Научная статья на тему 'Социальная сеть "ВКонтакте" как инструмент развития познавательной активности школьника'

Социальная сеть "ВКонтакте" как инструмент развития познавательной активности школьника Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
923
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ СЕТЬ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ / ОНЛАЙН-ОБЩЕНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / COGNITIVE ACTIVITY / SOCIAL NETWORK / INFORMATION RESOURCES / ONLINE COMMUNICATION / PEDAGOGICAL TASKS / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мельникова Мария Рудольфовна, Ушатикова Ирина Игоревна

В эпоху информационного общества каждый педагог должен находить и использовать новые инструменты для поддержания и развития познавательной активности школьников. Таким инструментом, в частности, может стать популярная в среде подростков социальная сеть «ВКонтакте». В статье рассматриваются образовательные возможности социальной сети, использование которых поможет учителю значительно расширить границы его учебного кабинета. Сформулированы психолого-педагогические условия эффективного использования «ВКонтакте» для решения актуальных организационно-педагогических задач, стоящих перед современной школой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мельникова Мария Рудольфовна, Ушатикова Ирина Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SOCIAL NETWORK “VKONTAKTE” AS A TOOL OF PUPILS’ COGNITIVE ACTIVITY DEVELOPMENT

In the era of the information society, every teacher should find and use new tools to maintain and develop pupils’ cognitive activity. In particular, the social network “VKontakte”, which is popular among teenagers, can become such a tool. The article examines the educational opportunities of the social network, the use of which will help the teacher to expand significantly the boundaries of the classroom. The psychological and pedagogical conditions for the effective use of “VKontakte” for solving the actual organizational and pedagogical problems of the modern school are formulated.

Текст научной работы на тему «Социальная сеть "ВКонтакте" как инструмент развития познавательной активности школьника»

https://doi.org/10.30853/pedaqoqy.2018-2.6

Мельникова Мария Рудольфовна, Ушатикова Ирина Игоревна

СОЦИАЛЬНАЯ СЕТЬ "ВКОНТАКТЕ" КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ШКОЛЬНИКА

В эпоху информационного общества каждый педагог должен находить и использовать новые инструменты для поддержания и развития познавательной активности школьников. Таким инструментом, в частности, может стать популярная в среде подростков социальная сеть "ВКонтакте". В статье рассматриваются образовательные возможности социальной сети, использование которых поможет учителю значительно расширить границы его учебного кабинета. Сформулированы психолого-педагогические условия эффективного использования "ВКонтакте" для решения актуальных организационно-педагогических задач, стоящих перед современной школой. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/4/2018/2/6.html

Источник

Педагогика. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2018. № 2(10) C. 28-31. ISSN 2500-0039.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/4.html

Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/4/2018/2/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: pednauki@gramota.net

4. Дарвиш О. Б. Возрастная психология: учебное пособие / под ред. В. Е. Клочко. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС; ИД КДУ, 2013. 264 с.

5. Кулагина И. Ю., Колюцкий В. Н. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека: учеб. пособие для студ. высш. уч. зав. М., 2001. 464 с.

6. Лазарев М. А., Темиров Т. В. Психолого-педагогические принципы формирования личности в спорте // Мировоззрение в XXI веке. 2018. Т. 1. № 1. С. 31-34.

7. Левитов Н. Д. Детская и педагогическая психология: учеб. пособие для пед. инст. М.: Просвещение, 1964. 478 с.

8. Максакова В. И. Теория и методика воспитания младших школьников: учебник и практикум для академического бакалавриата. М.: Юрайт, 2017. 206 с.

9. Марцинковская Т. Д., Костяк Т. В., Изотова Е. И., Авдулова Т. П. Возрастная психология. М.: Академия, 2011. 288 с.

10. Матинова Н. А. Творчество как универсальный путь развития личности // Классный руководитель. 2004. № 2. С. 80-83.

11. Москвина А. С., Нестеркина О. С. Способы создания ситуации успеха для повышения мотивации к обучению младших школьников // Гуманитарное пространство: международный альманах. 2018. Т. 7. № 1. С. 136-141.

12. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник. М.: ИЦ «Академия», 2003. 456 с.

13. Эльконин Д. Б. Детская психология. М.: ИЦ «Академия», 2007. 194 с.

IMPORTANCE OF AGE PECULIARITIES IN SCHOOL COLLECTIVE FORMATION

Lazarev Maksim Aleksandrovich, Ph. D. in Pedagogy

Chekhov College, Moscow Region, Novyi Byt village cerambycidae@fromru.com, humanityspace@gmail.com

The topicality of the study is conditioned by the serious problems of the development and upbringing of the younger generation in the conditions of the comprehensive school. This fact outlines the problematic field and emphasizes the need to improve the efficiency of upbringing work in education. The educational system of primary school children is based on the requirements of the Federal State Educational Standard of Basic General Education, according to which primary school age is an important stage in the formation of the foundations of personal, physical, emotional and communicative development. The creation and upbringing of the school collective is one of the targets of the Standard provisions.

Key words and phrases: children's collective; readiness for school; psycho-physiological readiness; educational activity; gender features; first-year pupil's physical load; memory development; personality's formation.

УДК 37.025 Дата поступления рукописи: 25.04.2018

https://doi.org/10.30853/pedagogy.2018-2.6

В эпоху информационного общества каждый педагог должен находить и использовать новые инструменты для поддержания и развития познавательной активности школьников. Таким инструментом, в частности, может стать популярная в среде подростков социальная сеть «ВКонтакте». В статье рассматриваются образовательные возможности социальной сети, использование которых поможет учителю значительно расширить границы его учебного кабинета. Сформулированы психолого-педагогические условия эффективного использования «ВКонтакте» для решения актуальных организационно-педагогических задач, стоящих перед современной школой.

Ключевые слова и фразы: познавательная активность; социальная сеть; информационные ресурсы; онлайн-общение; педагогические задачи; психолого-педагогические условия.

Мельникова Мария Рудольфовна Ушатикова Ирина Игоревна, к. пед. н.

Елабужский институт (филиал) Казанского (Приволжского) федерального университета mrmelnikova18@mail.ru; irina. ushatikova@yandex.ru

СОЦИАЛЬНАЯ СЕТЬ «ВКОНТАКТЕ» КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ШКОЛЬНИКА

В настоящее время социальные сети широко используются в разных сферах жизнедеятельности человека. Благодаря своей популярности, особенно среди подрастающего поколения, они могут являться эффективным ресурсом целенаправленного расширения образовательного пространства школьников, развития их познавательной активности.

Активность в современной психолого-педагогической литературе традиционно рассматривается как «деятельное отношение личности к миру, способность производить общественно значимые преобразования материальной и духовной среды на основе освоения исторического опыта человечества. Проявляется в творческой деятельности, волевых актах, общении. Формируется под воздействием среды и воспитания» [5, с. 13]. Познавательная же активность - это «деятельное состояние личности, которое характеризуется стремлением к учению, умственному напряжению и проявлению волевых усилий в процессе овладения знаниями» [Там же, с. 14].

В результате наблюдения за подростками, как в повседневной жизни, так и в условиях школы, мы убедились в их высокой вовлеченности в общение через социальные сети, в том числе, с помощью телефонов. Однако практика показывает, что нередко возникают ситуации, когда школьник, погружаясь в виртуальное пространство сети, заходя на чужие персональные страницы, теряет контроль над временем и надолго становится простым наблюдателем за чужой жизнью, её проблемами или успехами. Такое бесконтрольное нахождение в сети во время прогулки, дома или на уроке является фактором, негативно влияющим на способность подростка сосредоточиться на собственной жизни, учебной деятельности, ведущим, в частности, к образованию пробелов в знаниях и умениях, вероятному снижению успеваемости, возникновению разного рода сопутствующих проблем. Поэтому современная школа, педагоги, наряду с традиционными и новыми формами, методами и средствами организации учебно-воспитательной работы, должны начать активно использовать имеющиеся образовательные возможности социальных сетей.

Социальные сети - это платформа, онлайн-сервис и веб-сайт, предназначенные для построения, отражения и организации социальных взаимоотношений в интернете [8]. О. С. Самсонова, на наш взгляд, в своем определении очень верно акцентировала их ценностно-коммуникативную функцию, охарактеризовав социальные сети как платформу для построения социальных отношений между людьми, которые объединены общими интересами, деятельностью или же имеют реальные связи за пределами Интернета [7]. Социальные сети каждому пользователю дают возможность создать персональный профиль и устанавливать связи с другими аккаунтами, позволяющие делиться различной информацией и поддерживать заинтересованное общение.

Проведенный нами анкетный опрос 50 обучающихся 7-11 классов и 20 учителей в возрасте от 20 до 60 лет Асановской СОШ и других школ Алнашского района Удмуртии позволил выявить наиболее популярные у данного контингента социальные сети. Ими оказались: «ВКонтакте» (79,5%), «Instagram» (11,3%), «Одноклассники» (5,7%), остальные социальные сети указали меньше 3% от общего числа наших респондентов. Оказалось, что большинство опрошенных учителей - 75% - зарегистрированы в социальных сетях. Нами установлено, что ученики значительную часть времени проводят в социальных сетях, в среднем: 5-8 часов в день - 56% опрошенных, 2-5 часов - 24%, до 2 часов - 8% и более 8 часов - 12%.

Анализ ответов наших респондентов показал, что и ученики, и молодые учителя используют социальные сети в основном для неформального общения или развлечения. На вопрос «Обсуждаете ли Вы задания по учебным предметам с пользователями социальных сетей?» положительно ответили 44% подростков. 92% обучающихся указали, что в социальных сетях они преимущественно создают группы по интересам и диалог своего класса, обсуждают вопросы, в основном не относящиеся к учебной деятельности.

Всего 40% опрошенных нами учителей - и это преимущественно молодые специалисты - активно используют социальные сети для организации учебно-познавательной деятельности учеников, 20% из них проводили онлайн-уроки и консультации в Интернете. 35% педагогов оказались не знакомы с возможностями использования социальных сетей в педагогических целях. У большинства учителей, по их признанию, невысок уровень развития компетенций в области информационно-коммуникационных технологий и соответственно мотивации к использованию Интернета в своей профессиональной деятельности. Не только это, но и высокая степень трудозатрат - убеждены педагоги - не позволяет им активно использовать в своей профессиональной деятельности социальные сети. Большинство респондентов-учителей - 90% - отметили, что обычно придерживаются традиционных методов обучения.

Таким образом, проблема использования социальных сетей в образовательных целях остается актуальной для современной педагогической науки и практики. В связи с этим задачей нашего исследования стало выявление возможностей использования социальной сети «ВКонтакте» как наиболее популярной для решения актуальных педагогических задач, стоящих перед современным учителем.

Выявленная нами популярность социальный сети «ВКонтакте» СУХ) объясняется тем, что это - интернет-ресурс, позволяющий своим пользователям отправлять друг другу сообщения, создавать группы, публичные страницы, события, обмениваться изображениями, аудио- и видеозаписями, а также играть в браузерные игры. Это бесплатная площадка для организации учебной деятельности, которая позволяет обучаться в дистанционном режиме, комфортном для школьников [1]: одновременно выдвигать идеи, решать задачи, обсуждать вопросы и общаться.

У каждого пользователя имеется личная страница, в сведениях о себе он может сообщать о своих интересах, любимых занятиях [9].

В рамках раздела «Сообщения» созданная пользователем «беседа» может стать альтернативой организации тематического общения для решения конкретных задач: планирование, обсуждение и организация классного часа, общение с участниками кружка или спортивной секции [4]. Общение в рамках «диалога» при обсуждении учебной информации учителя с учениками, нуждающимися в индивидуальной консультации, может приобрести более непринужденный характер. В этой ситуации подростки чувствуют себя комфортно, а учитель получает шанс быть «услышанным» и «понятым». «ВКонтакте» предоставляет широкий выбор сти-керов и смайликов для эмоционального поддержания общения, что привлекает подростков, а имеющаяся функция голосового сообщения дает ощущение присутствия и позволяет передать интонацию.

Созданные «ВКонтакте» группа или сообщество могут стать своеобразным виртуальным классным уголком, где будут размещаться фотографии, видеоролики, расписание уроков, график дежурства, учебники, справочники, объявления о предстоящих мероприятиях, праздничных днях, репетициях, проводиться обсуждение важных вопросов. Здесь также можно организовать опрос мнений, выяснить, с какими трудностями сталкиваются ученики при изучении школьного предмета, конкретной темы.

Администратором группы может быть как учитель, так и ученик. В группе учитель может проводить игры и конкурсы, способствующие развитию познавательных способностей и творческого воображения. Это могут быть викторины, участвуя в которых школьники научатся размышлять, пополнят свой словарный запас, улучшат навыки использования информационно-коммуникационных технологий. При выполнении задания каждый ученик сможет закрепить в нем фотографии и видеоролики или поделиться идеями с одноклассниками.

Для того чтобы сообщить о дате приближающегося события (концерт, родительское собрание, экскурсия, день рождения) в сети, можно создать мероприятие и пригласить определенное количество людей. При этом не придется отправлять сообщения каждому, достаточно будет создать группу или сообщество, заполнив его информацией о предстоящем событии, и добавить желанных пользователей в список приглашенных. Необходимо давать мероприятию информативное название, чтобы любому пользователю стало ясно, чему оно посвящено. Место проведения может быть как виртуальным в сети, так и реальным по конкретному адресу. Обязательно нужно указывать время начала и окончания события. Когда приходит приглашение на мероприятие, пользователю предлагаются три варианта выбора: «Точно пойду», «Возможно пойду» или «Не смогу пойти». Мероприятие напоминает о себе своим гостям в день и за день до начала на главной странице пользователя. Сообщество необходимо будет наполнить тематической информацией, имеющей отношение к самому мероприятию. Графическая и видеоинформация лучше воспринимается человеком и привлекает, нежели текстовая.

В социальной сети существует ряд образовательных сообществ: «Изучение английского языка», «Подготовка к ЕГЭ», «Лучшие стихи великих поэтов», «История в фотографиях» и т.п. В таких группах могут быть размещены видеоматериалы, аудиозаписи, справочники, опросы, фотографии и объявления. Ранее в исследованиях было замечено, что людям нравится изучать иностранные языки и получать новые знания, используя средства Интернета [3]. При условии подписки из новостной ленты пользователь может узнать о проводимых образовательных мероприятиях - предметных олимпиадах, творческих конкурсах и т.п.

На своей странице классный руководитель может выкладывать интересные статьи о великих людях и их достижениях, фрагменты из научно-популярных или художественных кинофильмов, качественную музыку и яркие слайды с цитатами. Всё это будет высвечиваться в новостной ленте учеников. Под такими постами ученики могут поставить «Мне нравится» (Like), поделиться записью, оставить комментарии. Автор поста увидит, что данная запись вызвала положительные эмоции, и будет знать, какого рода информацию стоит размещать в группе или на публичной странице. Благодаря «хештэгу» (#) «ВКонтакте» можно отслеживать последние новости по изучаемой теме. Этот значок ставят в постах перед ключевыми фразами или словами, описывающими главное содержание информации.

Еще одним способом общения является видеотрансляция (VK Live). Она может быть использована для обсуждения отдельных сложных вопросов изучаемого материала, организации учебных семинаров, лекций, занятий, персонального общения и консультаций, а также совместной работы над учебной информацией [Там же], но во многом зависит от компьютерного оснащения или от мощности мобильного устройства, а также от доступа в Интернет. В процессе видеотрансляции можно увидеть всех участников и в то же время читать сообщения и отвечать на вопросы. Перед началом трансляции пользователям приходит оповещение.

«ВКонтакте» предлагает развивающие игры и приложения, которые помогут повысить познавательный интерес учащихся. Игры распределены по жанрам: головоломки, аркады, стратегии и т.д. Это, например, «Битва эрудитов» - увлекательная логическая игра, где нужно составлять как можно больше длинных слов из предложенного набора букв. Игра способствует получению новых знаний, расширению кругозора и словарного запаса, тренирует находчивость. В неё можно играть не только с одноклассниками, но и с учителем, что может положительно повлиять на отношения.

Игра «Мастер тетриса» развивает критическое мышление, способность планирования, быстроту реакции. Это приложение требует активизации таких познавательных процессов, как внимание, память, а также тренирует зрительно-моторную координацию. Здесь присутствует и соревновательный аспект: можно отслеживать рейтинг своих друзей и играть с ними.

Популярная социальная сеть - это знакомая среда, комфортная для учащихся, позволяющая эффективно обмениваться информацией и поддерживать постоянное общение педагогов, учащихся и родителей [6]. Использование чатов, вики и мультимедийной презентации облегчает усвоение учебного материала [7].

Вместе с тем необходимо отметить, что компьютерные технологии и мобильные устройства с выходом в Интернет могут отрицательно повлиять на физическое здоровье подростка, провоцируя ухудшение зрения, гиподинамию, нарушение осанки. Негативно сказаться на психическом здоровье школьника может и сетевой контент, содержащий призывы к асоциальному поведению, пропагандирующий разного рода насилие. Вследствие неспособности адекватно оценить вред такого рода информации подростки часто слепо копируют примеры асоциального и противоправного поведения, нанося таким образом ущерб как своему здоровью, так и здоровью окружающих.

Следует иметь в виду и то, что после систематического посещения Интернета определенная категория школьников становится скрытной и замкнутой, предпочитая виртуальное общение живому. Следовательно, учитель должен учитывать вероятное негативное влияние Интернета на детей.

Использование сетевых ресурсов должно соответствовать целям образования и не противоречить им. Вместе с тем, имея страницу «ВКонтакте», педагогу необходимо обдуманно подходить к её ведению, регулировать степень открытости её контента, чтобы не подвергать себя риску случайной потери учительского авторитета.

Учителя, реализуя организационно-педагогический потенциал сети «ВКонтакте», смогут значительно расширить границы учебного кабинета. Целенаправленное использование педагогами социальной сети, на наш взгляд, открывает дополнительные возможности для решения таких актуальных задач, как:

- формирование положительной мотивации школьников к учебно-познавательной деятельности, ведущей к повышению эффективности освоения ими учебного материала;

- формирование навыков самостоятельной учебно-познавательной деятельности;

- организация различных форм учебно-воспитательной работы в новом, актуальном для подростков формате;

- организация индивидуальной работы с разными категориями обучающихся;

- развитие коммуникативных способностей и навыков использования информационно-коммуникационных технологий обучающихся;

- расширение доступа к информационным ресурсам в определенных группах, сообществах;

- формирование способности школьников кратко и точно формулировать мысль;

- обеспечение потенциальной непрерывности образовательного процесса.

Эффективному использованию социальной сети в образовательном процессе будет способствовать, на наш взгляд, соблюдение следующих психолого-педагогических условий:

- системное видение учителем образовательного процесса;

- достаточный уровень владения педагогом компетенциями в области информационно-коммуникационных технологий;

- создание непринужденной атмосферы, использование преимущественно недирективного стиля взаимодействия учителя с подростками;

- понимание педагогом как образовательных возможностей сети, так и вероятного отрицательного влияния некоторого интернет-контента на подростков;

- тщательный подбор образовательного контента;

- наличие у учителя высокого уровня развития чувства педагогического такта и способности владения словом;

- поощрение любой целесообразной творческой инициативы, исходящей от обучающихся.

Таким образом, социальная сеть «ВКонтакте», являясь популярной в подростковой среде, обладает ресурсами, которые могут быть полезными для организации учебно-воспитательного процесса. Реализация образовательного потенциала сетевого ресурса, требуя от учителя определенного уровня развития компетенций в области информационно-коммуникационных технологий, откроет для него перспективу стать более современным, повысить авторитет среди учащихся.

Список источников

1. Абрамова О. М., Соловьева О. А. Использование социальных сетей в образовательном процессе [Электронный ресурс] // Молодой ученый. 2016. № 9. С. 1055-1057. URL: https://moluch.ru/archive/113/29321/ (дата обращения: 08.03.2018).

2. Азизова Д. О. Влияние социальных сетей на формирование личности ребенка [Электронный ресурс] // Материалы VI Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум». URL: https://www.scienceforum.ru/2014/768/22 (дата обращения: 09.03.2018).

3. Бондаренко Е. Социальные сети как инструмент развития: виды и возможности [Электронный ресурс]. URL: http://www.trainings.ru/library/articles/?id=10067 (дата обращения: 07.03.2018).

4. Использование социальных сетей в образовательной среде [Электронный ресурс]. URL: https://infourok.ru/statya-na-temu-ispolzovanie-socialnih-setey-v-obrazovatelnoy-srede-439548.html (дата обращения: 09.03.2018).

5. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Словарь по педагогике. М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. 448 с.

6. Применение социальных сетей в образовании [Электронный ресурс]. URL: http://infojournal.ru/forums/topic/ primeneniya-socialnyx-setej-v-obrazovanii/ (дата обращения: 08.03.2018).

7. Самсонова О. С. Социальные сети и сетевые сообщества как показатели эффективности в обучении современных школ информатике [Электронный ресурс] // Современная педагогика. 2015. № 7. URL: http://pedagogika.snauka.ru/ 2015/07/4719 (дата обращения: 08.03.2018).

8. Сервис CY-PR.com [Электронный ресурс]. URL: https://www.cy-pr.com/wiki (дата обращения: 20.02.2018).

9. Социальная сеть «ВКонтакте» [Электронный ресурс]. URL: vk.com (дата обращения: 20.02.2018).

THE SOCIAL NETWORK "VKONTAKTE" AS A TOOL OF PUPILS' COGNITIVE ACTIVITY DEVELOPMENT

Mel'nikova Mariya Rudol'fovna Ushatikova Irina Igorevna, Ph. D. in Pedagogy Elabuga Institute (Branch) of Kazan (Volga Region) Federal University mrmelnikova18@mail. ru; irina. ushatikova@yandex. ru

In the era of the information society, every teacher should find and use new tools to maintain and develop pupils' cognitive activity. In particular, the social network "VKontakte", which is popular among teenagers, can become such a tool. The article examines the educational opportunities of the social network, the use of which will help the teacher to expand significantly the boundaries of the classroom. The psychological and pedagogical conditions for the effective use of "VKontakte" for solving the actual organizational and pedagogical problems of the modern school are formulated.

Key words and phrases: cognitive activity; social network; information resources; online communication; pedagogical tasks; psychological and pedagogical conditions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.