УДК 796.011
АДАПТАЦИЯ ЛИЧНОСТИ В ЖИЗНЕННОМ МИРЕ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
Кандидат педагогических наук Е. В. Селищева,
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Научно-информационный методический центр», г. Новый Уренгой.
Контактная информация для переписки: 626300, г. Новый Уренгой, ЯНАО, ул. Юбилейная, д. 10, [email protected].
в статье рассматриваются проблемы социализации, падения культуры практического общения, ухода в виртуальный мир современной молодежи. Проведено исследование характера затруднений личности (в плане его социализации), на основании которого обосновывается необходимость более полного использования оздоровительного потенциала средств физического воспитания.
Ключевые слова: социализация; виртуальный мир; компьютерные игры; коммуникативная культура; средства физического воспитания.
Актуальность. Средства физического воспитания обладают огромным оздоровительным потенциалом не только по отношению к конкретной личности, но и общества в целом. В современных условиях стремительного развития человечества возможно и необходимо их более полное и целенаправленное использование для коррекции интенсивно трансформирующихся взаимосвязей между людьми, ведущее к модификации жизненного мира личности.
Следствием большой подвижности сегодняшнего мира является непредсказуемость происходящих в нем событий, что вводит в большое замешательство человека в плане его социального и психологического существования [7, 10, 18].
Глобализация, информатизация общества и научно-технический прогресс выступают катализаторами процесса дезориентации человека в жизненном мире. Ежедневный поток информации, выливающийся на человека, перерастает в фактор развития его личностных проблем по поводу включенности в жизненный мир. Индивид не в силах усвоить весь объем созданных человечеством знаний, а научно-технический прогресс продолжает добавлять новые биты информации, растущие по экспоненциальному закону.
Сопротивляясь внешнему давлению и, в то же время, стараясь сохранить свой внутренний мир, в котором он значим как личность, человек начинает искать приемлемые пути существования, зачастую наиболее легкие, приводящие в последующем к деградации личности.
Таким образом появляются проблемы социализации человека: уход личности в виртуальный мир, компьютерная и наркозависимость, гипертрофированное отстранение от сложившихся семейных отношений, вплоть до бегства в секты, организация неформальных группировок антисоциальной направленности. Становятся опасными барьерами на пути усвоения личностью культурных норм общества развивающиеся в последнее время в молодежной среде геймерское и клиповое мышление. В конечном итоге все сводится (и является причиной) к неумению индивида общаться с реальными людьми, что, в свою очередь, еще более усугубляет процесс дезадаптации человека в жизненной среде - человек замыкается [4, 9, 11, 16].
Зачастую человек не способен самостоятельно разомкнуть подобный порочный круг, особенно если речь идет о подростке, у которого не вполне устоявшиеся психика и жизненные ориентиры. Для его общественной реанимации требуются действенные меры - поиск направления вектора помощи и создание ситуаций положительного для развития человека стресса. Поскольку вектор имеет не только направление, но и точку приложения, является резонной организация поиска его истоков. В нашем случае речь идет о моменте начала процесса отчуждения личности от общества: чем на более ранней стадии выявлена проблема, тем легче ее решать.
Методы и организация исследования. С целью определения характера затруднений личности (в плане его социализации), а также точки ее обозначения
(источника) в 2012/2013 учебном году было проведено анкетирование различной категории молодежи, проживающей в г. Новый Уренгой, и родительской общественности. В анкетировании участвовали учащиеся пятых классов (96 мальчиков и 81 девочка) общеобразовательных школ, студенты 1 курса заочного отделения Ямальского нефтегазового государственного института в возрасте 20-26 лет (56 юношей и 28 девушек), родители учащихся - 60 человек.
Все категории респондентов, кроме родителей учащихся, отвечали на вопрос анкеты: «Чем ты любишь заниматься в свободное время?». Родителям был задан вопрос: «Чем любит заниматься ваш ребенок в свободное время?». По результатам анкеты, выделяя наиболее значимые для данной категории респондентов виды деятельности, анализировались факторы на предмет обозначающихся проблем на пути социализации личности. Далее, рассматривая степень пересечения проблем, определялась исходная точка в онтогенезе личности зарождения проблемы.
Результаты и их обсуждение. По результатам анкетирования учащихся пятых классов (табл. 1) к группе наиболее значимых видов деятельности в свободное время для данного возраста можно отнести следующие. Для мальчиков наиболее значимыми формами досуга оказались: 1) встреча с друзьями; занятие спортом, игра; 2) компьютерные игры; 3) просмотр телевизионных передач, фильмов. У девочек приоритетные формы досуга по значимости оценены следующим образом: 1) встреча с друзьями; просмотр телевизионных передач, фильмов; 2) компьютерные игры; чтение книг. 3) просмотр телевизионных передач, фильмов.
Таким образом, для обеих гендерных групп, на первый взгляд, достаточно важным мероприятием в данном возрасте является встреча с друзьями. Однако на дополнительный вопрос: «Как вы проводите время с друзьями?» 69,8% мальчиков (67 детей) и 60,5% (49) девочек ответили, что играют вместе в компьютерные игры.
Следует отметить, что сами компьютерные игры по рейтингу стоят и у девочек, и у мальчиков на втором месте.
Просмотр телевизионных передач и фильмов у девочек на первом месте, у мальчиков - на третьем. Кроме того, дополнительный опрос показал, что 6,3% (6) мальчиков и 48,2% (39) девочек при встречах с друзьями смотрят телевизионные сериалы.
Отличительным является то, что девочки любят читать книги (70,4%), как выяснилось позже, в основном на сюжеты просмотренных фильмов, и общаться в сети Интернет (63,0%). Мальчики любят заниматься спортом и играть в подвижные игры (90,6%), из них посещают спортивные клубы 40,6% (39), играют в подвижные игры во дворе - 34,4% (33), играют дома - 15,6% (15). Девять мальчиков (9,4%) заявили, что играют с друзьями дома в подвижные игры на сюжеты компьютерных игр.
Из 18 девочек, признавших любимым занятием спорт, все посещают секции или клубы спортивной направленности.
Обобщая вышесказанное, отметим, что современных детей захватывают компьютерный мир и телевизор. Общение с друзьями строится вокруг данных устройств и «живое общение» сводится к минимуму. Уже в данном возрасте 63,0% девочек и 15,6% мальчиков заявляют, что любят общаться в сети Интернет и сетуют на родителей, которые не разрешают или долго сидеть в сети. Дополнительный вопрос: «Обсуждаете ли вы с друзьями просмотренные фильмы или книги?» вызвал недоумение, на что подростки ответили: «А зачем? Это же не школа».
По мнению родителей учащихся пятых классов (табл. 2), к наиболее значимым для их детей видам деятельности можно отнести: занятия спортом и подвижные игры, встреча с друзьями и участие с родителями в различных мероприятиях, компьютерные игры, чтение книг (мальчики); встреча с друзьями и участие с родителями в различных мероприятиях, занятия спортом и подвижные игры, компьютерные игры, просмотр телевизионных передач (девочки).
Сопоставление результатов анкетирования родителей и детей (рисунок) показывает, что мнения родителей и детей относительно предпочтений играть в компьютерные игры, встречаться с друзьями, заниматься спортом и в подвижные игры не имеют существенных различий. Заблуждаются родители относительно того, что девочек не интересует общение в сети Интернет; считают, что мероприятия с родителями для подростков являются более значимыми, а просмотр телевизионных передач и фильмов - менее; думают, что мальчики в свободное время больше уделяют внимания чтению книг.
В то же время результаты анкетирования позволяют сделать вывод о том, что современные подростки уделяют мало времени совместному общению; виртуальный мир с играми, фильмами и необязывающими условиями общения их интересуют больше, чем живое взаимодействие между людьми. Данный образ жизни подростков является привычным и по взгляду родителей, о чем говорят результаты анкетного опроса.
Результаты анкетирования студентов-заочников показали (табл. 3), что компьютерные игры, общение в сети Интернет, просмотр телевизионных фильмов и передач являются значимыми видами деятельности для данной категории респондентов, несмотря на кажущееся представление о том, что при поступлении в вуз студенты должны больше времени уделять самообразованию. Хотя по значимости для девушек чтение книг занимает 4-5 рейтинговые позиции, в количественном плане только 35,7% респондентов читают в свободное время; а у юношей чтение занимает предпоследнюю позицию - читают всего 7,1% респондентов. Соотношение общения в сети Интернет и встреч с друзьями преобладает в пользу сети: встречаются с друзьями 39,3% юношей и 35,7% девушек; общаются в сети, соответственно - 64,3% и 92,9%; занимаются спортом 32,1% юношей и 21,4% девушек.
Таблица 1
Результаты анкетирования учащихся пятых классов по вопросу: «Чем ты любишь заниматься в
свободное время?»
№ п/п Факторы Мальчики п = 96 Девочки п = 81
п ранг % п ранг %
1 Играть в компьютерные игры 66 3 68,8 57 3-4 70,4
2 Встречаться с друзьями 87 1-2 90,6 72 1-2 88,9
3 Общаться в сети Интернет 15 6 15,6 51 5 63,0
4 Участвовать с родителями в различных мероприятиях (походы в кино, театр, на природу; чтение книг; посещение кафе) 18 5 18,8 27 6 33,3
5 Заниматься спортом, играть в подвижные игры 87 1-2 90,6 18 8 22,2
6 Посещать кружки по интересам 12 7-8 12,5 24 7 29,6
7 Смотреть телевизор, фильмы 48 4 50,0 72 1-2 88,9
8 Читать книги 12 7-8 12,5 57 3-4 70,4
9 Другое 3 9 3,1 9 9 11,1
Таблица 2
Результаты анкетирования родителей учащихся пятых классов по вопросу: «Чем любит заниматься ваш ребенок в свободное время?» (всего - 60 родителей 36 сыновей и 24 дочерей)
№ п/п Факторы Мальчики п = 36 Девочки п = 24
п ранг % п ранг %
1 Играть в компьютерные игры 22 4 61,1 16 4-5 66,7
2 Встречаться с друзьями 28 2-3 77,8 20 1-2 83,3
3 Общаться в сети Итернет 4 9 11,1 4 8 16,7
4 Участвовать с родителями в различных мероприятиях (походы в кино, театр, на природу; чтение книг; посещение кафе) 28 2-3 77,8 20 1-2 83,3
5 Заниматься спортом, играть в подвижные игры 34 1 94,4 6 7 25,0
6 Посещать кружки по интересам 10 6-7 27,8 8 6 33,3
7 Смотреть телевизор, фильмы 10 6-7 27,8 16 4-5 66,7
8 Читать книги 18 5 50,0 18 3 75,0
9 Другое 6 8 16,7 2 9 8,3
Г
60,0
20,0
Г
_П
12 3 4
1. Играть в компьютерные игры.
2. Встречаться с друзьями.
3. Общаться в сети Интернет.
4. Участвовать с родителями в различных мероприятиях.
I родители о мальчиках
□ родители о девочках
В мальчики
И девочки
Ьж.
факторы
6 7 8 9
1. Заниматься спортом, играть в подвижные игры.
2. Посещать кружки по интересам.
3. Смотреть телевизор, фильмы.
4. Читать книги.
5. Другое.
Рис. Предпочтительные виды деятельности в свободное время учеников пятого класса, по мнению самих детей и их родителей
%
80,0
40,0
0,0
5
Таблица 3
Результаты анкетирования студентов 1 курса заочного отделения яНГИ по вопросу «Чем ты любишь
заниматься в свободное время?»
№ п/п Факторы юноши П = 56 Девушки П = 28
П ранг % п ранг %
1 Играю в компьютерные игры 48 1 85,7 20 2 71,4
2 Встречаюсь с друзьями 22 4 39,3 10 4-5 35,7
3 Общаюсь в сети Интернет 36 2 64,3 26 1 92,9
4 Участвую в семейных мероприятиях (походы в кино, театр, на природу; чтение книг; посещение кафе) 8 6 14,3 8 6 28,6
5 Занимаюсь спортом (фитнес) 18 5 32,1 6 7 21,4
6 Посещаю кружки по интересам 2 9 3,6 2 9 7,1
7 Смотрю телевизор, фильмы 34 3 60,7 18 3 64,3
8 Читаю книги 4 8 7,1 10 4-5 35,7
9 Другое 6 7 10,7 4 8 14,3
Таким образом, общение в сети Интернет, компьютерные игры, просмотр телевизионных передач становятся для современной молодежи главными видами деятельности в свободное время, причем с возрастом их значимость даже растет. Чтением книг современная молодежь не увлекается, спорт становится с возрастом непривлекательным. Несмотря на то что родители учащихся по некоторым позициям заблуждаются, реальную картину увлеченности своих детей они представляют, но опасности, как выяснилось в результате дополнительного опроса, в этом не видят.
В конечном итоге такое увлечение молодежи выливается в проблему неумения общаться, поскольку сама арена общения является искусственно суженной, виртуальной. Общение в сети притягивает молодежь тем, что ни к чему не обязывает, позволяет играть любую понравившуюся роль, дает возможность высказывать порой противоречивые необоснованные суждения. Но, пожалуй, доминантным негативным фактором общения является увлечение виртуальным миром. Дети часами проводят время за компьютерными играми. Легкая победа поднимает адреналин, и возникает желание играть еще и еще. Подобная ситуация уводит постепенно детей от реальности и является весьма опасной для неустоявшейся детской психики. Виртуальная реальность начинает детям казаться единственно возможным жизненным миром. Монолог телевизора с детьми тоже не учит детей общению. Сменяющиеся кадры рекламных роликов не дают возможности человеку сосредоточиться на одной проблеме, в результате формируется поверхностное мышление, создается впечатление, что все проблемы можно решать одним нажатием кнопки.
Вышесказанное обозначает направление вектора проблемы - неумение общаться, а истоки данной проблемы, как выяснилось, лежат уже в раннем подростковом возрасте. Следовательно, нужно искать средства, позволяющие молодежи развивать коммуникативную культуру и строить реальные, а не виртуальные миры
и отношения. Применяемые средства должны быть направлены на социализацию личности младшего школьного возраста, поскольку он является важным периодом в онтогенезе личности, когда происходит эмоционально-волевое регулирование, формируются произвольность, когнитивные и метакогнитивные умения, что является фундаментом последующего развития человека.
По нашему мнению, средства физической культуры и спорта обладают огромным потенциалом в плане социализации личности, так как учат человека развиваться и взаимодействовать. Через физическую культуру и спорт формируются жизненные навыки, готовность к включению во взаимодействие с окружающим миром. Спорт помогает развивать коммуникативную культуру человека, включающую основы лидерства, взаимодействия, сотрудничества и конкуренции [1, 2, 3, 4, 5]. Дети в спорте видят жизнь со всех сторон, поэтому готовы воспринимать людей такими, какие они есть. Несмотря на мнение, что спорт является средой, где реализуется агрессия, высококлассные спортсмены не являются агрессивными людьми по той причине, что они самоутверждаются при помощи своих достижений. Спорт играет регулирующую функцию развития личности, помогает человеку строить общение с другими на позитивном уровне [1, 2, 3, 4, 5]. У спортсменов, начиная с подросткового возраста, более зрелая самооценка возможностей, чем у детей, не занимающихся спортом. Этому способствует и развитие метакогнитивных умений через спорт [1, 2, 3, 4]. Дети видят четкие эталоны (коды технических действий): движутся - оценивают - контролируют. Участие в соревнованиях прививает детям устойчивость к стрессам [5, 15]. Показатель жизнеспособности у студентов-спортсменов выше, чем у студентов-психологов; спортсмены более социализированы, увереннее [12].
Следовательно, в школьной практике, во внеурочной деятельности должен акцент должен быть сделан на целенаправленное физическое воспитание школь-
ников и вовлечение их в спорт. Необходимо проводить спортивные мероприятия, внедрять здоровый образ жизни в повседневную жизнь как альтернативные средства реализации позитивной энергии молодежи, в противовес виртуальной отрицательной энергии, наращивающей обороты в современном мире.
Заключение. Вышеизложенное позволяет сделать следующие обобщения:
- независимо от половозрастных особенностей детей в последнее время наблюдается негативная тенденция ухода от реальной жизни в виртуальную;
- практическое общение со сверстниками отодвигается на вторые - третьи позиции не только у детей младшего школьного возраста, но и у студенческой молодежи;
- несмотря на понимание родителями настоящей проблемы, реальная картина не меняется в лучшую сторону;
- разрешение сложившейся ситуации видится в использовании средств физической культуры, которые на сегодняшний день, однако, не получили широкого практического применения в данном контексте.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Арсеенко, Е. А. Повышение эффективности учебно-тренировочного процесса юных гимнасток с использованием методов саморегуляции / Е. А. Арсеенко // Теория и практика физической культуры. - 2007. - № 9. - С. 11-14.
2. Барабанов, А. Г. Психокоррекционные основы психологического обеспечения спортивной деятельности: учебно-методическое пособие / А. Г. Барабанов, А. П. Горячев. -Краснодар: КГУФКСТ, 2006. - 77 с.
3. Бондарчук, Т. В. Саморегуляция психического состояния спортсменов высшей квалификации / Т. В. Бондарчук // Теория и практика физической культуры. - 2006. - № 2. -С. 39-40.
4. Вайзер, Г. А. Смысл жизни и «двойной кризис» в жизни человека / Г. А. Вайзер // Психологический журнал. - 1998.
- № 5. - С. 3-14.
5. Горская, Г. Б. Организационный стресс в спорте: источники, специфика проявлений, направления исследований / Г. Б. Горская // Физическая культура, спорт - наука и практика.
6. Грецов, А. Г. Лучшие игры и упражнения для обучения саморегуляции / А. Г. Грецов. - СПб.: СПбНИИ физической культуры, 2006. - 44 с.
7. Демидова, И. Ф. Жизненный мир как детерминанта личностного развития человека / И. Ф. Демидова // Психология и социология. Психология развития. Таганрогский институт управления и экономики, 2011. Режим доступа: http://www.rusnauka.com/28_PRNT_2011/ Psihologia/9_93033.doc.htm
8. Жихарев, Д. Ю. Формирование волевой саморегуляции на примере подготовки юных боксеров в условиях спортивной школы / Д. Ю. Жихарев // Высшее образование сегодня. - 2007. - № 10. - С. 59-61.
9. Залесский, П. Сколько нас? Какие мы? Портрет российской Интернет-аудитории / П. Залесский, М. Спектор // Мир Internet, 1999. - № 7-8. - С. 42-44.
10. Зинченко, В. П. Человек развивающийся. Очерки российской психологии / В. П. Зинченко, Е. Б. Моргунов. - М.: Три-вола, 1994. - 304 с.
11. Иванова, Е. О. Теория обучения в информационном обществе / Е. О. Иванова, И. М. Осмоловская. - М.: Просвещение, 2011. - 190 с.
12. Ильин, Е. П. Психология спорта / Е. П. Ильин. - СПб.: Питер, 2008. - 352 с.
13. Кондратьев, А. Н. Формирование мотивационной сферы учащихся в условиях здоровьеформирующей технологии физического воспитания / А. Н. Кондратьев // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2005. -№ 5. - С. 59-61.
14. Рыкова, Б. В. Формирование коммуникативной компетентности как фактор успешной спортивной деятельности футболистов высокой квалификации / Б. В. Рыкова, С. С. Синяев / Знания. Понимания. Умения // Проблемы педагогики и психологии. - 2012. - № 4. - С. 281-284.
15. Селищева, Е. В. Школа как институт подготовки к жизни будущих спортсменов / Е. В. Селищева // Научно-теоретический журнал: Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - СПб., 2012. - № 12 (94). - С. 108-114.
16. Семикин, В. В., Аверин В. А., Аллахвердов В. М., Феноменология и сущность психологической культуры / В. В. Семикин // Материалы III Всероссийского съезда психологов в 8 т. (25-28 июня 2003 г.) / Ежегодник Российского психологического общества. т. 7. chm
17. Hagger, M. S. Self-regulation and self-control in exercise: the strength-energy model / M. S. Hagger, C. W.Wood, C. Stiff, N. Chatzisarantis // Sport and Exercise Psychology: Human Performance, Well-Being and Health. Proceedings of the 13th FEPSAC European Congress of Sport Psychology/ 12th - I7 th July. - Madeira Island - Portugal Sidonio Serpa, 2011. - P -109.
18. Maslow, A. H. The Farther Reaches of Human Nature. Harmondsworth: Penguin, 1971. / А. Маслоу. Новые рубежи человеческой природы. - М.: Смысл, 1999 / Терминологическая правка В. Данченко. - К.: PSYLIB, 2003.
19. Milek, A. Emotional intelligence and leadership style of soccer coaches / A. Milek, B. Lobinger, P. KaR // Sport and Exercise Psychology: Human Performance, Well-Being and Health. Proceedings of the 13th FEPSAC European Congress of Sport Psychology/ 12th - I7 th July. - Madeira Island - Portugal Sidonio Serpa, 2011. - P. 124.
20. Ries, F. Implications and development of interventions to promote ethnic-cultural integration through sport / F. Ries, A. Pappous, J. Fernandez Gavira and others // Sport and Exercise Psychology: Human Performance, Well-Being and Health. Proceedings of the 13th FEPSAC European Congress of Sport Psychology/ 12th - I7 th July. - Madeira Island - Portugal Sidonio Serpa, 2011. - P. 115.
21. Pasi, H. Autonomous motives and self-reported physical activity during school day and leisure-time / H. Pasi, M. S. Hagger, T. Lintunen // Sport and Exercise Psychology: Human Performance, Well-Being and Health. Proceedings of the 13th FEPSAC European Congress of Sport Psychology/ 12th - I7 th July. - Madeira Island - Portugal Sidonio Serpa, 2011. - P 110.
22. Toering, T. Self-regulation of learning of elite youth football players / T. Toering // Sport and Exercise Psychology: Human Performance, Well-Being and Health. Proceedings of the 13th FEPSAC European Congress of Sport Psychology/ 12th - I7 th July. - Madeira Island - Portugal Sidonio Serpa, 2011.- P. 138.
Инновационная деятельность в вузах физической культуры
A PERSON'S ADAPTATION IN THE LIVING WORLD BY MEANS OF PHYSICAL EDUCATION AND SPORT
E. Selishcheva, Candidate of Pedagogics,
municipal budget educational institution «Scientific informational methodical center», Noviy Yrengoy. Contact information for correspondence: 626300, Noviy Yrengoy, YaNAR, Yubileinaya St., 10, [email protected].
Problems of socialization, degradation of the culture of practical communication, left by up-to-date young people for the virtual world are considered in the paper. The research concerning the types of a person's confusion (if to speak about his socialization) has been fulfilled. On the basis of this research the necessity to use as much
as possible one's keep-fit potential by means of physical education is grounded.
Key words: socialization; virtual world; computer games; culture of communication; means of physical education.
УДК 334:796
МАЛЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ В РОССИИ: НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ИЛИ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ НАГРУЗКА ДЛЯ ВУЗОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ?
Кандидат педагогических наук И. О. Комлев,
доктор педагогических наук, профессор А. И. Погребной,
Научно-исследовательский институт проблем физической культуры и спорта Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар. Контактная информация для переписки: 350015, г. Краснодар, ул. Буденного, 161, [email protected], [email protected].
Основной целью создания малых инновационных предприятий (МИП) при вузах физической культуры является реализация на практике результатов своей интеллектуальной деятельности. Рассматриваются, с одной стороны, возможности законодательной и налоговой поддержки инновационного бизнеса со стороны государства, с другой - организационно-правовые и финансовые трудности для вузов физической культуры, решивших коммерциализировать свои разработки в рамках МИП.
Ключевые слова: малые инновационные предприятия; коммерциализация научных исследований; вузы физической культуры.
Введение. В настоящее время наблюдаемый в России рост показателей экономического развития обусловлен, прежде всего, постоянно растущим спросом на энергоносители. Такая экспортно-сырьевая ориентация вкупе с технологическим отставанием от ведущих мировых держав, нехваткой высококвалифицированных специалистов создают неблагоприятные условия для национальной экономической безопасности нашей страны. Изменить сложившуюся ситуацию можно только пересмотрев экономическую политику в пользу инновационного курса развития [9]. За рубежом уже более 60 лет успешно коммер-