Научная статья на тему 'Российские пользователи и непользователи: соотношение и основные особенности'

Российские пользователи и непользователи: соотношение и основные особенности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
759
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛЬЗОВАТЕЛИ / НЕПОЛЬЗОВАТЕЛИ / ИНТЕРНЕТ / ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИЯ / ИНТЕРНЕТ-АКТИВНОСТЬ / СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОФИЛЬ / USERS / NON-USERS / INTERNET / INTERNET COMMUNICATION / INTERNET ACTIVITY / SOCIAL PROFILE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Бродовская Е. В., Шумилова О. Е.

Статья посвящена анализу типичных характеристик Интернет-активности россиян, изучение которых потребовало решения следующих исследовательских задач: измерение интенсивности и продолжительности использования Интернета; определение иерархии приоритетных видов доступа в Интернет; составление социального портрета российских пользователей и непользователей; выявление причин отказа от Интернет-коммуникации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIAN USERS AND NON-USERS: CORRELATION AND BASIC FEATURES

The article is dedicated to the analysis of the typical features of the Internet activity of Russians. The study aimed at measuring the intensity and duration of the use of the Internet, making social portrait of the Russians users and non-users, revealing the reasons behind the refusal to use the internet communications.

Текст научной работы на тему «Российские пользователи и непользователи: соотношение и основные особенности»

ПРЕДСТАВЛЯЕМ ИССЛЕДОВАНИЕ: ИНТЕРНЕТ В РОССИИ

УДК 004.738.5(470+571):316

Е.В. Бродовская, О.Е. Шумилова РОССИЙСКИЕ ПОЛЬЗОВАТЕЛИ И НЕПОЛЬЗОВАТЕЛИ: СООТНОШЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ1

БРОДОВСКАЯ Елена Викторовна - Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова, заместитель директора Института политики, права и социального развития, заведующая кафедрой политологии, доктор политических наук. E-mail: [email protected]

ШУМИЛОВА Ольга Евгеньевна - Тульский государственный университет, заместитель декана гуманитарного факультета, доцент кафедры социологии и политологии, кандидат политических наук. E-mail: [email protected]

Аннотация: Статья посвящена анализу типичных характеристик Интернет-активности россиян, изучение которых потребовало решения следующих исследовательских задач: измерение интенсивности и продолжительности использования Интернета; определение иерархии приоритетных видов доступа в Интернет; составление социального портрета российских пользователей и непользователей; выявление причин отказа от Интернет-коммуникации.

Ключевые слова: пользователи, непользователи, Интернет, Интернет-коммуникация, Интернет-активность, социальный профиль.

Результаты измерения интенсивности использования Интернета выражаются в следующих данных: 66% опрошенных можно отнести к категории пользователей, среди них 46% ежедневно обращаются к Интернету, 16% делают это несколько раз в неделю, еще 4% -не менее 1 раза в полгода, около трети россиян (32%) не являются пользователями Интернета (рис. 1).

© Бродовская Е.В., Шумилова О.Е., 2013

1 Настоящее исследование реализовано на базе Института гуманитарных технологий в сфере социального компьютинга Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова в рамках Мирового Интернет-проекта ^^): http://worldinternetproject.net; проведение полевого этапа и обработка массива данных - ВЦИОМ; графическая интерпретация данных: О.Е. Шумилова; при реализации проекта использованы средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта Институтом общественного проектирования по итогам VI конкурса «Проблемы развития современного российского общества», проведенного в соответствии с распоряжением Президента РФ от 03.05.2012 № 216-рп.

5

|—| Практически ежедневно гп Несколько раз в неделю гп Несколько раз в месяц

Эпизодически, но

□ не менее 1 раза в пситода

□ Не пользуюсь |—| Затрудняюсь

ответить

Рисунок 1 - Интенсивность использование Интернета (Пользуетесь ли Вы Интернетом, если да, то как часто?, % от общего массива опрошенных)

43% респондентов пользуются Интернетом более 5 лет (30% опрошенных выбрали позицию от 5 до 7 лет, 13% - свыше 8 лет), 41% приобщились к Интернет-практикам не так давно (от 2 до 4 лет), и у 5% опыт Интернет-коммуникации составляет менее года (рис. 2).

□ менее 1 года

□ от 2 до 4 лет

□ от 5 до 7 лет

■ свыше 8 лет

гп затрудняюсь ответить

Рисунок 2 - Продолжительность использования Интернета (Сколько лет Вы лично пользуетесь Интернетом?, % от общего массива опрошенных)

Анализ зависимостей рассматриваемой переменной с уровнем образования респондентов показывает, что среди так называемых «старых пользователей», у которых стаж применения Интернета составляет более 8 лет, наиболее значительна доля людей с высшим

образованием. По мере увеличения возраста опрошенных сокращается число пользователей, для которых характерна существенная продолжительность практики применения Интернета (табл. 1).

Таблица 1 Продолжительность использование Интернета: распределение по образованию (Сколько лет Вы лично пользуетесь Интернетом? Ваше образование? Учитесь ли Вы в настоящий момент?, % по выделенным сегментам)

Менее 1 года От 2-х до 4-х лет От 5 до 7 лет З лет и более

Уровень образования

Неоконченное среднее 5,2 65,7 17,2 4,5

Среднее образование (школа) 7,5 53,1 24,8 8,0

Среднее специальное 6,0 38,0 32,0 11,4

Неоконченное высшее 0 31,5 50,0 14,8

Высшее

Статус в образовательном заведении

Да 3,9 52,8 27,4 9,4

Нет 5,6 35,9 30,4 14,8

Наиболее предпочтительным источником выхода в глобальную сеть для россиян является домашнее подключение: более 92% пользователей. При этом 53% респондентов используют дома фиксированный широкополосный (с использованием кабеля провайдера) доступ в Интернет, 23% - мобильный широкополосный (с использованием Интернета МТС, Билайн, Мегафон, Yota (Йота), еще 20% - коммутируемый (с использованием стационарного телефона) (рис. 3).

Рисунок 3 - Виды доступа в Интернет, используемые дома (Какой Вид доступа в Интернет Вы используете дома?, % от общего массива опрошенных)

Около трети респондентов проводят в Интернете, выходя в него из дома, более 18 ч в неделю, такая же по количеству доля респондентов - от 4 до 10 ч в неделю, не выходят в глобальную сеть из дома только 5% опрошенных. При этом 44% для выхода в Интернет предпочитают использование беспроводных мобильных устройств. Примерно по трети респондентов проводят с помощью них в Интернете до 3-х и от 4-х до 10 ч в неделю.

Рисунок 4 - Интенсивность использования беспроводных мобильных устройств (Какое количество часов в среднем в неделю Вы проводите в сети, используя беспроводные мобильные устройства?, % от общего массива опрошенных)

Около 70% опрошенных отметили, что не выходят в Интернет с рабочего места, более 80% - из учебного заведения (табл. 2).

Таблица 2 Интенсивность использования Интернета (распределение по местам подключения) Какое количество часов в среднем в неделю Вы проводите в Интернете..., % по месту подключения

Дома На работе В учебном

До 3-х часов 13,2 4,9 4,9

От 4-х до 10 часов 32,3 9,4 4,9

От 11 до 17 часов 14,3 2,7 1,0

Свыше 18 часов 31,1 8,7 0,6

Не выхожу в Интернет 4,5 67,3 81,0

Затрудняюсь ответить 4,6 7,0 7,6

Определяя основные социальные характеристики российских пользователей, необходимо подчеркнуть, что наиболее значимые зависимости были выявлены по таким основаниям, как:

- возраст респондента;

- уровень образования;

- семейное положение;

- тип поселения;

- тип федерального округа;

- уровень доходов.

Зависимость интенсивности использования Интернета от возраста респондентов фиксируется во многих исследованиях, наше тоже не стало исключением: чем ниже возраст опрошенных, тем сильнее они вовлечены в Интернет-коммуникацию (рис. 5). Максимальную Интернет-активность демонстрируют пользователи в возрасте от 14 до 23 лет (более 90%), минимальную - в возрасте старше 64 лет.

Рисунок 5 - Интернет-пользователи: распределение по возрасту (Пользуетесь ли Вы Интернетом?)

Не менее значимым оказался и фактор образования. Чем выше уровень образования респондентов, тем интенсивнее они вовлечены в Интернет-коммуникацию: число активных пользователей с высшим образованием на 20% превышает количество респондентов со средним специальным профессиональным образованием (57 и 36% соответственно) (рис. 6).

Незаконченное Среднее Среднее Незаконченное Высшее

среднее образование специальное высшее образование

образование образование образование

Рисунок 6 - Интернет-пользователи: распределение по уровню образования

(Пользуетесь ли Вы Интернетом?)

Можно также выделить дополнительные факторы: влияние актуальной ситуации получения образования и занятости на степень пользовательской активности. Среди учащихся доля активных пользователей в 2 раза больше, чем среди тех, кто не учится в данный момент (78 и 38% соответственно). С точки зрения занятости наиболее активными пользователями являются безработные (53%), домохозяйки (52%), занятые неполный рабочий день (51%). Активных пользователей среди россиян, занятых полный рабочий день - 46%.

Особенности интенсивности включенности различных групп россиян в Интернет-коммуникацию в определенной мере отражают дифференциацию в их доходах: чем больше доход, тем выше степень Интернет-активности: разница между семьями с относительно низкими и высоким доходами (менее 1000 и свыше 3000 долл. в месяц) составляет 11% (45 и 56% соответственно) (рис. 7).

50,0%

Рисунок 7 - Интернет-пользователи: распределение по уровню дохода (Пользуетесь ли Вы Интернетом?)

Еще один важный фактор, влияющий на пользовательскую активность российских граждан - семейное положение и состав семьи. У семейных респондентов уровень вовлеченности в Интернет-коммуникацию почти в 2 раза ниже (38%), чем у холостых мужчин или незамужних женщин (70%) (рис. 8); чем больше семья и выше детность, тем выше активность в глобальной сети.

Таким образом, помимо традиционных социально-демографических и экономических факторов, пользовательская активность россиян в неменьшей мере обусловлена институционализированными социальными связями в семье. В связи с этим мы предположили, что наличие в семьях детей в возрасте 14-18 лет и их Интернет-активность (ранее мы зафиксировали данную возрастную группу в числе самых активных пользователей) могут направлять и интересы родителей. Однако подтверждение данной гипотезы требует дополнительных исследований.

100,0% п

Холост (не Женат (замужем) Живем вместе, Разведен Вдовец (вдова)

замужем) но официально (разведена),

не состоим в живем порознь, браке но не разведена

(гражданский брак)

Рисунок 8 - Интернет-пользователи: распределение по семейному статусу (Пользуетесь ли Вы Интернетом?)

Наблюдается существенная зависимость между анализируемой переменной (интенсивность вовлеченности в Интернет-коммуникацию) и территориальной принадлежностью респондента. Наиболее высокий уровень Интернет-активности россиян зафиксирован в таких федеральных округах, как Сибирский (51%), Центральный (48%), Северо-Кавказский (47%), Уральский (47%) (рис. 9). Традиционно высокий уровень активности в глобальной сети проявляют жители столичных регионов (Москвы и Санкт-Петербурга) - 63% из них ежедневно пользуются Интернетом. Вместе с тем активными пользователями Интернета являются 37% жителей российских сел (напомним, что это всего на 8% меньше, чем в среднем по выборке).

Рисунок 9 - Интернет-пользователи: распределение по федеральным округам

(Пользуетесь ли Вы Интернетом?)

Социальный профиль непользователя в России включает следующие элементы. Во-первых, это жители наиболее отдаленных от центра страны федеральных округов: Дальневосточного (37%), Северо-Кавказского (39%), Южного (39%), сосредоточенные преимущественно либо в городах-миллионниках (37%), либо проживающие в селах (39%) (рис. 8). Тот факт, что в одних и тех же федеральных округах/типах поселений одновременно наблюдаются высокая пользовательская активность тех, кто применяет Интернет, и большое число непользователей, свидетельствует о том, что территориальная принадлежность респондентов имеет вторичное значение по отношению к другим факторам, обусловливающим интенсивность вовлечения россиян в Интернет-коммуникацию.

Во-вторых, среди категории непользователей наименьшую часть составляют молодые люди (6% в диапазоне от 14 до 18 лет и столько же в диапазоне от 19 до 23 лет), тогда как доля старших возрастных групп больше в 10 раз (63% в диапазоне от 54 до 63 лет). Максимальная доля непользователей приходится на пенсионеров старше 64 лет (86%) (рис. 5). В числе непользователей довольно мало россиян с высшим или неоконченным высшим образованием: только 19% обладателей высокого уровня образования не применяют Интернет (рис. 6).

В-третьих, одной из типичных черт непользователей является их принадлежность к социальной группе малообеспеченных (35%) (рис. 7), семей, состоящих из двух взрослых людей, у которых либо нет детей, либо их дети стали самостоятельными и живут отдельно от родителей (44%). Исходя из этого можно предположить, что отказ от Интернет-коммуникации в России в первую очередь определяется социально-экономическими причинами, к которым относится ограниченность материальных ресурсов, принадлежностью к старшей возрастной

группе, с трудом осваивающей новые технологии, особенностями структуры семьи. Влияние территориальных факторов в данном случае не так однозначно.

Для того чтобы проверить высказанное предположение, проанализируем причины отказа от пользования Интернетом, которые назвали сами опрошенные. На первое место (в среднем по выборке) россияне ставят позицию «Не использую Интернет, потому что мне это не интересно» (36%). Это преимущественно жители столичных городов (46%), в возрасте старше 54 лет (46%), с неоконченным высшим (более 60%) или неоконченным средним образованием (44%), пенсионеры (48%) или респонденты, работающие неполный рабочий день (37%) (табл. 3-5).

Таблица 3 Причины отказа от использования Интернета: распределение по типу поселения (Почему Вы не пользуетесь Интернетом?, % по выделенным сегментам)

Не интересно/мне это не нужно Не умею, нет необходимых знаний и навыков Нет компьютера/нет доступа в Интернет Дорого, не хватает средств 5 X е г е а ю І0 Н

Федеральные округа

Центральный 42,9 22,3 19,6 5,4 3,6

Северо-Западный 39,1 30,4 17,4 0 4,3

Южный 38,8 18,4 26,5 10,2 6,1

Северо-Кавказский 42,5 30,0 15,0 7,5

Приволжский 34,6 23,3 23,3 8,3

Уральский 16,7 20,4 57,4 0

Сибирский 38,6 24,6 28,1 1,8

Дальневосточный 22,2 51,9 0 22,2

Тип населенного пункта

Москва и Санкт-Петербург 45,9 29,7 8,1 2,7 10,8

Города-миллионники 34,4 23,0 26,2 0 9,8

500-950 тыс. 32,4 18,9 35,1 2,7 0

100-500 тыс 41,3 23,9 19,6 1,1 4,3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

50-100 тыс. 33,3 38,9 19,4 8,3 0

До 50 тыс. 33,3 21,8 29,9 8,0 3,4

Село 33,3 25,6 26,2 11,3 1,2

На втором месте среди причин отказа от применения Интернет находится позиция «Не умею, нет необходимых знаний и навыков» (25% в среднем по выборке). Данную позицию чаще всего выбирают респонденты, проживающие в Дальневосточном ФО (более 50%), в небольших городах с численностью населения 50-100 тыс. человек (39%), старше 64 лет (33%), пенсионеры (32%) или респонденты, работающие неполный рабочий день (30%), с общим доходом семьи за месяц менее 1000 долл. (25%), состоящие в браке (26%), в семье,

состоящей из двух или трех взрослых людей старше 44 лет (25%), живущие без/отдельно от детей (25%).

Таблица 4 Причины отказа от использования Интернета: распределение по социальнодемографическим характеристикам (Почему Вы не пользуетесь Интернетом?, % по выделенным сегментам)

ф І ф X г > X ё р 1 г Л 1 Не умею, нет необходимых знаний и навыков Нет компьютера/нет доступа в Интернет Дорого, не хватает средств Нет времени

Возраст

14-18 лет 0 7,7 69,2 23,1 0

19-23 года 28,6 0 57,1 14,3 0

23-43 года 13,5 10,8 51,4 8,1 5,4

44-53 года 28,1 26,6 23,4 7,8 10,9

54-63 года 28,8 24,6 27,1 10,2 5,9

64 года и старше 45,9 24,8 17,8 3,8 1,9

Уровень образования

Неоконченное среднее 44,4 19,0 25,4 7,9 0

Среднее образование (школа или ПТУ) 33,6 28,0 24,5 7,0 3,5

Среднее специальное образование (техникум) 34,1 23,5 24,9 5,1 4,6

Неоконченное высшее 61,5 30,8 7,7 0 0

Высшее 32,9 28,0 25,6 7,3 4,9

Наличие статуса учащегося

Да 5,9 17,6 58,8 17,6 0

Нет 36,9 25,5 23,1 5,8 3,8

Трудовой статус

Да, неполный рабочий день 36,7 30,0 20,0 3,3 3,3

Да, полный рабочий день 29,6 21,5 30,0 8,2 6,4

Домохозяйка/домохозяин 10,0 25,0 30,0 15,0 10,0

Безработный 23,1 0 38,5 23,1 7,7

Пенсионер (неработающий) 47,6 31,7 14,9 1,4 0

Уровень дохода

Менее 1000 долл. 35,7 24,4 25,0 6,8 3,2

От 1001 до 2000 долл. 35,9 33,3 23,1 0 5,1

От 2001 до 3000 долл. 12,5 37,5 12,5 0 25,0

Свыше 3001 долл. 100 0 0 0 0

Третье место в иерархии причин отказа россиян от Интернет-коммуникации занимает позиция: «Нет компьютера/нет доступа в Интернет» (25%). Среди отметивших эту позицию -респонденты, проживающие в Уральском ФО (более 50%), преимущественно в поселках

городского типа с численностью населения до 50 тыс. человек (30%) и в сельской местности (26%), представители молодежной возрастной группе в возрасте от 14 до 33 лет (более 50%), имеющие статус учащегося (около 60%), безработного, домохозяйки, респонденты, работающие полный рабочий день (в диапазоне от 30 до 38%), с общим доходом семьи за месяц менее 1000 долл. (25%), без семьи или состоящие в гражданском браке (более 45%), проживающие с родителями.

Таблица 5 Причины отказа от использования Интернета: распределение по типу семьи (Почему Вы не пользуетесь Интернетом?, % по выделенным сегментам)

Не интересно/мне это не нужно Не умею, нет необходимых знаний и навыков Нет компьютера/нет доступа в Интернет Дорого, не хватает средств Нет времени

Семейный статус

Холост (не замужем) 16,1 10,7 46,4 23,2 1,8

Женат (замужем) 35,0 26,3 23,2 4,6 5,3

Живем вместе, но официально не состоим в браке (гражданский брак) 23,8 19,0 47,6 4,8 0

Разведен (разведена), живем порознь, но не разведены 38,2 29,4 23,5 2,9 2,9

Вдовец (вдова) 53,1 30,9 8,6 2,5 0

Число членов семьи старше 18 лет

1 35,9 25,1 26,3 6,6 1,8

2 38,5 25,4 23,9 4,4 3,9

3 3,3 26,7 23,8 5,7 4,8

4 и более 26,8 19,5 22,0 14,6 7,3

Число членов семьи моложе 18 лет

0 38,9 24,9 22,8 5,3 2,6

1 28,9 24,4 31,1 8,9 3,3

2 17,1 28,6 31,4 5,7 14,3

3 45,5 18,2 18,2 9,1 9,1

4 25,0 50,0 0 25,0 0

На четвертом месте рассматриваемой иерархии располагается позиция «Дорого, не хватает средств» (6%). Данного мнения придерживаются опрошенные, проживающие в Дальневосточном (22%) и Южном (10%) федеральных округах, в маленьких городах или на селе (в диапазоне от 8 до 11%), в возрасте от 44 до 53 лет (10%), с неоконченным средним, средним или средним специальным профессиональным образованием, работающие полный рабочий день (8%), домохозяйки (15%) и безработные (23%), с общим доходом семьи за месяц менее 1000 долл. (7%), не имеющие семьи (23%), а также многодетные. Пятая среди указанных причин отказа от использования Интернета - отсутствие времени - не будет

16

анализироваться, так как число выбравших ее респондентов (4%) предельно близко к величине статистической погрешности.

Подведем итоги.

Во-первых, доля пользователей Интернета в современной России в 2 раза превышает число тех, кто не применяет Интернет-коммуникацию. При этом наблюдается интенсивное расширение аудитории глобальной сети, так как почти половина активных пользователей включилась в Интернет-коммуникацию за последние 2-4 года. Вместе с тем в России существует определенная асимметрия (неравномерность) распространения Интернета, в первую очередь связанная с территориальными и социально-экономическими факторами. Значительное число непользователей прежде всего приходится на периферийные (отдаленные от центра России, локализованные преимущественно на Дальнем Востоке и в южных регионах) округа, социально-экономический уровень развития которых несколько ниже, чем в среднем по стране.

Во-вторых, мы пришли к выводу, что в рассматриваемой ситуации фактически не работают традиционные факторы, такие как, например, гендерная принадлежность. Своего рода маркерами, обусловливающими вхождение респондентов в группу пользователей/непользователей, в первую очередь являются возраст, уровень дохода, тип поселения, наличие образования и семьи, структура семьи.

В-третьих, наиболее активными пользователями в современной России являются представители молодого поколения, находящиеся в актуальной ситуации получения образования (ядро составляют россияне в возрасте 14-23 года), со средним и высоким уровнем доходов, проживающие в столичных регионах и крупных городах страны. Интернет-активность представителей среднего и старшего возраста, как правило, связана также, помимо уровня образования и дохода, со степенью занятости, наличием семьи и детей в семье. При этом мы зафиксировали несколько комплексных зависимостей по ряду переменных (т.е. зависимость работает при сочетании условий/факторов): например, возраст, территориальная принадлежность, тип поселения, актуальная ситуация получения образования (именно в таком сочетании данные факторы оказывают влияние на пользовательскую активность молодежи).

В-четвертых, треть россиян не применяют Интернет. Принадлежность к группе непользователей определяется демографическими (возрастной состав, структура семьи), социально-экономическими (уровень доходов, занятость), компетентностными (наличие знаний и навыков) причинами. Портрет непользователя в России выглядит следующим образом: преимущественно мужчины и женщины старше 64 лет, пенсионеры или респонденты с ограниченной занятостью, малообеспеченные, структура семей которых состоит, как правило, из двух взрослых людей. Таким образом, типичный непользователь в России - это человек с лимитированными социальными и экономическими ресурсами.

В-пятых, российских непользователей можно дифференцировать на несколько подгрупп в силу диверсификации причин, которые они назвали в качестве барьеров для включения в Интернет-коммуникацию. Первый тип (условно-некомпетентные) - это респонденты, которые объясняют свой отказ от коммуникации в глобальной сети отсутствием необходимых для этого знаний и навыков. Тем не менее им присущи все черты типичного непользователя в России.

17

Следовательно, субъективно некомпетентные на самом деле испытывают дефицит социальноэкономических ресурсов. Кроме того, определенную роль играет и бездетность семей (или автономия детей) у респондентов рассматриваемой группы: такой состав семьи ограничивает возможности для обучения старшего поколения навыкам Интернет-коммуникации.

В-шестых, второй тип (условно-необеспеченные) можно разделить на два подтипа: с относительным и существенным дефицитом ресурсов. Респонденты первой подгруппы - это преимущественно молодые люди, проживающие в малых городах и сельской местности, из малообеспеченных семей, совместно с родителями. Очевидно, что на данный момент респонденты этой подгруппы не могут приобрести компьютер. Респонденты второй подгруппы

- это преимущественно представители среднего возраста (44-53 года), проживающие в малых городах или сельской местности, с низким уровнем образования, занятости и дохода, либо не имеющие семьи, либо из многодетных семей. Сравнение позиций выделенных подгрупп респондентов, относящихся к группе необеспеченных непользователей, позволяет сделать вывод о том, что дефицит ресурсов в этих двух случаях имеет разную природу: первая подгруппа - это ситуативно-бедные непользователи; вторая подгруппа - так называемые традиционные бедные. Исходя из этого можно предположить, что на современном этапе, фактор вовлеченности в Интернет-коммуникацию не только отражает процессы социальной эксклюзии (социального исключения), но, вероятно, и усиливает их.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.