Научная статья на тему 'Технологические и содержательные характеристики Интернет-коммуникации в России (2012 и 2014 гг. )'

Технологические и содержательные характеристики Интернет-коммуникации в России (2012 и 2014 гг. ) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
393
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИЯ / ПОВЕДЕНИЕ В ИНТЕРНЕТЕ / ИНТЕРНЕТ-КОНТЕНТ / КИБЕРСОЦИАЛИЗАЦИЯ / АНАЛИЗ ДИНАМИКИ ПОВЕДЕНИЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ В ГЛОБАЛЬНОЙ СЕТИ / КЛАСТЕРНЫЙ АНАЛИЗ / INTERNET COMMUNICATION / THE BEHAVIOR OF THE INTERNET / INTERNET CONTENT CYBERSOCIALIZATION / DYNAMICS ANALYSIS OF USER BEHAVIOR ON THE INTERNET

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Бродовская Елена Викторовна, Иванов Илья Сергеевич

Представлены результаты сопоставительного анализа тенденций Интернет-коммункации в России по результатам массового опроса в 2012 и 2014 гг. Отражена динамика интенсивности Интернет-поведения, технологических и содержательных характеристик стратегии Интернет-поведения россиян. Выявлено снижение интенсивности информационного поиска в глобальной сети по ряду типов Интернетконтента; получены данные о прагматизации стратегии Интернет-поведения граждан России; обоснованы выводы об отсутствии чсленных изменений поьзоватеьской аудитории и происходящий структурных изменениях в среде российских Интернет-пользователей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Бродовская Елена Викторовна, Иванов Илья Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE TECHNOLOGICAL AND INFORMATIVE CHARACTERISTICS IF INTERNET COMMUNICATION IN RUSSIA (2012 and 2014)

The article presents a comparative analysis of trends in Internet-communication in Russia as a result of a mass survey in 2012 and 2014. It reflects the dynamics of the intensity of Internet behavior, technological and substantial characteristics of the strategy of Net-usage of Russians. A reduction in the intensity of information retrieval in the global network for a number of types of Internet content, the data on the Internet more pragmatic strategy of behavior of Russian citizens, substantiated conclusions about the absence of changes Internetaudience and ongoing structural changes in the environment of Russian Internet users are viewed.

Текст научной работы на тему «Технологические и содержательные характеристики Интернет-коммуникации в России (2012 и 2014 гг. )»

УДК 316

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ И СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИИ В РОССИИ (2012 и 2014 гг.)

Е.В. Бродовская, И.С. Иванов

Представлены результаты сопоставительного анализа тенденций Интернет-коммункации в России по результатам массового опроса в 2012 и 2014 гг. Отражена динамика интенсивности Интернет-поведения, технологических и содержательных характеристик стратегии Интернет-поведения россиян. Выявлено снижение интенсивности информационного поиска в глобальной сети по ряду типов Интернет-контента; получены данные о прагматизации стратегии Интернет-поведения граждан России; обоснованы выводы об отсутствии чсленных изменений поьзоватеьской аудитории и происходящий структурных изменениях в среде российских Интернет-пользователей.

Ключевые слова: Интернет-коммуникация, поведение в Интернете, Интернет-контент, киберсоциализация, анализ динамики поведения пользователей в глобальной сети, кластерный анализ.

Исследование финансировалось Министерством образования и науки Российской Федерации в рамках реализации государственного задания "Выявление закономерностей взаимосвязи развития политических систем и Интернет-коммуникации» на 2014-2016 г г. Код государственного задания 2816.

Начавший свое развитие в России в конце 1990-х годов Интернет сегодня служит влиятельным фактором развития различных сфер общественной жизни. Необходимым представляется измерение Интернет-активности россиян, анализ характеристик их Интернет-поведения.

Интерес к этому предметному полю постепенно растет в отечественном сегменте эмпирических исследований. Теоретико-методологической основой этих исследований традиционно служат труды зарубежных ученых, уже ставших классиками Интернет-исследований [1-14].

Методологической основой исследования служит методология World Internet Project (WIP, «Мировой Интернет Проект») - международной исследовательской организации, объединяющей ученых из 50 стран, по единой методике осуществляющих массовые опросы, фиксирующие изменения в динамике, содержании и структуре Интернет-коммуникации [World Internet Project. URL: http://www.worldinternetproject.net/ (дата обращения: 12.11.2014)). Базой проведения исследования WIP в России (2012 - по н.в.) является Институт гуманитарных технологий в сфере социального компьютинга (Institute for High-Hume Technologies in Social Computing). Московского государственного гуманитарного университета им. М. А. Шолохова. В 2012 г. и 2014 г. коллектив Института осуществил замеры тенденций Интернет-коммуникации в России. В массовых опросах в 2012 и 2014 гг. использовалась многоступенчатая стратифицированная выборка, репрезентирующая население РФ по полу, возрасту, образованию, типу населенного пункта. Всего было опрошено 3630 респондентов (1600 респондентов в 2012 г. и 2030 респондентов в 2014 г.). Ошибка выборки оценивается в 4 %. Единицами отбора первой ступени являлись субъекты РФ. Отбор регионов осуществлялся на основе

80

вычисления их «ранга представительности», т.е. порядка, в котором регионы оптимальным образом репрезентируют население России. На второй ступени для каждого региона рассчитывалась доля респондентов, пропорциональная численности его населения. На третьей ступени путем ротации избирательных участков и списка улиц проводился отбор начальной точки маршрутной выборки в конкретном населенном пункте. На четвертой и пятой ступени осуществлялся отбор домохозяйства и респондента.

Согласно результатам исследования, в России две трети граждан являются Интернет-пользователями. Фактически константной эта доля остается с 2012 года - 67,6 %, в 2014 г. число вовлеченных в Интернет-коммуникацию составило 66,6 %.

Портрет активного пользователя Интернет-сервисов, представленный в исследовании, соответствует общей тенденции по вхождению российского сегмента всемирной сети в фазу насыщения. Наряду с сохранением ядра активных пользователей с высшим образованием в возрасте 14-33 лет (91,0 % в 2012 г., 99,5 % в 2013 г., 99,0 % в 2014 г.), проживающих в крупных городах, нарастает процесс вовлечения в Интернет-коммуникацию ранее незатронутых групп и, в первую очередь, людей старшего возраста: с 11,6 % в 2012 г. до 19,4 % в 2014 г. Наиболее заметно всё же увеличение доли россиян с высшим образованием в числе пользователей: с 60,6 % в 2012 г. до 86,8 % - в 2014 г. Отраженная в исследовании демографическая тенденция численного роста представленности женщин в глобальной сети привела к формированию паритетной пропорции гендеров взамен традиционной мужской доминации в Интернете.

Стратификационными факторами Интернет-эксклюзии в России главным образом служит возраст: 88,4 % пожилых людей в 2012 г. и 80,6 % людей старшего поколения в 2014 г. не являются пользователями глобальной сети. В течение двух лет (с 2012 по 2014 гг.) произошло увеличение доли непользователей среди людей, не имеющих высшего образования (с 32,0 % в 2012г. до 51,6 % в 2014 г.). Существенным социально-демографическим барьером вовлеченности в Интернет-коммуникацию также служит территория проживания: по данным 2014 г., сельских пользователей на 11,5 % меньше, чем пользователей, живущих в городе (соответственно 58,8 и 70,3 %).

Еще одним фактором, определяющим включенность в Интернет-коммуникацию, служит доход россиян: среди респодентов с низким уровнем дохода (среднедушевой доход менее 8 тыс. рублей) в 2014 г. было 70,8 % непользователей, среди обеспеченных (со среднедушевым доходом более 20 тыс. рублей) - лишь 8,3 % не использовали глобальную сеть.

Стабильно высокий процент пользователей Интернета фиксируется в Центральном федеральном округе (73,0 % пользователей в 2012 г. и 69,8 % пользователей в 2014 г.). Наиболее существенный прирост доли пользователей произошел в Приволжском федеральном округе (с 61,1 % в 2012 г. до 68,3 % в 2014 г.). Наименьшая степень вовлеченности в Интернет-коммуникацию наблюдается в Южном (58,1 % в 2012 г. и 58,9 % в 2014 г.) и Дальневосточном (63,0 % в 2012 г. и 63,3 % в 2014 г.) федеральных округах.

В течение периода 2012-2014 гг. доля россиян, указывающих дом как локализацию выхода в Интернет, возросло с 93,5 (в 2012 г.) до 98,7 % (в 2014 г.). Это означает, что дом рассматривается россиянами-пользователями как место непременной онлайновой активности. Та же ситуация характеризует практику пользования Интернетом на работе: доля пользующихся сетью на работе возросла с 12,2 % в 2012 г. до 49,4 % в 2014 г. Осуществляют Интернет-коммуникацию вне дома (в Интернет-кафе, библиотеке и т.д.) - 38,4 %, в транзитной ситуации (в машине, автобусе, на улице и т.п.) - 31,1 %. Очевидно, что для большинства российских пользователей Интернет-коммуникация является неотъемлемой частью повседневности. 44,8 % россиян в 2012 г. имели опыт использования беспроводных устройств для выхода в Интернет, в 2014 г. аналогичный показатель увеличился до 51,2 %. Наиболее влиятельным социально-демографическим фактором, предопределяющим опыт использования беспроводных устройств для выхода в Интернет, является возраст: 77,9 % россиян-пользователей в возрасте 18-25 лет используют мобильные телефоны для выхода в онлайновую реальность, а среди пользователей старше 60 лет таковых насчитывается лишь 9,8 %.

Возможности глобальной сети как канала обмена сообщениями является наиболее популярным среди россиян Интернет-ресурсами. Основными формами Интернет-коммуникации россиян в период с 2012 по 2014 гг. служат:

• передача сообщений посредством электронной почты (в том числе и с использованием возможности прикрепления дополнительных файлов к письмам (в 2014 г. - 59,3 % опрошенных делали это один раз в день и чаще). Этот показатель существенно вырос с 2012 г. (46,6 %) - рис. 1.

Рис. 1. Интенсивность использования электронной почты

в 2012 и 2014 гг. (в %)

• общение посредством системы мгновенных сообщений (например: ICQ, QIP, mail-агент и т. п.) (в 2014 г. - 46 % респондентов использовали эту возможность один раз в день и чаще, в 2012 г. данный показатель составлял лишь 34,3 %) - рис. 2.

• осуществление звонков (например Skype): 16,8 % россиян -пользователей практиковали такие звонки один раз в день и чаще в 2012 г.; за период с 2012 по 2014 гг. этот показатель вырос и составил в 2014 г. 25,9 % -рис. 3.

35,0 30,0 25,0 20,0 15,0 10,0 5,0 0,0

□2014

□2012

29,1

16,3

30,2

30,3

18,0

18,4

5,5

6,7

2,4

5,1

13,5

21.1

несколько раз I раз в день 1 раз в 1 раз в месяц реже, чем 1 никогда в день неделю раз в месяц

Как часто Вы используете Интернет для следующих целей?

I. Проверка почты

Рис. 2. Интенсивность использования систем мгновенного обмена сообщениями 2012 и 2014 гг. (в %)

45,0 40,0 35,0 30,0 25,0 20,0 15,0 10,0 5,0 0,0

□2014

1=12012

isjln—П

17,2

11,2

26,8

несколько раз 1 раз в день 1 раз в в день неделю

1 раз в месяц реже, чем 1 раз в месяц

25,7

41,8

никогда

Как часто Вы используете Интернет для следующих целей? 3. Осуществление телефонных звонков (например, Зкуре)

Рис. 3. Интенсивность осуществления телефонных звонков через Интернет в 2012 и 2014 гг. (в %)

Интенсивность выражения установки россиян на креативность в процессе Интернет-коммуникации, создание и тиражирование собственного Интернет-контента в период с 2012 по 2014 гг. значительно увеличилась:

- доля российских Интернет-пользователей, размещающих свои сообщения и комментарии на дискуссионных форумах/площадках один раз в день и чаще, возросла с 12,4 % в 2012 г. до 21,6 % в 2014 г.;

- удельный вес Интернет-пользователей, реализующих ежедневную комментарийную активность в социальных сетях, увеличился с 15,8 % в 2012 г. до 30,2 % в 2014 г.

Наиболее существенное влияние на рассматриваемый формат Интернет-поведения россиян оказывает возрастной фактор: 35,8 % российских Интернет-пользователей моложе 25 лет создают свой контент в социальных медиа ежедневно, почти в 4 раза меньше таких пользователей в возрастной группе старше 60 лет (9,7 %) .

Социальные сети лидируют в выборе россиян, прежде всего, как пространство создания, размещения и тиражирования контента, что объясняется и масштабом их пользовательских аудиторий, и построением Интернет-коммуникации преимущественно с референтными группами и лицами.

Сегментация пользователей по типичному потреблению информации в глобальной сети сохраняет свои контуры в период с 2012 по 2014 гг.: так, ежедневно интересовались информацией о продуктах и услугах 25,7 % пользователей в 2012 г., и 22,9 %в 2014 г. Ежедневно интересовались информацией о здоровье в 2012 г. 10,4 % россиян - пользователей и вдвое больше (19,7 %) в 2014 г. Путешествия в целом были в фокусе внимания 54,0 % российских пользователей в 2012 г.; в 2014 г. доля таких респондентов увеличилась до 66,6 %. Активно искали информацию о работе 32,3% юзеров в 2012 г. и уже 43,3 % - в 2014 г. Юмор был предметом ежедневного поиска 18,5 % Интернет-пользователей в 2012 г. и 23 % - в 2014 г.

Корреляционный анализ данных 2014 г. позволил выявить наиболее существенные зависимости между интенсивностью потребления определенного Интернет-контента и социально-демографическими признаками пользователей. Наиболее ощутимы взаимосвязи между следующими переменными:

- возрастом респондентов и частотой поиска информации о здоровье: чем старше опрошенные, тем чаще они интересуются информацией о здоровье (коэффициент корреляции по Пирсону равен 0,503);

- образованием респондентов и интенсивностью поиска юмористического контента, что выражается в увеличении доли активно интересующихся юмором со снижением уровня образования опрошенных (коэффициент корреляции по Пирсону равен 0,896);

- образованием респондентов и частотой поиска информации о путешествиях, что отражено в увеличении доли активно интересующихся сведениями о путешествиях с ростом уровня образования опрошенных (коэффициент корреляции по Пирсону равен 0,817).

Рис. 4. Интенсивность участия в играх в Интернете российскими пользователями в 2012 и 2014 гг. (в %)

Развлекательный Интернет-контент традиционно привлекает внимание российских пользователей. В 2012 г. 28,5 % пользователей слушали музыку в сети ежедневно, в 2014 г. интерес к такого рода контенту увеличился, и доля увлеченных ежедневным прослушиванием музыки в Интернете достигла 37,7 %. Российские пользователи активно потребляют и видеоконтент: в 2012 г. 24,0 % респондентов скачивали и просматривали видео из глобальной сети ежедневно, в 2014 г. доля таких пользователей увеличилась до 35,5 %. Наблюдается также увеличение интереса к участию в сетевых играх: с 23,7 % в 2012 г. до 33,3 % в 2014 г. (рис. 4).

Изменения в потреблении развлекательного Интернет-контента касаются, в первую очередь, ядра российских пользователей: в 2012 г. 39,5 % молодых россиян загружали и прослушивали музыку ежедневно, в 2014 г. этот показатель увеличился до 54,4 %; в 2012 г. 32,8 % - ежедневно скачивали и смотрели видео, в 2014 г. эта доля составила 50,2%; в 2012 г. 28,7 % молодежи ежедневно играли в онлайн-игры, в 2014 г. аналогичный показатель увеличился до 45 %.

Важно подчеркнуть, что четкая дифференциация или доминация Интернет-ролей характерны скорее для самой старшей категории пользователей (старше 45 лет), чей масштаб коммуникации в Интернете является достаточно ограниченным; представители молодежи ежедневно реализуют в виртуальном пространстве несколько ролей.

Наиболее влиятельным фактором интенсивности вовлеченности в сетевые игры является гендер опрошенных: 46,7 % мужчин-юзеров ежедневно играют онлайн, тот же показатель у женщин в два раза ниже (22,6 %).

85

Несколько менее активна феминная гендерная группа и в потреблении видео -и аудио-контента (32,6 % женщин и 41,7 % мужчин ежедневно обращаются к видео-контенту Интернета). Аналогичная тенденция выявлена и в ориентации на потребление аудио-контента (32,7 % и 44 % соответственно). Это может быть во многом детерминировано распределением гендерных ролей в российском обществе: обилие социальных, семейных функций женщин ограничивает их возможности потреблять Интернет-контент досугового характера.

Освоение Интернет - ресурсов, позволяющих осуществлять потребительское поведения онлайн, в России происходит довольно неравномерно. Эта характеристика периода 2012-2014 гг. Интернет-поведения российских пользователей отражена в следующих цифрах: в 2012 г. покупки в сети активно осуществляли 22,9 % российских пользователей, в 2014 г. число использующих такие возможности выросло до 48,2 % (рис. 5); в 2012 г. 17,4 % российских пользователей активно использовали возможности онлайн-банкинга, в 2014 г. данный показатель составил 37,7 %. Оплату счетов онлан в 2012 г. активно осуществляли 19,2 % пользователей, в 2014 г. - только 40,7 %.

Рис. 5. Интенсивность совершения покупок в Интернете

в 2012 и 2014 гг. (в %)

Ярче выражена тенденция увеличения доли пользователей, реализующих финансово-экономические операции онлайн у активного ядра российских пользователей. В 2012 г. интенсивно осуществляли онлайн-покупки 22,5 % молодых пользователей, в 2013 г. доля использующих эти возможности составила 63,0 %, в 2014 г. - 58,9 %. Активно использовали сервисы онлайн-банка в 2012 г. 15,4 % молодых россиян - пользователей, в 2013 г. доля

реализующих онлайн-банкинг составила 59,2 %, а в 2014 г. - 41,1 % молодых юзеров. Регулярно оплачивали счета онлайн в 2012 г. 18,4 % представителей пользовательского ядра, в 2013 г. применяли такие возможности 58,1,0 % молодых пользователей, в 2014 г. - 44,9 %.

Таким образом, относительно устойчивая ориентация на реализацию финансово-экономических функций Интернета в большей мере свойственна группе российских пользователей в возрасте от 18 до 34 лет. Ежедневная активность российских пользователей в сфере самообразования посредством различных Интернет-ресурсов в большей мере связана с поиском определения или термина (14,6 % ежедневно обращались за данными сведениями к материалам глобальной сети в 2012 г. и 26,1 % - в 2014 г.) или проверкой информации о конкретном факте (в 2012 г. 10,9 % российских пользователей ежедневно искали информацию подобного рода и 27,1 % - в 2014 г.). Несмотря на некоторое падение интереса россиян к анализируемым ресурсам сети, Интернет-контент всё же стал своего рода повседневным сопровождением процессов образования и самообразования для значительной части российских граждан-пользователей: в 2012 г. ежедневно занимались поиском информации, связанной с образованием, 9,5 % российских юзеров, в 2014 г. доля

осуществляющих поиск информации подобного рода составила 9,2 %. Дистанционным обучением, подготовкой диссертационных исследований, повышением уровня профессиональной подготовки в ежедневном режиме в 2012 г. были заняты 3,4 % пользователей, в 2014 г. доля применяющих указанные ресурсы составила 4,7%.

Молодые российские пользователи демонстрируют несколько более интенсивную практику самообразования посредством различных Интернет-ресурсов. В 2012 г. ежедневно занимались поиском информации о расписании занятий, учебных курсов 13,8 % молодых юзеров, в 2014 г. их доля практически не изменилась и составила 13,5 %, при этом доля использующих такие возможности не реже, чем раз в месяц составила 45,2 % российских молодых пользователей. Дистанционное обучение, подготовка диссертационных исследований, повышение уровня профессиональной подготовки не реже 1 раза в неделю осуществлялось 8,5% российской молодежи с применением Интернет-ресурсов в 2012 г., в 2014 г. - 11,2 % .

Обобщая рассмотренные результаты, перечислим основные выводы исследования:

- пользовательская аудитория в России численно стабилизировалась и испытывает в большей мере структурные изменения, связанные с ростом долевой представленности людей старшего поколения, лиц с высшим образованием и живущих в крупных городах в числе пользователей Интернета;

- в период с 2012 по 2014 гг. происходит постепенный рост интенсивности поиска содержательного Интернет-контента, стратегия развлечения в глобальной сети, характерная для 2012 г., сменяется более умеренным и прагматичным использованием глобальной сети в 2014 г.;

- для россиян Интернет является, прежде всего, пространством общения, поиска необходимой информации и развлечения, довольно медленно и

неравномерно происходит освоение российскими пользователями глобальной сети как инструмента осуществления финансовых, экономических практик и дистантной образовательной деятельности.

Список литературы

1. Allen G. Come the Revolution//Wired. 1995. P. 46-48.

2. Barber B. The uncertainty of digital politics: Democracy's uneasy relationship with information Technology. //Harvard International Review. 2001. № 23. P. 42-47.

3. Bimber В.The Internet and Political Transformation: Populism, Community, and Accelerated Pluralism. // Polity.1998.Vol. 31. № 1. P. 133-160.

4. Cairncross F. The Death of Distance: How the Communications Revolution Will Change Our Lives. Boston: MA: Harvard Business School Press. 1997. 452 p.

5. Clark S.J. A populist critique of direct democracy. // Harvard Law Review. 1998. Vol. 112. № 2. P. 434-482.

6. Castells M. Communication power. Oxford: Oxford univ. press. 2009. 433 p.

7. Coleman S. New mediation and direct representation: reconceptualizing representation in the digital age // New Media Society. 2005. Vol. 7. № 2. P. 21-40.

8. Dutton W., Blank G. Cultures of the Internet: Five Clusters of Attitudes and Beliefs among Users in Britain - OII Working Paper. Oxford: Internet Surveys (OxIS) Project, 2014. P. 54-67.

9. Etzioni A. The Spirit of Community: rights, responsibilities, and the communitarian agenda. New York: Crown Publishers. 1993. 388 p.

10. Norris P. Digital Divide. Civic Engagement, Information Poverty, and the Internet Worldwide. Cambridge: University Press. 2001. 476 p.

11. Poster M. Cyberdemocracy: Internet and the Public Sphere -Internet Culture. New York: Routledge. 1997. 426 p.

12. Rheingold H. The Great Equalizer //Whole Earth Review. 1991. P. 4-11.

13. Ward S., Gibson R., Lusoli W. Online participation and mobilization in Britain: Hype, hope and reality //Parliamentary Affairs. 2003. № 56. P. 24-42.

14. Weber L. M., Loumakis, A., Bergman, J. Who participates and why? An analysis of citizens on the Internet and the mass public// Social Science Computer Review. 2003. № 21. P. 652-668.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. World Internet Project Доступ: http://www.worldinternetproject.net/ (дата обращения: 12.11.2014).

References

1. Allen G. Come the Revolution//Wired. 1995. P. 46-48.

2. Barber B. The uncertainty of digital politics: Democracy's uneasy relationship with information Technology. //Harvard International Review. 2001. № 23. P. 42-47.

3. Bimber В.The Internet and Political Transformation: Populism, Community, and Accelerated Pluralism. // Polity.1998.Vol. 31. № 1. P. 133-160.

4. Cairncross F. The Death of Distance: How the Communications Revolution Will Change Our Lives. Boston: MA: Harvard Business School Press. 1997. 452 p.

5. Clark S.J. A populist critique of direct democracy.// Harvard Law Review. 1998. Vol. 112. № 2. P. 434-482.

6. Castells M. Communication power. Oxford: Oxford univ. press. 2009. 433

p.

7. Coleman S. New mediation and direct representation: reconceptualizing representation in the digital age //New Media Society. 2005. Vol. 7. № 2. P. 21-40.

8. Dutton W., Blank G. Cultures of the Internet: Five Clusters of Attitudes and Beliefs among Users in Britain - OII Working Paper. Oxford: Internet Surveys (OxIS) Project, 2014. P. 54-67.

9. Etzioni A. The Spirit of Community: rights, responsibilities, and the communitarian agenda. New York: Crown Publishers. 1993. 388 p.

10. Norris P. Digital Divide. Civic Engagement, Information Poverty, and the Internet Worldwide. Cambridge: University Press. 2001. 476 p.

11. Poster M. Cyberdemocracy: Internet and the Public Sphere -Internet Culture. New York: Routledge. 1997. 426 p.

12. Rheingold H. The Great Equalizer //Whole Earth Review. 1991. P. 4-11.

13. Ward S., Gibson R., Lusoli W. Online participation and mobilization in Britain: Hype, hope and reality //Parliamentary Affairs. 2003. № 56. P. 24-42.

14. Weber L. M., Loumakis, A., Bergman, J. Who participates and why? An analysis of citizens on the Internet and the mass public// Social Science Computer Review. 2003. № 21. P. 652-668.

15. World Internet Project Доступ: http://www.worldinternetproject.net/ (data obrashheniya: 12.11.2014).

Бродовская Елена Викторовна, д-р полит. наук, brodovskaya@inbox.ru, Россия, Москва, Институт гуманитарных технологий в сфере социального компьютинга Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова,

Иванов Илья Сергеевич, аспирант, p.pro@bk.ru, Россия, Москва, Институт гуманитарных технологий в сфере социального компьютинга Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова

THE TECHNOLOGICAL AND INFORMATIVE CHARACTERISTICS IF INTERNET COMMUNICATION IN RUSSIA (2012 and 2014) E.V. Brodovskaya, I.S. Ivanov

The article presents a comparative analysis of trends in Internet-communication in Russia as a result of a mass survey in 2012 and 2014. It reflects the dynamics of the intensity of Internet behavior, technological and substantial characteristics of the strategy of Net-usage of Russians. A reduction in the intensity of information retrieval in the global network for a number of types of Internet content, the data on the Internet more pragmatic strategy of behavior of Russian citizens, substantiated conclusions about the absence of changes Internet- audience and ongoing structural changes in the environment of Russian Internet - users are viewed.

89

Key words: Internet communication, the behavior of the Internet, Internet content cybersocialization, dynamics analysis of user behavior on the Internet.

Brodovskaya Elena Viktorovna, doctor of Political Sciences, brodovskaya@inbox.ru, Russia, Moscow, Institute for the High-Hume Technology in Social Computing of Sholokhov Moscow State University for the Humanities,

Ivanov Iliya Sergeevich, postgraduate student, p.pro@bk.ru, Russia, Moscow, Institute for the High-Hume Ttechnology in Social Computing of Sholokhov Moscow State University for the Humanities.

УДК 316

АКТИВНОЕ ЯДРО ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ В РОССИИ: ДИНАМИКА

ХАРАКТЕРИСТИК СТРАТЕГИИ ИНТЕРНЕТ-ПОВЕДЕНИЯ

А.Ю. Домбровская, С. А. Казаченко

Представлены результаты изучения динамики стратегии Интернет-поведения российской молодежи в период с 2012 по 2014 гг. Проанализировано изменение показателей интенсивности использования молодежью глобальной сети, беспроводных устройств для выхода в Интернет, поиска информации различного содержания, использования глобальной сети как пространства создания и размещения собственного контента, а также как пространства досуговой деятельности. Приводятся данные о переходе молодого поколения пользователей из состояния «цифрового бума» в 2012 г. к осознанию прочного места, которое занимает глобальная сеть в их повседневности в 2014 г. Показано, что российское пользовательское ядро во многом определяет контуры Интернет-поведения в России и характеризуется активным использованием сети как пространства создания и размещения контента, обращением к развлекательному контенту и отношением к социальным сетям как способу коммуникации, самопрезентации и решения практических проблем.

Ключевые слова: Интернет-поведение, Интернет-комуникация, молодежь, пользовательское ядро, динамика стратегии Интернет-поведения.

Исследование финансировалось Министерством образования и науки Российской Федерации в рамках реализации государственного задания "Выявление закономерностей взаимосвязи развития политических систем и Интернет-коммуникации» на 2014-2016 г г. Код государственного задания 2816.

Влияние глобальной сети на сознание и поведение людей в последнее время всё возрастает. Особое значение Интернет имеет для молодого поколения, для которого он приобретает статус доминирующего источника информации и средства осуществления онлайн-активности. Согласно данным Мирового Интернет Проекта в России (World Internet Project. Доступ: http://www.worldinternetproject.net/), величина проникновения Интернета в возрастной группе 14-33 лет в 2013 г. составляла 99,5 %, в 2014 году - 99,0 %. Эмпирические данные дают возможность предположить наличие факторного влияния вовлеченности в Интернет-коммуникацию на процессы формирования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.