Научная статья на тему 'Базовые стратегии онлайн-поведения и политической субъектности интернет-пользователей в Швейцарии'

Базовые стратегии онлайн-поведения и политической субъектности интернет-пользователей в Швейцарии Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
214
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИЯ / ИНТЕРНЕТ-АУДИТОРИЯ / СТРАТЕГИИ ОНЛАЙН-ПОВЕДЕНИЯ / ПОЛИТИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ИНТЕРНЕТА / ПОЛИТИЧЕСКАЯ СУБЪЕКТНОСТЬ ИНТЕРНЕТ-ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ / СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОФИЛИ ИНТЕРНЕТ-ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ / INTERNET COMMUNICATION / INTERNET AUDIENCE / ONLINE BEHAVIOR / THE POLITICAL FUNCTION OF THE INTERNET / THE POLITICAL SUBJECTIVITY OF INTERNET USERS / SOCIAL AND POLITICAL PROFILES OF INTERNET USERS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Иванов Илья Сергеевич

Представлены результаты сравнительного, типологического и кластерного анализа эмпирических данных, характеризующих интернет-коммуникацию в современной Швейцарии. Методика исследования разработана исследовательской группой, с участием автора статьи, представляющей РФ в международной исследовательской организации Мировой Интернет Проект. В результате исследования установлено, что интернет-коммуникации в Швейцарии присущи такие черты, как высокий уровень развития инфраструктуры глобальной сети и высокие значения индексов развития интернета; отсутствие институционального контроля над поведением пользователей; высокий уровень проникновения интернета; существенная доля прагматично ориентированных пользователей. Для данного типа политической субъектности характерно позитивное и преимущественно деятельностное отношение к гражданским и политическим функциям интернета. Потенциал влияния на власть посредством технологий и инструментов интернета не только признается как абстрактная возможность, но и рассматривается в качестве политических практик, если это снижает издержки и повышает эффективность индивидуальных и коллективных действий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Иванов Илья Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

KEY PROFILES OF THE ONLINE ACTIVITY AND POLITICAL EMPOWERMENT OF SWISS INTERNET USERS

The article presents the results of the comparative, typological and cluster analysis of empirical data characterizing the Internet communication in modern Switzerland. Research Methodology developed by the research team, representing the Russian Federation in international research union the World Internet Project, with the participation of the author. The study outcome -Internet communication in Switzerland has a high level of infrastructure development of the global network and high value Internet development indexes; lack of institutional control of the Internet-content and users; a high level of Internet penetration; a huge proportion ofpragmatically oriented users. This type of political subjectivity is characterized by positive relation of the users to civil and political functions of the Internet. Potential influence on the authority with the technology and Internet tools is not only recognized as an abstract possibility, but is seen as a political practice, if it reduces costs and increases the efficiency of individual and collective action.

Текст научной работы на тему «Базовые стратегии онлайн-поведения и политической субъектности интернет-пользователей в Швейцарии»

УДК 32.019.51

БАЗОВЫЕ СТРАТЕГИИ ОНЛАЙН-ПОВЕДЕНИЯ

И ПОЛИТИЧЕСКОЙ СУБЪЕКТНОСТИ ИНТЕРНЕТ-ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ В ШВЕЙЦАРИИ

И.С. Иванов

Представлены результаты сравнительного, типологического и кластерного анализа эмпирических данных, характеризующих интернет-коммуникацию в современной Швейцарии. Методика исследования разработана исследовательской группой, с участием автора статьи, представляющей РФ в международной исследовательской организации - Мировой Интернет Проект. В результате исследования установлено, что интернет-коммуникации в Швейцарии присущи такие черты, как высокий уровень развития инфраструктуры глобальной сети и высокие значения индексов развития интернета; отсутствие институционального контроля над поведением пользователей; высокий уровень проникновения интернета; существенная доля прагматично ориентированных пользователей. Для данного типа политической субъектности характерно позитивное и преимущественно деятельностное отношение к гражданским и политическим функциям интернета. Потенциал влияния на власть посредством технологий и инструментов интернета не только признается как абстрактная возможность, но и рассматривается в качестве политических практик, если это снижает издержки и повышает эффективность индивидуальных и коллективных действий.

Ключевые слова: интернет-коммуникация, интернет-аудитория, стратегии онлайн-поведения, политические функции интернета, политическая субъектность интернет-пользователей, социально-политические профили интернет-пользователей.

Исследование финансировалось Министерством образования и науки Российской Федерации в рамках реализации государственного задания «Выявление закономерностей взаимосвязи развития политических систем и интернет-коммуникации» на 2014-2016 гг. Код государственного задания 2816.

На современном европейском пространстве можно выделить несколько базовых типов политической субъектности пользователей глобальной сети. Первый тип связан с доминированием стратегий интернет-поведения, для которых свойственно умеренное и прагматичное потребление онлайн-контента, в том числе, контента политической направленности. Для данного типа политической субъектности характерно позитивное и преимущественно деятельностное отношение к гражданским и политическим функциям интернета. Потенциал влияния на власть посредством технологий и инструментов интернета не только признается как абстрактная возможность, но и рассматривается в качестве политических практик, если это снижает издержки и повышает эффективность индивидуальных и коллективных действий. Выделенный тип политической субъектности в наибольшей мере выражен в таких странах старой Европы, как Великобритания, Швеция, Швейцария. Благоприятные институциональные условия применения интернет-технологий в политическом процессе, социокультурные особенности развития, а также масштабность и устойчивость национальных онлайн-аудиторий в указанных странах во многом предопределяют состояние политической субъектности пользователей глобальной сети. В данной статье, на примере

10

пользовательской активности интернет-аудитории в Швейцарии будут рассмотрены особенности обозначенного типа политической субъектности пользователей. Опыт Швейцарии важен для понимания специфики процесса формирования политической субъектности пользователей в пространстве глобальной сети, включающего складывание их представлений относительно технологий и инструментов воздействия на структуры власти и политических лидеров, а также развитие установок относительно безопасности, свободы и потенциала влияния индивидов в цифровой среде в современной России.

Теоретико-методологические основы исследования составляют труды и научные положения отечественных и зарубежных ученых, выраженные в теориях: политических систем (Г. Алмонд, К. Дойч, Д. Истон, Т. Парсонс и др.); политической культуры (Г. Алмонд, С. Верба, У. Розенбаум, П. Шаран и др.); делибе-ративной демократии (Ю. Хабермас, Б. Аккерман, С. Бенхабиб, Дж. Драйзек и др.); информационного общества (Д. Белл, М. Кастельс, Э. Тоффлер, И. Масуда, Н. Неграпонте и др.); политической коммуникации (Г. Лассуэл, Л. Пай, У. Уивер, К. Шеннон и др.); политических сетей (Р. Дэвис, С. Коленман, Б. Барбер и др.); интернет-комуникации (М. Постер, Г. Рендгольд, Л. Дальберг и др.).

Методологическую основу исследования образуют использованные во взаимосвязи системный, неоинституциональный, сетевой, синергетический подходы, методы сравнительного и типологического анализа, процедуры факторного и кластерного анализа данных массового опроса.

В основе методики и инструментария проведения массового опроса - результаты работы международной исследовательской группы, объединенной в рамках World Internet Project (WIP, Мировой Интернет Проект). WIP - это международная исследовательская организация, объединяющая ученых, специализирующихся на исследовании Интернет-коммуникации из 50 стран мира. Старт проекта был осуществлен еще в 1999 году в Центре политических коммуникаций Лос-Анджелеса, США (в настоящее время - Центр цифрового будущего). Ежегодно, по единой методике, исследовательскими группами стран-участниц проекта осуществляются массовые опросы, фиксирующие изменения в динамике, содержании и структуре интернет-коммуникации. Основные задачи проекта связаны с определением масштаба интернет-коммуникации и структуры потребления интернет-контента пользователями; выявлением специфики политической субъектности участников интернет-коммуникации; сравнением данных и на этой основе выделением типов и моделей взаимосвязи развития интернет-коммуникации и политических систем в различных странах мира [1]. Россию в Мировом Интернет Проекте представляет исследовательская группа под руководством Е.В. Бродовской [2, 3,4].

Сравнительный анализ. Сравнительный анализ произведен на основе сопоставления следующих интегральных показателей/индексов:

- The Web Index [5];

- Freedom on the Net [6];

- The United Nations E-Government Survey [7];

- ICT Development Index [8];

- Networked Readiness Index [9].

Типологический анализ. В данном случае базовым типообразующим признаком выступают, репрезентуемые в результатах кластерного анализа доминирующие профили потребления интернет-контента.

Кластерный анализ. В качестве кластеризующих переменных отобраны те, которые раскрывают поведенческий аспект пользования сетью:

Интенсивность использования интернета дома (в неделю); Интенсивность использования интернета на работе (в неделю); Интенсивность использования интернета в учебных заведениях (в

неделю);

- Интенсивность использования интернета где-либо еще (в неделю);

- Интенсивность использования беспроводных мобильных устройств для выхода в интернет;

- Наличие опыта использования беспроводных мобильных устройств для выхода в интернет;

- Интенсивность использования электронной почты; Интенсивность общения в чатах;

Интенсивность осуществления телефонных звонков через интернет; Интенсивность наполнения контентом своего блога; Интенсивность размещения своих фотографий или картинок в ин-

тернете;

шествиями;

контента;

ровьем;

Интенсивность обновления своего статуса в социальной сети; Интенсивность комментарийной активности;

Интенсивность поиска в интернете информации, связанной с путе-

Интенсивность поиска в интернете информации о новой работе; Интенсивность чтения/поиска в интернете шуток, юмористического

Интенсивность поиска в интернете информации, связанной со здо-

Интенсивность участия в играх в интернете; Интенсивность совершения покупок в интернете; Интенсивность бронирования услуг онлайн; Интенсивность оплаты счетов онлайн; Интенсивность использование онлайн услуг банков;

- Интенсивность совершения инвестиций в акции/ облигации/фонды через интернет;

Интенсивность поиска определения термина/понятия в интернете; Интенсивность поиска информации о конкретном факте; Интенсивность поиска информации, связанной с образованием;

- Интенсивность дистанционного обучения.

Для выделения типов интернет-пользователей использован метод к-средних. При его применении необходимо использовать переменные с интер-

12

вальными или порядковыми шкалами, если эти шкалы дают возможность определить схожесть объектов.

Для выполнения этого условия было произведено преобразование отобранных переменных:

- блок вопросов о продолжительности использования интернета в разных местах (дома, на работе, на учебе и т.д.) усреднен в новую переменную «Интенсивность пользования сетью» (с одной стороны, это позволяет нивелировать различие, обусловленное основной занятостью респондентов: кто-то большую часть времени находится дома, кто-то учится, кто-то работает, а с другой - позволяет выделить именно интенсивность использования интернета);

- в блоке вопросов об интенсивности использования разных возможностей интернета и опыте применения мобильных технологий вариант ответа «затрудняюсь ответить» по смыслу соответствует варианту ответа «не пользуюсь данной функцией»;

- проведена /-стандартизация всех отобранных переменных [10].

В процессе анализа эмпирических данных были рассмотрены следующие аспекты интернет-коммуникации в Швейцарии:

- уровень проникновения интернета;

- социально-демографические факторы вовлеченности в интернет-коммуникацию;

- мнение граждан о возможностях реализации политической субъектно-сти в интернете;

- соотношение профилей использования глобальной сети;

- индексы развития интернета;

- соотношение характеристик политической системы государства и особенностей интернет-коммуникации в стране.

Удельный вес пользователей в структуре населения Швейцарии представлен на рисунке.

90 85,2 %

80 70 60 50 40 30 20 14,8 %

10 0

Пользователи Не пользователи

Удельный вес пользователей в структуре населения Швейцарии

Уровень проникновения интернета в Швейцарии один из самых высоких в мире. Наиболее важной причиной невовлеченности в интернет-коммуникацию довольно небольшой части швейцарцев является отсутствие у них интереса и непонимание пользы и ценности интернета - эту причину назвали 38,4 % из числа непользователей данной страны. Все остальные причины имеют доли, не превышающие десяти - двенадцати процентов: отсутствие компьютера стало причиной невовлеченности в сеть для 10,2 % швейцарцев-непользователей, отсутствие навыков применения интернета не позволяет стать пользователем глобальной сети 11,9 % невовлеченных в интернет-коммуникацию швейцарцев. На слишком большую занятость и отсутствие времени ссылаются 7,6 % швейцарцев-непользователей и только 4,7 % называют причиной отказа от использования интернета высокие цены на доступ в глобальную сеть. Таким образом, следует предположить, что Швейцария на данный момент достигла пределов проникновения сети и в дальнейшем интенсивного роста числа пользователей не ожидается.

Проанализируем воздействие демографических факторов на опыт использования интернета в Швейцарии (см. табл. 1).

Таблица 1

Социально-демографические факторы вовлеченности швейцарцев в интернет-коммуникацию

Индикаторы Доля, %

Пол

Мужчины - пользователи 86,8

Женщины - пользователи 83,5

Возраст

Молодые пользователи 96,5

Пожилые пользователи 61,0

Образование

Образованные пользователи 93,5

Малообразованные пользователи 70,1

Доход

Пользователи, имеющие высокий доход 94,1

Пользователи, имеющие низкий доход 58,9

Социальная дифференциация интернет-инклюзии в Швейцарии довольно неявная, имеет несколько меньшие границы отличий в доле пользователей и непользователей в различных демографических группах. Генде рный фактор в этой стране фактически не заметен, отличия в процентах мужчин-пользователей и женщин-пользователей в пределах статистической погрешности. Несколько более ощутимое влияние оказывают возрастные, образовательные и материальные факторы. Вместе с тем, несмотря на довольно существенный перевес пользователей в сторону молодежи, в Швейцарии всё же самая большая для Европы доля пожилых пользователей глобальной сети [11]. Что касается образования и дохода, то среди высокообразованных и материально

благополучных выявлено фактически тотальное проникновение интернета, а вот среди малообразованных пользователей значительно меньше и вдвое меньше вовлеченных в интернет-коммуникацию среди людей, имеющих низкий доход.

Перейдем к анализу отношения швейцарцев к политическим функциям интернета (табл. 2).

Таблица 2

Оценка швейцарцами интернета как средства политического участия

Оценка различных возможностей интернет Доля, %

Согласие с утверждением, что «власти должны регулировать интернет сильнее, чем сейчас»

Абсолютное несогласие 24,4

Частичное несогласие 26,3

Нейтральное отношение к утверждению 26,4

Частичное согласие 15,4

Абсолютное согласие 7,5

Оценка степени безопасности любых высказываний в интернете

Крайне низкая оценка 26,5

Относительно низкая оценка 29,0

Нейтральное отношение к оценке 22,1

Относительно высокая оценка 12,9

Крайне высокая оценка 9,5

Отношение к утверждению о необходимости предоставления права людям высказывать любые идеи в глобальной сети, даже если они экстремистские

Крайне негативное отношение 23,5

Частично негативное отношение 24,9

Нейтральное отношение 21,6

Частично положительное отношение 16,8

Крайне позитивное отношение 13,2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Оценка интернета как средства, обеспечивающего расширение возможностей влияния на власть

Значительно сужает возможности влияния 36,1

Немного сужает возможности влияния 25,4

Не влияет никак 20,9

Немного расширяет возможности влияния 11,4

Значительно расширяет возможности влияния 6,3

Окончание табл.2

Оценка различных возможностей интернет Доля, %

Оценка интернета как средства, заставляющего чиновников больше обращать внимание на то, что о них думает общественность Доля, в %

Значительно сужает возможности такого влияния 26,6

Немного сужает возможности такого влияния 26,9

Не влияет никак 27,9

Немного расширяет возможности влияния 13,2

Значительно расширяет возможности такого влияния 5,4

Оценка интернета как средства, позволяющего лучше понимать действия политиков

Крайне низкая оценка таких возможностей 24,4

Низкая оценка таких возможностей 26,3

Средняя оценка таких возможностей 26,4

Высокая оценка таких возможностей 15,4

Швейцарцы воспринимают интернет как пространство свободное от государственного регулирования, для двух третей из них важно иметь возможность открыто и беспрепятственно выражать свои идеи. Вместе с тем, только 22,4 % опрошенных уверены, что абсолютно безопасно делиться в интернете своими мыслями о политиках, чиновниках, решениях лидеров страны. Треть швейцарцев (30,0 %) убеждены, что интернет - пространство любых, даже экстремистских идей, однако остальные две трети не считают допустимым открытую публикацию экстремистских идей в глобальной сети. Это говорит о довольно существенной избирательности швейцарцев в вопросах свободы слова -свободу признают и ратуют за нее, но не в случае с экстремизмом. Более четырех пятых опрошенных граждан Швейцарии (82,3 %) не признают интернет мощным инструментом давления на власть.

Глобальная сеть воспринимается лишь как пространство обсуждения и выражения критики и в меньшей степени как реальный рычаг воздействия на принятие политических решений. Это подтверждается и распределением ответов респондентов на вопрос о том, в какой степени интернет может заставить политиков и чиновников задуматься о том, как воспринимаются их действия. Абсолютное большинство швейцарцев (81,4 %) убеждены, что глобальная сеть не может быть эффективным средством, способным заставить чиновника оценить свои действия глазами граждан. Наиболее позитивное отношение граждане Швейцарии выразили к возможности интернета предоставить информацию о причинах принятия политических решений - почти половина швейцарцев (совокупно 41,8 %) согласились с утверждением о том, что интернет позволяет лучше понимать действия политиков.

Результаты кластерного анализа профилей [12] пользования глобальной сетью в Швейцарии показаны в табл. 3.

Таблица 3

Распределение кластеров - профилей интернет-пользователей

в Швейцарии

Профили Доля в структуре населения

Человек цифровой 6,6

Человек развлекающийся 9,1

Человек прагматичный 39,8

Человек традиционный 29,6

Человек не цифровой 14,8

Итого 100

Доминирующим кластером в Швейцарии является «Человек прагматичный». Около 40 % граждан этой страны предпочитают функционально использовать глобальную сеть, решая при этом профессиональные, практические, утилитарные задачи. Еще треть швейцарцев выбирают так называемый традиционный профиль использования Всемирной паутины, характеризующийся спорадическим обращением к интернет-ресурсам и возможностям и предпочтением иных каналов коммуникации и источников информации. Такое распространение кластера «Человек традиционный» в Швейцарии закономерно объясняется значительной долей пожилых людей в структуре пользователей. Именно люди старших возрастов более всего склонны к несистемному и разовому использованию глобальной сети и нацеленности на телевидение и непосредственное общение более чем на интернет. Довольно небольшая доля швейцарцев ориентирована на развлечение в сети и еще меньший процент приходится на тех граждан этой страны, которые воспринимают глобальную сеть как первоочередное жизненное пространство. В обоих случаях - это главным образом молодежь, жизненная ситуация или профессиональная деятельность которых связана с интернет-технологиями.

Рассмотрим значения индексов развития глобальной сети в Швейцарии (табл. 4).

Таблица 4

Индексы развития интернета в Швейцарии

Показатели Ранг

Web Index - Обобщенный показатель 18 место

Web Index - Проникновение И=79,69

Web Index - Качество контента И=76,86

Web Index - Свобода и открытость И= 81,27

Web Index - Права и возможности И= 83,10

Позиции Швейцарии в рейтинге The Web Index довольно высоки, вместе с тем, страна уступает значительному числу государств западной и северной Европы в этой системе рейтингования [5]. Показатель «Права и возможности» имеет наиболее высокие значения, а «Качество контента» - наименьшие среди всех показателей The Web Index в Швейцарии.

Сопоставим значения индексов развития глобальной сети в Швейцарии с характеристиками политической системы и интернет-коммуникации в данной стране (см. табл. 5).

Таблица 5

Матрица типологического анализа по осям «Политическое развитие»/ «Развитие интернет-коммуникации» в Швейцарии

Параметры Открытая, конкурентная политическая система/ демократический политический режим

Отсутствие институционализированного контроля над интернет-коммуникацией со стороны государства +/+ /+

Наличие ограничений интернет-коммуникации, установленных государством

Частичный контроль со стороны государства/других акторов за некоторыми аспектами интернет-коммуникации

Высокий уровень проникновения интернета +/+/+

Средний уровень проникновения интернета -

Низкий уровень проникновения интернета -

Существенный удельный вес кластера пользователей, не ограничивающих масштаб интернет-коммуникации типом контента -

Существенный удельный вес кластера пользователей, ограничивающих масштаб интернет-коммуникации прагматичными целями

Существенный удельный вес кластера пользователей, ограничивающих масштаб интернет-коммуникации досуго-вым контентом

18

Сопоставление данных таблиц индексов развития интернета в Швейцарии и типологических характеристик политического устройства данного государства указывает на следующую систему взаимосвязей между политической средой и интернет-коммуникацией:

- открытая, конкурентная политическая система и демократический политический режим

- высокий уровень развития инфраструктуры глобальной сети и высокие значения индексов развития интернета;

- отсутствие институционального контроля интернета;

- отсутствие ограничений доступа в глобальную сеть;

- высокий уровень проникновения интернета;

- незначительный процент пользователей, предпочитающих досуговый интернет-контент и использование интернета как первоочередной жизненной среды;

- существенная доля прагматично ориентированных пользователей.

Таким образом, анализ содержательных (потребление политического

интернет-контента в структуре стратегий поведения пользователей глобальной сети) и технологических (сформированность у пользователей установок на использование технологий и инструментов интернет-пространства для воздействия на структуры власти и политических лидеров) особенностей формирования политической субъектности интернет-пользователей в современной Швейцарии демонстрирует наличие двух доминант в онлайн-поведении: с одной стороны, прагматизм, а, с другой - традиционализм.

Умеренность и рациональность в интернет-коммуникации отражает выбор политических стратегий поведения в оффлайн-среде. Подобная коэволюция между развитием политической системы и интернет-коммуникации наблюдается в странах со сложившимися и устойчивыми интернет-аудиториями.

Иным восприятием политической субъектности в глобальной сети характеризуется интернет-аудитория России, которую можно причислить ко второму базовому типу. Существенная доля пользователей в РФ позитивно оценивает гражданские и политические функции глобальной сети. Однако, и в реальном пространстве и в цифровой среде наблюдается преимущественно "зрительская" политическая активность, укладывающаяся в формулу: "Интернет расширяет возможности оказывать влияние на политику, но этим должен заняться кто-то другой".

В таких интернет-аудиториях пользователи, прежде всего, ориентированы на информационные, коммуникационные, досуговые функции глобальной сети. Кроме этого, в пользовательских аудиториях рассматриваемого типа одной из доминант выступает приоритет традиционных СМИ.

Это связано с тем, что, в целом пользовательская аудитория России является относительно молодой (термин "молодая интернет-аудитория" предложен аналитиками компании Google Дж. Коэном и Э. Шмидтом [13]) и не достигшей пределов роста, а также устойчивости в стратегиях интернет-поведения. Следовательно, переход российской интерент-аудитории к более

устойчивому состоянию - это вопрос перспективы, в которой опыт Швейцарии может быть полезным.

Список литературы

1. World Internet Project [Электронный ресурс]. URL: http://www.worldinternetproject. net/#news (дата обращения: 09.03.2016)

2. Nechaev V., Brodovskaya E., Dombrovskaya A. The national profiles of Internet-communication: the results of cross-national cluster analysis // European Journal of Science and Theology. 2015. - 3 (11). - P. 125-130. (ISSN 1842 - 8517).

3. Nechaev V., Brodovskaya E., Dombrovskaya A. Spiritual orientations of Russians in the era of the Internet (the results of national sociological research) // European Journal of Science and Theology. - 2015. - 3 (11). - P. 225-236. (ISSN 1842 - 8517).

4. Nechaev V., Brodovskaya E., Dombrovskaya A. Perception of political subjectivity on the Internet: results of the cross-national cluster analysis in the USA, United Kingdom, Mexico, Sweden, Russia, China, The Republic of South Africa // 031-ASS Asian Social Science - Canada. - 2015 - 7 (11). - P. 269-277. (ISSN 19112017 E-ISSN 1911-2025).

5. Рейтинг развития интернета в странах мира в 2012 г. (исследование World Wide Web Foundation) // Центр гуманитарных технологий - 12.09.2012 [Электронный ресурс]. URL: http://gtmarket.ru/news/2012/09/12/4968 (дата обращения: 09.03.2016).

6. Рейтинг стран мира по уровню свободы интернета 2013 г. (исследование Freedom House) // Центр гуманитарных технологий - 03.10.2013 [Электронный ресурс]. URL: http : //gtmarket.ru/news/2013/10/03/6283 (дата обращения: 09.03.2016).

7. Рейтинг стран мира по уровню развития электронного правительства 2014 г. (исследование ООН) // Центр гуманитарных технологий - 26.06.2014 [Электронный ресурс]. URL: http://gtmarket.ru/news/2014/06/26/6835 (дата обращения: 09.03.2016).

8. Рейтинг стран мира по уровню развития информационно-коммуникационных технологий 2015 г. (ICT Development Index, Международный союз электросвязи) // Центр гуманитарных технологий - 19.07.2016 [Электронный ресурс]. URL: http://gtmarket.ru/ratings/ict-development-index/ict-development-index-info (дата обращения: 19.07.2016).

9. Рейтинг стран мира по уровню сетевой готовности 2014 г. // Центр гуманитарных технологий - 24.04.2014 [Электронный ресурс]. URL: http://gtmarket.ru/news/2014/04/24/6750 (дата обращения: 09.03.2016).

10. Nechaev V., Brodovskaya E., Kaira Yu., Dombrovskaya A. Classification of Russian Internet users: preliminary results of cluster analysis//Life Science Journal. 2014. No. 11(12): P. 330 - 335 (ISSN:1097-8135).

11. Ivanov, I.S. Cross-national studies of the development of internet communication in different political systems / I.S. Ivanov, E.V. Brodovskaya, O.V. Dmitrieva, S.A. Kazachenko // Наука и общество. 2014. № 2-1. С. 86-91.

12. Бродовская Е.В., Домбровская А.Ю., Иванов И.С. Изменение стратегий онлайн-поведения российской интернет-аудитории: результаты сравнительного кластерного анализа (2012-2014 гг.) // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2016. № 3. С. 173 - 187.

13. Коэн Дж., Шмидт Э. Новый цифровой мир. М.: Манн, Иванов и Фер-бер, 2013.

Иванов Илья Сергеевич - аспирант, старший преподаватель, p.pro@bk.ru, Россия, Москва, Институт истории и политики, Московский педагогический государственный университет.

KEY PROFILES OF THE ONLINE ACTIVITY AND POLITICAL EMPOWERMENT OF SWISS INTERNET USERS

I.S. Ivanov

The article presents the results of the comparative, typological and cluster analysis of empirical data characterizing the Internet communication in modern Switzerland. Research Methodology developed by the research team, representing the Russian Federation in international research union - the World Internet Project, with the participation of the author. The study outcome -Internet communication in Switzerland has a high level of infrastructure development of the global network and high value Internet development indexes; lack of institutional control of the Internetcontent and users; a high level of Internet penetration; a huge proportion ofpragmatically oriented users. This type of political subjectivity is characterized by positive relation of the users to civil and political functions of the Internet. Potential influence on the authority with the technology and Internet tools is not only recognized as an abstract possibility, but is seen as a political practice, if it reduces costs and increases the efficiency of individual and collective action.

Key words: Internet communication, the Internet audience, online behavior, the political function of the Internet, the political subjectivity of Internet users, social and political profiles of Internet users.

Ivanov Ilya Sergeevich - postgraduate student, Assistant Professor, p.pro@bk.ru, Moscow, Russia, Institute for History and Political Science Moscow State University for Education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.