Научная статья на тему 'Отношение студентов Уральского государственного университета физической культуры к проблеме употребления и распространения допинга в спорте'

Отношение студентов Уральского государственного университета физической культуры к проблеме употребления и распространения допинга в спорте Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
133
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПИНГ В СПОРТЕ / СТУДЕНТЫ / АНТИДОПИНГОВАЯ КУЛЬТУРА / DOPING IN SPORT / STUDENTS / ANTI-DOPING CULTURE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Макаров Антон Владимирович, Кузьмин Андрей Михайлович

В статье приведены результаты анкетирования студентов первого курса (n=81) различной спортивной квалификации, обучающиеся по направлению подготовки 49.03.01 «Физическая культура» в Уральском государственном университете физической культуры. Цель исследования выяснение личностного отношения к проблеме употребления запрещенных субстанций, использованию запрещенных методов и имеющегося объема знаний о вреде допинга на организм человека. Основные результаты: 40% респондентам известны случаи нарушения антидопинговых правил в избранном виде спорта, 7,5% употребляли запрещенные вещества. Предлагал начать употреблять допинговые препараты личный тренер 3,7% респондентам, товарищи по команде или друзья 13,5%. Причины употребления допинга в спорте (%, частота встречающихся ответов): улучшить результат 41%, добиться славы и успеха 17%, восстановить организм после тяжелых нагрузок 12%.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Attitude of students of Ural state University of physical culture to problem of the use and distribution of doping in sports

The article presents the results of the survey of the first-year students (n=81) of various sports qualifications, studying in the direction of training 49.03.01 “Physical culture” in the Ural state University of physical culture. The purpose of the study is to clarify the personal attitude to the problem of use of the prohibited substances, the use of prohibited methods and available knowledge about the dangers of doping on the human body. Main results: 40% of respondents are aware of anti-doping rule violations in their chosen sport, 7,5% have used banned substances. The coach suggested to begin to use performance enhancing drugs 3,7% of respondents, teammates or friends of 13,5%. Causes of doping in sports (%, frequency of responses): to improve the result 41%, to achieve fame and success 17%, to restore the body after heavy loads 12%.

Текст научной работы на тему «Отношение студентов Уральского государственного университета физической культуры к проблеме употребления и распространения допинга в спорте»

Modular-Rating Technology in The Educational Process of Physical Culture", The European Proceedings of Social and Behavioral Sciences EpSBS, Volume LI, Published by the Future Academy, 14, 127-133. doi: https://dx.doi.org/10.15405/epsbs.2018.12.02.14.

5. Zuykova, E.G., Bushma, T.V., Lipovka, A.Yu. and Volkova, L.M. (2018), "System-Modular Technologies in The Educational Process of Physical Culture", The European Proceedings of Social and Behavioral Sciences EpSBS, Volume LI, Published by the Future Academy, 17, 153-159. doi: https://dx.doi.org/10.15405/epsbs.2018.12.02.17.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 21.10.2019

УДК 796.011.1/.3

ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНТОВ УРАЛЬСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ К ПРОБЛЕМЕ УПОТРЕБЛЕНИЯ И РАСПРОСТРАНЕНИЯ ДОПИНГА В СПОРТЕ

Антон Владимирович Макаров, аспирант, Андрей Михайлович Кузьмин, доктор педагогических наук, профессор,

Уральский государственный университет физической культуры, г. Челябинск

Аннотация

В статье приведены результаты анкетирования студентов первого курса (n=81) различной спортивной квалификации, обучающиеся по направлению подготовки 49.03.01 «Физическая культура» в Уральском государственном университете физической культуры. Цель исследования - выяснение личностного отношения к проблеме употребления запрещенных субстанций, использованию запрещенных методов и имеющегося объема знаний о вреде допинга на организм человека. Основные результаты: 40% респондентам известны случаи нарушения антидопинговых правил в избранном виде спорта, 7,5% употребляли запрещенные вещества. Предлагал начать употреблять допинговые препараты личный тренер 3,7% респондентам, товарищи по команде или друзья - 13,5%. Причины употребления допинга в спорте (%, частота встречающихся ответов): улучшить результат

- 41%, добиться славы и успеха - 17%, восстановить организм после тяжелых нагрузок - 12%.

Ключевые слова: допинг в спорте, студенты, антидопинговая культура.

ATTITUDE OF STUDENTS OF URAL STATE UNIVERSITY OF PHYSICAL CULTURE TO PROBLEM OF THE USE AND DISTRIBUTION OF DOPING IN

SPORTS

Anton Vladimirovich Makarov, the post-graduate student, Andrey Mikhailovich Kuzmin, the doctor of pedagogical sciences, professor, Ural state University of physical culture, Chelyabinsk

Annotation

The article presents the results of the survey of the first-year students (n=81) of various sports qualifications, studying in the direction of training 49.03.01 "Physical culture" in the Ural state University of physical culture. The purpose of the study is to clarify the personal attitude to the problem of use of the prohibited substances, the use of prohibited methods and available knowledge about the dangers of doping on the human body. Main results: 40% of respondents are aware of anti-doping rule violations in their chosen sport, 7,5% have used banned substances. The coach suggested to begin to use performance enhancing drugs

- 3,7% of respondents, teammates or friends - of 13,5%. Causes of doping in sports (%, frequency of responses): to improve the result - 41%, to achieve fame and success - 17%, to restore the body after heavy loads - 12%.

Keywords: doping in sport, students, anti-doping culture.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время борьба с допингом выступает одной из центральных проблем не только отечественного, но и международного спортивного движения, поскольку

употребление запрещенных препаратов спортсменами не только наносит большой ущерб их здоровью, а иногда и смертельный, но и подрывает основные ценности спорта, такие как этика, честность, справедливость, уважение к правилам и законам, мужество и другие. На самом высоком государственном уровне и в научном сообществе говорится о необходимости внедрения комплексных, организационно-управленческих решений, проведения образовательных, профилактических, информационных мероприятий антидопинговой направленности [3; 4; 5].

Результаты научных исследований К. А. Бадрака, Ф.Н. Солдатенкова, Е.К. Гочаровой существенно расширяют знания в области организации и проведения антидопинговой политики с учетом тенденций развития мирового сообщества [1; 2; 6]. Однако, проблема употребления и распространения запрещенных препаратов, нарушения антидопинговых правил в целом, до сих пор не решена. Как в российском спорте, так и в других странах продолжаются многочисленные дисквалификации спортсменов и расследования против ведущих тренеров по видам спорта.

Вышесказанное обуславливает проведение исследовательской работы в обозначенном направлении, целью которой является изучение личностного отношения студентов физкультурного вуза к проблеме употребления, распространения запрещенных субстанций и использованию запрещенных методов.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Для достижения поставленной цели было проведено анкетирование, в котором приняли участие студенты первого курса (п=81), обучающиеся по направлению подготовки 49.03.01 «Физическая культура» в Уральском государственном университете физической культуры. Стаж систематических занятий спортом составил 8,3 лет. В выборку вошли представители следующих видов спорта: легкая атлетика, спортивные игры, гимнастика, плавание, танцевальный спорт, конькобежный спорт, бокс, дзюдо и другие единоборства, лыжный спорт, тхэквондо, хоккей, футбол и другие. Спортивная квалификация респондентов представлена в таблице 1.

Таблица 1 - Спортивная квалификация респондентов

Спортивное звание n Спортивный разряд n Другие n

МСМК 2 КМС 27 юношеские 1

МС 7 I, II, III 37 б/р 7

Анонимная анкета состояла из открытых и закрытых вопросов. В первом блоке вопросов выяснялось общее отношение студентов к проблеме употребления допинга в спорте, о возможных причинах употребления спортсменами различных допинговых средств в спорте.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

На первый вопрос «Известны ли вам случаи употребления допинга среди спортсменов в вашем виде спорта?» 40% респондентов ответили утвердительно, это подтверждает имеющуюся проблему употребления запрещенных субстанций и использования запрещенных методов практически во всех видах спорта.

На следующий вопрос «Употребляли ли вы в процессе занятий спортом запрещенные препараты или использовали запрещенные методы?» 7,5% студентов признались, что «Да». Примечательно, что среди давших положительный ответ были один мастер спорта международного класса, два мастера спорта, три кандидата мастера спорта и три человека со спортивными разрядами от I до III взрослого. Эти результаты указывают на то, что допинг могут употреблять спортсмены различного уровня мастерства, как высококвалифицированные, так и атлеты массовых разрядов. И если первая группа (МСМК, МС), достигла индивидуально высоких показателей физической и функциональной подготовленности, и для дальнейшего их роста включает в процесс подготовки

фармакологические препараты, в том числе и запрещенные, то спортсмены спортивных разрядов используют допинги в тех случаях, когда рост спортивной формы может быть достигнут совершенствованием методики тренировки, рационализацией питания и режима дня, применением современных методик восстановления работоспособности, коррекцией организационно- педагогических условий процесса подготовки.

В следующих двух вопросах нами преследовалась цель выяснить - кто является инициатором, кто подталкивает к употреблению допинга в спорте? Результаты получены следующие - 3,7% респондентов ответили, что им предлагал начать употреблять допинговые препараты тренер, а 13,5% признались, что товарищи по команде или друзья.

Следующее утверждение «Согласны ли вы с мнением, что для победы все средства хороши (победителей не судят)» косвенно может обозначать лояльное отношение студентов к данной проблеме. Результаты ответов на этот вопрос, следующие: 19,7% респондентов согласны с этим утверждением, 80,3% - не согласны.

Далее респондентам было предложено представить себя работающим тренером и ответить на следующий вопрос: «Вы, как воображаемый тренер, допускаете применение допинга своими воспитанниками?». Все 100% участвующих в анкетировании первокурсника ответили «Нет». Таким образом, студенты не ассоциируют свою будущую тренерскую работу с использованием запрещенных субстанций и методов.

Однако ответы на следующие три вопроса показали, что 30% студентов считают невозможной победу на Олимпийских играх без использования в спортивной подготовке допинга. Кроме того, 21% респондентов отметили, что стать Чемпионом России в избранном виде спорта невозможно будучи «чистым» атлетом, не употребляющем запрещенные препараты. Более того, 17% считают, что даже для выполнения звания «мастера спорта» необходимо прибегнуть к использованию стимулирующих запрещенных субстанций и веществ.

Обобщая результаты первого блока вопросов можно констатировать, что в целом студентам первого курса, обучающиеся по направлению подготовки 49.03.01 «Физическая культура», известны случаи нарушения антидопинговых правил в избранных видах спорта, в большинстве случаев студенты демонстрируют негативное отношение к использованию запрещенных субстанций, однако признают, что достижение высочайших побед на мировой арене вряд ли возможно без стимуляции и поддержки организма запрещенными препаратами. На наш взгляд, первокурсники, как будущие тренеры, работающие в сфере детско-юношеского спорта, подготовки спортивного резерва и квалифицированных спортсменов, не обладают в достаточной мере сформированными установками нетерпимости к допингу и, возможно, способны на различных этапах своей профессиональной деятельности, в силу различных целей, нарушать антидопинговые правила.

Далее нами преследовалась задача - изучить объем и глубину имеющихся знаний о причинах употребления. Респондентам была предложена следующая форма ответов на вопросы:_

Назовите несколько причин употребления допинга в спорте:

1._

2._

3 ._

Есть ли еще причины? Если да, то какие

4 ._

5 ._

Анализ ответов показал, что 17,2% студентов не могут назвать ни одной причины употребления допингов другими спортсменами. 38,3% респондентов назвали только одну причину, 33,3% назвали две, 9,9% назвали три причины, и только 1,2% участников анкетирования смогли дать наиболее полный ответ, назвав 5 причин употребления допинговых препаратов. В таблице 2 представлено процентное распределение, наиболее часто встречающихся ответов.

Таблица 2 - Причины употребления запрещенных препаратов в спорте

Вариант ответа %

Улучшить результат 41

Добиться славы и успеха 17

Восстановление организма после тяжелых нагрузок 12

Неуверенность в своих силах 8

Победа /участие в Олимпийских играх; установить мировой рекорд 7

Быстро достичь пика спортивной формы 7

Назначение врача 2

Лень много и плодотворно тренироваться 2

Фанатизм 1

Снижение веса 1

Безысходность 1

Страх проиграть другим соперникам 1

Далее респондентам было предложено высказать мнение о возможных мерах профилактики употребления допинга среди спортсменов и нарушений антидопинговых правил в целом. Результаты представлены в таблице 3.

Вариант ответа %

Усиление контроля допинговых служб, в т.ч. «частые проверки всех и перед каждым соревнованием» 34

Проведение образовательных мероприятий РУСАДА и других организаций (беседы, игры, тренинги) 16

Дисквалификации 13

Ужесточить наказание 8

Запретить продавать запрещенные препараты или продавать только по рецепту 8

Спортивное воспитание тренера (преподавателя ВУЗа, учителя ФК) 6

Ввести большие штрафы, лишать завоеванных наград, призов 4

Исключать виды спорта из спортивного движения 4

Разработать новые незапрещенные препараты 3

Лишать званий и титулов 2

Ничего не поможет, «бороться бесполезно» 2

Анализируя данные таблицы 3, мы можем констатировать, что среди профилактических мер в борьбе с допингом, респонденты видят как наиболее эффективные действия, так и достаточно сложные в своем применении и практически не выполнимые. Так, «исключение видов спорта из спортивного движения» не будет способствовать антидопинговой борьбе, а лишь приведет к стагнации спортивных достижений, снижении популярности конкретного вида спорта, исключением целых поколений молодых спортсменов, не имеющих отношения к допинговым нарушениям своих старших коллег. Примером, такого исключения в настоящее время является отстранение Всероссийской федерации легкой атлетики от проводимых международных соревнований под эгидой 1АЛР (Международной ассоциации легкоатлетических федераций) с ноября 2015 года по настоящее время.

Обратим внимание на тот факт, что роли тренера (преподавателя ВУЗа, учителя ФК) в спортивном воспитании респонденты отводят незначительное место. На наш взгляд, именно тренер способен заложить ценностные и морально-этические ориентиры, идеалы спортивного движения, дух честной борьбы в своих воспитанниках. Это, в свою очередь, требует проведения комплексных действий по формированию антидопинговой культуры у будущих тренеров - студентов спортивных вузов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Обобщая вышеописанные результаты, можно констатировать, что в целом студенты первого курса понимают существующие угрозы спортивному движению со стороны допинга. У некоторых студентов сформирована достаточно твердая установка на недопустимость использования запрещенных препаратов. Например, в анкетах встречались категоричные записи типа «не уважаю тех, кто соревнуется нечестно» и т.д.). Анонимность анкеты позволила повысить степень откровенности ответов на вопросы и 7,5% студентов

признались, что в своей спортивной карьере употребляли запрещенные субстанции. При этом в своей будущей тренерской деятельности студенты не рассматривают возможность их использования среди своих воспитанников. Данный факт, свидетельствует о нетерпимости к данному явлению в спорте.

Среди эффективных мер в борьбе с допингом респонденты видят усиление контроля со стороны антидопинговых и других спортивных организаций, ужесточение наказания посредством увеличения срока дисквалификации и выплаты штрафов, а также проведение разнообразных форм профилактических мероприятий антидопинговой направленности, воспитание нравственных и ценностных установок личности спортсмена, тренера, спортивного врача и функционера.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бадрак, К. А. Первичная педагогическая профилактика нарушений антидопинговых правил среди спортсменов : дис. ... канд. пед. наук / Бадрак К.А. - Санкт-Петербург, 2012. - 180 с.

2. Гончарова, Е.К. Социально-педагогические и организационные основы борьбы с допингом в спорте : дис. ... канд. пед. наук / Гончарова Е.К. - Малаховка, 1994. - 164 с.

3. Распоряжение правительства Российской Федерации от 17.10.2018. № 2245-р «Об утверждении концепции подготовки спортивного резерва в РФ до 2025 г и плана мероприятий по ее реализации» // URL : https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71985098/ (дата обращения: 03.10.2019).

4. Макаров, А.В. Актуализация нарушений антидопинговых правил в сфере физической культуры и спорта в Российской федерации / А.В. Макаров, Н.В. Макарова, Т.М. Мелихова // Проблемы современного педагогического образования. Серия : Педагогика и психология. - 2018. - Вып. 61. - Ч. 4. - С. 207-210.

5. Макарова, Н.В. Актуальные проблемы физической культуры и спорта / Н.В. Макарова // Научно-спортивный вестник Урала и Сибири. - 2019. - № 1 (21). - С. 3-12.

6. Солдатенков, Ф.Н. Формирование ценностных ориентаций антидопинговой направленности в образовательном процессе студентов вуза физической культуры : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Солдатенков Ф.Н. - Смоленск, 2011. - 19 с.

REFERENCES

1. Badrak, K.A. (2012), Primary pedagogical prevention of anti-doping rule violations among athletes, dissertation, St. Petersburg.

2. Goncharova, E.K. (1994), Socio-pedagogical and organizational bases of the fight against doping in sport, dissertation, Malakhovka.

3. Order of the government of the Russian Federation of October 17, 2018 No. 2245-r "About the approval of the concept of preparation of sports reserve in the Russian Federation till 2025 and the action plan for its implementation ", available at: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71985098/ (accessed: 03.10.2019).

4. Makarov, А.У., Makarova, N.V. and Melihova, T.M. (2019), "Actualization of anti-doping rule violations in the sphere of physical culture and sports in the Russian Federation", Problems of modern pedagogical education, Vol. 61 (4). pp. 207-210.

5. Makarova, N.V. (2019), "Actual problems of physical culture and sport", Journal of Scientific and sports Bulletin ofthe Urals and Siberia, Vol. 1 (21), pp. 3-12.

6. Soldatenkov, F.N. (2011), Formation of value orientations of anti-doping orientation in the educational process of students of the University ofphysical culture, dissertation, Smolensk.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 28.10.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.