УДК 159. 922 ВЗАИМОСВЯЗЬ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ЛИЧНОСТИ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ШКОЛ К ПОДЧИНЕННЫМ
С.Г. Миронова, Е.Б. Филинкова
В статье показано, что такие социально-психологические характеристики личности как экстравертирован-ность-интровертированность, эмоциональный интеллект, манипулятивность и тревожность взаимосвязаны с эмоциональным компонентом отношения руководителей школ к своим подчиненным, что проявляется в характере взаимодействия и степени взаимопонимания.
Ключевые слова: руководитель школы, экстравертированность, интровертированность, тревожность, эмоциональный интеллект, манипулятивность, стрессоустойчивость.
Постановка проблемы. В исследованиях личности руководителей, в том числе и образовательных учреждений в отечественной психологии длительное время акцент делался на выявлении определенного числа когнитивных качеств, т.е. способностей, которые позволяли бы руководителям принимать эффективные управленческие решения [2, 3]. Однако изменение условий деятельности руководителей образовательных учреждений, выражающееся в ориентации на инновации и модернизацию образовательной среды, перенос акцента деятельности от педагогики к управлению предъявляет новые требования к личности руководителя образовательного учреждения. Прежде всего, эти требования связаны с повышением его социально-психологической компетентности, умением взаимодействовать как с педагогическим коллективом в целом, так и с отдельными педагогами, что является основой продуктивной, отлаженной работы всего педагогического состава [1]. Высокая актуальность данной проблематики обусловила цель нашего исследования: изучение взаимосвязи социально-психологических характеристик личности и отношения руководителей образовательных учреждений к сотрудникам. Предметом исследования являлось выявление взаимосвязи социально-психологических характеристик личности и эмоционального компонента отношения руководителей образовательных учреждений к сотрудникам.
В исследовании принял участие 101 руководитель средней школы из Московской области в возрасте от 26 до 65 лет, из них мужчины - 8,9%; 57 человек занимают должность директора школы и 44 человека - заместители директора по учебно-воспитательной работе.
Методики исследования. 1. Авторская анкета, изучающая социально-психологические характеристики личности и характер отношения руководителей образовательных учреждений к сотрудникам. 2. Опросник ЭмИн Д.В. Люсина, позволяющий выявлять уровень эмоционального интеллекта. 3. Шкала личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера, Ю.Л. Ханина. 4. Диагностика макиавеллизма личности В.В. Знакова. 5. Шкала экстравертированности - интровертированности личности Л.Н. Лутошкина.
Основные результаты исследования
В нашем исследовании эмоциональное отношение руководителей образовательных учреждений к педагогам школ представлено тремя блоками переменных: 1) оценкой эмоциональности при взаимодействии с подчиненными; 2) оценкой взаимоотношения с коллективом; 3) оценкой взаимопонимания с сотрудниками.
Оценка эмоциональности при взаимодействии с подчиненными производилась на основе изучения следующих переменных: модальность доминирующих эмоций при общении с подчиненными, самооценке частоты смены настроения руководителя в течение рабочего дня, влияния эмоций на оценку сотрудников (учителей), его степени открытости в проявлении эмоций в общении с подчиненными, частоты изменения первого негативного впечатления о подчиненном и общей оценке руководителя.
Результаты показали, что общение с учителями вызывает у руководителей школ в основном положительные эмоции (83,2 %). Преимущественно негативные эмоции вызывает общение с подчиненными только у 2% руководителей школ. Оставшаяся группа респондентов (14,9%) характеризует модальность эмоций от общения с педагогами как смешанную, и отрицательную, и положительную в равной степени. Интересно, что оценка характера доминирующих эмоций руководителя при общении с сотрудниками не связана ни с одной изучаемой личностной переменной, что можно объяснить зависимостью эффективности деятельности любого руководителя от взаимоотношений с коллективом. Позитивные эмоции, преобладающие в общении руководителя и работников являются основой здорового психологического климата коллектива и через создание нормальной рабочей атмосферы - повышения качества образовательных услуг в целом.
Директора и заместители директоров школ не склонны к частым сменам настроения в течение рабочего дня: только один из десяти участников опроса заявил, что для него характерно преимущественное или даже постоянное изменение своего эмоционального состояния в течение рабочего дня. Подавляющее большинство (89,9%) респондентов разделилось на две подгруппы: несколько большая часть руководителей (48,5 % выборки) считает, что их настроение чаще всего зависит от обстоятельств, а меньшая подгруппа (41,6 %) отмечает, что настроение в течение рабочего дня чаще всего не изменяется. Оценка частоты изменения настроения в течение рабочего дня имеет тесные взаимосвязи с такими социально-психологическими характеристиками как: манипу-лятивность личности, эмоциональный интеллект, личностная тревожность. Чем более склонен руководитель к изменению своего настроения в течение дня, тем чаще ему свойственна высокая ма-нипулятивность (0,323) и личностная тревожность (0,236) и тем хуже ему удается понимать свои (-
0,29) и чужие эмоции (-0,264) и управлять эмоциями своих подчиненных (-0,244).
Руководители школ считают, что они в основном держат под контролем свои эмоции, не позволяя эмоциям влиять на оценку деятельности подчиненных: пятая часть заместителей и директоров школ (21,8 %) уверена, что эмоции практически никогда не влияют на оценку учителей. Более трети руководителей (35,6 %) утверждает, что эмоции чаще всего не влияют на подобную оценку, и еще треть респондентов считает, что эмоции оказывают влияние на оценивание подчиненных лишь иногда, в зависимости от ситуации. У руководителей школ, обладающих высоким уровнем эмоционального интеллекта, эмоции крайне редко оказывают влияние на оценку сотрудников. Прямые взаимосвязи степени эмоциональности оценивания учителей руководителями школ выявлены со всеми переменными эмоционального интеллекта: умением понимать свои и чужие эмоции, управлять своими и чужими эмоциями, контролировать у себя проявление экспрессии. Напротив, корреляции с другими социально-психологическими характеристиками носят обратный характер: высокий уровень манипулятивности личности (0,234), личностной тревожности (0,466) и стрессоустойчивости (0,264) преобладает у тех руководителей, чьи эмоции чаще всего оказывают влияние на оценку сотрудников.
Несмотря на то, что более половины руководителей школ признались, что хотя бы время от времени эмоции влияют на оценку подчиненного, только 29,7 % опрошенных заявили, что для них чаще всего характерна открытость проявления эмоций в общении с подчиненными, и еще треть руководителей (35,6 %) сочли, что они иногда открыты в проявлении эмоций в общении с подчиненными. Большинство же руководителей образовательных учреждений не готовы открыто проявлять эмоции в общении с подчиненными. Это означает, что существует две группы руководителей школ, которые ведут себя принципиально по-разному: меньшая часть открыто выражает свои эмоции, демонстрируя, что эмоции влияют на оценку деятельности учителя со стороны директора или завуча, а большая часть руководителей школ, скрывают, что эмоции, вызываемые подчиненным, влияют на отношение к нему руководителя. Более склонны к открытости в проявлении эмоций при общении с подчиненными руководители-экстраверты (0,217), обладающие высоким уровнем контроля экспрессии (0,364).
Высокий самоконтроль экспрессии, обнаруженный у директоров и завучей школ, подтверждается их самооценкой частоты изменения первого негативного впечатления. Основная часть респондентов (69,3 %) заявила, что правила в данном случае нет, в процессе управления бывает по-разному, четверть руководителей (24,8%) чаще изменяет первое негативное впечатление на противоположное, и только один из шестнадцати директоров или завучей школ (6,0%) характеризуются высокой ригидностью, они практически никогда не меняют первого впечатления о человеке. То есть современные руководители образовательных учреждений проявляют высокую эмоциональную гибкость, стараются действовать в зависимости от сложившейся ситуации и не полагаться на первое впечатление о сотруднике. Первоначально негативные эмоции, вызываемые учителем у руководителей школ, очень редко сказываются на дальнейших взаимоотношениях. Корреляционный анализ показал, что наиболее эмоционально негибкими являются руководители с высокой манипулятивностью (-0,23). По всей видимости, эта группа руководителей использует негативное впечатление о сотруднике с целью оказания на него психологического давления.
Оценка взаимоотношений руководителей школ с коллективом производилась на основе самооценки директоров и их заместителей следующих переменных: характера взаимоотношений с сотрудниками, уровня терпимости к ошибкам подчиненных, оценки взаимоотношений с коллективом в целом, наличия поддержки или противодействия со стороны коллектива, удовлетворенности взаимоотношениями с подчиненными, потребности в изменении взаимоотношений с коллективом.
В целом педагоги-руководители стараются поддерживать с подчиненными деловые отношения, при этом не исключают возможности дружеского общения со своими сотрудниками. Более половины педагогов-руководителей (59,4 %) считает, что отношения с подчиненными у них скорее носят только деловой или преимущественно деловой характер, меньшая часть руководителей (38,6 %) склоняется к мысли, что их отношения с сотрудниками являются и деловыми, и дружескими в равной степени. Как чисто дружеские охарактеризовали свои отношения с подчиненными только 2%. Не выявлено ни одного социально-психологического фактора оценки взаимоотношений руководителя с коллективом, можно сделать вывод, что от уровня общительности, манипуля-тивности, эмоционального интеллекта и т.д. руководителей школ их взаимоотношения с педагогами не зависят.
Деловые отношения предполагают корректность взаимодействия, что в частности проявляется в терпимости к ошибкам подчиненных. По самооценке руководителей школ только один из восьми (11,9%) позволяет себе быть нетерпимым к ошибкам своих сотрудников, а большинство руководителей (59,4%) считает, что они чаще всего терпимо относятся к ошибкам своих подчиненных и стараются проявлять выдержку и понимание. При этом чаще такое поведение, как оказалось, более свойственно руководителям-экстравертам (0,21), что несколько удивительно, учитывая их склонность к открытости проявления эмоций в общении с подчиненными.
Ориентация скорее на деловой, чем на дружеский характер взаимодействия с подчиненными в сочетании с корректностью и эмоциональной сдержанностью руководителей в общении с педагогами обусловили общую положительную оценку педагогов-руководителей своих взаимоотношений с коллективом учителей в целом. Только 6,0% опрошенных дали низкую оценку своих взаимоотношений с педагогическим коллективом и еще 8,9% оценили уровень своих взаимоотношений как средний. Подавляющее же большинство директоров и завучей школ считает взаимоотношения с подчиненными хорошими или очень хорошими. Однако определенная переоценен-ность этих отношений негативно сказывается на проявлении социально-психологической компетентности руководителей школ: чем лучше руководители оценивают свои взаимоотношения с коллективом в целом, тем хуже они понимают эмоции своих подчиненных (-0,329).
Позитивная групповая оценка взаимоотношений руководителей школ с подчиненными опирается на доминирующую кооперативную стратегию их взаимодействия. Три четверти руководителей школ (77,1%) чувствуют поддержку со стороны своих подчиненных и только 6,9% ощущают чаще всего противодействие со стороны коллектива. Чаще всего поведение подчиненных как противодействующее оценивают руководители с высокой личностной тревожностью (0,341) и высоким уровнем понимания чужих эмоций (-0,248) и управления своими (-0,307) и чужими эмоциями (-0,298).
В целом практически все руководители удовлетворены взаимоотношениями с коллективом (92,1%), оставшиеся (7,9%) респондентов не могут сформулировать ответ на вопрос наличия желания изменить взаимоотношения с педагогическим коллективом. Руководители школ, испытывающие удовлетворенность взаимоотношениями с коллективом, как оказалось, не обладают развитым эмоциональным интеллектом. Такие руководители не могут в достаточной мере управлять своими (-0,265) и чужими эмоциями (-0,352), а также понимать как свои (-0,221), так и чужие эмоции (-0,33). Это в свою очередь объясняет то обстоятельство, что у руководителей, испытывающих потребность в изменении взаимоотношений, напротив, высоко развит эмоциональный интеллект. Такие педагоги-руководители способны эффективно управлять своими (0,248) и чужими эмоциями (0,278), а также понимать чужие эмоции (0,204). Высокая личностная тревожность (-0,282) и стрессоустойчивость личности (-0,264) преобладает у тех руководителей школ, у которых отсутствует потребность в изменении взаимоотношений с сотрудниками.
Оценка взаимопонимания с сотрудниками производилась на основе самооценки руководителями школ интереса к проблемам подчиненных, готовности признать свою ошибку, уровня конфликтности при взаимодействии с ними, потребности вмешиваться в конфликты сотрудников между собой, быть в курсе событий в коллективе, уровня реального и оптимального доверия к подчиненным.
Подавляющее число руководителей (87,1 %) всегда или очень часто интересуются проблемами своих подчиненных, оставшиеся (12,9%) делают это время от времени. При этом половина руководителей (49,5 %) говорят, что всегда признают свою неправоту и исправляют ошибки в решениях, касающихся оценки действий подчиненного и еще более трети (37,6 %) чаще признают, чем не признают свои ошибки. Мы считаем, что большинство руководителей дали социально желательные ответы на эти вопросы. Однако, если исходить из правдивости их ответов, то это до
некоторой степени объясняет низкую оценку уровня конфликтности педагогов-руководителей с учителями. Как низкий или очень низкий оценили завучи и директора школ уровень конфликтности с педагогами (78,2%). Сообщили о том, что конфликты между ними и учителями нередки 20,8 % руководителей школ. То есть большинство руководителей образовательных учреждений стараются не доводить ситуацию до конфликта. Факторами, способствующими снижению конфликтности взаимодействия являются высокий уровень понимания своих (-0,211) и чужих эмоций (-0,258), умение управлять чужими эмоциями (-0,29) и низкая личностная тревожность (0,278).
Основная часть руководителей (83,2 %) считает, что всё, что происходит в коллективе, касается их непосредственно. Именно поэтому вмешиваться в конфликты между сотрудниками, с точки зрения более половины руководителей школ, необходимо (58,4%), третья часть группы управленцев (30,7 %) считает, что вмешиваться чаще всего не стоит. Более охотно вмешиваются во внутренние конфликты своих сотрудников руководители, которые умеют лучше контролировать внешние проявления своих эмоций (0,232). Скорее всего, эмоциональная сдержанность позволяет им успешнее выступать в роли посредника в конфликте и таким образом способствовать его разрешению. Интересно, что чаще всего стараются всегда быть в курсе проблем своих подчиненных руководители с высоким уровнем манипулятивности (0,254).
Руководители образовательных учреждений доверяют своим подчиненным. Средний балл оценки реального доверия руководителя подчиненным по семибалльной шкале выше среднего уровня -5,03, только 6,0% респондентов выразили недоверие своим сотрудникам. При этом наблюдается расхождение между оценками реального и оптимального доверия подчиненным у руководителей школ: оценка оптимального доверия несколько ниже (средний балл 4,84). Большим уровнем доверия к сотрудникам отличаются руководители с низкой тревожностью (-0,231) и ярко выраженным эмоциональным интеллектом, проявляющимся в высоком уровне умений управлять как своими (0,236), так и чужими эмоциями (0,203), а также понимать чужие эмоции (0,337).
Таким образом, в результате исследования выявлено, что такие социальнопсихологические характеристики личности как экстравертированность, эмоциональный интеллект, манипулятивность и тревожность взаимосвязаны с эмоциональным компонентом отношения руководителей к своим подчиненным, что проявляется в характере взаимодействия и степени взаимопонимания.
It is shown that such person characteristics as extraversion-introversion, emotional intelligence, anxiety, manipulation and are correlated with an emotional component of the relation of heads to the subordinates that is expressed in character of interaction and mutual understanding degree.
The key words: the head of school, extraversion, introversion, anxiety, emotional intelligence, manipulation, stress stability.
Список литературы
1. Вязникова, Л.Ф. Психологические основания профессиональной переподготовки руководителей системы образования: время перемен. Хабаровск: ХГПУ, 2002. 291с.
2. Мангутов, И.С., Уманский, Л.И. Организатор и организационная деятельность. Ленинград: ЛГУ, 1975. 312 с.
3. Шакуров, Р.Х. Директор школы и педагогический коллектив: социально - психологический аспект. Киев: Радяньска школа, 1978. 208 с.
Об авторе
Филинкова Е.Б. - канд. психол. наук, доцент кафедры соц. психологии Московского государственного областного университета, [email protected]
Миронова С.Г. - аспир. Московского государственного областного университета, [email protected]
Correlation of psychological person characteristics and the emotional relation of heads of schools to subordinates
E.B. Filinkova, S.G. Mironova