Научная статья на тему 'Отношение к проблеме безопасности и противодействию терроризму у будущих учителей'

Отношение к проблеме безопасности и противодействию терроризму у будущих учителей Текст научной статьи по специальности «Психология»

CC BY
515
83
Поделиться
Ключевые слова
ТЕРРОРИЗМ / АНТИТЕРРОРИЗМ / БЕЗОПАСНОСТЬ / ПРОФИЛАКТИКА ТЕРРОРИЗМА

Аннотация научной статьи по психологии, автор научной работы — Зимина Ирина Сергеевна, Мухина Светлана Асановна, Полозова Ольга Вениаминовна, Гаврилова Мария Николаевна

Актуальность рассматриваемой темы определяется проблемой обеспечения стабильности и безопасности общества через отношение молодежи к терроризму. Человеческое сообщество должно быть способным защитить мировоззрение человека, образовательные, научные и культурные потребности, определяющие существование и духовный мир человека. Одним из ключевых направлений борьбы с экстремистскими и террористическими проявлениями в общественной среде выступает их профилактика. Особенно важно проведение такой профилактической работы в среде молодежи, так как именно молодое поколение, в силу целого ряда различных факторов, является наиболее уязвимым в плане подверженности негативному влиянию разнообразных антисоциальных и криминальных групп. Подрастающее поколение оказывается самой незащищенной категорией населения, подверженной влиянию ксенофобии, разрушающей традиционные ценности национальных культур и религий, которая находится в своеобразном ценностном и духовном вакууме. Было опрошено 79 студентов 1-5 курсов в возрасте от 17 до 22 лет по тест-анкете «Отношение молодежи к терроризму». Практически все опрошенные (95 %) подтвердили, что терроризм для общества опасен и проблема действительно существует. Большинство респондентов, описывая портрет террориста, выделяют такие качества, как жестокость, расчетливость, вспыльчивость и неуравновешенность. При анализе основных причин, по которым люди становятся террористами, на первое место студенты поставили стремление ощутить власть над людьми. Среди других важных причин, влияющих на формирование террориста, указали приверженность к определенной идеологии и стремление достичь материального благополучия. Необходима целостная система профилактики терроризма, включающая, в том числе, и ее педагогические основы.

Похожие темы научных работ по психологии , автор научной работы — Зимина Ирина Сергеевна, Мухина Светлана Асановна, Полозова Ольга Вениаминовна, Гаврилова Мария Николаевна,

ATTITUDE TO THE PROBLEM OF SECURITY AND COUNTER-TERRORISM OF FUTURE TEACHERS

The relevance of the theme under study is determined by the problem of ensuring stability and security of the society through young people’s attitude to terrorism. The human community should be able to protect a person’s world outlook, educational, scientific and cultural needs that determine a person’s existence and mental world. One of the key trends in the fight against extremist and terrorist acts in the social environment is their prevention. It is especially important to carry out such preventive measures among young people. The rising generation appears to be the most unprotected category of the population susceptible to the influence of xenophobia destroying traditional values of national cultures and religions which is in a peculiar kind of a spiritual and axiological vacuum. 79 students of 1-5 years of study at the age of 17-22 were questioned according to the test-questionnaire “Young people’s attitude to terrorism”. Almost all respondents (95 %) confirmed that terrorism is dangerous for the society and the problem really exists. The majority of respondents distinguish such qualities as cruelty, niggardliness, quick temper, and instability when describing a terrorist’s portrait. When analyzing major reasons why people become terrorists, the students gave the first place to striving to feel power over people. Among other important reasons that influence a terrorist’s personality development, they stated commitment to a certain ideology and striving to achieve material wealth. We need an integral system of terrorism prevention including, among other things, its pedagogical foundations

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Отношение к проблеме безопасности и противодействию терроризму у будущих учителей»

УДК 378.178

И. С. Зимина, С. А. Мухина, О. В. Полозова, М. Н. Гаврилова Марийский государственный университет, Йошкар-Ола

ОТНОШЕНИЕ К ПРОБЛЕМЕ БЕЗОПАСНОСТИ И ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ТЕРРОРИЗМУ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ

Актуальность рассматриваемой темы определяется проблемой обеспечения стабильности и безопасности общества через отношение молодежи к терроризму. Человеческое сообщество должно быть способным защитить мировоззрение человека, образовательные, научные и культурные потребности, определяющие существование и духовный мир человека. Одним из ключевых направлений борьбы с экстремистскими и террористическими проявлениями в общественной среде выступает их профилактика. Особенно важно проведение такой профилактической работы в среде молодежи, так как именно молодое поколение, в силу целого ряда различных факторов, является наиболее уязвимым в плане подверженности негативному влиянию разнообразных антисоциальных и криминальных групп. Подрастающее поколение оказывается самой незащищенной категорией населения, подверженной влиянию ксенофобии, разрушающей традиционные ценности национальных культур и религий, которая находится в своеобразном ценностном и духовном вакууме. Было опрошено 79 студентов 1-5 курсов в возрасте от 17 до 22 лет по тест-анкете «Отношение молодежи к терроризму». Практически все опрошенные (95 %) подтвердили, что терроризм для общества опасен и проблема действительно существует. Большинство респондентов, описывая портрет террориста, выделяют такие качества, как жестокость, расчетливость, вспыльчивость и неуравновешенность. При анализе основных причин, по которым люди становятся террористами, на первое место студенты поставили стремление ощутить власть над людьми. Среди других важных причин, влияющих на формирование террориста, указали приверженность к определенной идеологии и стремление достичь материального благополучия. Необходима целостная система профилактики терроризма, включающая, в том числе, и ее педагогические основы.

Ключевые слова: терроризм, антитерроризм, безопасность, профилактика терроризма

Одной из опаснейших по своим масштабам, непредсказуемости и последствиям общественно-политических и моральных проблем современности становится такое общественное явление, как терроризм [6, с. 281]. Последствиями террористических актов являются не только массовые человеческие жертвы, но и разрушение материальных и духовных ценностей, вражда между государствами, провоцирующая войны, недоверие, ненависть между социальными и национальными группами.

Особую актуальность приобретает вопрос о причинах и предпосылках распространения терроризма как одной из главных угроз безопасности на национальном, региональном и глобальном уровнях [1, с. 230, 2, с. 127]. Экономическая нестабильность в обществе создает условия социального противостояния, формируя при этом особое состояние массового сознания, характеризующееся неадекватной оценкой реальной действительности, состоянием страха, озлобленности и агрес-

сивности, а также настроениями неуверенности, неоправданных ожиданий. Экстремистские призывы к акциям протеста находят благодатную почву и становятся неотъемлемой частью сознания общества [5, с. 43].

Человеческое сообщество должно быть способным защитить мировоззрение человека, образовательные, научные и культурные потребности, определяющие существование и духовный мир человека. Мы несем ответственность за жизнь каждого индивида: если терроризм подвергает опасности жизнь человека, значит, он подвергает опасности всю нашу цивилизацию и будущее человечества в целом [6, с. 282]. Само время предъявляет высокие требования к личности, ее мировоззрению, устойчивости ценностных ориентаций, способности быстро принимать решения и действовать как в экстремальных, так и в обычных жизненных условиях [3, с. 31, 7, с. 244]. Ключевым направлением борьбы с террористическими проявлениями в общественной среде выступает

© Зимина И. С., Мухина С. А., Полозова О. В., Гаврилова М. Н., 2016

профилактика. Проведение такой работы важно среди молодежи, так как именно молодое поколение находится в своеобразном ценностном и духовном вакууме, дезорганизованной, подверженной влиянию ксенофобии, разрушающей традиционные ценности национальных культур и религий. Социальная и материальная незащищенность молодежи, частый максимализм в оценках и суждениях, психологическая незрелость, значительная зависимость от чужого мнения - лишь незначительная часть причин, позволяющих говорить о возможности легкого распространения радикальных идей среди российской молодежи.

Профилактика экстремизма и терроризма намного выгоднее ликвидации их последствий. Необходимым моментом является воспитание у молодежи толерантного мировоззрения, терпимого отношения ко всем людям, вне зависимости от их национальности, религии, социального, имущественного положения. Успешное противодействие терроризму не может быть обеспечено только антитеррористической деятельностью спецслужб. В современных условиях каждый гражданин должен быть вооружен знаниями и навыками, необходимыми для обеспечения личной и общественной безопасности. Современная система образования и СМИ обладают возможностями для предоставления населению России необходимого уровня грамотности в области противодействия терроризму, достаточного для гарантии безопасности общества и государства [4, с. 187].

Целью настоящего исследования явилось изучение структуры отношения к проблеме терроризма у будущих учителей.

Научно-исследовательская работа проводилась на базе Марийского государственного университета. В исследовании приняли участие 79 студентов 1-5-х курсов в возрасте от 17 до 22 лет. Была использована тест-анкета «Отношение молодежи к терроризму». Статистическая обработка проведена в программном комплексе STAT50.

Отношение к террористам в работе оценивалось с помощью ответов, полученных в результате опроса респондентов, относительно проблемы терроризма, а также через реакцию респондентов на совершенные теракты. Изучались такие характеристики, как психоэмоциональная устойчивость, «социальная дистанция», степень освещения терактов в СМИ и роль государства в обеспечении безопасности.

Современную международную обстановку трудно назвать стабильной. Одной из причин этого является размах терроризма, приобретающий сего-

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

дня поистине всемирный характер. Значительные изменения в формах терроризма и в практике борьбы с ним произошли и в нашей стране. Существование проблемы безопасности в современном обществе подтвердилось результатами анкетирования, так, 95 % респондентов ответили, что проблема действительно существует и терроризм для общества опасен.

Разгул терроризма - острейшая международная проблема. События последних лет доказали, что все мировое сообщество не в силах противостоять размаху терроризма, хотя роль государства в этой борьбе имеет существенное значение. На вопрос анкеты «Считаете ли Вы, что государство делает все возможное, чтобы решить проблему терроризма?» большая часть опрошенных поддержала действия государства.

Неоднородная картина получена при анализе взглядов студентов на роль СМИ в освещении проблем терроризма. Большинство респондентов (более 40 %) испытывают затруднения в оценке избыточности или недостаточности предоставляемой СМИ информации о проблеме терроризма; их «скорее устраивает» количество получаемой информации о терроризме, и они вполне достаточно осведомлены о проблеме терроризма.

При анализе некоторых аспектов образа террориста, складывающегося в сознании молодых людей, важно было узнать, зависит ли отношение молодых людей к террористам от самой личности террориста. Большинство респондентов (более 36 %) ответили, что отношение категорически не зависит от личности. Данное утверждение показывает резко отрицательное отношение к террористическому акту. Отвечая на вопрос о принадлежности террористов к преступникам, 75 % молодых людей полностью отнесли их к преступному миру и почти 20 % опрошенных указали, что их «скорее всего» можно назвать преступниками. При анализе суждений об образе террориста как больного человека или осознанно идущего на совершение преступления 14,6 % респондентов затруднились в выборе ответа, 19 % ответили, что это «скорее всего» больной человек и 26 % считают, что это, скорее всего, люди, осознанно идущие на преступление.

На вопрос об основных качествах, присущих террористам, большинство респондентов отмечают жестокость. На втором месте по популярности были расчетливость, вспыльчивость и неуравновешенность. При анализе основных причин, по которым люди становятся террористами, на первое место большинство респондентов поставили

стремление ощутить власть над людьми. Среди других важных причин опрошенные указали на приверженность к определенной идеологии и стремление достичь материального благополучия.

Важную роль мы отвели анализу вопросов, направленных на выявление личностного отношения к терроризму. Большинство респондентов (41,9 %) считают, что «терроризм - это политика и действия, имеющие цель вызвать страх и ужас у общества и/или политических противников». Среди характеристик терроризма студенты в основном выбрали: насилие (91,6 %), проявление жестокости (64 %), нарушение закона и устрашение (59,6 % и 54,2 % соответственно). Треть опрошенных, а среди старших курсов половина относят к характеристикам терроризма религиозный фанатизм, 6 % респондентов считают, что террористы стремятся сделать мир лучше. Только 41 % процент студентов считают, что террористические действия оправдать нельзя ни в коем случае, 15 % считают, что террористов можно оправдать, если у них есть благие цели при совершении терактов. Абсолютное большинство респондентов не будут симпатизировать террористу ни при каких обстоятельствах (87 %). Но волнует тот факт, что среди опрошенных были и другие варианты ответов: «скорее нет» - 6,5 %, «затрудняюсь ответить» и «возможно» - по 3 %.

При выявлении психоэмоциональной устойчивости студентов в условиях воздействия эмоцио-генных факторов, связанных с угрозой террористических актов, установлено, что более 2/3 студентов чувствуют себя в безопасности. На психоэмоциональную устойчивость также влияет общий уровень тревожности личности, степень развития эм-патии, механизмы идентификации себя с жертвами терактов. Для выявления степени влияния этих факторов, студентам были заданы следующие вопросы: «Сочувствуете ли Вы жертвам теракта?» и «Опасаетесь ли Вы, что Вы или кто-то из Ваших близких может стать жертвой теракта?» Полностью сочувствуют жертвам теракта 81 %, опасаются, что жертвами терактов станут они или их близкие, 74 % опрошенных. Проявление сочувствия является нормальной здоровой реакцией большей части опрошенных, тем не менее чуть более 3 % студентов не испытывают сочувствия к жертвам теракта. Такое эмоциональное поведение, с одной стороны, помогает отгородиться от чужой беды, сохраняя свое психоэмоциональное состояние, с другой стороны - может способствовать формированию эмоциональной черствости. Чувство страха, порождаемое в об-

ществе после совершенных терактов, - это то, на что рассчитывают террористы. Полученные данные показывают, что более половины студентов опасаются за свою жизнь и жизнь своих близких в результате теракта. Это чувство опасения связано с непредсказуемостью и ситуативностью террористического акта, неизвестностью места и времени его совершения. Подобные механизмы приводят к тому, что число психологических жертв превышает число физических жертв при терактах. Однако 14 % респондентов не испытывают подобного беспокойства. Возможно, это связано с тем, что студенты в процессе профессиональной подготовки в качестве учителей безопасности жизнедеятельности приобретают специальные знания о правилах поведения при угрозе террористического акта, или с тем, что пристальное внимание к этой проблеме постепенно притупляет чувство опасности.

На чувство опасности также может влиять «социальная дистанция», которая в нашем исследовании подразумевает географическую отдаленность респондента от места совершения теракта. На вопрос «Испытывают ли они эмоциональное беспокойство, когда узнают о теракте, совершенном на территории Российской Федерации или в любой точке мира, кроме Российской Федерации», 42 % респондентов ответили, что они испытывают беспокойство, если теракт совершен на территории Российской Федерации, и только 23 % испытывают подобное беспокойство, если теракт произошел в другой точке мира, кроме Российской Федерации. Скорее испытывают беспокойство 48 % в первом случае и 53 % - во втором случае. Эти данные подтверждают тот факт, что на чувство беспокойства относительно совершенного теракта влияет географическая удаленность от места его совершения, и это влияние находится в прямой пропорциональной зависимости.

Результаты опроса показали, что подавляющее большинство студентов негативно относятся к терроризму, однако вызывает определенное беспокойство та незначительная группа молодежи, которая не испытывает к нему негативного отношения и не сочувствует жертвам теракта. Именно на эту часть молодых людей могут быть направлены усилия экстремистских групп по привлечению в свои ряды новых членов.

В целом результаты показали неоднородность структуры социального представления студентов о терроризме, но практически все считают, что проблема действительно существует и терроризм для общества опасен. Однако среди опрошенных

есть небольшая часть считающих, что террористов можно оправдать, если у них благие цели, и что террористы стремятся сделать мир лучше. Подобные группы немногочисленны, но факт их существования сам по себе должен быть тревожным сигналом для общества.

Профилактика терроризма является составляющей государственной политики в области противодействия терроризму, затрагивающей политическую, социальную, экономическую, духовную, культурную и иные сферы. Необходимо создать целостную систему профилактики, включающую, в том числе, и педагогические основы профилактики терроризма. В ходе учебного процесса целесообразно способствовать осуждению терроризма, эмоциональному неприятию всех видов террористической деятельности, информированности о методах вербовки в террористические организации и способах противодействия им, формированию эмоциональной устойчивости и внутренней убежденности в неправомерности террористических методов достижения своих целей, а также формированию устойчивого неприятия экстремистского поведения с осознанным определением личностной позиции будущего учителя. Терроризм как глобальная проблема требует постоянного внимания и изучения и поэтому

представляет широкое поле для исследований с последующим их практическим применением.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

_Ш_

1. Арутюнов С. Терроризм и цивилизация: змея кусает себя за хвост // Иностранная литература. 2004. № 9. С. 226-233.

2. Асанбеков M. K. Международный терроризм в централь-ноазиатских странах // Социологические исследования. 2005. № 9. С. 126-130.

3. Бахтина В. В. О проблеме формирования мировоззренческой безопасности // Наука и образование в жизни современного общества: сб. науч. трудов по материалам Международной науч.-практ. конф. 2013. № 7. С. 31-32.

4. Вишняков Я. Д., Киселева С. П., Васин С. Г. Противодействие терроризму: учеб. для студ. учреждений высш. проф. образования. М.: Академия, 2012. 256 с.

5. Воронович В. Основные причины, предпосылки и факторы распространения терроризма в XXI в. // Журнал международного права и международных отношений. 2005. № 4. С. 39-45.

6. Жалилов М. Терроризм как угроза стабильности в мире, актуальность борьбы с терроризмом // Молодой ученый. 2013. № 7. С. 281-282.

7. Mukhina S. A., Polozova O. V., Gavrilova M. N., Zimina I. S., Yagdarova O. A., Zabrodin I. V., Bakhtina V. V. Health in the System of Students' Axiological Orientations // Review of European Studies. 2015. Vol. 7. No. 8. Pp. 240-245.

Статья поступила в редакцию 2.03.2016 г.

Для цитирования: Зимина И. С., Мухина С. А., Полозова О. В., Гаврилова М. Н. Отношение к проблеме безопасности и противодействию терроризму у будущих учителей // Вестник Марийского государственного университета. 2016. № 2 (22). С. 11-15.

Об авторах

Зимина Ирина Сергеевна, старший преподаватель, Марийский государственный университет, Йошкар-Ола, irinaSBzimina@yandex. т

Мухина Светлана Асановна, кандидат биологических наук, доцент, Марийский государственный университет, Йошкар-Ола, zaslonka@inbox. т

Полозова Ольга Вениаминовна, кандидат биологических наук, доцент, Марийский государственный университет, Йошкар-Ола, polozovaolga1@rambler.ru

Гаврилова Мария Николаевна, кандидат биологических наук, доцент, Марийский государственный университет, Йошкар-Ола, mashagavriliva@mail.ru

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

I. S. Zimina, S. A. Mukhina, O. V. Polozova, M. N. Gavrilova Mari State University, Yoshkar-Ola

ATTITUDE TO THE PROBLEM OF SECURITY AND COUNTER-TERRORISM OF FUTURE TEACHERS

The relevance of the theme under study is determined by the problem of ensuring stability and security of the society through young people's attitude to terrorism. The human community should be able to protect a person's world outlook, educational, scientific and cultural needs that determine a person's existence and mental world. One of the key trends in the fight against extremist and terrorist acts in the social environment is their prevention. It is especially important to carry out such preventive measures among young people. The rising generation appears to be the most unprotected category of the population susceptible to the influence of xenophobia destroying traditional values of national cultures and religions which is in a peculiar kind of a spiritual and axiological vacuum. 79 students of 1-5 years of study at the age of 17-22 were questioned according to the test-questionnaire "Young people's attitude to terrorism". Almost all respondents (95 %) confirmed that terrorism is dangerous for the society and the problem really exists. The majority of respondents distinguish such qualities as cruelty, niggardliness, quick temper, and instability when describing a terrorist's portrait. When analyzing major reasons why people become terrorists, the students gave the first place to striving to feel power over people. Among other important reasons that influence a terrorist's personality development, they stated commitment to a certain ideology and striving to achieve material wealth. We need an integral system of terrorism prevention including, among other things, its pedagogical foundations.

Keywords: terrorism, antiterrorism, security, terrorism prevention

m

1. Arutjunov S. Terrorizm i civilizacija: zmeja kusaet sebja za hvost [Terrorism and civilization: a snake biting its own tail]. Inostmnnaja literature = Foreign literature. 2004, no. 9, pp. 226-233.

2. Asanbekov M. K. Mezhdunarodnyj terrorizm v central'noaziatskih stranah [. International terrorism in the Central Asian countries]. Sociologicheskie issledovanija = Sociological studies. 2005, no. 9, pp. 126-130.

3. Bahtina V V O probleme formirovanija mirovozzrencheskoj be-zopasnosti [On the problem of the formation of ideological security]. Nauka i obrazovanie v zhizni sovremennogo obshhestva = Science and education in modern society: sb. nauch. trudov po materialam Mezhdunarodnojnauch.-prakt. konf. 2013, no. 7, pp. 31-32.

4. Vishnjakov Ja. D., Kiseleva S. P., Vasin S. G. Protivodejstvie terrorizmu [Countering terrorism]: ucheb. dlja stud. uchrezhdenij vyssh. prof. obrazovanija. M.: Akademija, 2012, 256 p.

5. Voronovich V. Osnovnye prichiny, predposylki i faktory ras-prostranenija terrorizma v XXI v. [The main reasons, conditions and factors of the spread of terrorism in the XXI century]. Zhurnal mezhdunarodnogo prava i mezhdunarodnyh otnoshenij = Journal of international law and international relations. 2005, no. 4, pp. 39-45.

6. Zhalilov M. Terrorizm kak ugroza stabil'nosti v mire, aktual'nost' bor'by s terrorizmom [Terrorism as a threat to stability in the world, the urgency of the fight against terrorism]. Molodoj uchenyj = Young scientist. 2013, no. 7, pp. 281-282.

7. Mukhina S. A., Polozova O. V., Gavrilova M. N., Zimina I. S., Yagdarova O. A., Zabrodin I. V., Bakhtina V. V. Health in the System of Students' Axiological Orientations. Review of European Studies. 2015, vol. 7, no. 8, pp. 240-245.

Submitted 2.03.2016.

Citation for an article: Zimina I. S., Mukhina S. A., Polozova O. V., Gavrilova M. N. attitude to the problem of security and counter-terrorism of future teachers. Vestnik of the Mari State University. 2016, no. 2 (22), pp. 11-15.

About the autors

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Zimina Irina Sergeevna, senior lecturer, Mari State University, Yoshkar-Ola,

irinaSBzimina@yandex. ru

Mukhina Svetlana Asanovna, Candidate of Biology, Associate Professor, Mari State University, Yoshkar-Ola, zaslonka@inbox. ru

Polozova Ol'ga Veniaminovna, Candidate of Biology, Associate Professor, Mari State University, Yoshkar-Ola, polozovaolga1@rambler.ru

Gavrilova Marija Nikolaevna, Candidate of Biology, Associate Professor, Mari State University, Yoshkar-Ola, mashagavriliva@mail. ru