Интересная работа (1 Хороший заработок (2 Хорошие товарищи (коллеги) по работе (3 Соответствие работы по способностям (4 Отсутствие чрезмерного давления (5 Надежное место работы (6 Возможность инициативы (7 Полезность для общества (8 Возможность достижения результатов (8 Возможность общения с людьми (9 Удобное место работы (10 Работа, уважаемая широким кругом людей (11 Ответственность в работе (12 Возможность продвижения (13 Международные контакты (13 Большой отпуск (14
Рис. 10. Рейтинг трудовых ценностей в научной среде (в % к числу опрошенных)
и они касаются прежде всего такого обстоятельства работы, как отсутствие чрезмерного давления (что ценится намного выше в научной среде), а также таких ее сторон, как большой отпуск и удобное время работы (что, наоборот, более важно для "обычного" работника, нежели представителя науки). Последнее обстоятельство опровергает весьма распространенный в российском обществе стереотип, в соответствии с которым научная работа привлекательна, главным образом, свободным режимом, используемым для удовлетворения личных интересов.
Примечательно, что расхождение между оценками структуры приоритетов трудовых ценностей "работающего населения 32 стран мира", с одной стороны, и "работающего населения России" — с другой, т.е. межстрановые различия, касающиеся всего работающего населения, примерно соответствуют внутрироссийским различиям между работающими в целом и учеными в частности, если исходить из того же показателя (сумма модуля отклонений в рангах колонок 3 и 5 табл. 1 составляет 40).
Таким образом, в целом представители российской науки по приоритетам трудовых ценностей стоят ближе к работающему населению зарубежных стран, чем России. В какой-то мере это отражает соответствие значимых ценностей научного труда в России мировым тенденциям развития трудовых приоритетов, что проявляется в большей весомости таких ценностей, как достижение результатов, проявление инициативы, возможность общения, и в меньшей — таких, как удобное время работы и большой отпуск.
Валентина БОДРОВА
Отношение к занятости женщин в период перехода к рыночной экономике
Непоследовательная политика в проведении экономической реформы, продолжающаяся в последние годы, привела к падению экономического роста, снижению объемов промышленного производства в большинстве отраслей народного хозяйства и, как следствие, к уменьшению занятости населения, особенно женщин, росту безработицы. Результаты опросов населения показывают неоднозначность реакции общества на сокращение участия женщин в народном хозяйстве.
В годы перестройки и в начале перехода к рынку (1989—1992 гг.) экономисты и демографы были настроены оптимистично. Сторонники "эгалитарной" концепции исходили из возможностей реформирования экономики, которое должно было привести к расширению рынка труда, обеспечению равных возможностей в процессе самореализации каждого человека, каждой личности, независимо от пола. Те, кто отдает предпочтение "естественному предназначению" женщины, считали, что уменьшение занятости женщин в общественном производстве будет способствовать усилению их ориентации на семейные ценности, при том, правда, условии, что рыночная экономика в большей степени, чем плановая, стимулирует мужчин больше работать и больше зарабатывать, чем до перехода к рынку.
Пять лет, прошедшие с начала экономической реформы, из-за зигзагов в ее проведении и, соответственно, в экономическом развитии, не оправдали надежд ни тех, ни других. Вспомним, лет десять назад в обществе широко дискутировался вопрос о "сверхзанятости" советских женщин, раздавались призывы "вернуть женщину в семью", "освободить" ее от непосильного труда в сфере производства. Еще до проведения экономической реформы в общесоюзном (тогда еще существовал СССР) опросе 1990 г. наибольшее число голосов (54%) набрала точка зрения, согласно которой для женщины семья важнее работы, причем мнения мужчин и женщин совпадали. "Эгалитарный" подход (семья и работа в равной мере важны для современной женщины) собрал 37% голосов респондентов; ориентация только на профессиональную работу женщин и отказ от семьи вообще получила ничтожно малую поддержку — 3%.
Спустя немногим более двух лет — в октябре 1992 г. число сторонников "естественного преднаначения" женщин (приоритет семьи, а не работы) резко сократилось: с 54 до 37%, а число сторонников "эгалитарного" подхода выросло с 37 до 49%.
В августе 1994 г., спустя чуть более двух лет после начала гайдаровской экономической реформы, был повторен вопрос, задававшийся в опросах населения России 1990 и 1992 гг.: "Как Вы считаете, что сейчас важнее всего для большинства женщин — семья или работа?" Число сторонников "естественного предназначения" женщины осталось на уровне 1992 г. (37%), удельный вес "эгалитаристов" в вопросах семьи и работы несколько уменьшился по сравнению с 1992 г. (44%). Среди опрошенных женщин эта точка зрения набрала больше голосов, чем среди мужчин, — 48%. Мнение о приоритете профессиональной работы и отказе женщин от семьи получило, как и раньше, наименьшую поддержку — 3% голосов респондентов. Среди респондентов стала более заметна группа тех, кто склонен считать, что для женщины работа важнее, чем семья — в 1994 г. так ответили 9,6% респондентов, а в 1992 г. — 7% респондентов. Спустя еще два года (июль 1996 г.), мы снова вернулись к этой теме, чтобы выяснить, в какую сторону качнулось общественное мнение в отношении статуса женщины в обществе. Вероятно, экономические трудности, которые испытывает большинство населения России, привели к тому, что все меньше среди респондентов становится сторонников "естественного предназначения" женщины: в совокупности доля тех, кто считает, что для женщины важнее всего семья, чем работа, составила 30%, что на 7 пунктов ниже уровня 1994 г. "Эгалитарный" подход к вопросам семьи и работы набрал несколько большее количество голосов респондентов (46%) по сравнению с 1994 г. (44%). Среди опрошенных мужчин эта точка зрения набрала 41%, среди женщин — 50% (рис. 1). В 2 раза выросла доля тех, кто склонен считать, что для женщин сейчас работа всего важнее, вплоть до отказа от семьи: с 3% в 1994 г. до 6% в 1996 г. Если к этим голосам прибавить мнение тех, кто не так категоричен, кто считает, что для женщин важнее скорее работа, чем семья, то их доля составляет 15% (в 1994 г. — 10%). С некоторой долей осторожности можно говорить о наметившейся обратной тенденции в изменении общественных взглядов на роль женщины по сравнению с периодом начала проведения экономической реформы.
Каковы взгляды на эту проблему респондентов, принадлежащих к разным поколениям и входящих в разные группы социально-профессионального статуса (табл. 1).
Более 1 /з опрошенных женщин в возрасте до 40 лет считают, что для большинства женщин важнее семьи нет ничего другого. С ними согласны 1/з всех опрошенных мужчин (в возрасте от 16 до 50 лет и старше). Хотя наи-
более всего это мнение распространено именно среди мужчин в возрасте 30—34 лет (45%). Вероятно, женщины этого возраста уже имеют детей и на них приходится основная нагрузка по их уходу и воспитанию. В целом же женщины реже, чем мужчины, отводят себе роль домохозяйки. Молодое поколение женщин (20—24 лет) и женщины в возрасте 40—44 лет по разным, естественно, причинам высказываются реже только в пользу семьи или работы и чаще женщин другого возраста говорят, что как семья, так и работа важны в равной степени (соответственно 52 и 58%).
По сравнению с 1994 г. мнение молодых женщин за прошедшие три года изменилось существенно: практически уменьшилась на 1/з доля женщин в возрасте до 24 лет, прежде ориентированных только на семью. В 1996 г. уже не наблюдалась тенденция, свойственная прежним опросам (1992 г. и 1994 г.): чем моложе женщины-респонденты, тем чаще их высказывания в пользу семьи. Анализ данных опроса 1996 г. показывает, что опрошенные жен-гцины всех возрастов (от 16 до 50 лет и старше) чаще мужчин отдают предпочтение сочетанию работы и семьи.
Респонденты, которые занимаются индивидуальной трудовой деятельностью, чаще всего высказывают мнение, что для большинства женщин России сейчас важнее всего семья (42%). К ним близки взгляды респондентов, ведущих домашнее хозяйство или находящихся в отпуске по уходу за ребенком (41%), учащихся дневных отделений средних и высших учебных заведений (38%) и тех, кто временно не работает, безработных (36%). Среди последних показатель мотивации "работы для женщин" ниже, чем среди работников по контрактам (20%), занимающихся частным предпринимательством, бизнесом или работающих по найму на постоянной работе, военнослужащих (14—15%), пенсионеров (18%). Взгляды холостых (незамужних) и разведенных существенно различаются в отношении роли женщины в семье и на работе: холостые (незамужние) (34%) в 1,4 раза чаще разведенных (25%) отводят женщине главное место в семье и в 2 раза реже — работе.
Заслуживает внимания анализ взглядов на роль женщины в семье и на работе у респондентов, проживающих в разных населенных пунктах. В Москве и С.-Петербурге наблюдается наибольшая поляризация позиций по этим вопросам: здесь выше доля как тех, кто отдает предпочтение семье (35%), так и тех, кто считает более важным для женщины работу (20%). Доля тех, кто считает, что
Свмы Снш и работ! Работа • р«1Г|Ц шара
[~| Д^рнчим Щ Ькышмы
Рис. 1. Что сейчае в России, на Ваш взгляд, важнее для большинства женщин — семья или работа? (В % к числу опрошенных; июль 1996 г.)
Что сейчас важнее для большинства женщин — семья или работа? (В % к числу ответивших.)
Группы по возрасту респондентов Семья Семья и работа в равной степени Работа Затруднились с ответом
мужчины женщины мужчины женщины мужчины женщины мужчины женщины
16—19 лет 37 3Б 17 44 9 6 27 14
20-24 года 29 24 37 52 13 19 20 4
25-29 лет 33 28 47 47 11 20 9 Б
30-34 года 45 34 37 47 8 14 9 Б
35—39 лет 33 28 41 46 16 20 8 6
40—44 года 28 23 50 58 11 17 11 2
45-49 лет 29 26 48 55 14 1Б 8 2
50 лет и старше 30 27 39 50 19 15 11 8
Таблица 2
С какой нагрузкой Вы трудились на работе, когда у Вас был ребенок дошкольного возраста?
(В % к числу ответивших.)
Группы по возрасту Работала полный рабочий день Работала неполный рабочий день Не работала, училась Занималась домашним хозяйством
1994 г. 1996 г. 1994г. 1996г. 1994 г. 1996 г. 1994г. 1996 г.
До 24 лет 8 9 Б 2 9 17 78 72
25-39 лет 60 59 9 12 17 19 13 10
40—54 года 68 78 14 6 13 10 Б 6
Старше 54 лет 75 78 Б Б 12 7 8 10
Всего 60 64 8 Б 14 8 23
семья и работа важны в равной степени (34%), на 1 пп. ниже по сравнению с группой респондентов, отдающих предпочтение роли женщин в семье.
В меньшей степени прослеживается влияние на полученные ответы характера образования или религиозности (представители всех других религий, кроме православия, представлены статистически незначительными величинами, которые не могут быть использованы для корректных выводов).
Чтобы понять, почему почти 40% учащихся дневных учебных заведений выбирают для женщины в качестве предпочтительного занятия быть в семье, необходимо проанализировать ответы на следующий вопрос: "С какой нагрузкой Вы трудились на своей работе, когда у Вас был ребенок дошкольного возраста?" Работали в этом случае 68—69% всех опрошенных женщин. Старшее поколение женщин имело редкую возможность не работать, имея детей дошкольного возраста (табл. 2).
Так, поданным опроса 1996 г., каждая десятая женщина в возрасте 40—54 и каждая четырнадцатая в возрасте старше 54 лет имела возможность не работать в общественном производстве, имея в семье ребенка дошкольного возраста; нынешнее молодое поколение женщин чаще пользуется возможностью не работать, воспитывая маленького ребенка в домашних условиях: в возрасте до 24 лет — каждая шестая, в возрасте 25—39 лет — каждая пятая женщина не работала, училась или занималась домашним хозяйством. Мы не обсуждаем причины, почему они не работали (нет возможности устроить ребенка в детский сад, ясли, не могут найти подходящую работу и т.д.), но констатируем факт, что школьники и студенты, у которых детство проходило в условиях, когда их родители и, в первую очередь мать, не могли им уделять достаточного внимания, выбирая, что важнее для большинства современных женщин, ответили: семья, а не работа.
Возвращаясь в наше социалистическое прошлое, хотелось бы напомнить, что закон об отпуске по уходу за ребенком, который, к счастью, продолжает действовать и
дает женщинам-матерям ряд прав*, был принят в 1981 г. До этого работающие женщины имели право только на декретный отпуск. Если сейчас женщины имеют возможность устраиваться на работу в режиме неполного рабочего дня, то еще десять лет назад практика "part-time" широко не практиковалась, за такое право женщины "боролись" с государством, которое в условиях экстенсивного развития экономики видело в них прежде всего дешевую рабочую силу. Поэтому только незначительная доля женщин в возрасте старше 54 лет (5%) работала неполный рабочий день, когда в семье был ребенок дошкольного возраста. Среди мужчин старшего поколения (50 лет и старше) только 1% работал неполный рабочий день, когда в семье был ребенок дошкольного возраста. Смею предположить, что наличие ребенка младшего возраста в семье не было главной причиной их неполной занятости на производстве. По данным всероссийского опроса 1995 г., каждая восьмая женщина (12%) в возрасте 25—39 лет работала неполный рабочий день. Еще выше доля среди них (19%) тех, кто не работал на производстве, занимался домашним хозяйством или учебой (хотя, следует заметить, часть этих женщин, возможно, была вынуждена оставаться дома в силу невозможности трудоустройства, а также дороговизны содержания ребенка в детском дошкольном учреждении). Увеличение доли молодых женщин среди работающих неполный рабочий день, занимающихся домашним хозяйством или учебой, отвечает распространенному в обществе мнению, что работа женщины полный рабочий день плохо сказывается на семейной жизни: с этим согласны 63% респондентов и абсолютно не согласны 11%, в чем-то согласны, в чем-то нет 22%. Наиболее широко распространено это мнение среди жителей
* Если женщина работала до рождения ребенка, то за ней сохраняется право на ее прежнее рабочее место; время ухода за ребенком засчитывается в трудовой стаж при начислении пенсии; выплачивается пособие в размере месячной зарплаты до достижения ребенком возраста полутора лет.
Москвы и С.-Петербурга (73%), а также среди респондентов, имеющих высшее образование (69%).
Общественное мнение настроено так, чтобы женщина работала вне дома только по собственному желанию, а не вынуждено (61%), как это в основном и происходит сегодня. И опять здесь лидируют респонденты Москвы и С.-Петербурга (69%), а также и те, кто имеет высшее образование (77%), причем сами женщины дают такие ответы чаще (69%), чем мужчины (53%).
Особенностью переживаемого момента в России является выталкивание женщин с рынка труда, что объясняется в первую очередь меньшей конкурентоспособностью по сравнению с мужчинами, профессиональной сегрегацией в сфере занятости. Работающие женщины, понимая шаткость своего положения, могут идеализировать свое будущее положение в семье. Вместе с тем экономическая реформа расширяет возможности использования трудового потенциала мужчин, которые, как свидетельствуют данные опроса, в большей степени удовлетворены своей работой и ее оплатой, чем женщины. У молодых происходит изменение ценностных ориентации с повышением социального и материального статуса: растет значимость семьи, стремление уделять больше внимания детям и т.п.
Идеальная модель поведения женщин на рынке труда, полученная нами в результате опросов, дает основание для следующего вывода: общественное мнение оценивает свободу выбора женщиной своего пути как положение, которое трудно реализовать в жизни. 80% опрошенных в 1992 г., 70% в 1994 г. и 77% в 1996 г. среди мотивов, побуждающих женщин с детьми работать вне дома, назвали "невозможность прожить только на заработок мужа"; для сравнения — интерес к работе назвали лишь от 9 до 5% опрошенных (рис. 2). Вторым по значимости мотивом работы женщины назвали стремление иметь свою зарплату, чтобы быть материально независимыми (17%).
г *
; Н-
70:
I
«]1
40
30
л
\
к:
0[ П~кж1
К р|Ьп -ЕН44 ир№*'Т| Р1№ Тйгме
мтрмлню ка ■чЯб«тнм пыаноомн мут
1~| Муя>тн Я Жпнцпч
Рис. 2. Что сейчас в РОССИИ в первую очередь побуждает работать женщин, имеющих детей? (В % к числу опрошенных; июль 1997 г.)
Вероятно, нынешние представления об идеальном жизненном пути женщин являются реакцией на предыдущую государственную доктрину всеобщей занятости женщин в общественном производстве. Они имеют переходный характер, как и время, в котором живет Россия.
В переживаемый нами переходный период идет ломка прежних идеологических установок относительно социального статуса женщин, наблюдаются существенные изменения в представлениях населения о назначении и ролях женщины в семье и обществе.
Александр ГОЛОВ
Обращение к религии и его значение в сегодняшней жизни россиян
Свобода вероисповедания — это одно из двух, наряду со свободой слова, наиболее значимых и несомненных для российского населения завоеваний перестроечного времени*. Ее реальное значение в жизни россиян проясняют, в известной мере, данные ноябрьского мониторинга 1997 г. ВЦИОМ массового опроса (N=2401 человек). Речь идет прежде всего об обращении к религии, к Богу как событии внутренней жизни человека, знаменующем собой определенный поворот его сознания и наполняемом тем или иным внутренним смыслом. Затем — о закреплении произошедшего поворота, принятии той или иной религии, веры и определяемой ею религиозной практики. Наконец, о последующем изменении жизненных позиций человека, о вероучительном руководстве его жизнью.
Подобный порядок событий — от внутренних перемен к внешним — зиждется на свободе вероисповедания, которая никогда не бывает абсолютной. Внутренние перемены могут ускоряться или задерживаться, инициироваться или парализовываться конкретными внешними событиями и условиями. Такая возможность существует и также реализуется. Тем не менее, внешние обстоятельства сами по себе не задают внутреннего порядка. Всегда остается внутренняя свобода — инстанция, способная принять или отвергнуть приходящее извне.
Личное отношение к Богу. На бытовом уровне обращение к Богу — повсеместный и каждодневный, если не сказать ежечасный, факт: "Боже мой", "спасибо" (спаси Бог), "упаси Бог", "дай Бог", "не дай Бог" и т.п. Все подобные речевые формулы — отзвуки известных молитв. Молитвами называются как словесные обращения к Богу, так и канонические тексты таковых обращений*. Эта двузначность термина не случайна. На бытовом уровне воспроизводятся, как правило, только тексты. В молитвах, как элементе религиозной практики, подразумевается, что произносимый текст актуализирует внутреннее обращение к Богу. Но молитвы и сопутствующая их произнесению обстановка могут актуализировать только то, что уже есть. Они лишь возобновляют обращение к Богу, которое однажды уже произошло. Потому молящийся и может молиться, что он прежде того уверовал. Первое чисто внутреннее обращение к Богу первично в отношении всех последующих обращений и является разовым событием в жизни конкретного человека, если подобное событие вообще происходит.
Будучи разовым событием в жизни отдельного человека, первичное обращение к Богу, приобщение к вере оказывается массовым явлением в масштабах всего обще* См. об этом ст.: Голов А.А. Репутация рыночной экономики у россиян // Экономические и социальные перемены: Мониторинг общественного мнения. 1997. № 3. С. 31—33.