К.А. Лаврова
ОТНОШЕНИЕ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ К КОММЕРЧЕСКИМ ЧАТ-БОТАМ В СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ «ВКОНТАКТЕ»
В статье рассматривается вопрос отношения и заинтересованности пользователей социальной сети «ВКонтакте» к феномену «чат-ботов». Предложен вариант социологического исследования на данную тему, а также представлены и проанализированы результаты проведенного исследования.
Ключевые слова: чат-бот, отношение, социальные сети, пользователи.
Одной из основных характеристик современного мира является качество и скорость любых изменений. Причиной роста интенсивности передачи информации и активности пользователей Интернета стало появление социальных сетей. Действующие компании активно внедряют в свою деятельность социальные сети для использования их, как источника дополнительного трафика клиентов. Кроме того, соц. сети помогают более качественно взаимодействовать с аудиторией: оперативно получать обратную связь и реагировать на неё. Помочь со сбором и обработкой информации зачастую помогает новый вид взаимодействия - чат-бот.
«Чат-боты - это компьютерная программа, которая создана для имитации речевого поведения человека при общении с одним или несколькими собеседниками».[1]
Актуальность темы объясняется обширным использованием социальных сетей среди текущего населения. Чат-боты стали чаще использоваться во многих сферах для установления коммуникаций с пользователями Интернета.
Другой вопрос заключается в отношении этих самых потребителей к феномену «чат-ботов», от простого игнорирования до интереса и даже раздражения. Проблемная ситуация состоит в степени готовности аудитории социальных сетей к «вклиниванию» чат-ботов, а также в непосредственной обратной связи пользователей по этому поводу для предпринимателей.
Отталкиваясь от поставленной проблемной ситуации, было проведено социологическое исследование. Целью проводимого исследования стало получение информации об отношении пользователей к коммерческим чат-ботам в социальной сети «Вконтакте».
Объектом исследования выступают молодые люди, поколение миллениалов в возрасте 20-39 лет, имеющие опыт взаимодействия с чат-ботами в социальной сети «Вконтакте». Способ отбора для опроса - метод «снежного кома».
Для сбора социологической информации был разработан вариант анкетного опроса, содержащий 11 вопросов. На основе данного опроса было проведено пилотажное исследование, ориентированное на отработку разработанного социологического инструментария.
В опросе приняло участие 10 человек. Выборка является не репрезентативной. Данные о респондентах представлены в таблице 1.
Таблица 1
Сводная таблица с информацией о респондентах, с указанием
_типологических групп по полу и возрасту_
Респонденты кол-во респ., чел кол-во респ., %
пол возраст
мужчины 20-29 3 30,00%
30-39 1 10,00%
женщины 20-29 4 40,00%
30-39 2 20,00%
Итого 10 100,00%
© К.А. Лаврова, 2022.
Научный руководитель: Малаканова Ольга Александровна - кандидат социологических наук, доцент, «Самарский национальный исследовательский университет им. академика С.П. Королева», Россия.
Согласно результатам опроса абсолютное большинство респондентов (100%) имеет свободный доступ в сеть Интернет и пользуются социальными сетями в повседневной жизни. Почти % опрошенных респондентов (70%) регулярно пользуются функцией общения с коммерческими чат-ботами в социальной сети «Вконтакте» (40% - женщины, 30% - мужчины), 20% подписаны на рассылку, но не дают обратную связь, и лишь 10% вообще не пользуются данной функцией.
На вопрос «Пользуетесь ли вы функцией общения с коммерческими чат-ботами в социальной сети «Вконтакте»?» согласно анкете ответил только 1 респондент, поскольку учитывались только ответы тех, кто в вопросе «Пользуетесь ли вы функцией общения с коммерческими чат-ботами в социальной сети «Вконтакте»?» дал ответ «Вообще не пользуюсь». Данный респондент указал, что не пользуется чат-ботами из-за навязчивости программы.
Среди всех респондентов, позитивное отношение к коммерческим чат-ботам в социальной сети «Вконтакте» имеет 20%, скорее позитивное - 10%, нейтральное - 60%, негативное - 10%. Стоит отметить, что среди женщин процент нейтрального отношения в 2 раза выше, чем среди мужчин, 40% и 20% соответственно.
В причинах негативного отношения к коммерческим чат-ботам в социальной сети «Вконтакте» респондент указал боязнь потери своих персональных данных.
Среди наибольших плюсов респонденты указали «Мгновенный ответ и отсутствие очередей» (30%) и «Можно получить информацию в любое время суток и в выходные/праздничные дни» (20%), на остальные ответы приходятся остальные 50%.
Среди очевидных минусов лидирует ответ «Это надоедливая и раздражающая технология», целых 40%. Самым не популярным ответом стал «Другое», «Не вижу плюсов» и «Чат-боты хуже справляются с решением проблемы, в отличие от реального человека», их не выбрал ни один из опрашиваемых респондентов.
Разделяя респондентов на типологические группы по критерию «уровень образования», удалось получить следующие данные:
•Высшее - 80%;
•Незаконченное высшее - 10%;
•Среднее специальное (техникум) - 10%.
Среди женщин:
•Высшее - 100%.
Среди мужчин:
•Высшее - 50%;
•Незаконченное высшее - 25%;
•Среднее специальное (техникум) - 25%.
Подводя итог, можно сделать следующие заключения:
•Подавляющее большинство пользователей социальной сети «Вконтакте» (70%) пользуются функцией общения с чат-ботами на регулярной основе;
•Больше половины имеет нейтральное отношение к чат-ботам ВК, и лишь 10% - негативное и 20% позитивное;
•Основным плюсом в использовании чат-ботов респонденты видят мгновенный ответ и отсутствие очередей, основным минусом - чат-бот надоедливая и раздражающая технология.
По результатам проведенного пилотажного исследования можно сделать вывод о том, что анкета позволяет получить необходимую информацию об объекте исследования.
Библиографический список:
1. Кузнецов В. В. Перспективы развития чат-ботов//Успехи современной науки. — 2020. — № 12, 16-19 стр.
ЛАВРОВА КСЕНИЯ АЛЕКСЕЕВНА - магистрант, Самарский национальный исследовательский университет им. академика С.П. Королева, Россия.