COVID-19 студентами факультетов физической культуры и других факультетов. В анкетировании приняли участие 155 студентов факультетов физической культуры двух университетов (возраст 20,1±1,9 года, 42 мужчины и 68 женщин) и 420 студентов других факультетов (возраст 19,8±1,7 года, 113 мужчин и 352 женщины) трёх университетов России (различия возраста сравниваемых групп студентов недостоверны - p = 0,074; среди студентов факультетов физической культуры достоверно больше доля мужчин - p = 0,003). Анкета включала восемь вопросов закрытого типа с четырьмя вариантами альтернативных ответов каждый. Достоверность различий частот ответов в сравниваемых группах студентов определялась при помощи критерия Хи-квадрат Пирсона. Было установлено, что большинство студентов и факультетов физической культуры, и других факультетов признают большую опасность пандемии нового коронавируса по сравнению с ежегодными эпидемиями гриппа, однако студенты факультетов физической культуры делают это менее уверенно: они достоверно реже отве-
чают "Скорее опаснее, чем нет" (21,8 и 38,5% соответственно, p = 0,001) и достоверно чаще "Скорее нет" на этот вопрос (28,2 и 10,3%, p = 0,000). Ещё большее число студентов как факультетов физической культуры (52,7% отвечают "Да" и ещё 26,4% - "Скорее да" на этот вопрос), так и других факультетов (62,2 и 26,9% соответственно, различия недостоверны - р = 0,069 и 0,912) считают обоснованным введение режима самоизоляции в связи с COVID-19. Однако студенты факультетов физической культуры достоверно чаще отвечают на этот вопрос "Скорее нет" (15,5 и 7,5%, p = 0,009).
Ключевые слова: опасность пандемии нового коронавируса, режим самоизоляции. DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.5.p532-538
EVALUATION OF COVID-19 PROBLEM BY STUDENTS OF DIFFERENT
SPECIALTIES
Oleg Borisovich Nemtsev, doctor of pedagogical sciences, professor, Aydamir Baterbievich
Bguashev, the candidate of pedagogical sciences, professor, Svetlana Sergeevna Grunina, Adyghe State University, Maykop; Alexander Vitalievich Polyansky, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, The Branch of Kuban State University in Slavyansk-on-Kuban;
Konstantin Vladimirovich Yugay, Samara National Research University
Abstract
The aim of this study was determination of the features of COVID-19 problem assessment by students of physical culture faculties and other faculties. The survey was attended by 155 students of physical culture faculties of two universities (age 20.1±1.9, 42 men and 68 women) and 420 students (age 19.8±1.7, 113 men and 352 women) of other faculties from three Russian universities (the age differences of the compared groups of students are non-significant - p = 0.074; among students of physical culture faculties there are significantly more the relative proportion of men - p = 0.003). The questionnaire included eight closed-ended questions with four alternative answers. The significance of differences in response frequencies in the compared groups of students was determined using the Chi-square Pearson criterion. It was found that most students of both physical culture faculties and other faculties recognize the greater risk of the new coronavirus pandemic compared to the annual flu epidemic, but students of physical culture faculties do it less confidently: they respond to this question "Rather dangerous than not" significantly less often (21.8 and 38.5%, respectively, p = 0.001) and "Rather no" significantly more often (28.2 and 10.3%, p = 0.000). An even larger number of students from both the faculties of physical culture (52.7% answer "Yes" and another 26.4% - "Rather yes" to this question) and other faculties (62.2 and 26.9% respectively, the differences are not significant, p = 0.069 and 0.912) consider it reasonable to introduce a self-isolation regime in connection with COVID-19. However, students of physical culture faculties significantly more often answer this question "Rather no" (15.5 and 7.5%, p = 0.009).
Keywords: danger of a pandemic of the new coronavirus, self-isolation mode.
ВВЕДЕНИЕ
Введение режима самоизоляции в связи с COVID-19 в России привело к значительному изменению режима жизни современных людей. В условиях пандемии нового коронавируса и власти, и граждане пытаются найти баланс между необходимостью уменьшить число контактов между людьми с целью замедлить распространение инфекции и тем вредом, который может быть нанесён введением режима самоизоляции (и возможно карантина) экономике страны и физическому и психическому здоровью человека, длительное время находящемуся в условиях изоляции. То, что в настоящее время этот баланс ещё не найден, подтверждается отсутствием общего решения для этой ситуации в разных странах. При этом проблема не может рассматриваться без учёта вероятности как новых волн COVID-19, так и других инфекций, требующих похожих мер изоляции [1-3]. В связи с этим имеют смысл изучение реакции на условия самоизоляции (и возможного карантина) различных групп населения и на этой основе разработка мер их адресного мотивирования к соблюдению общих требований, а также выработка для них специфических требований режима изоляции.
Студенты факультетов физической культуры приобретают специальность, основным содержанием которой является увеличение объёма двигательной активности лиц разного пола и возраста до биологически обоснованных норм. Большинство студентов факультетов физической культуры сами занимаются спортом. Поэтому существует вероятность их специфической реакции на условия режима самоизоляции, подразумевающего существенное ограничение их привычной двигательной деятельности. Однако исследования оценки студентами различных специальностей проблемы СОУШ-19 отсутствуют. В связи с этим целью исследования являлось определение особенностей оценки проблемы СОУГО-19 студентами факультетов физической культуры и других факультетов.
Методика. Для изучения особенностей оценки студентами факультетов физической культуры (ФК) и других факультетов (НеФК) проблемы СОУГО-19 было проведено анкетирование. В анкетирование приняли участие студенты Института физической культуры и дзюдо и других факультетов Адыгейского государственного университета, факультета Педагогики, психологии и физической культуры и других факультетов Филиала Кубанского государственного университета в Славянске-на-Кубани, а также Самарского национального исследовательского университета им. академика С.П. Королёва: 110 человек из них (возраст 20,1±1,9 года, 42 мужчины и 68 женщин) обучались на факультетах физической культуры, 575 человек - на других факультетах (возраст 19,8±1,7 года, 113 мужчин и 352 женщины). Наблюдаемые различия возраста студентов двух групп недостоверны (р = 0,074, ^критерий Стьюдента), половой состав отличался достоверно - в группе студентов факультетов физической культуры было относительно больше мужчин (р = 0,003, Хи-квадрат Пирсона).
Применявшаяся анкета включала восемь вопросов закрытого типа с четырьмя вариантами альтернативных ответов каждый. Участие в анкетировании было добровольным - администрация университетов к мотивированию студентов не привлекалась. Анкетирование проводилось с 8 по 11 апреля 2020 года.
Для оценки достоверности различий ответов студентов факультетов физической культуры и других факультетов на каждый вопрос в целом применялся критерий Хи-квадрат Пирсона. Затем в вопросах, в которых ответы в целом различались достоверно, при помощи критерия Хи-квадрат Пирсона у студентов разных факультетов оценивалась достоверность различий частот каждого из альтернативных ответов. В вопросах, в которых в целом не было обнаружено достоверных различий в группах студентов факультетов физической культуры и других факультетов, ответы оценивались по всей проанкетированной группе студентов: сначала при помощи Хи-критерия Пирсона определялась достоверность различий частот ответов на каждый вопрос в целом; затем при помощи Хи-критерия Пирсона оценивалась достоверность различий в каждой из пар ответов на этот вопрос; после этого применялась поправка Холма-Бонферрони на множественное сравнение.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ
Достоверные различия ответов студентов факультетов физической культуры и других факультетов были обнаружены по двум из заданных восьми вопросов. Причём есть основания предполагать, что эти различия обусловлены именно различной степенью заинтересованности в наличии возможности к свободному передвижению: вместе со всеми негативными последствиями режима самоизоляции, характерными для всех студентов, студенты факультетов физической культуры лишены также возможности заниматься спортом, который в данном случае кроме типичных функций (сглаживание дефицита двигательной активности и совершенствование физических кондиций, общение и т.п.) выполняет и функцию формирования профессиональных знаний, умений и навыков. Так, как видно на первом рисунке, студенты факультетов физической культуры достоверно реже студентов других факультетов отвечают "Скорее опаснее, чем нет" на вопрос "Опас-
нее ли нынешняя пандемия нового коронавируса ежегодных эпидемий гриппа?", достоверно чаще отвечая на этот вопрос "Скорее нет". Эта тенденция сохраняется в ответах "Да" и "Нет", однако различия частот этих ответов у студентов сравниваемых групп недостоверны. Следует, впрочем, отметить, что большая часть студентов как факультетов физической культуры (62,7%), так и других факультетов (82,8%) отвечают "Да, опаснее" либо "Скорее опаснее, чем нет" на этот вопрос, подтверждая осознание опасности СОУГО-19. В связи с тем, что половой состав групп студентов факультетов физической культуры и других факультетов отличался, было проведено сравнение частот ответов мужчин и женщин в первой группе, показавшее отсутствие достоверных различий частот ответов студентов и студенток на этот вопрос (р = 0,691). Это подтвердило, что описанные выше различия частот ответов обусловлены условиями обучения на факультетах сравниваемых групп студентов, а не их половым составом.
На втором рисунке также видно, что студентов факультетов физической культуры несколько реже студентов других факультетов (недостоверно) отвечают "Да" и "Скорее да" и значительно чаще "Скорее нет" (достоверно) и "Нет" (недостоверно) на вопрос об обоснованности введения режима самоизоляции.
50,0 45,0 40,0 35,0 30,0 25,0 20,0 15,0 10,0 5,0 0,0
p = 0,000
44,3
40,9
p = 0,519
ПФК ШНеФК
38,5
21,8
p = 0,001
28,2
10,3
p = 0,000
9,1
6,9
p = 0,423
_I_
Нет
Да, опаснее Скорее опаснее, чем нет Скорее нет
Рисунок 1 - Ответы студентов на вопрос "Как Вы считаете, опаснее ли нынешняя пандемия нового коронавируса ежегодных эпидемий гриппа?"
Впрочем, и здесь необходимо отметить, что большинство студентов, принявших участие в анкетировании, признаёт обоснованность введения режима самоизоляции. Также отметим, что и здесь сравнение частот ответов мужчин и женщин у студентов факультетов физической культуры позволило говорить лишь об их недостоверных различиях (р = 0,671). Большая часть проанкетированных студентов (различия частот ответов в зависимости от специальности недостоверны) уверены в искусственном происхождении коронавируса 8ЛЯ8-СоУ-2: 32,3% от общей выборки студентов отвечают "Да" и ещё 34,6% - "Скорее да, чем нет" (р = 0,417). Лишь 18,3% студентов дают на этот вопрос ответы "Скорее нет, чем да" (различия с частотой ответов "Да" и "Скорее да, чем нет" достоверны - р = 0,000) и 14,8% - "Нет" (р = 0,000 в обоих случаях).
Следует отметить, что, как видно на третьем рисунке, большинство студентов (64,9% ответов, различия с частотами других ответов достоверны) категорично ("Нет, недостаточно") отмечают недостаток в продаже медицинских масок, дезинфицирующих гелей, салфеток и других средств профилактики СОУГО-19. Ещё 22,6% опрошенных отвечают "Скорее недостаточно" на этот вопрос. Это в целом может быть расценено как
негативная оценка студентами названных возможностей профилактики распространения нового коронавируса вне зависимости от их будущей специальности.
Рисунок 2 - Ответы студентов на вопрос "Считаете ли Вы обоснованным введение режима самоизоляции
(карантина) в связи с СОУГО-19?"
Больше половины опрошенных студентов (58,6%, различия с частотами других ответов достоверны - р = 0,000) не делали никаких запасов продуктов в связи с пандемией нового коронавируса. Ещё 30,8% сделали запасы продуктов на неделю (что достоверно больше, чем ответивших "Да, имею запасы на две недели" (5,7%, р = 0,000) и "Да, имею запасы более чем на две недели" (4,9%, р = 0,000)). Таким образом, большинство студентов, признавая обоснованность введения режима самоизоляции, не стали делать запасов продуктов и менять режим посещения магазинов с целью приобретения продуктов.
□ Да, достаточно Скорее достаточно Е1 Скорее недостаточно □ Нет, недостаточно
Рисунок 3 - Ответы студентов на вопрос " Как Вы считаете, достаточно ли в продаже медицинских масок, дезинфицирующих гелей, салфеток и других средств профилактики СОУГО-19?"
Также больше половины опрошенных студентов (62,3%, различия с частотами других ответов достоверны - р = 0,000) утвердительно отвечают ("Да, достаточно") на вопрос о достаточности официальной информации о правилах поведения во время режима самоизоляции (карантина) в связи с COVID-19. Лишь 10,4% и 6,4% наиболее критически настроенных студентов отвечают на этот вопрос "Скорее недостаточно" и "Недостаточно". Завершали опрос два вопроса о прогнозировании будущего после окончания пандемии нового коронавируса. Почти половина опрошенных студентов (49,0%, что достоверно больше, чем число студентов, выбравшее любой другой ответ на этот вопрос) уверены, что после окончания режима самоизоляции в образовательном процессе в их университете ничего не изменится. Другая половина студентов разделилась на примерно равные части (различия недостоверны) ответивших "Изменится коренным образом" (17,1%), "Изменится преподавание большинства дисциплин" (16,5%) и " Изменится преподавание лишь некоторых дисциплин" (17,4). Иными словами, половина опрошенных студентов ожидает, что в той или иной мере процесс образования изменится после выхода из режима самоизоляции.
Наконец, на вопрос "Ожидаете ли Вы снижения Вашего уровня жизни от последствий введения режима самоизоляции (карантина) в связи с COVID-19?" примерно равное число студентов (различия частот ответов недостоверны, р = 0,312) ответили "Да" (25%), "Скорее да, чем нет" (27,7%), "Скорее нет, чем да" (23,0%) и "Нет" (24,3%). Это можно оценить как высокий уровень тревожности опрошенных студентов об уровне своей жизни после окончания режима самоизоляции - две трети из них ответили на этот вопрос в той или иной степени утвердительно.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, несмотря на то, что большинство студентов и факультетов физической культуры, и других факультетов признают большую опасность пандемии нового ко-ронавируса по сравнению с ежегодными эпидемиями гриппа, студенты факультетов физической культуры делают это менее уверенно: они достоверно реже отвечают "Скорее опаснее, чем нет" и достоверно чаще "Скорее нет" на этот вопрос. Ещё большее число студентов как факультетов физической культуры, так и других факультетов считают обоснованным введение режима самоизоляции в связи с COVID-19. Однако студенты факультетов физической культуры достоверно чаще отвечают на этот вопрос "Скорее нет". Результаты исследования позволяют предполагать возможное нарушение некоторыми студентами факультетов физической культуры (а также студентами других факультетов, занимающимися спортом) режима самоизоляции в целях проведения тренировочных занятий на открытом воздухе, считать целесообразными дополнительную разъяснительную работу среди студентов факультетов физической культуры, создание для них условий для домашних занятий физическими упражнениями (разработка комплексов упражнений без предметов и с подручными предметами и доведение информации о них до студентов, снабжение студентов спортивным инвентарём для использования в условиях самоизоляции и т.п.), а также изучение возможностей эксплуатации спортивных сооружений в условиях пандемии.
ЛИТЕРАТУРА
1. Becker, R.C. Toward understanding the 2019 Coronavirus and its impact on the heart / R.C. Becker // Journal of Thrombosis and Thrombolysis. - 2020. - Apr. 15. - P. 1-10. - doi: 10.1007/s11239-020-02107-6.
2. COVID-19: The CIDRAP Viewpoint / K.A. Moore, M. Lipsitch, J.M. Barry, M.T. Osterholm. - CIDRAP, 2020. - URL : https://www.cidrap.umn.edu/sites/default/files/public/downloads/cidrap-covid19-viewpoint-part1.pdf (дата обращения: 01.05.2020).
3. Projecting the transmission dynamics of SARS-CoV-2 through the postpandemic period / Kissler S.M. [et al.] // Science. - 2020. - Apr 14. - URL:
https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC7164482/pdf/abb5793.pdf (дата обращения: 01.05.2020).
REFERENCES
1. Becker, R.C. (2020), "Toward understanding the 2019 Coronavirus and its impact on the heart", Journal of Thrombosis and Thrombolysis, Apr. 15, pp. 1-10. doi: 10.1007/s11239-020-02107-6.
2. Moore, K.A., Lipsitch, M., Barry, J.M., Osterholm, M.T. (2020), "COVID-19: The CIDRAP Viewpoint" [online], CIDRAP, available at: https://www.cidrap.umn.edu/sites/default/files/public/downloads/cidrap-covid19-viewpoint-part1.pdf.
3. Kissler. S.M., Tedijanto C., Goldstein E., Grad Y.H., Lipsitch M. (2020), "Projecting the transmission dynamics of SARS-CoV-2 through the postpandemic period", Science, Apr 14: eabb5793. Published online 2020 Apr 14, available at: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC7164482/pdf/abb5793.pdf. doi: 10.1126/science.abb5793.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 11.05.2020
УДК 159.9.072.432
ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТОВ И ФАКУЛЬТЕТОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА РОССИИ К ПРОБЛЕМЕ ДОПИНГА В
СПОРТЕ
Олег Борисович Немцев, доктор педагогических наук, профессор, доктор технических наук, Айдамир Батербиевич Бгуашев, кандидат педагогических наук, профессор, Марина Николаевна Мартынова, Адыгейский государственный университет, Майкоп; Александр Витальевич Полянский, кандидат педагогических наук, доцент, Кубанский государственный университет Филиал в г. Славянске-на-Кубани; Виталий Варламович Мехрикадзе, кандидат педагогических наук, доцент, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма, Москва
Аннотация
Целью исследования являлось изучение мнений студентов университетов и факультетов физической культуры и спорта России о проблеме допинга в спорте. Были проанкетированы студенты двух факультетов и двух университетов физической культуры и спорта России, всего 220 человек. Сравнивались ответы студентов, имеющих опыт занятий спортом или тренерской деятельности в двух группах видов спорта: с более и менее частым применением допинга. Достоверность различий частот ответов студентов двух групп на каждый вопрос в целом и каждого ответа в вопросах, различия ответов на которые в целом были признаны достоверными, определялась при помощи критерия Хи-квадрат Пирсона. Было установлено, что большинство обследованных студентов не применяли и не собираются применять допинг, негативно относятся к легализации допинга в спорте, причём достоверно более ярко это выражено у студентов из группы "допинговых" видов спорта (p = 0,048). Однако большинство студентов не считают справедливым использование запрещённых лекарственных средств в терапевтических целях и не стали бы информировать антидопинговые организации об известных им случаях применения допинга тренерами или спортсменами. Студенты из группы "допинговых" видов спорта достоверно чаще выбирают определение допинга, включающее понятие "запрещённые методы" (р = 0,013), значительно лучше знают перечень запрещённых субстанций и методов (р = 0,000) и чаще считают, что большее число спортсменов мирового уровня применяют допинг (р = 0,000).
Ключевые слова: запрещённые субстанции и методы, определение допинга.