УДК 372.879.6+796.012 ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНТОК, ПОЛУЧАЮЩИХ СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ ВУЗА, К ЗАНЯТИЯМ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ
Александр Дмитриевич Лифанов, кандидат химических наук, доцент,
Лариса Анатольевна Финогентова, доцент,
Владлена Дмитриевна Лифанова, младший научный сотрудник,
Казанский национальный исследовательский технологический университет
Аннотация
В статье приводятся результаты исследования отношения студенток, получающих среднее профессиональное образование в вузе к занятиям физической культурой. Студенки по сравнению со школьницами показывают более низкий интерес к физической культуре, что приводит к дефициту движений и ухудшению качества здоровья. На основании полученных результатов предложены практические рекомендации, способствующие повышению эффективности занятий.
Ключевые слова: физическая культура, среднее профессиональное образование в вузе, предпочтения учащихся.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.04.110.p76-79 ATTITUDE OF THE FEMALE STUDENTS GETTING THE SECONDARY PROFESSIONAL EDUCATION TO OCCUPATIONS BY PHYSICAL CULTURE IN THE CONDITIONS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTION
Alexander Dmitrievich Lifanov, the candidate of chemical sciences, senior lecturer, Larisa Anatol’evna Finogentova, the senior lecturer,
Vladlena Dmitrievna Lifanova, the junior researcher,
Kazan National Research Technological University
Annotation
The article presents the results of research of the attitude to occupations by physical culture of the female students getting the secondary professional education at the higher education institutions. Female students, in comparison with the schoolgirls have demonstrated reduction of the interest in the physical culture and, as a result, it leads to deficiency of movements and health deterioration. Based on these results we proposed the recommendations for efficiency increase of the physical culture occupations.
Keywords: physical training, secondary professional education, preferences of pupils.
ВВЕДЕНИЕ
В современных условиях в связи с реализацией системы непрерывного образования, в ряде вузов у абитуриентов появилась возможность обучения по образовательным программам среднего профессионального образования (СПО) на базе основного общего образования. Интеграция образования допускает реализацию в одном учебном заведении нескольких разноуровневых основных образовательных программ.
Вузовская система обучения несколько отличается от школьной системы образования, что обусловлено рядом причин (диверсификацией учебных корпусов, проживание в другом городе для иногородних студентов). На программы СПО поступают иногородние абитуриенты, часто из семей с низким материальным достатком. Студенты, обучающиеся по программам СПО на базе основного общего образования, совмещают учебу с работой (неполный рабочий день), часто жалуются на отсутствие свободного времени, повышенную учебную нагрузку, что отрицательно сказывается на здоровье учащейся молодежи.
Важнейшая роль в укреплении состояния здоровья студентов и формирование у них установки на здоровый образ жизни отводится учебным занятиям физической куль-
турой [1]. Анализ литературных источников, посвященных проблеме исследования, показали практически полное отсутствие научно-методического сопровождения организации процесса физического воспитания студентов, обучающихся по программам СПО в условиях вуза. Большинство исследований посвящено вопросам построения процесса физического воспитания в гуманитарных и технических вузах, организации физического воспитания студентов, отнесенных по состоянию здоровья к подготовительной и специальной медицинской группам. Вместе с тем, отсутствовали исследования, посвященные исследованию отношения студентов, осваивающих программы СПО в вузе к занятиям физической культурой, что и явилось целью нашего исследования.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ
В исследовании приняли участие 108 студенток КНИТУ, обучающихся по программам СПО: 201001 - Биотехнические аппараты и системы (по отраслям), 230401 -Информационные системы, 240125 - Технология производства и переработки пластических масс и эластомеров и 240138 - Аналитический контроль качества химических соединений, 260103 - Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий, 260203 -Технология мяса и мясных продуктов, 261701 - Полиграфическое производство. Группу сравнения составили 94 учащиеся (девушки) средних общеобразовательных школ №№ 41, 51, 88 г. Казани.
Для диагностики мотивации к занятиям физической культурой мы использовали опросник А. А. Касаткина [2], содержащий универсальные фразы об отношениях к физической культуре (например «Дополнительные занятия по физическому воспитанию полезны для моего здоровья, так как обязательных недостаточно»). Преимуществом данной методики являлось возможность анонимного опроса, выявление мотивации по 16 факторам (по каждому из факторов можно набрать от -15 до +15 баллов), и определение общего уровня мотивации в баллах (от -240 до +240 баллов).
Статистический анализ данных осуществлялся с использованием пакета прикладных программ {^аЙБЙса 7.0». Для сравнения результатов использовался 1-критерий Сть-юдента, различия считались значимыми при р<0.05.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Анализ приведенных в Таблице 1 ответов респондентов показывает, что по большинству факторов мотивации, как у студенток, так и у школьниц не наблюдается достоверных различий.
Согласно представленным в Таблице 1 показателям мотивации не наблюдается статистических отличий по факторам «Сохранение здоровья» и «Удовольствие от движений», мало отличающихся от 0, что свидетельствует о том, что для студентов сохранение здоровья не является значимым мотивом, так же как занятия физической культурой не приносят им необходимого удовлетворения. Среди наиболее выраженных факторов мотивации к оздоровительной деятельности, в группе студенток СПО самый высокий средний балл имеет фактор «Игры и развлечения (7,28±6,12 баллов), а в группе школьниц - фактор «Долженствования» (внешний аспект) (8,14±5,82 баллов). В целом все факторы достаточно низко оцениваются как студентками СПО, так и школьницами.
Многолетние педагогические наблюдения авторов показывают, что студенты, уверенные в положительном влиянии занятий физической культурой часто встречают сопротивление «пассивной части» студентов и пропускают занятия вследствие высокой подверженности чужому влиянию. Таким образом, возникает необходимость проведения периодических бесед со студентами о положительном влиянии занятий физической культурой на здоровье занимающихся. Причем данные беседы должны носить не индивидуальный, а групповой характер.
Таблица 1
Статистические показатели факторов мотивации студенток к занятиям физической ________________________культурой (независимые выборки)____________________________
№ п/п Содержание мотивации к физкультурнооздоровительной деятельности Студенки факультета СПО в ВУЗе Школьницы
X ±т P г X ±т P г
1 Самосохранение здоровья 0,78±6,59 0,732 0,354 2,94±5,67 0,145 1,264
2 Совершенствование 1,59±4,53 0,021 2,871 3,29±4,78 0,064 1,806
3 Двигательная активность 1,51±4,89 0,012 3,231 2,41±5,51 0,125 1,628
4 Долженствование (внутренний аспект) 3,64±5,62 0,086 1,963 4,93±5,27 0,007 3,264
5 Долженствование (внешний аспект) 6,32±4,38 0,003 4,331 8,14±5,82 0,008 3,628
6 Долженствование (воспитательный аспект) 2,87±5,56 0,157 1,560 1,63±5,76 0,321 1,014
7 Общение 5,16±3,68 0,003 4,195 4,87±6,58 0,089 2,056
8 Доминирование 5,89±4,86 0,008 3,636 7,15±5,93 0,006 4,463
9 Физкультурно-спортивные интересы 4,87±4,12 0,007 3,572 5,04±6,57 0,004 3,845
10 Соперничество 2,36±6,06 0,283 1,156 3,27±4,82 0,006 3,832
11 Удовольствие от движений 0,45±4,95 0,795 0,272 1,56±5,75 0,014 1,625
12 Игры и развлечение 7,28±6,12 0,008 3,541 8,04±4,91 0,003 3,489
13 Подражание 2,71±6,52 0,314 1,074 3,32±6,07 0,075 1,450
14 Привычки -1,45±5,65 0,463 0,766 2,94±8,69 0,205 1,465
15 Положительные эмоции 2,56±5,84 0,245 1,257 3,14±5,74 0,309 2,464
16 Интерес к противоположному полу 7,00±5,79 0,006 3,628 5,84±4,23 0,006 3,175
В ходе проведения дальнейших исследований нами установлено, что студентки, обучающиеся по программам СПО в условиях вуза, имеют пониженные показатели физической подготовленности в отличие от сверстниц, обучающихся по школьной программе (Таблица 2).
Таблица 2
Показатели общей физической подготовленности девушек 16-17 лет, обучающихся в
различных условиях учебного режима
№ п/п Показатели и единицы измерения Учебный режим
10 класс средней школы г P Интеграция (факультет СПО в ВУЗе)
X ±т X ±т
1. Бег 60 м, с 10,78±0,15 5,46 <0,05 9,08±0,53
2. Прыжок в длину с места, см 159,10±0,74 4,08 <0,05 156,20±1,02
3. Бег 2000 м, мин. 10,32±0,75 1,32 <0,05 9,15±1,19
4. Поднимание и опускание туловища из положения лежа, кол-во 37,80±2,12 6,45 <0,05 22,50±3,30
5. Наклон вперед из положения сидя на полу, см 9,10±0,50 -1,09 >0,05 10,50±0,80
6. Челночный бег 3 х 10 м, с 11,78±0,84 -0,18 >0,05 11,89±1,26
Полученные результаты свидетельствуют, что студентки, получающие СПО в вузе, имеют слабые представления о положительном влиянии занятий физической культурой на организм занимающихся, имеют более низкие показатели физической подготовленности, по сравнению со сверстницами, обучающимися в общеобразовательной школе, и, как следствие приходят на занятия «не по интересам», а по «необходимости».
Физкультурно-спортивная деятельность является социально значимым фактором. Для девушек, мотивация на оздоровительную деятельность в процессе физического воспитания является не только фактором поддержания и сохранения репродуктивного здоровья, но и личностного развития, поэтому необходим учет интересов и пожеланий студенток, для повышения их познавательной активности на занятиях физической культурой.
ЛИТЕРАТУРА
1. Войнар, Ю. Факторы, детерминирующие отношение учащихся старших классов к урокам физической культуры / Ю. Войнар, В.Ф. Костюченко, В.А. Чистяков // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 5 (99). - С. 21-26.
2. Касаткин, А.А. Мотивы оздоровительной деятельности студенток в процессе обучения в вузе / А.А. Касаткин // Теория и практика физической культуры. - 2012. - № 6. - С. 10-13.
REFERENCES
1. Woynar, Yu., Kostyuchenko, V.F. and Chistyakov, V.A. (2013), “Factors determining the relation of senior classes students to the lessons of physical culture”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 99, No. 5, pp. 21-26.
2. Kasatkin, A.A. (2012), “Motives of health-improving activity of female students within university education”, Theory and practice ofphysical culture, No. 9, pp. 10-13.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 23.04.2014.
УДК 796.07; 796.034.2
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СПОРТИВНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ МУЖЧИН-БАСКЕТБОЛИСТОВ В ФИТНЕС-КЛУБЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГРОВОЙ ФИТНЕС-ТЕХНОЛОГИИ
Николай Георгиевич Лутченко, заслуженный работник физической культуры, кандидат педагогических наук, профессор,
Санкт-Петербургский государственный политехнический университет (СПбГПУ), Наталия Игоревна Перевозникова, старший преподаватель,
Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов (СПбГУП)
Аннотация
Результаты исследований свидетельствуют, что игровая фитнес-технология способствует повышению эффективности учебно-тренировочного процесса посредством дидактического управления алгоритмом педагогических приемов. Формирование сознательного отношения обучаемых к изучаемому материалу на основе мотивационного фактора обеспечивает достоверное качественное освоение тактико-технических игровых действий, повышение психофизических и функциональных возможностей.
Ключевые слова: игровая фитнес-технология, спортивно-техническая подготовка, координационные способности, дидактическое управление, тестирование.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.04.110.p79-83
IMPROVING THE SPORTS-TECHNICAL READINESS OF MALE BASKETBALL PLAYERS IN THE FITNESS CLUB WITH APPLICATION OF THE FITNESS
GAMING TECHNOLOGY
Nikolai Georgievich Lutchenco, the candidate of pedagogical sciences, professor,
St. Petersburg State Polytechnical University,
Nataliia Igorevna Perevoznikova, the senior lecturer,
St. Petersburg Humanitarian University of Trade Unions
Annotation
Studies indicate that gaming fitness technology enhances the effectiveness of the training process by the control of the algorithm of the didactic teaching methods. Formation of the conscious attitude of students to the studied material on the basis of the motivational factor provides reliable mastering of the tactical and technical actions of game, psychophysical and functionality abilities increase.