УДК 612.7-057.87+ 796:338.28
Л. Ш. Рахматуллина, А. Д. Лифанов
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРОЙ В ВУЗЕ СО СТУДЕНТКАМИ РАЗЛИЧНЫХ ГРУПП ЗДОРОВЬЯ
Ключевые слова: студентки, оздоровительная направленность занятий, динамика показателей физического развития,
специальная медицинская группа.
Целью данной работы является обоснование необходимости разработки методики оздоровительной направленности для студенток специальной медицинской группы (СМГ) в вузе. В статье представлены результаты опроса студенток различных групп здоровья на предмет отношения к занятиям оздоровительной направленности в техническом вузе, что будет оказывать существенное влияние на показатели физического развития и функционального состояния.
Keywords: female students, health-improving trainings, dynamics of physical development, special medical group.
The purpose of this study is justification the need of development the methods for health-improving for the female students of the various health groups in the University. The article presents the survey results for ensuring the health-improving lessons at the technical higher education institutions for the female students that will have a significant impact on the results of the experiment covering the indices ofphysical development and functional state.
Введение
В настоящее время проблема сохранения и укрепления здоровья студентов приобретает особую актуальность [1]. Ухудшение здоровья
подрастающего и молодого поколения является одной из главных проблем в современном обществе. На практике появляется тенденция к возрастанию доли молодых людей, имеющих отклонения в состоянии здоровья. Количество студентов в вузах РФ, занимающихся по результатам ежегодных медицинских осмотров в специальных
медицинских группах (СМГ) варьируется в пределах 30-60% [2,3]. Стремительно растет число студентов, освобожденных по состоянию здоровья от занятий физической культурой [4].
Общеизвестно, что физическая культура является основным средством сохранения здоровья, улучшения качества жизни и ее продления. Систематическая тренировка помогает поддерживать на должном уровне деятельность нервной, сердечнососудистой, дыхательной, мышечной и других основных систем организма.
Помимо снижения уровня здоровья у студентов пропадает интерес к занятиям физической культурой [5]. Так, данные исследований показывают, что большая часть студентов (70,8%) недооценивают значение в своей жизни физической культуры и спорта, 48,9% из них полагают, что физическая культура является средством для сохранения здоровья; 3,5% - пустой тратой времени. И только 29,2% студентов-первокурсников имеют представление о том, что «физическая культура является сферой всестороннего и гармоничного развития личности».
На протяжении последних лет одной из главных проблем в преподавании дисциплины «Физическая культура» является повышение мотивации к занятиям у молодёжи, устойчивое формирование ценностей физической культуры на протяжении всей жизни человека [3]. Переход на новые общественные отношения в России привел к
противоречию между сложившейся нормативно-стандартной системой преподавания физической культуры и необходимостью учёта индивидуальных потребностей личности, при которой студент сам может выбирать свою траекторию физического развития [6].
В последнее время в нашей стране и за рубежом наблюдается тенденция к разработке, апробации и внедрению оздоровительных методик и технологий для студентов вузов, способствующих решению различных задач. Так, например, фитнес, являясь комбинированной системой, совмещающей в себе различные виды движений, оказывает положительное влияние на физическое развитие и функциональное состояние занимающихся [7].
Целью исследования являлось
исследования отношения студенток к регулярным занятиям физической культурой и спортом, для обеспечения их оздоровительной направленности, укрепления здоровья, повышения уровня физической и умственной работоспособности снижения проявлений хронических заболеваний.
Материалы и методы исследования
В исследовании, проводившемся на кафедре физического воспитания и спорта ФГБОУ ВПО «КНИТУ» в период с сентября 2013 по май 2014 г., приняли участие 50 студенток 1-3 курсов (возраст 17-20 лет), в программе обучения которых присутствует дисциплина «Физическая культура». По результатам медицинского обследования 26 девушек были отнесены к основной группе, 24 девушки - специальной медицинской группе. Студентки занимались по утверждённой на кафедре физического воспитания и спорта «КНИТУ» учебной программе, разработанной в соответствии с требованиями Примерной программы для вузов по дисциплине «Физическая культура» (2000).
Для диагностики мотивации к занятиям физической культурой мы использовали опросник А.А. Касаткина [8], содержащей универсальные фразы об отношениях к физической культуре
(например «Дополнительные занятия по физическому воспитанию полезны для моего здоровья, так как обязательных недостаточно»). Преимуществом данной методики являлось возможность анонимного опроса, выявление мотивации по 16 факторам (по каждому из факторов можно набрать от -15 до +15 баллов), и определение общего уровня мотивации в баллах (от -240 до +240 баллов).
Статистический анализ данных
осуществлялся с использованием пакета прикладных программ «81аЙ8Иса 7.0». Для сравнения результатов использовался ^критерий Стьюдента, различия считались значимыми при р<0.05.
Результаты и их обсуждение
Предварительный опрос студенток обследуемых групп показал, что многие из них хотели бы заниматься физической культурой в специально-организованных группах, так как обычная программа вуза содержит те виды физической активности, которые противопоказаны
Таблица 1 - Факторы мотивации студенток разли (независимые выборки)
для студентов данной группы, в частности легкая атлетика, волейбол, баскетбол.
На констатирующем этапе нашего эксперимента для выявления уровня повседневной двигательной активности, предшествующего двигательного опыта и определения потребностно-мотивационной сферы студентов СМГ первого курса КНИТУ нами проведено анкетирование. Результаты опроса представлены в таблице 1.
Среди составляющих факторов суммарной мотивации к оздоровительной деятельности, самый высокий средний балл имеет фактор «Игры и развлечения» - 6,68±4,89 (для студенток СМГ) и 7,83±5,00 (для студенток основной группы). Второй по значимости фактор отличался в обеих группах. Если для студенток СМГ вторым по значимости фактором являлась «Двигательная активность» -6,64±3,23, то для студенток основной группы таковым являлся фактор «Физкультурно-спортивные интересы» - 7,04±4,97 баллов.
групп здоровья к занятиям физической культурой
Содержание мотивации к физкультурно-оздоровительной деятельности Студенки СМГ Студентки основной группы
ХП±ш Р г ХП±ш Р г
Самосохранение здоровья 3,36±4,18 0,024 2,670 4,46±1,17 0,001 4,029
Совершенствование 4,73±4,59 0,007 3,420 6,96±5,53 <0,001 6,166
Двигательная активность 6,64±3,23 <0,001 6,807 6,29±5,09 <0,001 6,154
Долженствование (внутренний аспект) 3,45±4,83 0,038 2,385 3,78±5,52 0,003 3,272
Долженствование (внешний аспект) 1,18±5,55 0,496 0,707 1,28±6,68 0,385 0,886
Долженствование (воспитательный аспект) 3,46±3,45 0,007 3,325 3,25±5,97 0,014 2,666
Общение 5,36±3,85 0,001 4,616 6,25±5,94 <0,001 5,152
Доминирование 3,82±5,41 0,041 2,345 5,29±6,91 0,001 3,754
Физкультурно-спортивные интересы 5,64±2,84 <0,001 6,587 7,04±4,97 <0,001 6,877
Соперничество 2,18±6,52 0,293 1,109 4,08±5,96 0,003 3,355
Удовольствие от движений 5,27±3,88 0,001 4,513 4,96±5,01 <0,001 4,850
Игры и развлечение 6,68±4,89 0,011 4,507 7,83±5,00 <0,001 7,673
Подражание -2,45±3,36 0,036 2,425 -0,87±6,4 0,510 0,670
Привычки 0,36±4,51 0,794 0,268 2,92±6,11 0,028 2,340
Положительные эмоции 5,56±2,94 <0,001 6,245 4,96±5,99 0,005 4,051
Интерес к противоположному полу 3,82±5,25 0,037 2,412 3,94±5,74 0,003 3,394
Соотношение положительной и отрицательной составляющих для мотивации для студенток как основной, так и специальной медицинской групп, свидетельствует о преобладании положительной мотивации к занятиям физической культурой. В среднем студенты достаточно низко оценивают фактор «Подражание»: -2,45±3,36 баллов (СМГ) и -0,87±6,4 баллов (основная группа). Это свидетельствует о том, что для студенток примеры сокурсниц и стремление подражать им не являются значимыми изачастую
игнорируются. Для студенток обеих групп фактор долженствование (внешний аспект) также мало отличается от 0, то есть внешние побуждения для них не являются достаточно значимыми и составляли соответственно 1,18±5,55 для студенток СМГ и 1,28±6,68 баллов для студенток основной группы.
Как показывают многочисленные исследования, первоначальный уровень мотивации, с которыми вчерашние школьницы приходят в вуз, в период обучения в вузе не претерпевают
существенных изменений. Т.В. Булавкина приходит к выводу, что на первом курсе воспитание мотивации к занятиям физической культурой должно осуществляться через долженствование, однако на 2-3 курсах мотив удовольствия от движения, возможность удовлетворять интересы связанные с физкультурно-спортивной
деятельностью является основополагающим фактором при формировании физической культуры личности студенческой молодежи.
Полученные результаты свидетельству-ют, что студентки, отнесенные по состоянию здоровья как к основной, так и специальной медицинским группам, имеют слабые представления о положительном влиянии регулярных занятий физической культурой на организм занимающихся
[9].
Проанализировав результаты, мы сделали следующие выводы:
1. Физическое развитие и функциональное состояние студенток первого курса различных групп здоровья КНИТУ за последние 3 года имеют тенденцию к ухудшению показателей (по результатам исходного тестирования).
2. По результатам анкетирования первокурсниц КНИТУ в начале учебного года общий уровень двигательной активности студенток обеих групп является низким.
3. Модернизация учебных занятий физической культурой за счет использования современных фитнес-программ («РипсИопаИгаЫ^») в сочетании со статическими упражнениями (пилатес, йога, упражнения на расслабление и восстановление дыхания в заключительной части занятия и т.д.) будут способствовать повышению интересу и улучшению посещаемости занятий обеих групп здоровья.
Литература
1. Лубышева, Л.И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути ее освоения обществом и личностью / Л.И. Лубышева // Теория и
практика физической культуры. - 1997. - № 6. - С. 1015.
2. Фазлеева, Е.В. Анализ распределения студентов 1 курса на медицинские группы в 2007-2008 учебном году / Е.В. Фазлеева, Е.А. Меркулов, Ф.Х. Чемоданова // Пути совершенствования физической подготовки студенческой молодежи в современных условиях: Мастер. Всерос. науч.-практич. конф., 15-16 января 2009 г. / ЧИЭиМ. - Чебоксары, 2009. - С. 140-141.
3. Павлова, А.С. Стимулирование мотивационно-ценностного отношения к физкультурно-спортивной деятельности на основе личностно-ориентированного содержания учебного процесса / А.С. Павлова, А.Д. Лифанов, И.А. Зенуков // Вестник Казанского технологического университета. 2013. - т. 16. - №6. - С. 323 - 325.
4. Зыков, И.Ю. Адаптивное физическое воспитание студенток специальных медицинских групп с учетом типа адаптации к физическим нагрузкам: Автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / И.Ю. Зыков. - СПб, 2012. -22 с.
5. Козлов, В.И. Педагогические технологии определения прогрессирующего дефицита двигательной активности студентов / В.И. Козлов, О.В. Глухова, И.П. Куликов // Культура физическая и здоровье. - Воронеж, 2007, вып. 4 (14). - С. 23-26.
6. Акишин, Б.А. Опыт организации спортивно-ориентированного физического воспитания в вузе / Б.А. Акишин // Культура физическая и здоровье: науч.-теоретич. журнал. - Воронеж: ВГПУ, 2008, вып. 4 (18). -С. 17-18.
7. Павлова А.С. Фитнес-технологии как средство адаптации студентов направления «Биотехнология» на начальных этапах обучения в вузе / А.С. Павлова, А.Д. Лифанов, Н.В. Быкова // Вестник Казанского технологического университета. №8. - т. 15. - 2012. - С. 213-216.
8. Касаткин, А.А. Мотивы оздоровительной деятельности студенток в процессе обучения в вузе / А.А. Касаткин // Теория и практика физической культуры. - 2012. - № 6. - С. 10-13.
9. Булавкина Т.А., Критерии оценки физической культуры студентов с точки зрения их личностной значимости / Т.А. Булавкина // Новые исследования. - т.1. - №26. -2011. - С. 83 - 96.
© Л. Ш. Рахматуллина - ст. преп. каф. Физического воспитания и спорта; А. Д. Лифанов - канд. хим. наук, доц. той же кафедры, [email protected].
© L. Sh. Rahmatullina - the senior teacher of the department "Physical education and sports" KNRTU; A. D. Lifanov - the candidate of chemical sciences, the senior lecturer of the same department, [email protected].