Научная статья на тему 'Активное ядро пользователей в России: динамика характеристик стратегии Интернет-поведения'

Активное ядро пользователей в России: динамика характеристик стратегии Интернет-поведения Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
676
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ-ПОВЕДЕНИЕ / ИНТЕРНЕТ-КОМУНИКАЦИЯ / МОЛОДЕЖЬ / ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКОЕ ЯДРО / ДИНАМИКА СТРАТЕГИИ ИНТЕРНЕТ-ПОВЕДЕНИЯ / INTERNET BEHAVIOR / INTERNET COMMUNICATION / YOUTH / USER KERNEL / DYNAMICS OF STRATEGY OF INTERNET BEHAVIOR

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Домбровская Анна Юрьевна, Казаченко Савватий Александрович

Представлены результаты изучения динамики стратегии Интернет-поведения российской молодежи в период с 2012 по 2014 гг. Проанализировано изменение показателей интенсивности использования молодежью глобальной сети, беспроводных устройств для выхода в Интернет, поиска информации различного содержания, использования глобальной сети как пространства создания и размещения собственного контента, а также как пространства досуговой деятельности. Приводятся данные о переходе молодого поколения пользователей из состояния «цифрового бума» в 2012 г. к осознанию прочного места, которое занимает глобальная сеть в их повседневности в 2014 г. Показано, что российское пользовательское ядро во многом определяет контуры Интернет-поведения в России и характеризуется активным использованием сети как пространства создания и размещения контента, обращением к развлекательному контенту и отношением к социальным сетям как способу коммуникации, самопрезентации и решения практических проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Домбровская Анна Юрьевна, Казаченко Савватий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DYNAMICS OF CHARACTERISTICS OF THE STRATEGY OF INTERNET BEHAVIOR

The paper presents the results of studying of dynamics of strategy of Internet behavior of the Russian youth during the period from 2012 to 2014. Change of indicators of intensity of use by the youth of a global network, wireless devices for Internet connection, information search of various contents, use of a global network as spaces of creation and placement of own content, and also as spaces of leisure activity are analyzed. The data on the transition of the younger generation of users from a condition of "digital boom" in 2012 are provided to understand an important place which is taken by a global network in their daily occurrence in 2014. It is shown that the Russian user kernel in many respects defines Internet behavior contours in Russia and is characterized by an active use of a network as spaces of creation and placement of content, the appeal to entertaining content and the relation to social networks as to a way of communication, selfpresentation and the solution of practical problems.

Текст научной работы на тему «Активное ядро пользователей в России: динамика характеристик стратегии Интернет-поведения»

Key words: Internet communication, the behavior of the Internet, Internet content cybersocialization, dynamics analysis of user behavior on the Internet.

Brodovskaya Elena Viktorovna, doctor of Political Sciences, [email protected], Russia, Moscow, Institute for the High-Hume Technology in Social Computing of Sholokhov Moscow State University for the Humanities,

Ivanov Iliya Sergeevich, postgraduate student, [email protected], Russia, Moscow, Institute for the High-Hume Ttechnology in Social Computing of Sholokhov Moscow State University for the Humanities.

УДК 316

АКТИВНОЕ ЯДРО ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ В РОССИИ: ДИНАМИКА

ХАРАКТЕРИСТИК СТРАТЕГИИ ИНТЕРНЕТ-ПОВЕДЕНИЯ

А.Ю. Домбровская, С. А. Казаченко

Представлены результаты изучения динамики стратегии Интернет-поведения российской молодежи в период с 2012 по 2014 гг. Проанализировано изменение показателей интенсивности использования молодежью глобальной сети, беспроводных устройств для выхода в Интернет, поиска информации различного содержания, использования глобальной сети как пространства создания и размещения собственного контента, а также как пространства досуговой деятельности. Приводятся данные о переходе молодого поколения пользователей из состояния «цифрового бума» в 2012 г. к осознанию прочного места, которое занимает глобальная сеть в их повседневности в 2014 г. Показано, что российское пользовательское ядро во многом определяет контуры Интернет-поведения в России и характеризуется активным использованием сети как пространства создания и размещения контента, обращением к развлекательному контенту и отношением к социальным сетям как способу коммуникации, самопрезентации и решения практических проблем.

Ключевые слова: Интернет-поведение, Интернет-комуникация, молодежь, пользовательское ядро, динамика стратегии Интернет-поведения.

Исследование финансировалось Министерством образования и науки Российской Федерации в рамках реализации государственного задания "Выявление закономерностей взаимосвязи развития политических систем и Интернет-коммуникации» на 2014-2016 г г. Код государственного задания 2816.

Влияние глобальной сети на сознание и поведение людей в последнее время всё возрастает. Особое значение Интернет имеет для молодого поколения, для которого он приобретает статус доминирующего источника информации и средства осуществления онлайн-активности. Согласно данным Мирового Интернет Проекта в России (World Internet Project. Доступ: http://www.worldinternetproject.net/), величина проникновения Интернета в возрастной группе 14-33 лет в 2013 г. составляла 99,5 %, в 2014 году - 99,0 %. Эмпирические данные дают возможность предположить наличие факторного влияния вовлеченности в Интернет-коммуникацию на процессы формирования

ценностных ориентаций, в частности и политической социализации молодежи в целом.

Необходимо подчеркнуть, что поведение молодых россиян в глобальной сети дифференцируется не только в зависимости от традиционных социально-демографических параметров, но и, в первую очередь, отражает масштаб коммуникации, тип потребляемого контента, направленность на удовлетворение разных групп потребностей.

В связи с этим можно выделить несколько проблемных зон Интернет-поведения молодежи в России, нуждающихся в исследовании:

- тип потребляемого молодежью контента и наиболее часто используемые ею возможности и ресурсы глобальной сети;

- восприятие молодежью политической субъектности в сети Интернет;

- оценка молодыми пользователями степени достоверности Интернет-контента и отношение молодежи к проблемам свободы слова в глобальной сети.

Настоящее исследование основывается на трудах отечественных ученых, касающихся изучения природы, структуры, функций сетей в онлайн-пространстве (А.М. Долгоруков [1], И.В. Мирошниченко [3], Е.В. Морозова [3], А.В. Назарчук [4], В.Л. Шаповалов [7] и др.). Особое значение для заявленной темы имеют исследования в сфере социологии Интернета, в рамках которой измеряется влияние Интернет-коммуникации на социальное поведение различных социальных, в том числе возрастных групп (И.Ф. Девятко [5], А.В. Чугунов [7], А.Д. Еляков [2] др.). Требуется дальнейшее развитие исследований, измеряющих структурные и содержательные характеристики Интерне-коммуникации молодежи как пользовательского ядра России, определяющего контуры Интернет-коммуникации в стране и испытывающей серьезные воздействия со стороны глобальной сети.

Сегменты исследований:

- массовый опрос россиян - 1600 респондентов в 2012 г., выборка репрезентативна по полу, возрасту, территории проживания;

- массовый опрос молодых россиян - 1100 респондентов в возрасте от 14 до 33 лет в 2013 г., выборка репрезентативна по полу, территории проживания и типу населенного пункта;

- массовый опрос россиян - 2030 респондентов в 2014 г., выборка репрезентативна по полу, возрасту, территории проживания.

Логика исследования состояла в сопоставлении характеристик Интернет-поведения российской молодежи (пользовательского ядра России) в 2012, 2013, и 2014 гг.

Результаты

Одной из наиболее показательных характеристик Интернет-поведения российской молодежи является довольно существенная доля пользователей беспроводных устройств для выхода в Интернет: часть молодежи, использующей планшеты и электронные книги для Интернет-коммуникации, в 2013 г. составила 31,7 %, в 2014 г. возросла до 56,5 % (рис. 1), при этом имеющих данные устройства в возрасте старше 45 лет втрое меньше (15,3 %).

Довольно существенно росла интенсивность использования российскими молодыми пользователями возможностей сети для обмена сообщениями. Наиболее явно эта тенденция отражена в частоте использования электронной почты. Активное использование молодежью электронной почты сохраняется как стойкая тенденция в период с 2013 по 2014 гг. Данный показатель у российского пользовательского ядра демонстрировал уверенный рост в этот период с 51,3 % по 67,2 %. При этом активно использующих электронную почту пожилых пользователей в России вдвое меньше, чем молодых юзеров (39,0 % против 69,5 %, по данным 2014 г.).

70.0 60.0 50.0 40.0 30.0 20.0 10.0 0.0

■ 2014

□ 2013

58,2

51.8

32.4 32.9

15,3

/.и

компьютер

телефон

планшет/электронная книга

Какое из этих устройств Вы используете чепце всего'''

Рис. 1. Использование российскими молодыми пользователями устройств для выхода в Интернет в 2013-2014 гг. (в %)

Пользовательское ядро Интернет-аудитории в РФ, состоящее из молодых, образованных, активных юзеров из крупных городов, стабильно и интенсивно использует возможности размещения своих сообщений или комментариев на дискуссионных форумах/площадках: в 2012 г. 16,2 % молодых пользователей ежедневно создавали свой комментарийный контент в социальных сетях, в 2013 г. - 32,8 %, а в 2014 г. доля пользователей составила 32,0 % (рис. 2).

Отметим, что, согласно исследованию, 35,8 % российских Интернет-пользователей моложе 25 лет создают свой контент в социальных медиа ежедневно, почти вчетверо меньше таких пользователей в возрастной группе старше 60 лет (9,7 %).

В 2012 г. практически половина молодых российских пользователей (45,9 %) ежедневно занималась поиском новостной информации и 70 % - в 2014 г., 24,3 % были заняты поиском юмористического контента ежедневно по данным 2012 г. и 31,7 % - согласно результатам 2014 г.

□ 2014

□ 2013

□ 2012

37,2

21.6

24.7

12.1

14.3 I

5.4

18.9

13.3

16,7

18.9

0,1

12 О

10,0 35.0 30,0 25.0 20,0 15.0 10,0 5,0 0,0

несколько 1 раз в день 1 раз в 1 раз в месяц реже, чем 1 никогда раз в день неделю раз в месяц

Как часто Вы используете Интернет для следующих целей? 4. Размещение своих сообщений или комментариев на дискуссионных форум ах/плои¡.адках

Рис. 2. Интенсивность размещения российскими молодыми пользователями своих сообщений или комментариев на дискуссионных форумах/ площадках в 2012, 2013 и 2014 гг. (в %)

19. 18.5 18 4

10.8 12.0 9.8

Десятая часть пользовательского ядра в 2012 г. (9,5 %) ежедневно интересовалась информацией, связанной со здоровьем и 23,7% - в 2014 г. Поиск работы в Интернет-пространстве ежедневно осуществляли 5,9 % молодых включенных пользователей в 2012 г. и 9,7 % - 2014 г. (рис. 3).

70,0 60,0 50.0 40,0 30,0 20.0 10,0 0,0

□ 2014

□ 2012

[I

3.8 У 2.1 [ [| 5,9 щ 3,8

8."

6.4

9.8

9.0

22,6

14.1

45.6

61.3

несколько 1 раз в день 1 раз в 1 раз в месяц реже, чем 1 никогда раз в день неделю раз в месяц

В среднем, как часто в Интернете Вы ... ? 3. Занимаетесь

поиском работы Рис. 3. Интенсивность поиска российскими молодыми пользователями в Интернете информации о новой работе в 2012, 2013 и 2014 гг. (в %)

Для российских молодых пользователей характерны изменения в потреблении развлекательного Интернет-контента: в 2012 г. 39,5 % молодых россиян загружали и прослушивали музыку ежедневно, в 2014 г. этот показатель увеличился до 54,4 %; в 2012 г. 32,8 % - ежедневно скачивали и смотрели видео, в 2014 г. эта доля составила 50,2 %; в 2012 г. 28,7 % молодежи ежедневно играли в онлайн-игры, в 2014 г. аналогичный показатель увеличился до 45 %.

При анализе Интернета как пространства досуга российской молодежи наблюдаются следующие зависимости:

- чем моложе пользователи, тем интенсивнее занятия веб-серфингом.

- чем моложе пользователи, тем больше среди них «меломанов» и «киноманов».

Довольно интенсивно используются возможности экономических и финансовых практик активным ядром российских пользователей - молодыми россиянами. В 2012 г. интенсивно осуществляли онлайн-покупки 22,5 % молодых пользователей, в 2013 г. доля использующих эти возможности составила 63,0 %, в 2014 г. - 58,9 %. Активно использовали сервисы онлайн-банка в 2012 г. 15,4 % молодых россиян - пользователей, в 2013 г. доля реализующих онлайн-банкинг составила 59,2 %, а в 2014 г. - 41,1 % молодых юзеров. Регулярно оплачивали счета онлайн в 2012 г. 18,4% представителей пользовательского ядра, в 2013 г. применяли такие возможности 58,1,0 % молодых пользователей, в 2014 г. - 44,9 % (рис. 4).

Рис. 4. Интенсивность оплаты счетов онлайн российскими молодыми пользователями в 2012, 2013 и 2014 гг. (в %)

Молодые российские пользователи демонстрируют несколько более интенсивную практику самообразования посредством различных Интернет-ресурсов. В 2012 г. ежедневно занимались поиском информации о расписании занятий, учебных курсов 13,8 % молодых юзеров, в 2014 г. их доля практически не изменилась и составила 13,5 %, при этом доля использующих такие возможности не реже, чем раз в месяц составила 45,2 % российских молодых пользователей. Дистанционное обучение, подготовка диссертационных исследований, повышение уровня профессиональной подготовки не реже 1 раза в неделю осуществлялось 8,5 % российской молодежи с применением Интернет-ресурсов в 2012 г., в 2014 г. - 11,2 %.

Сопоставление данных 2012, 2013 и 2014 гг., позволяет утверждать, что ориентированность молодых россиян на "политические функции" глобальной сети несколько выше, чем в среднем по массиву всех возрастных групп. В 2012 г. 49,1 % молодых россиян согласились с тем, что Интернет служит средством, обеспечивающим расширение возможностей по оказанию влияния на действия властей, в 2013 г. данный показатель составил 55,5 % и в 2014 г. - 43,1 % (рис. 5).

□ 2014

□ 2013

□ 2012

45,0 40,0 35,0 30,0 25,0 20,0 15,0

23,7

12,5

25,6

22,4

28,2

39,7

36,1

37,7

14,7

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7,0

17,8

11,4

абсолютно не согласен

не согласен

согласен

абсолютно согласен

затрудняюсь ответить

На сколько Вы согласны/ не согласны со следующими утверждениями? 1. Такие люди, как Вы, имеют больше возможностей для реализации политических прав и свобод

Рис. 5. Отношение российскими молодыми пользователями к Интернету как к средству, обеспечивающему расширение возможностей по оказанию влияния на действия властей

в 2012, 2013 и 2014 гг. (в %)

Довольно интенсивно изменялось отношение молодежи к оценке возможностей обсуждать действия правительства: в 2012 г. позитивно оценивали указанную возможность 24,5 % молодых пользователей, в 2013 г. - уже вдвое больше (58,7 %) и в 2014 г. показатель сохранил своё значение на высоком уровне - 50,5 %. Устойчивый позитивный рост свойственен и для признака отношения молодежи к Интернету как средству, позволяющему лучше понимать действия политиков: в 2012 г. положительно оценивали данную возможность 25,9 % молодых россиян, в 2013 г. - почти вдвое больше (46,2 %) и в 2014 г. - 49,1 %. Аналогичная тенденция присуща показателю отношения молодых россиян к

Интернету как средству, заставляющему государственных чиновников больше обращать внимание на то, что о них думает общественность: в 2012 г. позитивно оценивали Интернет с указанных позиций 28,3 % молодых граждан РФ, в 2013 г. - 43,2 % и в 2014 г. - 45,5 %. Для показательного сравнения, свидетельствующего о большей ориентации молодежи на политические функции глобальной сети, отметим, что доля россиян старше 60 лет, согласившихся с утверждением о том, что Интернет заставляет государственных чиновников больше обращать внимание на то, что о них думает общественность, в 2014 г. составила только 28,9 %.

В целом исследование позволяет сделать заключение о том, что в анализируемый период 2012-2014 гг. воспроизводится эффект «обезличенного активизма». Молодые россияне преимущественно позитивно оценивают те из «политических функций» Интернета, которые не требуют от них личного участия. С одной стороны, это обстоятельство может быть отражением складывания «сетевого Мы», т. е. особых оснований и особого уровня системы идентичностей, с другой стороны, может быть проявлением асоциального индивидуализма и абсентеизма, связанных с дистанцированием от личного участия в политической жизни. Необходимо подчеркнуть, что демонстрируемый молодыми россиянами уровень «политической субъектности онлайн» существенно превышает уровень «политической субъектности оффлайн». Мы предполагаем, что это, в первую очередь, связано со сформировавшимся в восприятии молодых россиян образом Интернета как более свободного и безопасного пространства по сравнению с реальной политикой.

В российском пользовательском ядре также выявлена тенденция роста уровня доверия к содержанию сети: в 2012 г. 36,1 % молодых пользователей были уверены в достоверности Интернет-контента, в 2013 г. указанный показатель составил 51,2 %, а в 2014 г. - уже 60,8 % (рис. 6).

□ 2014

□ 2013

□ 2012

60,0 50,0 40,0 30,0 20,0 10,0 0,0

3,3

2,3

2,8

21.1

19,1

24,4

13,4

27,4

35,1

53,£

50,1

32,4

7,0

1,1

3,7

абсолютно не скорее затрудняюсь скорее достоверна, абсолютно

достоверна не достоверна ответить чем недостоверна достоверна Является достоверной, на Ваш взгляд информация, предоставленная в Интернете?

Рис. 6. Оценка российскими молодыми пользователями степени достоверности информации, представленной в Интернете в 2012, 2013 и 2014 гг. (в %)

Именно оценка степени достоверности Интернет-контента служит фактором, влияющим на всё растущее значение глобальной сети как средства получения информации и осуществления различных видов социальной активности онлайн.

Молодые российские пользователи в течение анализируемого периода делились на три сопоставимые по размеру группы: позитивно, негативно настроенные в отношении потенциального усиления контроля Интернет-контента и не определившихся со своей позицией в отношении данного контроля. При этом доля позитивно настроенных немного увеличилась в период с 2012 до 2014 гг.: 32,4 % молодых россиян ратовали за усиление контроля Интернета правительством, в 2013 г. данный показатель составил 32,3 % и в 2014 г. - 38,4 %.

Молодые россияне, как и в граждане России в целом, постепенно отказываются от мнения позволять высказываться людям экстремистские идеи: в 2012 г. 55,6 % молодых россиян были за полную свободу слова, в том числе, сообщений экстремистского содержания, в 2013 г. доля такой молодежи снизилась до 30,8 %, а в 2014 г. немного выросла, составив 38,8 % (рис. 7).

Рис. 7. Отношение молодых россиян к свободе проявления экстремистских идей в Интернете в 2012, 2013 и 2014 гг. (в %)

Резюмируя сказанное, обозначим наиболее значимые характеристики стратегии использования молодежью России глобальной сети:

- рассмотрение Интернета как приоритетного источника информации и средства досуговой деятельности;

- отношение к социальным сетям как пространству, частично заменяющему традиционную коммуникацию, обеспечивающему возможность развлечения, самопрезентации и решения практических проблем;

- умеренно растущий уровень доверия к возможностям Интернета в реализации политической и экономической субъектности, повышение степени позитивности восприятия глобальной сети как средства осуществления политической субъектности;

- рассмотрение Интернета как пространства свободного выражения мнений, при этом убежденность в необходимости контроля экстремистских высказываний в глобальной сети.

Всё это позволяет говорить об Интернете как наиболее влиятельном канале воздействия на сознание и поведение российской молодежи, а также об Интернет-контенте как наиболее показательной системе маркеров социальной активности, социальных установок и ценностных ориентиров молодых российских пользователей.

Список литературы

1. Долгоруков А.М. е-Этнометодология - новая социологическая перспектива? // Материалы I Междунар. науч.-практич. конф. «Социальный компьютинг: основы, технологии развития, социально-гуманитарные эффекты» (IISC-12): 11 статей и тезисов. М.: Изд-во МГГУ им. М.А. Шолохова, 2012. С.115-120.

2. Еляков А. Д. Российское общество в информационном измерении // Социологические исследования. 2009. № 7. С.85-94.

3. Морозова Е.В., Мирошниченко И.В. Сетевые сообщества в условиях чрезвычайных ситуаций: новые возможности для граждан и для власти // Политические исследования. 2011. № 1. С. 140-152.

4. Назарчук А.В. О сетевых исследованиях в социальных науках // Политические исследования. 2011. № 1. С. 39-51.

5. Онлайн исследования и методология социальных наук: новые горизонты, новые (и не столь новые) трудности // Онлайн исследования в России 2.0 / под ред. А.В. Шашкина, И.Ф. Девятко, С.Г. Давыдова. М.: РИЦ «Северо-Восток», 2010.

6. Шаповалов В.Л. Технологии мобилизации протестной активности в социальных сетях // Материалы VI Всерос. конгресса политологов «Россия в глобальном мире: институты и стратегии политического взаимодействия». М., 2012.

7. Чугунов А.В. Российская Интернет аудитория в зеркале социологии. СПб.: СПбГУ, 2006.

8. World Internet Project Доступ: http://www.worldinternetproiect.net/ (проверено 12.11.2014).

References

1. Dolgorukov А.М. e-EHtnometodologiya - novaya sotsiologicheskaya perspektiva? // Materialy I Mezhdunar. nauch.-praktich. konf. «Sotsial'nyj komp'yuting: osnovy, tekhnologii razvitiya, sotsial'no-gumanitarnye ehffekty» (IISC-12): 11 statej i tezisov. M.: Izd-vo MGGU im. М.А. SHolokhova, 2012. S. 115-120.

2. Elyakov АЛ. Rossijskoe obshhestvo v informatsionnom izmerenii // Sotsiologicheskie issledovaniya. 2009. № 7. S.85-94.

3. Morozova E.V., Miroshnichenko I.V. Setevye soobshhestva v usloviyakh chrezvychajnykh situatsij: novye vozmozhnosti dlya grazhdan i dlya vlasti // Politicheskie issledovaniya. 2011. № 1. S. 140-152.

4. Nazarchuk А^. O setevykh issledovaniyakh v sotsial'nykh naukakh // Politicheskie issledovaniya. 2011. № 1. S. 39-51.

5. Onlajn issledovaniya i metodologiya sotsial'nykh nauk: novye gorizonty, novye (i ne stol' novye) trudnosti // Onlajn issledovaniya v Rossii 2.0 / pod red. АЖ SHashkina, I.F. Devyatko, S.G. Davydova. M.: RITS «Severo-Vostok», 2010.

6. SHapovalov V.L. Tekhnologii mobilizatsii protestnoj aktivnosti v sotsial'nykh setyakh / Materialy VI Vseros. kongressa politologov «Rossiya v global'nom mire: instituty i strategii politicheskogo vzaimodejstviya». M., 2012.

7. CHugunov А^. Rossijskaya Internet auditoriya v zerkale sotsiologii. SPb.: SPbGU, 2006.

8. World Internet Project Dostup: http://www.worldinternetproject.net/ (provereno 12.11.2014).

Домбровская Анна Юрьевна, канд. социол. наук, зав. лабораторией, [email protected], Россия, Москва, Институт гуманитарных технологий в сфере социального компьютинга Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова,

Казаченко Савватий Александрович, [email protected], Россия, Москва, Институт гуманитарных технологий в сфере социального компьютинга Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова

DYNAMICS OF CHARACTERISTICS OF THE STRATEGY OF INTERNET BEHAVIOR A.Y. Dombrovskaya, S.A. Kazachenko

The paper presents the results of studying of dynamics of strategy of Internet behavior of the Russian youth during the period from 2012 to 2014. Change of indicators of intensity of use by the youth of a global network, wireless devices for Internet connection, information search of various contents, use of a global network as spaces of creation and placement of own content, and also as spaces of leisure activity are analyzed. The data on the transition of the younger generation of users from a condition of "digital boom" in 2012 are provided to understand an important place which is taken by a global network in their daily occurrence in 2014. It is shown that the Russian user kernel in many respects defines Internet behavior contours in Russia and is characterized by an active use of a network as spaces of creation and placement of content, the appeal to entertaining content and the relation to social networks as to a way of communication, self-presentation and the solution of practical problems.

Key words: Internet behavior, Internet communication, youth, user kernel, dynamics of strategy of Internet behavior.

Dombrovskaya Anna Yurievna, candidate of Sociological Sciences, head of the laboratory, [email protected], Russia, Moscow, Institute for the High-Hume Technology in Social Computing of Sholokhov Moscow State University for the Humanities,

Kazachenko Savvatiy Alexandrovich, postgraduate student, [email protected], Russia, Moscow, Institute for the High-Hume Technology in Social Computing of Sholokhov Moscow State University for the Humanities.

УДК 316: 444.56 - 055.2

ВОЗМОЖНОСТИ СОВРЕМЕННОЙ ЖЕНЩИНЫ В СФЕРЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

О.В. Абросимова

Рассматриваются особенности положения женщин в современном обществе, выявляется степень их реализации в различных областях жизнедеятельности. Выделяются факторы, способствующие приобщению женщин к предпринимательской деятельности, а также основополагающие блоки проблем.

Ключевые слова: гендер, дискриминация, занятость, карьера, квалификация, неравенство, профессиональная подготовка, рынок труда, трудоустройство.

Предпринимательство сегодня, выступая сферой собственной трудовой активности, представляет собой область наиболее полной реализации личностного и профессионального потенциала, а также средство изменения социального статуса, вертикального продвижения в системе социальной стратификации по оси «доход - престиж профессии», а следовательно, восходящей социальной мобильности. В связи с этим изучение особенностей становления и развития женского предпринимательства выступает одним из приоритетных направлений современной социологии.

Возможности женщин в сфере предпринимательской деятельности наиболее последовательно изучаются американскими экономистами, социологами и социальными психологами. В России проблемы женского предпринимательства только завоевывают статус социально значимых, вследствие чего их изучение характеризуется мозаичностью и непоследовательностью. Между тем в настоящее время женщины, сумевшие адаптироваться к системе рыночных отношений и обладающие лидерскими качествами, достаточно успешно справляются с ролью топ-менеджеров в частных фирмах. Число предприятий, возглавляемых женщинами, растет, и, по мнению экспертов, принявших участие в серии фокусированных групповых интервью на тему «Специфика становления женского предпринимательства в Тульском регионе» (2012 г.), их численность будет расти и далее.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.