Научная статья на тему 'Особенности восприятия образа тела у девочек 10-12 лет, занимающихся спортом'

Особенности восприятия образа тела у девочек 10-12 лет, занимающихся спортом Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1441
184
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗ ТЕЛА / ВОСПРИЯТИЕ СВОЕГО ТЕЛА / ДЕВОЧКИ 10-12 ЛЕТ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ / САМООЦЕНКА ОБРАЗА ТЕЛА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ильина Наталья Леонидовна, Егоренко Людмила Александровна

В статье рассматриваются особенности восприятия своего тела и отношения к своему телу у девочек 10-12 лет занимающихся и не занимающихся спортивной деятельностью. Представлены результаты исследования по изучению особенностей восприятия образа тела у девочек в связи с занятиями физической культурой и спортом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Specifics of perception of the body image among the girls aged 10-12 years involved in sports

The article discusses the features of the body perception and body-related attitudes among the girls aged 10-12 years old who are engaged and not engaged in sports activities. The results of the study on the features of the body image perception among the girls in relation to the physical training and sports have been shown.

Текст научной работы на тему «Особенности восприятия образа тела у девочек 10-12 лет, занимающихся спортом»

Психологические науки

УДК 159.922.7/.8 ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ОБРАЗА ТЕЛА У ДЕВОЧЕК 10-12 ЛЕТ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ СПОРТОМ

Наталья Леонидовна Ильина, кандидат психологических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ),

Людмила Александровна Егоренко, кандидат педагогических наук, профессор, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

В статье рассматриваются особенности восприятия своего тела и отношения к своему телу у девочек 10-12 лет занимающихся и не занимающихся спортивной деятельностью. Представлены результаты исследования по изучению особенностей восприятия образа тела у девочек в связи с занятиями физической культурой и спортом.

Ключевые слова: образ тела, восприятие своего тела, девочки 10-12 лет, физическая культура и спорт, самооценка образа тела.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.09.115.p172-176 SPECIFICS OF PERCEPTION OF THE BODY IMAGE AMONG THE GIRLS AGED 10-12 YEARS INVOLVED IN SPORTS

Natalya Leonidovna Ilyina, the candidate of psychological sciences, senior lecturer,

St. Petersburg State University,

Lyudmila Alexandrovna Egorenko, the candidate of pedagogical sciences, professor,

The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg

Annotation

The article discusses the features of the body perception and body-related attitudes among the girls aged 10-12 years old who are engaged and not engaged in sports activities. The results of the study on the features of the body image perception among the girls in relation to the physical training and sports have been shown.

Keywords: body image, girls aged 10-12 years old, physical training and sports, self-assessment of body image.

ВВЕДЕНИЕ

Образ тела, это чаще визуальное представление о своем теле которое мы сами формируем в своем сознании. Поскольку образ тела образование подвижное, меняющееся в зависимости от разных обстоятельств (моды, возраста, состояния здоровья, жизненных событий, самооценки и пр.), то является очевидным, что в детском возрасте, все взрослые в окружении ребенка становятся причастными к «созданию» им собственного образа тела.

С раннего детства родители начинают участвовать в формировании образа тела у детей. Особенно пристальное внимание уделяется образу тела и отношению к своей внешности у девочек. Если для мальчиков позволительно иметь различные телесные формы при условии, что он достаточно сильный, ловкий, активный, то для девочек не так важны физические качества, как именно внешние формы.

Безусловно, и сама среда - детская субкультура подталкивает ребенка с пристрастием изучать и формировать отношение к своему телу. В своей социальной среде ребе-

нок вынужден уделять внимание своим не только умственным, а скорее всего даже телесным особенностям, учиться понимать, чем он похож на своих сверстников, что отличает его от других детей. Особенно актуально это становится в подростковом возрасте, когда идет перестройка организма и тело начинает меняться, что часто вызывает недовольство своей внешностью, первичное непринятие таких изменений.

Если в этот период ребенок активно занимается физической культурой или спортом, то двигательная активность, становятся мощными фактором в формировании телесного Я. Если для детей не занимающимся спортом основными «помощниками» в формировании образа тела являются родители, родственники (бабушки, дедушки, сиблинги и др.), сверстники, то для детей занимающихся спортом, к этой группе присоединяется очень авторитетный, но обычно очень критичный человек - тренер.

Спортивный тренер, а особенно детский тренер, в рамках своей профессиональной деятельности, решает задачу всестороннего развития личности, но поскольку деятельность спортивная, уклон, конечно, делается на физические качества - физическое развитие. Тренер вынужден уделять повышенное внимание физическому развитию своих подопечных, уровню сформированности у них двигательных качеств, успешности юного спортсмена по сравнению с другими участниками учебно-тренировочного процесса. И в центре внимания постоянно оказывается тело спортсмена, образ этого тела в соотношении с другими, иногда более успешными, спортсменами.

«Телесную моду» задает характер двигательной активности, в оценке своего тела важным становится то, что может принести спортивный результат, даже, если это не совсем красиво (общепринято) с точки зрения традиционных телесных стереотипов принятых в обществе. Д Милман [2] объясняет это соревновательностью спорта: «У соревнований есть и обратная сторона: в них сравниваются личности в чрезвычайно узких сферах, все их труды исчисляются баллами, временем и оценками. Соревнования разделяют мир надвое - на победителей и проигравших. Дети, которые занимаются соревновательными видами спорта, чаще оказываются проигравшими, чем победителями, несмотря на доброжелательные слова: «Главное - не победа ...». Соревнования могут закрепить упрощенный, «черно-белый» взгляд на мир, мир, в котором единственная важная цель -победа.

Мысль о том, что спортивная деятельность в детском и юношеском возрасте не всегда положительно влияет на уровень самооценки и позитивного отношения к своему телу разделяет и КоЬи А. [5], говоря о том, что соревнования занижают самооценку, портят отношения и не дают человеку раскрываться в полной мере.

Можно по-разному относиться к формам организации физической культуры и спорта для детей в нашей стране, но факт того, что, сама двигательная активность и среда в которой происходит её реализация, оказывают влияние на формирование образа тела у юных спортсменов, очевиден. К сожалению, как в отечественной, так и в зарубежной научной литературе не так много исследований посвященных изучению особенностей формирования образа тела у детей занимающихся спортом [1, 3, 6].

МЕТОДИКА

Для изучения особенностей восприятия тела детьми занимающимися спортом, мы использовали методику 2. МсІ7а [4] «Опросник измерения образа тела и неудовлетворенности телом у девочек 8-12 лет». Из четырех автономных частей опросника, нами для исследования были использованы только первая (библиографические данные) и четвертая (самооценка образа тела, принятие размера и удовлетворенность формой тела).

В исследовании принимали участие 37 девочек занимающиеся спортом (плавание, синхронное плавание, прыжки в воду) и 35 девочек, не занимающихся какой либо двигательной активностью, при этом относящиеся к основной медицинской группе здоровья. Все девочки 10-12 лет.

Все данные полученные в группах девочек занимающихся и не занимающихся спортом, были проверены на достоверность различий в показателях при помощи статистического критерия согласия Пирсона (х2 Пирсона).

1 2 3 4 5 6 7

Рис. 1. Шкала самооценки образа теля для девочек 10-12 лет РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В целом, исследование показало, что важным фактором формирования образа тела у детей является их социальная среда. Даже при объективных показателях нормы ИМТ (индекса массы тела) в группе спортсменок, мнение девочек относительно себя и других расслаивалось, в группе по субъективной оценке участников исследования, находились и «худышки» и «толстушки».

Ещё одним важным фактором формирования образа тела и отношения к своей внешности выступает мнение окружающих ребенка взрослых людей. Девочки спортсменки более удовлетворены своим телосложением (х2=23,605; р=0,001), однако они отмечают, что родители и друзья хотели бы, чтобы они были стройнее, при этом их тренеры чаще довольны их телосложением. Понятно, что это субъективное мнение участниц исследования, тем не менее, можно предположить, что они чувствуют поддержку тренера в отличие от поддержки родителей относительно их внешнего вида. Девочки, не занимающиеся спортом, часто слышат от родителей и сверстников, что они имеют избыточный вес, но в их случае, исключен значимый взрослый, который выражал бы удовлетворение их телосложением как тренер у спортсменов.

После того, как девочкам было предложено выбрать, на шкале самооценки (рис. 1), на какое из предложенных телосложений они больше похожи, результаты оказались следующие. В группе спортсменок, большинство девочек отнесли себя к типу № 3 и 4, в отличие от не спортсменок, которые в свих ответах проявляли большее разнообразие и чаще относили себя к типу № 5 (х2=39,697; р=0,001).

На вопрос, какой тип телосложения вы считаете нормальным, спортсменки ответили, что нормальным типом телосложения является № 3, не спортсмены - тип № 4 (Х2=23,902; р=0,001).

Девочки спортсменки считают, что толстым типом телосложения можно назвать тип № 6, девушки не спортсменки отнесли к толстякам тип №7 (х2=4,230; р=0,01). Эта небольшая разница не так значительна, но показывает тенденцию того, что у спортсменов более жесткие критерии в оценке внешности окружающих, а возможно и самих себя, не спортсмены, возможно, более лояльно относятся к телесным формам.

Интересные результаты были получены при ответе участников исследования на вопрос: как вам кажется, кто будет пользоваться наименьшим уважением среди сверстников? Девочки спортсменки сочли, что меньшим уважение среди сверстников пользуются подростки с типом телосложения № 7. Не спортсменки считают, что меньшим уважением пользуются обладатели типа № 1 (х2=0,567; р>0,001). Это ещё раз подтверждает мнение о том, что для спортсменов является важным стройность тела, как показатель тренированности, принадлежности к группе спортсменов и возможности показывать высокие спортивные результаты.

Тот же принцип обнаруживается по отношению к понятию сильный-слабый. На вопрос, кто по вашему мнению является самым слабым физически, спортсменки посчитали, что это тип № 7, не спортсменки - тип № 1 (х2=15,367; р>0001).

В продолжение описанной тенденции в отношении к телу участников исследования, кажутся логичными и ответы на следующий вопрос: как вам кажется, сверстники с каким телосложением чувствуют себя наиболее несчастными? Спортсменки уверены, что наиболее несчастны обладатели типа телосложения № 7, не спортсменки считают, что более несчастные сверстники с типом телосложения № 1 (х2=5,215; р>0,01). Эти данные показались нам интересными для дальнейшего исследования, потому, что в средствах массовой информации всеми силами формируется негативное отношение к избыточному весу и популяризируется худоба, при этом наши респонденты, не занимающиеся спортом, демонстрируют терпимое отношение к полноте и сочувственное отношение к сверстникам, имеющим худое телосложение. При этом, девочки не занимающиеся спортом выражают тревожность по поводу своей реальной или возможной в ближайшем будущем полноте в отличие от спортсменок, которых этот вопрос не интересует (х2=28,788; р=001).

При просьбе оценить удовлетворенность своим нынешним весом, спортсменки отметили, что они удовлетворены своим весом, считают его нормальным. Не спортсменки выразили озабоченность по поводу своего веса или его недостаточности или избыточности

Даже в таком юном возрасте девочки прибегают к различным методам регуляции своего веса. 78% участниц исследования, ответили, что когда-либо или регулярно используют разные способы или приемы изменения веса тела. Спортсменки для управления весом часто используют стратегии, по уменьшению количества пищи и увеличения физических упражнений. Девочки, не занимающиеся спортом, используют разные стратегии, но в отличие от спортсменок, они чаще используют голодание в течение дня и использование лекарственных средств для снижения веса.

ВЫВОДЫ

Можно утверждать, что у девочек, не занимающихся спортом, образ тела нагружен большим количеством стереотипов, что влияет на эмоционально-оценочное отношение к своему телу и внешности. В нашем исследовании данный факт не проверялся, но полученные результаты дают возможность предположить, что у девочек занимающихся спортом, образ тела активно формируется от «собирательного» телесного образа представителя того вида спорта, которым занимается юный спортсмен.

В целом же, активные занятия физической культурой и спортом, могут служить хорошей профилактикой формирования у детей неадекватного образа тела. Спорт и физическая активность способствуют образованию адекватного образа тела в детском возрасте. Регулярная практика физической активности может быть способом, чтобы преодолеть личные комплексы, связанные с восприятием своего тела.

Работа выполнена при поддержке РГНФ, проект №13-06-00131а.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ильина, Н. Л. Формирование образа тела у мальчиков 9-11 лет / Н. Л. Ильина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 11 (105). - С. 50-54.

2. Миллман, Д. Совершенное владение телом и разумом. Как добиться успеха в спорте и жизни / Д. Миллман. - СПб. : ИГ «Весь», 2012. - 224 с.

3. Abbott, Bree D. Differences in functional and aesthetic body image between sedentary girls and girls involved in sports and physical activity: Does sport type make a difference? / Bree D. Abbott, Bonnie L. Barber // Psychology of Sport and Exercise journal. - 2011. - No. 12. - C. 333-342.

4. Development and validation of instruments measuring body weight dissatisfaction in South African mothers their daughters / Mciza Z., Goedecke J., Steyn N.P., Charlton K.E., Puoane N., Meitzer

S., Levitt N., Lambert E.V. // Public Health Nutrition. - 2005. - No. 8 (5). - P. 509-519.

5. Kohn, A. No Contest. The Case against Competition / A. Kohn. - Boston : Houghton Mifflin,

1986 / 1992 [Электронный ресурс] // URL :

http://repository.upenn.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=1099&context=marketing_papers. - Дата обращения 30.08.2014.

6. Protective effect of physical activity on dissatisfaction with body image in children - A crosssectional study / Marisa J. Monterio Gaspar, Teresa F. Amaral, Bruno M.P.M. Oliveira, Nuno Borges // Psychology of Sport and Exercise journal. - 2011. - No. 12. - P. 563-569.

REFERENCES

1. Ilyina, N. L. (2013), “Formation of an image of a body at boys of 9-11 years”, Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, Vol. 105, No. 11, pp. 50-54.

2. Millman, D. (2012), Perfect possession of a body and reason. How to achieve success in sport and life, IG "Everything", St. Petersburg.

3. Bree D. Abbott and Bonnie L. Barber (2011), “Differences in functional and aesthetic body image between sedentary girls and girls involved in sports and physical activity: Does sport type make a difference?”, Psychology of Sport and Exercise journal, 12, 333-342.

4. Kohn A. (1992), No Contest. The Case against Competition, Houghton Mifflin, Boston, USA.

5. Marisa J Monterio Gaspar, Teresa F. Amaral, Bruno M.P.M. Oliveira, Nuno Borges. (2011), “Protective effect of physical activity on dissatisfaction with body image in children - A cross-sectional study”, Psychology of Sport and Exercise journal, 12, 563-569.

6. Mciza Z, Goedecke J, Steyn N.P., Charlton K.E., Puoane N., Meitzer S., Levitt N., Lambert E.V. (2005), “Development and validation of instruments measuring body weight dissatisfaction in South African mothers their daughters”, Public Health Nutrition, 8 (5), 509-519.

Контактная информация: n_il@mail.ru

Статья поступила в редакцию 07.09.2014.

УДК 159.9.072

КЛИНИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК, РАЗЛИЧНОЙ СТЕПЕНИ ЗАВИСИМЫХ ОТ КУРЕНИЯ

Евгений Анатольевич Кобзев, доцент,

Магнитогорский государственный технический университет им. Г. С. Носова (МГТУ)

Аннотация

В статье рассматриваются клинические и психобиографические особенности, характеризующие различные степени зависимости личности от курения. Представлена так называемая динамика состояний личности. Первая стадия характеризуется высокими показателями ухудшения самочувствия, идёт нарастание невротической симптоматики. Высоко влияние навязчивых мыслей, высокая возбудимость, в среднем, более высокая работоспособность, чем у представителей второй и третьей стадии зависимости. Наблюдается достаточно высокий уровень познавательной и социальной активности. Это может говорить в пользу наличия работы компенсаторных механизмов психики при употреблении табака испытуемыми (сигарета помогает респондентам в установлении социальных контактов и активировании познавательной деятельности) в процессе повышения уровня социально-психологической адаптации. На второй стадии зависимости значимо понижается по сравнению с первой и третьей стадией познавательная и социальная активность. По результатам опросника ОНР наблюдается высокая степень дезадаптивности в поведении. К третьей стадии значимо возрастает паранойяльная настроенность, также как и на первой стадии высок уровень галлюцинаторно-бредовой симптоматики. В целом повышаются симптомы астенизации и вегетососу-дистой дистонии. Наблюдается значимое увеличение курения по типу «Стимуляция». Несколько повышаются показатели социальной адаптивности и экстравертированности личности.

Ключевые слова: степени зависимости от курения, психобиографические, клиникопсихологические показатели личности, невротическая симптоматика, развитие личности, отношение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.