Научная статья на тему 'Отношение к здоровому образу жизни студентов России и Бразилии'

Отношение к здоровому образу жизни студентов России и Бразилии Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
123
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ / МОТИВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ / HEALTH STATE / REASONS FOR LEADING A HEALTHY LIFESTYLE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Немцев Олег Борисович, Грунина Светлана Сергеевна, Федотова Вероника Александровна, Бгуашев Айдамир Батырбиевич

Целью исследования являлось изучение особенностей отношения к здоровому образу жизни студентов России и Бразилии. Были проанкетированы 56 студентов Адыгейского государственного университета (Майкоп, Россия) и 24 студента Федерального университета Ору-Прету (Бразилия). Анкета включала 15 вопросов закрытого типа. Достоверность различий ответов на каждый вопрос анкеты студентов разных стран определялась при помощи критерия хи-квадрат Пирсона, далее при помощи критерия хи-квадрат определялась достоверность различий каждого из предлагаемых четырёх вариантов ответов, после чего применялась поправка Холма-Бонферрони на множественное сравнение. Было установлено, что студенты из Бразилии достоверно чаще отвечали "Да" на вопрос о важности ведения здорового жизни (60,7 и 91,7% соответственно, p <0,05). Студенты из России достоверно чаще утвердительно отвечали на вопрос об удовлетворённости состоянием своего здоровья (44,6 и 16,7% соответственно, p <0,05). Существенно различаются мотивы ведения здорового образа жизни у опрошенных студентов двух стран. Студенты из России реже употребляют слабоалкогольные напитки ("Часто" ответили соответственно 3,6 и 29,6% опрошенных студентов, p <0,01) и чаще занимаются одним из видов физкультурно-спортивной деятельности ("3-4 раза в неделю" ответили 53,6 и 8,3% опрошенных студентов из России и Бразилии соответственно, p <0,01, а "Нет" 21,4 и 50,0% соответственно, p < 0,05).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Немцев Олег Борисович, Грунина Светлана Сергеевна, Федотова Вероника Александровна, Бгуашев Айдамир Батырбиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Attitude towards healthy lifestyle of Russian and Brazilian students

The aim of this study was to investigate the particularities of the attitude towards a healthy lifestyle of Russian and Brazilian students. 56 students of Adyghe State University (Maykop, Russia) and 24 students of Federal University of Ouro Preto (Brazil) filled-in the questionnaire, which consisted of fifteen closed-ended questions. The significance of differences between the answers for each question from the students of different countries was determined by using the Pearson's chi-squared test; the chi-square test was then used to determine the significance of differences between the four proposed answers for each question, and then the Holm-Bonferroni correction for multiple comparisons was applied. The results showed that Brazilian students more frequently responded "Yes" to the question about the importance of having a healthy lifestyle (60.7 and 91.7%, respectively, p <0.05). Russian students significantly more frequently affirmatively responded to the question about the satisfaction with their health state (44.6 and 16.7%, respectively, p <0.05). The motives for following a healthy lifestyle differed significantly between the students from two countries. Also, the students from Russia use low alcohol drinks less frequently (3.6 and 29.6% of the surveyed students, respectively, answered "Often", p <0.01) and practice some sort of physical culture and sports activities more often (53.6 and 8.3% of the surveyed students, respectively, responded "3-4 times a week", p <0.01, and 21.4 and 50.0%, respectively, responded "No", p <0.05).

Текст научной работы на тему «Отношение к здоровому образу жизни студентов России и Бразилии»

4. Dudley, G. Incompatibility of endurance and strength training modes of exercise / G. Dudley, R. Djamil // J. Appl. Physiology. - 1985. - № 59 (5). - Р. 1446-1451.

5. Шишкина, А.В. Планирование специальной физической подготовки лыжников-гонщиков в макроцикле / А.В. Шишкина // Вестник ЧГПУ. - 2009. - № 5. - С. 183-194.

6. Effects of strength training on lactacte threshold and endurance performance / E. Marcinik // Med. Sci. Sports Exerc. - 1991 - № 23 (6). - Р. 739-743.

7. Paavolainen, L. Effects of explosive type strength training on physical performance characteristics in cross-country skiers / L. Paavolainen, K. Hakkinen, H. Rusko // Eur. J. of Applied Phy. and Occupational Physiology. - 1991. - № 62 (4). - Р. 251-255.

8. The effect of heavy strength training on muscle mass and physical performance in elite crosscountry skiers / T. Losnegard, K. Mikkelsen, B.R. Ronnestad, J. Halle, B. Rud, T. Raastad // Scand J. Med. Sci. Sports. - 2011. - № 21 (3). - Р. 389-401.

REFERENCES

1. Popov, D.V., Grushin, A.A. and Vinogradova, O.L. (2014), Physiological basis for assessing aerobic capabilities and selection of training loads in skiing and biathlon, Soviet Sport, Moscow.

2. Myakinchenko, E.B. and Seluyanov, V.N. (2005), The Development of Local Muscular Endurance in Cyclic Sports, TVT Division, Moscow,

3. Kraemer, W.J., Patton, J.F., Gordon, S.E., Harman, E.A., Deschenes, M.R., Reynolds, K, et al. (1995), "Compatibility of high-intensity strength and endurance training on hormonal and skeletal muscle adaptations", J. Appl. Physiol, No. 78 (3), pp. 976-989.

4. Dudley, G. and Djamil, R. (1985), "Incompatibility of endurance and strength training modes of exercise", J. Appl. Physiol., No. 59 (5), pp. 1446-1451.

5. Shishkina, A.V. (2009), "Planning of special physical training of skiers-racers in a macrocycle", The Bulletin of the Chelyabinsk state pedagogical university, No. 5, pp. 183-194.

6. Marcinik, E. (1991), "Effects of strength training on lactate threshold and endurance performance", Med. Sci. Sports Exerc, No. 23 (6), pp. 739-743.

7. Paavolainen, L., Hakkinen, K. and Rusko, H. (1991), "Effects of explosive type strength training on physical performance characteristics in cross-country skiers", Eur. J of Applied Phy. and Occupational Physiology, No. 62 (4), pp. 251-255.

8. Losnegard, T., Mikkelsen, K., Ronnestad, B.R., Halle, J., Rud, B. and Raastad T. (2011), "The effect of heavy strength training on muscle mass and physical performance in elite cross-country skiers", Scand. J. Med. Sci. Sports, No. 21(3), pp. 389-401.

Контактная информация: novik-nat@mail.ru

Статья поступила в редакцию 10.07.2019

УДК 796.011.1

ОТНОШЕНИЕ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ РОССИИ И

БРАЗИЛИИ

Олег Борисович Немцев, доктор педагогических наук, профессор, Светлана Сергеевна Грунина, Адыгейский государственный университет, Майкоп; Вероника Александровна Федотова, доктор технических наук, Федеральный университет Минас-Жерайс, Белу-Оризонти, Бразилия; Айдамир Батырбиевич Бгуашев, кандидат педагогических наук, профессор, Адыгейский государственный университет, Майкоп

Аннотация

Целью исследования являлось изучение особенностей отношения к здоровому образу жизни студентов России и Бразилии. Были проанкетированы 56 студентов Адыгейского государственного университета (Майкоп, Россия) и 24 студента Федерального университета Ору-Прету (Бразилия). Анкета включала 15 вопросов закрытого типа. Достоверность различий ответов на каждый вопрос анкеты студентов разных стран определялась при помощи критерия хи-квадрат Пирсона, далее при помощи критерия хи-квадрат определялась достоверность различий каждого из предлагаемых четырёх вариантов ответов, после чего применялась поправка Холма-Бонферрони на множественное сравнение. Было установлено, что студенты из Бразилии достоверно чаще отвечали "Да" на вопрос

о важности ведения здорового жизни (60,7 и 91,7% соответственно, p <0,05). Студенты из России достоверно чаще утвердительно отвечали на вопрос об удовлетворённости состоянием своего здоровья (44,6 и 16,7% соответственно, p <0,05). Существенно различаются мотивы ведения здорового образа жизни у опрошенных студентов двух стран. Студенты из России реже употребляют слабоалкогольные напитки ("Часто" ответили соответственно 3,6 и 29,6% опрошенных студентов, p <0,01) и чаще занимаются одним из видов физкультурно-спортивной деятельности ("3-4 раза в неделю" ответили 53,6 и 8,3% опрошенных студентов из России и Бразилии соответственно, p <0,01, а "Нет" -21,4 и 50,0% соответственно, p < 0,05).

Ключевые слова: состояние здоровья, мотивы здорового образа жизни.

ATTITUDE TOWARDS HEALTHY LIFESTYLE OF RUSSIAN AND BRAZILIAN

STUDENTS

Oleg Borisovich Nemtsev, the doctor of pedagogical sciences, professor, Svetlana Sergeevna Grunina, Adyghe State University, Maykop; Veronika Aleksandrovna Fedotova, the doctor of pedagogical sciences, Federal University of Minas Gerais, Belo Horizonte, Brazil; Aydamir Batyrbievich Bguashev, the candidate of pedagogical sciences, professor, Adyghe State University, Maykop

Annotation

The aim of this study was to investigate the particularities of the attitude towards a healthy lifestyle of Russian and Brazilian students. 56 students of Adyghe State University (Maykop, Russia) and 24 students of Federal University of Ouro Preto (Brazil) filled-in the questionnaire, which consisted of fifteen closed-ended questions. The significance of differences between the answers for each question from the students of different countries was determined by using the Pearson's chi-squared test; the chi-square test was then used to determine the significance of differences between the four proposed answers for each question, and then the Holm-Bonferroni correction for multiple comparisons was applied. The results showed that Brazilian students more frequently responded "Yes" to the question about the importance of having a healthy lifestyle (60.7 and 91.7%, respectively, p <0.05). Russian students significantly more frequently affirmatively responded to the question about the satisfaction with their health state (44.6 and 16.7%, respectively, p <0.05). The motives for following a healthy lifestyle differed significantly between the students from two countries. Also, the students from Russia use low alcohol drinks less frequently (3.6 and 29.6% of the surveyed students, respectively, answered "Often", p <0.01) and practice some sort of physical culture and sports activities more often (53.6 and 8.3% of the surveyed students, respectively, responded "3-4 times a week", p <0.01, and 21.4 and 50.0%, respectively, responded "No", p <0.05).

Keywords: health state, reasons for leading a healthy lifestyle.

ВВЕДЕНИЕ

Проблема здорового образа жизни становится всё более острой в связи с растущим несоответствием образа жизни человека его биологической природе: уменьшением объёма двигательной активности и увеличением нервно-психических нагрузок, а также резким повышением калорийности питания, загрязнением окружающей среды (в первую очередь, воздуха и воды), распространением вредных привычек и т.п. Это обусловило повышенное внимание исследователей к вопросам здорового образа жизни людей различного пола и возраста, в том числе у студентов [1-4 и др.], в связи с тем, что от сформированности сознательного отношения к его основным компонентам у молодых людей зависит качество их последующей жизни, здоровье и активное долголетие. Существенного приращения знаний в этой области можно было бы ожидать от анализа особенностей отношения и осуществления здорового образа жизни студентов различных территорий и стран, имеющих специфическое мировоззрение. Между тем, подобных исследований выполнено недостаточно для заключений обобщающего характера. В связи с этим целью исследования являлось изучение особенностей отношения к здоровому образу жизни студентов России и Бразилии.

МЕТОДИКА

Для проведения исследования был составлена анкета с 15 вопросами закрытого типа, 14 из которых имели 4 альтернативных ответа, а один вопрос - 5 ответов. В анкетировании приняли участие 56 студентов Адыгейского государственного университета (АГУ, Майкоп, Россия) и 24 студента Федерального университета Ору-Прету (ФУО -П, Бразилия). Как следует из анализа данных анкетируемых, представленных в таблице 1, студенты из Бразилии оказались достоверно старше и ниже ростом, чем российские студенты, что теоретически могло быть источником специфики ответов на вопросы анкеты студентов разных стран. Однако, масса тела и индекс массы тела (ИМТ, рассчитывался по следующей масса тела (кг)

формуле: имт=-2-) не имели достоверных различий у студентов разных уни-

рост (м)2

верситетов.

Таблица 1 - Характеристики студентов России и Бразилии, принявших участие в анкетировании (среднее арифметическое ± стандартное отклонение) _

Характеристика Величины Достоверность различий p (t)

АГУ ФУО-П

Возраст 20,6±1,9 22,9±3,7 0,006

Рост, м 1,80±0,06 1,76±0,07 0,010

Масса тела, кг 72,6±12,5 70,9±11,2 0,552

ИМТ, кг/м2 22,5±3,5 22,9±3,0 0,560

Для проверки на нормальность выборочных показателей возраста, роста, массы тела и индекса массы тела использовался критерий Шапиро-Уилки - все рассматриваемые выборочные данные имели нормальное распределение. Достоверность различий этих показателей у студентов российского и бразильского университетов проводилась при помощи двухвыборочного 1-теста.

Достоверность различий частот ответов на каждый вопрос в университетах России и Бразилии определялась при помощи критерия хи-квадрат (х2): рассчитывался критерий хи-квадрат Пирсона. Затем, если были основания считать различия частот ответов на вопрос в целом в разных университетах достоверными, проводился тест хи-квадрат для каждого ответа на вопрос, если ожидаемая частота оказывалась меньше 5 более чем в 20% ячеек таблицы сопряжённости, то проводился тест Фишера. После определения достоверности различий частоты каждого из ответов на каждый вопрос студентами двух университетов применялась поправка Холма-Бонферрони на множественное сравнение.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ.

Анализ данных проведённого анкетирования позволил установить, что по семи вопросам анкеты из предлагавшихся пятнадцати имеются достоверные различия в ответах студентов из России и Бразилии. Так, на вопрос "Считаете ли Вы важным ведение здорового образа жизни?" "Да" ответили 91,7% опрошенных студентов университета Ору-Прету и только 60,7% опрошенных студентов АГУ (р <0,05, рисунок 1, здесь и далее пунктиром выделены достоверные различия), причём, ни один из опрошенных бразильских студентов не ответил на этот вопрос "Скорее да, чем нет" и "Нет", в то время как среди российских студентов такие ответы были. В целом ответы на этот вопрос могут быть расценены как более ответственное отношение студентов из Бразилии к здоровому образу жизни. Интересно, что при этом достоверно чаще отвечают "Да" на вопрос "Удовлетворены ли Вы состоянием своего здоровья?" студенты АГУ (рисунок 2). Причём, даже с учётом ответов "Скорее да, чем нет" лишь половина опрошенных студентов университета Ору-Прету положительно оценивает состояние своего здоровья, в то время как у студентов из России этот показатель достигает 76,7% опрошенных. Требует изучения, насколько столь различная оценка своего здоровья студентов совпадает с их реальным состоянием.

□ АГУ ФУО-П

100,0

90,0

80,0

70,0

# 60,0 ■а

g 50,0 н

U Я

F 40,0 30,0 20,0 10,0 0,0

8,3

7,1

10,7

0,0

0,0

Да Скорее да, чем нет Скорее нет, чем да Нет

Рисунок 1 - Ответы студентов на вопрос "Считаете ли Вы важным ведение здорового образа жизни?"

□ АГУ ФУО-П

41,7

12,5

ЕЛЕ

50,0

45,0

40,0

35,0

£ 30,0 ■а

ё 25,0 н и Я

^ 20,0 15,0 10,0 5,0 0,0

Да Скорее да, чем нет Скорее нет, чем да Нет

Рисунок 2 - Ответы студентов на вопрос "Удовлетворены ли Вы состоянием своего здоровья?"

Существенные различия обнаружены у студентов вузов двух стран в мотивации к ведению здорового образа жизни. Так, как видно на рисунке 3, студенты АГУ достоверно чаще отвечали на вопрос "Для чего бы Вы стали вести здоровый образ жизни?" "Чтобы не беспокоили болезни" и "Чтобы выглядеть красиво", в то время как студенты ФУО -П -"Чтобы всего добиться в жизни".

При этом студенты двух университетов при ответе на вопрос о значимости различных компонентов здорового образа жизни примерно с равной частотой называют сбалансированное питание, достаточный объём двигательной активности, рациональный режим дня, отказ от вредных привычек и соблюдение норм личной гигиены (от 10,7 до 26,7% опрошенных, различия между университетами недостоверны, р >0,05). В то же время бразильские студенты чаще следят за сбалансированностью своего питания (р <0,05), все опрошенные студенты преимущественно эпизодически употребляют в пищу продукты

фастфуда (64,3% опрошенных в АГУ и 45,8% - в ФУО -П, р > 0,05), большинство студентов не оценивают число потребляемых и расходуемых калорий ("Потому что не умею" - 21,4% опрошенных в АГУ и 37,5% - в ФУО -П, р >0,05; "Не считаю нужным" - 46,4% в АГУ и 58,3% в ФУО -П, р >0,05).

□ АГУ ФУО-П

60,0

50,0

40,0

g 30,0

20,0

10,0

0,0

Чтобы не беспокоили болезни

Чтобы жить долго

Чтобы выглядеть красиво

Чтобы всего добиться в жизни

Рисунок 3 - Ответы студентов на вопрос "Для чего бы Вы стали вести здоровый образ жизни?"

Студенты двух университетов одинаково часто употребляют крепкие алкогольные напитки (рисунок 4), при этом бразильские студенты чаще употребляют слабоалкогольные напитки ("Часто" ответили 3,6% опрошенных студентов АГУ и 29,2% - ФУО -П, р <0,01).

□ АГУ ■ ФУО-П

Да, часто По праздникам Редко Нет

Рисунок 4 - Ответы студентов на вопрос "Употребляете ли Вы крепкие алкогольные напитки?"

Одинаково негативно студенты двух вузов относятся к курению - "Нет" ответили на вопрос "Курите ли Вы?" 60,7% порошенных студентов АГУ и 58,3% - ФУО -П (р >0,05). Большинство опрошенных имеет продолжительность сна 7-8 часов (46,4% опрошенных студентов АГУ и 66,7% - ФУО -П, р >0,05). Существенные различия обнаружены в режиме двигательной активности студентов АГУ и ФУО -П. Так, при схожей частоте ответов "5-7 раз в неделю" на вопрос о числе занятий одним из видов физкультурно-спортивной

40,0

35,0

30,0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

25,0

а 20,0

15,0

10,0

5,0

0,0

деятельности в неделю (10,7% опрошенных в АГУ и 8,3% - в ФУО -П, р >0,05), студенты АГУ достоверно чаще указывали число занятий 3-4 раза в неделю (53,6 и 8,3% опрошенных соответственно, р <0,01), а студенты ФУО -П - отсутствие таких занятий в режиме дня (21,4 и 50,0% опрошенных соответственно, р <0,05). При этом 53,6% опрошенных студентов АГУ и 33,3% ФУО -П ответили, что занимались одним из видов физкультурно-спортив-ной активности до поступления в университет (р > 0,05), однако значительно больше будущих студентов в Бразилии бросили эти занятия (26,8% опрошенных студентов АГУ и 58,3% - ФУО -П, р <0,05).

Также отметим редкое использование методик профилактики нервно-психического дистресса студентами АГУ и ФУО -П (рисунок 5). Причём, если достоверно большее число студентов ФУО-П не умеет пользоваться такими методиками, то достоверное больше число студентов АГУ даже не считает нужным их использовать (рисунок 5).

□ АГУ и ФУО-П

70,0 -

60,0

50,0

^ 40,0

л

н

О О

§ 30,0

20,0

10,0

0,0 -

Рисунок 5 - Ответы студентов на вопрос "Применяете ли Вы психологические методики профилактики нервно-

психического дистресса?".

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, все опрошенные студенты Федерального университета Ору-Прету (Бразилия) считают важным соблюдение требований здорового образа жизни, в то время как некоторая часть студентов Адыгейского государственного университета (Россия) не видит в этом необходимости. При этом студенты российского университета гораздо выше оценивают состояние своего здоровья и чаще занимаются одним из видов физкультурно-спортивной деятельности. Существенно отличается у опрошенных студентов двух стран мотивация к ведению здорового образа жизни и отношение к психологическим методикам профилактики нервно-психического дистресса.

ОГРАНИЧЕНИЯ

Результаты настоящего исследования, основанные на данных опроса студентов лишь двух вузов России и Бразилии, конечно, не дают исчерпывающего ответа на вопрос о специфике отношения и ведения здорового образа жизни студентов двух стран. Обнаруженные в исследовании различия могут рассматриваться в качестве первичных данных, которые требуют проверки в других университетах двух стран.

Авторы благодарят Жусару Горски Бричис (Ju^ara Gorski Brittes), профессора Федерального университета Ору-Прету (Минас-Жерайс, Бразилия), за помощь в организации и проведении

......p < 0,05 58,3

■ p < 0,05 50,0

К 28,6

17,9 ....................J 16,7

8,3 -1 16,7 ■ .......... 1

3,6 1 ш | ■

Да, часто Да, когда возникает Нет, не умею Нет, не считаю нужным

потребность

анкетирования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Babaoglu, U.T. Evaluation of healthy lifestyle behaviors of female students in a public accommodation center from Kirsehir, Turkey / U.T. Babaoglu, S. Cevizci, G.D. Ozdenk // Materia Socio-Medica. - 2014. - № 26 (6). - P. 372-377.

2. Efficacy education using Facebook to promote healthy lifestyle among medical students in Puducherry, India: A non-randomized controlled trial / S. Krishnamohan, P. Stalin, Z. Singh, M. Sridhar // Journal of Clinical and Diagnostic Research. - 2017. - № 11 (7). - P. LC07-LC10.

3. Dual benefits of a student-assisted interprofessional Men's Healthy Lifestyle pilot program / R. Sealey, N. George, S. Gordon, L. Simmons // American Journal of Men's Health. - 2017. - № 11 (4). - P. 1133-1141.

4. Lifestyle choices and mental health: a longitudinal survey with German and Chinese students / J. Velten, A. Bieda, S. Scholten, A. Wannemuller, J. Margraf // BMC Public Health. - 2018. - № 18. - P. 632.

REFERENCES

1. Babaoglu, U.T., Cevizci, S., and Ozdenk, G.D. (2014), "Evaluation of healthy lifestyle behaviors of female students in a public accommodation center from Kirsehir, Turkey", Materia Socio-Medica, No 26(6), pp. 372-377.

2. Krishnamohan, S., Stalin, P., Singh, Z., and Sridhar, M. (2017), "Efficacy of health education using Facebook to promote healthy lifestyle among medical students in Puducherry, India: A non-randomized controlled trial" "Journal of clinical and diagnostic research, No 11(7), pp. LC07-LC10.

3. Sealey, R., George, N., Gordon, S., and Simmons, L. (2017), "Dual benefits of a student-assisted Interprofessional Men's Healthy Lifestyle pilot program", American Journal of Men's Health, No 11(4), pp. 1133-1141.

4. Velten, J., Bieda, A., Scholten, S., Wannemüller, A., and Margraf, J. (2018), "Lifestyle choices and mental health: a longitudinal survey with German and Chinese students", BMC Public Health, No 18, pp. 632.

Контактная информация: oleg.nemtsev@mail.ru

Статья поступила в редакцию 25.07.2019

УДК 796.332

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА МИНИ-ФУТБОЛИСТОВ ШКОЛЬНИКОВ

Максим Николаевич Оробей, старший преподаватель, Иркутский национальный исследовательский технический университет; Вадим Анатольевич Бомин, кандидат педагогических наук, доцент, Иркутский государственный аграрный университет им. А.А. Ежевского; Александр Юрьевич Тарасов, кандидат медицинских наук, доцент, Иркутский государственный медицинский университет

Аннотация

Эффективность управления процессом спортивного совершенствования и результаты соревновательной деятельности команд по мини-футболу во многом зависит от наличия и надежности оперативной обратной связи между тренером и мини-футболистами. Разработанное устройство «Электронный мяч» с программным обеспечением позволяет школьникам поставить эффективный удар по мячу, согласно разработанного алгоритма системы тренировочного процесса. Ключевые слова: мини футбол, тренировочный процесс, устройство «Электронный мяч».

SOME ASPECTS OF THE TRAINING PROCESS OF MINI FOOTBALL

SCHOOLBOYS

Maxim Nikolayevich Orobey, the senior teacher, Irkutsk National Research Technical University; Vadim Anatolyevich Bomin, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Irkutsk State Agrarian University named after A.A. Ezhevsky; Alexander Yuryevich Tarasov, the

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.