Научная статья на тему 'Отношение студентов и студенток к занятиям по физической культуре'

Отношение студентов и студенток к занятиям по физической культуре Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
86
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНЫЕ ЗАНЯТИЯ / НОРМЫ ГИГИЕНЫ / УСТАЛОСТЬ / ACADEMIC LESSONS / HYGIENE STANDARDS / FATIGUE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Немцев Олег Борисович, Бгуашев Айдамир Батербиевич, Ахтаов Руслан Ахмедович, Грунина Светлана Сергеевна, Немцева Наталья Алексеевна

Целью исследования являлось исследование особенностей отношения к учебным занятиям по физической культуре студентов и студенток современного университета. Были проанкетированы 43 студентки и 37 студентов Адыгейского государственного университета (Майкоп, Россия). Анкета состояла из 16 вопросов закрытого типа. Достоверность различий ответов на каждый вопрос анкеты у студенток и студентов определялась при помощи критерия хи-квадрат Пирсона. Было установлено, что студенты достоверно чаще студенток занимаются в секциях по одному из видов физкультурно-спортивной деятельности (48,6 и 18,6% опрошенных, p = 0,030), легче выполняют требования по дисциплине "Физическая культура" (выполняю "Легко" и "Скорее легко" ответили 62,2 и 21,6% опрошенных студентов и по 27,9% опрошенных студенток, p = 0,012), чаще находят возможности для выполнения гигиенических процедур после занятий (принимают душ 51,4% опрошенных студентов и 14,0% студенток, p = 0,001). Студенты и студентки в целом положительно оценивают содержание и условия проведения учебных занятий по физической культуре, считают их неотъемлемой частью учебного плана. Большинство студентов и студенток не считают целесообразным введение большего числа теоретических занятий по физической культуре, большая их часть испытывают усталость на последующих занятиях. Признавая значимость биологически обоснованного объёма двигательной активности, лишь 46,8% опрошенных студентов и 18,6% студенток находят возможности для внеучебных занятий физическими упражнениями. При этом считают, что они ведут здоровый образ жизни, 48,6% опрошенных студентов и 39,5% студенток.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Немцев Олег Борисович, Бгуашев Айдамир Батербиевич, Ахтаов Руслан Ахмедович, Грунина Светлана Сергеевна, Немцева Наталья Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Attitude towards physical education of male and female students

The objective of this study was to study the peculiarities of the attitude towards academic lessons of the male and female students of modern university. 43 female and 37 male students of Adyghe State University (Maykop, Russia) took part in the questionnaire, which consisted of sixteen closed-ended questions. The Pearson’s chi-squared test was used for determined the significance of differences between the answers of male and female students. It was found that male students are significantly more likely than female students to engage in sections in one of the types of physical culture and sports activities (48.6 and 18.6% of the respondents, respectively, p = 0.030), they more easily fulfill the requirements for the discipline "Physical Culture" (I perform "Easy" and “Rather easily” were answered by 62.2 and 21.6% of the male surveyed students and 27.9 and 27.9% of the female students, p = 0.012), more often they find opportunities for performing hygienic procedures after classes (51.4% of the male students and 14% female students take showers, p = 0.001). Male and female students generally positively assess the content and conditions for conducting classes in physical education, consider them an integral part of the curriculum. At the same time, most male and female students do not consider it appropriate to introduce a larger number of theoretical classes in physical education; most of them feel tired in subsequent sessions. Recognizing the importance of the biologically justified amount of physical activity, only 46.8% of the male surveyed students and 18.6% of female students find opportunities for extra-curricular physical exercises. At the same time, 48.6% of the male students surveyed and 39.5% of the female students believe that they lead a healthy lifestyle.

Текст научной работы на тему «Отношение студентов и студенток к занятиям по физической культуре»

УДК 159.9.072.432

ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНТОВ И СТУДЕНТОК К ЗАНЯТИЯМ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ

КУЛЬТУРЕ

Олег Борисович Немцев, доктор педагогических наук, профессор, Айдамир Батербиевич Бгуашев, кандидат педагогических наук, профессор, Руслан Ахмедович Ахтаов, кандидат педагогических наук, доцент, Светлана Сергеевна Грунина, Наталья Алексеевна Немцева, кандидат педагогических наук, доцент, Адыгейский государственный университет, Майкоп

Аннотация

Целью исследования являлось исследование особенностей отношения к учебным занятиям по физической культуре студентов и студенток современного университета. Были проанкетированы 43 студентки и 37 студентов Адыгейского государственного университета (Майкоп, Россия). Анкета состояла из 16 вопросов закрытого типа. Достоверность различий ответов на каждый вопрос анкеты у студенток и студентов определялась при помощи критерия хи-квадрат Пирсона. Было установлено, что студенты достоверно чаще студенток занимаются в секциях по одному из видов физкультурно-спортивной деятельности (48,6 и 18,6% опрошенных, p = 0,030), легче выполняют требования по дисциплине "Физическая культура" (выполняю "Легко" и "Скорее легко" ответили 62,2 и 21,6% опрошенных студентов и по 27,9% опрошенных студенток, p = 0,012), чаще находят возможности для выполнения гигиенических процедур после занятий (принимают душ 51,4% опрошенных студентов и 14,0% студенток, p = 0,001). Студенты и студентки в целом положительно оценивают содержание и условия проведения учебных занятий по физической культуре, считают их неотъемлемой частью учебного плана. Большинство студентов и студенток не считают целесообразным введение большего числа теоретических занятий по физической культуре, большая их часть испытывают усталость на последующих занятиях. Признавая значимость биологически обоснованного объёма двигательной активности, лишь 46,8% опрошенных студентов и 18,6% студенток находят возможности для внеучебных занятий физическими упражнениями. При этом считают, что они ведут здоровый образ жизни, 48,6% опрошенных студентов и 39,5% студенток.

Ключевые слова: учебные занятия, нормы гигиены, усталость.

ATTITUDE TOWARDS PHYSICAL EDUCATION OF MALE AND FEMALE

STUDENTS

Oleg Borisovich Nemtsev, the doctor of pedagogical sciences, professor, Aydamir Baterbievich Bguashev, the candidate of pedagogical sciences, professor, Ruslan Ahmedovich Akhtaov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Svetlana Sergeevna Grunina, Natalia Alekseevna Nemtseva, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Adyghe

State University, Maykop

Annotation

The objective of this study was to study the peculiarities of the attitude towards academic lessons of the male and female students of modern university. 43 female and 37 male students of Adyghe State University (Maykop, Russia) took part in the questionnaire, which consisted of sixteen closed-ended questions. The Pearson's chi-squared test was used for determined the significance of differences between the answers of male and female students.

It was found that male students are significantly more likely than female students to engage in sections in one of the types of physical culture and sports activities (48.6 and 18.6% of the respondents, respectively, p = 0.030), they more easily fulfill the requirements for the discipline "Physical Culture" (I perform "Easy" and "Rather easily" were answered by 62.2 and 21.6% of the male surveyed students and 27.9 and 27.9% of the female students, p = 0.012), more often they find opportunities for performing hygienic procedures after classes (51.4% of the male students and 14% female students take showers, p = 0.001). Male and female students generally positively assess the content and conditions for conducting classes in physical education, consider them an integral part of the curriculum. At the same time, most male and female students do not consider it appropriate to introduce a larger number of theoretical classes in physical education; most of them feel tired in subsequent sessions. Recognizing the importance of the biologically justified amount

of physical activity, only 46.8% of the male surveyed students and 18.6% of female students find opportunities for extra-curricular physical exercises. At the same time, 48.6% of the male students surveyed and 39.5% of the female students believe that they lead a healthy lifestyle.

Keywords: academic lessons, hygiene standards, fatigue.

ВВЕДЕНИЕ

"Физическая культура" является базовой дисциплиной учебного плана высшего образования на уровне бакалавриата в Российской Федерации. Между тем в университетах многих стран мира такая дисциплина в учебном плане отсутствует, а физическое воспитание строится на основе занятий в секциях по различным видам физкультурно-спортивной деятельности, не являющихся обязательными. Рядом авторов отмечаются негативные факторы, во многом снижающие эффективность учебных занятий по физической культуре в современных российских университетах [1-3]. Нет сомнений, что раньше или позже будет поставлен вопрос о целесообразности академических занятий по физической культуре в университетах России. Очевидно, что аргументами для принятия того или иного решения по этому вопросу могут стать отношение студентов современных университетов к содержанию и форме проведения учебных занятий по физической культуре и прогноз о динамике объёма двигательной активности у юношей и девушек в случае исключения дисциплины "Физическая культура" из учебного плана. Между тем, квалифицированных, выполненных с применением методов математической статистики исследований вопроса об отношении студентов разного пола университетов России к учебным занятиям по физической культуре немного. Проблема существенно обостряется в связи с отдельными, однако громкими выступлениями в средствах массовой информации отдельных студентов, недовольных содержанием, формой и самим наличием учебных занятий по физической культуре в университетах. В связи с этим целью исследования являлось изучение отношения студентов и студенток современного университета к учебным занятиям по физической культуре.

МЕТОДИКА

Для исследования особенностей отношения к занятиям по физической культуре студентов современного вуза была разработана анкета, включающая 16 вопросов закрытого типа, 15 из которых имели четыре альтернативных ответа, а один вопрос - 5 ответов. В анкетировании приняли участие 43 студентки и 37 студентов Адыгейского государственного университета (АГУ), характеристики которых представлены в таблице 1. Для проверки на нормальность выборочных показателей возраста, роста, массы тела и индекса массы тела использовался критерий Шапиро-Уилки - ряд выборочных данных имели распределение, отличающееся от нормального. Поэтому достоверность различий этих показателей у студентов и студенток определялась при помощи критерия Манна-Уитни. Рост (1,78±0,07 и 1,65±0,06 м, p = 0,000), масса тела (70,7±11,3 и 56,8±11,0 кг, p = 0,000) и индекс массы тела (ИМТ = масса тела (кг) / рост (м)2) (22,3±3,4 и 20,8±4,0 кг/м2, p = 0,005) у студентов-юношей оказались достоверно больше, чем у студенток. Студенты (20,1±1,7 лет) и студентки (20,3±1,7 лет), принявшие участие в анкетировании, не имели достоверных различий возраста (p = 0,660).

Достоверность различий частот ответов на вопросы анкеты у студентов и студенток определялась при помощи критерия хи-квадрат (х2): рассчитывался критерий хи-квадрат Пирсона.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

Как видно на первом рисунке, опрошенные студенты и студентки в целом положительно оценивают содержание академических занятий по физической культуре - в Адыгейском государственном университете занятия проводятся по комплексной программе, основанной на применении средств лёгкой атлетики в начале первого и конце

второго семестра и спортивных и подвижных игр во второй половине первого и начале второго семестра учебного года.

70,0

□ Да □ Скорее да, чем нет □ Скорее нет, чем да □ Нет р = 0,804

Рисунок 1 - Ответы студентов разного пола на вопрос "Соответствует ли содержание учебных занятий по физической культуре Вашим запросам (набор видов спорта и физкультурно-спортивной деятельности,

нагрузка)?"

При этом значительная часть студентов обоего пола оценивают базы, на которых проводятся академические занятия, как "отличные" и "хорошие" (41,9 и 39,5% опрошенных студенток и 51,4 и 27,0% опрошенных студентов, р = 0,480). Большинство опрошенных студенток (32,6 и 23,3%) и студентов (62,2 и 16,2%) отмечают, что им всегда или чаще всего удаётся осуществить приём пищи за индивидуально комфортное время до академических занятий по физической культуре (р = 0,064). Стоит, впрочем, отметить, что значительное число опрошенных студенток указывают, что им либо чаще (23,3%), либо вовсе (20,9%) не удаётся осуществить приём пищи за комфортное до занятий по физической культуре время. Это позволяет считать обоснованным поиск в вузе организационных решений, которые позволили бы всем студентам принимать пищу за комфортное время до занятий физическими упражнениями. Подавляющее число студентов обоего пола отвечают "Да" или "Чаще да, чем нет" на вопрос "Переодеваетесь ли вы полностью после учебных занятий по физической культуре?" (81,4 и 7,0% студенток и 86,5 и 5,4% студентов, р = 0,828). Это даёт основания позитивно оценивать созданные в университете условия для соблюдения этой нормы личной гигиены при занятиях физическими упражнениями для студентов и студенток. Особо следует отметить, что значительное число студенток (39,5 и 25,6%) и несколько меньшее число студентов (16,2 и 21,6%) указывают на постоянное или частое наличие чувства усталости на академических занятиях, следующих за занятиями по физической культуре (р = 0,054). Причём, уменьшение физической нагрузки на учебных занятиях по физической культуре представляется не лучшим выходом из этой ситуации ввиду низкой двигательной активности у большой части студентов и особенно у студенток (различия достоверны) -как видно на втором рисунке, лишь 18,6% опрошенных студенток отвечают "Да" на вопрос "Занимаетесь ли Вы спортом или каким-либо видом физкультурно-спортивной деятельности во внеучебное время?", в то время как студенты дают такой ответ в 48,6% случаев. В то же время на рисунке видно, что значительное число и студенток, и студентов

не находят времени на занятия одним из видов физкультурно-спортивной деятельности.

□ Да

□ Занимаюсь, но пропускаю занятия из-за нехватки времени

□ Нет, не хватает времени

□ Нет, не считаю нужным

60,0 50,0 40,0

£

« 30,0

т с а

ст

20,0

10,0

0,0

55,8

р = 0,030

18,6

16,3

48,6

40,5

9,3

2,7

Девушки

Юноши

Рисунок 2 - Ответы студентов разного пола на вопрос "Занимаетесь ли Вы спортом или каким-либо видом физкультурно-спортивной деятельности во внеучебное время?"

Возможным решением этой проблемы могло бы стать планирование занятий по физической культуре таким образом, чтобы они были последними в учебном дне, либо, как минимум, чтобы за ними следовала большая перемена. Это же организационное решение способствовало бы созданию условий для приёма душа после занятий по физической культуре - 67,4% опрошенных студенток не выполняют этого требования личной гигиены при занятиях физическими упражнениями, в то время как 51,4% студентов находят возможности для этого (р = 0,001).

Как видно на третьем рисунке, опрошенные студентки достоверно чаще испытывают трудности при выполнении требований по дисциплине "Физическая культура", чем студенты.

Возможно, это обстоятельство, а также отсутствие условий для принятия душа у студенток является причиной несколько более частых негативных ответов у них на вопрос "С желанием ли Вы посещаете учебные занятия по физической культуре?". Так, "Да" отвечают на этот вопрос 23,3% опрошенных студенток и 45,5% студентов, "Скорее да, чем нет" - 27,9% опрошенных студенток и 27,0% студентов. "Скорее нет, чем да" и "Нет" ответили соответственно 27,9 и 20,9% опрошенных студенток и по 13,5% студентов. Впрочем, наблюдаемые различия в ответах на этот вопрос между студентками и студентами недостоверны (р = 0,133).

Интересно, что, несмотря на отсутствие у студенток условий для соблюдения некоторых требований личной гигиены при занятиях физическими упражнениями и наличие у них затруднений с выполнением требований по дисциплине "Физическая культура", их большинство, так же как и большинство студентов, считают необходимыми учебные занятия по этой дисциплине, несмотря на то в университетах многих стран такие занятия отсутствуют - "Да" и "Скорее да, чем нет" ответили на вопрос об их необходимости соответственно 46,5 и 25,6% опрошенных студенток и 59,5 и 16,2% опрошенных студентов (р = 0,584).

■ Легко □ Скорее легко □ Испытываю некоторые затруднения Ш Испытываю значительные затруднения 70,0 -,

60,0 50,0 ^ 40,0

и

т с о ст

« 30,0 V

20,0 10,0

0,0 -I

Рисунок 3 - Ответы студентов разного пола на вопрос "Насколько легко Вы выполняете требования по

дисциплине "Физическая культура"?"

Также следует отметить, что большинство опрошенных студенток и студентов считают необоснованным введение в учебный план по дисциплине "Физическая культура" большего числа занятий теоретического характера. Так, на вопрос "Считаете ли Вы, что учебные занятия по физической культуре должны чаще носить теоретический характер?" "Нет, теоретические занятия только усилят дефицит двигательной активности" и "Нет, это существенно снизит привлекательность занятий для меня" отвечают соответственно 37,2 и 34,9% опрошенных студенток и 21,6 и 43,2% опрошенных студентов (р = 0,286). "Да, получив знания, я стану заниматься самостоятельно" ответили на этот вопрос 23,3 и 21,6% опрошенных студенток и студентов соответственно. Однако, в ситуации, когда большое число студенток и студентов не способны найти время для занятий одним из видов физкультурно-спортивной деятельности (рис. 2), можно усомниться в том, что полученные в ходе лекций и семинаров знания послужат решающим, достаточно сильным стимулом для начала таких занятий. Также следует отметить, что большинство опрошенных студенток и студентов до поступления в университет либо занимались спортом (51,2 и 75,7% соответственно), либо занимались, но бросили (23,3 и 18,9% соответственно, р = 0,067) и положительно относятся к внеучебным занятиям одним из видов физкультурно-спортивной деятельности ("Положительно" - 48,8% девушек и 62,2% юношей, "Скорее положительно, чем отрицательно" - 27,9% девушек и 29,7% юношей, р = 0,264). Иными словами, большая часть студентов и особенно студенток понимают значимость физических упражнений, занимались ранее одним из видов спорта, однако в условиях обучения в университете не имеют достаточных стимулов для внеучебных организованных либо самостоятельных занятий. Причём, и студентки, и студенты в целом положительно оценивают базы для внеучебных занятий, а также возможности соблюдения правил гигиены и рационального режима питания при этом: оценки "Отлично" и "Хорошо" выставили 30 и 50% занимающихся одним из видов физкультурно-спортивной деятельности студенток и 48,3 и 34,5% студентов (р = 0,451). Интересно, что если число студентов, занимающихся одним из видов физкультурно-спортивной деятельности и утвердительно отвечающих на вопрос, ведут ли они здоровый образ жизни, совпадают (по

40,6% опрошенных), то у студенток названные величины отличаются более чем вдвое (занимаются одним из видов физкультурно-спортивной деятельности во внеучебное время 18,6% опрошенных девушек, а считают, что они ведут здоровый образ жизни - 39,5%; ещё 34,9% опрошенных девушек отвечают на соответствующий вопрос "Скорее да, чем нет"). Очевидно, что студентки считают, что объёма двигательной активности, получаемого на академических занятиях по физической культуре, достаточно для здорового образа жизни. При этом более половины студенток и студентов не оценивают объём потребляемых и расходуемых за день калорий, а следовательно, не следят за сбалансированностью питания: "Нет, потому что не умею" и "Нет, не считаю нужным" отвечают на соответствующий вопрос 16,3 и 41,9% опрошенных девушек и 24,3 и 35,1% юношей (p = 0,684).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, опрошенные студенты и студентки одного из крупных вузов Южного Федерального округа в целом положительно оценивают содержание и условия проведения занятий по дисциплине "Физическая культура", а также считают необходимым включение её в учебный план и нецелесообразным замену части практических занятий теоретическими. В то же время студентки испытывают большие, чем студенты трудности в выполнении требований по дисциплине, а также в соблюдении норм личной гигиены при занятиях физическими упражнениями. Больше половины студенток и значительное число студентов чувствуют усталость на последующих занятиях после "Физической культуры". Во внеучебное время регулярно занимаются одним из видов физкультурно-спортивной деятельности менее половины опрошенных студентов и менее пятой части опрошенных студенток, при этом большое число студенток считают, что они ведут здоровый образ жизни. Результаты анкетирования позволяют считать обоснованными ряд изменений в организации и содержании физического воспитания студентов и студенток: составление расписания должно проводиться таким образом, чтобы занятия по физической культуре были последними в учебном дне или за ними следовала большая перемена; у студентов и особенно студенток необходимо аргументированно формировать представление о биологически обоснованном объёме двигательной активности человека как важнейшем компоненте здорового образа жизни. В целом положительное отношение студентов и студенток к содержанию и форме проведения занятий по физической культуре позволяют считать обоснованным сохранение такой формы физического воспитания для части студентов, а малое число студентов и особенно студенток, занимающихся одним из видов физкультурно-спортивной деятельности во внеучебное время, позволяет прогнозировать существенное снижение объёма двигательной активности у большой их части при переходе к исключительно внеучебной форме физического воспитания.

ЛИТЕРАТУРА

1. Мелешкова, Н.А. Отношение студентов вуза к дисциплине "Физическая культура" как фактору готовности к здоровьесбережению / Н.А. Мелешкова // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2017. - № 4 (28). - С. 72-76.

2. Немцев, О.Б. Формирование физической культуры личности студентов на занятиях в секции общей физической подготовки / О.Б. Немцев, Р.С. Козлов // Физическое воспитание студентов. -2009. - № 3. - С. 145-160.

3. Фирсин, С.А. Отношение к физической культуре и физкультурно-спортивной деятельности школьников и студентов в XXI веке / С.А Фирсин, Т.Ю. Маскаева // Человек. Спорт. Медицина. - 2014. - Т. 14, № 4. - С. 9-12.

REFERENCES

1. Meleshkova, N.A. (2017), "The attitude of university students to the discipline "Physical Culture" as a factor in readiness for health conservation", Professional Education in Russia and Abroad, No. 4

(28). pp. 72-76.

2. Nemtsev, O.N., Kozlov, R.S. (2009), "The formation of physical culture of students' personality in the section of general physical preparation", Physical education of students, No. 3. pp. 145-160.

3. Firsin, S.A., Maskaeva, T.Yu. (2014), "Attitude to physical education and sports activities of schoolchildren and students in the XXI century", Human. Sport. Medicine, V. 14, No. 4. pp. 9-12.

Контактная информация: oleg.nemtsev@mail.ru

Статья поступила в редакцию 28.11.2019

УДК 159.9.072.5

ИССЛЕДОВАНИИ АНТИЦИПАЦИИ У СПОРТСМЕНОВ МЕТОДАМИ ПСИХОДИАГНОСТИКИ И ЭЛЕКТРОМИОГРАФИИ

Галина Владимировна Пантелеева, кандидат психологических наук, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург

Аннотация

Разработка, создание и апробация теста «А5 - пять видов антиципации у спортсменов» проводилось автором настоящей публикации (в соавторстве) в течение 2018-2019 годов. Психодиагностическая методика представляет собой опросник, состоящий из 100 утверждений. На каждую анти-ципационную способность - пространственную (S), пространственно-ситуативную (SE), ситуативную (E), темпорально-ситуативную (TE), темпоральную (T) - по 20 утверждений. Всего в методике шесть шкал: пять, перечисленных выше, и одна суммарная. Апробация - проверка на надежность и валидность - специфическая процедура, требующая определенного времени на ее проведение. В настоящей статье описан один из этапов проверки теста на надежность. Со ссылкой на эмпирическое исследование антиципации методом электромиографии, коллег из Университета физического воспитания и спорта (Бакэу, Румыния, 2014), в этой статье показана надежность шкал пространственно-ситуативной (SE), ситуативной (E) и темпорально-ситуативной (TE) антиципации авторского психодиагностического теста «А5 - пять видов антиципации у спортсменов».

Ключевые слова: антиципация, пространственно-ситуативная антиципация, ситуативная антиципация, темпорально-ситуативная антиципация, психодиагностика, электромиография.

RESEARCH ANTICIPATION IN ATHLETES BY METHODS OF PSYCHODIAGNOSTICS AND ELECTROMYOGRAPHY

Galina Vladimirovna Panteleeva, the candidate of psychological sciences, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sports and Health, St. Petersburg

Annotation

The development, creation and testing of the test "A5 - five types of anticipation in athletes" was carried out by the author of this publication (co-authored) during 2018-2019. The psycho-diagnostic technique is a questionnaire consisting of 100 statements. For each anticipatory ability - spatial (S), spatial-event (SE), event (E), temporal-event (TE), temporal (T) - 20 statements each. There are six scales in the technique: five listed above, and one total (Level A). Testing - checking for reliability and validity - a specific procedure requiring a certain time for its implementation. This article describes one of the steps for testing a reliability test. With reference to an empirical study of anticipation by electromyography, colleagues from the University of Physical Education and Sports (Bacau, Romania, 2014), this article shows the reliability of the spatial-event (SE), event (E) and temporal-event (TE) anticipation scales of psychodiagnostic test "A5 - five types of anticipation in athletes".

Keywords: anticipation, spatial-event anticipation, event anticipation, temporal-event anticipation, psychodiagnosis, electromyography.

Разработка, создание и апробация теста «А5 - пять видов антиципации у спортсменов» проводилось автором настоящей публикации (в соавторстве) в течение 2018-2019 годов. Психодиагностическая методика представляет собой опросник,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.