Научная статья на тему 'Факторы, влияющие на психическую адаптацию к обучению у студентов первого курса'

Факторы, влияющие на психическую адаптацию к обучению у студентов первого курса Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
237
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / ОБУЧЕНИЕ / СТУДЕНТЫ ПЕРВОГО КУРСА / MENTAL ADAPTATION / TRAINING / FIRST-YEAR STUDENTS
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Факторы, влияющие на психическую адаптацию к обучению у студентов первого курса»

УДК [316.6 : 159.9] : 378.17

И.М. Улюкин *, И.Н. Остроумов

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПСИХИЧЕСКУЮ АДАПТАЦИЮ К ОБУЧЕНИЮ У СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА1

Военно-медицинская академия им. С.М. Кирова*, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург, Россия,

igor_ulyukm@mail. га

Цель исследования. Одной из важнейших педагогических задач любого вуза является работа со студентами первого курса, направленная на более быструю и успешную их адаптацию к новой системе обучения, к новой системе социальных отношений, к освоению ими новой роли - студентов. Важную роль в процессе адаптации играет самоотношение, которое понимается в контексте представлений личности о смысле "Я", как обобщенное чувство в адрес собственного "Я". Однако этот вопрос в настоящее время изучен недостаточно, что и послужило причиной проведения настоящего исследования.

Материал и методы. Для изучения самоотношения нами было опрошено 50 практически здоровых студентов 1 курса педагогического университета (М / Ж = 1 /1, средний возраст группы 17,88±0,64 лет, М / Ж = 17,88±0,64 / 17,88±0,63 лет) по методике В.В. Столина - С.Р. Пантилеева. Опросник включает следующее шкалы: шкала S - измеряет интегральное чувство "за" или "против" собственно "Я" испытуемого; шкала I - самоуважение; шкала II - аутосимпатия; шкала III - ожидаемое отношение от других; шкала IV - самоинте-рес. Опросник содержит также семь шкал направленных на измерение выраженности установки на те или иные внутренние действия в адрес "Я" испытуемого: шкала 1 - самоуверенность; шкала 2 - отношение других; шкала 3 - са-мопринятие; шкала 4 - саморуководство, самопоследовательность; шкала 5 -самообвинение; шкала 6 - самоинтерес; шкала 7 - самопонимание. Значение показателя: накопленные частоты меньше 50% - признак не выражен; 50-74% -признак выражен; больше 74% - признак ярко выражен. Исследование проводилось групповым методом при его длительности в 40 минут. У всех респон-

'I.M. Ulyukin*, I.N. Ostroumov.Factors affecting mental adaptation to training of first-year students.

дентов было получено добровольное информированное согласие на участие в исследовании.

Результаты. При исследовании глобального самоотношения (Шкала S) как внутреннего недифференцированного чувства "за" и "против" самого себя показано, что признак является выраженным (М / Ж = 74,65% / 75,46%).

Самоуважение (Шкала I) - это тот аспект самоотношения, который эмоционально и содержательно объединяет веру в свои силы, способности, энергию, самостоятельность, оценку своих возможностей, контролировать собственную жизнь и быть самопоследовательным, понимание самого себя. Установлено, что у женщин он несколько выше (М / Ж = 61,2% / 67,78%).

Аутосимпатия (Шкала II) отражает дружественность-враждебность к собственному "Я". В содержательном плане шкала на позитивном полюсе объединяет одобрение себя в целом и в существенных частностях, доверие к себе и позитивную самооценку, на негативном полюсе,- видение в себе по преимуществу недостатков, низкую самооценку, готовность к самообвинению, что свидетельствует, в том числе, о стигматизации / самостигматизации. Показатели здесь примерно одинаковы (М / Ж = 60,33% / 59,4%).

В то же время Шкала самопринятия (3) имеет более высокие показатели (М / Ж = 71,43% / 71,43%). Самопонимание (Шкала 7) одинаково выражено в обеих группах (М / Ж = 68,67% / 68,97%).

Ожидаемое отношение от других (Шкала III) отражает предполагание позитивного или негативного отношения к себе окружающих. Этот признак выраженным не является (М / Ж = 42,87% / 48,73%), но вместе с тем он более низок у мужчин. К этому пункту вплотную примыкает шкала 2 «Отношения других», (М / Ж = 38,18% / 45,92%)

Шкала самоинтересов (IV) отражает меру близости к самому себе, в частности интерес к собственным мыслям и чувствам, готовность общаться с собой "на равных", уверенность в своей интересности для других, и он выше у мужчин (М / Ж = 76,37% / 72,17%). Вместе с тем, данные шкалы 6 «Самоинтерес» свидетельствуют об обратном (М / Ж = 64,8% / 74,93%)

Вероятно, неопределенность и неоднозначность проблемы самоинтереса приводят к средним показателям самоуверенности (Шкала 1) - (М / Ж = 59,19% / 58,47%), хотя самопоследовательность / саморуководство (Шкала 4) является выраженным признаком, (М / Ж = 61,1% / 66,52%). На этом фоне самообвинение (Шкала 5) в группах сходно и значимо не выражено (М / Ж = 55,12% /

53,73%).

Выводы. Полученные данные позволяют оценить динамику самоотноше-ния как вида человеческих отношений в периоде адаптации, отразить характер проблемных переживаний и проследить особенности проявления модальности самоотношения в зависимости от гендерного типа переживания значимых проблем, что, в свою очередь, необходимо учитывать в психопрофилактических и психотерапевтических мероприятиях у респондентов, испытывающих проблемную нагруженность в разных жизненных областях. Однако в связи с малым количеством респондентов в группах необходимо дальнейшее проведение исследования, в том числе для выявления причин подобного самоотношения в группах.

Ключевые слова: психическая адаптация, обучение, студенты первого курса Key words: mental adaptation, training, first-year students

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.