Научная статья на тему 'Исследование интернет-аудитории Санкт-Петербурга'

Исследование интернет-аудитории Санкт-Петербурга Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
45
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование интернет-аудитории Санкт-Петербурга»

ИССЛЕДОВАНИЕ ИНТЕРНЕТ-АУДИТОРИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Инга Минкус исследователь-аналитик АСИ

В данной статье мы предлагаем Вашему вниманию результаты исследования, позволяющие получить представление об аудитории пользователей Интернета Санкт-Петербурга в настоящее время.1

Сегодня почти каждый пятый житель Петербурга старше 18 лет является пользователем Интернета.

По данным исследования объем Интернет - аудитории нашего города за месяц составил 18,6%. За три с половиной года это показатель увеличился более чем в 2 раза, а за последние полгода - на 1,3%.

Для сравнения - доля пользователей сети Интернет за весь 1998 год по России в целом составляла 11%.2

Доля пользователей сети Интернет среди жителей Санкт-

Петербурга

□ март 2000

□ март 2003

□ сентябрь 2003

Наблюдается не только увеличение числа Интернет - пользователей. Развитие Интернета идет и по пути увеличения интенсивности обращения к его услугам:

Посещали Интернет не реже 1 раза в неделю*

2001 г. 2003 г.

65% 76,3%

Посещали Интернет ежедневно (в том числе несколько раз в день)*

2001 г. 2003 г.

29% 34,6%

1 Данное исследование проводилось Агентством Социальной Информации в сентябре 2003 г. методом телефонных интервью с использованием системы CATI Bellview Fusion/TCI (Computer Assisted Telephone Interviewing) по квотной выборке, репрезентирующей население Санкт-Петербурга в возрасте 1B лет и старше. Квоты репрезентировали пол, возраст и образование респондентов. Объем выборки составил 2994 человек.

Значения ошибки выборки:

% в отчете 5/95 10/90 15/B5 20/B0 30/70 40/60 50/50

ошибка для 3000 человек, ± 0.B 1.1 1.3 1.4 1.6 1.B 1.B

ошибка для 600 человек, ± 1.7 2.4 2.9 3.2 3.7 3.9 4.0

2 IRIS Internet survey. I999.

* В обеих таблицах приведен % от числа пользователей.

Явное большинство Интернет - аудитории - 81% - имеют стаж пользования

Интернетом более 1 года, из них 37,5% - более 3-х лет.

Вопрос: Как давно Вы начали пользоваться Интернетом? N=557.

Основным местом пользования услугами всемирной сети для большинства (60%) является собственная квартира, дом. За последние полгода число "домашних" пользователей возросло на 17,5%. Возможно, причиной этому послужило приобретение домашних компьютеров. Отметим также за этот период увеличение в 2,5 раза посетителей Интернет-кафе, что может быть связано и с увеличением количества этих заведений в нашем городе.

Вопрос: Где Вы чаще всего пользуетесь Интернетом?

Дома

По месту работы У друзей, у знакомых В Интернет-кафе В школе , институте

8,1

9,5

7,5

2,9

5,7

о

10

і

20

30

59,4

41,9

43,4

□ сентябрь 2003

□ март 2003

40

50

60

‘Множественный вопрос - допускалось несколько вариантов ответа.

Ресурсы Интернета каждый использует по своему усмотрению и в зависимости от этого определяется значение сети Интернет в жизни каждого пользователя. Для большинства - 75,6% - Интернет является источником информации. Примерно для трети пользователей Интернет - это, прежде всего, работа, а еще для 16,5% -способ найти нужное программное обеспечение.

Вопрос: Интернет для Вас в основном это...*?

Источник информации Работа Средство общения Способ развлечения Способ достать программное обеспечение

Другое

^„

>,6

31,8

25,1 г

- ✓ 24,4

Г ]16,5

'Ш0,7

г /

0

10 20

30

40

50

60

70

80

Множественный вопрос - допускалось несколько вариантов ответа.

Наиболее посещаемыми петербургской Интернет- аудиторией сайтами являются образовательные, содержащие научную информацию, и поисковые системы.

Вопрос: На сайты какой тематики Вы чаще всего заходите*?

Научная информация, образовательные -са йты - 42,4

Поисковые системы 140,9

Почтовые серверы 27,6

Новостийные сайты 23,5

Музыкальные сайты 22,4

Хобби, развлечения, юмор 22,3

Публикацим для профессионалов 22,1

Автомобили 15,4

Корпоративные сайты 13,8

Поиск работы 13,5

Спорт 13,1

Чаты 11,8

Покупки, интернет-магазины 8,8

Порносайты 5,7

На все подряд 2,7

Затруднились ответить 2,3

( ) 1 10 1 20 1 1 1 30 40 50

Множественный вопрос - допускалось несколько вариантов ответа.

*

Доля пользователей Интернета в различных социально-демографических группах.

Половозрастные группы Доля пользователей Интернета % В среднем по возрастным группам %

Пол Возраст

Мужчина 18-24 54,3 49,3

Женщина 44,3

Мужчина 25-34 32,4 28,0

Женщина 23,4

Мужчина 35-44 26,5 20,0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Женщина 15,1

Мужчина 45-54 14,8 12,1

Женщина 10,0

Мужчина 55-64 10,2 5,9

Женщина 3,0

Мужчина 65 и более 3,3 1,3

Женщина 0,5

Исследование зафиксировало обратную зависимость между возрастом и фактом пользования Интернетом - чем старше респонденты, тем реже среди них встречаются пользователи Интернета. Такое распределение наблюдается в аналогичных исследованиях на протяжении нескольких лет. Вероятно, это

связано с тем, что в России Интернет, в силу действия многих факторов (традиции, преодоление определенного психологического барьера, уровень благосостояния) как современная технология, пока более доступен молодым и является характеристикой образа жизни прежде всего молодого поколения.

И, как заметно из приведенной таблицы, во всех без исключения возрастных группах мужчины пользуются Интернетом чаще женщин. Это открывает широкие возможности развития Интернета в ближайшие годы именно адресно, для женской аудитории.

Доля пользователей Интернета %

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ГРУППЫ

Неполное среднее образование 1,9

Среднее общее 12,2

Среднее специальное 12,8

Незаконченное высшее 53,6

Высшее 30,8

РОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Домохозяйки 9,5

Безработные 9,9

Работники сферы обслуживания 14,2

Квалифицированный рабочий 14,3

Служащие без спец. образования 34,6

Специалист без руководящих функций со спец. образованием 35,5

Руководители, управленческие 43,8

Наибольшая доля пользователей Интернета среди лиц с незаконченным высшим

образованием - 53,6%. Среди

обладателей высшего

образования 30,8% (чуть менее трети) используют ресурсы Интернета. Меньше всего пользователей сети в группе с неполным средним образованием - 1,9%.

Рассматривая различные группы занятости, отметим, что наибольшая доля

пользователей сети Интернет среди учащихся, студентов - 55,5%. На втором

месте группа руководителей, управленческих работников - 43,8% из них

пользуются Интернетом. Реже всего пользуются услугами Интернета домохозяйки и безработные (лишь 9,5% и 9,9% соответственно).

Результаты исследования позволяют говорить о прямой зависимости между уровнем доходов и практикой пользования Интернетом - чем выше уровень дохода, тем больше доля пользователей Интернета. Так, наибольшая доля пользователей в группе с доходом свыше 10000 рублей, а наименьшая - среди лиц с низким доходом (менее 1500 рублей на человека в месяц). Стоит отметить также, что уровень доходов пользователей сети выше, чем по выборке в целом.

Обобщая вышесказанное можно составить портрет сегодняшних петербургских пользователей: это чаще всего - молодые мужчины с незаконченным высшим образованием (учащиеся, студенты), или с высшим образованием, занимающие посты руководителей, управленческих работников, доходы которых расцениваются выше среднего уровня.

Интернет в жизни старшеклассников.

Категория "учащийся" в рамках описываемого исследования подразумевала возраст старше 18 лет. Но, как известно, Интернет получает все большее распространение и среди школьников. В связи с этим приводим некоторые результаты другого недавнего исследования АСИ, определяющие значение Интернета для 15-и и 17-и летних. 1

Учащихся старших классов просили оценить важность некоторых материальных благ для будущей жизни. Оценка производилась по пятибалльной шкале (5 -максимальная оценка, очень важно,1 - совершенно не важно).

Возможность выхода в сеть Интернет

7,2 7,0 15,8 23,7 46,3 0%

0 % 1 50% □ "1" П"2" □"3" □"4" □"5" 10

1 Исследование АСИ "Планы школьников в области образования и социальной карьеры". Проводилось в мае 2003 методом личного интервью. Всего было опрошено 500 учащихся 9-х и 11-х (выпускных) классов.

работники

Учащиеся, студенты 55,5

СРЕДНЕМЕСЯЧНЫЙ ДОХОД

Менее 1500 руб 5,0

От1500 до 3000 руб 7,3

От 3000 до 4500 руб 20,7

От 6000 до 7500 руб 34,2

От 7500 до 10000 руб 39,7

Свыше 10000 руб 50,0

Возможность выхода в Интернет была высоко оценена старшеклассниками - 70% отметили важность такой возможности в будущей жизни, причем наибольшая доля - 46,3% - дали максимальную оценку такой возможности.

По результатам того же исследования для 28,5% старшеклассников проведение свободного времени связано с компьютером, Интернетом.

Типология пользователей Интернета.

Интернет-аудитория - неоднородна по своей структуре. В связи с этим особый интерес представляет полученная в ходе исследования типология Интернет-аудитории.

Основанием для данной типологизации послужила частота обращения пользователей к ресурсам Интернета (вопрос "как часто Вы пользуетесь Интернетом?"). Было выделено три типа пользователей:

> Активные пользователи - те, кто пользуется Интернетом чаще 4-х раз в неделю.

> Умеренные - 1-3 раза в неделю.

> Пассивные - 1-2 раза в месяц и те, кто затруднился ответить на этот

Активные пользователи составляют наибольшую долю среди всех пользователей Интернета - 43% - четверо из десяти.

Анализ других характеристик полученных типов пользователей подтверждает справедливость такого разделения и закрепляет верность присвоенных исследователями статусов:

> Так, активные пользователи чаще других проводят в сети Интернет больше времени, чем другие типы - 3 и более часов в день. Они же являются и наиболее опытными - стаж пользователей более года, причем более чем 3-х летний опыт пользования присущ активному типу чаще, чем пользователям сети в целом.

> Умеренные пользуются Интернетом 1-2 часа в день. Опыт пользователей у этой категории чаще составляет 7-11 месяцев.

> Пассивные пользователи чаще всего пользуются Интернетом менее 1 часа в день, а их стаж пользователей чаще - от 3 месяцев до полугода.

вопрос.

□ Умеренные 33%

□ Активные 43%

Пассивные

24%

Как показало исследование, значение Интернета в жизни различных типов пользователей предопределяет и тематику наиболее посещаемых ими сайтов:

> Для активных пользователей Интернет это чаще всего работа, а также способ найти определенное программное обеспечение, что, очевидно, связано как с работой, учебой, так и с другими потребностями. И в связи с этим наиболее часто именно ими используются корпоративные и новостные сайты, поисковые системы, почтовые серверы, что представляется вполне закономерным.

> Для умеренного типа пользователей Интернет в основном является источником информации и предпочитаемые для них -образовательные сайты, содержащие научную информацию; немного чаще автомобили и развлечения.

> А вот четко выраженного приоритетного значения Интернета и тематики посещаемых сайтов для пассивного типа пользователей не наблюдается.

Значение Интернета для различных типов пользователей.

Способ достать 21,9 □ Активные

программное 16,9 □ Умеренные

обеспечение 6,1 □ Пассивные

26,4

Способ развлечения I 23

22,7

Источник

информации

Средство общения

Работа

0

29,3

25,1

17,4

21,3

20,5

Т

45,9

73,1

80,9

72,7

20

40

60

—і— 80

100

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Что касается места пользования Интернетом, то активные пользователи, чаще других типов прибегают к помощи Интернета по месту работы. Неудивительно -ведь Интернет для них это, прежде всего, работа. А пользователи, относящиеся к умеренному типу, чаще всего "погружаются в сети", находясь дома, и несколько чаще посещают Интернет-кафе.

Пассивные значительно чаще используют Интернет, находясь у друзей, знакомых и также как умеренные пользователи - в Интернет-кафе.

Интернет- магазины.

Несмотря на быстрое развитие и увеличение Интернет- аудитории Санкт-Петербурга, по частоте покупок в Интернет- магазинах петербургские пользователи (всех трех типов) пока отстают от жителей Европы. Так, по данным еще 2001 года 54% европейцев пользователей сети заявили, что им уже приходилось совершать покупки в Интернет- магазинах. А аналогичный показатель среди пользователей нашего города по данным исследования составляет много меньше - лишь 16%. Вероятно, здесь сказывается как неразработанность четкой и доступной схемы покупки для российских посетителей Интернет- магазинов, так и недоверие к надежности и оперативности данной услуги.

Вопрос: Скажите, пожалуйста, как часто Вы совершаете покупки в Интернет-магазинах?

И в заключение несколько слов о тех, кто сегодня не использует ресурсы Интернета.

Как показало исследование основной причиной не пользования Интернетом для большинства петербуржцев (59%) служит отсутствие компьютера. Примерно для трети - 32% - использование Интернета не является необходимостью по роду деятельности и именно этим обстоятельством они объясняют отсутствие Интернета в их жизни.

Вопрос: Скажите, пожалуйста, Вы не пользуетесь Интернетом, потому что... п=2437.

Нет компьютера Интернет не нужен по роду деятельности Ресурсы Интернета не интересны

Нет модема

Не могу оплачивать услуги провайдера Не знают, что такое Интернет

Другое

Затруднились ответить

58,7

____32,3

15,5

60

0

10

20

30

40

50

Основываясь на ответах респондентов, можно говорить о том, что большинство не пользуются Интернетом в силу материального положения (своего или своей семьи).

Краткое резюме:

• Подтвердилась тенденция стремительного роста числа пользователей, наблюдаемая на протяжении последних лет. Можно уверенно прогнозировать ее сохранение и в ближайшее время.

• Увеличение объема Интернет- аудитории зависит прежде всего от наличия компьютера или доступа к нему.

• Отличительные характеристики петербургской Интернет- аудитории остаются стабильными в течение последних лет : преимущественно это -молодые мужчины с а) высшим образованием, занимающие посты руководителей, управленческих работников; б) с незаконченным высшим образованием - студенты, учащиеся.

• Различия в интенсивности и частоте обращения к ресурсам Интернета позволяют выделить три типа пользователей - активный, умеренный и пассивный, - наибольшая доля среди которых приходится на активный тип.

• Тот факт, что по гендерному составу среди пользователей преобладают мужчины (что свойственно и мировой Интернет- аудитории в целом), открывает широкие возможности развития Интернета в ближайшие годы адресно, для женской аудитории. В связи с этим представляется

интересным и необходимым изучение интересов, предпочтений и мотиваций женской аудитории в этой области.

Такие гендерные исследования могут послужить и базой для совершенствования деятельности Интернет-магазинов, что наряду с улучшением сервиса приведет к увеличению числа сетевых покупателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.