ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ
УДК613.71 159.6 Н.В. МАТЮНИНА,
A.M. АХМЕТЬЯНОВ
Омский государственный педагогический университет Кунгурский колледж промышленных технологий управления и дизайна
ОТНОШЕНИЕ ПОДРОСТКОВ и молодых ЛЮДЕЙ РАННЕГО ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА К ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
В настоящее время в государстве обозначены национальные проекты по возрождению России. Физическая культура и спорт должны сыграть в этом немаловажную роль. В первой части статьи рассматривается статус подростков и молодых людей раннего юношеского возраста в отношении к физической культуре, сформировавшийся в годы перестройки в государстве. Во второй части статьи вскрываются данные науки по факторам, формирующим интерес, и его закономерностей. На основании этого делается вывод, что можно относительно легко включить молодежь в систематические занятия физкультурой, если будет организация, заинтересованные специалисты и условия для занятий.
Технологии обучения и воспитания будут несос- блемами, а техникой физических, спортивных упраж-
тоятельными, если не будет реализовываться прин- нений и развитием физических качеств, хотя в тео-
цип природосообразности. Этот принцип предусмат- рии физического воспитания давно установилось ис-
ривает необходимость учёта сложившихся традиций пользование термина «воспитание» физических
(социальные явления) и менталитета населения (по- качеств, потому что преподаватель-тренер воздейству-
следствия социальных явлений), уровня развития обу- ет на личность занимающегося. Технология занятий
чаемых или воспитуемых, уровень развития наук физической культурой с молодёжью должна строить-
психологии и педагогики, практики физической куль- ся, исходя из имеющегося статуса в мотивации к заня-
туры. Перечисленные элементы складываются в дли- тиям, в её физической подготовленности, материаль-
тельном периоде времени, годами. Известно, что если ных и природных условий.
не будет соответствующей мотивации к занятиям Технология занятий с изменением отдельных пе-
^ физической культуры и спорту, то её надо будет речисленных элементов должна меняться. Один из
| формировать. Тем более в государстве, строящемся ведущих современных учёных в области психологии
в направлении демократизации общества, люди сами A.B. Петровский [ 1 ] выделяет в психологии принцип
должны реализовывать свободу выбора, после чего историзма, предписывающий необходимость учёта
появляется ответственность за принятое решение. того, что предшествовало рассматриваемому явлению.
К сожалению, имеются теоретики, которые счи- В какой-то мере этим реализуется системный подход
тают, что отрасль физической культуры под шифром в понимании изучаемого явления. Принцип историз-
13.00.04 должна заниматься не воспитательными про- ма позволит понять статус обучаемых, воспитуемых
и их отношение к обучению и воспитанию. Без использования этого принципа технологии обучения или воспитания будут несостоятельны, так как не будет реализовываться принцип природосообраэности.
На Госдуме РФ в 2005 [5] озвучены данные, что только 10% российских школьников являются практически здоровыми, многие из них страдают различными заболеваниями, около 40% из них относились к группам медицинского риска. Часто заболевания детей обусловлены комплексом причин.
Трудности перестройки в стране в наибольшей степени сказались на менее защищённых слоях общества. Тяжёлое экономическое состояние, прежде всего, сказалось на детях. Слабая материальная обеспеченность обусловливала необходимость родителей искать работу, работать дополнительно сверх имеющейся ставки. Неустроенность по место работы и дополнительная низко оплачиваемая работа приводили их к повышенному неблагоприятному эмоциональному состоянию. Это передавалось всем членам семьи. Состояние тревоги, беспокойства и неудовлетворённости передавалось детям. Дети заражались эмоциями родителей. В таком состоянии в семье дети не получали должного душевного внимания и любви. Обследования показывали у детей повышенную агрессивность [2], что свидетельствует о недостаточности внимания и доброты. Известно, что родители являются наглядным примером в поведении.
В настоящее время отрицательные эмоции называют токсическими эмоциями [3). Длительное перенесение эмоций по Г. Селье' [4] приводит к истощению организма, иммунная система перестаёт выполнять защитные функции, и начинаются отклонения от нормы в состоянии здоровья.
Современные подростки воспитаны родителями, которые сами воспитывались людьми, испытавшими тяготы трудностей Великой Отечественной войны и восстановления послевоенной разрухи. Последние говорили: «Нам пришлось трудно во время войны и в послевоенный период, так пусть хоть наши дети поживут». Детям давались послабления в требованиях. Испытавшие послабление к себе реализовывали пожелания своих родителей к своим детям. Таким образом, пожелания дедушек и бабушек реализовывались на их внуках.
В 2003 году нами проведён опрос учащихся 7-8 классов о том, как они проводят спой досуг. Опрошено 315 человек. Им задавался вопрос: «Имеютли они возможность выбрать для себя любимый вид занятий в свободное для них время ? Хватает ли свободного времени для этого?» Вответах (37%) проявились тенденции молодых людей к пассивному проведению свободного времени, когда не требуется волевая и физическая активность. В ответах подростков часто встречались ответы «отдых».
В 2005 году нами опрошены молодые люди от 14 до 17 лет: 65 мальчиков и 130 девочек. Им был задан вопрос: «Делаете ли Вы утреннюю зарядку?» Были получены следующие ответы (см. табл.):
Мальчики Девочки
Да, систематически 9.5% 3.8%
Часто 9,5% 0,78%
Иногда 46,1% 46,9%
Не занимаюсь 34,9% 48,4%
На вопрос: «Чем бы ты хотел заниматься в свободное время?» были получены следующие ответы:
34% - выразили потребность в межличностном дружеском общении;
31% - имели желание заниматься спортом и творчеством в кружках и секциях;
21 % - изъявили желание больше быть на природе, загородом, путешествовать;
12,5% - предпочли пассивный вид деятельности: просмотр телевизионных передач, компьютерные игры, прослушивание музыки и др.;
5% - хотят проводить своё свободное ьремя со своими родными и близкими им людьми;
2% - используют чтение.
В ответах о желании заниматься физической культурой и спортомне просматривается приоритета. Приоритет физической культуры и спорта над другими видами занятий в свободное время надо завоёвывать практической работой и использованием рекламы, как всё, что делается в капиталистических условиях.
В период перестройки в государстве учитель физической культуры из-за малой заработной платы не делал полного вклада в свою работу, центральные коммуникативные средства уделяли слабое внимание физической культуре и спорту, так как объектом большего внимания были проблемы политические, экономические и др. Кроме того, в начале перестройки в педагогике в то время установилось мнение, что в образовательных учреждениях должен идти процесс обучения, а не воспитания. Не один предмет не обладает такой спецификой, как физическая культура, где занимающиеся не просто овладевают знаниями, занимающиеся должны физически действовать, преодолевая тяжесть собственного тела и инерционность его динамики. Поэтому отсутствие воспитательных воздействий на уроках физической культуры наиболее отрицательно сказывается на этом предмете.
Таков статус современных подростков и молодых людей раннего юношеского возраста в отношении к физической культуре и спорту. Можно ли быстро включить их в активные занятия физической культурой и спортом?
Что же наработано наукой в области психологии и педагогики [6], чтобы изменить состояние физической культуры и спорта в среде современных подростков и молодежи раннего возраста? Рассмотрим эти наработки.
1. Интерес — это активно-действенное отношение, обусловленное жизненной необходимостью и эмоциональной привлекательностью.
Интерес к физической культуре и спорту есть результат воспитывающей системы, которая слагается из отдельных элементов: системы просвещения, проводящей свою работучерез центральные коммуникативные средства, большого спорта и информации о нём, спортивных мероприятий в городе, школе, влияния учителей школы, училища, вуза, родителей и членов семьи, товарищей, знакомых и др. Все факторы, формирующие интерес к физической культуре и спорту, можно обобщить в виде схемы (см. рис. 1).
2. Выбор вида спорта не зависит от свойств нервных процессов, от особенностей тех или иных физических свойств и качеств. Эндогенные свойства оказывают влияние на выбор вида спорта опосредованно, когда преподаватель физического воспитания или тренер по спорту видят способности занимающихся и советуют подросткам и юношам заняться тем или иным видом спорта. Для убедительного подтверждения этого были обследованы дети, больные ревматизмом, которые находились на санаторном лечении в летний период. Это
были учащиеся общеобразовательных школ в возрасте от 8 до 15 ле г, страдающие ревматизмом от одного до семи лет, с течением болезни в неактивной фазе, с недостаточностью митрального клапана, миокардиоскле-розом, с частичным поражением нервной системы и хроническим тонзиллитом с интоксикацией и др.
Оказалось, что даже длительная болезнь с осложнениями на сердечно-сосудистую и нервную системы при ощущениях болей и недомогания всего организма, предупреждении врача и родителей не оказывают отрицательного влияния на интерес к спорту. Состояние длительного и тяжёлого перенесения болезни не оказывает какого-либо влияния на интерес к спорту.
3. Главной причиной, влияющей на отношение к любимому виду спорта, является непосредственное занятие этим видом спорта. Отношение к любимому виду спорта меняется. Причинами к этому могут быть самые разные обстоятельства. Более изменчивы в этом отношении учащиеся младших классов. Занятия в спортивных секциях способствуют постоянству в отношении к виду спорта, что, вероятно, обусловлено сопутствующими к занятиям обстоятельствами.
При проведении специальной работы по привлечению мальчиков и девочек к систематическим занятиям в секциях оказались под влиянием этой работы среди мальчиков 56,8%, среди девочек — 71,1% (статистически значимое различие). Мальчики оказались более независимыми в этом, чем девочки.
Коэффициент имён выдающихся спортсменов, которые являются идеалами в спорте, у мальчиков больше, чем у девочек. Мальчики больше интересуются спортивной жизнью, чем девочки.
4. Систематические занятия физической культурой, казалось бы, формируют в нервной системе соответствующие условные связи (динамические стереотипы), т.е. привычку в переживании ощущений, однако переживания ощущений в занятиях физической культурой не такие сильные как никотин, алкоголь или наркотики. Кроме того, срабатывает закономерность: живые существа функционируют по принципу экономизации нервно-психической и физической энерг ии. Пример: идут занятия в спортивно-физкультурной секции, но в силу каких-либо причин организация останавливается и занимающиеся прекращаютфизическую активность до следующей возможной организации занятий.
Удовольствие от выполнения упражнений занимающиеся получают не столько от непосредственных ощущений и самочувствия, сколько от воплощения в жизнь своих более значимых целей и задач.
5. Изучение интересов к физической культуре и спорту со стороны подростков и молодых людей раннего юношеского возраста показало, что выбор любимого вида спорта характеризуется большим многообразием, Если взять мальчиков и девочек учебного класса, детей определённого пола и возраста, школу, административный округ, то в любом случае суммарное выражение любимых видов спорта будет постепенно уменьшаться, не может быть такого, чтобы один, два или три вида подавили бы другие виды своей избирательностью. Что-то эмоционально — положительное переживаемое остаётся в чувствах субъекта, и это затем может сказываться в отношении к виду физических упражнений или спорта.
Современные молодые люди отличаются от прошлых поколений по отношению к физической культуре и спорту. Зафиксированные в ходе обследования их болезненные проявления обусловлены соответствующими семейными отношениями в заботе о своём здоровье, воспитательными установками к проявлению физической активности. В связи с этим,
Непосредственные занятия
Родители
Учитель физической культуры
Информация о большом спорте
навыки возраст --ь м пол
Рис. 1. Факторы, обуславливающие процесс формирования интереса
чтобы изменить сложившееся состояние здоровья молодёжи и их отношение к физической культуре, должны быть использованы закономерности функционирования интереса к физической культуре и спорту.
Как показал анализ, выбор вида спорта обусловлен не эндогенными факторами (тип нервной системы, особенности физической подготовленности и даже здоровья), а экзогенными (информация о большом спорте, родители, учительфизической культуры испортаисами непосредственные занятия). Интересы к спорту характеризуются многообразием. Устойчивость и изменчивость зависят от непосредственных занятий. Больше занимаются физической культурой и спортом мальчики, чем девочки. Мальчики в этом более самостоятельны, чем девочки. Получается, что для современных подростков и молодых людей раннего юношеского возраста нет каких-либо особых затруднений в привлечении их к систематическим занятиям, была бы организация, были бы хорошие специалисты в проведении занятий, были бы условия - молодые люди и подростки без всяких трудностей станут заниматься физической культурой и спортом. Однако занятия физической культурой не могут ограничиваться только одними физическими упражнениями. Должна быть новая система, использующая глубокие знания о закономерностях функционирования организма, мировоззрение о здоровом и счастливом образе жизни. Система занятий должна включать информацию о психике, иммунной защитной функции, правильном питании и отдыхе.
Библиографический список
1. Введение в психологию. Учебник для высшей школы / Под общ. ред. A.B. Петровского. — М.: Академия, 1996,- 495с.
2. Корытченкопа Н.И. Влияние стилей семейных отношений на агрессивность личности ребёнка. Автореф. канд. дисс...-психол. наук / Н.И. Корытченкова. • Новосибирск, 2000.
3. Раклова Е.М. Психологические средства коррекции со-зависимых состояний личности (на примере жён, имеющих мужей с алкогольными проблемами). Авто реферат дисс... канд. психол. наук / Е.М. Раклова. — Новосибирск, 2006.
4. Селье Г. Стресс без дистресса / Г.Селье. - М.: Прогресс, 1982. - !28с.
5. Стенограмма пленарного заседания Госдумы РФ от 15 июня 2005 г.
6. Щербаков Е.П. Исследование интересак спортуу школьников (4-10 классов) и экспериментальное обоснование возможности управления им при спортивной ориентации. Автореф. канд. дисс. пед. наук / Е.П. Щербаков -И., 1970. - 22с.
МАТЮНИНА Наталья Васильевна, доцент кафедры физвоспитания, кандидат педагогических наук. АХМЕТЬЯНОВ Артур Мулланурович, директор Кун-гурского колледжа промышленных технологий управления и дизайна.
Дата поступления статьи в редакцию: 27.06.2006 г. © Матюнина Н.В., Ахметьянов A.M.