Научная статья на тему 'Отношение к жизни у подростков со склонностью к девиантному поведению, проживающих в сельской местности'

Отношение к жизни у подростков со склонностью к девиантному поведению, проживающих в сельской местности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
165
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТКИ / ADOLESCENTS / ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ / DEVIANT BEHAVIOR / WORLD VIEW / КАРТИНА МИРА / МИРОВОСПРИЯТИЕ / WORLDVIEW / Я-КОНЦЕПЦИЯ / I-CONCEPT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Волкова С.В.

Проведён анализ восприятия «картины мира» и отношения к своей жизни у подростков со склонностью к девиантному поведению, проживающих в сельской местности. Обследованы 43 подростка в возрасте 14 15 лет, из них 23 женского пола, 20 мужского пола, разделённых на две группы в зависимости от склонности к разного рода девиациям. Показано, что для подростков со склонностью к девиациям отношение к своей жизни, прошлому, настоящему характеризуется пессимизмом, а будущее чаще видится бесперспективным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ATTITUDE TO LIFE IN ADOLESCENTS IN RURAL AREAS WITH TRAITS OF DEVIANT BEHAVIOR

The paper is dedicated to an analysis of perception of world view and attitude to life by adolescents, who live in rural areas and who have traits of deviant behavior. The study included 43 adolescents 14-15 years of age, including 23 girls and 20 boys, divided into two groups, depending on the propensity for all sorts of deviations. It is shown that for teenagers with a penchant for deviant behavior the attitude to life, past and present is characterized by pessimism, and the future is often seen with no hope.

Текст научной работы на тему «Отношение к жизни у подростков со склонностью к девиантному поведению, проживающих в сельской местности»

де Галича, Авсенева, Голубинского, Карпова, Зубовского, Платонова-Кудрявцева, Несмелова - и совсем не рассматриваются как часть истории нашей психологии.

Между тем, в отношении понятия «воля» этими мыслителями сказано достаточно, чтобы утверждение Иванникова, что «мы сами ввели понятие воли», подразумевая сообщество естественнонаучных психологов, зазвучало легковесным. Даже если мы действительно сами ввели это понятие, все же остается вопрос: когда? И как? Да и почему?

Поэтому в рамках длительной исторической перспективы существования в русской научной и философской мысли понятия «воля» разборки советских психологов о том, есть ли под этим понятием некая действительность, мелковаты.

И когда сам Ильин высказывает свою точку зрения о воле, она звучит убедительно, только пока остаёшься в рамках, что называется, научно-психологического дискурса отечественной психологии конца прошлого века:

«С моей точки зрения, «воля» - не столько объяснительное, сколько классификационное понятие. Воля, как и многие другие психологические термины (восприятие, мышление, память), - это обобщённое понятие, обозначающее определённый класс психических процессов, действий, объединённых единой функциональной задачей - сознательным и преднамеренным управлением поведением и деятельностью человека. Использование таких обобщающих понятий удобно, так как с их помощью мы сразу узнаем, о каком классе действий, процессов идет речь» [8, с. 39].

Из этого высказывания непонятно, почему Ильин не соглашался с Иванниковым по поводу того, что тот отказал воле в действительном существовании. В сущности, он и сам говорит, что никакой воли в действительности нет, а есть имя, знак, которым обозначается некий «класс процессов».

Во-вторых, к чему менять непонятное выражение «объяснительное понятие» на не менее непонятное «классификацион-

Библиографический список

ное понятие», если речь идет о главном: есть воля или её нет? Ну, классификационное, и что? А то же самое, что утверждал и Иванников: нет никакой воли, есть способы говорить о чём-то, вроде личности или поведения, или способы обозначать нечто в личности или поведении.

И тогда это, в-третьих, само построение рассуждения неверно: не воля, даже «с моей точки зрения» - есть способ говорить о процессах, а: вот такие процессы я намерен обозначать именем воля в рамках моих научных исследований. Это чистой воды научный волюнтаризм, то есть произвол, потому что учёные почему-то присвоили себе право на то ли детское, то ли хамское отношение к словам живых языков, считая, что только они знают, что эти слова обозначают в действительности.

Но стоит нам не додумывать, что означает слово воля, а строго связывать его с определёнными значениями, как появляется возможность для научной критики таких допущений. И тогда все остальные исследователи получают право обозначать этим именем свои предметы. И становится возможным научный спор о том, что именно из внутренних состояний и действий человека можно называть именем воля, а для чего стоит придумать новый термин.

Почему? Да потому, что народ уже придал этому слову вполне определённые значения, и до тех пор, пока это уважительно не принято наукой, в ней будет бесконечная и глупая понятийная путаница.

Воля - это либо то, что называет волей живой русский язык, либо неправомерное использование слова учёным в том случае, когда он столкнулся с чем-то, что просто-напросто не понимает! Дать неведомому всем известное имя - это подлог и трусость, бегство от действительного исследования и настоящего познания.

Поэтому итогом последних веков существования психологии воли можно уверенно считать один крошечный вопрос: ЧТО ТАКОЕ ВОЛЯ?

1. Иванников В.А. К сущности волевого поведения. Психологический журнал. 1985; 3.

2. Иванников В.А. Произвольные процессы и проблема воли. Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. 1986; 2.

3. Иванников В.А. Воля как произвольная форма мотивации. Эмоционально-волевая регуляция поведения и деятельности: тезисы Всесоюзной конференции: Симферополь, 1986.

4. Иванников В.А., Эйдман Е.В. Количественная оценка волевого усилия при напряженной физической работе. Вопросы психологии. 1986; 5.

5. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. Москва: УРАО, 1998.

6. Калин В.К. На путях построения психологии воли. Психологический журнал. 1989; 2.

7. Смирнова Е.О. Развитие воли и произвольности в раннем онтогенезе. Вопросы психологии. 1990; 3.

8. Ильин Е.П. Психология воли. Санкт-Петербург: Питер, 2002.

References

1. Ivannikov V.A. K suschnosti volevogo povedeniya. Psihologicheskij zhurnal. 1985; 3.

2. Ivannikov V.A. Proizvol'nye processy i problema voli. Vestnik Moskovskogo universiteta. Ser. 14. Psihologiya. 1986; 2.

3. Ivannikov V.A. Volya kak proizvol'naya forma motivacii. 'Emocional'no-volevaya regulyaciya povedeniya i deyatel'nosti: tezisy Vsesoyuznoj konferencii: Simferopol', 1986.

4. Ivannikov V.A., 'Ejdman E.V. Kolichestvennaya ocenka volevogo usiliya pri napryazhennoj fizicheskoj rabote. Voprosy psihologii. 1986; 5.

5. Ivannikov V.A. Psihologicheskie mehanizmy volevoj regulyacii. Moskva: URAO, 1998.

6. Kalin V.K. Na putyah postroeniya psihologii voli. Psihologicheskij zhurnal. 1989; 2.

7. Smirnova E.O. Razvitie voli i proizvol'nosti v rannem ontogeneze. Voprosy psihologii. 1990; 3.

8. Il'in E.P. Psihologiya voli. Sankt-Peterburg: Piter, 2002.

Статья поступила в редакцию 25.07.16

УДК 159.9.07

Volkova S.V., senior teacher, Kuibyshev branch of Novosibirsk State Pedagogical University (Kuibyshev, Russia),

E-mail: s-v-volkova@list.ru

ATTITUDE TO LIFE IN ADOLESCENTS IN RURAL AREAS WITH TRAITS OF DEVIANT BEHAVIOR. The paper is dedicated to an analysis of perception of world view and attitude to life by adolescents, who live in rural areas and who have traits of deviant behavior. The study included 43 adolescents 14-15 years of age, including 23 girls and 20 boys, divided into two groups, depending on the propensity for all sorts of deviations. It is shown that for teenagers with a penchant for deviant behavior the attitude to life, past and present is characterized by pessimism, and the future is often seen with no hope.

Key words: adolescents, deviant behavior, world view, worldview, I-concept.

С.В. Волкова, ст. преп., Новосибирский государственный педагогический университет, Куйбышевский филиал,

г. Куйбышев, E-mail: s-v-volkova@list.ru

ОТНОШЕНИЕ К ЖИЗНИ У ПОДРОСТКОВ СО СКЛОННОСТЬЮ К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ, ПРОЖИВАЮЩИХ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ

Проведён анализ восприятия «картины мира» и отношения к своей жизни у подростков со склонностью к девиантному поведению, проживающих в сельской местности. Обследованы 43 подростка в возрасте 14 - 15 лет, из них 23 женского пола, 20 мужского пола, разделённых на две группы в зависимости от склонности к разного рода девиациям. Показано, что для подростков со склонностью к девиациям отношение к своей жизни, прошлому, настоящему характеризуется пессимизмом, а будущее чаще видится бесперспективным.

Ключевые слова: подростки, отклоняющееся поведение, картина мира, мировосприятие, Я-концепция.

Считается, что трудности адаптации и социализации, которые зачастую провоцируют отклоняющееся поведение, могут усугубляться у подростков, проживающих в условиях сельской местности [1]. Подростковый возраст - период кристаллизации «картины мира», которая должна отражать специфику отношения к жизни и формирование склонности к разного рода девиациям Пребывание в специфических условиях деревенской жизни едва ли является определяющим фактором.

Для проверки этой гипотезы было проведено эмпирическое исследование на базе муниципального казённого образовательного учреждения Старощербаковская средняя общеобразовательная школа деревни Старощербаково Барабинского района НСО с целью изучения специфики картины мира у подростков, склонных к отклоняющемуся поведению, проживающих в сельской местности. В исследовании приняли участие 43 подростка (из них 23 женского пола, 20 мужского пола) в возрасте 14 - 15 лет, учащиеся 8, 9 классов.

Отношение к предстоящему тестированию было преимущественно доброжелательным. Распределение испытуемых на экспериментальную и контрольную группы произведено в зависимости от результатов, полученных по данным «Методики диагностики склонности к отклоняющемуся поведению» (СОП - автор А.Н. Орёл). Экспериментальную группу (со склонностью к отклоняющемуся поведению) составили 18 подростков (7 женского пола и 11 мужского), контрольную (без склонности к отклоняющемуся поведению) - 25 подростков (16 женского пола и 9 мужского). Для реализации диагностического этапа были использованы: проективная методика «Картина мира» (Г. Рид, Е.С. Романова), методика «Исследование особенности «Я-кон-цепции»« (Е. Пирс, Д. Харрис, А.М. Прихожан), методика «Оценивание пятилетних интервалов» (А.А. Кроник) [2].

Анализ сводных данных СОП шкалы №1 «Склонность к нарушению норм и правил» позволяет отметить предрасположенность к преодолению установленных норм, склонность к минимизации и отрицанию общепринятых ценностей, моделей поведения у подростков экспериментальной группы. Значения шкалы «Склонность к аддиктивному поведению» свидетельствуют о готовности в большей степени подростками экспериментальной группы реализовать аддиктивное поведение, вплоть до стремления к уходу от реальности посредством изменения собственного психического состояния, склонности к иллюзорно-компенсаторному способу решения проблем. При этом подростки экспериментальной группы, независимо от гендерного статуса, демонстрируют готовность к реализации агрессивных поведенческих тенденций, склонны прибегать к насилию в процессе решения проблем. Также для подростков данной группы свойственны слабость волевого контроля эмоциональной сферы, недостаточная сформированность волевого самоконтроля над влечениями и потребностями.

Результаты количественного и качественного анализа методики «Картина мира» представлены в табл. 1, 2.

Таблица 1

Распределение видов рисунков. Методика «Картина мира»

№ Картина мира экспериментальная группа контрольная группа

кол-во % кол-во %

1 Планетарная 1 6% 4 16%

2 Пейзажная 3 17% 7 28%

3 Ситуативная 2 11% 8 32%

4 Метафорическая 4 22% 3 12%

5 Абстрактная 8 44% 4 16%

Таблица 2

Результаты применения метода математической статистики Ф -критерия Фишера к методике «Картина мира»

Показатель Ф* т эмп. Примечание Уровень значимости

Планетарная 1,082 Незначимость H0 Различий нет

Пейзажная 4,441*** Значимость H1 Вероятность ошибки 0,1%

Ситуативная 2,319* Значимость H1 Вероятность ошибки 5%

Метафоричее кая 1,874 Нез начииостьН0 Тенденция

Абсероктная 3,726*** ЗначимостиН, Вероятность о шибк и 0,1%

12,021 при p < 0,05*

^критическое = | 2,704 При p < 0,<Л** , При П = 43.

|з,551при p <0,001***

Анализ полученных результатов позволяет сделать вывод о наличиизначимыхразличий по видам:«Пейзажная»,«Си^-ативная», «Абстрактная» картина мира, и о наличии тенденции к ранличичм по шкчлн «Метафиризаская качаинамина». То есть 44% подростка экспериментальной группы воспринимают Мир и Ок^жающиал^зртччнно», лчо и от^жаетса в иззфаж^нз»»; символап.рисунках, эимеачо пв лакиемчноатп пчст-о»пач, «вы-холощенности» изображения. При этом присутствуют рисуночные элеменизо »кана:вающианaпа»свмe«иетанпнжзчcти,«омеo-роженности, пессимистичности. Следует отметить наличие у 22% подоосткоч ло»а^|;1о»ааоп,чаь^^м^чиоа:^^,^^[^>»ачклчиотсубъек-тиачое зоночиятиеМира и Офужмющих пеонфорического хааак-тера при отвержении реального объекта. Среди особенностей «Я-з»»цопцич» подростка леспериментально» чруппы знание о несоответствии требований в диаде «Взрослый - Подросток», по»оlж»вемypов»о заввoжаиcеи, тeзpичмзeнное о»пашение к проца»аyшк»л»неоо инанрапа

да,аеач»киэкcпиааюpнтaлnаoй дмyапыcчитaюв ^гшете бооеи езсыщенны мвлжными эpбnп"ичмз, »вблюдаоаепсн и -жение Средней оценки будущего и Средней оценки всей жизни (безмнсчмвернлч лызличий, ачм учëтoл"е»Ылнк зпеччниЫ (табл.3).

пажнoыолеыиоъелeыcющen:есыeтенаeлвиышеннoйыcчсo -жности и cллжнoHжизнeннoйызы»aЦзл,ноraTиnчoeвчынщыятиа процесса школьного обучения у подростков со склонностью к отмлвняч)щемеся «ооедению кбусл»сл»зчвтболее лоысимс-стлснoeчaбOйцe«ивчнтecлЛcавмнноЧжи»ни, вплoое десниже» ниоaктн«нoыти вилчнтыовaниимаcчли"ации шмззeн»егonеои, Отношение к настоящему времени также свидетельствует о неблагоприятной ситуации развития, снижении активности и результативности в учебной деятельности. Не обнаружены достоверные различия пкшкале Д>цeнкспандыдемeгp«nы"шсткn как очередной этап в свкм°жизни, тав цеоом, nлмнкpнacышс кностл событиями была выше, чем в «ассыощемв эксnчвымeнтчлыыаM группе. Подростки этой группы сравнивали предыдущее пятилетие с настоящимивце нивали его существе нно выше, то есто их жизнь ранее была насыщена событиями гораздо сильнее, чем в на стоящее ы^сс ° В конт^оанайоруп пе та кже есть р аз-личия в аценке коблюсс есыущнхе прешлых, ноэти разлнчия не столь существенны. Переоценивание благополучного Прошлого

Таблица 3

Сводная таблица расчетов ^критерия Стьюдента по методике «Оценивание пятилетних интервалов»

№ Шкалы X Y t эмп Прлмечания

1 Средняя оценка прошлого 8,01 6,4 1,74* Р<0,05

2 Средняя оценка будущего 6,5 10,2 3,28** * Р<0,001

3 Средняя оценка всей жизни 6,4 7,5 0,21 Различий нет

4 Оценка текущего пятилетия 3,2 7,4 2,97** Р<0,01

5 Оценка предыдущего пятилетия 6,6 8,0 1,42 Различил пат

6 Ожидаемая продолжительность жизни - (года) 66 72 1,27 Различий нет

7 Реализованность замыслов(%) 27,4 17 3,04 * Р< 0,05

8 Психологический возраст (года) 16 15,6 0,68 Разл ичил нат

9 Хронологический возраст 14,5 14,5 0 Различий нет

10 Коэффициент взрослости(%) 100 105 1,07 Различий нет

X - экспериментальная группа Y - контрольная группа

при относительно бесперспективном Будущем подростками со склонностью к отклоняющемуся поведению также указывает на социальную дезадаптацию.

Таким образом, для подростков, проживающих в сельской местности, со склонностью к отклоняющемуся поведению отношение к своей жизни, прошлому, настоящему характеризуется

1,68 для Р< 0,05 1 = -I 2,02 для Р< 0 ,01

критическое

[2,7Одля Р< 0,001

пессимизмом, а будущее чаще видится бесперспективным, что имеет свои корни в специфике жизнедеятельности современной деревни. Данные особенности могут выступать как «мишени» коррекционного воздействия, на что стоит обращать внимание педагогам, помогая подросткам выстраивать реальные и конструктивные жизненные стратегии.

Библиографический список

1. Шнейдер Л.Б. Психология подростковой девиантности и аддиктологии. Москва:НОУВПО МПСУ, 2016.

2. Кроник А.А., Ахмеров РА. Каузометрия. Методы самопознания, психодиагностики и психотерапии в психологии жизненного пути. Москва: Смысл, 2008.

References

1. Shnejder L.B. Psihologiya podrostkovoj deviantnosti i addiktologii. Moskva: N0UVP0MPSU,2016.

2. Kronik A.A., Ahmerov R.A. Kauzometriya. Metody samopoznaniya, psihodiagnostiki i psihoterapii v psihologii zhiznennogo puti. Moskva: Smysl, 2008.

Статьяпоступилавредакцию04.08.16

УДК 159.9

Nagoev B.B., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Kabardino-Balkarian State University n.a. H.M. Berbekov (Nalchick, Russia), E-mail: nagoev_b@rumbler.ru

Pashtov T.Z., Cand. of Sciences(Pedagogy), senior lecturer, Kabardino-Balkarian State University n.a. H.M. Berbekov (Nalchick, Russia), E-mail: timur555111@mail.ru

Malamatov A.H., Doctor of Sciences (Engineering), Professor, Kabardino-Balkarian State University n.a. H.M. Berbekov (Nalchick, Russia), E-mail: axmed_malamatov@mail.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

AN IMPACT OF PARENTS' MARITAL SATISFACTION ON THE ATTITUDE OF THEIR ADULT CHILDREN TO A FUTURE FAMILY. The researchers present an analysis of results of a study of attitude of adult children to their future family. The work discusses marital satisfaction of spouses as an indicator of productive development of the family. The paper considers the influence of parents' marriage satisfaction on the position of adult children in matters of building their future family. It shows features of evaluation of adult children of their parents' family. The article discusses conditions for training of children as future spouses in families with different levels of satisfaction of their parents' marriage. It addresses issues relating to a possibility of constructing a family by children on the basis of independent creativity. The paper gives results of studies of children ideas about family life and shows specific features of the influence of parents on the activity, adaptability and adequacy of children in family and marriage matters.

Key words: marital satisfaction, evaluation by children of their parents' family, productive family, unproductive family.

Б.Б. Нагоев, канд. психол. наук, доц., Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова, г. Нальчик, E-mail: nagoev_b@rambler.ru

Т.З. Паштов, канд. пед. наук., доц., Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова, г. Нальчик, E-mail: timur555111@mail.ru

А.Х. Маламатов, д-р техн. наук, проф., Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова, г. Нальчик, E-mail: axmed_malamatov@mail.ru

ВЛИЯНИЕ УДОВЛЕТВОРЁННОСТИ БРАКОМ РОДИТЕЛЕЙ НА ОТНОШЕНИЕ ВЗРОСЛЫХ ДЕТЕЙ К СВОЕЙ БУДУЩЕЙ СЕМЬЕ

Представлен анализ результатов исследования отношения взрослых детей к своей будущей семье. Обсуждается удовлетворённость браком супругов как показатель продуктивного развития семьи. Рассматривается влияние удовлетворённости браком родителей на позицию взрослых детей в вопросах построения своей будущей семьи. Показаны особенности оценки взрослыми детьми родительской семьи. Обсуждаются условия воспитания детей как будущих супругов в семьях с

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.