Научная статья на тему 'ОТНОШЕНИЕ КУРСАНТОВ К ОРГАНИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО ФОРМАТА ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ "ЭЛЕКТИВНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ"'

ОТНОШЕНИЕ КУРСАНТОВ К ОРГАНИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО ФОРМАТА ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ "ЭЛЕКТИВНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
36
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННЫЙ ФОРМАТ ОБУЧЕНИЯ / КУРСАНТЫ / ПАНДЕМИЯ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Михайлов Андрей Сергеевич, Варинов Владислав Владимирович, Рыскалкина Любовь Владимировна, Семенцов Дмитрий Владимирович, Перетрухин Никита Валерьевич

В последнее время среди учащейся молодёжи актуальным становится вопрос не только в развитии и совершенствовании физических качеств, но и в приобретении знаний о своем здоровье и формировании установок на здоровый образ жизни. На сегодняшний день в системе высшего образования Российской Федерации, на занятиях по дисциплине «Физическая культура и спорт», «Элективные дисциплины по физической культуре и спорту» согласно статье 43 пункту 3 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", каждый обучающийся обязан заботиться о сохранении и об укреплении своего здоровья, стремиться к нравственному, духовному и физическому развитию и самосовершенствованию. В этой связи чтобы образовательный процесс по физическому воспитанию был систематическим, не зависимо от эпидемиологической обстановки в обществе, существуют различные средства и методы физического воспитания, одними из которых является дистанционный формат обучения. Именно о данной форме обучения пойдёт речь в данной статье. Научная новизна результатов исследования заключается в том, чтобы выявить отношение курсантов ведомственного вуза к дистанционному формату обучения по дисциплине «Элективные дисциплины по физической культуре и спорту» и его эффективности в процессе обучения. Практическая значимость результатов исследования заключается в применении дистанционного формата обучения с учащимися различных возрастных групп.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Михайлов Андрей Сергеевич, Варинов Владислав Владимирович, Рыскалкина Любовь Владимировна, Семенцов Дмитрий Владимирович, Перетрухин Никита Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ATTITUDE OF CADETS TO THE ORGANIZATION OF DISTANCE LEARNING IN THE DISCIPLINE "ELECTIVE DISCIPLINES IN PHYSICAL CULTURE AND SPORTS"

Recently, among young students, the issue of not only the development and improvement of physical qualities, but also the acquisition of knowledge about their health and the formation of attitudes towards a healthy lifestyle has become relevant. To date, in the system of higher education of the Russian Federation, in the classroom in the discipline "Physical culture and sports", "Elective disciplines in physical culture and sports" in accordance with Article 43, paragraph 3 of the Federal Law of December 29, 2012 No. 273-FZ " on Education in the Russian Federation", each student is obliged to take care of maintaining and strengthening the health, striving for moral, spiritual and physical development and selfimprovement. In this regard, in order for the educational process in physical education to be systematic, regardless of the epidemiological situation in society, there are various means and methods of physical education, one of which is distance-learning format. It is this form of learning that will be discussed in this article. The scientific novelty of the results of the study is to identify the attitude of cadets of a departmental university to the distance learning format in the discipline "Elective disciplines in physical culture and sports" and its effectiveness in the learning process. The practical significance of the results of the study lies in the use of distance learning with students of different age groups

Текст научной работы на тему «ОТНОШЕНИЕ КУРСАНТОВ К ОРГАНИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО ФОРМАТА ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ "ЭЛЕКТИВНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ"»

УДК 378.016:796

ОТНОШЕНИЕ КУРСАНТОВ К ОРГАНИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО ФОРМАТА ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЭЛЕКТИВНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ»

Андрей Сергеевич Михайлов, кандидат педагогических наук, доцент, Пермский институт Федеральной службы исполнения наказания России», Россия, г. Пермь; Владислав Владимирович Варинов, кандидат педагогических наук, доцент, Кузбасский институт Федеральной службы исполнения наказания, Новокузнецк; Любовь Владимировна Рыс-калкина, кандидат педагогических наук, Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», Россия, г. Ульяновск; Дмитрий Владимирович Се-менцов, Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова, г. Ульяновск; Никита Валерьевич Перетрухин, Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний», Россия, г. Рязань; Виталий Иванович Макаров, Московская государственная академия физической культуры, Малаховка

Аннотация

В последнее время среди учащейся молодёжи актуальным становится вопрос не только в развитии и совершенствовании физических качеств, но и в приобретении знаний о своем здоровье и формировании установок на здоровый образ жизни. На сегодняшний день в системе высшего образования Российской Федерации, на занятиях по дисциплине «Физическая культура и спорт», «Элективные дисциплины по физической культуре и спорту» согласно статье 43 пункту 3 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", каждый обучающийся обязан заботиться о сохранении и об укреплении своего здоровья, стремиться к нравственному, духовному и физическому развитию и самосовершенствованию. В этой связи чтобы образовательный процесс по физическому воспитанию был систематическим, не зависимо от эпидемиологической обстановки в обществе, существуют различные средства и методы физического воспитания, одними из которых является дистанционный формат обучения. Именно о данной форме обучения пойдёт речь в данной статье. Научная новизна результатов исследования заключается в том, чтобы выявить отношение курсантов ведомственного вуза к дистанционному формату обучения по дисциплине «Элективные дисциплины по физической культуре и спорту» и его эффективности в процессе обучения. Практическая значимость результатов исследования заключается в применении дистанционного формата обучения с учащимися различных возрастных групп.

Ключевые слова: дистанционный формат обучения, курсанты, пандемия, физическая подготовка.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.7.p280-284

ATTITUDE OF CADETS TO THE ORGANIZATION OF DISTANCE LEARNING IN THE DISCIPLINE "ELECTIVE DISCIPLINES IN PHYSICAL CULTURE AND

SPORTS"

Andrey Sergeevich Mikhailov, the candidate of pedagogical sciences, docent, Perm Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Perm; Vladislav Vladimirovich Varinov, the candidate of pedagogical sciences, docent, Kuzbass Institute of the Federal Penitentiary Service, Novokuznetsk; Lyubov Vladimirovna Ryskalkina, the candidate of pedagogical sciences, Dmitry Vladimirovich Sementsov, Ulyanovsk State Pedagogical University named after I.N. Ulyanova, Ulyanovsk; Nikita Valerievich Peretrukhin, Academy of Law and Administration of the Federal Penitentiary Service, Ryazan; Vitaly Ivanovich Makarov, Moscow State Academy of Physical Culture, Malakhovka

Abstract

Recently, among young students, the issue of not only the development and improvement of physical qualities, but also the acquisition of knowledge about their health and the formation of attitudes to-

wards a healthy lifestyle has become relevant. To date, in the system of higher education of the Russian Federation, in the classroom in the discipline "Physical culture and sports", "Elective disciplines in physical culture and sports" in accordance with Article 43, paragraph 3 of the Federal Law of December 29, 2012 No. 273-FZ " on Education in the Russian Federation", each student is obliged to take care of maintaining and strengthening the health, striving for moral, spiritual and physical development and self-improvement. In this regard, in order for the educational process in physical education to be systematic, regardless of the epidemiological situation in society, there are various means and methods of physical education, one of which is distance-learning format. It is this form of learning that will be discussed in this article. The scientific novelty of the results of the study is to identify the attitude of cadets of a departmental university to the distance learning format in the discipline "Elective disciplines in physical culture and sports" and its effectiveness in the learning process. The practical significance of the results of the study lies in the use of distance learning with students of different age groups

Keywords: distance learning format, cadets, pandemic, physical training.

ВВЕДЕНИЕ

Несомненно, образовательный процесс курсантов по физическому воспитанию имеет свои особенности, направлен на реализацию задач, связанных со спецификой служебной деятельности, и имеет прикладной характер, в отличие от учащихся гражданских вузов. Профессионально-прикладная физическая подготовка курсантов ведомственных вузов является важным звеном процесса обучения и своей целью преследует совершенствование профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения служебных обязанностей, в том числе в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

Конечно, постоянное совершенствование полученных знаний, умений и навыков в области огневой и физической подготовки, позволяет курсантам быть уверенными в своих силах и решать поставленные задачи независимо от условий прохождения службы. Но как быть в том случае, когда практические и теоретические занятия из привычного нам формата (очного) переходят в дистанционный и сразу же возникают проблемы в процессе обучения. Никто не мог и предположить, что в период с 2019 по 2021 год Российскую Федерацию охватит новая, никому неизвестная пандемия, вызванная распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19). В этой связи большая часть работоспособного населения должна была адаптироваться к новым условиям жизни, трудовой и учебной деятельности, не исключением и стали образовательные организации ведомственного и гражданского профиля.

На современном этапе развития общества и совершенствования системы высшего образования Российской Федерации огромное внимание уделяется физическому воспитанию учащейся молодежи. На занятиях по физической подготовке в ведомственных образовательных организациях, в том числе образовательных организациях Федеральной службы исполнения наказаний (далее ФСИН России) носят прикладной характер и ориентированы на специфику прохождения службы. В этой связи, согласно статье 15 Федерального закона от 19.07.2018 № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации» и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (с изменениями и дополнениями) каждый сотрудник обязан соответствовать по уровню физической подготовки квалификационным требованиям для замещения должности в уголовно-исполнительной системе. Помимо этого, согласно статье 16 этого же Федерального закона, каждый сотрудник обязан проходить периодическую проверку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия [4].

Согласно пункту 3.1. Наставления по физической подготовке сотрудников уголовно-исполнительной системы, утвержденным приказом Минюста России от 12.11.2001 № 301, в целях повышения уровня физической подготовленности и успешного выполнения оперативно-служебных задач каждый сотрудник обязан регулярно посещать занятия по

физической подготовке, активно участвовать в спортивных тренировках и соревнованиях, физкультурно-оздоровительных мероприятиях, систематически выполнять утреннюю физическую зарядку, а при длительных нахождениях в командировках заниматься физической подготовкой самостоятельно [3].

В течение трех последних лет (2019-2021 гг) ведущие специалисты в области физической культуры и спорта, учителя школ, преподаватели средне специальных и высших учебных заведений, столкнулись с множеством проблем и сложностей, связанных с переходом на дистанционный формат обучения. Не исключением являются и образовательные организации ведомственного профиля, в их число входит ФКОУ ВО Пермский институт ФСИН России. В данной образовательной организации на факультете очного обучения согласно Федеральному государственному образовательному стандарту (далее ФГОС) 3++ реализуются следующие программы обучения по подготовки - 40.03.01 «Юриспруденция», ведомственная специализация - «Организация режима в УИС. Организация охраны и конвоирования в УИС» и 36.03.02 «Зоотехния», ведомственная специализация -«Кинология». Общая численность курсантов, осваивающих программу обучения по данным специализациям, составляет 430 человек.

Реализация программы по дисциплине «Элективные дисциплины по физической культуре и спорту» (далее «ЭД по ФКиС») до наступления пандемии реа-лизовывалась традиционно, в форме практических занятий с использованием инновационных средств и методов подготовки. С переходом на дистанционный формат обучения произошли изменения в форме обучения, а именно: взаимодействие преподавателя и курсанта, стандартно оборудованное помещение, инвентарь другое дополнительное оборудование, сопутствующее проведению занятий [1,2].

Цель исследования - оценить отношение курсантов Пермского института ФСИН России к занятиям физическими упражнениями в дистанционном формате и выявить их уровень адаптации к новым условиям обучения.

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

В исследовании были опрошены курсанты факультета очного обучения с 1 по 4 курс в количестве 430 человек. Возраст участников составил 18-22 года, из них 74,6% юноши и 25,4% девушек.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

В последнее время большая часть вузов гражданского и ведомственного профиля имеют свои собственные информационно-образовательные платформы для осуществления дистанционного обучения учащейся молодежи. В настоящий момент в Пермском институте ФСИН России в период дистанционного обучения и по сегодняшний день, активно используется электронная информационно-образовательная среда института (далее ЭИОС). На вопрос «Устраивает ли Вас данная система дистанционного обучения на платформе ЭИОС?» 48% курсантов отметили положительное отношение к данной системе, 36% отрицательное отношение к данной системе и 16% воздержались от ответа на данный вопрос.

На вопрос «Как Вы адаптировались к новым условиям дистанционного обучения?» 14% курсантов ответили «Отлично», 42% опрошенных - «Хорошо», 30% - «Удовлетворительно» и 14% - «Плохо».

Следующий этап в анкетировании курсантов института заключался в выявлении отношения обучающихся к организации занятий по дисциплине «ЭД по ФК и С» в дистанционном формате. На вопрос курсантам «Как Вы считаете, дисциплину «ЭД по ФК и С» в теоретической форме, можно проводить в дистанционном формате?», на который 78% дало положительный ответ, 12% курсантов отрицательно ответили на данный вопрос и 10% затруднились с ответом на данный вопрос. На следующий вопрос «Как Вы считае-

те, дисциплину «ЭД по ФК и С» в практической форме, можно проводить в дистанционном формате?», на который 58% дало положительный ответ, 38% курсантов отрицательно ответили на данный вопрос и 4% затруднились с ответом на данный вопрос.

Далее анкета предполагала выявление причин положительного и отрицательного отношения курсантов к организации процесса физического воспитания в дистанционном формате. Что касается положительных сторон дистанционного формата обучения, то 82,5% курсантов отметили, что теоретический материал по дисциплине «ЭД по ФК и С» предоставляется интересно и информативно, в виде лекций, обучающих видеороликов и тестовых заданий. Помимо этого, большая часть курсантов (65,3%) отметили, что им удобно выполнять комплексы физических упражнений в формате представленного видео, в котором преподаватель демонстрирует технику и методику выполнения отдельных упражнений. Так же 42,1% курсантов в положительную сторону отметили, то, что проведение занятий в режиме видеоконференцсвязи (далее ВКС) в дистанционном формате имеет место, так как преподаватель видит всех участников и может вовремя сделать организационно-методические указания и указать на существенные ошибки при выполнении упражнений и отдельных заданий.

Отрицательной стороной дистанционного формата обучения по дисциплине «ЭД по ФК и С» курсанты отмечают то, что в процессе занятий не хватает упражнений, направленных на развитие быстроты, скорости, выносливости, а также бега по пересеченной местности.

На вопрос «Использует ли преподаватель дополнительные средства информирования курсантов о промежуточной аттестации, контрольных занятиях и прохождении курса?». Большинство опрошенных 74% отметили, что преподаватель использует дополнительные средства для передачи информации по организации и проведению практических и теоретических занятий по дисциплине, а также формированию навыков к здоровому образу жизни через такие мессенджеры как Zoom, Discord, Vkontakte.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проведенного анкетирования выявлено, что процесс дистанционного обучения при соблюдении определенных условий имеет свои преимущества и недостатки, обогащая образовательный процесс инновационными средствами и методами, не исключая определенные трудности. Несомненно, дистанционный формат обучения способствует повышению интереса обучающихся к физкультурно-спортивной деятельности с одной стороны и поддержанию на должном уровне физической активности курсантов с другой.

Проведенное нами анкетирование, направленное на выявление уровня адаптации курсантов и их отношения к дистанционному формату обучения позволяет разработать модель по организации и проведению дисциплины «ЭД по ФК и С» в дистанционном формате обучения. Разработанная модель в дальнейшем может эффективно использоваться как в процессе очного, так и в процессе дистанционного обучения, повышая тем самым интерес занимающихся к физкультурно-спортивной деятельности и мотивации к и физической активности и ведению здорового образа жизни.

ЛИТЕРАТУРА

1. Организация занятий дыхательными упражнениями с учащимися вуза в период дистанционного обучения / А.С. Михайлов, М.И. Ключников, А.Б. Тинюков, С.А. Гурьянова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 11 (201). - С 293-296.

2. Нохрин М.Ю. Организация занятий по дисциплине «Физическая культура и спорт» в образовательных организациях ФСИН России с применением дистанционных образовательных технологий / М.Ю. Нохрин, А.В. Степанов, Р.О. Москвинов // Ведомости уголовно-исполнительной системы. - 2021. - № 8 (231). - С. 47-57.

3. "Об утверждении Наставления по физической подготовке сотрудников уголовно-исполнительной системы Минюста России" : приказ Минюста России от 12.11.2001 N 301 // Кон-сультантПлюс : [справочно-правовая система]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_135551/ (дата обращения: 03.07.2022).

4. "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" : федеральный закон от 19 июля 2018 г. N 197 // Консультант-Плюс : [справочно-правовая система]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_135551/ (дата обращения: 03.07.2022).

REFERENCES

1. Mikhailov, A.S. and Klyuchnikov, M.I., and. Tinyukov, A.B, and Guryanova, S.A. (2021), "Organization of breathing exercises with university students during distance learning", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 11 (201), pp. 293-296.

2. Nokhrin, M.Y. and Stepanov, A.V. and Moskvinov, R.O. (2021), "Organization of classes in the discipline "Physical culture and sport" in educational organizations of the Federal Penitentiary Service of Russia with the use of distance educational technologies", Sheets of the penal enforcement system, No. 8 (231), pp. 47-57.

3. Ministry of Justice of the Russian Federation (2001), "On approval of the Manual on physical training of employees of the criminal executive system of the Ministry of Justice of the Russian Federation", Order of the dated 12.11.2001 N 301, available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_135551/ (date of access: 03.07.2022).

4. Ministry of Justice of the Russian Federation (2018), "In the criminal-Executive system of the Russian Federation and on amendments to the Law of the Russian Federation "About the institutions and bodies executing criminal punishment in the form of deprivation of liberty", Order of the dated 19.07.2018 N 197, available at:. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_135551/ (date of access: 03.07.2022).

Контактная информация: starioss@mail.ru

Статья поступила в редакцию 17.07.2022

УДК 378.172

ФЕНОМЕН ДВОЙНОЙ КАРЬЕРЫ: СПОРТ И НАУКА

Борис Алексеевич Михайлов, кандидат физико-математических наук, профессор, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург; Наталья Сергеевна Панчук, кандидат педагогических наук, доцент Российский государственный университет правосудия, Санкт-Петербург; Наталья Евгеньевна Лебедева, студентка Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург

Аннотация

В статье рассмотрено статистическое исследование феномена двойной карьеры у спортсменов высокого уровня, которые в дальнейшем стали кандидатами наук в различных областях знаний. Исследовано распределение, как по видам спорта, так и по научным направлениям диссертаций. На основании исследования сделан вывод, что наибольших успехов в науке достигают спортсмены индивидуальных видов спорта. Цель исследования - провести анализ успешности в спорте и в науке респондентов из различных сфер профессиональной деятельности (тренерской, педагогической, научной) на основании чего попытаться выявить факторы и закономерности этой успешности. В работе применялись научные методы исследования - анализ и синтез основных понятий по проблеме исследования, метод индукции, т.е. формирование выводов на основе изучения частных признаков, опрос, ранжирование, математическая обработка данных. В исследовании принимали участие респонденты разного пола и возраста, имеющие спортивное звание Мастера спорта СССР или Российской Федерации и ученую степень кандидата или доктора наук. Общее количество респондентов - 329 человек. Ранжирование результатов по распределению направлений научной деятельности показало, что среди кандидатов наук приоритетными являются почти в равной степени тех-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.