Научная статья на тему 'ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНТОВ КЫРГЫЗСКИХ И РОССИЙСКИХ ВУЗОВ К ПЕРЕХОДУ НА ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В СВЯЗИ С ПАНДЕМИЕЙ COVID-19: ПИЛОТНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ'

ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНТОВ КЫРГЫЗСКИХ И РОССИЙСКИХ ВУЗОВ К ПЕРЕХОДУ НА ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В СВЯЗИ С ПАНДЕМИЕЙ COVID-19: ПИЛОТНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
259
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРОНАВИРУС / ПАНДЕМИЯ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / КЫРГЫЗСКИЕ СТУДЕНТЫ / РОССИЙСКИЕ СТУДЕНТЫ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / РОССИЙСКИЕ ВУЗЫ / КЫРГЫЗСКИЕ ВУЗЫ / CORONAVIRUS / PANDEMIC / DISTANCE LEARNING / KYRGYZ STUDENTS / RUSSIAN STUDENTS / EDUCATIONAL PROCESS / RUSSIAN UNIVERSITIES / KYRGYZ UNIVERSITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Канатова А.

В данной статье на основе полученных данных рассмотрены основные изменения в сфере образования, коснувшиеся студентов и преподавателей двух стран: Кыргызстана и России, в условиях пандемии коронавируса и перехода на дистанционное образование. На основании мнения студентов бакалавриата были выявлены преимущества и недостатки дистанционного обучения в период пандемии.В статье рассмотрены такие недостатки, как: технические неполадки, снижение продуктивности, отсутствие живого общения и проблемы со здоровьем. К преимуществам причисляется: экономия денежных средств и времени, распространение видеосервисов, гибкость учебного графика и комфортное место для учебы.Также можно отметить разницу в переходе к дистанционному обучению в двух странах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Канатова А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ATTITUDES OF KYRGYZ AND RUSSIAN UNIVERSITY STUDENTS TO SWITCHING TO DISTANCE STUDYING DUE TO THE COVID-19 PANDEMIC: A PILOT STUDY

In this article, based on the data obtained, the author considered the main changes in the field of education affecting students and teachers of the two countries: Kyrgyzstan and Russia, in the context of the coronavirus pandemic and the transition to distance education.Based on the opinion of bachelor’s students, the advantages and disadvantages of distance learning during the pandemic were identified.The article deals with such disadvantages as technical problems, reduced productivity, lack of live communication and health problems. The advantages include: saving money and time, distribution of video services, the flexibility of the training schedule and a comfortable place to study.It is also possible to note the difference in the transition to distance learning in the two countries.

Текст научной работы на тему «ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНТОВ КЫРГЫЗСКИХ И РОССИЙСКИХ ВУЗОВ К ПЕРЕХОДУ НА ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В СВЯЗИ С ПАНДЕМИЕЙ COVID-19: ПИЛОТНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ»

Психологические науки

УДК 159.99

ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНТОВ КЫРГЫЗСКИХ

И РОССИЙСКИХ ВУЗОВ К ПЕРЕХОДУ НА ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В СВЯЗИ С ПАНДЕМИЕЙ ад™-19: ПИЛОТНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

А. Канатова

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (Нижний Новгород, Россия)

Аннотация. В данной статье на основе полученных данных рассмотрены основные изменения в сфере образования, коснувшиеся студентов и преподавателей двух стран: Кыргызстана и России, в условиях пандемии коронавируса и перехода на дистанционное образование. На основании мнения студентов бакалавриата были выявлены преимущества и недостатки дистанционного обучения в период пандемии.В статье рассмотрены такие недостатки, как: технические неполадки, снижение продуктивности, отсутствие живого общения и проблемы со здоровьем. К преимуществам причисляется: экономия денежных средств и времени, распространение видеосервисов, гибкость учебного графика и комфортное место для учебы.Также можно отметить разницу в переходе к дистанционному обучению в двух странах.

Ключевые слова: коронавирус, пандемия, дистанционное обучение, кыргызские студенты, российские студенты, учебный процесс, российские вузы, кыргызские вузы

UDC 159.99

ATTITUDES OF KYRGYZ AND RUSSIAN UNIVERSITY STUDENTS TO SWITCHING TO DISTANCE STUDYING DUE TO THE COVID-19 PANDEMIC: A PILOT STUDY

A. Kanatova

National Research University Higher School of Economics (Nizhny Novgorod,

Russia)

Abstract. In this article, based on the data obtained, the author considered the main changes in the field of education affecting students and teachers of the two countries: Kyrgyzstan and Russia, in the context of the coronavirus pandemic and the transition to distance education.Based on the opinion of bachelor's students, the advantages and disadvantages of distance learning during the pandemic were identified.The article deals with such disadvantages as technical problems, reduced productivity, lack of live communication and health problems. The advantages include: saving money and time, distribution of video services, the flexibility of the training schedule and a comfortable place to study.It is also possible to note the difference in the transition to distance learning in the two countries.

Keywords: coronavirus, pandemic, distance learning, Kyrgyz students, Russian students, educational process, Russian universities, Kyrgyz universities

Существует довольно много определений таких понятий как дистанционное обучение и дистанционное образование, в которых они часто воспринимаются либо как один из видов заочного обучения, либо в качестве самостоятельной формы получения образования наравне с другими типами. Ю.П. Господарик [2] считает, что формирующаяся сегодня модель дистанционного обучения, в создании которой активное участие принимают колледжи и вузы, является, скорее, разновидностью заочного обучения, только с использованием компьютерных

телекоммуникаций. Ряд исследователей же считают дистанционное обучение синонимом дистанционному образованию. Так, В.Ф. Дмитриева, В.И. Гладской, В.А. Рябов, В.Г. Прокофьев, Т.И. Самойленко, И.А. Соловьев в статье «Дистанционное образование: сущность, проблемы внедрения» [3] пишут: «Дистанционное обучение, в известной мере, является комбинацией этих двух форм (заочной и очной), в оптимальном варианте - возможностью обучения под руководством квалифицированных преподавателей известных вузов и техникумов в местах постоянного проживания абитуриентов». Одновременно они смешивают понятия форм и методов дистанционного обучения, указывая, что это «некий аналог автоматизированных учебных курсов, предполагающий активную самостоятельную работу студента за компьютером в основном без участия преподавателя».

Согласно определениюЛаборатории дистанционного обучения Российской Академии Образования, дистанционное обучение -взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность [4].

Стоит отметить, что существует большая разница между дистанционным и онлайн-обучением, которая заключается во взаимодействии, расположении и стратегиях обучения. Во-первых, в отличие от онлайн-обучения, в процессе которого прослеживается личное общение между участниками учебного процесса в едином пространстве, в дистанционном обучении связь между преподавателем и учеником осуществляется лишь посредством цифровых форм общения, таких как мессенджеры, видео-сервисы (Zoom, Discord, MicrosoftTeams и т.д.) или система управления обучением (например, LMS). Во-вторых, онлайн-обучение предназначено лишь для применения в сочетании с множеством других методов обучения, то есть, он является дополнительным видом формы получения знаний, когда как дистанционное обучение - это именно метод и форма, а не вариация обучения.

Мир столкнулся с пандемией Covid-19 и на данный момент ищет средства для противостояния с ней. Изначально вирус появился в Китае, а далее начал распространение по всему миру, увеличивая количество зараженных. Чтобы препятствовать распространению вируса, который передается воздушно-капельным путем, были приняты такие соответствующие меры со стороны государства и правительства, как: введение карантина, ограничение работы и переход дистанционный режим жизни. Таким образом, во многих странах изменился не только привычный уклад жизни, но и сфера образования: университеты и школы перешли на дистанционный формат обучения, что повлекло рост данного типа обучения, то есть, обучение на данный момент осуществляется удаленно, посредством цифровых платформ.

Чтобы узнать, как же проходит процесс обучения у студентов вузов Кыргызстана и России, было решено провести исследование, в ходе которого удалось устроить опрос, где все вопросы были посвящены данному типу обучения. Целью данного исследования является выявление особенностей дистанционного обучения в связи с пандемией Covid-19 в двух странах.

При проведении исследования был применен метод онлайн-анкетирования для успешного определения качества дистанционного обучения в этих странах. В результате исследования было опрошено 100 респондентов, стоит отметить, что были опрошены только студенты бакалавриата. Согласно этому, полученные ответы сформировались в выводы об отношении студентов к дистанционному обучению во время карантина.

Было бы разумно начать с того, чтобы узнать, насколько же активно опрашиваемые пользовались онлайн-ресурсами до введения дистанционного обучения. В этом вопросе подразумевалось использование корпоративной или личной почты, прохождение онлайн-курсов, связь с преподавателями и одногруппниками через социальные сети и так далее. Оказалось, что половина участников опроса активно пользовались ими, так как преимущественно количество голосов было у цифры 5. Другие менее активно пользовались онлайн-ресурсами, и самое маленькое количество у цифры 1. Это говорит о том, что

большинство как поддерживали активность в интернете во время очного обучения, так и поддерживают на данный момент. (Рис. 1)

Рис. 1

Как и ожидалось, у 96% опрашиваемых учебный процесс полностью был переведен в дистанционный формат обучения. У 4% учеба также была переведена в данный формат, однако некоторые предметы были перенесены на другой семестр. Не было тех, у кого учеба либо прервалась, либо осталась на очном обучении. (Рис. 2)

Как в данный момент организовано обучение в Вашем университете? 100 ответов

# Все занятия переведены в дистанционный формат

# Часть занятия была переведена в дистанционный формат, а часть его...

ф Формат обучения не изменился, остались очные занятия

# Часть осталась очной, часть переведена в дистанционный формат

# Часть переведена на онлайн, а част.

# Полностью самостоятельное обуче...

Рис. 2.

Важно отметить, что 80% респондентов считают, что большинство вузов, в той или иной мере, были готовы к переходу на дистанционное обучение. По ответам следует. что вузы были скорее готовы (43%), частично готовы (21%), и полностью готовы (17%) к переходу на дистанционное обучение.

При помощи корреляционного анализа ^-Пирсона) было выявлено, что лишь 8,3% респондентов из Кыргызстана ответили, что их вузы были «совершенно не готовы» к новому формату обучения. В то время же выбор данного варианта ответа российских студентов составляет 0%. В целом, корреляция показывает, что вузы России оказались больше готовы к таким переменам, как переход на дистанционное обучение. (Рис. 3)

Как Вы считаете, насколько Ваш вуз и преподаватели оказались готовы к экстренному переходу на дистанционный формат обучения? 100 ответов

ф Совершенно не готовы ф Скорее не гошвы # Часпнно готовы ф Скорее готовы

Рис. 3

Чтобы узнать больше об обучении, стоило уточнить детали, поэтому следующие вопросы были посвящены тому, как проходит процесс обучения в целом.

У 66% студентов преподаватели высылают материал для самостоятельного обучения, а также дают задания для выполнения. Благодаря этому вопросу удалось узнать, что процент студентов кыргызских вузов больше предоставлены самостоятельному обучению, чем студенты российских вузов. Индивидуальные консультации в кыргызских вузах не проводятся (лишь 1 ответ в пользу этого варианта),

к тому же внедрение различных онлаин-курсов и видео-лекции на платформах выполнено лишь в единичных случаях. У 63% респондентов активно ведутся семинары и лекции с использованием средств для организации видеоконференцсвязи. У 35% преподаватели перевели свои занятия во внутреннюю электронную систему (LMS, Moodle, Canvas и другие). (Рис. 4)

Рис. 4

Как правило, при обучении участники хорошо общаются между собой в перерывах или после обучения. Ведь у людей, как правило, есть общие интересы - они посещают один и тот же вуз, у них ведутся одинаковые предметы и общие преподаватели. В дистанционном обучении максимум для коммуникации имеются общие чаты. На вопрос, чувствует ли респондент дискомфорт при общении с одногруппниками и преподавателями на форумах, можно заметить удивительное сходство в количестве опрашиваемых - 7%, которые выбрали либо да, либо что затрудняются ответить. Преимущественное количество голосов было у вариантов ответа "частично" (29%) и "нет" (28%). Это наводит на мысль, что у многих как не было проблем с общением, так и нет на данный момент. Однако у 15% все же определенные неудобства наблюдаются. (Рис. 5)

Чувствуете ли Вы дискомфорт в общении с одногруппниками и преподавателем на форумах?

# Да

Ф Скорее да

# Частично

# Скорее нет

# Нет

# Затрудняюсь ответить

С переходом на дистанционное образование, у многих преподавателей возник вопрос, как же проводить пары с большим количеством человек? На помощь пришли такие видеосервисы, как Zoom, Discord, MicrosoftTeams. Поэтому неудивительно, что в качестве оптимального взаимодействия с преподавателями, 70% выбрали данные видеосервисы. Второе место занимает сочетание таких инструментов, как трансляция экрана, групповые чаты и аудиоконференции, совместные документы в GoogleDocs. Хотя предполагалось, что у данного варианта ответа будет наибольшее количество голосов из-за огромного количества функций. Возможно, оно уступает, потому что все перечисленные функции имеются у видеосервисов, кроме совместных документов.

Меньше половины выбрали электронную почту и социальные сети. Через социальные сети студентам удается задать вопросы, получить консультацию. Почту же используют и для связи с преподавателем, но обычно на нее высылают домашнее задание или письма, которые высылаются для ознакомления всем студентам потока. Стоит отметить одно интересное наблюдение: у вариантов ответа -индивидуальные консультации, вебинары и форумы, совместные документы в GoogleDocs - не только одинаковое количество ответов (19% студентов), но это также ответы, имеющие меньшую долю респондентов. (Рис. 6).

40

Рис.6

Как и ожидалось, больше половины (58%), столкнулись с такими трудностями во время дистанционного образования, как ограниченные технические возможности, а именно плохое интернет-соединение. По наблюдениям, у многих такая проблема возникает из-за местности, в которой они живут, так как там имеется плохая связь. Также на это влияет погода, потому что в дождливую погоду вероятность того, что на пару явиться вся группа, намного снижается.

«Среди трудностей можно также отметить высокую стоимость средств дистанционного обучения — новейшая техника; другая существенная проблема - недостаточный уровень компьютерной подготовленности значительной части как преподавателей, так и студентов» - пишет Т.М. Хусяинов [3].

На втором месте стоит отсутствие личного общения с преподавателями. При дистанционном обучении личный контакт учащихся друг с другом и с преподавателями минимален, а то и вовсе отсутствует.

Далее идет плохая концентрация обучения и снижение продуктивности. Очень тяжело не отвлекаться на внешние факторы, находясь дома постоянно. Практически весь учебный материал студент-дистанционник осваивает самостоятельно. Это требует развитой силы воли, ответственности и самоконтроля. Поддерживать нужный темп

обучения без контроля со стороны удается не всем. У многих также появилась дополнительная нагрузка из-за того, что материал, который обучающиеся могли быстро пройти в аудитории с преподавателем, теперь требует больше внимания.

Поэтому неудивительно, что были и те, кто жаловался на боли в спине и красные глаза, которые устали постоянно сидеть за компьютером. (Рис. 7).

Рис. 7.

Однако есть и преимущества, 68% респондентов в качестве преимуществ дистанционного обучения выбрали экономию времени и денежных средств. Действительно, это одно из главных преимуществ, так как у студента с переходом на дистанционное обучение появились возможности высыпаться, лучше питаться, а также не тратить свое время и денежные средства на проезд в автобусах.

Меньше проголосовали за гибкость учебного графика, и тут снова открывается возможность экономии времени и совмещения работы или курсов с учебой. Студенты, обучающиеся дистанционно, могут самостоятельно решать, когда и сколько времени в течение семестра им уделять на изучение материала. Они строят для себя индивидуальный график обучения. Кроме этого, студенты получили возможность изучать иностранные языки, программирование,

гуманитарные и точные науки, посредством онлайн-школ и других образовательных платформ. Ведь вслед за онлайн-кинотеатрами, музеями и другими сервисами, бесплатный доступ к своим ресурсам открыли многие образовательные зарубежные и российские платформы и сайты, как Coursera.

43% выбрали преимуществом комфортное место для учебы. Студенты могут учиться, не выходя из дома или офиса, находясь в любой точке мира. Чтобы приступить к обучению, необходимо иметь компьютер с доступом в Интернет. Отсутствие необходимости ежедневно посещать учебное заведение - несомненный плюс для людей с ограниченными возможностями здоровья, а также для проживающих в труднодоступных местностях.

Промежуточная аттестация студентов дистанционных курсов проходит в форме онлайн тестов. Поэтому у студентов меньше поводов для волнения перед встречей с преподавателями на зачетах и экзаменах. Исключается возможность субъективной оценки: на систему, проверяющую правильность ответов на вопросы теста, не повлияет успеваемость студента по другим предметам, его общественный статус и другие факторы. (Рис. 8)

Рис. 8

Результатами всех вышеперечисленных факторов стала цифра

3 (42%) при оценивании перехода на данный формат обучения. Это показывает, что многие в принципе довольны данным типом обучения. Одно и то же количество голосов (19%) было за цифру 2 и 4, поэтому можно сказать, что кому-то приглянулся данный формат, а кому-то нет. Однако перевес все же у положительных отзывов, потому что у цифры 5 количество голосов составляет 11%, а у цифры 1 - 9%. (Рис. 9).

От 1 до 5 отметьте, по Вашему мнению, результат обучения при использовании дистанционного обучения стал лучше или хуже, чем при обычном способе обучения? 100 ответов

42 (42 %)

19(19%) 19(19%)

Рис. 9

В связи с этим, складывается картина удовлетворенности обучения студентов. Начнем с положительных ответов: частично удовлетворены 28%, скорее удовлетворены 21% и удовлетворены полностью 18%. Скорее не удовлетворены 19% и не удовлетворены в этом случае 14%. Суммируя данные цифры, получаем, что 39% респондентов удовлетворены, а 33% - нет.

Наконец, стоит упомянуть немаловажные наблюдения, сделанное на основе найденной регрессии, которое также совпадает с первой корреляцией: готовность к дистанционному обучению и удовлетворенность студентов от учебного процесса напрямую зависят от страны обучения респондента. Подытоживая полученные данные, можно сказать, что не очень хорошо организованная подготовка к переходу на данный тип обучения вызвала неудовлетворенность учебным процессом со стороны кыргызских респондентов.

Данная статистика позволяет считать, что больше половины опрашиваемых предпочли бы скорее очное обучение дистанционному. Очное-заочное выбрали бы 22% респондентов, а дистанционное нравится 17% и они бы предпочли продолжать учиться в данном формате. (Рис. 10).

Какую форму обучения Вы бы предпочли?

100 ответов

Таким образом, можно сказать, что российские учебные заведения оказались более подготовленными к работе в формате дистанционного обучения, чем учебные заведения в Кыргызстане. Также, качество дистанционного обучения в России гораздо выше, так как большинство преподавателей сумело влиться в новый формат работы и проводить лекции и семинары с использованием социальных сетей и видеосвязи. В Кыргызстане учебный процесс значительно замедлился из-за частых сбоев внутренних систем учебных заведений.

Несмотря на разницу в качестве дистанционного образования России и Кыргызстана, большое количество вузов все же сумели организовать обучение по-новому так, чтобы большинству респондентов оно нравилось так же, как и очное.

# Очное обучение Ф Очно-заочное Ф Заочное обучение Ф Дистанционное Ф очное дистанционное Ф очное+-дистанционное

Рис. 10

Литература:

1. Андреев А.А., Солдаткин В.И. Дистанционное обучение: сущность, технология, организация. М.: Издательство МЭСИ, 1999. 196 с. URL: http://window.edu.ru/resource/850/23850/files/book_3.pdf. (дата обращения: 04.06.2020)

2. Господарик Ю.П. Дистанционное обучение и средняя школа // Дистанционное образование. № 5. с. 10-17.

3. Дмитриева В.Ф. Дистанционное обучение: сущность, проблемы внедрения / В.Ф. Дмитриева, В.Л. Прокофьев, П.И. Самойленко и др. М: Специалист, 1996. С. 37 - 40.

4. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В. Теория и практика дистанционного обучения: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учебн. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2004. 416 с. URL:

https://prirodaimy.ru/data/documents/polat_e_s_red_novye_pedagogicheskie _i_informatsionnye_tekhno.pdf. (дата обращения: 07.06.2020)

5. Хусяинов Т.М. История развития и распространения дистанционного образования // Педагогика и просвещение. 2014. № 4. С. 30 - 41. DOI: 10.7256/2306-434X.2014.4.14288.

References:

1. AndreevA.A., Soldatkin V.I. Distancionnoe obuchenie: sushhnost', tehnologija, organizacija. M.: Izdatel'stvo MJeSI, 1999. 196 p. URL: http://window.edu.ru/resource/850/23850/files/book_3.pdf. (data obrashhenija: 04.06.2020)

2. Gospodarik, Ju.P. Distancionnoe obuchenie i srednjaja shkola // Distancionnoe obrazovanie. № 5. Pp. 10 - 17.

3. Dmitrieva V.F. Distancionnoe obuchenie: sushhnost', problemy vnedrenija / V. F. Dmitrieva, V. L. Prokof'ev, P. I. Samojlenko i dr. M: Specialist, 1996. Pp. 37 - 40.

4. Polat E.S., Buharkina M.Ju., Moiseeva M.V. Teorija i praktika distancionnogo obuchenija: Ucheb. posobie dlja stud. vyssh. ped. uchebn.

zavedenij. M.: Izdatel'skij centr «Akademija», 2004. 416 p. URL: https://prirodaimy.ru/data/documents/polat_e_s_red_novye_pedagogicheskie _i_informatsionnye_tekhno.pdf. (data obrashhenija: 07.06.2020)

5. Husjainov T.M. Istorija razvitija i rasprostranenija distancionnogo obrazovanija // Pedagogika i prosveshhenie. 2014. № 4. Pp. 30 - 41. DOI: 10.7256/2306-434X.2014.4.14288.

— • —

Сведения об авторе

Айдана Канатова, студентка 1 курса образовательной программы «Филология», Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (Нижний Новгород, Россия). Aidana Kanatova; e-mail: kan.aidana25@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.