Научная статья на тему 'Интенсивность вовлеченности россиян в интернет-коммуникацию'

Интенсивность вовлеченности россиян в интернет-коммуникацию Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
832
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИЯ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / РУНЕТ / ПОРТРЕТ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ В РУНЕТЕ / ДОСУГ / КОММЕРЦИЯ И ОБРАЗОВАНИЕ В РУНЕТЕ / INTERNET COMMUNICATION / SOCIAL NETWORKS / RUNET / PORTRAIT OF THE RUSSIAN INTERNET USER / LEISURE / COMMERCE AND EDUCATION IN RUNET

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Бубнов А. Ю., Дмитриева О. В., Шаповалов В. Л.

В статье рассматриваются ключевые особенности российского сегмента Всемирной сети как средства досуга, коммерции и образования. Подтверждается общая тенденция на вхождение Рунета в фазу насыщения. Отмечается изменение гендерного баланса и анализируется гендерная специфика досуговой деятельности. Анализируются типичные интернет-роли геймеров, шопперов, меломанов, блоггеров, ресечеров. Выявляется связь между потреблением контента, ростом социальных сетей и сменой каналов коммуникации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTENSITY OF RUSSIAN INVOLVEMENT IN THE INTERNET COMMUNICATION

The article considers the key aspects of the Russian segment of the World Wide Web as means of leisure, commerce and education. The authors prove that the Russian Internet has entered the saturation phase. The article describes changes in the gender balance and examines the gender specifics of the leisure activity. The typical internet roles of “gamers”, “shoppers”, “music lovers”, “bloggers” and “researchers” are discussed. The connection between content consumers, growth of social media and changes in communication channels is considered by the authors.

Текст научной работы на тему «Интенсивность вовлеченности россиян в интернет-коммуникацию»

ПРЕДСТАВЛЯЕМ ИССЛЕДОВАНИЕ: ИНТЕРНЕТ В РОССИИ

УДК 004.738.5(470+571):316

А.Ю. Бубнов, О.В. Дмитриева, В.Л. Шаповалов ИНТЕНСИВНОСТЬ ВОВЛЕЧЕННОСТИ РОССИЯН В ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИЮ

БУБНОВ Александр Юрьевич - Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова, старший научный сотрудник Института гуманитарных технологий в сфере социального компьютинга, кандидат философских наук. E-mail: alexandr-bubnov@mail.ru ДМИТРИЕВА Оксана Владимировна - Московский государственный гуманитарный

университет им. М.А. Шолохова, директор Института гуманитарных технологий в сфере социального компьютинга. E-mail: dmitrieva.oksana@gmail.com

ШАПОВАЛОВ Владимир Леонидович - Московский государственный гуманитарный

университет им. М.А. Шолохова, директор Института политики, права и социального развития, кандидат исторических наук, доцент. E-mail: vladshapovalov@mail.ru

Аннотация: В статье рассматриваются ключевые особенности российского сегмента Всемирной сети как средства досуга, коммерции и образования. Подтверждается общая тенденция на вхождение Рунета в фазу насыщения. Отмечается изменение гендерного баланса и анализируется гендерная специфика досуговой деятельности. Анализируются типичные интернет-роли геймеров, шопперов, меломанов, блоггеров, ресечеров. Выявляется связь между потреблением контента, ростом социальных сетей и сменой каналов коммуникации.

Ключевые слова: Интернет-коммуникация, социальные сети, Рунет, портрет пользователя в Рунете, досуг, коммерция и образование в Рунете.

Настоящее исследование реализовано на базе Института гуманитарных технологий в сфере социального компьютинга Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова в рамках Мирового Интернет-проекта ^^): http://worldinternetproject.net; проведение полевого этапа и обработка массива данных - ВЦИОМ; графическая интерпретация данных: канд. полит. н., доц. О.Е. Шумилова; при реализации проекта использованы средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта Институтом общественного проектирования по итогам VI конкурса «Проблемы развития современного российского общества», проведенного в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 03.05.2012 № 216-рп.

Сфера досуга в Интернете традиционно начинается с использования его как СМИ. Почти 75% пользователей предпочитают заниматься чтением и поиском новостей (табл. 1). Наиболее выражен интерес к новостям в средней возрастной категории 24-53 года и среди

© Бубнов А.Ю., Дмитриева О.В., Шаповалов В.Л., 2013

19

людей с высшим и средним специальным образованием. Эта тенденция продолжает сохраняться уже длительное время. В перспективе она ведет к взаимопроникновению и даже слиянию на единой технической платформе Интернета и лидера традиционных онлайновых СМИ - телевидения. В настоящее время соотношение «партии телевизора» и «партии Интернета» составляет 71 и 48% соответственно.

Получение информации через блогосферу подразумевает чтение текстов, обсуждение проблем и вовлеченность в интеракцию (последнее особенно касается микроблогов), поэтому количество читающих блоги существенно ниже количества пользователей новостных ресурсов. По данным нашего исследования, лишь 9% частых пользователей (раз в день и более) и 21% периодических (табл. 1). Ядро активной части блогосферы составляют собственно блоггеры, т.е. те, кто обновляет свой блог хотя бы раз в день. Их насчитывается 6% из 22% обновляющих в принципе (табл. 2). 48% пользователей Рунета втянуты в сетевую интеракцию через комментарийную активность. За вычетом комментирующих на форумах и других дискуссионных площадках, которых насчитывается 27%, остальные, очевидно, приходятся на блогосферу и социальные сети. 16% комментируют раз в день и чаще.

Еще один важный аспект, отражающий частоту и качество использования Интернета, -интенсивность веб-серфинга. Веб-серфинг выражает специфику онлайн-культуры и систематического поиска информации через Интернет. 45% пользователей Рунета так или иначе используют веб-серфинг, что говорит о формировании субкультуры Интернет-поведения, когда Интернет является не просто инструментальным средством, а становится образом жизни (табл. 1). Веб-серферы примерно поровну распределены между основными образовательными и возрастными группами.

Информационные сегменты Интернета, традиционно популярные среди пользователей сети, представлены, в частности, поиском работы и информации о здоровье. Так, работу в сети ищут 42% пользователей с явным преобладанием лиц активного возраста 23-43 года. 65% пользователей ищут в Интернете информацию о здоровье (табл. 1). Активность этого поиска вполне естественно совпадает с возрастом. Пользователи до 34 лет интересуются здоровьем меньше. Среди активных пользователей преобладают женщины.

Новые виды досуга в Интернете представлены поиском информации о путешествиях, что отражает популярность культуры туризма среди жителей России. Более половины респондентов готовится к путешествиям посредством сети. Степень этого интереса связана с образованием (высшее и среднее специальное) и активным возрастом (23-34), что указывает на целевую группу - молодежный сегмент среднего класса, а также на изменение качества предложения. Именно прозрачность информации об услугах в сфере туристического бизнеса в России стала своего рода локомотивом его развития.

Интернет пришел в массы благодаря своей развлекательной специфике и поныне остается крупнейшей фабрикой развлечений. 73% респондентов ищут в Интернете юмористическую информацию. Это косвенно указывает на известный факт: в целом иронический характер дискурса блогосферы и сообществ Рунета, склонность российских пользователей к высмеиванию и самовысмеиванию. Использование Интернет-игр характерно для 60% пользователей (рис. 1).

Таблица 1 - Классификация интенсивности Интернет-поведения россиян (Как часто в Интернете Вы...?, % от всех пользователей Интернета)

Никогда Реже 1 раза в месяц 1 раз в месяц 1 раз в неделю 1 раз в день Несколько раз в день

Читаете/ищите новости 11,18 8,60 8,23 27, 91 30,96 12, 20

Ищите информацию, связанную с путешествиями 43,81 24,03 13,59 9,06 4,34 2,95

Занимаетесь поиском работы 64,88 15,16 7,76 4,99 2,87 1,38

Читаете блоги 41,40 15.43 14,79 16,54 7,76 2,69

Читаете/ищите шутки, юмористический контент 27,63 13,49 16,17 23,29 12,94 5,64

Ищите информацию, связанную со здоровьем 31,42 19,59 20,43 17,38 6,75 3,69

Играете в игры 36,78 10,35 11,28 17,28 17,10 6,56

Слу ш а ете/с качива ете музыку 19,41 10,54 15,90 25,05 19,96 8,50

Смотрите/скачиваете видео 20,61 11,37 15,25 27,73 17,74 6,28

Слушаете радио онлайн 66,17 11,74 7,21 6,38 5,45 1,39

Блуждаете, нажимая разные ссылки и переходя с сайта на сайт (вебсерфинг) 51,94 11,37 9,98 14,42 8,32 2,31

Ищите информацию/отзывы о продуктах/услугах 39,00 13,40 20,15 16,27 6,56 3,33

Ищите определение термина/понятия 31,33 14,33 18,85 20,06 9,98 4,62

Ищите/проверяете информацию о конкретном факте (историческом, например) 30,31 17,47 20,98 19,04 7,95 3,05

Ищите информацию, связанную с образованием (расписание занятий, курсы и т.п.) 56,55 12,38 9,98 9,98 7,12 2,42

Посещаете социальные сети или сайты с видеоконтентом (например, youtube, rutube) 31,98 7,67 10,44 17,47 18,02 11,28

Игромания, к которой можно отнести частоту использования игровых сервисов раз в день и чаще, затрагивает 24% опрошенных. При этом вполне понятно, что большая часть игроманов приходится на возрастную группу 14-18 лет. Однако Интернет-игры, среди которых доминируют онлайновые массовые многопользовательские сервисы (ММО), проникают гораздо дальше подросткового возраста, сохраняя влияние до возрастной категории 43 года (особенно активно до 34 лет). Можно говорить о том, что игровой досуг популярен и в средней возрастной группе. Об этом, в частности, свидетельствует опыт крупнейшей в России ММО

21

игры World of Tanks, число участников которой уже достигает 40 млн человек. Женщины в целом играют реже, но разница среди активных пользователей выражена не слишком явно.

□ никогда

□ Реже, чем 1 раз в месяц

□ 1 раз в месяц ■ 1 раз в неделю

1 раз в день О Несколько раз в день

□ Затрудняюсь ответить

Рисунок 1 - Интенсивность участия в играх в Интернете (Как часто в Интернете Вы играете в игры?, % от общего массива опрошенных)

Существует также группа достаточно узких, ограниченных способов досуга. Это ставки и азартные игры, чуждые для 87% пользователей и концентрирующиеся в основном в группе 24-43 года. Религиозные сайты никогда не просматривают 82% респондентов. Специфическую нишу занимают сайты с сексуальной тематикой, посещаемые 20% респондентов.

Отдельно следует рассматривать использование Интернета в экономических целях. Здесь лидируют поиск информации об услугах и продуктах, чтение отзывов о тех или иных товарах, к чему склонны 58% респондентов (рис. 2). Портрет человека, преимущественно выбирающего товар или услугу через Интернет, характерен для ядра активных пользователей сети: это молодой человек с высшим и средним специальным образованием в возрасте 2433 года. Покупки онлайн совершают только 23% респондентов (рис. 3), что может объясняться большей надежностью оффлайн-шопинга и консерватизмом потребителя. Однако в абсолютных цифрах, как показывают последние исследования, вклад онлайн-ритейла в экономику Рунета достаточно весом (309,4 млрд рублей) и имеет тенденцию к росту [5].

Рисунок 2 - Интенсивность поиска информации/о продуктах/услугах (Как часто в Интернете Вы ищите информацию/отзывы о продуктах/услугах?, % от общего массива

опрошенных)

Рисунок 3 - Интенсивность совершения покупок в Интернете (Как часто в Интернете Вы совершаете покупки онлайн?, % от общего массива опрошенных)

12% респондентов используют онлайн-бронь услуг, а 21% оплачивают через Интернет счета. Это все те же активные пользователи сети с высшим образованием в возрасте 24-33 года. При этом электронные платежи вносят второй по весомости вклад в экономику Рунета

(166 млрд рублей). Несколько шире возрастной диапазон пользователей Интернет-банкинга, 17% респондентов в возрасте 24-43 года. Инвестиции в акции через Интернет -специфический вид экономической деятельности, используемый менее 10% респондентов.

Заслуживает внимания использование Интернета как образовательного пространства (в самом широком смысле). Сначала следует сказать о тех возможностях Интернета, которые можно отнести к самообразованию. Большинство респондентов (более 60%) используют сеть для поиска определения терминов и понятий; 15% прибегают к этой возможности один раз в день и чаще. Это возрастные категории, которые связаны с потребностью в самообразовании: 14-18 лет и 24-33 года. В этом сегменте преобладают женщины, более активные в самообразовании посредством Интернета. Информацию о конкретном факте или событии ищут более 60% пользователей, а 9% наиболее активных пользователей имеют неоконченное среднее и высшее образование. Информация об образовании (расписания, курсы) интересует уже более узкий и конкретный сегмент - группы старшеклассников и людей, получающих второе высшее образование: 9% активных пользователей приходятся на возраст 14-18 лет и 24-33 года. Использование дистанционного обучения характерно примерно для 15% респондентов в выявленной целевой нише обучающихся посредством Интернета. Имеются в виду возрастные группы 14-18 лет и 24-33 года. Эта цифра позволяет представить объем рынка образовательных услуг.

Если отсортировать использование Интернета по характеру контента, то доминировать будет прослушивание и скачивание музыки. Этот сервис используют 80% пользователей, из них активные (раз в день и чаще) - 28% (рис. 4). Это наиболее популярный и классический досуговый сервис сети, стремительно развившийся в последние годы вместе с ростом социальных сетей (в частности, музыкальный сервис сети Вконтакте). Пользователи музыкального контента Интернета сосредоточены в возрастной группе 14-18 лет и 23-34 года, что в целом совпадает с преобладающим возрастом пользователей социальных сетей.

Никогда

□ Реже, чем 1 раз в месяц С1 раз в месяц ■ 1 раз в неделю

1 раз в день П Несколько раз в день

□ Затрудняюсь ответить

Рисунок 7 - Интенсивность прослушивания/скачивания музыки в Интернете (Как часто в Интернете Вы слушаете/скачиваете музыку?, в % от общего массива опрошенных)

Похожая ситуация наблюдается и в сегменте видеоконтента, который интересует 76% пользователей (24% активных) с аналогичным возрастным распределением. Анализ дополнительной переменной усиливает связь потребления видеоконтента и социальных сетей. Социальные сети и сайты с видеоконтентом посещают более 60% пользователей, из них 30% очень активно. Рост потребления видео в Рунете привел к переформатированию традиционных способов подачи информации под видеоформат: росту значения

видеорекламы, вирусных и образовательных роликов, появлению и росту Интернет-телевидения. Поведение в социальных сетях преимущественно характеризуют переменные, связанные с обновлением контента. Так, 69% пользователей обновляет фото и картинки (27% делает это раз в день и чаще). 52% выкладывают аудио и видео в сети, из них 25% делают это активно. 27% еженедельно обновляют статус в соцсетях. 24-30% - в этих пределах, как можно предположить, измеряется ядро активных пользователей социальных сетей.

В связи с социальными сетями стоит вспомнить и о других способах передачи информации в Интернете, исторически им предшествовавших. 47% респондентов используют электронную почту (раз в день и чаще). Поскольку это преимущественно возрастная группа 14-18 и 24-33 года (электронная почта по сути рабочий инструмент молодых), можно сказать, что прогнозы о смерти электронной почты из-за социальных сетей были преждевременны. Письма с файлами хотя бы раз в неделю посылают 40% пользователей, а вот на других сервисах доминирование социальных сетей отразилась существеннее. Сервисами мгновенных сообщений и чатами, некогда очень популярными, пользуются (с низкой интенсивностью) 34 и 21% опрошенных.

Таблица 2 Интенсивность использования россиянами различных форм Интернет-коммуникации (Как часто Вы...?, % от всех пользователей Интернета)

Никогда Реже 1 раза в месяц 1 раз в месяц 1 раз в неделю 1 раз в день Несколько раз в день

Проверяете электронную почту 21,07 5,08 6,75 18,39 30,31 16,27

Используете систему мгновенного обмена сообщениями (Skype, ICQ, QIP, mail-агент и т.п.) 28,00 7,95 9,70 17,01 20,33 13,96

Общаетесь в чатах 45,47 8,69 6,84 14,14 13,77 7,30

Отправляете письма с прикрепленными файлами 35,30 8,69 12,66 18,48 12,66 8,04

Осуществляете или принимаете телефонные звонки через Интернет (Skype и т.п.) 41,77 10,26 11,37 16,73 11,18 5,64

Ведете свой блог 74,03 5,91 5,36 5,08 3,42 2,69

Публикуете свои фотографии или картинки в Интернете 27,73 17,84 24,77 16,17 7,21 3,78

Загружаете в Интернет аудиовидеофайлы 44,55 12,20 15,06 14,88 7,58 3,05

Размещаете свои сообщения или комментарии на дискуссионных форумах/площадках 45,10 11,92 12,57 14,88 8,13 4,34

Обновляете свой статус в социальной сети 33,09 20,43 17,47 15,80 7,30 3,23

Комменти руете бло ги/сообщения/фотографии других людей 33,64 4,33 12,20 21,72 9,61 6,19

По итогам исследования можно сделать следующие выводы. Во-первых, использование Интернета как пространства и сервиса досуговой деятельности в целом отражает общие тенденции развития Рунета. Портрет активного пользователя Интернет-сервисов, представленный в исследовании, соответствует общей тенденции по вхождению российского сегмента всемирной сети в фазу насыщения [2, 3, 5]. Наряду с сохранением ядра активных пользователей с высшим образованием в возрасте 14-33 года, проживающих в крупных городах, нарастает процесс вовлечения в Интернет-коммуникацию ранее незатронутых групп: лиц старшего возраста, пенсионеров, жителей малых городов и деревень, людей без высшего образования. Анализ данных показывает, что такие общераспространенные виды досуга, как просмотр новостей, чтение блогов, поиск информации о путешествиях и здоровье существенно увеличивают присутствие в сети возрастных групп 43-53 и 54-63 года.

Во-вторых, обращает на себя внимание тенденция преобладания женщин в сети. Так, к 2012 г. традиционное мужское доминирование в Интернете уступило место женской (48 и 52% соответственно). Женщины, очевидно, являются более активными пользователями досугового сегмента сети по многим показателям (в первую очередь здоровье, самообразование, поиск информации о товарах и услугах).

В-третьих, согласно исследованию ВШЭ и Российской ассоциации электронных коммуникаций, экономика Рунета находится на подъеме и демонстрирует неплохие показатели в абсолютных цифрах: она составляет уже 4,5% ВВП России и около 11% Интернет-экономики США. Из сопоставления этих данных с интенсивностью использования коммерческих сервисов сети становится ясно, что процесс роста экономики Рунета находится далеко от фазы насыщения.

В-четвертых, сегментация пользователей по типичному потреблению информации, представленная в исследовании, коррелирует с проведенными ранее измерениями. Принято выделять типичные роли шопперов (14% пользователей), блоггеров (15%), меломанов (17%) и геймеров (14%) [4]. Наше исследование показывает, что эти роли преобладают в досуговом секторе Рунета, характеризуя Интернет-поведение значительной части пользователей сети. Согласно анализу переменных, среди респондентов насчитывается 24% активных (1 раз в день и чаще) геймеров из 60% играющих, 14% активных (1 раз в месяц и чаще) шопперов из 58% интересующихся товарами и услугами, 9% активных (несколько раз в день) потребителей музыки (меломанов) из 80% слушающих музыку в сети. К этим типичным ролям следует добавить также ищущих информацию о понятиях и фактах в сфере самообразования -условно, ресечерах, которых насчитывается 15% (активных, 1 раз в день и чаще) из 60%.

В-пятых, российские пользователи очень активно потребляют аудио- и видеоконтент (в районе 80% пользователей). Особенности распространения контента в Рунете во многом связаны с опережающим ростом социальных сетей. Так, по данным Международного союза

26

электросвязи, Россия находится на пятом месте в мире по вовлеченности пользователей в социальные сети (65% пользователей) [6]. Интегральные сервисы на базе социальных сетей позволяют одновременно удовлетворить потребности в общении, самовыражении, поиске и потреблении разнообразной информации, в первую очередь аудиовизуальной.

Литература

1. Аудитория Интернета //TNS : [веб-сайт]. 2012. URL: www.tns-global.ru.

2. Аудитория Интернета в России и ее регионах //ФОМ ИНТЕРНЕТ : [веб-сайт]. 2012 URL: http://runet.fom.ru.

3. Интернет сегодня //ВЦИОМ : [веб-сайт]. 2012. URL: www.wciom.ru.

4. Онлайн-люди. Кто они : от демогр. портрета к поведенческому //Отдел Интернет-исследований MASMI : [веб-сайт]. URL: www.onlinemonitor.ru.

5. Экономика Рунета : первые данные //ROCID : [веб-сайт]. URL:

www.rocid.ru/research2012.

6. The state of broadband 2012: achieving digital inclusion for all : a report by the Broadband Commission, september 2012 //Broadband Commission for Digital Development : [веб-сайт]. URL: www.broadbandcommission.org/Documents/bb-annualreport2012.pdf.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.