Научная статья на тему 'Отношение к успехам и ошибкам подчиненных как косвенный показатель субъектности-объектности восприятия сотрудников руководителями'

Отношение к успехам и ошибкам подчиненных как косвенный показатель субъектности-объектности восприятия сотрудников руководителями Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
335
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУКОВОДИТЕЛИ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ / ОТНОШЕНИЕ К УСПЕХАМ И ОШИБКАМ ПОДЧИНЕННЫХ / СУБЪЕКТНОСТЬ-ОБЪЕКТНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Борисова Екатерина Леонидовна, Филинкова Евгения Борисовна

Статья посвящена анализу психологического отношения руководителей к подчиненным. Доминирует субъектное отношение к сотрудникам, при этом предприниматели воспринимают подчиненных более объектно в сравнении с наемными руководителями. Последние более позитивно относятся к успеху подчиненных, спокойнее реагируют на ошибки последних, признавая за сотрудниками право на ошибку, и гораздо чаще, чем предприниматели помогают исправить эту ошибку. Однозначной закономерности связи возраста и пола, с одной стороны, и уровня субъектности отношения руководителей к сотрудникам, с другой, не установлено. Стаж управленческой деятельности прямо сказывается на оценках и на поведении руководителей при взаимодействии с сотрудниками. Наиболее объектным отношением к подчиненным отличаются начинающие руководители со стажем до 5 лет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ATTITUDE TO SUCCESS AND MISTAKES OF SUBORDINATES AS A PROXY INDICATOR OF THEM PERCEPTION AS A SUBJECT OR OBJECT

The article is devoted to the analysis of the psychological attitude of managers toward subordinates. The attitude to employees as subjects, not objects are dominant, entrepreneurs perceive subordinates more as objects in comparison with hired managers. Hired leaders more positively perceive the success of subordinates, calmly react to their mistakes, recognizing employees right to be wrong, and more often than the entrepreneurs help to fix this error. Unambiguous communication age and gender, on the one hand, and the level of subjectivity relation managers to employees, on the other, is not installed. Experience of management activity has a direct effect on the estimates and on the behavior of managers when they interact with employees. Aspiring leaders with experience less than 5 years relate to subordinates as objects much more often.

Текст научной работы на тему «Отношение к успехам и ошибкам подчиненных как косвенный показатель субъектности-объектности восприятия сотрудников руководителями»

УДК 159.9.07

ОТНОШЕНИЕ К УСПЕХАМ И ОШИБКАМ ПОДЧИНЕННЫХ КАК КОСВЕННЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ СУБЪЕКТНОСТИ-ОБЪЕКТНОСТИ ВОСПРИЯТИЯ СОТРУДНИКОВ РУКОВОДИТЕЛЯМИ

Аннотация. Статья посвящена анализу психологического отношения руководителей к подчиненным. Доминирует субъектное отношение к сотрудникам, при этом предприниматели воспринимают подчиненных более объектно в сравнении с наемными руководителями. Последние более позитивно относятся к успеху подчиненных, спокойнее реагируют на ошибки последних, признавая за сотрудниками право на ошибку, и гораздо чаще, чем предприниматели помогают исправить эту ошибку. Однозначной закономерности связи возраста и пола, с одной стороны, и уровня субъектности отношения руководителей к сотрудникам, с другой, не установлено. Стаж управленческой деятельности прямо сказывается на оценках и на поведении руководителей при взаимодействии с сотрудниками. Наиболее объектным отношением к подчиненным отличаются начинающие руководители со стажем до 5 лет.

Ключевые слова: руководители, предприниматели, отношение к успехам и ошибкам подчиненных, субъектность-объектность восприятия.

ATTITUDE TO SUCCESS AND MISTAKES OF SUBORDINATES AS A PROXY INDICATOR OF THEM PERCEPTION AS A SUBJECT OR OBJECT

Annotation. The article is devoted to the analysis of the psychological attitude of managers toward subordinates. The attitude to employees as subjects, not objects are dominant, entrepreneurs perceive subordinates more as objects in comparison with hired managers. Hired leaders more positively perceive the success of subordinates, calmly react to their mistakes, recognizing employees right to be wrong, and more often than the entrepreneurs help to fix this error. Unambiguous communication age and gender, on the one hand, and the level of subjectivity relation managers to employees, on the other, is not installed. Experience of management activity has a direct effect on the estimates and on the behavior of managers when they interact with employees. Aspiring leaders with experience less than 5 years relate to subordinates as objects much more often.

Keywords: managers, entrepreneurs, attitude to the successes and mistakes of subordinates, perception of a subordinate as a subject or object.

Стремительно изменяющиеся социально-экономические условия предъявляют новые требования к руководителям как к субъектам управленческой деятельности. Современный менеджер должен уметь не только эффективно организовывать производственные процессы, но и грамотно выстраивать отношения с сотрудниками. Проблема взаимоотношений руководителей с подчиненными далеко не нова. В рамках данной проблематики изучаются стили руководства и лидерства [5; 10; 13], роль личности руководителя в формировании взаимоотношений с подчиненными [1; 2; 6; 8], специфика отношения к подчиненным в зависимости от личностных особенностей руководителя [3; 6], характеристик самих подчиненных [4; 7], а также характеристик производственной ситуации [9]. Однако, несмотря на весьма широкий диапазон изучаемых тем, проблема формирования и проявления психологического отношения руководителей к подчиненным изучена явно недостаточно. Высокая актуальность и практическая значимость обозначенной проблематики обусловили проведение нами исследования, целью которого было изучение отношения предпринимателей и наемных руководителей к своим сотрудникам (результаты этого исследования частично опубликованы [3]). Одной из задач исследования было изучение субъектности-объектности отношения руководителей к подчиненным, решению этой задачи и посвящена настоящая статья.

© Борисова Е.Л., Филинкова Е.Б., 2014

Е.Л. Борисова Е.Б. Филинкова

Ekaterina Borisova Eugenia Filinkova

В исследовании приняли участие 224 руководителя, из них 112 предпринимателей (собственников-руководителей фирм) и 112 наемных руководителей. Половой состав: 1) предприниматели: мужчины - 53,6 %; женщины - 46,4 %; 2) наемные руководители: мужчины - 51,8 %; женщины -48,2 %. Возраст участников от 18 до 65 лет. Мы выделили пять возрастных групп: до 30 лет - 39 человек; 31-40 лет - 74 человека; 41-50 лет - 64 человека; 51-60 лет - 32 человека; свыше 60 лет - 15 человек. По стажу все участники опроса были разделены на три группы: 0-5 лет - 98 человек; 6-11 лет - 83 человека и 12-22 года - 43 человека.

Основным методом исследования было глубинное стандартизированное интервью, разработанное специально для данного исследования и содержащее закрытые вопросы в виде порядковых шкал и шкал наименований. Обработка результатов проводилась методами дескриптивной статистики, корреляции по Спирмену и сравнения групп по критерию Фишера.

Основные результаты исследования.

Восприятие сотрудников руководителями. Две трети руководителей (68,3 %) воспринимают подчиненных как друзей, членов семьи или единомышленников, т.е. преобладающее отношение руководителей к своим подчиненным - субъектное. Объектное отношение, когда сотрудники воспринимаются только как средство для достижения результата, характерно не более чем для одного из одиннадцати руководителей (8,5 %). Четвертая-пятая часть респондентов (23,2 %) рассматривает своих сотрудников как рабочую силу или людей, которые зарабатывают для руководителя деньги, т.е. отличается смешанным (субъектно-объектным) отношением к сотрудникам. Представленные данные в целом не отличаются от аналогичных результатов, полученных Е.Б. Филинковой в 2000-2003 гг. [11; 12], и, таким образом, можно констатировать, что уровень объектности отношения руководителей к подчиненным стабилизировался на величине порядка 10 %. Это достаточно большая величина, говорящая о том, что, несмотря на понимание в теории персонала как ключевого фактора роста эффективности, каждый десятый руководитель не видит в подчиненных личность, а рассматривает их только как производственный инструмент.

Детальный анализ показал значительные различия между группами руководителей с разным отношением к собственности: наемные руководители в большей мере отличаются субъектным отношением к сотрудникам, чем предприниматели (ф=3,65; р<0,01). Мужчины относятся к своим сотрудникам более субъектно в сравнении с женщинами, однако эти различия не носят характера статистической закономерности.

Однозначной связи возраста и восприятия сотрудников руководителями не обнаружено, однако определенное влияние возраст оказывает: чаще субъектным отношением характеризуются руководители средней возрастной группы (31-40 лет). У руководителей с малым управленческим стажем (0,5-5 лет) объектное отношение к сотрудникам встречается в три раза чаще, чем у руководителей со средним стажем управленческой деятельности 6-11 лет (ф=1,76; р<0,05). Одновременно существуют значимые различия между очень молодыми управленцами (до 30 лет) и следующей возрастной группой (ф=2,05; р<0,05). Таким образом, в период 30-40 лет происходит повышение уровня субъектно-сти восприятия руководителями своих подчиненных. Этот уровень сохраняется неизменным вплоть до достижения управленцами возраста 60 лет, после чего вновь идет рост объектности отношения руководителя к людям.

Отношение руководителей к успеху подчиненных изучалось с помощью трех переменных, отражающих когнитивный, аффективный и конативный компоненты этого отношения. Начнем с анализа аффективного компонента отношения руководителей к успеху подчиненных (переменная «эмоциональная реакция руководителя на успехи подчиненных»). Результаты говорят о том, что успехи подчиненных вызывают у большинства руководителей (88,4 %) в основном положительные эмоции. Руководителей, испытывающих преимущественно отрицательные эмоции, крайне мало - 4,5 %,

оставшиеся 7,1 % респондентов испытывают как положительные, так и отрицательные эмоции в равной степени. Наемные руководители в большей мере испытывают позитивные эмоции, когда подчиненные добиваются успехов в работе, нежели предприниматели (ф=4,01; р<0,01). Мы полагаем, что данный факт обусловлен тем, что наемные руководители в большей мере ощущают себя с коллективом как единое целое. Возможно, поэтому успехи подчиненных наемные руководители воспринимают как свои собственные. Вполне также возможно, что это следствие высокой социальной желательности ответов.

Явно выраженных гендерных различий не обнаружено, и мужчины, и женщины-руководители примерно одинаково воспринимают успехи подчиненных. Однако отсутствие различий в половых подгруппах во многом связано с существованием противоположно направленных тенденций в группах собственников дела и наемных руководителей. Мужчины-предприниматели несколько более негативно реагируют на успехи подчиненных, чем предпринимательницы. Среди наемных руководителей закономерность обратная: никто из опрошенных нами наемных руководителей-мужчин, по их словам, не испытывает не только никаких отрицательных, но даже и амбивалентных эмоций.

Проведенный анализ позволяет говорить о наличии тесной связи эмоций, возникающих в ответ на успехи подчиненных, и возраста руководителей. Возрастная динамика отражает постепенное уменьшение позитивных эмоций и увеличение негативных. Молодые руководители до 30 лет наиболее позитивно воспринимают успехи своих подчиненных, эта группа значимо отличается от руководителей старше 60 лет, чье эмоциональное реагирование самое негативное (ф=2,98; р<0,01).

Рассмотрим когнитивный компонент отношения к успеху подчиненных. Респондентам предлагалось ответить на вопрос: «Как Вы считаете, в какой степени успех Ваших подчиненных - их собственная заслуга?». Руководители должны были выбрать балл на порядковой шкале от 1 до 7, где 1 балл означал - «успех сотрудника есть в основном заслуга руководителя», а 7 баллов - «это заслуга только самого сотрудника». Самая большая часть респондентов (61,6 %) считают, что успехи подчиненных есть более заслуга самих подчиненных. Руководителей, приписывающих успехи подчиненных себе, относительно немного -12,9 %. Четверть опрошенных управленцев (25,4 %) полагают, что успех сотрудников - результат совместных усилий руководителя и подчиненного, средний балл равен 4,85. Значимых различий между предпринимателями и наемными руководителями, а также между гендерными, возрастными и различающимися по стажу группами нет.

Проанализируем конативный компонент отношения к успеху подчиненных, который представлен переменной «представления руководителей о частоте помощи сотрудникам в их работе». Три четверти управленцев (75,9 %) заявили, что всегда или часто помогают подчиненным. В зависимости от ситуации (иногда помогают, иногда нет) действуют 17,0 % опрошенных, и только один из десяти руководителей (9,4 %) оказывает помощь своим сотрудникам в редких случаях. И предприниматели, и наемные руководители ведут себя с точки зрения помощи подчиненным в работе примерно одинаково. Ошибки и промахи подчиненных могут слишком дорого обойтись руководителям, скорее всего, именно поэтому они часто оказывают требуемую помощь.

В целом по выборке достоверных различий между мужчинами и женщинами не выявлено. Однако сравнение половых подгрупп по отдельности среди наемных руководителей и предпринимателей показывает, что действия руководителей-мужчин и руководителей-женщин разнятся в зависимости от того, является ли руководитель собственником дела или нет. В группе предпринимателей женщины демонстрируют несколько большую склонность помогать своим сотрудникам (делают это редко или время от времени 25,0 % и 17,3 % мужчин и женщин соответственно). В группе наемных руководителей позиции половых подгрупп прямо противоположные, мужчины заявили о значительно большей готовности к помощи подчиненным, по сравнению с женщинами (аналогичные ответы дали 19,0 % и 35,2 %), различия значимы (ф=1,95; р< 0,05).

Были обнаружены статистически значимые отличия в частоте помощи сотрудникам в зависимости от возраста и управленческого стажа руководителей. Изменение частоты помощи сотрудникам в зависимости от возраста руководителей и стажа управления носит волнообразный характер, что свидетельствует об отсутствии прямой связи. Руководители в возрасте 31-40 лет чаще остальных помогают сотрудникам. Эта возрастная группа сильно отличается от руководителей возраста 41-50 лет, когда намечается тенденция уменьшения частоты помощи подчиненным (ф=2,07; р<0,05). Обозначенная тенденция резко усиливается в возрастной группе 51-60 лет (значимое отличие от руководителей 41-50 лет, ф=1,88; р<0,05), а, начиная с 60 лет, несколько смягчается.

Отношение руководителей к ошибкам подчиненных. Вначале проанализируем эмоциональный компонент отношения руководителей к ошибкам подчиненных. Этот компонент представлен переменной «модальность доминирующих эмоций у руководителей, возникающих в ответ на ошибки сотрудников». Оказалось, каждый второй руководитель (52,2 %) испытывает эмоции в зависимости от ситуации: иногда раздражается или злится, а иногда реагирует спокойно. Треть управленцев (31,3 %), когда подчиненные допускают ошибки, чаще всего или всегда обходится без негативных эмоций, а для 16,5 % респондентов раздражение или злоба является самой типичной реакцией на ошибки подчиненных. Ошибки сотрудников вызывают негативные эмоции чаще у предпринимателей, чем у наемных руководителей (ф=1,99; р<0,05), поскольку собственники дела непосредственно «на собственном кармане» ощущают ошибочность действий или решений работников.

В ходе анализа гендерных особенностей в группе наемных руководителей были обнаружены значимые различия: наемные руководители-мужчины чаще, чем наемные руководители-женщины испытывают негативные эмоции, когда подчиненные допускают ошибки в работе (ф=1,99; р<0,05). Статистически обоснованных различий в группе женщин и мужчин (предпринимателей) не обнаружено.

Если какой-либо статистически подкрепленной связи анализируемой переменной с возрастом нет, то закономерные изменения в эмоциональном отношении руководителей к ошибкам подчиненных, обусловленные стажем управленческой работы, присутствуют. С ростом управленческого стажа руководители все чаще реагируют ситуативно, уменьшается количество как резко отрицательных, так и крайне спокойных реакций. Самыми «невыдержанными» оказались молодые руководители - со стажем управленческой деятельности до 5 лет. Эта группа значимо отличается от групп руководителей с управленческим стажем 6-11 лет и 12-22 лет (ф=2,29 и ф=1,73 соответственно; р<0,05).

Перейдем к когнитивному компоненту отношения руководителей к ошибкам подчиненных. Отвечая на вопрос: «Имеют ли, по-Вашему, подчиненные право на ошибку в работе?», большинство (45,1 %) опрошенных нами руководителей отметили, что подчиненные имеют право на ошибку, чуть меньше опрошенных управленцев (44,6 %) полагают, что иногда ошибки со стороны сотрудников могут быть допустимы, а для 10,3 % респондентов ошибки подчиненных в работе кажутся недопустимыми. Руководители с разным отношением к собственности по-разному оценивают возможность ошибок у сотрудников: наемные руководители в большей мере признают право на ошибку со стороны подчиненного, чем предприниматели (ф=2,29; р<0,05).

Исследование гендерных особенностей показало, что мужчины в меньшей мере допускают право подчиненного на ошибку (ф = 2,21; р<0,05). Найденное различие в основном было обеспечено за счет значительного расхождения между половыми подгруппами предпринимателей (ф=1,77; р<0,05), в то время как серьезных различий между мужчинами и женщинами, наемными руководителями не выявлено.

Найденные различия между разновозрастными группами руководителей не позволяют говорить о наличии однозначной закономерности, однако тенденция увеличения готовности предоставить право подчиненному на ошибку с ростом возраста руководителя явно просматривается. Степень до-

пустимости ошибок, по мнению начинающих и самых опытных руководителей, в большей мере зависит от конкретной ситуации, эти группы значимо отличаются от группы руководителей со стажем работы 6-11 лет (ф=1,96 и ф=2,20, соответственно; р<0,05).

Рассмотрим конативный компонент отношения руководителей к ошибкам подчиненных, который мы изучали через готовность руководителей оказывать помощь сотруднику, допустившему серьезную ошибку в работе. Данные проведенного опроса демонстрируют, что большая часть руководителей (67,9 %) очень часто или часто помогают подчиненным в исправлении серьезных ошибок. В зависимости от ситуации (иногда помогают, иногда нет) действуют 24,1 % опрошенных. Респондентов, заявивших, что они редко помогают подчиненным, немного - 8,0 %. Не было ни одного руководителя, который бы признал, что никогда не помогает подчиненным в исправлении допущенной ошибки.

Корреляционный анализ показал, что руководители, дающие более позитивную оценку взаимоотношениям с коллективом в целом, чаще помогают подчиненным, допустившим серьезную ошибку. Существенно более высокая оценка наемных руководителей своих взаимоотношений с коллективом по сравнению с предпринимателями обусловила то, что именно группа наемных руководителей значимо чаще помогает подчиненным (ф=3,49; р<0,01).

Женщины чаще в сравнении с мужчинами помогают подчиненному исправить серьезную ошибку (ф=1,74; р<0,05). Обнаруженное нами различие в основном было обеспечено за счет значительного расхождения между половыми подгруппами предпринимателей (ф=2,84; р<0,01), в то время как серьезных отличий между мужчинами и женщинами, наемными руководителями нет.

Все возрастные группы характеризуются примерно одинаковой готовностью к помощи подчиненным. Что касается стажа управленческой деятельности руководителя, то выявлена криволинейная зависимость: только начинающие и очень опытные руководители менее склонны помогать подчиненным по сравнению с руководителями, проработавшими 6-11 лет. Указанная группа достоверно чаще самых опытных управленцев (стаж от 12 лет) помогает подчиненным в исправлении ошибок (ф=2,02; р<0,05).

Корреляционный анализ обнаружил одну значимую взаимосвязь между субъектностью-объектностью восприятия сотрудников руководителями и психологическим отношением менеджеров к успехам своих подчиненных (чем в большей мере руководитель воспринимает своих сотрудников как субъектов (единомышленников, друзей или членов семьи), тем скорее он припишет успех подчиненного ему самому, а не себе (г=0,188; р<0,01)); а также две связи между между субъектностью-объектностью восприятия сотрудников руководителями и психологическим отношением менеджеров к ошибкам подчиненных. Чем в большей степени руководитель относится к работникам как к личностям, тем больше он признает право подчиненного на ошибку в работе (г=0,275; р<0,01), и тем чаще он готов помогать своим работникам исправлять допущенные ошибки (г=0,223; р<0,01). Найденные связи (две из трех возможных и с высоким уровнем достоверности) позволяют говорить о переменной «отношение руководителя к ошибкам подчиненных» как о референте субъектного (ценностного) отношения руководителя к людям.

Подведем итоги. Доминирующее отношение руководителей к подчиненным - субъектное. Наемные руководители в большей мере характеризуются субъектным отношением к своим людям, чем предприниматели. Большая субъектность отношения наемных руководителей проявляется в том, что они чаще собственников дела воспринимают сотрудников как единомышленников или друзей, отсюда наемные руководители более позитивно относятся к успеху подчиненных, спокойнее реагируют на ошибки последних, признавая за сотрудниками право на ошибку, и, соответственно, гораздо чаще, чем предприниматели помогают исправить эту ошибку.

Гендерных различий с точки зрения субъектности-объектности отношения к подчиненным не

обнаруживается. Однозначной закономерности связи возраста и уровня субъектности отношения руководителей к своим сотрудникам не установлено. Стаж в большей мере оказывает влияние на отношение руководителей к подчиненным по сравнению с возрастом. Продолжительность деятельности в качестве управленца прямо сказывается как на оценках, так и на поведении руководителей во взаимодействии с сотрудниками. Наиболее субъектным отношением к подчиненным отличаются достаточно опытные руководители (стаж от 6 лет). Эта группа управленцев не только чаще видит в своих работниках друзей и партнеров, но и отличатся зрелым, взвешенным подходом к их ошибкам, успехам и карьере в целом.

Библиографический список

1. Агапов В.С. Я-концепция как интегративная основа личности и деятельности руководителя / В.С. Агапов. - М.: МОСУ, 2000. - 415 с.

2. Бондаренко М.А. Руководитель как субъект межличностных отношений // Мир науки, культуры, образования. - 2014. - № 2(45). - С. 220-222.

3. Борисова Е.Л., Филинкова Е.Б. Взаимосвязь доверия и отношения руководителей к подчиненным // Психология образования в поликультурном пространстве. - 2014. - Т. 3(27). - С. 108-112.

4. Борисова Е.Л., Филинкова Е.Б. Отношение предпринимателей к наемным работникам // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. - 2013. - № 2. -С. 58-62.

5. Кричевский Р.Л. Психология лидерства / Р.Л. Кричевский. - М.: Статут, 2007. - 544 с.

6. Миронова С.Г., Филинкова Е.Б. Взаимосвязь социально-психологических характеристик личности и эмоционального отношения руководителей школ к подчиненным // Вестник Брянского государственного университета. - 2012. - № 1. - С. 253-257.

7. Петрова Ж.В. Интерпретативный анализ отношения современного руководителя к работнику третьего возраста // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. - 2009. -Т. 9. - № 3. - С. 32-35.

8. Скрипко Л.Е. Роль личности руководителя в формировании отношений в коллективе // Методы менеджмента качества. - 2012. - № 5. - С. 36-42.

9. Субочева А.Д., Субочева О.Н. Межличностные отношения в системе «руководитель-подчиненный» в условиях производственной аномии // Международный научно-исследовательский журнал. - 2014. -№ 2-3(21). - С. 119-120.

10. Татаринцев Е. А. Стиль руководства в государственной общеобразовательной школе: дис. ... канд. социол. наук. - М., 2005. - 167 с.

11. Филинкова Е.Б. Психология российского предпринимательства: учебное пособие / Е.Б. Филинкова. - М.: Ректор, 2007. - 288 с.

12. Филинкова Е.Б. Социально-психологические характеристики предпринимателей с разным уровнем удовлетворенности предпринимательской деятельностью: дис. ... канд. психол. наук. - М., 2001. - 166 с.

13. Щербова Т.В. Стили руководства: теория и практика / Т.В. Щербова. - СПб.: СПбГУПМ, 2002. - 86 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.