УДК 316
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ И СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИИ В РОССИИ (2012 и 2014 гг.)
Е.В. Бродовская, И.С. Иванов
Представлены результаты сопоставительного анализа тенденций Интернет-коммункации в России по результатам массового опроса в 2012 и 2014 гг. Отражена динамика интенсивности Интернет-поведения, технологических и содержательных характеристик стратегии Интернет-поведения россиян. Выявлено снижение интенсивности информационного поиска в глобальной сети по ряду типов Интернет-контента; получены данные о прагматизации стратегии Интернет-поведения граждан России; обоснованы выводы об отсутствии чсленных изменений поьзоватеьской аудитории и происходящий структурных изменениях в среде российских Интернет-пользователей.
Ключевые слова: Интернет-коммуникация, поведение в Интернете, Интернет-контент, киберсоциализация, анализ динамики поведения пользователей в глобальной сети, кластерный анализ.
Исследование финансировалось Министерством образования и науки Российской Федерации в рамках реализации государственного задания "Выявление закономерностей взаимосвязи развития политических систем и Интернет-коммуникации» на 2014-2016 г г. Код государственного задания 2816.
Начавший свое развитие в России в конце 1990-х годов Интернет сегодня служит влиятельным фактором развития различных сфер общественной жизни. Необходимым представляется измерение Интернет-активности россиян, анализ характеристик их Интернет-поведения.
Интерес к этому предметному полю постепенно растет в отечественном сегменте эмпирических исследований. Теоретико-методологической основой этих исследований традиционно служат труды зарубежных ученых, уже ставших классиками Интернет-исследований [1-14].
Методологической основой исследования служит методология World Internet Project (WIP, «Мировой Интернет Проект») - международной исследовательской организации, объединяющей ученых из 50 стран, по единой методике осуществляющих массовые опросы, фиксирующие изменения в динамике, содержании и структуре Интернет-коммуникации [World Internet Project. URL: http://www.worldinternetproject.net/ (дата обращения: 12.11.2014)). Базой проведения исследования WIP в России (2012 - по н.в.) является Институт гуманитарных технологий в сфере социального компьютинга (Institute for High-Hume Technologies in Social Computing). Московского государственного гуманитарного университета им. М. А. Шолохова. В 2012 г. и 2014 г. коллектив Института осуществил замеры тенденций Интернет-коммуникации в России. В массовых опросах в 2012 и 2014 гг. использовалась многоступенчатая стратифицированная выборка, репрезентирующая население РФ по полу, возрасту, образованию, типу населенного пункта. Всего было опрошено 3630 респондентов (1600 респондентов в 2012 г. и 2030 респондентов в 2014 г.). Ошибка выборки оценивается в 4 %. Единицами отбора первой ступени являлись субъекты РФ. Отбор регионов осуществлялся на основе
80
вычисления их «ранга представительности», т.е. порядка, в котором регионы оптимальным образом репрезентируют население России. На второй ступени для каждого региона рассчитывалась доля респондентов, пропорциональная численности его населения. На третьей ступени путем ротации избирательных участков и списка улиц проводился отбор начальной точки маршрутной выборки в конкретном населенном пункте. На четвертой и пятой ступени осуществлялся отбор домохозяйства и респондента.
Согласно результатам исследования, в России две трети граждан являются Интернет-пользователями. Фактически константной эта доля остается с 2012 года - 67,6 %, в 2014 г. число вовлеченных в Интернет-коммуникацию составило 66,6 %.
Портрет активного пользователя Интернет-сервисов, представленный в исследовании, соответствует общей тенденции по вхождению российского сегмента всемирной сети в фазу насыщения. Наряду с сохранением ядра активных пользователей с высшим образованием в возрасте 14-33 лет (91,0 % в 2012 г., 99,5 % в 2013 г., 99,0 % в 2014 г.), проживающих в крупных городах, нарастает процесс вовлечения в Интернет-коммуникацию ранее незатронутых групп и, в первую очередь, людей старшего возраста: с 11,6 % в 2012 г. до 19,4 % в 2014 г. Наиболее заметно всё же увеличение доли россиян с высшим образованием в числе пользователей: с 60,6 % в 2012 г. до 86,8 % - в 2014 г. Отраженная в исследовании демографическая тенденция численного роста представленности женщин в глобальной сети привела к формированию паритетной пропорции гендеров взамен традиционной мужской доминации в Интернете.
Стратификационными факторами Интернет-эксклюзии в России главным образом служит возраст: 88,4 % пожилых людей в 2012 г. и 80,6 % людей старшего поколения в 2014 г. не являются пользователями глобальной сети. В течение двух лет (с 2012 по 2014 гг.) произошло увеличение доли непользователей среди людей, не имеющих высшего образования (с 32,0 % в 2012г. до 51,6 % в 2014 г.). Существенным социально-демографическим барьером вовлеченности в Интернет-коммуникацию также служит территория проживания: по данным 2014 г., сельских пользователей на 11,5 % меньше, чем пользователей, живущих в городе (соответственно 58,8 и 70,3 %).
Еще одним фактором, определяющим включенность в Интернет-коммуникацию, служит доход россиян: среди респодентов с низким уровнем дохода (среднедушевой доход менее 8 тыс. рублей) в 2014 г. было 70,8 % непользователей, среди обеспеченных (со среднедушевым доходом более 20 тыс. рублей) - лишь 8,3 % не использовали глобальную сеть.
Стабильно высокий процент пользователей Интернета фиксируется в Центральном федеральном округе (73,0 % пользователей в 2012 г. и 69,8 % пользователей в 2014 г.). Наиболее существенный прирост доли пользователей произошел в Приволжском федеральном округе (с 61,1 % в 2012 г. до 68,3 % в 2014 г.). Наименьшая степень вовлеченности в Интернет-коммуникацию наблюдается в Южном (58,1 % в 2012 г. и 58,9 % в 2014 г.) и Дальневосточном (63,0 % в 2012 г. и 63,3 % в 2014 г.) федеральных округах.
В течение периода 2012-2014 гг. доля россиян, указывающих дом как локализацию выхода в Интернет, возросло с 93,5 (в 2012 г.) до 98,7 % (в 2014 г.). Это означает, что дом рассматривается россиянами-пользователями как место непременной онлайновой активности. Та же ситуация характеризует практику пользования Интернетом на работе: доля пользующихся сетью на работе возросла с 12,2 % в 2012 г. до 49,4 % в 2014 г. Осуществляют Интернет-коммуникацию вне дома (в Интернет-кафе, библиотеке и т.д.) - 38,4 %, в транзитной ситуации (в машине, автобусе, на улице и т.п.) - 31,1 %. Очевидно, что для большинства российских пользователей Интернет-коммуникация является неотъемлемой частью повседневности. 44,8 % россиян в 2012 г. имели опыт использования беспроводных устройств для выхода в Интернет, в 2014 г. аналогичный показатель увеличился до 51,2 %. Наиболее влиятельным социально-демографическим фактором, предопределяющим опыт использования беспроводных устройств для выхода в Интернет, является возраст: 77,9 % россиян-пользователей в возрасте 18-25 лет используют мобильные телефоны для выхода в онлайновую реальность, а среди пользователей старше 60 лет таковых насчитывается лишь 9,8 %.
Возможности глобальной сети как канала обмена сообщениями является наиболее популярным среди россиян Интернет-ресурсами. Основными формами Интернет-коммуникации россиян в период с 2012 по 2014 гг. служат:
• передача сообщений посредством электронной почты (в том числе и с использованием возможности прикрепления дополнительных файлов к письмам (в 2014 г. - 59,3 % опрошенных делали это один раз в день и чаще). Этот показатель существенно вырос с 2012 г. (46,6 %) - рис. 1.
Рис. 1. Интенсивность использования электронной почты
в 2012 и 2014 гг. (в %)
• общение посредством системы мгновенных сообщений (например: ICQ, QIP, mail-агент и т. п.) (в 2014 г. - 46 % респондентов использовали эту возможность один раз в день и чаще, в 2012 г. данный показатель составлял лишь 34,3 %) - рис. 2.
• осуществление звонков (например Skype): 16,8 % россиян -пользователей практиковали такие звонки один раз в день и чаще в 2012 г.; за период с 2012 по 2014 гг. этот показатель вырос и составил в 2014 г. 25,9 % -рис. 3.
35,0 30,0 25,0 20,0 15,0 10,0 5,0 0,0
□2014
□2012
29,1
16,3
30,2
30,3
18,0
18,4
5,5
6,7
2,4
5,1
13,5
21.1
несколько раз I раз в день 1 раз в 1 раз в месяц реже, чем 1 никогда в день неделю раз в месяц
Как часто Вы используете Интернет для следующих целей?
I. Проверка почты
Рис. 2. Интенсивность использования систем мгновенного обмена сообщениями 2012 и 2014 гг. (в %)
45,0 40,0 35,0 30,0 25,0 20,0 15,0 10,0 5,0 0,0
□2014
1=12012
isjln—П
17,2
11,2
26,8
несколько раз 1 раз в день 1 раз в в день неделю
1 раз в месяц реже, чем 1 раз в месяц
25,7
41,8
никогда
Как часто Вы используете Интернет для следующих целей? 3. Осуществление телефонных звонков (например, Зкуре)
Рис. 3. Интенсивность осуществления телефонных звонков через Интернет в 2012 и 2014 гг. (в %)
Интенсивность выражения установки россиян на креативность в процессе Интернет-коммуникации, создание и тиражирование собственного Интернет-контента в период с 2012 по 2014 гг. значительно увеличилась:
- доля российских Интернет-пользователей, размещающих свои сообщения и комментарии на дискуссионных форумах/площадках один раз в день и чаще, возросла с 12,4 % в 2012 г. до 21,6 % в 2014 г.;
- удельный вес Интернет-пользователей, реализующих ежедневную комментарийную активность в социальных сетях, увеличился с 15,8 % в 2012 г. до 30,2 % в 2014 г.
Наиболее существенное влияние на рассматриваемый формат Интернет-поведения россиян оказывает возрастной фактор: 35,8 % российских Интернет-пользователей моложе 25 лет создают свой контент в социальных медиа ежедневно, почти в 4 раза меньше таких пользователей в возрастной группе старше 60 лет (9,7 %) .
Социальные сети лидируют в выборе россиян, прежде всего, как пространство создания, размещения и тиражирования контента, что объясняется и масштабом их пользовательских аудиторий, и построением Интернет-коммуникации преимущественно с референтными группами и лицами.
Сегментация пользователей по типичному потреблению информации в глобальной сети сохраняет свои контуры в период с 2012 по 2014 гг.: так, ежедневно интересовались информацией о продуктах и услугах 25,7 % пользователей в 2012 г., и 22,9 %в 2014 г. Ежедневно интересовались информацией о здоровье в 2012 г. 10,4 % россиян - пользователей и вдвое больше (19,7 %) в 2014 г. Путешествия в целом были в фокусе внимания 54,0 % российских пользователей в 2012 г.; в 2014 г. доля таких респондентов увеличилась до 66,6 %. Активно искали информацию о работе 32,3% юзеров в 2012 г. и уже 43,3 % - в 2014 г. Юмор был предметом ежедневного поиска 18,5 % Интернет-пользователей в 2012 г. и 23 % - в 2014 г.
Корреляционный анализ данных 2014 г. позволил выявить наиболее существенные зависимости между интенсивностью потребления определенного Интернет-контента и социально-демографическими признаками пользователей. Наиболее ощутимы взаимосвязи между следующими переменными:
- возрастом респондентов и частотой поиска информации о здоровье: чем старше опрошенные, тем чаще они интересуются информацией о здоровье (коэффициент корреляции по Пирсону равен 0,503);
- образованием респондентов и интенсивностью поиска юмористического контента, что выражается в увеличении доли активно интересующихся юмором со снижением уровня образования опрошенных (коэффициент корреляции по Пирсону равен 0,896);
- образованием респондентов и частотой поиска информации о путешествиях, что отражено в увеличении доли активно интересующихся сведениями о путешествиях с ростом уровня образования опрошенных (коэффициент корреляции по Пирсону равен 0,817).
Рис. 4. Интенсивность участия в играх в Интернете российскими пользователями в 2012 и 2014 гг. (в %)
Развлекательный Интернет-контент традиционно привлекает внимание российских пользователей. В 2012 г. 28,5 % пользователей слушали музыку в сети ежедневно, в 2014 г. интерес к такого рода контенту увеличился, и доля увлеченных ежедневным прослушиванием музыки в Интернете достигла 37,7 %. Российские пользователи активно потребляют и видеоконтент: в 2012 г. 24,0 % респондентов скачивали и просматривали видео из глобальной сети ежедневно, в 2014 г. доля таких пользователей увеличилась до 35,5 %. Наблюдается также увеличение интереса к участию в сетевых играх: с 23,7 % в 2012 г. до 33,3 % в 2014 г. (рис. 4).
Изменения в потреблении развлекательного Интернет-контента касаются, в первую очередь, ядра российских пользователей: в 2012 г. 39,5 % молодых россиян загружали и прослушивали музыку ежедневно, в 2014 г. этот показатель увеличился до 54,4 %; в 2012 г. 32,8 % - ежедневно скачивали и смотрели видео, в 2014 г. эта доля составила 50,2%; в 2012 г. 28,7 % молодежи ежедневно играли в онлайн-игры, в 2014 г. аналогичный показатель увеличился до 45 %.
Важно подчеркнуть, что четкая дифференциация или доминация Интернет-ролей характерны скорее для самой старшей категории пользователей (старше 45 лет), чей масштаб коммуникации в Интернете является достаточно ограниченным; представители молодежи ежедневно реализуют в виртуальном пространстве несколько ролей.
Наиболее влиятельным фактором интенсивности вовлеченности в сетевые игры является гендер опрошенных: 46,7 % мужчин-юзеров ежедневно играют онлайн, тот же показатель у женщин в два раза ниже (22,6 %).
85
Несколько менее активна феминная гендерная группа и в потреблении видео -и аудио-контента (32,6 % женщин и 41,7 % мужчин ежедневно обращаются к видео-контенту Интернета). Аналогичная тенденция выявлена и в ориентации на потребление аудио-контента (32,7 % и 44 % соответственно). Это может быть во многом детерминировано распределением гендерных ролей в российском обществе: обилие социальных, семейных функций женщин ограничивает их возможности потреблять Интернет-контент досугового характера.
Освоение Интернет - ресурсов, позволяющих осуществлять потребительское поведения онлайн, в России происходит довольно неравномерно. Эта характеристика периода 2012-2014 гг. Интернет-поведения российских пользователей отражена в следующих цифрах: в 2012 г. покупки в сети активно осуществляли 22,9 % российских пользователей, в 2014 г. число использующих такие возможности выросло до 48,2 % (рис. 5); в 2012 г. 17,4 % российских пользователей активно использовали возможности онлайн-банкинга, в 2014 г. данный показатель составил 37,7 %. Оплату счетов онлан в 2012 г. активно осуществляли 19,2 % пользователей, в 2014 г. - только 40,7 %.
Рис. 5. Интенсивность совершения покупок в Интернете
в 2012 и 2014 гг. (в %)
Ярче выражена тенденция увеличения доли пользователей, реализующих финансово-экономические операции онлайн у активного ядра российских пользователей. В 2012 г. интенсивно осуществляли онлайн-покупки 22,5 % молодых пользователей, в 2013 г. доля использующих эти возможности составила 63,0 %, в 2014 г. - 58,9 %. Активно использовали сервисы онлайн-банка в 2012 г. 15,4 % молодых россиян - пользователей, в 2013 г. доля
реализующих онлайн-банкинг составила 59,2 %, а в 2014 г. - 41,1 % молодых юзеров. Регулярно оплачивали счета онлайн в 2012 г. 18,4 % представителей пользовательского ядра, в 2013 г. применяли такие возможности 58,1,0 % молодых пользователей, в 2014 г. - 44,9 %.
Таким образом, относительно устойчивая ориентация на реализацию финансово-экономических функций Интернета в большей мере свойственна группе российских пользователей в возрасте от 18 до 34 лет. Ежедневная активность российских пользователей в сфере самообразования посредством различных Интернет-ресурсов в большей мере связана с поиском определения или термина (14,6 % ежедневно обращались за данными сведениями к материалам глобальной сети в 2012 г. и 26,1 % - в 2014 г.) или проверкой информации о конкретном факте (в 2012 г. 10,9 % российских пользователей ежедневно искали информацию подобного рода и 27,1 % - в 2014 г.). Несмотря на некоторое падение интереса россиян к анализируемым ресурсам сети, Интернет-контент всё же стал своего рода повседневным сопровождением процессов образования и самообразования для значительной части российских граждан-пользователей: в 2012 г. ежедневно занимались поиском информации, связанной с образованием, 9,5 % российских юзеров, в 2014 г. доля
осуществляющих поиск информации подобного рода составила 9,2 %. Дистанционным обучением, подготовкой диссертационных исследований, повышением уровня профессиональной подготовки в ежедневном режиме в 2012 г. были заняты 3,4 % пользователей, в 2014 г. доля применяющих указанные ресурсы составила 4,7%.
Молодые российские пользователи демонстрируют несколько более интенсивную практику самообразования посредством различных Интернет-ресурсов. В 2012 г. ежедневно занимались поиском информации о расписании занятий, учебных курсов 13,8 % молодых юзеров, в 2014 г. их доля практически не изменилась и составила 13,5 %, при этом доля использующих такие возможности не реже, чем раз в месяц составила 45,2 % российских молодых пользователей. Дистанционное обучение, подготовка диссертационных исследований, повышение уровня профессиональной подготовки не реже 1 раза в неделю осуществлялось 8,5% российской молодежи с применением Интернет-ресурсов в 2012 г., в 2014 г. - 11,2 % .
Обобщая рассмотренные результаты, перечислим основные выводы исследования:
- пользовательская аудитория в России численно стабилизировалась и испытывает в большей мере структурные изменения, связанные с ростом долевой представленности людей старшего поколения, лиц с высшим образованием и живущих в крупных городах в числе пользователей Интернета;
- в период с 2012 по 2014 гг. происходит постепенный рост интенсивности поиска содержательного Интернет-контента, стратегия развлечения в глобальной сети, характерная для 2012 г., сменяется более умеренным и прагматичным использованием глобальной сети в 2014 г.;
- для россиян Интернет является, прежде всего, пространством общения, поиска необходимой информации и развлечения, довольно медленно и
неравномерно происходит освоение российскими пользователями глобальной сети как инструмента осуществления финансовых, экономических практик и дистантной образовательной деятельности.
Список литературы
1. Allen G. Come the Revolution//Wired. 1995. P. 46-48.
2. Barber B. The uncertainty of digital politics: Democracy's uneasy relationship with information Technology. //Harvard International Review. 2001. № 23. P. 42-47.
3. Bimber В.The Internet and Political Transformation: Populism, Community, and Accelerated Pluralism. // Polity.1998.Vol. 31. № 1. P. 133-160.
4. Cairncross F. The Death of Distance: How the Communications Revolution Will Change Our Lives. Boston: MA: Harvard Business School Press. 1997. 452 p.
5. Clark S.J. A populist critique of direct democracy. // Harvard Law Review. 1998. Vol. 112. № 2. P. 434-482.
6. Castells M. Communication power. Oxford: Oxford univ. press. 2009. 433 p.
7. Coleman S. New mediation and direct representation: reconceptualizing representation in the digital age // New Media Society. 2005. Vol. 7. № 2. P. 21-40.
8. Dutton W., Blank G. Cultures of the Internet: Five Clusters of Attitudes and Beliefs among Users in Britain - OII Working Paper. Oxford: Internet Surveys (OxIS) Project, 2014. P. 54-67.
9. Etzioni A. The Spirit of Community: rights, responsibilities, and the communitarian agenda. New York: Crown Publishers. 1993. 388 p.
10. Norris P. Digital Divide. Civic Engagement, Information Poverty, and the Internet Worldwide. Cambridge: University Press. 2001. 476 p.
11. Poster M. Cyberdemocracy: Internet and the Public Sphere -Internet Culture. New York: Routledge. 1997. 426 p.
12. Rheingold H. The Great Equalizer //Whole Earth Review. 1991. P. 4-11.
13. Ward S., Gibson R., Lusoli W. Online participation and mobilization in Britain: Hype, hope and reality //Parliamentary Affairs. 2003. № 56. P. 24-42.
14. Weber L. M., Loumakis, A., Bergman, J. Who participates and why? An analysis of citizens on the Internet and the mass public// Social Science Computer Review. 2003. № 21. P. 652-668.
15. World Internet Project Доступ: http://www.worldinternetproject.net/ (дата обращения: 12.11.2014).
References
1. Allen G. Come the Revolution//Wired. 1995. P. 46-48.
2. Barber B. The uncertainty of digital politics: Democracy's uneasy relationship with information Technology. //Harvard International Review. 2001. № 23. P. 42-47.
3. Bimber В.The Internet and Political Transformation: Populism, Community, and Accelerated Pluralism. // Polity.1998.Vol. 31. № 1. P. 133-160.
4. Cairncross F. The Death of Distance: How the Communications Revolution Will Change Our Lives. Boston: MA: Harvard Business School Press. 1997. 452 p.
5. Clark S.J. A populist critique of direct democracy.// Harvard Law Review. 1998. Vol. 112. № 2. P. 434-482.
6. Castells M. Communication power. Oxford: Oxford univ. press. 2009. 433
p.
7. Coleman S. New mediation and direct representation: reconceptualizing representation in the digital age //New Media Society. 2005. Vol. 7. № 2. P. 21-40.
8. Dutton W., Blank G. Cultures of the Internet: Five Clusters of Attitudes and Beliefs among Users in Britain - OII Working Paper. Oxford: Internet Surveys (OxIS) Project, 2014. P. 54-67.
9. Etzioni A. The Spirit of Community: rights, responsibilities, and the communitarian agenda. New York: Crown Publishers. 1993. 388 p.
10. Norris P. Digital Divide. Civic Engagement, Information Poverty, and the Internet Worldwide. Cambridge: University Press. 2001. 476 p.
11. Poster M. Cyberdemocracy: Internet and the Public Sphere -Internet Culture. New York: Routledge. 1997. 426 p.
12. Rheingold H. The Great Equalizer //Whole Earth Review. 1991. P. 4-11.
13. Ward S., Gibson R., Lusoli W. Online participation and mobilization in Britain: Hype, hope and reality //Parliamentary Affairs. 2003. № 56. P. 24-42.
14. Weber L. M., Loumakis, A., Bergman, J. Who participates and why? An analysis of citizens on the Internet and the mass public// Social Science Computer Review. 2003. № 21. P. 652-668.
15. World Internet Project Доступ: http://www.worldinternetproject.net/ (data obrashheniya: 12.11.2014).
Бродовская Елена Викторовна, д-р полит. наук, brodovskaya@inbox.ru, Россия, Москва, Институт гуманитарных технологий в сфере социального компьютинга Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова,
Иванов Илья Сергеевич, аспирант, p.pro@bk.ru, Россия, Москва, Институт гуманитарных технологий в сфере социального компьютинга Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова
THE TECHNOLOGICAL AND INFORMATIVE CHARACTERISTICS IF INTERNET COMMUNICATION IN RUSSIA (2012 and 2014) E.V. Brodovskaya, I.S. Ivanov
The article presents a comparative analysis of trends in Internet-communication in Russia as a result of a mass survey in 2012 and 2014. It reflects the dynamics of the intensity of Internet behavior, technological and substantial characteristics of the strategy of Net-usage of Russians. A reduction in the intensity of information retrieval in the global network for a number of types of Internet content, the data on the Internet more pragmatic strategy of behavior of Russian citizens, substantiated conclusions about the absence of changes Internet- audience and ongoing structural changes in the environment of Russian Internet - users are viewed.
89
Key words: Internet communication, the behavior of the Internet, Internet content cybersocialization, dynamics analysis of user behavior on the Internet.
Brodovskaya Elena Viktorovna, doctor of Political Sciences, brodovskaya@inbox.ru, Russia, Moscow, Institute for the High-Hume Technology in Social Computing of Sholokhov Moscow State University for the Humanities,
Ivanov Iliya Sergeevich, postgraduate student, p.pro@bk.ru, Russia, Moscow, Institute for the High-Hume Ttechnology in Social Computing of Sholokhov Moscow State University for the Humanities.
УДК 316
АКТИВНОЕ ЯДРО ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ В РОССИИ: ДИНАМИКА
ХАРАКТЕРИСТИК СТРАТЕГИИ ИНТЕРНЕТ-ПОВЕДЕНИЯ
А.Ю. Домбровская, С. А. Казаченко
Представлены результаты изучения динамики стратегии Интернет-поведения российской молодежи в период с 2012 по 2014 гг. Проанализировано изменение показателей интенсивности использования молодежью глобальной сети, беспроводных устройств для выхода в Интернет, поиска информации различного содержания, использования глобальной сети как пространства создания и размещения собственного контента, а также как пространства досуговой деятельности. Приводятся данные о переходе молодого поколения пользователей из состояния «цифрового бума» в 2012 г. к осознанию прочного места, которое занимает глобальная сеть в их повседневности в 2014 г. Показано, что российское пользовательское ядро во многом определяет контуры Интернет-поведения в России и характеризуется активным использованием сети как пространства создания и размещения контента, обращением к развлекательному контенту и отношением к социальным сетям как способу коммуникации, самопрезентации и решения практических проблем.
Ключевые слова: Интернет-поведение, Интернет-комуникация, молодежь, пользовательское ядро, динамика стратегии Интернет-поведения.
Исследование финансировалось Министерством образования и науки Российской Федерации в рамках реализации государственного задания "Выявление закономерностей взаимосвязи развития политических систем и Интернет-коммуникации» на 2014-2016 г г. Код государственного задания 2816.
Влияние глобальной сети на сознание и поведение людей в последнее время всё возрастает. Особое значение Интернет имеет для молодого поколения, для которого он приобретает статус доминирующего источника информации и средства осуществления онлайн-активности. Согласно данным Мирового Интернет Проекта в России (World Internet Project. Доступ: http://www.worldinternetproject.net/), величина проникновения Интернета в возрастной группе 14-33 лет в 2013 г. составляла 99,5 %, в 2014 году - 99,0 %. Эмпирические данные дают возможность предположить наличие факторного влияния вовлеченности в Интернет-коммуникацию на процессы формирования