Научная статья на тему 'Свобода доступа к информации как этическая проблема: к вопросу о защите от информации, наносящей вред здоровью и развитию детей'

Свобода доступа к информации как этическая проблема: к вопросу о защите от информации, наносящей вред здоровью и развитию детей Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
273
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИЯ / ДОСТУПНОСТЬ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / КУЛЬТУРА / ДЕТИ / СИСТЕМА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ОБЩЕСТВО / МЕДИАПРОСТРАНСТВО / INFORMATION / AVAILABILITY / SOCIALIZATION / CULTURE / CHILDREN / ADDITIONAL EDUCATION SYSTEM / SOCIETY / MEDIA SPACE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Трухачева Марина Александровна

В статье рассмотрена проблема доступности информации для детей и подростков в условиях современного общества. Представлены результаты авторского социологического исследования, в ходе которого были проанализированы мнения родителей о важности регулирования качества информации, получаемой представителями подрастающего поколения через Интернет или телевидение. Альтернативой проведению времени в Интернете или перед экраном телевизора признаны занятия в системе дополнительного образования, способные обеспечить информационно безопасную социализацию ребенка или подростка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Трухачева Марина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Freedom of access to information as an ethical problem: protection of children from information harmful to their health and development

The article deals with the availability of information for children and teenagers in today's society. The author presents results of the sociological research, which reviewed the opinions of parents about the control of information received by the younger generation via the Internet or television. The author believes that classes at the additional education system providing secure informational socialization of children or adolescents is an alternative to spending time on the Internet or watching television.

Текст научной работы на тему «Свобода доступа к информации как этическая проблема: к вопросу о защите от информации, наносящей вред здоровью и развитию детей»

УДК 316.74

Трухачева Марина Александровна

аспирант Саратовского государственного технического университета имени Гагарина Ю.А.

СВОБОДА ДОСТУПА К ИНФОРМАЦИИ КАК ЭТИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА: К ВОПРОСУ О ЗАЩИТЕ ОТ ИНФОРМАЦИИ, НАНОСЯЩЕЙ ВРЕД ЗДОРОВЬЮ И РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ

Trukhacheva Marina Aleksandrovna

PhD student, Saratov State Technical University

FREEDOM OF ACCESS TO INFORMATION AS AN ETHICAL PROBLEM: PROTECTION OF CHILDREN FROM INFORMATION HARMFUL TO THEIR HEALTH AND DEVELOPMENT

Аннотация:

В статье рассмотрена проблема доступности информации для детей и подростков в условиях современного общества. Представлены результаты авторского социологического исследования, в ходе которого были проанализированы мнения родителей о важности регулирования качества информации, получаемой представителями подрастающего поколения через Интернет или телевидение. Альтернативой проведению времени в Интернете или перед экраном телевизора признаны занятия в системе дополнительного образования, способные обеспечить информационно безопасную социализацию ребенка или подростка.

Ключевые слова:

информация, доступность, социализация, культура, дети, система дополнительного образования, общество, медиапространство.

Summary:

The article deals with the availability of information for children and teenagers in today's society. The author presents results of the sociological research, which reviewed the opinions of parents about the control of information received by the younger generation via the Internet or television. The author believes that classes at the additional education system providing secure informational socialization of children or adolescents is an alternative to spending time on the Internet or watching television.

Keywords:

information, availability, socialization, culture, children, additional education system, society, media space.

В условиях информационного общества социализация детей происходит под активным влиянием средств массовой информации. Э. Гидденс определял социализацию как процесс, когда ребенок начинает обладать самосознанием и понимать культуру, которая его окружает и в которой он растет [1]. Другими словами, это некое пространственно-временное событие, в ходе которого могут возникать «шумы»-искажения понятий, культурных и поведенческих норм, несвойственных семье ребенка. В процессе взросления ребенок усваивает ценности и нормы социума и модели поведения, в том числе копируя взрослых.

С развитием медиапространства устоявшийся порядок передачи и усвоения информации кардинально меняется. Формируется интернет-поколение, которому свойственна особая жизненная и медиасреда. При этом важными отличительными качествами данной среды являются общение как в реальном, так и в виртуальном пространстве, особое восприятие действительности, навеянное глобальностью пространства [2]. Дети, посвящающие большое количество времени общению онлайн, зачастую теряют культурные и социальные навыки, необходимые в обществе. Возникает ситуация, когда ребенок ведет себя в реальной жизни согласно нормам медиапространства.

Об актуальности обсуждаемой проблемы свидетельствуют данные социологического исследования, проведенного автором в 2016 г. (далее - авторское исследование). В исследовании приняли участие 200 респондентов с детьми в возрасте от 1 до 16 лет. Основная часть опрошенных родителей относятся к возрастным категориям, которые на данный момент являются постоянными потребителями медиапродуктов, а значит, имеют представление о той информации, которая транслируется в сети Интернет, по ТВ и радио. В фокусе исследовательского внимания автора лежали вопросы, связанные с мнением родителей по поводу значимости информации, получаемой их детьми в сети Интернет и по телевидению, и важности мер регулирования информационных потоков в отношении детей и подростков. В статье будут приведены результаты исследования, относящиеся к детям дошкольного и младшего школьного возраста, так как представители именно этих возрастных групп наиболее подвержены влиянию массмедиа.

По данным опроса фонда «Общественное мнение», 90 % детей старше 6 лет пользуются социальными сетями [3]. Ребенок младшего школьного возраста становится частью массмедиа

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

и активно постигает азы общественного поведения сразу в двух пространствах. В ходе авторского исследования 62 % родителей отметили, что до школы ребенку не нужен доступ в сеть Интернет. Можно с большой уверенностью сказать, что у детей отсутствует критическое отношение к информации, полученной из СМИ. Как считают психологи, информация, транслируемая массмедиа, выполняет функцию «социального научения»: стили поведения, увиденные на экранах, воспринимаются как модель для подражания [4]. Отсутствие у детей важных социальных навыков по общению со СМИ приводит к тому, что представители подрастающего поколения все чаще становятся в разной степени зависимыми от мнения интернет-сообщества. Социальные сети и другие онлайн-платформы общения обладают своими правилами поведения и выстраивания уровня статуса индивида.

Телевидение является достаточно опасной для психики ребенка медиаплатформой. Большое количество реалити-шоу, телешоу, мультипликационной продукции иностранного производства и новостные блоки, а также многое другое может повредить психику ребенка и подростка. Родители обеспокоены подобным положением дел. По данным Всероссийского центра исследований общественного мнения, 83 % россиян считают необходимым воспитывать своих детей на советских мультфильмах [5]. Этот факт можно объяснить тем, что на советских мультфильмах выросло не одно поколение и они, как говорится, проверены временем. К тому же необходимо учитывать, что советские мультипликаторы работали в жестких рамках цензуры и, соответственно, не допускали тех вольностей, которые присутствуют в современных мультфильмах, особенно западных.

По данным авторского исследования, 50 % родителей считают, что СМИ могут положительно влиять на развитие ребенка при условии контроля со стороны родителей и учителей. Информация может быть полезной для детей также в ситуации контроля за качеством информации со стороны государства (40 %). При этом 72 % родителей предпочитают вместе с ребенком знакомиться с информацией, доступ к которой официально ограничен для их детей по возрасту согласно № 436-Ф3 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» [6]. По мнению респондентов, в информационном обществе невозможно полностью оградить ребенка от медиа-информации, но можно максимально минимизировать опасность с помощью контроля со стороны законодательства и сделать медиапространство полезным для детской социализации.

Забота о подрастающем поколении - комплексная задача, требующая активного участия как государства, так и социальных институтов: семьи, образовательных учреждений и культурно-массового сектора.

Результаты исследования показывают, что одной из причин влияния медиасреды (главным образом сети Интернет и телевидения) на формирование ребенка в процессе социализации выступает наличие свободного времени, когда ребенок предоставлен самому себе, не контролируется взрослыми. В данном контексте одной из альтернатив проведения свободного времени выступает занятость ребенка в системе дополнительного образования, занятие чем-то интересным и увлекательным, позволяющее частично снять тягу к постоянному присутствию в медиапростран-стве. Одна из респонденток на вопрос, сколько времени ребенок проводит в медиапространстве, ответила: «Немного. Примерно 1,5 часа в день. После школы у нас музыкальная школа, а потом теннис. А вот вечером перед сном я разрешаю смотреть мультфильмы или видео на УоиТиЬе» (ж., 35 л.). В данном случае занятость ребенка во внешкольных занятиях позволяет снизить количество времени, которое он проводит у экрана телевизора или компьютера.

По данным статистики Минкультуры России, за последний год на 38 000 повысилось количество школьников, которые хотят учиться музыке, пению, танцам и рисованию [7]. Эти сведения обнадеживают, так как стремление узнавать новое и, соответственно, повышать уровень знаний может сократить число интернет-зависимых детей и подростков. Наибольшее количество детей отдают предпочтение спорту - 60 %, занятиям искусством (музыкой, пением, рисованием) - 25 % [8].

По мнению одной из респонденток, дети не всегда готовы заниматься чем-то вне дома, так как в силу возраста предпочитают знакомую интернет-среду: «Моему сыну 8 лет, и для него важно после школы зайти в "ВКонтакте" и продолжить общаться с друзьями, а уже потом идти на спорт» (ж., 30 л.).

В то же время мама двоих детей, принявшая участие в исследовании, отметила следующее: «Мои дети очень мало времени проводят у телевизора или в Интернете, и со временем я стала замечать, что их это все меньше интересует. Старшему 9, и он предпочитает смотреть фильмы онлайн, а общение с друзьями у него в школе и на футболе. А младший (5 лет) вообще Интернетом не интересуется, а по телевизору только мультики смотрит».

На сегодняшний день, согласно Минобрнауки РФ, действует концепция развития дополнительного образования детей. Концепция рассчитана на два этапа: первый - 2014-2017 гг. и второй - 2018-2020 гг. [9]. Целью проекта является развитие дополнительного образования детей и обновление его содержания, повышение охвата детей услугами дополнительного образования.

Как отмечено в распоряжении об утверждении концепции, «в настоящее время в условиях информационной социализации дополнительное образование детей может стать инструментом формирования ценностей, мировоззрения, гражданской идентичности подрастающего поколения, адаптивности к темпам социальных и технологических перемен» [10].

На данный момент в России 75 % организаций дополнительного образования предоставляют свои услуги бесплатно, а всего учреждений, входящих в данную систему, около 17 000 [11]. Большой процент бесплатных услуг способствует повышению количества детей, посещающих такие организации, так как не все семьи могут позволить себе оплачивать данные услуги.

Занятость детей в данных областях позволит повысить уровень знаний ребенка, скорректировать день, а также предоставит возможность развития в той области, которая наиболее интересна конкретному индивиду. При этом система внешкольного образования выступает как инструмент, помогающий формированию мировоззрения ребенка, усвоению социокультурных норм, быстрой адаптации в обществе.

Совместные усилия классических образовательных учреждений - детских садов и школ -и учреждений дополнительного образования позволят создать более прочную базу по защите физического и психологического здоровья подрастающего поколения. В свою очередь, данная совместная работа сформирует то реальное пространство, в котором ребенку или подростку будет интересно.

Таким образом, по мнению автора, сфера дополнительного образования может стать той средой, которая снизит риск влияния информации, причиняющей вред здоровью и развитию ребенка, и позволит создать часть социализационной системы личности, которая повысит интерес индивида к процессам, происходящим в реальном пространстве. Взаимодействие ребенка со сверстниками, ближайшим окружением или иными социальными группами во время посещения учреждений дополнительного образования повлияет на становление личности и формирование базисных ценностей и норм.

В данном случае можно сказать, что современные дети постоянно находятся в двух параллельных пространствах - реальной жизни и медиапространстве. Информационные потоки ме-диасреды, получаемые детьми и подростками, вызывают опасение по причине низкого уровня контроля со стороны законодательства РФ и доступности большого количества разнообразной информации. Несомненно, предпринимаются попытки регулирования потоков информации, но это лишь часть комплекса мероприятий, направленных на то, чтобы уберечь детей и подростков от опасности получения не подходящей для их возраста информации.

Дополнительное образование позволяет ребенку общаться со сверстниками со схожими интересами и взглядами и делает процесс детской социализации информационно безопасным. При этом ребенок получает новые знания в кругу сверстников и под присмотром преподавателей и наставников.

На данный момент роль дополнительного образования как фактора культурного, интеллектуального и физического развития индивида трудно переоценить. Дополнительное образование как культурное поле социализации детей и подростков формирует ценности будущей личности.

Ссылки:

1. Гидденс Э. Социология. 2-е изд., полностью перераб. и доп. М., 2005.

2. Цымбаленко С.Б. Российские подростки в информационно-коммуникативном обществе [Электронный ресурс]. URL: http://mim.org.ru/phocadownload/cimbalenko.pdf (дата обращения: 30.06.2016).

3. Родители и дети в соцсетях [Электронный ресурс]. URL: http://fom.ru/SMI-i-internet/12531 (дата обращения: 03.07.2016).

4. Задорожна Н.Т., Кузнецова Т.В. Медiа-освiта: енциклопедiя освiти / головний ред. В.Г. Кремень. К/лв, 2008.

5. Мультфильмы нашего времени [Электронный ресурс] : пресс-выпуск ВЦИОМ № 3125. URL: https://wciom.ru/in-dex.php?id=236&uid=115727 (дата обращения: 11.07.2016).

6. О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию [Электронный ресурс] : федер. закон от 29 дек. 2010 г. № 436-Ф3. Доступ из информ.-правового портала «Гарант».

7. Ивойлова И. Минкультуры РФ: Число школьников, желающих посещать кружки, выросло [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2015/02/24/kruzhki-site-anons.html (дата обращения: 20.07.2016).

8. Иванюшина В.А., Александров Д.А. Социализация через неформальное образование: внеклассная деятельность российских школьников // Вопросы образования. 2014. № 3.

9. Концепция развития дополнительного образования детей [Электронный ресурс]. URL: http://минобрнауки.рф/проекты/дополнительное-образование-детей (дата обращения: 15.07.2016).

10. Распоряжение Правительства РФ от 4 сент. 2014 г. № 1726-р [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/me-dia/files/ipA1 NW42XOA.pdf (дата обращения: 21.07.2016).

11. Все про дополнительное образование [Электронный ресурс]. URL: http://edunews.ru/additional-education/ (дата обращения: 23.07.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.