Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПО ЭЛЕКТИВНЫМ ДИСЦИПЛИНАМ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ НА БАЗЕ ПЛАТФОРМЫ MOODLE ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОК'

ОЦЕНКА ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПО ЭЛЕКТИВНЫМ ДИСЦИПЛИНАМ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ НА БАЗЕ ПЛАТФОРМЫ MOODLE ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОК Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
27
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТИВНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПЛАТФОРМА MOODLE / COVID-19 / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Звягинцев Максим Валерьевич, Давыденко Марина Рафаэльевна, Монахова Елена Геннадиевна

Вспышка новой коронавирусной инфекции COVID-19 в силу своей специфики дала мощный толчок развитию дистанционного образования. И если на первом этапе развитие дистанционного образования воспринималось многими как способ эволюции образовательного процесса, то через некоторое время, многие педагоги заговорили о необходимости возврата к сложившейся системе образования, признавая, что прямое, очное обучение все такие безальтернативно. В данной статье рассмотрен практический материал по возможности преподавания предмета «Элективные дисциплины по физической культуре и спорту» на базе платформы moodle. Данная работа позволяет оценить эффективность преподавания физической культуры в дистанционном формате.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Звягинцев Максим Валерьевич, Давыденко Марина Рафаэльевна, Монахова Елена Геннадиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVALUATION OF DISTANCE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES IN ELECTIVE DISCIPLINES IN PHYSICAL CULTURE AND SPORTS BASED ON THE MOODLE PLATFORM FOLLOWING THE RESULTS OF PHYSICAL FITNESS OF FEMALE STUDENTS

The outbreak of the new coronavirus infection COVID-19, due to its specificity, gave powerful impetus to the development of the distance education. In addition, if at the first stage the development of distance education was perceived by many as a way of evolution of the educational process, then after a while, many teachers started talking about the need to return to the existing education system, recognizing that direct, full-time education is all such without alternative. This article discusses practical material on the possibility of teaching the subject "Elective disciplines in physical culture and sports" based on the moodle platform. This work allows you to assess the effectiveness of teaching physical culture in a distance format.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПО ЭЛЕКТИВНЫМ ДИСЦИПЛИНАМ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ НА БАЗЕ ПЛАТФОРМЫ MOODLE ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОК»

групповых различий между 3-курсниками по показателю подтягивание выявлено не было. Так, у юношей, обучающихся по программе ГОС ВПО, выявлена четкая динамика улучшения выполнения предъявленных тестов (исключение - челночный бег, по которому была отмечена отрицательная динамика). Особенно наглядно данная динамика прослеживалась относительно показателя прыжок в длину. Тогда как у юношей, обучающихся по программе ФГОС3+, аналогичных тенденция отмечено не было, напротив, анализ динамики основных показателей физической подготовленности выявил снижение результатов последующим тестам: прыжок в длину, пресс, подтягивание, челночный бег на фоне улучшения результата прыжок на скакалке за одну минуту.

Таким образом, полученные результаты указывают на ухудшение основных показателей физической подготовленности у студентов, обучающихся по стандартам ФГОС 3+. Полученные исследования позволил выявить слабые стороны в развитии двигательных и функциональных качеств на основе анализа физической подготовленности при различных стандартах процесса обучении и, на наш взгляд, должны лечь в основу корректировок в учебные программы и учебные планы по физическому воспитанию в вузах.

ЛИТЕРАТУРА

1. Боровиков В. Statistica. Искусство анализа данных на компьютере: для профессионалов. / В. Боровиков. - Санкт-Петербург : Питер, 2003. - 688 с.

2. Ланда, Б.Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности : учебное пособие. / Б.Х. Ланда. - Москва : Советский спорт, 2011. - 348 с.

3. Мальцева И.Г. Методика тестирования и оценки уровня общей физической подготовленности студентов вузов : учебно-методическое пособие. / И.Г. Мальцева. - Орел : МАБИВ, 2014. - 40 с.

4. Шаратских А.Ю. Сравнительный анализ уровня физической подготовленности студентов первых курсов педагогического института ИГУ / А.Ю. Шаратских, В.Р. Кузекевич. // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - 4 (134). - С. 298-306.

REFERENCES

1. Borovikov, V. (2003), Statistica. The art of data analysis on a computer: For professionals, Peter, St. Petersburg.

2. Landa, B.H. (2011), Methods of comprehensive assessment ofphysical development and physical fitness: textbook, manual, Soviet sport, Moscow.

3. Maltseva, I.G. (2014), Methods of testing and evaluating the level of General physical fitness of University students: educational method, manual, MABIV, Orel.

4. Sharatskikh, A.Yu. and Kuzekevich, V.R. (2016), "Comparative analysis of level of physical preparedness first-year students of pedagogical Institute of Irkutsk state University", Uchenye zapiski uni-versiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 4 (134), pp. 298-306.

Контактная информация: nin_angel@mail.ru

Статья поступила в редакцию 30.11.2020

УДК 372.879.6

ОЦЕНКА ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПО ЭЛЕКТИВНЫМ ДИСЦИПЛИНАМ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ НА БАЗЕ ПЛАТФОРМЫ MOODLE ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОК

Максим Валерьевич Звягинцев, кандидат педагогических наук, старший преподаватель Кузбасский институт федеральной службы исполнения наказаний России, г. Новокузнецк; Марина Рафаэльевна Давыденко, старший преподаватель, Елена Геннадиевна Монахова, кандидат педагогических наук, доцент, Новокузнецкий филиал-институт Кемеровский государственный университет

Аннотация

Вспышка новой коронавирусной инфекции COVID-19 в силу своей специфики дала мощный толчок развитию дистанционного образования. И если на первом этапе развитие дистанционного образования воспринималось многими как способ эволюции образовательного процесса, то через некоторое время, многие педагоги заговорили о необходимости возврата к сложившейся системе образования, признавая, что прямое, очное обучение все такие безальтернативно. В данной статье рассмотрен практический материал по возможности преподавания предмета «Элективные дисциплины по физической культуре и спорту» на базе платформы moodle. Данная работа позволяет оценить эффективность преподавания физической культуры в дистанционном формате.

Ключевые слова: элективные дисциплины по физической культуре и спорту, дистанционное обучение, платформа moodle, COVID-19, физическая подготовленность.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.12.p74-78

EVALUATION OF DISTANCE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES IN ELECTIVE DISCIPLINES IN PHYSICAL CULTURE AND SPORTS BASED ON THE MOODLE PLATFORM FOLLOWING THE RESULTS OF PHYSICAL FITNESS OF FEMALE

STUDENTS

Maxim Valerievich Zvyagintsev, the candidate of pedagogical sciences, senior teacher, Kuzbass Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Novokuznetsk; Marina Ra-faelevna Davydenko, the senior teacher, Elena Gennadievna Monakhova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Novokuznetsk Branch-Institute of Kemerovo State University

Abstract

The outbreak of the new coronaviras infection COVID-19, due to its specificity, gave powerful impetus to the development of the distance education. In addition, if at the first stage the development of distance education was perceived by many as a way of evolution of the educational process, then after a while, many teachers started talking about the need to return to the existing education system, recognizing that direct, full-time education is all such without alternative. This article discusses practical material on the possibility of teaching the subject "Elective disciplines in physical culture and sports" based on the moodle platform. This work allows you to assess the effectiveness of teaching physical culture in a distance format.

Keywords: elective disciplines in physical culture and sports, distance learning, moodle platform, COVID-19, physical fitness.

ВВЕДЕНИЕ

Вспышка коронавирусной инфекции COVID - 19 оказалась внезапной для всего мира. Быстрое развитие вируса повлекло за собой неординарные шаги правительств всего мира. Было отменено воздушное сообщение между странами, введены карантинные мероприятия, существенно была ограничена личная мобильность граждан. Эти противо-эпидемиологические мероприятия отразились и на образовательном процессе, он был переведён в дистанционный формат. В НФИ КемГУ конечно до этого момента существовали отдельные дисциплины, которые преподавались в дистанционном формате, в online режиме, но это в основном были короткие курсы по программам дополнительного образования, а вот широкого внедрения данного формата не планировалось.

Однако, противодействие пандемии, повлекло за собой полный перевод обучения на дистанционный формат, что повлекло за собой поиск способов обучения дисциплине «Элективные дисциплины по физической культуре и спорту». Для реализации образовательного процесса решением руководства НФИ КемГУ была задействована образовательная платформа moodle. Данная платформа очень хорошо зарекомендовала себя для организации процесса on-line образования, она позволяет использовать широкий спектр педагогических средств. Однако, как показала практика преподавание дисциплины

«Элективные дисциплины по физической культуре и спорту» (далее ЭДпоФКиС) на платформе moodle, эта платформа не совсем подходит для преподавания данной дисциплины. Цель исследования. Оценить эффективность on-line обучения дисциплине «ЭДпоФКиС» с использованием платформы moodle.

Задачи исследования.

1. Разработать методику проведения занятий по «ЭДпоФКиС» с использованием компетентностного подхода на платформе moodle.

2. Оценить эффективность занятий в дистанционном формате с помощью платформы moodle, через оценку уровня физической подготовленности девушек студенток обучающихся в НФИ КемГУ

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Для работы в дистанционном формате руководством НФИ КемГУ была утверждена платформа moodle. Это очень хорошая и качественная платформа, позволяющая использовать широкий спектр средств и методов педагогического воздействия. При изучении этой платформы было выявлено, что она очень удобна для лекционных и семинарских занятий. Это удобство выражается в том, что на платформе можно размещать различные задания, можно использовать различные формы контроля за результатами обучения. Всё это позволяет разнообразить занятия, сделать их более насыщенными и интересными. Возникает только один вопрос, как на данной платформе организовать практические занятия, предусмотренные учебной программой по «ЭДпоФКиС».

На первом этапе нами был сделан акцент на формирование теоретической составляющей компетенции ОК-8. Мы формировали теоретические знания, относящиеся к разделу «Знать» компетенции ОК-8. Первоначально студентами были предложены лекции и теоретические сведения для ознакомления и конспектирования. В дальнейшем с помощью разработанных тестов был оценён уровень сформированности знаниевой компоненты компетенции.

В дальнейшем с продлением режима дистанционного обучения, стало ясно, что занятиям очень хватает двигательного компонента. Таким образом, на втором этапе дистанционных занятий нами был сделан акцент на формирование практических навыков относящихся к разделу «Владеть» компетенции ОК-8. Студентам предлагались комплексы упражнений, а также задания для самостоятельного выполнения на открытых плоскостных сооружениях. В г. Новокузнецке в это время появился запрет на занятия физической культурой и спортом на таких площадках, поэтому характер заданий был видоизменён. Пришлось сделать акцент на индивидуальные задания оздоровительной направленности. Данная направленность выражалась в использовании различных фит-несс-технологий. Использовались технологии круговой тренировки, интервальной тренировки, а также средства хатха-йоги и дыхательных гимнастик. Таким образом, и была сформирована методика проведения занятий по «ЭДпоФКиС». В дальнейшем после снятия запрета на занятия физической культурой и спортом на открытых плоскостных сооружениях студентам предлагались к выполнению различные задания, содержащие в себе элементы лёгкой атлетики: различные виды бега, спортивная ходьба, прыжки, метания. Однако данная методика с использованием её на платформе moodle не позволяет получать «обратную связь», т.е. непонятно выполняет студент задание или нет, а если выполняет то какова интенсивность выполнения, сколько выполнено повторений, какие интервалы отдыха и т.д.

По решению администрации НФИ КемГУ зачёт принимался в дистанционном формате с использованием платформы moodle, где был размещён тест. Результаты теста, показали высокий уровень сформированности раздела «Знать» компетенции ОК-8.

В сентябре 2020 года, после окончания каникул был проведён эксперимент, направленный на определение уровня физической подготовленности студентов факульте-

та психологии и педагогики, а также факультета филологии НФИ КемГУ. Оценивались две группы студенток, обе группы представляли студенток III курса, одна группа студенток с факультета психологии (23 чел.), специальность педагог-психолог, вторая группа студенток с факультета филологи, специальность учитель английского языка (21 чел.). Обе группы сдавали контрольные нормативы: 1. Бег 100 метров. 2. Бег 1000 метров. 3. Прыжок в длину с места. 4. Переход из положения, лёжа в сед за 60 секунд. 5. Сгибание разгибание рук в упоре лёжа.

Для проведения корректного сравнения нами были использованы результаты этих же групп показанные годом ранее в сентябре 2019 года, когда данные группы обучались на II курсе института. Полученные данные обрабатывались с помощью методов математической статистики: вычислялись среднеарифметическое значение, среднеквадратичное отклонение и достоверность по t-критерию Стьюдента. Результаты приведены в таблицах 1 и 2.

Таблица 1 - Показатели физической подготовленности студенток, обучающихся на педагога-психолога

Показатель Обследование Разница Достоверность

2019 г. 2020 г.

Бег 100 м. (сек) 15.4±2.1 18.3±3.2 2.9 н.д.

Бег 1000 м. (сек) 275.3±21.1 340.8±46.2 65.5 р<0.05

Прыжок в длину с места (см) 177.2±6.6 158.4±12.3 -18.8 р<0.05

Переход из положения, лёжа в сед за 60 секунд (кол-во раз) 52.5±4.3 46.2±9.1 -6.3 р<0.05

Сгибание разгибание рук, в упоре лёжа (кол-во раз) 18.4±5.5 12.6±7.8 -5.8 н.д.

Таблица 2 - Показатели физической подготовленности студенток, обучающихся на учителя английского языка

Показатель Обследование Разница Достоверность

2019 г. 2020 г.

Бег 100 м. (сек) 16.6±3.3 21.6±4.5 5 н.д.

Бег 1000 м. (сек) 296.4±18.8 356.5±39.2 60.1 р<0.05

Прыжок в длину с места (см) 167.6±11.3 155.8±8.6 -11.8 р<0.05

Переход из положения, лёжа в сед за 60 секунд (кол-во раз) 48.8±6.2 43.4±5.5 -5.4 н.д.

Сгибание разгибание рук, в упоре лёжа (кол-во раз) 13.6±4.4 10.1±5.8 -3.5 н.д.

Показатель в беге на 100 метров в обеих группах испытуемых снизился по сравнению с предыдущим годом. В группе студенток обучающихся по специальности педагог-психолог среднегрупповое увеличение результата составило 2.9 сек., у студенток, обучающихся по специальности учитель английского языка, такое изменение составило 5 секунд. Это свидетельствует о снижении уровня развития физического качества «быстрота». Полученные данные не достоверны.

Показатель в беге на 1000 метров в обеих группах испытуемых достоверно р<0.05 увеличился по сравнению с показателем 2019 года. В группе испытуемых студенток, обучающихся по специальности педагог-психолог, прирост результата составил 65.5 сек., у студенток, обучающихся по специальности учитель английского языка, среднегрупповой прирост составил 60.1 сек. Это наглядно свидетельствует о снижении уровня развития физического качества «общая выносливость».

Показатель в прыжке в длину с места в обеих группах испытуемых изменился достоверно р<0.05 по сравнению с показателем 2019 года. В группе испытуемых студенток, обучающихся по специальности педагог-психолог, показатель снизился на 18.8 см., у студенток, обучающихся по специальности учитель английского языка, снижение показателя составило 11.8 см. Это свидетельствует о снижении уровня развития «скоростно-силового» физического качества.

Показатель в упражнении переход из положения, лёжа в сед за 60 секунд, отражает уровень развития собственно силовых качеств, изменился в обеих группах, но с разной

степенью достоверности. В группе студенток обучающихся по специальности педагог-психолог данный показатель снизился достоверно р<0.5 на 6.3. повторения, у студенток, обучающихся по специальности учитель английского языка снижение на 5.4 единицы, но это снижение не достоверно. Это свидетельствует о снижении уровня развития «собственно-силовых» качеств.

Показатель в упражнении сгибание-разгибание рук в упоре лёжа отражающий уровень развития собственно-силовых качеств изменился не достоверно в обеих группах. В обеих группах он снизился, в группе студенток, обучающихся по специальности педагог-психолог, он снизился на 5.8 раза, в группе студенток, обучающихся по специальности учитель английского языка, снижение произошло на 3.5 раза. Это свидетельствует о снижении уровня развития «собственно-силовых» качеств.

ОБСУЖДЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Результаты тестирования проведённого в 2019 году показывают, что уровень физической подготовленности девушек обучающихся по специальности педагог-психолог несколько выше, чем у студенток, обучающихся по специальности учитель английского языка, хотя результаты сопоставимые. Тестирование, проведённое в 2020 году, показало, ухудшение результатов. По уровню развития быстроты видно значительное снижение результатов в обеих группах, хотя данные изменение не достоверны. Общая выносливость достоверно снизилась в обеих группах, более чем на 60 сек. Уровень скоростно-силовых и собственно-силовых качеств снизился в обеих группах с различной степенью достоверности. Мы считаем, что данные изменения произошли в связи с рядом причин, которые дополняют друг друга. Первая причина это снижение тренирующей двигательной активности. Это произошло в связи с отсутствием мотивации к занятиям физической подготовкой и низким уровнем сформированности спортивной культуры личности. Электронная образовательная платформа moodle не предполагает обратной связи, которая могла бы отражать уровень физической активности, и преподаватель не может достоверно утверждать о том, что тот или иной студент занимался физическими упражнениями. Вторая причина связана с изменением жизненных приоритетов, большинство студенток начинают строить профессиональную карьеру или личную жизнь и время на самостоятельные занятия физическими упражнениями у них не остаётся. Третья причина, это изменение пищевого поведения. Карантин и on-line обучение резко снизили двигательную активность, а пищевое поведение не изменилось, что и привело к увеличению массы тела, хотя этот параметр мы специально не исследовали. Четвёртая причина низкий уровень сфор-мированности спортивной культуры личности, на которые современные способы организации физического воспитания практически не влияют. Если сформировать высокий уровень спортивной культуры личности у студенток, то у них возникнет потребность в регулярных занятиях физической культурой и спортом, что будет положительно влиять на уровень их физической подготовленности и показатели соматического здоровья.

Контактная информация: maxim-zv@mail.ru

Статья поступила в редакцию 21.12.2020

УДК 796.015.68

ОЦЕНКА УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ

УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

Александр Николаевич Кандабар, преподаватель, Антон Олегович Широков, преподаватель, Светлана Викторовна Курдюкова, преподаватель, Игорь Иванович Лопатин,

преподаватель, Белгородский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации имени И.Д. Путилина

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.