Научная статья на тему 'ДИНАМИКА ОЦЕНКИ ПРИМЕНЕНИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ'

ДИНАМИКА ОЦЕНКИ ПРИМЕНЕНИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
47
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СТУДЕНТЫ / КУРСАНТЫ / СЛУШАТЕЛИ / ПРЕПОДАВАТЕЛИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аксенова Анна Николаевна, Пичугин Максим Борисович

В статье рассматривается изменение отношения различных категорий обучающихся и преподавателей к проведению учебно-практических занятий по физической подготовке с применением дистанционных образовательных технологий (ДОТ). Целью исследования явилось определение положительных и отрицательных сторон применения ДОТ на занятиях по физической подготовке, оценка степени удовлетворенности учебным процессов, выявление трудностей и путей решения проблем, как преподавателем, так и обучающимися. Полученные результаты позволят усовершенствовать методическое обеспечение дисциплин по физической подготовке и повысить эффективность образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Аксенова Анна Николаевна, Пичугин Максим Борисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DYNAMICS OF EVALUATION OF THE USE OF DISTANCE LEARNING TECHNOLOGIES IN PHYSICAL TRAINING CLASSES

The article discusses the change in the attitude of various categories of students and teachers to conducting practical training in physical training with using the distance learning technologies (DLT). The purpose of the study was to determine the positive and negative sides of DLT in physical training classes, to assess the degree of satisfaction with educational processes, to identify difficulties and ways to solve the problems both by the teacher and students. The results obtained will improve the methodological support of physical training disciplines and increase the efficiency of the educational process.

Текст научной работы на тему «ДИНАМИКА ОЦЕНКИ ПРИМЕНЕНИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ»

Педагогические науки

УДК 378.147

ДИНАМИКА ОЦЕНКИ ПРИМЕНЕНИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ

ПОДГОТОВКЕ

Анна Николаевна Аксенова, кандидат педагогических наук, доцент Максим Борисович

Пичугин, преподаватель, Кузбасский институт Федеральной службы исполнения наказаний России, г. Новокузнецк

Аннотация

В статье рассматривается изменение отношения различных категорий обучающихся и преподавателей к проведению учебно-практических занятий по физической подготовке с применением дистанционных образовательных технологий (ДОТ). Целью исследования явилось определение положительных и отрицательных сторон применения ДОТ на занятиях по физической подготовке, оценка степени удовлетворенности учебным процессов, выявление трудностей и путей решения проблем, как преподавателем, так и обучающимися. Полученные результаты позволят усовершенствовать методическое обеспечение дисциплин по физической подготовке и повысить эффективность образовательного процесса.

Ключевые слова: физическая подготовка, дистанционные образовательные технологии, студенты, курсанты, слушатели, преподаватели.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.12.p3-6

DYNAMICS OF EVALUATION OF USE OF THE DISTANCE LEARNING TECHNOLOGIES FOR PHYSICAL TRAINING CLASSES

Anna Nikolaevna Aksenova, the candidate of pedagogical sciences, Maxim Borisovich Pich-

ugin, the teacher, Kuzbass Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Novokuznetsk

Abstract

The article discusses the change in the attitude of various categories of students and teachers to conducting practical training in physical training with using the distance learning technologies (DLT). The purpose of the study was to determine the positive and negative sides of DLT in physical training classes, to assess the degree of satisfaction with educational processes, to identify difficulties and ways to solve the problems both by the teacher and students. The results obtained will improve the methodological support of physical training disciplines and increase the efficiency of the educational process.

Keywords: physical training, distance learning technologies, students, cadets, trainees, teachers.

ВВЕДЕНИЕ

В век высоких технологий, информатизации и компьютеризации человек должен выработать способность переработки огромных потоков информации, выбирать те знания, которые необходимы ему на данном эта3пе обучения, умения быстро приспосабливаться к изменяющимся условиям. Специалист, окончивший высшее учебное заведение должен обладать профессиональными компетенциями и быть готовым постоянно повышать уровень своей квалификации, должен в полном объеме владеть навыками и методами сбора информации, ее анализа и применения. Дистанционные образовательные технологии (ДОТ) внедряются в процесс обучения в соответствии с законодательством РФ. Под влиянием ДОТ традиционная система «Учитель - Ученик» претерпевает ряд изменений. Так, передача знаний, умений и навыков происходит опосредованно, тесное взаимодействие участников этой системы сведено к минимуму, обучение происходит на расстоянии либо полностью, либо частично. Учитель чаще всего выступает как

контролирующий орган, а ученик как более самостоятельное звено системы. И если обучение по гуманитарным и техническим дисциплинам, несмотря на ряд проблем, на данный момент времени уже не вызывает столь отрицательных споров, то проведение практических занятий по физической подготовке в режиме дистанционного обучения до сих пор происходит с определенными трудностями.

Еще совсем недавно о проведении практических занятий по физическому воспитанию в средней общеобразовательной школе, либо в профессиональных учебных заведениях не могло быть и речи. На занятиях по данной дисциплине необходим четкий контроль преподавателем за техникой выполнения упражнений, методической подготовкой занятия, необходимо контролировать безопасность занимающихся для профилактики травматизма. Преподаватель должен лично контролировать проведение всех этапов практического занятия по физической подготовке.

В исследованиях Кузьменковой Т.Л. [1], посвященных вопросам применения ДОТ в образовании с 2005 г., выявлены положительные факторы - возможность обучения на значительном удалении от ВУЗа, снижение материальных затрат, связанных с проживанием студентов, снижение эпидемиологической напряженности, простота и надежность в организации учебного процесса. При этом автор отмечает, что наибольший эффект применения ДОТ в области физического воспитания возможен при условии высокой осознанности и мотивации на результат - со спортсменами, с людьми, проходившими курсы повышения квалификации, при заочном обучении [1].

В педагогической литературе проблемам дистанционного образования посвящены работы В. А. Трайнева и др. [4]. Методические и организационные вопросы исследованы О.П. Околеловым, П.К. Кузнецовым и др. [2, 3].

ЦЕЛЬ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Целью нашего исследования явился анализ и динамика изменения оценки отношения обучающихся к проведению практических занятий по физической подготовке в формате дистанционных образовательных технологий (ДОТ). В исследовании приняли участие студенты 2-4 курса юридического факультета (п=30), курсанты 2-4 курса факультета правоохранительной деятельности (п=35), слушатели факультета профессионального обучения и дополнительного профессионального образования (п=18), а также преподаватели дисциплин по физической подготовке (п=15). Студенты и курсанты 1 курса в исследовании не участвовали по причине того, что у них не было опыта обучения в формате ДОТ. В Кузбасском институте Федеральной службы исполнения наказаний России дистанционные образовательные технологии стали применяться при угрозе пандемии СОУГО-19 с 2019 г. В системе Электронной информационной образовательной среды (ЭИОС) проходят практические и теоретические занятия по всем дисциплинам и контроль самостоятельной работы, в том числе и по следующим дисциплинам - «Элективные дисциплины по физической культуре и спорту», «Физическая культура и спорт», «Прикладная физическая подготовка» и «Физическая подготовка».

Для сравнения оценки применения дистанционных технологий, выявления изменений отношения и определения их причин были взяты результаты анкетирования.

Были сформулированы следующие задачи исследования:

1. Сравнить удовлетворенность образовательным процессом при использовании ДОТ за период с 2019 г. до 2021 г.;

2. Выявить различие в оценке проблем, с которыми сталкиваются студенты, курсанты, слушатели и преподаватели в процессе обучения с использованием ДОТ.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

На основной вопрос «Как Вы относитесь к формам дистанционного обучения в ЭИОС по дисциплинам физической подготовки?» в 2019 г. были даны следующие ответы:

положительное отношение выразили 45% студентов, 23% курсантов, 64% слушателей и 5% преподавателей. Отрицательное отношение выразили 3% студентов, 18% курсантов, 28% слушателей и 82% преподавателей. Затруднились с ответом 52% студентов, 59% курсантов, 8% слушателей и 13% преподавателей.

На тот же вопрос в 2021 г. были получены следующие ответы: 38% студентов, 3% курсанта, 42% слушателей выразили положительное отношение к применению ДОТ. Ни один преподаватель не дал положительную оценку. Отрицательное отношение выражено у 34% студентов, у 78% курсантов, у 54%слушателя и у 100% преподавателей. Затруднились с ответом 28% студентов, 19% курсантов и 12% слушателей. Большое количество участников исследования, которые затруднились с ответом в 2019г. можно объяснить тем, что на тот период времени обучающиеся не до конца разобрались с методикой и формой проведения практических занятий. В то же время мы видим, что наиболее резко отрицательное отношение к проведению занятий в режиме онлайн в 2021 г. выразилось у преподавателей по физической подготовке. Также отрицательное отношение увеличилось и у остальных категорий опрашиваемых.

На второй вопрос анкеты «В чем заключаются положительные стороны обучения в формате применения ДОТ по дисциплинам физической подготовки?» в 2021г. участники анкетирования отвечали следующим образом: студенты указали, что могут более целесообразно распределять время на выполнение заданий, иметь более комфортные условия. При этом ограничен контроль преподавателя за качеством выполнения заданий. Имеется возможность самостоятельного выбора времени и места, безопасность в плане эпидемиологической обстановки, приобретение новых знаний по использованию новых компьютерных технологий. То есть студенты оценивают в первую очередь удобства дистанционного обучения при вынужденной изоляции, а не содержание и методику преподавания дисциплины. Курсанты и слушатели отметили, что положительной стороной является возможность не приходить в учебное заведение, отсутствие контроля преподавателем за качеством выполнения заданий, экономия времени - возможность заниматься в любое время и в любом месте. Преподаватели по физической подготовке в 2019г. еще пытались найти положительные моменты - возможность расширить аудиторию обучающихся, экономия времени на ведение практических занятий, объективность оценки учебных достижений. Но уже в 2021г. категорично отмечали отсутствие положительных сторон в проведении занятий в формате ДОТ. Преподаватели напрямую указали о невозможности проведения практических занятий по физической подготовке с курсантами, слушателями в режиме видеоконференций, в виде заданий для самостоятельной работы в ЭИОС, о невозможности проведения рубежного контроля и зачета в таком формате.

Диаметральный вопрос об отрицательных сторонах проведения занятий по физической подготовке в дистанционном режиме вызвал ярко негативные отзывы. Все категории респондентов указали на отсутствие прямого контакта с преподавателем, на проблемы с обеспечением интернета, на отсутствие прямого контроля за качеством выполнения заданий, на нарушение техники безопасности при выполнении заданий, особенно по боевым приемам борьбы (БПБ). Многие курсанты указали, что такая форма проведения занятий приводит к потере дисциплинированности, ограничению двигательной активности, что ведет, в свою очередь, к снижению уровня физической подготовленности и ухудшению физического здоровья. Изучение раздела по боевым приемам борьбы требует наличия необходимого тактильного контакта с партнером для проработки техники выполнения приемов. Так же невозможно проводить изучение БПБ в неприспособленном ограниченном пространстве жилых комнат «между столом и диваном». Преподаватели по физической подготовке отрицательной стороной указали возможность полной потери результатов по освоению обучающимися дисциплин по физической подготовке. Традиционно закрепилось мнение о воспитательном потенциале физической культуры. Преподаватель является образцом для подражания, носителем культурных ценностей и

необходимо прямое общение для освоения программы дисциплины. У молодых людей студенческого возраста еще не сформирована осознанная самостоятельность и высокая мотивация в освоении знаний, умений и навыков по дисциплинам физической подготовки. При этом преподавателю необходимо практически все рабочее время посвящать разработке методического обеспечения дисциплины: систематизировать учебный материал, представить его в формализованном виде, записать видео практических и теоретических занятий, разработать тестирование физической подготовленности, совершать другие необходимые действия для представления курса дисциплины в электронной информационной образовательной среде. Также необходимо организовать обратную связь с обучающимися - просмотреть видеоотчеты, проконтролировать выполнение тестовых заданий, письменно ответить на вопросы. Увеличилось количество документов по планированию и отчетности за выполнение учебной нагрузки. Это влечет в свою очередь снижение двигательной активности, физической работоспособности самих преподавателей. Нарушаются требования СанПиН и СНиП в части ограничения непрерывной работы за компьютером. Преподаватели отмечают повышение психоэмоциональной усталости, повышение нагрузки на зрительный канал восприятия информации, дискриминацию кинестетического канала.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Применение дистанционных образовательных технологий на занятиях по физической подготовке стали реальностью. Из проведенного исследования видно, что многие проблемы имеют субъективный характер: не способность к самоорганизации учебной деятельности, неумение самостоятельно переработать огромный поток информации, нежелание применить творческий подход в решении практических задач. Это вызывает необходимость совершенствования учебно-методического обеспечения дисциплин по физической подготовке. В тоже время, мы считаем, что применение дистанционного обучения в практических занятиях по физической подготовке возможно только в случае отсутствия какой-либо альтернативы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кузьменкова Т.Л. Динамика оценки студентами транспортного вуза дистанционных форм обучения / Т. Л. Кузьменкова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2020. -№ 2 (180). - С. 191-195.

2. К вопросу об использовании дистанционного обучения по дисциплине «Физическая подготовка» для курсантов и слушателей в условиях самоизоляции / Р.П. Кузнецов, Н.С. Федюк, А.С. Фадеев, Д.В. Саенко, П.С. Петрова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. -2020. - № 11 (189). - С. 286-291.

3. Околелов О.П. Дидактика дистанционного образования : монография / О.П. Околелов. -Москва : Директ-Медиа, 2013. - 98 с.

4. Трайнев В.А. Электронно-образовательные ресурсы в развитии информационного общества (обобщение и практика) : монография / В.А. Трайнев. - Москва : Дашков и К, 2015. - 255 с.

REFERENCES

1. Kuzmenkova, T.L. (2020), "Dynamics of assessment of distance learning by students of a transport university", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, № 2 (180), pp. 191-195.

2. Kuznetsov, R.P., Fedyuk, N.S., Fadeev, A.S., Saenko, D.V. and Petrova, P.S. (2020), "On the use of distance learning in the discipline "Physical training" for cadets and students in self-isolation", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, №11. pp. 286-291.

3. Okolelov, O.P. (2013), Didactics of distance education, Direct-Media, Moscow.

4. Trainin, T.M. (2015), Electronic educational resources in the development of the information society (generalization and practice), Dashkov and K, Moscow.

Контактная информация: aksen-anna71@rambler.ru

Статья поступила в редакцию 20.11.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.