Научная статья на тему 'ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА В ВЕДОМСТВЕННЫХ ВУЗАХ ФСИН РОССИИ: ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА В ВЕДОМСТВЕННЫХ ВУЗАХ ФСИН РОССИИ: ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
54
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ОБУЧАЮЩИЕСЯ / ОБРАЗОВАНИЕ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПРАКТИЧЕСКИЙ ПРЕДМЕТ / КУРСАНТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зверев Андрей Владимирович, Кулеев Владимир Яковлевич

В статье рассматривается роль дистанционного обучения в процессе образования. Цель исследования заключается в выявлении проблемных вопросов дистанционного обучения занятий по физической подготовке в ведомственных высших учебных заведениях Федеральной службы исполнения наказаний России. К основным результатам исследования можно отнести рекомендации по проведению занятий по физической подготовке в дистанционном. Выводом по данному исследованию следует считать положение о том, что на занятиях по физической подготовке даже в дистанционном формате необходимо придерживаться практической направленности предмета, то есть акцентировать внимание на выполнение физической нагрузки, а не теоретического закрепления материала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зверев Андрей Владимирович, Кулеев Владимир Яковлевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHYSICAL TRAINING IN DEPARTMENTAL UNIVERSITIES OF THE FEDERAL PENITENTIARY SERVICE OF RUSSIA: PROBLEMATIC ISSUES AND WAYS TO SOLVE DISTANCE EDUCATION

The article discusses the role of distance learning in the educational process. The purpose of the study is to identify problematic issues of distance learning of physical training classes in departmental higher educational institutions of the Federal Penitentiary Service of Russia. The main results of the study include recommendations for conducting physical training classes in the distance. The conclusion of this study should be considered the provision that in physical training classes, even in a remote format, it is necessary to adhere to the practical orientation of the subject, that is, to focus on the performance of physical activity, and not the theoretical consolidation of the material.

Текст научной работы на тему «ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА В ВЕДОМСТВЕННЫХ ВУЗАХ ФСИН РОССИИ: ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

pp.35-40.

9. Dembo, A.G. and Zemtsovsky, E.V. (1989), Sports cardiology, Publishing house "Medicine", Leningrad.

10. Makhov, A.S. and Medvedev, I.N. (2022), "Effect of regular physical activity at functional status in asthenia", Theory and Practice of Physical Culture, No.2, pp.46.

11. Nikishin, I.V., Karpov, V.Yu., Medvedev, I.N. and Afinogenova, T.I. (2022), "Functional capabilities of the respiratory system at students engaged at sport walking", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, Vol. 203, No. 1, pp. 272-277.

Контактная информация: lmedv1@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 28.04.2022

УДК 796.011.3

ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА В ВЕДОМСТВЕННЫХ ВУЗАХ ФСИН РОССИИ: ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ ДИСТАНЦИОННОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

Андрей Владимирович Зверев, заместитель начальника кафедры, кандидат юридических наук, Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний, г. Рязань; Владимир Яковлевич Кулеев, преподаватель, Владимирский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний России, г. Владимир

Аннотация

В статье рассматривается роль дистанционного обучения в процессе образования. Цель исследования заключается в выявлении проблемных вопросов дистанционного обучения занятий по физической подготовке в ведомственных высших учебных заведениях Федеральной службы исполнения наказаний России. К основным результатам исследования можно отнести рекомендации по проведению занятий по физической подготовке в дистанционном. Выводом по данному исследованию следует считать положение о том, что на занятиях по физической подготовке даже в дистанционном формате необходимо придерживаться практической направленности предмета, то есть акцентировать внимание на выполнение физической нагрузки, а не теоретического закрепления материала.

Ключевые слова: физическая подготовка, обучающиеся, образование, дистанционное обучение, практический предмет, курсант.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.4.p154-157

PHYSICAL TRAINING IN DEPARTMENTAL UNIVERSITIES OF THE FEDERAL PENITENTIARY SERVICE OF RUSSIA: PROBLEMATIC ISSUES AND WAYS TO

SOLVE DISTANCE EDUCATION

Andrey Vladimirovich Zverev, the deputy head of the department, candidate of legal sciences, Academy of Law and Administration of the Federal Penitentiary Service, Ryazan; Vladimir Ya-kovlevich Kuleev, the teacher, Vladimir Law Institute of the Federal Penitentiary Service of

Russia, Vladimir

Abstract

The article discusses the role of distance learning in the educational process. The purpose of the study is to identify problematic issues of distance learning of physical training classes in departmental higher educational institutions of the Federal Penitentiary Service of Russia. The main results of the study include recommendations for conducting physical training classes in the distance. The conclusion of this study should be considered the provision that in physical training classes, even in a remote format, it is necessary to adhere to the practical orientation of the subject, that is, to focus on the performance of physical activity, and not the theoretical consolidation of the material.

Keywords: physical training, students, education, distance learning, practical subject, cadet.

Актуальность данной темы обусловлена потребностью современного общества в ограничении контактов, в связи с распространением коронавирусной инфекции. В настоящее время все сферы жизни человека претерпевают изменения, включая процесс образования. Поэтому все большую роль в процессе образования начинает играть направление дистанционного обучения. Если в случае с предметами теоретической направленности, можно говорить о существовании возможности того, что качество полученных знаний обучающимися, не ухудшится, то что делать с предметами практического характера, такими как «Физическая подготовка»? Несмотря на высокий уровень развития информационных технологий, дистанционное образование не имеет готовых решений для преподавания предмета физическая подготовка.

Безусловно, преподносить материал по физической подготовке возможно, однако в чём заключается эффективность применения компьютера на данных занятиях, если, фактически, это практическая дисциплина, которая заключается, прежде всего, в движении. Специфика направлений по физической подготовке разнообразна, однако общий принцип - обучающийся должен освоить, сформировать и развивать практические знания, умения, навыки, повысить физические качества своего организма. Однако дистанционный формат обучения не способен заменить стандартные практические занятия по физической подготовке.

В ведомственных ВУЗах Федеральной службы исполнения наказаний России осуществляется подготовка сотрудников Уголовно-исполнительной системы Российской Федерации (далее - УИС РФ), деятельность которых является специфичной. В соответствии с этим, занятия по физической подготовке, прежде всего, направлены на изучение боевых приемов борьбы, с целью задержания, обезоруживания и сопровождения правонарушителей. Для успешного освоения навыков необходимо многократное повторение, то есть доведение навыков задержания и боевых приемов борьбы до автоматизма, а также поддержания физической формы на должном уровне. Реализовать данные критерии в условиях дистанционного обучения, становиться затруднительным. Поскольку на занятиях по физической подготовке курсанты отрабатывают боевые приемы борьбы в парах, под четким руководством преподавателя, который указывает на ошибки при выполнении приемов и помогает довести их выполнение до совершенства. В условиях дистанционного обучения, большая часть ответственности возлагается на самих курсантов [2]. Тем более что многие курсанты проживают за территорией ВУЗа ФСИН России. В связи с чем возникает вопрос об эффективности отработки боевых приемов борьбы, а также поддержания общей физической подготовки на должном уровне.

В процессе дистанционного обучения выяснилось, что из-за отсутствия онлайн-моделей обучения и достаточного количества площадок, преподаватели ведомственных вузов ФСИН России оказались не подготовленными к дистанционному формату обучения [3, С. 63]. Возникла проблема в способности поддержать практический посыл занятий по физической подготовке. В связи с чем занятия от практических перешли в теоретический формат.

Например, занятия по физической подготовке в дистанционном формате проходят следующим образом: перед занятием в электронно-информационной образовательной системе «МооШе» курсантам выкладываются задания, ответы на которые они должны предоставить в виде электронного документа, то есть вся специфика практического предмета теряется, остается лишь теоретическая часть [4, С. 192]. Периодически, курсантам дается задание предоставить видеоматериал с выполнением нормативного упражнения (подтягивание на перекладине - юноши; комплекс силовых упражнений - девушки), с целью проверки силовых показателей курсантов. Однако данное требование является несущественным, поскольку физическая нагрузка осуществляется периодически, не систематически, лишь, когда требуется выполнить норматив. Образовательная система выстроена таким образом, что все предметы изучаются постепенно, плавно, а не скачками,

как это получается во время дистанционных занятий физической подготовкой, то есть физическая нагрузка носит «временный» характер лишь при сдаче нормативов.

Таким образом, для восстановления практического содержания занятий по физической подготовке, необходимо организовать занятия так, чтобы курсанты предоставляли не ответы на теоретические задания, а видеоматериалы с выполненными ими физическими упражнениями. Стоит учитывать то, что выбор комплекса упражнений зависит от темы занятия. Если тема занятия «легкая атлетика», то акцент подбираемых упражнений должен быть направлен на мышцы ног и работу сердечно-сосудистой системы (прыжки на скакалке, приседания, бег на месте, берпи). Если тема занятия: боевые приемы борьбы, то в этом случае в начале занятия акцент направлен на подготовку мышц верхнего плечевого пояса, в частности их растяжка, а в дальнейшем на отработку боевых приемов борьбы.

На наш взгляд занятия по физической подготовке в некоторых случаях, например по темам, связанным с боевыми приемами борьбы, необходимо проводить в онлайн формате с использованием программ, позволяющих организовывать видеоконференции, для корректировки ошибок при выполнении приемов. Поскольку при общении в режиме реального времени, преподаватель способен донести мысль, которую сложно перенести в письменный вариант, ввиду практического посыла предмета. Курсантам необходимо видеть то, что от них требует преподаватель. Занятия, которые не требуют отработки правильности упражнений проводить в онлайн формате нецелесообразно, поскольку преподаватель не способен контролировать всех курсантов на занятии, а в случае предоставления видеоматериала педагог способен проверить качественный и количественный характер выполненных упражнений и в дальнейшем дать грамотную рекомендацию [1].

Таким образом, считаем, что при организации и проведении занятий по физической подготовке необходимо учитывать практический характер предмета, то есть акцентировать внимание на выполнение физической нагрузки, а не теоретического закрепления материала. Тем более что физическая подготовка курсантов в ведомственных ВУЗах ФСИН России, направлена на выполнение специфической деятельности, в которой необходима способность выполнения боевых приемов борьбы в экстренных ситуациях, а не на владение теоретической составляющей предмета. В связи с этим при занятиях физической подготовкой в дистанционном формате предлагаем теоретическую составляющую предмета оставить курсантам для самостоятельного изучения, а на занятиях заниматься непосредственно повышением физических качеств обучающихся.

В современных реалиях необходимо приспосабливаться к изменившимся условиям жизни, в том числе и связанных с процессом образования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ладынцева Д. А. Основные проблемы организации дистанционной формы обучения в условиях карантина на примере дисциплины «Физическая культура» / Д.А. Ладынцева, С Ю. Лани-на // Вопросы педагогики. - 2020. - № 12-1. - С. 168-170.

2. Мезенцева В.А. Дистанционное обучение по физической культуре и спорту / В.А. Мезенцева // Инновации в высшем образовании. Сборник научных трудов Международной научно-методической конференции. - Кинель, 2020. - С. 332-334.

3. Сбитнева О.А. Актуальные проблемы дистанционного обучения по дисциплине физическая культура на ступени высшего образования / О.А. Сбитнева // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2020. - № 7-1 (46). - С. 63-66.

4. Щенкова И.П. Проблемы дистанционного обучения по дисциплине «Физическая культура» / И. П. Щенкова // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2020. - № 5-3(44). - С. 190-193.

REFERENCES

1. Ladyntseva, D.A., Lanina, S.Yu. (2020), "The main problems of organizing distance learning under quarantine on the example of the discipline physical culture", Questions of Pedagogy, No. 12-1, pp.

168-170.

2. Mezentseva, V.A. (2020), "Distance learning in physical culture and sports, Innovations in the system of higher education", Innovations in higher education. Collection of scientific papers of the International Scientific and Methodological Conference, Kinel, pp. 332-334.

3. Sbitneva, O. A. (2020), "Actual problems of distance learning in the discipline of physical culture at the level of higher education", International Journal of Humanities and Natural Sciences, No. 71 (46), pp. 63-66.

4. Shchenkova, I. P. (2020), "Problems of distance learning in the discipline physical culture", International journal of the humanities and natural sciences, No. 5-3(44), pp. 190-193.

Контактная информация: vladimir.kuleeff@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 21.04.2022

УДК 796.853.262

ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ СПОРТСМЕНОВ-КАРАТИСТОВ 14 - 15 ЛЕТ СПЕЦИАЛИЗИРУЮЩИХСЯ НА

КУМИТЕ

Максим Валерьевич Звягинцев, кандидат педагогических наук, доцент, Кузбасский Институт ФСИН России, Новокузнецк; Геннадий Александрович Обыденников, доцент,

Зинаида Ивановна Добрянская, старший преподаватель, Кузбасский гуманитарно-педагогический институт Кемеровского Государственного Университета, Новокузнецк

Аннотация

Психоэмоциональная устойчивость одно из ключевых качеств личности спортсмена обеспечивающее эффективность его выступления на соревнованиях. Формирование данной устойчивости - это длительный целенаправленный процесс, в который включены мотивы личности, ценностные ориентации, кругозор, умение переключаться с одного вида деятельности на другой. В данной статье рассматривается вопрос формирования психоэмоциональной устойчивости спортсменов, которые занимаются карате и выступают в разделе кумите. Была разработана педагогическая методика формирования психоэмоциональной устойчивости основу которой составляют упражнения с повышающимся уровнем трудности, а также приведены педагогические требования для того чтобы сделать данный процесс более целостным. В статье приведены результаты педагогического эксперимента по внедрению данной методики в практику. В качестве измерительного материала использовались тесты Спилберга, Люшера и опросник «Психоэмоциональная устойчивость». Полученные результаты свидетельствуют о том, что разработанная нами методика помогает в формировании психоэмоциональной устойчивости, но на это необходимо длительное время.

Ключевые слова: психоэмоциональная устойчивость, карате, кумите, спортсмены, кадеты, педагогические средства формирования психоэмоциональной устойчивости.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.4.p157-162

FORMATION OF PSYCHO-EMOTIONAL STABILITY OF KARATE ATHLETES AGED 14 - 15 YEARS OLD SPECIALIZING IN KUMITE

Maxim Valerievich Zvyagintsev, the candidate of pedagogical sciences, docent, Kuzbass Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Novokuznetsk; Gennady Alexandrovich Obydennikov, the docent, Zinaida Ivanovna Dobryanskaya, the senior teacher, Kuzbass Humanitarian Pedagogical Institute, Kemerovo State University, Novokuznetsk

Abstract

Psycho-emotional stability is one of the key qualities of an athlete's personality that ensures the effectiveness of the performance in competitions. The formation of this stability is a long purposeful process, which includes the motives of the individual, value orientations, outlook, and ability to switch from one type of activity to another. This article discusses the issue of the formation of psycho-emotional stabil-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.