Научная статья на тему 'Социально-педагогические аспекты противодействия идеологии терроризма в молодежной среде'

Социально-педагогические аспекты противодействия идеологии терроризма в молодежной среде Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
339
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ТЕРРОРИЗМ И ЭКСТРЕМИЗМ / МОЛОДЕЖЬ И СТУДЕНЧЕСТВО / ИНФОРМАЦИОННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ВУЗА / СОЦИАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ / NATIONAL SECURITY / TERRORISM AND EXTREMISM / YOUTH AND STUDENTS / INFORMATION INFLUENCE / STRATEGY OF DEVELOPMENT OF HIGHER EDUCATION INSTITUTION / SOCIAL SAFETY IN THE MULTICULTURAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Морова Наталья Сергеевна

Статья посвящена противодействию идеологии терроризма в молодежной среде, опираясь на социальнопедагогические аспекты. Цель статьи заключается во вскрытии важнейших причин подверженности такого влияния. Ведущей идеей является координация работы и тесное взаимодействие всех министерств и ведомств, образовательных учреждений и молодежных неправительственных организаций. Автором предлагаются пути противодействия идеологии терроризма и экстремизма в студенческой среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL AND PEDAGOGICAL ASPECTS OF COMBATING THE IDEOLOGY OF TERRORISM AMONG YOUNGSTERS

In the conditions of socio-political crisis the terrorism represents one of the main dangers creating real threat of national security of the country. In a zone of the increased risk there is first of all a youth which owing to age and psychological features becomes an easy victim in the hands of the terrorist organizations agents. The major reasons of susceptibility of such influence are opened. Ways of counteraction of ideology of terrorism and extremism in the student's environment are offered.

Текст научной работы на тему «Социально-педагогические аспекты противодействия идеологии терроризма в молодежной среде»

УДК 37

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ИДЕОЛОГИИ ТЕРРОРИЗМА

В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ

Н.С. Морова

Аннотация. Статья посвящена противодействию идеологии терроризма в молодежной среде, опираясь на социально- педагогические аспекты. Цель статьи заключается во вскрытии важнейших причин подверженности такого влияния. Ведущей идеей является координация работы и тесное взаимодействие всех министерств и ведомств, образовательных учреждений и молодежных неправительственных организаций. Автором предлагаются пути противодействия идеологии терроризма и экстремизма в студенческой среде.

Ключевые слова: национальная безопасность, терроризм и экстремизм, молодежь и студенчество, информационное воздействие, стратегия развития вуза, социальная безопасность в поликультурной среде.

SOCIAL AND PEDAGOGICAL ASPECTS OF

COMBATING THE IDEOLOGY OF TERRORISM

AMONG YOUNGSTERS

N. Morova

Abstract. In the conditions of socio-political crisis the terrorism represents one of the main dangers creating real threat of national security of the country. In a zone of the increased risk there is first of all a youth which owing to age and psychological features becomes an easy victim in the hands of the terrorist organizations agents. The major reasons of susceptibility of such influence are opened. Ways of counteraction of ideology of terrorism and extremism in the student's environment are offered.

Keywords: national security, terrorism and extremism, youth and students, information influence, strategy of development of higher education institution, social safety in the multicultural environment.

Пожалуй, нет ни одного дня, чтобы средства массовой информации не сообщали о террористических актах, произошедших в том или ином уголке нашей планеты. Но если ранее террорист в массовом сознании ассоциировался с анархистом-бомбистом, мастерски описанном Ф.М. Достоевским, то ныне терроризм вошел в жизнь российского общества, представляя реальную опасность каждому из нас. Среди палитры политических, экономических и социальных проблем именно терроризм представляет одну из главных опасностей, создавая реальную угрозу национальной безопасности страны.

В «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (Указ Президента РФ от 12.05.2009 № 537 п. 6) дано следующее определение: «национальная безопасность» - состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства» [5].

Далее в п. 20 стратегии делается важный акцент, что для предотвращения угроз национальной безопасности необходимо обеспечить социальную стабильность, этническое и конфессиональное согласие...». Таким образом, именно акцент на этих трех воедино связанных направлениях деятельности государство считает первостепенными для обеспечения грамотной экономической, национальной и культурной политики.

По своей социально-политической сущности, как отмечает С.И. Илларионов (2003), терроризм представляет собой систематическое социально или политически мотивированное, идеологически обоснованное применение насилия либо угрозы применения такового, посредством которого через устрашение физических лиц осуществляется управление их поведением в выгодных для террористов направлении и достигаются преследуемые террористами цели [2]. Уже этим вычленяется многозначность аспектов терроризма как социального явления, что характерно для многоликой России.

В последние годы серьезные изменения коснулись не только ведущего элемента терроризма - его субъектов, организующих и

осуществляющих террористическую

деятельность (государственные и

негосударственные структуры, признающие террористические методы борьбы, прежде всего этнонационального и религиозного

политического толка (в том числе «Аль-Кайда», «Братья мусульмане», «Серые волки» и др.)), но и содержание самого терроризма, подающего себя как стратегическое средство политической борьбы. В этой противоправной деятельности все более отчетливо звучат такие экстремистские лозунги, как изменение существующего общественного и государственного устройства, пересмотр действующих границ, дестабилизация внутриполитической обстановки и др.

Как следствие вышесказанного, в последние годы существенно расширился круг и характер объектов террористического влияния, что наглядно демонстрируют результаты предпринятых атак на территории России. Ныне в числе объектов нападения наших недругов выступают не только важнейшие предприятия энергетики, промышленности, транспорта, имеющие повышенную опасность, но и массовые скопления людей - нередко детей, что по силе воздействия способно надолго дестабилизировать обстановку в любом регионе РФ.

Активно развиваются, обогащаются и социально-политические методы

террористической деятельности в направлении и разрушительного насильственного и

информационно-пропагандистского воздействия с активным использованиям электронных ресурсов. Вполне понятно, что расчет при этом предполагается на молодежь, ее жизненную неопытность и относительно лёгкую внушаемость, что в ситуации отсутствия стабильной работы и материального достатка делает молодое поколение легкой наживой в руках опытных манипуляторов.

С наступлением осени 2008 года «многое из того, что казалось совсем недавно стабильным, рухнуло или сильно зашаталось, породив море проблем. В центре почти каждой из них оказался человек, нередко без средств к существованию, без сил для активизации своих внутренних резервов» [3, 9].

Согласно официальной статистике, опубликованной Росстатом еще в 2010 году, соотношение доходов 10% наиболее и 10% наименее обеспеченных групп население составило 16,5 раз в то время, как приемлемым считается разрыв в 5 - 7 раз. То есть 5 лет назад 75% населения России не владели собственностью, не участвовали в управлении и не имели никаких привилегий. Ситуацию

последних лет вряд ли можно оценить как изменившуюся в положительную сторону по причине вынужденных мер экономического характера, появившихся в жизни россиян в ответ на антироссийские санкции.

Сложившийся в настоящее время вариант социальной стратификации влияет на дегуманизацию отношений в социуме и распространение среди молодежи социального пессимизма. В подтверждении этого можно привести такой факт, что из 546 членов незаконных вооруженных формирований, сдавшихся правоохранительным органам в период амнистии 2006 года на Северном Кавказе, около 80% составили молодые люди в возрасте от 19 до 30 лет [6]. Данная тенденция сохраняется и в наши дни: возраст четырех из пяти бандитов, преступная деятельность которых остановлена в 2010 - 2014 гг., составляет не более 30 лет.

Ликвидация в 2005 - 2007 годах диверсионно-террористической группы Ачемеза Гочияева, одного из организаторов взрывов жилых домов в Москве в 1999 году, также подтвердила их средний возраст 26 - 27 лет. И хотя в составе этих нейтрализованных групп были представители в основном Северного Кавказа, «география» их террористической деятельности вышла далеко за Кавказский хребет, добравшись до столицы России.

Становится очевидным, что источником пополнения нового состава террористических групп являются молодые люди, в том числе и граждане России, которые в силу ряда социально-экономических, психологических, национальных и других особенностей наиболее восприимчивы к четко выстроенному идеологическому воздействию, психологической «обработке», нацеленной на максимализм и радикальные настроения. Таким образом, «поле битвы» за безопасность России нынче пролегает через души и сердца молодых Россиян, независимо от их места жительства.

Идеология, формы и методы терроризма не стоят на месте. Справедливо считается, что день 23 июня 2015 года открыл новую страницу в истории терроризма в России. В сети распространилось заявление Абу Мухаммада Аль-Аднани, пресс-секретаря наиболее опасной террористической угрозой для всего мира ИГИЛ («Исламское государство Ирака и Леванта», запрещенной на территории РФ) о создании нового филиала террористов, базой которого объявлен Северный Кавказ. То есть было официально провозглашено о создании новой административной единицы - «Вилайета Кавказ», что подтвердило реальность угрозы

переноса мирового терроризма на территорию России.

В зоне «повышенной опасности» оказались Чечня, Ингушетия, Дагестан и Кабардино-Балкария. «Именно представители этих четырех регионов чаще других производят атаки и теракты в поддержку нового эмирата, в котором, по их мнению, должен главенствовать закон шариата и который должен объявить джихад всему остальному миру», - заявляют эксперты издания Institute for the study of war.

В российском списке террористических организаций, которым запрещено осуществлять свою деятельность на территории страны, внесено наиболее десяти группировок. Каждая из них имеет свою специфику и несет потенциальную угрозу для россиян. Однако ИГИЛ (запрещена на территории РФ) занимает среди них особое место, угрожая террористической экспансией всему миру, независимо от географического положения страны.

Не может не вызвать опасения широкая вербовочная сеть агентуры, которая годами отрабатывалась в ИГИЛ. По подсчетам российских спецслужб, на стороне ИГИЛ воюет 1700 россиян, а по заявлению независимых экспертов эта цифра еще больше - не менее 2000 человек. Представители «Исламского государства» сами заявляют, что русский язык стал у них третьим по популярности после арабского и английского. Пополняет ряды сторонников ИГИЛ в основном молодежь.

Возникает закономерность вопрос - почему же в сеть агентов ИГИЛ прежде всего попадают молодые люди в возрасте до 30 лет? Почему именно они оказываются наиболее восприимчивыми к идеологическому воздействию, легко ломают свои прежде воспринятые гуманистические установки? На это можно выделить ряд причин:

во-первых, навязываемая экспертами новая система взглядов оказывается привлекательной для молодежи в силу простоты и однозначности совершаемых поступков, обещаний

возможности незамедлительно, в кратчайшее время, увидеть реальный результат своих пусть даже агрессивных действий [6]. В противовес необходимости личного участия в сложном процессе экономического, политического и социального развития региона, что требует полной самоотдачи молодых людей, происходит подмена примитивными призывами к полному разрушению существующих устоев и замены их мифическими и утопическими проектами. Идеологи терроризма предполагают набор несогласованных, вырванных из контекста цитат

Корана и хадисов, обосновывающих необходимость постоянной борьбы «с неверными»;

во вторых, отсутствует четкая система контроля за идеологическими установками молодых теологов, возвратившихся после обучения за рубежом.

Нельзя в этом контексте не акцентировать внимание на том, что значительным идеологическим ресурсом террористических групп является именно обучение молодых граждан России в зарубежных теологических учебных заведениях. По официальной статистике в России в мечетях и молельных домах читают проповеди около 2 тысяч имамов, получивших религиозное образование за рубежом, из них около 70% - в учебных заведениях экстремистского толка. Продолжают обучение за рубежом около трех тысяч российских граждан, из них - по официальным направлениям муфтиятов - лишь около 200. Возникает вопрос - а что готовятся проповедовать молодым людям оставшиеся 2800?! Не является ли эта выпавшая из поля зрения официальных органов солидная группа идеологов ислама будущими проповедниками терроризма и экстремизма?!

в третьих, не в полной мере изучена эффективность влияния средств массового информационного воздействия на молодежь через Интернет.

Данный канал все чаще используется преступниками ввиду легкого доступа к молодежной аудитории, обеспечения анонимности общения, отсутствия контроля на государственном уровне по причине не разработанности государственной базы, высокой скорости передачи информации, широких мультимедийных возможностей и др. Все это в сочетании с силой психологического воздействия через дезинформацию, запугивание, манипуляцию общественным сознанием оказывает сильное воздействие на формирующуюся личность, нередко «ломая» ее под влиянием столь неожиданной информации.

Доподлинно известно, что террористические организации, в том числе действующие в России, используют Интернет для вербовки новых членов, включая террористов-смертников из числа, как исламистов, так и экстремистски настроенной молодежи. Практика показывает, что если на первом этапе экстремистски настроенная молодежь привлекается вначале в радикальный ислам, то следующим шагом становится их противоправная деятельность. Кроме этого, Интернет активно используется идеологами терроризма для формирования

лояльно настроенной среды как играющей активную роль в прямой и косвенной поддержке террористических организаций. Такой мощный «отряд» может в нужный момент если не удвоить и утроить силы, то наверняка зародить в социуме «нотки сомнения» в правильности избранного государственного курса и государственного устройства.

Для противодействия указанным негативным тенденциям требуется координированная работа и тесное взаимодействие всех министерств и ведомств, образовательных учреждений и молодежных неправительственных организаций. Нельзя ожидать быстрого оздоровления от сложной «болезни», если она, как раковая опухоль, захватывает регион за регионом, а в них поглощает молодые души. Данная ситуация на местах осложняется тем, что региональные вузы для выполнения критерия эффективности, связанного с количественной характеристикой принятых на обучение зарубежных студентов, вынуждены принимать всех подряд, изъявивших желание приехать в Россию. Ближайшие годы покажут, насколько правомерным окажется этот подход. Но факт того, что требуется разработка специальной программы ассимиляции

Л

1. Алаторцева И.С., Борисова Т.С. Модель психолого-педагогического обеспечения социальной безопасности современной российской молодежи: научный доклад / ФГНУ «Институт социальной педагогики» РАО. - Изд. 2-е, испр. и доп. - М.: Изд-во «Современное образование», 2014, - 68 с.

2. Илларионов С.И. Террор и антитеррор в современном мироустройстве. М., 2003, - 592 с.

3. Морова Н.С. Социальная педагогика и социальная политика в условиях экономического кризиса // Социальная педагогика в России. 2009, №2. - с. 9-14.

4. Морова Н.С., Грунина С.О. Формирование социальной активности студентов в условиях

иностранных студентов в регион предстоящей их жизнедеятельности на 4 - 5 лет, не вызывает сомнения уже сейчас.

Уже известно, что социальная функция современного высшего образования превалирует над предметно-профессиональной. Ранее мы отмечаем, что «если процесс обучения в вузе развивает преимущественно интеллектуальную сферу личности, то согласованное развитие социальной и профессиональной сфер должно стать предметом вузовского воспитания» [4, 7]. Отсюда в число важнейших выдвигают разработка таких новых стратегий развития вузов, в которых приобретенным направлением является обеспечение социальной безопасности молодого поколения, которому предстоит учиться и жить в поликультурной среде. Безусловно, что этот вопрос требует дополнительного исследования, и отрадно, что первые шаги в этом направлении уже сделаны [1]. В условиях стремительно изменяющегося российского социума особенно актуальным становится обеспечение социальной

безопасности молодежи и ее передового отряда-студенчества, которому отводится важная роль -сохранение национальной безопасности страны.

пура:

воспитательной системы педагогического вуза: монография. - Йошкар-Ола: МГПИ им. Н.К. Крупской, 2007. - 104 с.

5. О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. Указ Президента РФ от 12.05.2009 №537// Российская газета. - №88 - 19.05.2009.

6. Профилактика (предупреждение) экстремизма и терроризма. Методическое пособие для пропагандистов. Под общей ред. Л.Н. Панковой, Ю.В. Таранухи. - М., Университетская книга, 2010. -

312 с.

Сведения об авторе:

Морова Наталья Сергеевна (г. Йошкар-Ола, Россия), доктор педагогических наук, профессор, директор педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет».

Data about the author:

N. Morova (Yoshkar-Ola, Russia), doctor of education, full professor, head of the Institute of Pedagogy and Psychology of Mari State University.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.