П Е Д А Г А Г I Ч Н Ы Я Н А В У К I
УДК 33/2964
Г. Ф. Бедулина1, С. А. Лазуков2
1 Кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры экономической социологии, УО «Белорусский государственный экономический университет», г. Минск, Республика Беларусь
2Магистр педагогических наук, заместитель директора по воспитательной работе, ГУО «Средняя школа № 3 г. Витебска», г. Витебск, Республика Беларусь
ИНТЕРНЕТ КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА XXI ВЕКА
В статье раскрывается проблема социализации подрастающего поколения в условиях информационного общества XXI века средствами Интернета. С помощью теоретического анализа научных источников и проведенного пилотажного исследования определяются основные характеристики современной социальной среды, специфика выражения и влияния факторов социализации на подростков в Интернет-пространстве. Выявлены особенности социализации подростков в современном информационном обществе, а также условия позитивного взаимодействия и сотрудничества детей и взрослых на основе создания единого информационного пространства.
Ключевые слова: информационное общество; Интернет-пространство; онлайн-среда; учреждения образования; подростки; социализация; обучающиеся.
Введение
В период интенсивного использования электронных, компьютерных, информационно-коммуникативных и цифровых технологий важнейшая роль в формировании ценностных и социальных норм подрастающего поколения отводится глобальной сети - Интернет. В таких стремительно развивающихся условиях информационного общества происходит социализация подростков.
В XXI веке Интернет стал новой социальной средой, которая оказывает двойственное влияние на социализацию подростка. С одной стороны, она обладает мощным образовательным потенциалом, с другой - оказывает негативное психологическое воздействие на формирующуюся личность.
Являясь важным фактором социализации, онлайн-среда влияет на изменение структуры досуга учащихся, на каналы получения информации и характер межличностных взаимодействий.
Разделяя мнение Авдуловой Т. П., следует отметить, что социализация подростков, в том числе средствами Интернета, должна способствовать выработке умения «ставить и творчески решать актуальные задачи, с которыми еще не сталкивались прошлые поколения, гибко оперировать источниками информации и уметь учиться» [1, с. 9].
Интернет - это не просто новая технология, но и новое информационное пространство, новая форма социальной реальности. Интернет-технологии трансформируют различные аспекты социального взаимодействия, порождая новые социокультурные феномены. Например, одним из таких феноменов стали компьютерные игры, которые благодаря Интернет-технологиям и выходу в онлайн-пространство достигли пика своей популярности. В мировом научном сообществе проводится масса исследований по изучению феномена воздействия онлайн-среды на процессы социализации детей и подростков.
Исследования ирландских ученых Catherine Kenny, Ian McCafferty, Killian Forde (The Integration Centre и the Cork Institute of Technology, Ireland) показали, что более половины ирландских подростков играют в многопользовательские видеоигры в социальных сетях регулярно, 29 % игроков-подростков завели друзей посредством онлайн-игр, 62 % игроков-подростков говорят о благоприятном отношении к представителям других культур и стран, в то время как лишь 50 % неиграющих подростков говорят о таком же отношении. Согласно данным исследования 55 % онлайн-игроков хотели бы общаться с представителями других стран и культур против 40 % неигроков, имеющих такое же желание [2, с. 189].
Результаты исследования сингапурских ученых Adam Chie-Ming Oei и Michael Donald Patterson (Nanyang Technological University, Singapore) свидетельствуют о том, что ежедневная непродолжительная игра в онлайн-игры может развить познавательные способности мозга, причем, развитие определенных способностей происходит в зависимости от типа и других особенностей игр, в которые играет пользователь. В целом, основываясь на данных исследований, можно говорить о том, что онлайн-среда является одним из видов современного досуга, она встроена в коммуникацию
© Бедулина Г. Ф., Лазуков С. А., 2020
и взаимодействие современных детей и подростков и при разумном (не чрезмерном) использовании выполняет ряд позитивных функций в процессах социализации обучающихся [2, с. 189-191].
Н. В. Угольков, изучая Интернет как институт социализации старших школьников, опираясь на работы М. Г. Абрамова, О. Н. Арестовой, А. Б. Курицкого, Р. Ф. Абдеева, Е. С. Полат, В. П. Беспалько, И. В. Роберта, Т. П. Авдуловой, пришел к выводу, что раньше Интернет использовался подростками для поиска необходимой информации, выступая в качестве «огромной библиотеки». В настоящий период Интернет представляет собой средство самореализации, общения и налаживания социальных связей [3, с. 12].
Анализ литературных источников показал, что проблематике социализации посвящены научные труды многих белорусских ученых.
Вопросы социализации несовершеннолетних, требующих особого педагогического внимания, рассмотрены в работах А. Н. Барановского, А. П. Сманцера, А. Д. Григорьева, Г. Ф. Бедулиной, Т. В. Кондрашенко, И. А. Левицкой, С. А. Игумнова, А. В. Торховой, В. Б. Шабанова, И. А. Фурманова, Ю. Г. Черняка, А. А. Глинского и др.
Особенности формирования личности несовершеннолетних отражены в работах отечественных педагогов О. С. Богдановой, Н. И. Болдырева, Д. И. Водзинского, З. И. Васильевой, К. В. Гавриловец, А. В. Зосимовского, И. И. Казимирской, В. М. Коротова, А. И. Кочетова, Т. М. Куриленко, И. С. Марьенко, Л. И. Новиковой, И. Ф. Харламова и др.
Исследования, раскрывающие педагогические основания социализации, проводились В. В. Гринкевич, Е. А. Савченко, И. А. Царик и др.
Актуальность изучения вопросов социализации несовершеннолетних в онлайн-пространстве подтверждена результатами фундаментального научного исследования Института социологии НАН Беларуси «Специфика молодежи как субъекта социокультурного пространства в условиях глобализации и информатизации современного общества».
Практическим направлением научного исследования вопросов социализации подростков в условиях информационного общества является инновационная деятельность по теме «Внедрение модели формирования культуры пользователя Интернет-ресурсами для этичного общения подростков в социальных сетях», которая реализуется с 2017 г. по настоящее время на базе 7 учреждений общего среднего образования согласно инструкции Министерства образования Республики Беларусь «О порядке осуществления экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования» (научный консультант - кандидат социологических наук, доцент Бедулина Г. Ф.).
Однако сегодня, несмотря на имеющиеся в отечественной науке публикации и исследования, актуальным является поиск и изучение условий, действенных форм и методов, способствующих формированию Интернет-компетенций у подрастающего поколения, которые представляют собой результат процесса социализации на данном этапе. На основании этого, учитывая информационность современного общества, актуальным является:
- комплексное и всестороннее изучение поведения подростков в Интернете: частоты выхода в сеть, продолжительности сеансов, интересов и др.;
- участие педагогов в сопровождении процессов социализации обучающихся в Интернет-пространстве;
- поиск новых форм и средств организации процесса непрерывного воспитания, в том числе средствами глобальной сети.
Целью работы является определение условий, необходимых для позитивного взаимодействия и сотрудничества детей и взрослых на основе единого информационного пространства через ресурсы Интернета как важного фактора социализации подростков в условиях информационного общества XXI века.
Результаты исследования и их обсуждение
Сегодня Интернет имеет глобальные масштабы: он является средством, позволяющим объединить людей различных возрастных категорий, социальных групп и профессиональных сообществ. Однако те возможности, которые даёт Интернет, до сих пор полностью не описаны, вследствие чего оценивать влияние Сети на социализирующие процессы в подростковой среде можно только приблизительно.
В настоящее время приобретают важность задачи, связанные с изучением деятельности, которую учащаяся молодёжь осуществляет в Интернете; с определением методов, которые могут быть применены обществом для нейтрализации отклонений в социальном развитии, вызываемых онлайн-средой. Чаще всего подростки проявляют активность в пространстве виртуального характера, общаясь на форумах и чатах, в социальных сетях, оставляя собственные мнения, разрабатывая и продвигая
собственные блоги и сайты. Эти и другие методы, с помощью которых подростки проявляют собственную социальную активность, должны быть изучены как средства их мотивации и собственной актуализации.
С целью получения новых гипотез и сбора данных о факторах воздействия информационного пространства Интернета на учащихся учреждений общего среднего образования проведено пилотажное исследование на базе государственного учреждения образования «Средняя школа № 3 г. Витебска» (далее по тексту - ГУО) в марте 2019 года (научный руководитель -кандидат социологических наук, доцент Бедулина Г. Ф.)
Для опроса было выбрано учреждение общего среднего образования областного центра, где данные категории обучающихся по параметрам отражают среднестатистические характеристики. Метод сбора информации - анкетный опрос.
Исследование проводилось по разведывательному плану, требования к репрезентативности выборки не соблюдались. Характеристика выборки: в качестве респондентов выступили учащиеся 7-11 классов - 250 человек. Основной возраст респондентов - от 13 до 17 лет. В исследовании также была определена другая группа респондентов: 160 родителей, дети которых являются учащимися 7-11 классов ГУО «Средняя школа № 3 г. Витебска».
Результаты исследований приведены далее.
Немаловажной характеристикой социализации учащихся в Интернет-пространстве является определение того, на каких сетевых платформах они общаются. Данные ответов показали: зарегистрированы в социальных сетях 99,6 % респондентов: из них в «ВКонтакте» - 98,7 % (213 учащихся); Mail.ru - 86 % (187 учащихся); в Facebook - 32 % (69 учащихся); в Twitter - 30 % (66 учащихся); Instagram - 8 % (18 учащихся); в Одноклассниках - 32 % (69 учащихся). 57,4 % респондентов используют Интернет-мессенджеры (ICQ, QIP, Skype, Viber); 53,2 % - электронную почту. Например, 95 % опрошенных наиболее популярной считают социальную сеть «ВКонтакте», ее посещают регулярно и проводят в ней в среднем от 1 до 3 часов в сутки.
На вопрос «С какой целью подростки проводят свое общение в онлайн-среде?» ответы распределились таким образом: зарегистрированы для общения 100 % респондентов (250 учащихся); слушают музыку 86 % (187 учащихся); играют в онлайн-игры 43 % (93 учащихся); смотрят видео 67 % (146 учащихся).
Респонденты так определились с преимуществом выбора социальных сетей для коммуникации: 99 % респондентов (216 учащихся) отметили возможность быстрого общения, даже на дальнем расстоянии; 58 % опрошенных (126 учащихся) указали, что это удобно, если болеешь; ответ «Проще общаться» выбрало 43 % участников опроса (93 учащихся).
75 % респондентов указали на то, что общаются со своими друзьями через Интернет чаще, чем в реальности. Можно сделать вывод о существовании проблемы, когда у подростков могут закладываться на уровне подсознании фобии к общению в реальном мире, отстраненность от реальных жизненных ситуаций.
Практика показывает, что могут возникать существенные сложности при знакомстве с представителями противоположного пола, подростки не могут использовать в нужных ситуациях те речевые обороты, которыми они владеют. Подростку часто бывает легче выйти в Интернет, зайти в социальную сеть, где он зарегистрирован, обнаружить аккаунт интересного человека и написать ему сообщение, игнорируя орфографию русского языка. Это в итоге формирует личность, неспособную четко и ясно формулировать и излагать свои мысли в реальной жизни.
Поиск друзей становится проблематичным занятием. Подростки, увлечённые Интернетом, сводят к минимуму реальное общение не только с представителями других возрастных категорий, но и практически отказываются от общения «в офлайне» со своими сверстниками, начинают сопереживать друг другу исключительно виртуально, теряя способность чувствовать истинные ощущения и проявлять настоящие чувства [1, с. 103].
В виртуальном пространстве происходит спонтанный поиск самореализации личности подростков. Общение с помощью онлайновой переписки заставляет забыть о реальном общении, быть заложниками виртуальной репутации, демонстрировать большую свободу выражения и поступков (вплоть до оскорблений, непристойных выражений), а долгое пребывание в социальных сетях приводит к Интернет-зависимости [4, с. 607-613].
Также существует и другая проблема: в Интернет-пространстве не ощущается ответственность за свое поведение, это связано с анонимностью. 39 % респондентов указало на то, что зачастую имя, под которым они выдают себя в соцсети, отличается от реального имени. Этот факт может повлиять на развитие двуличности, сначала отмечаемой только в Интернете, а затем начинающей сказываться и в реальности.
Была отмечена положительная динамика в онлайн-коммуникации обучающихся. Например, 48 % респондентов задействуют Интернет, чтобы лучше подготовиться к учебным занятиям; 35 % -для онлайн-игр с участием своих одноклассников; 61 % используют Интернет для просмотра либо скачивания видео-и аудиоинформации по учебной программе; 57 % для поиска полезной, интересной информации, для расширения кругозора; 4 % среди вариантов ответа «другое» отметили такие цели использования Интернета, как дистанционное образование.
Для выявления роли классного руководителя в процессе общения подростка в онлайн-пространстве был задан соответствующий вопрос, на который респонденты ответили следующим образом: 75 % доверяют классному руководителю; 35 % ожидают от классного руководителя помощи в коммуникациях; 35 % хотели бы налаживать онлайн-коммуникацию с одноклассниками и классным руководителем.
По мнению подростков, современный классный руководитель должен находить подход к каждому ученику, уметь формировать дружный классный коллектив, используя при этом современные информационные технологии.
Еще одной проблемой процесса социализации подростков является повышение Интернет-грамотности родителей. Пребывание в Сети, продолжительность которого не контролируется родителями подростка, может спровоцировать у него проявление поведенческих форм, являющихся в условиях современного общества неприемлемыми [1, с. 103].
Результаты анкетного опроса родителей представлены далее:
По составу семьи 72 % респондентов состоят в браке, 26 % - воспитывают детей в неполной семье, 20 % - многодетные семьи. Большинство участников опроса имеют среднее специальное образование (72 %). Средний возраст респондентов - от 25 до 40 лет.
В основном все семьи имеют компьютерную технику: 90 % респондентов (145 семей) имеют один компьютер; 6 % опрошенных (10 семей) имеют дома более двух компьютеров; 4 % участников опроса (5 семей) не имеют домашнего компьютера.
На вопрос «Кто чаще в семье пользуется домашним компьютером?» получены следующие ответы: только родители - на это указал 1 % опрошенных (2 семьи); только ребенок пользуется компьютером - у 3 % респондентов (5 семей); 81 % участников опроса (130 семей) отметили, что все члены семьи пользуются компьютером; ответ «другое» выбрали 8 % (13 семей).
Интересным было определить участие родителей в Интернет-среде. Так, зарегистрированы в социальных сетях 89 % респондентов (142 родителя); ответ «нет» выделили только 11 % респондентов (18 родителей). Из числа респондентов зарегистрированы «Вконтакте» - 22 % участников опроса (35 родителей); в «Одноклассниках» - 75 % респондентов (120 родителей), в Mail.ru - 44 % (71 родитель); не пользуются социальными сетями 8 % опрошенных (18 родителей).
Был задан соответствующий вопрос о том, для чего современные родители используют Интернет. Результаты следующие: в социальных сетях общаются с друзьями 68 % респондентов (109 родителей); слушают музыку 24 % (39 родителей); смотрят видео 39 % (62 родителя); играют в онлайн-игры 4 % (5 родителей). Также следует отметить следующее: видят преимущества социальных сетей в быстром общении - 85 % (136 родителей); проще общаться, так считают 16 % (25 родителей); удобно, если болеешь, для 14 % (23 родителя); другие варианты - 11 % (18 родителей); социальные сети способствуют самовыражению - такое мнение высказали 27 % (43 родителя).
Вместе с тем, респонденты отметили, что социальные сети имеют свои недостатки: отнимают много времени - 8 % (13 семей); это небезопасно: так считают 19 % (31 родитель); много негатива и «мусора» - 18 % (29 родителей); замена реального общения - 29 % (46 родителей); интернет-зависимость - 42 % (67 родителей).
Положительной стороной коммуникации своего ребенка в социальных сетях родители считают: помощь в подготовке домашних заданий - 30 % респондентов (48 родителей), улучшение образовательного уровня ребенка - 44 % (70 родителей), не видят таких преимуществ - 26 % опрошенных (42 родителя).
На вопрос «Как родители оценивают роль школы в сопровождении социализации своих детей в Интернет-пространстве?» получены следующие ответы: скорее положительное - у 78 % (124 родителя); не видят необходимости 11 % опрошенных (18 родителей); ответ «другое» выделили 11 % респондентов (18 родителей), однако не описали свое видение; часто посещают школьный сайт 24 % респондентов (37 родителей); очень редко посещают 27 % (43 родителя); не посещают 9 % (14 родителей); другое - 60 % (96 родителей) семей. Данные ответов говорят о том, что нет полного взаимодействия школы и родителей по поводу использования Интернет-общения для совместного воспитательного взаимодействия.
По мнению родителей, чтобы сделать работу детей в Интернете безопасной, школе и родителям нужны совместные шаги по блокированию вредных сайтов: так считают 50 %
респондентов (80 родителей); ограничить детям и подросткам доступ к социальным сетям предложило 18 % опрошенных (24 родителя); за осуществление контроля за посещением сайтов высказалось 16 % (25 родителей); интересным представляется предложение «найти альтернативу Интернету», которое инициируют 4 % участников опроса (6 родителей); информировать о вреде Интернета предлагают 12 % (25 родителей).
Таким образом, многомиллионный Интернет является социализирующим личность фактором. В зависимости от применения средств Интернета данный фактор может влиять на развитие представителей подрастающего поколения как положительно, так и отрицательно. Очевидно, что социализирующая сторона Интернета воздействует на подростка, определяет предпочитаемые им роли в обществе, поведенческие модели, избираемые нормы и ценности культурного характера. Также из-за влияния Интернета воздействие близких людей на формирование культурного мира современного подростка снижается.
Сегодня социализация подростков средствами Интернета представляет собой новый социальный феномен, который требует обсуждения и выработки методологии его исследования как социально-педагогической проблемы.
Теоретический анализ научных источников и результаты проведенного пилотажного исследования позволяют определить особенности социализации подростков в современном информационном обществе:
1. Масштабная характеристика социальной среды, в которой развивается современный подросток, - преобразование общества в информационное. В современном мире информационная среда тесно вплетена в жизнь людей и влияет на все ее сферы. По профессиональному мнению некоторых ученых, современные люди не различают виртуальность и реальность, они как будто живут одновременно в двух мирах, не разделяя между собой свои личности в них.
2. Развитие онлайн-среды, увеличение аудитории, которая регулярно пользуется предоставляемыми ею средствами, будут иметь следствие в виде принятия ранее неизведанных социальных позиций многими личностями. То, какие конкретно роли будут приниматься, зависит прежде всего от того, в каком качестве человек пользуется Интернетом (является ли он простым пользователем либо активно участвует в разных коммуникационных процессах, реализуемых посредством Сети). Компьютеризация сегодня такова, что ребёнок с самых ранних стадий своей социализации, наряду с влиянием среды, в которой он непосредственно и естественно находится, также существует под воздействием Сети.
3. Современная социальная среда, в которой развиваются дети и подростки, обеспечивает почву для переоценки и поиска норм, ценностей нынешнего общества, сопровождающегося критическим осмыслением опыта предыдущих поколений, новыми представлениями о будущем.
4. Сегодня подростковую социализацию следует рассматривать не как пассивное действие, когда подросток «плывет по течению», а с точностью наоборот: подросток крайне активно выстраивает свой образ в социальной среде. Такие факторы социализации, как средства массовой коммуникации и семья, можно поставить в один ряд. С помощью первого подростки находят своего онлайн-героя, кумира, который служит им ценностным ориентиром, однако такая модель подражания является упрощенной и обычно недолговременной. Социализация подростков должна быть направлена на формирование таких личностных составляющих, как внутренний стержень, социальные и нравственные убеждения, социальная мобильность, умение мыслить стратегически, преодолевать стрессовые ситуации, саморегуляция, способность найти верный выход из любой противоречивой ситуации через самообразование.
5. Воспитание как процесс, который напрямую связан с социализацией, постоянно требует свежего взгляда, нововведений. Перед тем как переходить непосредственно к воспитанию ребенка, необходимо не только выявить его личностные характеристики (интересы, принципы, мечты, потребности), но и определить особенности современности, социальной среды, факторов, приоритетов, которые оказывают влияние на его формирование, развитие как личности. В последнее время данная проблема получила огромное внимание, с акцентом именно на информационное общество.
Социализация современных подростков происходит в качественно новых условиях, поэтому необходимо разрабатывать новые формы семейного и школьного воспитания, способные развивать системное мышление учащихся, целостное освоение мира, формировать личностные качества молодых представителей информационного общества. Современным педагогам можно рекомендовать такие эффективные формы взаимодействия в Интернет-пространстве между субъектами образовательного процесса учреждения образования:
1. Информационное сопровождение работы классных руководителей через создание методического виртуального кабинета, Call-центра «Поддержка», Сетевого клуба «Интернет - тьютор» для повышения IT-грамотности педагогов.
2. Создание на базе сайта учреждения образования рубрики «Безопасное поведение в Интернете», где есть разделы для подростков «В лабиринтах Интернета» и для родителей «Что родители должны знать об Интернете?», «Использование ИК в безопасной социализации детей».
3. Киберликбез «Родитель в тренде» по темам: «Характеристика социальных сетей», «Школа ВКонтакте», «Безопасный Интернет».
4. Разработка пособия «Лингвобродилка» с содержанием новой терминологии Интернета.
5. Программа тренингов для обучающихся «Мой безопасный Интернет» по темам: «Что нужно знать об Интернете?», «Какие опасности нас подстерегают в Интернете?», «Пути защиты от сетевых угроз», «Правила поведения в социальных сетях».
6. Часы общения в онлайн-режиме «Профилактика употребления ПАВ» (онлайн-тестирование по изучению склонностей к 13 видам зависимости, подборка и онлайн-обсуждение материалов про ПАВ).
7. Деловая онлайн-игра «Мы выбираем профессию». Учащиеся получают ответы на интересующие их вопросы о выбранной ими профессии, через презентацию в Google:
- вебквест «Путь к профессии» (определение типов и подтипов профессий);
- вебквест «Выбор. Свобода. Ответственность»;
- вебквест «Азбука правовой грамотности».
8. Проект «Сопровождение учащихся с ОПФР и детей-инвалидов с целью их социализации и устранения дефицита общения через взаимодействие в социальных сетях».
Выводы
Таким образом, можно утверждать, что перед педагогической общественностью стоит задача, помимо традиционных ценностей воспитания обучающихся, учитывать особенности информационного общества, влияния Интернета на формирование социокультурных моделей поведения подрастающего поколения.
Результаты проведенного исследования указывают на необходимость создания такого образовательного пространства, которое превратит территорию учреждения общего среднего образования в воспитательную среду, в которой создаются условия для позитивного взаимодействия и сотрудничества детей и взрослых на основе создания единого информационного пространства. Такими условиями можно считать:
- формирование культуры пользователя Интернет-ресурсами для этичного общения подростков в социальных сетях;
- повышение компьютерной грамотности субъектов образовательного процесса через сеть факультативов и объединений по интересам информационной направленности;
- повышение IT-квалификации педагогических работников;
- внедрение практики «ученик - тьютор» (помощник организации интернет-среды учреждения образования);
- создание сетевых воспитательных площадок и Сетевых блогов.
Как показывают полученные данные, явным условием социализации подростков является сопровождение их жизнедеятельности в Интернете:
- сопровождение позитивных детско-родительских отношений (Call-центр);
- социально-педагогическое и психологическое сопровождение подростков (Call-центр);
- сопровождение индивидуальной траектории пользователя Интернетом (рефлексивный клуб «Работа над собой» в форме онлайн-общения);
- онлайн-консультирование в целях оказания помощи подросткам, страдающим зависимостью от сетевых сообществ.
На территории нашей республики деятельность по внедрению сетевых технологий в педагогический процесс пока не стала массовой, однако, учитывая тот факт, что тенденция к информатизации всех сторон общественной жизни сегодня активно развивается, можно сделать прогноз о переходе на коммуникации через Интернет для решения самых разных вопросов, связанных с образованием. Именно поэтому сегодня нужно проводить общественное обсуждение проблемы, связанной с тем, как социальные сети используются подростками и как такие ресурсы Интернета решают вопросы подростковой социализации.
СПИСОК ОСНОВНЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Авдулова, Т. П. Психология подросткового возраста : учебник и практикум для академического бакалавриата / Т. П. Авдулова. - М. : Издательство Юрайт, 2017. - 394 с. - (Серия: Бакалавр. Академический курс).
2. Сечко, Н. Н. Исследование процессов влияния компьютерных игр на социализацию детей и подростков в Интернет-пространстве / Н. Н. Сечко // Инновационные подходы в формировании культуры пользователя Интернет-ресурсами для этичного общения молодежи в социальных сетях / Г. Ф. Бедулина // Проблемы кибербуллинга: как сделать посещение интернета для детей и молодежи безопасным : материалы Междунар. науч.-практ. конф., г. Свислочь, 30 нояб. 2017 / редкол. А. С. Лаптёнок (гл. ред.) ; Институт социально-гуманитарного образования УО «Белорусский государственный экономический университет». - Минск : РИВШ, 2018. - 312 с. - С. 189-191.
3. Угольков, Н. В. Интернет как институт социализации старших школьников : автореф. дис. ... канд. пед. наук :13.00.01 / Н. В. Угольков ; ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет». - М., 2012. - 25 с.
4. Бедулина, Г. Ф. Социализация подростков в интернет-пространстве на основе модели «Классный руководитель в социальной сети»: социологический анализ / Г. Ф. Бедулина // Научные труды Белорусского государственного экономического университета. - 2018. - Вып. 11. - С. 607-613.
Поступила в редакцию 12.03.2020 E-mail: [email protected]; [email protected]
G. F. Bedulina, S. A. Lazukov
INTERNET AS A FACTOR OF SOCIALIZATION OF TEENAGERS IN THE INFORMATION
SOCIETY OF THE XXI CENTURY
The article highlights the problem of socialization of the younger generation in the information society of the XXI century by means of the Internet. With the help of theoretical analysis of scientific sources and conducted pilot research, the main characteristics of the modern social environment, nuances of expression and influence of socialization factors on teenagers in the Internet space are determined. The necessity of studying, developing and implementing new educational approaches for successful socialization and formation of personal qualities of teenagers of the digital age is revealed.
Keywords: information society; Internet space; online environment; educational institutions; teenagers; socialization; students.