Научная статья на тему 'Отношение молодежи к интернет-пиратству: социологический анализ (на примере гор. Саранска)'

Отношение молодежи к интернет-пиратству: социологический анализ (на примере гор. Саранска) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1202
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Огарёв-Online
Ключевые слова
АВТОРСКИЕ ПРАВА / ИНТЕРНЕТ-ПИРАТСТВО / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / МОЛОДЁЖЬ / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ковадин Максим Александрович, Фофанова Катерина Владиславовна

В статье рассмотрена проблема массового потребления контрафактного контента в глобальной сети, получившее название интернет-пиратства. На основе эмпирических данных определен уровень осведомленности и отношения молодежи к проблеме интернет-пиратства, выявлены факторы, мешающие молодежи покупать и использовать лицензионную продукцию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the problem of mass consumption of counterfeit content known as Internet piracy. Using the empirical data, the authors determine the level of awareness of young people and their attitude to the problem of online piracy. The factors that prevent young people from buying and using licensed products are studied.

Текст научной работы на тему «Отношение молодежи к интернет-пиратству: социологический анализ (на примере гор. Саранска)»

ФОФАНОВА К. В., КОВАДИН М. А.

ОТНОШЕНИЕ МОЛОДЕЖИ К ИНТЕРНЕТ-ПИРАТСТВУ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ (НА ПРИМЕРЕ ГОР. САРАНСКА)

Аннотация. В статье рассмотрена проблема массового потребления контрафактного контента в глобальной сети, получившее название интернет-пиратства. На основе эмпирических данных определен уровень осведомленности и отношения молодежи к проблеме интернет-пиратства, выявлены факторы, мешающие молодежи покупать и использовать лицензионную продукцию.

Ключевые слова: интернет-пиратство, информационное общество, авторские права, молодежь, ответственность.

FOFANOVА K. V., KOVADIN M. A.

YOUTH'S ATTITUDE TOWARDS INTERNET PIRACY: A SOCIOLOGICAL ANALYSIS (A STUDY OF THE CITY OF SARANSK)

Abstract. The article deals with the problem of mass consumption of counterfeit content known as Internet piracy. Using the empirical data, the authors determine the level of awareness of young people and their attitude to the problem of online piracy. The factors that prevent young people from buying and using licensed products are studied.

Keywords: online piracy, information society, copyright, youth, responsibility.

Неким негативным последствием развития информационного общества стало массовое распространение и потребление контрафактного контента в глобальной сети. Нарушение авторских прав посредством сети Интернет получило название интернет-пиратства. Основными видами интернет-пиратства являются видеопиратство, аудиопиратство, пиратство программного обеспечения и литературное пиратство.

Согласно оценке международной ассоциации производителей программного обеспечения BSA, Россия относится к числу стран с высоким уровнем интернет-пиратства. По данным этой ассоциации уровень нарушения авторских прав посредством сети Интернет в России увеличивается с каждым годом. Так, по сравнению с 2013 г., в 2015 г. возросло использование пиратского программного обеспечения на 2%, нелицензионный софт составил 64%. По подсчетам BSA из-за интернет-пиратства производители программного обеспечения в России в 2013 г. потеряли 2,6 млрд. долларов, в 2015 г. - 1,34 млрд. долларов [2].

Официальные данные показывают, что авторское право нарушалось и продолжает нарушаться. Ситуацию не изменил и принятый в 2013 году Федеральный закон № 187-ФЗ «О

внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты интеллектуальных прав в информационно-телекоммуникационных сетях» [1].

На «публичной арене» и в «повестке дня» средств массовой информации различного уровня проблема интернет-пиратства конструируется как реальная угроза национальной безопасности. В дискуссиях, разворачивающихся на общественных площадках, приводятся доводы и доказательства «за» и «против» интернет-пиратства. Агенты информационного рынка бьют тревогу по поводу экономических издержек, этической стороны проблемы, призывают к ответственности и элементарной сознательности, в то время как обычные участники интернет-пространства ежедневно продолжают пользоваться «торрентами», не рассматривая в своих действиях особых оснований для паники, т.к. «мир, открытый компьютером, безграничен» [6].

Фокус научных исследований в большей степени сосредоточен на нормативно-правовых практиках регулирования авторских прав, уголовно-криминальных характеристиках интернет-пиратства. Социальный аспект проблемы, направленный на выявление отношения населения к интернет-пиратству, оценки и представлений населения об интеллектуальных продуктах остается практически в стороне от эмпирических замеров за редким исключением единичных исследований, проведенных в 2013 г. ВЦИОМом и ФОМом. Причина тому в сензитивной природе самой проблемы, включающей и проявления девиантного поведения, и морально-нравственные аспекты, и столкновение интересов пользователей и авторов-собственников. Эти факторы делают проблему правдивости ответов, и, как следствие, достоверности данных весьма актуальной и непростой для исследования. Также сложность эмпирического замера обусловлена процессом организации исследования, начиная с вопроса дизайна выборки и заканчивая процедурой сбора данных.

В фокусе данной статьи находятся результаты пилотажного исследования (доверительный интервал 10%, выборка квотная), проведенного методом анкетирования в 2016 г. среди молодежи г. Саранска на предмет выявления ее отношения к интернет-пиратству. Эмпирическим объектом исследования молодежь была выбрана неслучайно. Выбор связан с тем, что данная социальная группа является наиболее активным пользователем сети Интернет, имеет достаточно однородные интересы относительно продуктов, получаемых через сеть. В исследовании ставились задачи: определить уровень осведомленности молодежи о проблеме интернет-пиратства; выяснить, использует ли молодежь нелицензионную продукцию и считает ли ее использование нарушением авторских прав; узнать, какую продукцию молодежь скачивает бесплатно чаще всего; выявить факторы, мешающие молодежи покупать и использовать лицензионную продукцию.

Рассмотрим некоторые результаты исследования. Согласно полученным данным, 85% респондентов знакомы с явлением интернет-пиратства, но есть и доля тех (15%), кто не знаком с этим явлением или же имеет смутное представление о нем. Выявленный высокий уровень осведомленности об интернет-пиратстве позволяет предположить, что у молодежи сформировалось устойчивое, отрефлексированное отношение к этому явлению.

Ответы на шкальный вопрос, ориентированный на выявление отношения молодежи к интернет-пиратству, показали, что большая часть респондентов - 50,7% относится нейтрально к этому явлению, 6% респондентов - положительно или скорее положительно и 43,3 % - отрицательно. Согласно полученным данным, доля положительно относящихся к интернет-пиратству в целом невелика. Можно предположить, что эта часть респондентов пользуется, либо же готова пользоваться контрафактным контентом. При этом выявлена большая группа респондентов с нейтральными установками. В эту группу могут входить те, кто нарушает или готов нарушить авторские права и те, кто пиратство рассматривает как обыденное и привычное явление, кто пользуется нелегальным продуктом, но при этом не испытывает угрызений совести.

Двухмерный анализ вопроса: «Как Вы относитесь к интернет-пиратству» в сопоставлении с уровнем дохода показал корреляцию. Так, группа респондентов с низким уровнем дохода «не хватает денег даже на еду» и «хватает на еду, но покупка одежды проблематична», относится негативно к интернет-пиратству. Группа же с более высокой оценкой своего уровня жизни относится к интернет-пиратству нейтрально (около 60% респондентов из данных групп) и положительно. То есть респонденты с более низким уровнем дохода имеют большую сознательность и признают негативные последствия интернет-пиратства.

Следует отметить, что 56,7% опрошенных знают о защите авторских прав и ответственности, 35,8% респондентов слышали, но не придают значения, 7,5% - не знают об ответственности за интернет-пиратство. Среди опрошенных 16,4% считают себя нарушающими закон, но стараются минимизировать наносимый правообладателям вред, скачивая нелицензионную продукцию лишь по мере необходимости; 34,3% ответивших считают себя нарушителями, но пользуются пиратской продукцией, когда она потребуется; 19,4% респондентов не считают скачивание пиратской продукции незаконным действием и выступают за свободу в Интернете; оставшиеся 29,9% не задумываются над этим. Одним из объяснений такой оценки поведения в интернет-пространстве могут выступать психологические причины, которые повлияли на изначальное формирование компьютерного пиратства. Л. Н. Чевтаева отмечает, «можно говорить о специфичной ментальности русских людей, обусловленной особенностями русского характера, обычаями и традициями, но

факты указывают на то, что психологические причины появления компьютерного пиратства, как такового, свойственны не только России» [4, с. 284]. Запретный плод всегда сладок и привлекателен.

Однако это не единственный фактор. К числу факторов, способствующих интернет-пиратству, респонденты относят высокую стоимость лицензионной продукции (63,3%), труднодоступность легального получения (23%), отсутствие локализации (перевода) (8%), сложный способ оплаты (5,7%). Таким образом, «плод» не только запретный, но и дорогой, поэтому экономический фактор также препятствует покупке лицензионной продукции. Определенную роль играет и труднодоступность легального получения. Так, многие виды продукции можно приобрести только на иностранных сайтах или же они вообще не предоставлены для покупки.

Продолжением вопроса о факторах, выступил вопрос, направленный на выявление того, покупали бы респонденты лицензионную продукцию за цену, которая бы их устраивала и о том, какой должна быть эта цена. Треть респондентов (34%) считают, что покупали бы лицензионный контент при цене в 1,5-2 раза меньше текущей, 27% респондентов готовы покупать при цене в 5 раз меньше, 15% устраивает цена, которая была бы меньше в 10 и более раз. Текущая цена устраивает всего 1,5% респондентов. Но 22,5% опрошенных ответили, что ни при каких условиях не будут платить деньги за продукцию.

Что касается реальных практик использования бесплатного контента сети Интернет, то 98,5% респондентов скачивают фильмы, музыку, книги, программы, игры и т.д. Наиболее скачиваемой продукцией является музыка. Ее часто скачивают 76% респондентов. По результаты ВЦИОМ в 2013 г. также наиболее потребляемым российскими пользователями контентом в Сети была музыка, ее скачивают 63% опрошенных [3]. Наше исследование показало более высокий процент, видимо, за счет того, что опрашивалась только молодежь.

На втором месте по скачиванию находятся фильмы, что также соответствует данным, выявленным ВЦИОМом. Часто их скачивают 66% респондентов, по данным ВЦИОМа - 53% [3]. Характерно, что чаще фильмы скачивают мужчины (82% против 50% женщин).На третьем месте по скачиванию находится литература: 55% часто скачивают, 45% - редко. С литературой в отличие от фильмов происходит обратная ситуация. Литературу чаще скачивают девушки (68% против 42% у мужчин). На четвертом месте по популярности скачивания располагаются игры, их скачивают часто 51% респондентов. Так же, как и с фильмами игры чаще скачивают мужчины (64% и соответственно 38% женщин). Корреляция с полом указывает на некие отличия в проведении досуга мужчинами и женщинами. Мужчины предпочитают смотреть больше фильмов и проводить время за компьютерными играми, а женщины читают больше книг и слушают больше музыки.

Остальные виды электронной продукции (софт, операционные системы и другое) скачивают достаточно редко. Это связанно со спецификой продукции данного вида, ее скачивают и используют в зависимости от необходимости. Операционные системы, как правило, устанавливают на срок от нескольких месяцев до нескольких лет, в зависимости от частоты использования компьютера.

Также в анкете задавался вопрос: «Чем вы пользуетесь для скачивания литературы, фильмов, музыки, игр и т.д.?». Вопрос об источниках медиаконтента был задан с целью подтверждения того, что Интернет в настоящее время стал всеобъемлющим источником контента, удовлетворяющим самые разные потребности и вкусы людей. С помощью торрент-трекеров, являющихся самыми крупными и популярными источниками бесплатного контента можно закачивать фильмы, музыку, игры, программное обеспечение и т.д. Согласно исследованию, 84% респондентов используют торрент-трекеры, 51% - онлайн-ресурсы, 22% - файловые хранилища. Наиболее активными пользователями торрент-трекеров являются мужчины (90%), но они меньше всего пользуются файловыми хранилищами (6%). Иная ситуация сложилась с женщинами, они больше используют онлайн-сервисы (65%). Данная взаимосвязь обусловлена наличием различного вида контента на каждом из сервисов. На торрент-трекерах представлены в основном фильмы и игры, а литература и музыка размещается на онлайн-сервисах и файловых хранилищах.

Многие торрент-трекеры помимо представленной на них бесплатной электронной продукции для скачивания, которая на некоторых сайтах доступна лишь после регистрации, содержат форумы, чаты для общения, обсуждения и помощи по каким-либо вопросам. Использование торрент-трекеров во многом зависит от их популярности и наличия / отсутствия обязательной регистрации для скачивания. Также популярность торрент-трекеров зависит и от того, сколько пользователей стоит на раздаче на скачивании информации, что влияет на скорость скачивания.

На основе этого был задан вопрос о том, регистрируются ли пользователи на торрент-трекерах или предпочитают дальнейшие поиски на сайтах, не требующих регистрации. Ответы показали, что регистрируются для скачивания, а затем пользуются возможностями, предоставляемыми сайтом (чатом, форумами и прочее), всего 6% опрошенных. Регистрируются только для скачивания необходимых файлов 45%, а остальные 49% предпочитают продолжить поиск на ресурсах, не требующих регистрации. Это связанно с тем, что пользователи не хотят тратить время на регистрацию, поэтому предпочитают скачивать информацию с сайтов, не требующих регистрации.

На вопрос: «Используете ли вы сервисы, предоставляющие бесплатную лицензионную продукцию?» дали положительный ответ 55% мужчин и 38% женщин.

Согласно данным исследования, респонденты указали, что наиболее часто пользуются сервисами Google play (43%), Steam (28%), ЛитРес (10%), App Store (8%), iTunes (7%), Amazon (4%). Исследование также показало, что молодежь использует и другие способы для получения необходимой литературы, музыки и фильмов: ходят в кинотеатры, покупают книги и диски.

Таким образом, в ходе исследования было выявлено, что большая часть молодежи г. Саранска прибегает к пиратским методам получения медиапродуктов, относится к подобным практикам положительно, либо нейтрально, но знает об ответственности. Данная тенденция имеет под собой и психологические, и экономические, и культурологические основания. Более того, важным фактором выступает само интернет-пространство, в котором, в силу его виртуальной специфики, законы и правила материального мира не всегда срабатывают, т.к. нет четких границ между дозволенным и недозволенным. Поэтому интернет-пространство должно выстраиваться на принципах ответственности, подразумевающей, что действия «совершаются субъектом свободно, демонстрируют заботу об объекте и могут расцениваться соответствующей моральной инстанцией как заслуживающие поощрения», а не только на регламентации законов и правил [4, с. 37].

ЛИТЕРАТУРА

1. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты интеллектуальных прав в информационно-телекоммуникационных сетях» от 02.07.2013 N 187-ФЗ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_148497/.

2. Кантышев П. В России впервые выросло использование пиратского софта [Электронный ресурс] // Ведомости. 25.05.2016. - Режим доступа: http://www.vedomosti.ru/technology/articles/2016/05/25/642296-na-rossiiskom-rinke-programmnogo-obespecheniya-vpervie-2004-goda-viros-uroven-piratstva.

3. Россияне не хотят платить за фильмы, музыку и книги в Интернете [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ferra.ru/ru/techlife/news/2013/10/14/wciom-russia-piracy/#.WAdI2qhkg1g.

4. Сычев А. А. Модальности моральной ответственности // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Философия. - 2015. - № 2. - С. 37-45.

5. Чевтаева Л. Н. Интернет-пиратство: вчера и сегодня // Вестник Саратовского государственного технического университета. - 2013. - Т. 4. - № 1 (73). - С. 284-289.

6. Levy St. Hackers: Heroes of the Computer Revolution. - 25th Anniversary Edition. - O'Reilly Media, Inc. 2010. - 520 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.