Научная статья на тему 'ОТНОШЕНИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОМУ ПРЕПОДАВАНИЮ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА'

ОТНОШЕНИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОМУ ПРЕПОДАВАНИЮ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
высококвалифицированных кадров / профессиональной компетентность / респонденты / неязыковые специальности / содержание текстов.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бекмуратова Н.А.

В статье рассмотрены экспериментальные работы, проведённые в высших учебных заведениях по определению уровня образования профессиональной компетентности студентов на основе материалов, используемых на занятиях по английскому языку. Представлены результаты опросов, которые являются одним из наиболее эффективных способов получения информации в научных исследованиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бекмуратова Н.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОТНОШЕНИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОМУ ПРЕПОДАВАНИЮ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА»

Бекмуратова Н.А. ассистент-преподавател ь

КГУ

ОТНОШЕНИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОМУ ПРЕПОДАВАНИЮ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Аннотация. В статье рассмотрены экспериментальные работы, проведённые в высших учебных заведениях по определению уровня образования профессиональной компетентности студентов на основе материалов, используемых на занятиях по английскому языку. Представлены результаты опросов, которые являются одним из наиболее эффективных способов получения информации в научных исследованиях.

Ключевые слова: высококвалифицированных кадров, профессиональной компетентность, респонденты, неязыковые специальности, содержание текстов.

Bekmuratova N.A. teaching assistant KSU

THE ATTITUDE OF UNIVERSITY TEACHERS TOWARDS PROFESSIONALLY ORIENTED ENGLISH LANGUAGE TEACHING

Annotation: the article considers experimental work carried out in higher educational institutions to determine the level of education of students' professional competence based on materials used in English classes. The results of surveys are presented, which are one of the most effective ways to obtain information in scientific research.

Keywords: highly qualified personnel, professional competence, respondents, non-linguistic specialties, the content of texts.

Высшие учебные заведения нацелены на подготовку высококвалифицированных кадров для промышленности и отраслей экономики. С учетом перспективы страны основной целью высшего образования является подготовка высококвалифицированных, конкурентоспособных, высокообразованных специалистов, отвечающих требованиям времени, способных развивать науку, культуру, экономику и социальную сферу республики, а также умеющих самостоятельно мыслить и обладающих высокой духовностью.

В Постановлении Кабинета Министров Республики Узбекистан "Государственный образовательный стандарт по иностранным языкам

системы непрерывного образования", утвержденном 8 мая 2013 года, говорится "Использование коммуникативного, личностно -ориентированного, интегративно-компетентностного подходов при обучении иностранным языкам в среднем, средне- специальном, высшем и послевузовском видах образования", базируется на основных принципах направления "Профессионально-ориентированные иностранные языки" (с учетом профессионально-ориентированных требований отдельных ступеней образования)" [1: 3].

В высших учебных заведениях все предметы требуют преподавания с учетом специфики работы будущих специалистов. Поэтому изучение английского языка имеет единственную цель - подготовить квалифицированных специалистов, отвечающих международным стандартам. Политика открытости независимой Республики Узбекистан, ее активное вхождение на мировой рынок и расширение международного сотрудничества во всех сферах повышает потребность во владении иностранными языками. Следовательно, совершенное знание иностранных языков специалистами стало приоритетом нашего времени. Поэтому возникает необходимость в разработке новых методик, позволяющих полноценно осуществлять профессиональную деятельность на иностранных языках, и применять их на практике, адаптируясь к условиям.

В нашем научном исследовании, проводимом с этой целью, мы проводили экспериментальную работу в высших учебных заведениях по определению уровня образования профессиональной компетентности студентов на основе материалов, используемых на занятиях по английскому языку.

С целью изучения процесса использования учебно-методических материалов, относящихся к специализации в высших учебных заведениях, а также опыта преподавателей, их мнений, проблем и достижений по данной теме, пригодности используемых ими материалов и того, как они совершенствуют знания студентов, их навыки, такие как чтение, письмо, аудирование и разговорная речь, и насколько все это повышает профессиональную компетентность студентов, мы провели опрос среди преподавателей английского языка, работающих в высших учебных заведениях Республики Каракалпакстан, в том числе в Каракалпакском государственном университете, в Нукусском государственном педагогическом институте, в Ургенчском государственном университете в Хорезмской области и в Бухарском государственном университете в Бухарской области, где английский язык преподается студентам, для которых он не является основным предметом, и наблюдали за их занятиями.

Опрос является одним из наиболее эффективных способов получения информации в научных исследованиях, так как большое количество людей имеет возможность получить ответы на различные вопросы одновременно [2:138]. Всего в нашем опросе приняли участие 66 преподавателей, в том

числе 16 из Каракалпакского государственного университета, 13 из Нукусского государственного педагогического института, 27 из Ургенчского государственного университета, 10 из Бухарского государственного университета, и высказали свое мнение по данной теме. Стаж работы респондентов, принявших участие в опросе, варьировался от 1 до 32 лет, в том числе 6 из 26 опрошенных имели стаж работы от 1 до 5 лет, 2 из них проработали от 5 до 10 лет, 8 - от 10 до 20 лет и 10 имеют стаж работы от 20 до 30 лет. Это говорит о том, что наши респонденты достаточно опытны, 18 преподавателей работают на нефилологических факультетах более 10 лет и преподают на следующих факультетах: физкультура, физика, математика, история, экономика, туризм, юриспруденция, энергетика, химия, биология и технология. На вопрос, какой учебник они используют для преподавания английского языка, 50% респондентов указали учебник "Scale up" (Усиление возможностей), потому что этот учебник рекомендован в учебной программе. В дополнение к нему цитировались следующие учебники: "Solutions" (Решения) (Тим Фалла, Пол А. Дэвис), "Speak up" (Говори) (Дуглас М. Фрейли, Джозеф С. Туман), Destination (Пункт назначения) (Малкольм Манн, Стив Тейлор-Ноулз), Outcomes "Результаты" (Хью Деллар, Эндрю Уолкли), Grammarway (Дженни Дули, Вирджиния Эванс), New Inside Out (Новое наизнанку) (Сью Кей и Вон Джонс), Straightforward (Незамысловатый) (Адриан Теннант), English Grammar in Use (Практическая грамматика английского языка) (Р. Мерфи), English Grammar (грамматика английского языка) (Качалова К.Н.). Наш анализ показал, что ни один из этих учебников не был написан для преподавания студентам материалов по основной специальности. Выяснилось, что только 3 преподавателя пользуются учебником, созданным для обучения с использованием материалов по специальности студентов (учебником "Английский язык для студентов -юристов" Саттарова Т.К. пользовались ассистент преподавателя Ескараева Сауле а преподаватель того же вуза Керимбаева Набира, вела уроки по учебнику "Английский язык для студентов энергетических специальностей", а Шигабутдинова Дина, из Бухарского государственного университета, вела занятия по следующим учебникам: 1) Вирджиния Эванс, Дженни Дули, Алан Грэм. Карьерный путь: Спорт - Книга 2. Express Publishing, 2012 г. 2) Эванс Вирджиния, Дули Дженни, Грэм Алан. Карьера: спорт - Студенческая книга - Книга 1, 2012 г. 3) Введение в физическое воспитание, физические упражнения и спорт Лумпкин, Анджела Макгроу-Хилл Education, 2017 4). A Dictionary of Sports Studies Tomlinson, Alan The Oxford Reference Collection 2017). Шестьдесят процентов учителей заявили, что пользуются своими учебно-методическими комплексами. Из этих ответов мы поняли, что учителя уделяют меньше внимания темам, связанным с профильным предметом студентов, так как мы заметили, что указанные ими учебники не содержали материалов, относящихся к упомянутым выше специальностям.

Респонденты указали в своих ответах, что они преподают от 2 до 10 основных тем в каждом семестре, и не смогли объяснить, на чем основаны эти цифры. Когда мы изучали их методику преподавания, то увидели, что у преподавателей Нукусского государственного педагогического института, Бухарского государственного университета есть тематика, связанная со специализацией, и задачи, созданные в соответствии с ней, но такая ситуация наблюдается не во всех учебно -методических комплексах преподавателей Каракалпакского государственного и Ургенчского государственного университетов.

На уроках английского языка 37% учителей уделяют внимание грамматике, 44% — изучению новых слов, чтению текстов, остальные — говорению, аудированию, пониманию и осмыслению прочитанного. Мы считаем, что это хороший результат, ведь преподаватели знают, что нужно учить не только грамматику, но и языковые навыки, и обращают на них внимание.

На вопрос, какие темы изучают их студенты на уроках английского языка и как они выбирают тему, респонденты ответили:

В аэропорту, В путешествии, Здоровое питание, Покупка, В ресторане, Работа, Профессиональные обязанности и указали, что более 60 процентов составляют темы на основе направлении указанных в рабочих программах. Однако, когда мы спросили, как они выбирают темы, нам не удалось получить ответа, но один из преподавателей ответил, что выбирает темы в соответствии с интересами, пожеланиями и потребностями студентов. Темы, указанные преподавателями, являются общими, направленными на развитие компетенций, необходимых только в повседневной жизни, и мы считаем, что на основе этих тем сложно развивать у студентов профессиональные компетенции.

На наш вопрос: изучаются ли на занятиях темы, связанные со специальностью студентов, и сколько тем изучается в семестре, были получены следующие ответы: на одном из каждых 4 уроков (Хусенова М., Бухара), по 2 темы за семестр (преподаватель из Бухары), 3 темы за семестр (Бекбергенова Г., Нукусский государственный педагогический институт), 6 тем на 2 курсе, 6 тем на 3 курсе (Утепбергенова Д. НГПИ), 3 темы течение семестра на 1- 2 курсах, 18 тем на 3 курсе (Керимбаева Н., КГУ), до 10 тем (Калабаева М., КГУ) и количество тем, как ожидалось, разное, и эти ответы стали поводом для поиска ответа на вопрос, на основании чего должно быть определено количество тем, и по которым студенты смогут развивать знания и умения, по своей специальности.

На вопрос, какие проблемы возникают в процессе обучения материалов, связанных по специальностью студентов, преподаватели отвечали, что им самим приходится искать эти материалы и разрабатывать на их основе задания, что многие материалы не соответствуют уровню знаний студентов, что иногда сами преподаватели не обладают глубокими

знаниями по темам специализации студентов, т.е. неязыковым специальностям, более того, им иногда сложно ответить на вопросы студентов, так как у них нет конкретного учебника английского языка по основной специальности студентов.

В процессе прохождения учебных материалов, относящихся к специальности, почти все преподаватели отмечали, что наряду с лексическим и грамматическим материалом они обращают внимание на содержание текстов.

Отвечая на вопрос о том, что вызывает трудности у студентов при изучении материалов, относящихся к их специальности, преподаватели указывали, что у студентов возникают проблемы в изучении многозначных слов из-за недостаточного знания английского языка, в овладении произношением терминов, в общении, письме, чтении, запоминании слов и понимании на слух.

Учителя утверждали, что на занятиях они используют дискуссионные упражнения, упражнения на развитие лексики, на закрепление темы, на говорение и понимание на слух, а также задания, предназначенные для закрепления грамматики, орфографии, а также упражнения на закрепление лексического материала, такие как завершение предложений с пропусками, поиск правильных/неправильных предложений, и заметили, что учащиеся склонны допускать лексические и грамматические ошибки при их написании.

Практически все респонденты считают важным развитие четырех навыков (аудирование, говорение, письмо и чтение) в процессе изучения английского языка, а также считают важным использование для их развития новых педагогических технологий. 50% опрошенных считают, что студенты не могут выучить английский язык самостоятельно, а 50% уверены, что могут выучить английский самостоятельно благодаря большому количеству онлайн-уроков.

Преподаватели считают, что уроки английского языка будут эффективны, если они тщательно подготовятся к урокам, сделают уроки более интересными, используя игры и дебаты, оригинально разработанные учебники английского языка, увеличат количество уроков, разделят учащихся на группы в соответствии с их уровнем знаний и использовать индивидуальный подход к каждому ученику.

Анализ ответов на анкету подтвердил наше предположение о том, что на сегодняшний день преподаватели английского языка не имеют четкого представления о самой сути методики использования специализированных материалов в учебном процессе.

Изучение, анализ и обобщение современного состояния преподавания английского языка в высших учебных заведениях дало нам возможность сделать следующие предложения:

С первых дней обучения английскому языку в вузах необходимо обучать студентов методам изучения данного предмета, а также прививать им знания о способах повышения профессиональной компетентности в английском языке. Для развития профессиональной компетентности самостоятельная работа студентов должна быть организована на научной основе.

На наш взгляд, использование междисциплинарной связи с профильными науками в обучении студентов английскому языку считается важнейшим фактором совершенствования языкового образования и развития профессиональной компетентности.

Использованные источники:

1. "Государственный образовательный стандарт по иностранным языкам системы непрерывного образования", утвержденный постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 8 мая 2013 г.

2. Методология исследования, Ранджит Кумар. Step by step guide for beginners. SAGE (Пошаговое руководство для начинающих), 2011, стр. 138.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.