УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ТРУДОМ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Аннотация. Статья посвящена анализу удовлетворенности трудом руководителей дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) разных рангов - заведующих и их заместителей (методистов) - в сравнении с удовлетворенностью трудом руководителей средних школ (директоров и их заместителей). Общий уровень удовлетворенности своей работой у руководителей ДОУ достаточно высокий, что связано с насыщением мотивов самореализации, общения, самостоятельности в работе, уважения и самоуважения. Неудовлетворенность содержанием вызывает та часть деятельности руководителей, которая снижает ее креативность и обладает потенциальной конфликтогенностью. Ранг руководителя в определенной степени оказывает влияние на удовлетворенность управленческой деятельностью: этот показатель у заведующих дошкольными образовательными учреждениями значимо выше, чем у их заместителей. Директоров школ и заведующих ДОУ отличает более высокая значимость свободы и самостоятельности в качестве фактора формирования удовлетворенности трудом по сравнению с заместителями.
Ключевые слова: удовлетворенность трудом, руководитель дошкольного образовательного учреждения, директор школы.
EB. HHntova job SATISFACTION PRESCHOOL INSTITUTION
MANAGERS
Annotation. The article is devoted to the analysis of job satisfaction of kindergarten managers (directors and their deputies) in comparison with job satisfaction of managers of secondary schools (principals and alternates).The overall level of job satisfaction of managers of kindergartens high enough, because the needs of self-realization, communication, independence in work, respect and self-esteem are satisfied. Factors of dissatisfaction are: the content of work, low level of freedom and autonomy, excessive workload. Leaders are dissatisfied with the content of their work due to the long time that has to be spend on the writing of various documents, solving current economic problems and a large number of conflicts that leaders have to resolve. Position in the organization has some influence on job satisfaction: Directors have levels of satisfaction higher compared with their deputies. In addition, autonomy and independence in the work is also more important for Directors. Keywords: job satisfaction, kindergarten manager, school head.
Проблема удовлетворенности трудом для отечественной социологии и психологии является достаточно традиционной. Непреходящая значимость проблематики удовлетворенности трудом обусловлена взаимозависимостью феноменов удовлетворенности и продуктивности деятельности. Основное внимание исследователей сосредоточено на изучении удовлетворенности трудом рядовых работников, удовлетворенность управленческой деятельностью исследована к настоящему времени недостаточно. Между тем повышение экономической самостоятельности дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) заметно увеличило роль их руководителей в эффективности функционирования всего учреждения. Повышение производительности труда руководителя организации, означающее на деле повышение эффективности управления всей производственной системой, - один из ключевых факторов роста конкурентоспособности любого предприятия и дошкольного образовательного учреждения в том числе [6; 7; 10]. Наличие актуального запроса практики объясняет резкое возрастание в последние 5-10 лет интереса психологов к личности и деятельности управленческого состава дошкольного образования [4; 5; 11]. Однако изучение психологических закономерностей труда руководителей дошкольного образования, по сути, только начинается, «белых пятен» в данном проблемном поле гораздо больше, чем исследованных областей.
УДК 316.334.22 Е.Б. Филинкова
© Филинкова Е.Б., 2015
Руководствуясь указанными соображениями и реализуя программу изучения психологии субъектов управленческой деятельности, осуществляемую кафедрой социальной психологии МГОУ [1-3; 8; 12-16], нами в 2009-2010 гг. было проведено исследование, посвященное анализу удовлетворенности трудом руководителей ДОУ. Несмотря на пятилетнюю удаленность исследования от настоящего дня, оно не потеряло своей актуальности. В соответствии с 51 статьей Федерального Закона «об образовании» руководитель образовательного учреждения несет ответственность за руководство образовательной, научной, воспитательной работой и организационно-хозяйственной деятельностью. Конкретные компетенции руководителя определяются соответствующим профессиональным стандартом. Проект профессионального стандарта руководителя образовательной организации 2013 г., разработанного РУДН [9], закрепляет уже имевшиеся в реальной практике хозяйствования руководителей ОУ трудовые функции, не внося в их содержание ничего нового. Это означает, что факторы удовлетворенности трудом руководителей ДОУ остались прежними, и закономерности, выявленные в нашем исследовании, по-прежнему «работают».
В исследовании решались следующие задачи:
1. изучить особенности удовлетворенности трудом руководителей ДОУ в зависимости от уровня управления;
2. сравнить уровень и факторы удовлетворенности трудом у руководителей среднего и дошкольного образования и выделить общие и особенные их характеристики.
В исследовании приняли участие 27 заведующих ДОУ и 27 методистов (заместителей заведующих), все женщины. Возраст участников исследования - от 26 до 60 лет; стаж деятельности: в должности методиста - от 1 года до 32 лет, в должности заведующей - от 2 до 15 лет. Для сравнения были взяты результаты исследования, проведенного на руководителях школ примерно в это же время (частично опубликованы [12]). Директоров школ было опрошено 39 человек (возраст от 28 до 66 лет; 36 женщин, 3 мужчин), завучей - 80 чел. (возраст от 27 до 63 лет; 75 женщин, 5 мужчин).
Основным методом исследования было стандартизированное интервью, содержащее открытые и закрытые вопросы. Обработка результатов проводилась методами контент-анализа и сравнения групп по критерию Фишера.
Основные результаты исследования. Удовлетворенность работой методиста оказалась высокой: удовлетворены или скорее удовлетворены 70,4 % респондентов, дали отрицательный ответ - 11,1 % участников опроса и еще 18,5 % затруднились с ответом (см. табл. 1). Тем не менее, уровень удовлетворенности методистов заведующими ДОУ оказался превзойден: практически все респонденты-заведующие (92,6 % выборки) заявили о полной или преимущественной удовлетворенности (различия значимы, ф=2,21, р<0,05).
Сравнение руководителей ДОУ и руководителей школ позволяет увидеть (см. табл. 1), что уровень удовлетворенности педагогов-руководителей разных специальностей в определенной степени связан с местом (спецификой) их работы. Руководители средней школы чаще дают негативные оценки своей удовлетворенности по сравнению с руководителями детских садов (неудовлетворены или скорее неудовлетворены 19,5 % завучей и 12,8 % директоров) и реже указывают на полную удовлетворенность деятельностью (ответ «да») - 16,9 % завучей и 28,2 % директоров (у методистов и заведующих аналогичные доли равны 37,0 % и 66,7 %, соответственно).
Таблица 1
Удовлетворенность трудом руководителей ДОУ
в % от ответивших
Удовлетворены ли вы своей работой в качестве ...? Руководители ДОУ
Методисты, п=26 Заведующие, п=26
да 37,0 66,7
скорее да 33,4 25,9
не могу сказать 18,5 3,7
скорее нет 7,4 3,7
нет 3,7 0
Позитивные факторы удовлетворенности трудом изучались с помощью открытого вопроса: «Что вам особенно нравится в вашей работе, что вызывает наибольшее удовлетворение?». У методистов в качестве таковых выступают: творчество и самовыражение в деятельности (35,7 % от всех высказываний); сам процесс деятельности (21,4 %); общение с коллегами (17,9 %); относительная независимость, свобода деятельности и связанное с ней увеличение возможностей (14,3 %); уважение (3,6 %), ответственность (3,6 %), зарплата (3,6 %). Роль факторов удовлетворенности трудом для заведующих играют практически те же аспекты деятельности, что и для методистов, но их иерархия несколько иная: свобода и расширение возможностей (23,7 %); процесс деятельности (18,4 %); общение с коллегами (18,4 %); творчество и самовыражение в деятельности (13,2 %); результат работы (10,5 %); высокий статус и связанное с ним уважение (7,9 %); общение с детьми (5,3 %); ответственность (2,6 %).
Количество факторов удовлетворенности трудом у заведующих оказалось несколько больше, чем у методистов (добавились «удовлетворенность результатом работы» и «удовлетворенность общением с детьми»). Иерархии факторов у двух групп руководителей ДОУ близки, единственное серьезное отличие заключается в резком снижении значимости самореализации как фактора удовлетворенности трудом у заведующих по сравнению с методистами (ф=2,16, р<0,05). Этот же феномен мы наблюдаем и у руководителей школ: директора вообще не дали ни одного ответа, указывающего на роль самореализации в формировании удовлетворенности деятельностью.
Таблица 2
Основные факторы удовлетворенности руководителей ДОУ и средних школ
своей деятельностью
в % от количества высказываний в соответствующей группе
Факторы удовлетворенности Руководители школ Руководители ДОУ
завучи директора методисты заведующие
кол-во ранг кол-во ранг кол-во ранг кол-во ранг
Свобода, самостоятельность 7,6 5 40,4 1 14,3 4 23,7 1
Процесс 15,2 2 19,0 2 21,4 2 18,4 2-3
Результат 14,1 3-4 14,3 3 0 - 10,5 5
Статус, уважение 1,1 9-13 9,6 4 3,6 5-8 7,9 6
Общение с коллегами 14,1 3-4 2,4 5-10 17,9 3 18,4 2-3
Самореализация 27,2 1 0 - 35,7 1 13,2 4
Возможность учиться 5,4 6 2,4 5-10 0 - 0 -
Ответственность 1,1 9-13 2,4 5-10 3,6 5-8 2,6 8-9
Качественный анализ структуры удовлетворенности трудом у руководителей средних и дошкольных образовательных учреждений (см. табл. 2) позволяет заметить следующие закономерности. Существует высокая общность состава факторов удовлетворенности трудом у руководителей-педагогов разных специальностей: из восьми выделенных в исследовании указанных факторов семь присутствуют у руководителей и среднего, и дошкольного образования. Для заведующих и методистов ДОУ оказалась совершенно незначимой в качестве фактора формирования позитивного отношения к труду возможность учиться и развиваться дальше. Руководители организаций отличаются от заместителей тем, что, во-первых, редко выделяют самореализацию как фактор удовлетворенности трудом (скорее всего, это связано с тем, что процесс управления и творчество в их деятельности неразрывно слиты), а, во-вторых, для них увеличение свободы и независимости в деятельности значительно важнее, чем для заместителей.
Рассмотрим негативные факторы удовлетворенности трудом руководителей ДОУ, которые изучались с помощью вопроса: «Что вам особенно не нравится в вашей работе?». Первое место занимает неудовлетворенность избыточным количеством «бумажной» работы, «бюрократией» (см. табл. 3). И это единственное проявление сходства в иерархиях факторов неудовлетворенности трудом у двух групп руководителей ДОУ.
Таблица 3
Основные факторы неудовлетворенности руководителей ДОУ и средних школ
своей деятельностью
в % от количества высказываний в соответствующей группе
Факторы неудовлетворенности Руководители школ Руководители ДОУ
завучи директора методисты заведующие
кол-во ранг кол-во ранг кол-во ранг кол-во ранг
содержание деятельности «бумажная» работа 36,0 1 26,3 1 40,0 1 45,5 1
хозяйственная работа 1,2 7-9 5,3 5-6 0 - 0 -
работа с родителями 1,2 7-9 5,3 5-6 8,0 3-5 4,5 6-8
контроль и применение санкций 7,0 4-5 2,6 7 0 - 9,1 3-5
работа в целом 0 - 0 - 12,0 2 0 -
ИТОГО 45,4 - 37,9 - 60,0 - 59,1 -
отдельные характеристики деятельности низкая самостоятельность 11,6 3 24,2 2 4,0 6-7 4,5 6-8
высокая ответственность 2,3 6 7,9 3-4 0 - 0 -
особенности коллектива 7,0 4-5 7,9 3-4 0 - 9,1 3-5
избыточная нагрузка 14,0 2 1,4 8 4,0 6-7 9,1 3-5
другое 8,2 - 4,9 - 12,0 - 0 -
нет карьерного роста 0 - 0 - 8,0 3-5 0 -
ИТОГО 43,1 - 47,3 - 32,0 - 22,7 -
невнимание со стороны местных властей 1,2 7-9 0 - 8,0 3-5 13,6 2
изменения в законодательстве 0 - 0 - 0 - 4,5 6-8
Для методистов отдельными факторами негативного отношения к своему труду выступают: отсутствие взаимопонимания с некоторыми родителями, отсутствие возможности продвижения по
карьерной лестнице, проявление невнимания со стороны властей («плохая работа РОНО»), а также хроническое недофинансирование ДОУ («многое приходится делать за свои деньги»). Все эти переменные имеют значение сами по себе, представляя, по сути, отдельные факторы неудовлетворенности, но в ответах методистов проявилась и частная неудовлетворенность (как совокупность факторов) содержанием труда в целом: не нравится «сама работа», «узкий круг деятельности». При этом высказывания, являющиеся выражением неудовлетворенности содержанием труда в целом, по частоте встречаемости заняли второе место в иерархии неудовлетворенности трудом заместителей заведующих детскими садами.
Для заведующих детскими садами кроме «бумаготворчества» и «бюрократии» важными аспектами деятельности, оказывающими резко негативное влияние на отношение к ней, являются: необходимость работать в условиях «низкого финансирования» и невнимания со стороны властей («руководство РОНО мало уделяет внимания ДОУ»), необходимость применения санкций к нерадивым работникам («применение жестких мер к сотрудникам»), специфика коллектива («разбор частых конфликтов в женском коллективе») и избыточная нагрузка («мало свободного времени»). Различия между методистами и заведующими пролегают не только в плоскости несовпадения перечня факторов неудовлетворенности, но и с точки их наличия: треть заведующих (33,3 %) заявила, что не устраивающих их аспектов трудовой деятельности вообще не существует, в то время как среди методистов такое мнение высказал только один из семи человек (14,8 %).
Именно отличием в уровне удовлетворенности объясняется тот факт, что мы получили принципиально разные ответы заведующих и методистов на вопрос: «Если бы время можно было повернуть вспять, то приняли бы вы это решение еще раз?» (см. табл. 4). Степень определенности в ответах заведующих значимо выше, чем в ответах методистов, треть которых сомневается в правильности принятого ранее решения. При этом неуверенность в правильности сделанного выбора у методистов никак не связана с тем, что не оправдались их ожидания от управленческой деятельности (именно так и был задан наш вопрос): доли респондентов, которые сочли, что действительность не совпала с представлениями о ней, у руководителей разных уровней управления практически равны (7,4 % у заведующих и 7,6 % у методистов). Получается, что воспитатели детских садов, переходя на должность методиста, получают ожидаемое, но это их удовлетворяет не вполне, во всяком случае, новая работа удовлетворяет их значительно меньше, чем новая работа удовлетворяет заведующих.
Таблица 4
Оценка правильности принятого решения о переходе на управленческую работу руководителями ДОУ (в % от ответивших)
Варианты ответов Заведующие Методисты
Готовность принять решение еще раз Соответствие ожиданиям Готовность принять решение еще раз Соответствие ожиданиям
Да 69,2 48,1 19,2 30,8
Скорее да 19,3 40,7 38,5 50,0
Не могу сказать 0,0 3,7 30,8 11,5
Скорее нет 3,8 3,7 0,0 3,8
Нет 7,7 3,7 11,5 3,8
Одним из объяснений данного факта может быть больший средний стаж нахождения в должности у методистов (по сравнению с заведующими), и, соответственно, более сильное эмоциональное выгорание (на эту мысль наводит явное нежелание заместителей заведующих продолжать учиться и то, что им не нравится «сама работа»). Другое объяснение - заметно меньшая свобода в деятельно-
сти у методистов по сравнению с заведующими и большие возможности, имеющиеся у последних. В пользу этой интерпретации говорит высокая схожесть распределений ответов заведующих ДОУ и директоров школ: в группе заведующих выразили готовность к повторному решению (ответы «да» и «скорее да») 88,5 % респондентов, а среди директоров школ - 84,6 % (завучам данный вопрос не задавался). Сомнения в правильности выбора управленческой деятельности являются не только внутренним, личным делом самих руководителей, но могут выступать в качестве источника весьма негативно окрашенного стереотипа воспитателей ДОУ о руководящей деятельности в образовании вообще, препятствуя тем самым принятию педагогами-исполнителями решения о переходе на управленческую работу [8; 16].
Сравнительный анализ факторов неудовлетворенности у руководителей школ и ДОУ позволяет увидеть следующие их особенности. Общими для всех руководителей сферы образования являются следующие факторы неудовлетворенности: значительное количество «бумажной» работы; взаимодействие с неадекватными родителями; низкий уровень самостоятельности, обусловленный давлением сверху; высокая психическая и физическая нагрузка. Специфическими факторами неудовлетворенности трудом для руководителей школ выступают: наличие «хозяйственной» составляющей деятельности и высокая ответственность. Специфическими факторами удовлетворенности руководителей дошкольных учреждений (проявившимися только на выборке методистов), являются: содержание деятельности в целом и отсутствие карьерных перспектив. Данная особенность, по всей видимости, связана со специализацией образовательного учреждения, и с уровнем управления одновременно.
Выводы.
1. Общий уровень удовлетворенности своей работой у руководителей ДОУ достаточно высокий, что связано с насыщением мотивов самореализации, общения, самостоятельности в работе, уважения и самоуважения. В качестве факторов неудовлетворенности выступают: содержание деятельности, низкий уровень свободы и самостоятельности, избыточная загруженность. Неудовлетворенность содержанием вызывает та часть деятельности руководителей, которая снижает ее креативность («бумажная» и хозяйственная работа) и обладает потенциальной конфликтогенностью (работа с родителями, контроль и применение санкций по отношению к подчиненным).
2. Описанные выше факторы удовлетворенности-неудовлетворенности являются общими для руководителей среднего и дошкольного образования. Специфичной только для руководителей ДОУ (обоих уровней управления) является незначимость продолжения образования и развития в качестве фактора повышения удовлетворенности трудом, а для уровня заместителей заведующего - негативное отношение к содержанию деятельности в целом и отсутствие карьерного роста.
3. Ранг руководителя в определенной степени оказывает влияние на удовлетворенность управленческой деятельностью: этот показатель у заведующих ДОУ значимо выше, чем у их заместителей. Руководителей образовательных учреждений и среднего и дошкольного образования отличает большая значимость свободы и самостоятельности в качестве фактора формирования удовлетворенности трудом по сравнению с заместителями.
Библиографический список
1. Борисова, Е. Л. Взаимосвязь доверия и отношения руководителей к подчиненным / Е. Л. Борисова, Е. Б. Филиикова // Психология образования в поликультурном пространстве. - 2014. - Т. 3(27). -С. 108-112.
2. Борисова, Е. Л. Отношение к успехам и ошибкам подчиненных как косвенный показатель субъектности-объектности восприятия сотрудников руководителями / Е. Л. Борисова, Е. Б. Филинкова // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2014. - № 20. - С. 182-187.
3. Борисова, Е. Л. Отношение предпринимателей к наемным работникам / Е. Л. Борисова, Е. Б. Филинкова // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. -2013,-№2.-С. 58-62.
4. Корнилова, К. В. Прогнозирование в структуре профессиональной деятельности руководителя и педагога дошкольного образовательного учреждения / К. В. Корнилова // Вестник Костромского государственного университета им. H.A. Некрасова. - 2009. - Т. 15. - № 3. - С. 357-361.
5. Кузнецова, Е. Б. Профессиональная готовность руководителя дошкольного образовательного учреждения к инновационной управленческой деятельности / Е. Б. Кузнецова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2008. - № 76-2. - С. 150-154.
6. Леонова, Н. П. Значение аналитической деятельности руководителя дошкольного образовательного учреждения в работе с кадровым составом / Н. П. Леонова // Вестник Северо-Восточного государственного университета. - 2008. - № 10. - С. 85-89.
7. Мордвина, С. JT. Влияние стиля управления руководителя на повышение качества образовательного процесса в ДОУ / С. JL Мордвина // Вестник педагогического опыта. - 2008. - № 29. - С. 31-35.
8. Перешивко, М. Е. Представления педагогов-воспитателей о содержании деятельности руководителей ДОУ / М. Е. Перешивко // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания. - 2014. - № 24. -С. 55-59.
9. Проект профессионального стандарта руководителя образовательной организации (управление в сфере образования) [Электронный ресурс] - Режим доступа : http://www.rudn.ru/?pagec=4331 (дата обращения : 10.01.2015).
10. Синенко, П. В. Создание конкурентоспособного имиджа дошкольного учреждения / П. В. Синенко // Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития. - 2013. - № 5. - С. 86-89.
11. Степанова, Е. И. Социально-психологические аспекты успешности управленческой деятельности современного руководителя дошкольного образовательного учреждения / Е. И. Степанова // Наука и современность. - 2010. - № 2-2. - С. 278-283.
12. Филинкова, Е. Б. Мотивация принятия решения руководителями школ о переходе на следующий уровень управления / Е. Б. Филинкова // Сибирский психологический журнал. - 2012. - № 45. - С. 73-85.
13. Филинкова, Е. Б. Представления учителей о специфике деятельности директоров школ в сравнении с руководителями других отраслей народного хозяйства / Е. Б. Филинкова // Вестник Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Серия: Педагогические и психологические науки. - 2014. - № 36. - С. 95-100.
14. Филинкова, Е. Б. Представления учителей о деятельности директоров школ / Е.Б. Филинкова, И. А. Князева // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. -2014. -№1,- С. 83-92.
15. Филинкова, Е. Б. Особенности социально-психологических и эмоциональных характеристик личности руководителя образовательного учреждения / Е. Б. Филинкова, С. Г. Миронова // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. - 2010. -№ 1. - С. 134-140.
16. Филинкова, Е. Б. Представления педагогов-воспитателей о характеристиках управленческой деятельности в ДОУ / Е. Б. Филинкова, М. Е. Перешивко // Современная психология: Материалы III Мсжд. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). - Казань: Бук, 2014. - С. 70-73.