'"та
И. В. Бакико
(формирование активной жизненной позиции по ведению здорового образа жизни среди молодежи
В статье рассматриваются формирование активной жизненной позиции по ведению здорового образа жизни среди учащихся Волынских школ, студентов Луцкого высшего профессионального училища строительства и архитектуры и Луцкого национального технического университета.
В работе приводятся результаты анкетирования респондентов в количестве 675 человек. Вопросы,как правило,были связаны с наличием у испытуемых вредных привычек, отношению к здоровому образу жизни и роли учителя в его предпочтении.
Сравнительные результаты опросов обучающихся представлены в соответствии с возрастнойполовойобразовательной и территориальной социальной стратификацией.
Исследование показало, что влияние учителя (тренера) на сознательный выбор молодежью здорового образа жизни является значительным для почти половины опрошенных,и лишь 1/5 респондентов считают это влияние несущественным.
Установлено , что почти половина респондентов имеют вредные привычки, хотя сами понимают всю важность сохранения собственного здоровья, работоспособности и активности для полноценной жизни в течение многих лет.
Ключевые слова: здоровый образ жизни, учащиеся, студенты, вредные привычки, табакокурение , алкоголь, наркомания,, токсикомания
I. V. ВаНко
Creating a proactive stance on healthy lifestyles among young people
The article deals with the formation of an active life position to maintain a healthy lifestyle among students of Volyn schools, students Lutsk higher vocational school of construction and architecture and Lutsk national technical University.
The paper presents the results of the survey respondents number of 675 people. Questions generally were associated with the subjects of bad habits,attitudes towards a healthy lifestyle and the role of the teacher in his preference.
Comparative results of surveys of students presented according to age,gender,education and territorial social stratification.
The study showed that the influence of the teacher (coach) on the conscious choice of young people to a healthy lifestyle is important for almost half of the respondents,and only 1/5 of respondents believe that the impact is insignificant.
It is found that almost half of the respondents have bad habits,though they understand the importance of maintaining their own hea1th,the health and activity for a full life for many years.
Keywords: healthy lifestyle, pupils, students, b ad habits, smoking, alcohol, drug addiction, substance abuse
роблема зависимостей в современ-{ГЛ // ном обществе приобретает с каж-Ч^Х (у дым годом большого значения. Связано это не только с массовым распространением различных зависимостей, но и с тем, какое негативное влияние они оказываЮт на общество в целом. В психиатрической практике известно большое количество ра|^йныХый|^висдм^Хй,'!,',£ЙВто,яний. Однако,
наибольший интерес в связи с большим распространением и выражением негативных последствий составляют некоторые зависимости, такие как: алкогольная, наркотическая, табачная и др. [2].
Анкетирование проводилось среди учащихся общеобразовательных школ Волынской области, среди студентов профессионально-технического училища и технического универ-
рИяеТр!'' КШичество респондентов ^©ставил® 6?5":человек. Из них: учащиеся средних классов — 232 человека, старшая школа — 89, студентов — 354 респондентов.
Среди ответов школьной и студенческой молодежи на вопрос — «Какие известные Вам вредные привычки?» в целом были названы следующие: табакокурение, злоупотребление алкоголем, эксперименты с наркотиками, токсикомания, игровая зависимость. Именно эти вредные привычки отметили 88,8 % всех респондентов, 11,2 % затруднились ответить на выше заданный вопрос.
НевощоЖЯо оЦЬиЦЦбЯ вниРаниЯрЦаЩЯ
важные проблемы, связанные со здоровьем подростков, как наркомания, табакокурение и злоупотребление алкоголем. Все эти явления широко распространены в молодежной среде и имеют огромное влияние на жизнь человека в любой возрастной группе [5, 6].
Отвечая на вопрос: «Есть ли у Вас вредные привычки?», в целом респонденты ответили следующим образом: 39,2 % — да, имею вредные привычки; 49,7 % — нет, не имею и 11,1 % испытали затруднение, отвечая на заданный вопрос (рис. 1).
Рис.1. Наличие вредных привычек среди молодежи
Среди опрошенных учащихся городской школы мы прослеживаем следующую тенденцию: школьники имеют вредные привычки, начиная с 6-го класса (юноши — 9,1 %, девушки — 8,4 %). Среди семиклассников наблюдаем такую картину наличия вредных привычек: мальчики: да — 9,1 %; девочки: нет — 93,3
%; затруднились ответить — 6,7 %. Среди ребят средних и старших классов, как видно из табл. 1, самый высокий процент подростков, имеющих пагубные привычки, приходится на девятый класс — 38,4 %. Наибольший процент девушек, у которых есть негативные зависимости (33,4 %), учится в 10-м классе.
Таблица 1
Наличие вредных привычек среди учащихся городских общеобразовательных школ
Волынской области, %
Варианты ответов Городская школа
5 класс 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс 11 класс
м. д. м. д. м. д. м. д. м. д. м. д. м. д.
да - - 9,1 8,4 9,1 - 12,5 23,5 38,4 20,0 17,6 33,4 18,2 23,1
нет 100,0 73,3 81,8 91,6 90,9 93,3 87,5 70,5 53,8 80,0 76,4 66,6 81,8 76,9
тяжело ответить - 26,7 9,1 - - 6,7 - 6,0 7,8 - 6,0 - - -
Ученики 5-го класса сельской школы, как показало анкетирование, пагубных привычек не имеют: мальчики: нет — 63,6 %; затруднились ответить — 36,4 %; девочки: нет — 70,0 %; затруднились ответить — 30,0 % (табл. 2). Высокий процент девочек с вредными привычками показал шестой класс — 44,4 %. Следует отметить, что среди девочек-семиклассниц нет таких, которые злоупотребляют алкогольными напитками, курят, пробуют наркотики и другие агрессивные вещества. У
парней, высокий процент наличия вредных привычек наблюдается среди девятиклассников (да — 45,4 %; нет — 45,4 %; затруднились ответить — 9,2 %).
Как показало исследование среди студентов Луцкого высшего профессионального училища строительства и архитектуры, 35,7 % юношей 1-го курса имеют вредные привычки, 60,7 % — нет и 3,6 % — затруднились ответить на поставленный вопрос; 80,0 % девушек-первокурсниц имеют пагубные при-
вычкИу^а 20,0 — нет. Среди юношей вГо- ЩНаюЛя, что^иЯеют^вреДниеЧ1виСимоСТи, а рого года обучения 61,5 % имеют негативные 38,4 % утверждают, что у них их нет. 48,1 % привычки, 15,5 % — нет, 23,0 % затруднились юношей и 33,3 % девушек 3-го года обучения с ответом. 61,6 % девушек 2-го курса при- имеют вредные привычки.
Таблица 2
Наличие вредных привычек среди учащихся сельских общеобразовательных школ
Волынской области, %
Варианты ответов Городская школа
5 класс 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс 11 класс
м. д. м. д. м. д. м. д. м. д. м. д. м. д.
да - - - 44,4 22,2 - 20,0 25,0 45,4 9,2 12,5 - 42,9 40,0
нет 63,6 70,0 88,8 44,4 55,6 100,0 70,0 75,0 45,4 45,4 87,5 50,0 57,1 60,0
тяжело ответить 36,4 30,0 11,2 11,2 22,2 - 10,0 - 9,2 45,4 - 50,0 - -
Следует отметить, что наибольший процент парней, которые имеют вредные привычки, находится среди респондентов 2-го и 3-го курсов (61,5 % и 48,1 % соответственно). А среди опрошенных девушек печальное лидерство принадлежит представительницам 1-го курса (80,0 %). Наиболее придерживаются здорового образа жизни 60,7 % юношей 1-го года обучения и девушки третьего курса - 55,5 % (табл. 3).
Студенты-первокурсники Луцкого национального технического университета, таким образом, распределили ответы среди трех
предложенных вариантов: юноши: да — 41,0 %; нет — 50,0 %; затруднились ответить — 9,0 %; девушки: да — 17,6 %; нет — 70,5 %; затруднились ответить — 11,9 % (табл. 4).
Наибольший процент молодых людей, имеющих вредные привычки, учатся на 3-ем курсе технического университета (юноши — 63,4 %; девушки — 33,3 %). По 50,0 % юношей 1-го и 2-го курсов не имеют вредных привычек, среди девушек — это студентки 5-го курса (73,3 %). Незначительный процент респондентов выбрали вариант ответа — затруднились ответить.
Таблица 3
Наличие вредных привычек среди студентов Луцкого высшего профессионального училища
строительства и архитектуры, %
Варианты ответов Год обучения
1-ый курс 2-ой курс 3-ий курс
юноши девушки юноши девушки юноши девушки
да 35,7 80,0 61,5 61,6 48,1 33,3
нет 60,7 20,0 15,5 38,4 44,4 55,5
тяжело ответить 3,6 - 23,0 - 7,5 11,2
Таблица 4
Наличие вредных привычек среди студентов Луцкого национального технического
университета, %
Варианты ответов Год обучения
1-ый курс 2-ой курс 3-ий курс 4-ый курс 5-ый курс
ю. д. ю. д. ю. д. ю. д. ю. д.
да 41,0 17,6 37,5 31,8 63,4 33,3 50,0 14,3 28,6 20,0
нет 50,0 70,5 50,0 40,9 34,1 41.6 39,2 71,4 42,8 73,3
тяжело ответить 9,0 11,9 12,5 27,3 2,5 25,1 10,8 14,3 28,6 6,7
По результатам социологических опросов, около 40 % 10-14-летних подростков курили или курят, 15 % признаются, что употребляли ¡алкоголь в больших количествах [8]. Угрожаю-
щие тенденции наблюдаются и в области употребления молодежью наркотических веществ. Практика показывает, что употребление наркотиков стремительно растет с возрастом: от
9 ¡%™ юН0шей1У-14 летрв 181%§—РуЩрвушек 17 Лет. По данным опроса, 6 % несовершеннолетних в возрасте 13-16 лет регулярно употребляли наркотики и токсические вещества (из рих 3,4 % — употребляли в течение последних 30 дней 1 — 2 раза, а 2,6 % употребляли с регулярностью от трех раз в месяц до 1 раза рредневно) [7].
Наркомания — одна из серьезных проблем нашего общества, которая вызвала острую необходимость в комплексных научных исследованиях [1]. Токсикомания — это злоупотребление химическими, биологическими, лекарственными веществами, которые вызывают привычку и зависимость (снотворные, стимуляторы, психотропные, растворы и ряд других) [10].
Среди школьников и студентов есть определенная категория молодежи, которая имела определенный опыт употребления наркотиков или токсических веществ, пробовали или эпизодически их употребляли. Школьники средних классов (5 — 9 кл.) на вопрос о том: «Какие наркотические и токсические вещества Вы знаете?» называют различные препараты, таблетки, порошки; краски, лаки, которые можно нюхать. Ученики старших классов знакомы с гашишем, марихуаной, планом, которые курят, смешивая их с табаком. Студенты Луцкого высшего профессионального училища строительства и архитектуры, а также студенческая молодежь Луцкого национального технического университета назвали почти все известные наркологам препараты: гашиш в его вариантных названиях, опиаты, транквилиза-
торы, психостимуляторы, основные виды токсичных веществ, начиная с анальгетиков и заканчивая клеем. Студенты вообще проявляют большую компетентность по данному вопросу. Что бы в статье не было антирекламы, мы сп'е-циально не будем демонстрировать весь перечень наркотических и токсических веществ, которые известны подросткам и молодежи.
Здоровый образ жизни — это действия, привычки, определенные ограничения, связанные с оптимальным качеством жизни, которая охватывает социальные, умственные, духовные, физические компоненты [4, 9]. Диаграмма на рис. 2 предоставляет информацию о наличии в окружении школьников и студентов людей, пропагандирующих здоровый образ жизни. Приятно отметить, что 71,8 % респондентов есть, кому подражать. К сожалению, 10,6 % опрошенных таких знакомых не имеют и 17,6 % молодых людей затруднились с ответом.
Как видно из табл. 5, подавляющее большинство учащихся городской и сельской школ имеет в окружении пропагандистов здорового образа жизни за исключением лишь школьников 5-го класса городской школы. Следует отметить, что часть респондентов не смогла ответить на вопросы анкеты (городская школа: 5 класс — 30,1 %, 7 класс — 11,7 %, 8 класс — 8,0 %, 9 класс - 14,4 %, 10 класс - 13,0 %, 11 класс — 20,9 %; сельская школа: 5 класс — 33,4 %, 6 класс — 22,2 %, 7 класс — 29,5 %, 8 класс — 9,2 %, 10 класс — 40,0 %, 11 класс — 22,8 %). Незначительный процент респондентов выбрали ответ — нет. Подобная тенденция наблюдается среди студенческой среды (табл. 6).
Рис. 2. Наличие знакомых у подростков, которые пропагандируют здоровый образ жизни, %
Здоровье человека — это состояние физического, духовного и социального благополу-рия, важнейшая составная часть любого нашего Цспеха. К сожалению, многие люди, особенно ^олодые, только тогда начинают задумываться о своем здоровье, когда оно уже серьезно йарушено. Когда это происходит, все на этом фоне кажется пустым и незначительным. По-
этому необходимо думать о том, как сохранить свое здоровье, работоспособность и активность для полноценной жизни в течение многих лет. Одним из главных способов сохранения здоровья, физической активности, оптимального психофизического состояния является соблюдение основных компонентов здорового образа жизни [3].
Таблица 5
Наличие в окружении школьников пропагандистов здорового образа жизни, %
Показатели Городская общеобразовательная школа Сельская общеобразовательная школа
5 класс 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс 11 класс 5 класс 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс 11 класс
да 26,6 86,9 73,0 80,0 78,5 74,0 75,0 47,6 55,6 58,8 77,2 90,0 50,0 63,6
нет 43,3 13,1 15,3 12,0 7,1 13,0 4,1 19,0 22,2 11,7 13,6 9,1 10,0 13,6
тяжело ответить 30,1 - 11,7 8,0 14,4 13,0 20,9 33,4 22,2 29,5 9,2 - 40,0 22,8
Таблица 6
Наличие в окружении студентов пропагандистов здорового образа жизни, %
Показатели Луцкое высшее профессиональное училище строительства и архитектуры Луцкий национальный технический университет
1-ый курс 2-ой курс 3-ий курс 1-ый курс 2-ой курс 3-ий курс 4-ый курс 5-ый курс
да 75,7 87,0 72,2 79,4 76,3 75,3 68,5 74,4
нет 9,0 - 8,3 4,1 2,6 9,2 14,2 4,6
тяжело ответить 15,3 13,0 19,5 16,5 21,1 15,5 17,3 21,0
Диаграмма на рис. 3 свидетельствует о том, что 82,4 % респондентов знакомы с преимуществами здорового образа жизни в отличие от остальных 17,6 % опрошенной молодежи.
В табл. 7 приведен уровень осведомленности молодежи с преимуществами здорового образа жизни. Среди учеников городской и
сельской школы, студентов профессионального училища и технического университета подавляющее большинство всех респондентов дают ответы на исследуемый вопрос. Остальным опрошенным было на него трудно ответить. Исключение составляют учащиеся 5-го класса городской школы.
Рис. 3. Процентное соотношение, почему человек выбирает здоровый образ жизни, %
Отвечая на вопрос анкеты: «Желаете ли Вы избавиться от вредных привычек?» 43,5 % респондентов не смогли определиться с ответом, 21,4 % опрошенных готовы избавиться от вредных привычек в ближайшем будущем, 10,9 % молодежи вредных привычек не имеют, 8,7 % респондентов не хотят избавиться от пагубных привычек, 8,4 % опрошенных утверждают, что хотят, но не сейчас и 7,1 % ответили: да, но воз-мЬжно позже (табл. 8).
Как видно из табл. 9, ученики городской школы, а именно, школьники 5-го класса — 23,3
% , 7-го класса — 38,4 % , 8-го класса — 20,0 % , 9-го класса —42,8 % , 10-го класса — 21,7 % , 11-го класса — 20,8 %; сельской школы: 5-го класса — 9,5 %, 6-го класса — 16,6 %, 7-го класса — 11,7 %, 8-го класса — 4,5 %, 9-го класса — 9,0 %, 10-го класса — 15,0 %, 11-го класса — 4,5 % — имеют вредные привычки. Стоит отметить, что количество респондентов, которые не имеют пагубных привычек, в городской школе в 3 — 4 раза больше, чем в сельской школе.
Подавляющее большинство респондентов-школьников не смогли ответить на поставлен-
Таблица 7
Осведомленность молодежи с преимуществами здорового образа жизни, %
Респонденты Городская общеобразовательная школа Сельская общеобразовательная школа
Класс Есть варианты ответов Тяжело ответить Есть варианты ответов Тяжело ответить
5-ый класс 100,0 - 66,7 33,3
6-ой класс 91,4 8,6 88,9 11,1
7-ой класс 69,3 30,7 76,5 23,5
8-ой класс 88,0 12,0 91,0 9,0
9-ый класс 78,6 21,4 81,9 18,1
10-ый класс 74,0 26,0 95,0 5,0
11-ый класс 66,7 33,3 77,3 22,7
Респонденты Луцкое высшее профессиональное училище строительства и архитектуры Луцкий национальный технический университет
Курс Есть варианты ответов Тяжело ответить Есть варианты ответов Тяжело ответить
1-ый курс 91,0 9,0 83,6 16,4
2-ой курс 93,6 6,4 73,7 26,3
3-ий курс 86,2 13,8 84,7 15,3
4-ый курс - - 71,5 28,5
5-ый курс - - 76,8 23,3
Таблица 8
Желание молодежи избавиться от вредных привычек, %
Варианты ответов Всего
да, но не сейчас 8,4
да, в ближайшем будущем 21,4
да, но возможно позже 7,1
нет 8,7
вредных привычек не имею 10,9
тяжело ответить 43,5
ный вопрос. Незначительные проценты получили варианты ответов: да, но не сейчас; да, в ближайшем будущем и да, но возможно позже.
Среди студентов профессионального училища и технического университета процент респондентов, не имеющих вредных привычек очень мал (ВПУ: первый курс — 3,0 %; третий курс — 5,5 %; Луцкий НТУ: первый курс — 4,1 %; третий курс — 4,6 %; четвертый курс — 2,8 %; пятый курс — 13,9 %). Все без исключения второкурсники профессионального училища и студенты второго года обучения технического университета имеют вредные привычки. По наибольшему проценту, кроме варианта — не смогли ответить, получил ответ — хочу избавиться от вредных привычек в ближайшем будуЩем (ВПУ: первый курс — 27,2 %; второй курс
— 54,8 %; третий курс — 33,3 %; Луцкий НТУ: ¡первый курс — 28,7 %; второй курс — 23,6 %; Рретий курс — 29,2 %; четвертый курс — 17,1 % Цтакое же количество респондентов 4-ый курс
— не желают избавиться от вредных привычек); Ьятый курс — 23,2 %) (табл. 10).
К респондентам мы обратились с просьбой предложить свой вариант профилактики и борьбы с вредными привычками. 37,1 % опрошенной молодежи не смогли предложить свои варианты, а 62,9 % респондентов предложили следующие пути профилактики и борьбы с вредными привычками: ведение здорового образа жизни; занятия физической культурой и спортом; не экспериментировать (не пробовать) курить, алкоголь, наркотики; воспитательная работа в семье; разъяснительная беседа; пример родителей; видеодемонстрации о вреде негативных привычек; тренинги; семинары; лекции; круглые столы; возможности средств массовой информации.
Также молодым людям был поставлен вопрос: «Какое влияние учителя (тренера) на Ваш сознательный выбор в пользу здорового образа жизни?» Анализ ответов показал, что 46,2 % молодежи в значительной степени испытывают влияние учителя (тренера); 24,4 % респондентов считают это влияние несущественным; 17,7 % опрошенных затруднились с ответом и 11,7
Таблица 10
Желание студенческой молодежи избавиться от вредных привычек, %
Таблица 9
Желание школьной молодежи избавиться от вредных привычек, %
Варианты оГветов Городская общеобразовательная школа Сельская общеобразовательная школа
5 класс 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс 11 класс 5 класс 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс 11 класс
да, но не сейчас 3,3 - - 8,0 3,5 4,3 - - - - 9,0 18,1 20,0 18,1
да, в ближайшем будущем 3,3 - 3,8 12,0 17,8 17,3 12,5 14,2 16,6 5,8 13,6 22,7 25,0 22,7
да, но возможно позже - - 3,8 - 3,5 - 8,3 4,7 11,4 5,8 - 4,5 15,0 13,6
нет 13,3 - 11,5 4,0 3,5 - 4,1 19,0 27,7 11,7 9,0 4,5 - -
вредных привычек не имею 23,3 - 38,4 20,0 42,8 21,7 20,8 9,5 16,6 11,7 4,5 9,0 15,0 4,5
тяжело ответить 56,8 100,0 42,5 56,0 28,9 56,7 54,3 52,6 27,7 65,0 63,9 41,2 25,0 41,1
Варианты ответов Луцкое высшее профессиональное училище строительства и архитектуры Луцкий национальный технический университет
1-ый курс 2-ой курс 3-ий курс 1-ый курс 2-ой курс 3-ий курс 4-ый курс 5-ый курс
да, но не сейчас 24,2 19,4 11,1 6,8 10,5 7,6 5,7 9,3
да, в ближайшем будущем 27,2 54,8 33,3 28,7 23,6 29,2 17,1 23,2
да, но возможно позже 6,0 12,9 8,4 9,5 10,5 13,8 8,5 2,3
нет 6,0 - 8,4 9,5 5,2 10,7 17,1 18,6
вредных привычек не имею 3,0 - 5,5 4,1 - 4,6 2,8 13,9
тяжело ответить 33,6 12,9 33,3 41,4 50,2 34,1 48,8 32,7
% молодых людей выбрали вариант — никакой.
60,1 % учеников 5-го класса, 52,4 % — 6-го класса, 46,8 % — 7-го класса, 52,0 % — 8-го класса, 53,7 % — 9-го класса, 58,4 % — 11-го класса городской школы отметили, что испытывают значительное влияние учителя (тренера) по собственному выбору в пользу здорового образа жизни. Только 48,4 % респондентов 10-го класса считают это влияние несущественным.
Большинство опрошенных сельских школьников 7-11-го классов подчеркнули вариант — значительное влияние. 52,4 % учащихся 5-го класса и 50,1 % школьников 6-го не смогли ответить на поставленный вопрос.
Респонденты высших учебных заведений, а именно: 42,6 % студентов Луцкого высшего профессионального училища строительства и архитектуры — 1-го года обучения, 55,0 % — 2-го курса, 47,3 % — 3-го курса; 44,0 % молодежи первого курса Луцкого национального тех-ВЙнеского университета, ¿2,8 — второй^гой
обучения, 35,5 % — 3-го курса считают влияние учителя (тренера) на свою жизнь значительным. 37,2 % студентов 4-го и 37,3 % респондентов 5-го года обучения в техническом университете выбрали вариант — несущественное влияние. Незначительный процент опрошенных, в независимости от уровня аккредитации учебного заведения, выбрали варианты — никакой и трудно ответить.
Итак, влияние учителя (тренера) на сознательный выбор молодежью здорового образа жизни является значительным для 46,2 % опрошенных. Хотя 24,4 % респондентов считают это влияние несущественным.
Таким образом, почти половина респондентов имеют вредные привычки, несмотря на то, что у подавляющего большинства имеются пропагандисты здорового образа жизни, а так же учащиеся и студенты владеют специальными знаниями о вреде курения, употребления алкогольных напитков и наркотиков.
120 |55М 2з°7"2447
ЛИТЕРАТУРА
1. ЦБ'абаков А.И. Исследование проблемы воспитания и самовоспитания детей и молодежи, имеющих предрасположенности!
к употреблению наркотиков, в процессе занятий спортом и туризмом // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2006. № 4. С. 15-17.
2. Быков М.П., Гладенин В.Ф., Дмитриева Н.Ю., Захаров Н.С., Тундалева В.Г., Холодова Т.А., Шебалдов Д.А. Лечение зависимостей. Полный справочник. М.: Эксмо, 2008. С. 5.
3. Дегтярьова Н. Категори здорового способу життя студентсько! молодi // Проблеми формування здорового способу життя молодо Мат. Всеукр. наук.-практ. конф. студ., маистр. та астр. Львiв.: ЛНУ, 2007. С. 150-152.
4. Карпова И.Б., Корчинский В.Л., Зотов А.В. Физическая культура и формирование здорового образа жизни. М.: Финансы,
5. Литовченко Е.В. Социально-педагогические технологии во внешкольном образовании и их роль в социальном становлении подростков // Перспективы науки и образования. 2013. № 6. С. 100-105.
6. Райс Ф. Табак, алкоголь, наркотики - привычка и зависимость. СПб., 2000. С. 580.
7. Сирова А.Ю. Формування здорового способу життя тдлтгюв. Х.: Веста: Вид-во «Ранок», 2008. С. 3-4.
8. Сухарева О.В. Як виростити дитину здоровою. К.: Алатон, 2005. С. 16.
9. Фалкина С.А. Психологические характеристики подростков, склонных к виктивному поведению в Интернет-сети // Перспективы науки и образования. 2014. № 1(7). С. 230-236.
10. Шмалей С. Що треба знати учителю фiзично'i культури про дитячу наркоманш i токсикоманш // Фiзичне виховання в шкоМ. 2000. № 1. С. 47-50.
1. Babakov A.I. Study of the problem of education and self of children and youth who have a predisposition to drug use in the sport and tourism. Fizicheskaia kul'tura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka - Physical culture: education, education and training, 2006, no. 4. pp. 15-17 (in Russian).
2. Bykov M.P., Gladenin V.F., Dmitrieva N.Iu., Zakharov N.S., Tundaleva V.G., Kholodova T.A., Shebaldov D.A. Treatment of addictions. Complete Reference. Moscow, Penguin Books, 2008. p. 5.
3. Degtyareva N. Categories healthy lifestyle Student Youth. Problems of healthy lifestyle youth, 2007, pp. 150-152 (in Ukrainian).
4. Karpova I.B., Korchinskiy V.L., Zotov A.V. Physical culture and promoting a healthy lifestyle. Moscow, Finances, 2005. p. 9.
5. Litovchenko E.V. Socio-pedagogical technologies in non-formal education and their role in the social development of adolescents. Perspektivy nauki i obrazovaniia - Perspectives of science and education, 2013. no. 6. pp. 100-105 (in Russian).
6. Rise F. Tobacco, alcohol, drugs - a habit and addiction. Saint Petersburg, 2000. p. 580.
7. Syrova A.Y. Building a healthy lifestyle teen. Kharkiv, Vesta: Type of «Morning», 2008, pp. 3-4.
8. Sukhareva O.V. How to grow a healthy baby. Kiev, Alaton, 2005. p. 16.
9. Falkina S.A. Psikhologicheskie descriptions of podrostkov, sklonnykh k of viktivnomu povedeniyu in Internet-sets. Perspektivy nauki i obrazovaniia - Perspectives of science and education, 2014. no. 1 (7), pp. 230-236 (in Russian).
10. Shmaley S. What should I know teachers of physical training on child drug addiction and substance abuse. Fizichne vikhovannia v shkoli - Physical education in school, 2000, no. 1. pp. 47-50 (in Ukrainian).
200S. С. 9.
REFERENCES
Информация об авторе
Бакико Игорь Владимирович
(Украина, Луцк) Доцент, кандидат наук по физическому воспитанию и спорту, кафедра физического воспитания Луцкий национальный технический университет E-mail: [email protected]
Information about the author
Bakiko Igor' Vladimirovich
(Ukraine, Lutsk) Associate Professor, PhD in Physical Education and Sports, Department of Physical Education Lutsk National Technical University E-mail: [email protected]