Научная статья на тему 'Отношение к себе и отношение к обожженному: психологические аспекты'

Отношение к себе и отношение к обожженному: психологические аспекты Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
108
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТНОШЕНИЕ К СЕБЕ / ОТНОШЕНИЕ К ОБОЖЖЕННОМУ / ЭМПАТИЯ / РЕАБИЛИТАЦИЯ / ОЖОГИ / SELF-ATTITUDE / ATTITUDE TOWARDS BURN-INJURED PERSON / EMPATHY / REHABILITATION / BURNS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лафи С.Г., Лафи Н.М.

Данная работа посвящена изучению самоотношения и отношения к обожженному. Показано, что окружение обожженного зачастую проецирует отрицательные межличностные установки, которые могут деструктивно влиять на формирование посттравматических личностных особенностей пострадавшего от ожогов. Уровень эмпатии не влияет на отношение к обожженному. Необходимо проводить своеобразный отбор допускаемых к больному лиц из числа его близких: предпочтительны выдержанные, уравновешенные лица, способные к подавлению эмоциональных реакций и к отрицанию тягостных аспектов реальности. В реабилитационной работе необходимо учитывать специфические межличностные трудности, имеющиеся во взаимоотношениях ближайшего окружения и обожженного. Объектом такой работы должен быть не только обожженный, но и (пожалуй, в большей степени) ближайшее окружение, что требует совершенно специфической организации реабилитационной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This work is devoted to the study of self-attitude and attitude to a burn-injured person. It is shown that the environment often projects negative interpersonal settings, which can have destructive influence on the formation of post-traumatic personality characteristics. The level of empathy does not affect the attitude towards a burn-injured person. It is necessary to select people allowed to a burn-injured patient among his relatives: sustained, balanced person, able to suppress emotional reactions and deny the painful aspects of reality are more preferable. Rehabilitation work should take into account specific interpersonal difficulties existing in relations between the environment and burn-injured person. The object of such work should be not only the burnt person, but also (and perhaps mostly) the immediate environment which requires absolutely specific organization of the rehabilitation work.

Текст научной работы на тему «Отношение к себе и отношение к обожженному: психологические аспекты»

Лафи С.Г.1, Лафи Н.М.2 ©

1Доцент, РЬ.Б, кафедра ПТиОП Омский государственный университет;

Студент лечебного факультета, Омский государственный медицинский университет

ОТНОШЕНИЕ К СЕБЕ И ОТНОШЕНИЕ К ОБОЖЖЕННОМУ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

Аннотация

Данная работа посвящена изучению самоотношения и отношения к обожженному. Показано, что окружение обожженного зачастую проецирует отрицательные межличностные установки, которые могут деструктивно влиять на формирование посттравматических личностных особенностей пострадавшего от ожогов. Уровень эмпатии не влияет на отношение к обожженному. Необходимо проводить своеобразный отбор допускаемых к больному лиц из числа его близких: предпочтительны выдержанные, уравновешенные лица, способные к подавлению эмоциональных реакций и к отрицанию тягостных аспектов реальности. В реабилитационной работе необходимо учитывать специфические межличностные трудности, имеющиеся во взаимоотношениях ближайшего окружения и обожженного. Объектом такой работы должен быть не только обожженный, но и (пожалуй, в большей степени) ближайшее окружение, что требует совершенно специфической организации реабилитационной работы.

Summary

This work is devoted to the study of self-attitude and attitude to a burn-injured person. It is shown that the environment often projects negative interpersonal settings, which can have destructive influence on the formation of post-traumatic personality characteristics. The level of empathy does not affect the attitude towards a burn-injured person. It is necessary to select people allowed to a burn-injured patient among his relatives: sustained, balanced person, able to suppress emotional reactions and deny the painful aspects of reality are more preferable. Rehabilitation work should take into account specific interpersonal difficulties existing in relations between the environment and burn-injured person. The object of such work should be not only the burnt person, but also (and perhaps mostly) the immediate environment which requires absolutely specific organization of the rehabilitation work.

Ключевые слова: отношение к себе, отношение к обожженному, эмпатия, реабилитация, ожоги.

Keywords: self-attitude, attitude towards burn-injured person, empathy, rehabilitation, burns.

Актуальность. Ожоги представляют глобальную проблему в области здравоохранения - по оценкам, в мире ежегодно происходит 195 000 случаев смерти от ожогов. Ожоги формируют 8-12% общего травматизма. Несмертельные ожоги являются одной из основных причин заболеваемости, включая длительную госпитализацию, обезображивание и инвалидность, часто сопровождаемые стигматизацией и неприятием.

Ожоговая травма, сопровождающаяся нарушением целостности кожного покрова, а в дальнейшем - его стойким обезображиванием, может стать фактором, затрудняющим контакты с окружающими людьми, фактором, способствующим возникновению дефицита в общении и, как следствие, формированию специфических личностных особенностей и неадаптивного поведения у обожженных.

Как свидетельствует отчет от 2013 г. Американской ожоговой ассоциации [9,8] возрастная группа пострадавших от ожогов в возрасте 20 - 29,9 лет является самой

© Лафи С.Г., Лафи Н.М., 2016 г.

многочисленной по числу пострадавших (25 668 пострадавших или 14,7% от общего количества пострадавших ). Учитывая специфику этого возрастного периода (обучение, начало профессиональной карьеры, создание семьи, рождение детей) и тяжелые последствия, наступающие после получения ожоговой травмы (инвалидность, серьезные психологические и психиатрические нарушения в отдаленном периоде ожогов), становится понятным, насколько важно знать механизмы формирования возможных будущих болезненных отклонений, а также факторы, которые оказывают влияние на формирование этих механизмов. Одним из таких важных факторов, как нам представляется, является отношение окружающих к пострадавшему от ожогов. В литературе нередко упоминается о стигматизации этих больных, однако не раскрываются возможные причины такой стигматизации. Серьезные последствия ожоговой травмы обусловливают также необходимость обязательной социально-психологической реабилитации, которая, несомненно, будет более эффективной, если будет учитывать знание о механизмах посттравматического развития личности. Пострадавший от ожоговой травмы после выписки из больницы возвращается в мир здоровых людей, людей, по преимуществу не имеющих обезображенной шрамами внешности. В этой работе предпринята попытка изучить отношение других людей к обожженному в сопоставлении с их собственной самооценкой.

Цель данной работы - выявить возможные психологические факторы, влияющие на посттравматическое развитие личности обожженного, лежащие в сфере межличностных отношений (отношение к себе и отношение к другому).

Материалы и методы. В исследовании приняли участие 141 человек: 81 человек(41 мужчина и 40 женщин) - студенты, обучающиеся по гуманитарному и техническому профилю, 60 человек (6 мужчин и 54 женщины) - студенты медицинских вузов. Возраст испытуемых - от 18 до 27 лет. (Испытуемые данной возрастной категории являются сверстниками той возрастной категории, которая формирует наибольший процент пострадавших от ожогов).

Поскольку прямой ответ на вопрос об отношении к травмированному пламенем человеку, чаще всего имеет социально желательный характер и не отражает реального отношения человека к пострадавшему, непосредственные вопросы «в лоб» не отразили бы истинной картины отношения к обожженному. Поэтому наше исследование состояло из двух этапов. На первом этапе испытуемым предлагался для заполнения опросник изучения самоотношения В.В. Столина, С.Р. Пантилеева [3,123]. Опросник самоотношения (ОСО) построен в соответствии с разработанной В.В.Столиным иерархической моделью структуры самоотношения. Опросник позволяет выявить три уровня самоотношения, отличающихся по степени обобщенности: глобальное самоотношение; самоотношение, дифференцированное по самоуважению, аутосимпатии, самоинтересу и ожиданиям отношения к себе; уровень конкретных действий (готовностей к ним) в отношении к своему «Я».

На втором этапе исследования, которое проводилось спустя 7-10 дней после первого (временной интервал был необходим для того, чтобы на ответы испытуемого не влияло предыдущее исследование), испытуемым предлагалось посмотреть фотографии обожженных. Фотографии были подобраны так, чтобы они могли сформировать обобщенное представление об обожженном человеке (фотография обожженных женщины, мужчины, ребенка, травмированная кисть вследствие электротравмы, обожженное лицо крупным планом, лицо обожженного на отдаленном этапе лечения, обстановка, в которой проходило лечение больного (больничная палата). Всего было двенадцать фотографий, все фотографии были взяты из открытых источников сети Интернет. У некоторых испытуемых имелся опыт общения с обожженными, некоторые сами имели незначительные ожоги в детстве. После просмотра фотографий испытуемых просили дать ответы на вопросы опросника ОСО В.В. Столина, С.Р. Пантилеева от имени обожженного (того образа, который сформировался после просмотра фотографий). После завершения работы с опросником самоотношения испытуемым предлагался для заполнения опросник диагностики уровня эмпатических способностей В.В.Бойко[1,486]. Первый и второй этапы исследования были добровольными.

В статистической обработке результатов с целью изучения значимых различий между средними использовался Т-критерий Стъюдента. Результаты

Первый этап исследования

Приведем данные отношения к себе на основе опросника ОСО, полученные в результате опроса студентов, обучающихся по не-медицинскому (гуманитарному и техническому) и медицинскому направлению подготовки (таблица 1, рис.1 и рис.2 соответственно).

Таблица 1.

Отношение к себе у студентов гуманитарного и технического направлений и студентов

медиков

Шка ла Б Шка ла I Шка ла II Шка ла III Шка ла IV Шка ла 1 Шка ла 2 Шка ла 3 Шка ла 4 Шка ла 5 Шка ла 6 Шка ла 7

Баллы (студент ы гум. и техн. напр). 70,3 4 61,9 8 55,1 4 53,4 4 69,0 8 56,5 3 42,0 8 63,9 4 63,3 3 53,6 6 74,3 6 63,4 9

Баллы (студент ы- медики) 78,0 5 61,2 6 63,1 9 50,5 4 77,7 6 61,8 5 51,7 8 70,9 3 60,7 7 58,3 5 71,7 6 59,9 3

Рис.

1. Отношение к себе у студентов не-медицинского направления подготовки

Отношение к себе (студенты медицинского направления подготовки)

80 2 60 ,1 40 20 0

шшшш

Шка ла 5 Шка ла 1 Шка ла II Шка ла III Шка ла IV Шка ла 1 Шка ла 2 Шка ла 3 Шка ла 4 Шка ла 5 Шка ла 6 Шка ла 7

Я Ряд1 78,1 61,3 63,2 50,5 77,8 61,9 51,8 70,9 60,8 58,4 71,8 59,9

Рис. 2. Отношение к себе у студентов медицинского направления подготовки

Опросник ОСО включает следующие шкалы: шкала Б - глобальное самоотношение; измеряет интегральное чувство «за» или «против» собственно «Я» испытуемого, шкала I -самоуважение, шкала II - аутосимпатия, шкала III - ожидаемое отношение от других, шкала IV - самоинтерес. Опросник содержит также семь шкал направленных на измерение выраженности установки на те или иные внутренние действия в адрес «Я» испытуемого: шкала 1 - самоуверенность; шкала 2 - отношение других; шкала 3 - самопринятие; шкала 4 -саморуководство, самопоследовательность; шкала 5 - самообвинение; шкала 6 -самоинтерес; шкала 7 - самопонимание.

Глобальное самоотношение - внутренне-недифференцированное чувство «за» и «против» самого себя.

Самоуважение - речь идет о том аспекте самоотношения, который эмоционально и содержательно объединяет веру в свои силы, способности, энергию, самостоятельность, оценку своих возможностей контролировать собственную жизнь и быть самопоследовательным, понимание самого себя.

Аутосимпатия - отражается дружественность-враждебность к собственному «Я». В шкалу вошли пункты, касающиеся «самопринятия», «самообвинения». В содержательном плане шкала на позитивном полюсе (высокие баллы) объединяет одобрение себя в целом и в существенных частностях, доверие к себе и позитивную самооценку, на негативном полюсе (низкие баллы)- видение в себе по преимуществу недостатков, низкую самооценку, готовность к самообвинению. Пункты свидетельствуют о таких эмоциональных реакциях на себя, как раздражение, презрение, издевка, вынесение самоприговоров («и поделом тебе»).

Самоинтерес - отражает меру близости к самому себе, в частности интерес к собственным мыслям и чувствам, готовность общаться с собой «на равных», уверенность в своей интересности для других.

Ожидаемое отношение от других - отражает ожидание позитивного или негативного отношения к себе окружающих.

Ориентировочные значения по всем шкалам:

• меньше 50 - признак не выражен;

• 50-74 - признак выражен;

• больше 74 - признак ярко выражен.

Сравнение средних значений показателей самоотношения по шкале Б (глобальное самоотношение), шкале I (самоуважение), шкале II (аутосимпатия), шкале III (ожидаемое отношение от других), шкале IV (самоинтерес), шкале 1 (самоуверенность), шкале 2 (отношение других), шкале 3 (самопринятие), шкале 4 (саморуководство, самопоследовательность), шкале 5 (самообвинение), шкале 6 (самоинтерес), шкале 7

(самопонимание) не выявило значимых различий между самоотношением студентов гуманитарного, технического профиля и студентов медицинского профиля (р < 0,05).

Второй этап исследования.

Данный этап исследования, как и первый этап, был добровольным, и проводился спустя неделю после первого. После предъявления фотографий обожженных, испытуемых просили ответить на вопросы опросника самоотношения так, как по их мнению, отвечал бы обожженный. Затем испытуемые заполняли опросник эмпатии Бойко (от своего имени).

Во втором этапе исследования согласились принять участие 100% студентов гуманитарного и технического профиля (81 человек) и 25% студентов (15 человек) медицинского профиля.

Приведем данные отношения к себе от имени обожженного, принадлежащие студентам гуманитарного и технического профиля (рис.3).

"Отношение к себе" от имени обожженного

(студенты не-медицинекого направления подготовки}

S Шка ла 1 Шка ла II Шка ла III Шка ла1У Шка ла 1 Шка ла 2 Шка ла 3 Шка ла4 Шка ла 5 Шка ла б Шка ла 7

■ Ряд1 20,9 26,1 23,1 5,25 23,8 26,7 8,1 25,3 50 75,6 12,8 26

Рис. 3. «Отношение к себе» от имени обожженного» у студентов гуманитарного и

технического направления подготовки

Сравнение средних значений показателей самоотношения по шкале S (глобальное самоотношение), шкале I (самоуважение), шкале II (аутосимпатия), шкале III (ожидаемое отношение от других), шкале IV (самоинтерес), шкале 1 (самоуверенность), шкале 2 (отношение других), шкале 3 (самопринятие), шкале 4 (саморуководство, самопоследовательность), шкале 5 (самообвинение), шкале 6 ( самоинтерес), шкале 7 (самопонимание) выявило значимые различия между отношением к себе (самоотношением) и «отношением к себе» от имени обожженного у студентов гуманитарного, технического профиля (p < 0,05).

Другими словами, респонденты значимо иначе относятся к обожженному по всем параметрам самоотношения, фактически отказывая обожженному в самоуважении, аутосимпатии, позитивном отношении других, самоинтересу, самоуверенности, прогнозируя негативное отношение других, низкое самопринятие, недостаточное саморуководство и самопоследовательность, предполагая высокое самообвинение, очень низкий интерес к себе и самоуважение. Сравнительный анализ средних значений представлен в виде гистограммы (рис. 5).

Рис. 5. Отношение к себе и представление о самоотношении обожженного у студентов гуманитарного и технического направления подготовки

Приведем данные отношения к себе от имени обожженного, принадлежащие студентам медицинского профиля (табл.2, рис.6)

Таблица 2

Представление о самоотношении обожженного студентов медицинского профиля

Б Шк Шк Шк Шк Шк Шк Шк Шк Шк Шк Шк

ала ала ала ала ала ала ала ала ала ала ала

I II III IV 1 2 3 4 5 6 7

Студенты 69,5 61,4 59,8 52,1 87,8 74,4 61,6 74,4 49,3 60,0 59,9 63,4

медицинского 5 3 1 8 4 6 4 3 5 9 4

профиля

"Отношение к себе" от имени обожженного

{студенты медицинского направления подготовки)

S Шка ла 1 Шка ла II Шка ла III Шка ла IV Шка ла 1 Шка ла 2 Шка ла 3 Шка ла4 Шка ла 5 Шка ла б Шка ла 7

■ Ряд1 69,5 61,4 59,8 52,1 87,9 74,4 61,7 74,4 49,3 60,1 60 63,4

Рис. 6. Представление о самоотношении обожженного у студентов медицинского

направления подготовки

Сравнение средних значений показателей самоотношения по шкале S (глобальное самоотношение), шкале I (самоуважение), шкале II (аутосимпатия), шкале III (ожидаемое отношение от других), шкале IV (самоинтерес), шкале 1 (самоуверенность), шкале 2 (отношение других), шкале 3 (самопринятие), шкале 4 (саморуководство, самопоследовательность), шкале 5 (самообвинение), шкале 6 ( самоинтерес), шкале 7 (самопонимание) не выявило значимых различий между самоотношением студентов медицинского направления подготовки и «отношением к себе» от имени обожженного (p < 0,05). Другими словами, студенты медицинского направления подготовки относятся к обожженному так же как к себе по всем исследуемым параметрам. Сравнительный анализ средних значений представлены в виде гистограммы на рис.7.

Рис. 7. Отношение к себе и представление о самоотношении обожженного у студентов

медицинского направления подготовки

Итак, мы выяснили, что наши респонденты, не связанные с медициной, относятся к обожженному иначе, чем к себе, оценивая обожженного значимо ниже, чем себя.

Зависит ли отношение к обожженному от эмпатии (способности сочувствовать, сопереживать)? С целью ответа на этот вопрос мы провели исследование выраженности эмпатии у наших испытуемых.

Суммарный показатель эмпатии теоретически может изменяться в пределах от 0 до 36 баллов. По предварительным данным В.В.Бойко[1,486], можно считать:

• 30 баллов и выше - очень высокий уровень эмпатии;

• 29-22 - средний;

• 21-15 - заниженный;

• менее 14 баллов - очень низкий.

Респонденты, продемонстрировавшие значимо другое отношение к обожженному (в сравнении с собой) (это студенты не-медицинского направления подготовки) характеризовались следующими уровнями эмпатии (таблица 3). Как видим, большая часть респондентов характеризовалась средним уровнем эмпатии.

Таблица 3

Выраженность уровней эмпатии у студентов не-медицинского направления подготовки

Уровень эмпатии Высокий Средний Низкий

Количество респондентов 5 54 22

Проценты 8,3 66,6 27,16

Мы проанализировали средние значения представления о самоотношении обоженного по шкалам опросника ОСО в зависимости от выраженности уровня эмпатии.

Б Шка ла I Шка ла II Шка ла III Шка ла IV Шка ла 1 Шка ла 2 Шка ла 3 Шка ла 4 Шка ла 5 Шка ла 6 Шка ла 7

Среднее значение представле ния о самоотнош ении обожженно го у респондент ов с высоким уровнем эмпатии 64, 24 54,6 52,0 5 47,2 1 64,6 9 46,3 6 35,5 65,2 68,1 70,2 82,6 59,5 2

Среднее значение представле ния о самоотнош 74, 86 61,6 57,1 9 59,7 7 73,7 9 59,4 9 41,1 60,1 3 58,0 45,5 5 72,3 8 62,4 7

ении обожженно го у респондент ов со средним уровнем эмпатии

Среднее значение представле ния о самоотнош ении обожженно го у респондент ов с низким уровнем эмпатии 71, 93 69,7 4 56,1 8 53,3 4 68,7 7 63,7 6 49,7 66,5 1 63,8 3 45,2 4 68,1 2 68,4 9

Сравнение средних значений представления об отношении обожженного в группах респондентов с различным уровнем эмпатии значимых различий между группами не выявило (p < 0,05).

Другими словами, уровень эмпатии никак не влиял на выраженность отношения к обожженному.

Уровень эмпатии у студентов медицинского направления подготовки, принявших участие во второй части исследования в 13 случаях был средним, в 2 случаях - низким. Вследствие малочисленности выборки(15 человек) статистический анализ влияния эмпатии на отношение к обожженному в данном случае нами не проводился.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Дополнительно следует сказать, что нами был проведен анализ ответов мужчин и женщин по параметрам опросника ОСО и диагностического опросника эмпатии, однако статистически значимых различий между мужчинами и женщинами не отмечено(р < 0,05).

Каковы могут быть последствия выявленного отношения респондентов данной возрастной группы для развития личности человека с ожоговым дефектом, которому неявно транслируется имеющееся отношение?

Как видно из нашего исследования, лица, имеющие медицинскую подготовку, демонстрируют конструктивное отношение к обожженному, т.е. такое же отношение, как и к себе (высокое самопринятие и понимание). Возможно, такое отношение рождает сам характер профессии, предполагающий умение игнорировать тягостные аспекты реальности и предполагающий известную эмоциональную и психологическую устойчивость. Однако по выходе из клиники обожженные чаще всего сталкиваются с реакцией окружения, подобной той, которую продемонстрировали испытуемые не-медицинского профиля. Такое отношение окружающих, как правило, не осознается и не контролируется самими окружающими, но интуитивно чувствуется пострадавшим от ожогов.

Из практического опыта известно, что после выписки аффективные нарушения становятся не только ведущими, но и определяющими во многом поведение больных, влияя на адаптацию и дезадаптацию. Robbi D.Simons et al.[6,99] отмечает, что на адаптацию после госпитализации влияет общение с людьми и взаимоотношения с ними. Как отмечает White A.C.[7,465], практически у всех пациентов, перенесших ожоговую травму, наблюдаются

нарушения психологического характера, а в одной трети случаев наблюдаются относительно тяжелые и тяжелые последствия. В дальнейшем выводы этого автора были подтверждены работами Brown B.[4,23], Faber A.W. [5,2127], Williams E.E.[8,476].

Нам представляется, что существенный деструктивный вклад в адекватную реабилитацию обожженного вносит ближайшее окружение (за исключением тех немногих, кто продолжает видеть уникальную личность пострадавшего от ожога и относиться к нему как к обычному человеку).

Ожоговый больной является жертвой психогенной реакции и общественного отношения. Личностные особенности, которые формируются после выхода из клиники, несут на себе отпечаток получаемой обратной связи от окружения и имеют вторичный характер.

В данном контексте оправдано утверждать, что выработка адекватных форм поведения и общения в самых разнообразных ситуациях, формирование коммуникативных навыков, совершенствование личностного контроля должна касаться не только обожженного, но и его окружения. Сюда же можно отнести коррекцию установок и реконструкцию в возможных пределах измененной системы отношений.

Мы солидарны с мнением Понделичека Л. [2,143], считавшего необходимым проводить своеобразный отбор допускаемых к больному лиц из числа его близких: в уходе за больным предпочтительны лица флегматичного или сангвинического темперамента, способные к подавлению эмоциональных реакций и к отрицанию тягостных аспектов реальности. В нашем исследовании схожие эмоциональные реакции продемонстрировали студенты медицинского направления подготовки, что, однако, не означает, что люди с подобными качествами не встречаются среди остальных представителей окружения получившего ожог.

Выводы

1. Межличностные отношения обожженного на отдаленном этапе лечения (после выписки из больницы) в ряде случаев характеризуются со стороны его окружения неприятием его как личности, проекцией отказа в самоуважении, аутосимпатии, позитивном отношении других, самоинтересе, самоуверенности, прогнозированием негативного отношения других, низкого самопринятия, недостаточного саморуководства и самопоследовательности, предположением высокого самообвинения и очень низким интересом к себе.

2. Уровень эмпатии не влияет на отношение к обожженному.

3. В реабилитационной работе необходимо учитывать специфические межличностные трудности, имеющиеся во взаимоотношениях ближайшего окружения и обожженного. Объектом такой работы должен быть не только обожженный, но и (пожалуй, в большей степени) ближайшее окружение, что требует совершенно специфической организации реабилитационной работы.

4. Необходимо проводить своеобразный отбор допускаемых к больному лиц из числа его близких: предпочтительны выдержанные, уравновешенные лица, способные к подавлению эмоциональных реакций и к отрицанию тягостных аспектов реальности.

Литература

1. Диагностика уровня эмпатических способностей В.В.Бойко / Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. Ред. и сост. Райгородский Д.Я. - Самара, 2001.- С.486-490

2. Понделичек И. , Веле Ф. , Кенигова Р. Невропатические и психологические осложнения у обожженных. Acta сЫ г. plast. 24(3); 143-146, 1982

3. Столин В.В., Пантилеев С.Р. Опросник самоотношения // Практикум по психодиагностике: Психодиагностические материалы. М., 1988.- С. 123-130

4. Brown В., Roberts J., Browne G., Byrne C., Lave B., Streiner D. Gender differences in variables associated with psychosocial adjustment to a burn injury.Res. Nurs. Health. 1988. Feb., 11(1), p. 23-30.

5. Faber A., Hoogeveen E. De patient met brandwonden en diens spanningen // Ned. Tijdschr. Geneeskd. 1984, 128(45),p.2127- 2129.

6. Robbi D., Simons, Linda С. Green, Ruth M Malin, Davis A. Suskind and Hugh A. Frank. The burn victim: his psychosocial profile and post-injury carer. Regional Burn Treatment Center. University of California Medical Center, San Diego, California. Burns. 1978, 1. p. 99-100.

7. White A C. Psychiatric Study of Patients with severe burn injuries // Brit. Med. J. 1982. 284, N 6314, p. 465-467

8. Williams E.E., Griffiths T. A. Psychological consequences of burn injury // Burns: 1991. 17(6), p. 476480.

9. 2013National Burn Repository Report of data from 2003-2012/ American Burn Association, National Burn Repository® 2013. Version 9.0., стр 8 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ameriburn.org/2013NBRAnnualReport.pdf. Дата обращения 08.01.2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.