УДК 351.75
DOI: 10.24411/1995-042X-2019-10103
КИРИЛЛОВ Владимир Петрович
Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина (Москва, РФ); кандидат исторических наук, доцент; e-mail: [email protected] КИРИЛЛОВА Галина Владимировна
Российский университет транспорта (МИИТ) (Москва, РФ); кандидат технических наук, доцент; e-mail: [email protected]
Антитеррористическая защита туризма невоенными способами
В современных условиях, терроризм, паразитируя на развитии науки и техники, трансграничных связей и миграционных потоков, достиг глобальных масштабов. Основным способом его деятельности является массовое уничтожение ни в чем не повинных людей, распространение страха и паники в целях оказания выгодного для себя давления на государственную власть. Особым приоритетом для террористов становится туризм, который привлекает преступников своими растущими масштабами, многонациональным составом, возможностью и простотой реализации террористических угроз в отношении граждан разных стран. Россия предпринимает активные меры обеспечения безопасности в сфере туризма и гостеприимства. Сформирована и успешно действует общегосударственная система противодействия терроризму. На профилактику и предупреждение терактов нацелены специальные органы и силовые ведомства. Однако, успех контртеррористических мероприятий во многом зависит не только от деятельности государственных органов, но и от активного участия в этом всего общества и каждого гражданина. Немаловажное значение в этом принадлежит университету туризма и сервиса, другим гуманитарным и техническим вузам, выпускники которых становятся специалистами и руководителями в индустрии туризма. Исходя из этого, в настоящей статье определена динамика влияния терроризма на развитие туризма, проведено исследование готовности выпускников к обеспечению безопасности подведомственных объектов на основе использования методов невоенного противодействия терроризму.
Ключевые слова:
влияние терроризма на туризм, уровень антитеррористической подготовки, опыт невоенного противодействия терроризму, обеспечение безопасности объектов, защищенность туристов
Введение. Одной из важнейших проблем послания Президента Путина В.В. парламенту РФ стала борьба с нарастающей тер*/ V п
рористической угрозой. В современных условиях идеологи терроризма ведут политическую борьбу с применением насилия и обще-
ственно опасных действий, направленных на устрашение населения, дестабилизацию общества, подрыв властных структур и достижение уступок со стороны государства. По своим масштабам, бесчеловечности и жестокости терроризм представляет собой мировую про-
блему1.
Современные условия предоставляют широкие возможности для его распространения. Этому способствуют, во-первых, развитие техники, транспорта, средств связи и орудий массового убийства. Во-вторых, система общественных отношений, обеспечивает свободу передвижения, миграции и туризма. В-третьих, уязвимость жизнеобеспечивающих объектов и управленческих систем, позволяют быстро наносить ущерб населению и экономике. В-четвертых, простота осуществления техногенных преступлений делает доступным разрушение наиболее важных объектов. И в-пятых, широкие демократические свободы затрудняют контроль за международными террористическими организациями2.
Актуальность настоящей статьи обусловлена:
• ростом количества жертв и масштабов разрушений, наносимых мировым терроризмом вообще и в области туризма, в частности;
• необходимостью повышения роли выпускников высших учебных заведений в борьбе против терроризма на занимаемых должностях;
• стремлением автора усилить систему противодействия терроризму невоенными способами за счет усиления гражданского сопротивления.
Целью работы является: на основе исследования антитеррористической подготовки студентов гуманитарных и технических вузов определить готовность выпускников к деятельности по профилактике и противодействию экстремизму и терроризму на должностях специалистов и руководителей в сфере туризма и гостеприимства.
Исходя из этого в статье предпринята, попытка решить следующие проблемы.
1 Послание Президента Федеральному Собранию Российской Федерации, 20 февраля 2019 г.// Российская газета, 21.02.2019 г.
2 Путин В.В. Послание Федеральному собранию РФ, 1 марта 2018 г. URL: http://debatepolitics.ru/ showthread.php?t=11079.
1) Используя методы статистического анализа, обосновать влияние терроризма на динамику развития туризма.
2) На основе результатов социологического исследования выявить недостатки в сфере формирования знаний, умений и готовности выпускников противодействовать террористическим угрозам.
3) Раскрыть место и роль выпускников вузов в процессе противодействии терроризму невоенными способами.
Объектом настоящей статьи является антитеррористическая защита в области туризма и сервиса. Предметом исследования - готовность выпускников вузов противодействовать проявлениям терроризма в сфере профессиональной деятельности.
Научная новизна заключается в анализе влияния терроризма на туристическую деятельность, выявлении недостатков в антитеррористической подготовке студентов и рекомендациях по профилактике и противодействию террористическим угрозам невоенными способами.
Прикладное значение статьи состоит в возможности использования ее содержания студентами и преподавателями в процессе изучения и преподавания учебных дисциплин антитеррористической направленности.
Влияние терроризма на динамику развития туризма и сервиса
Длительное время считалось, что объектами террористических атак являются промышленные, финансовые и транспортные структуры, компьютерные системы, подразделения жизнеобеспечения, органы государственной и муниципальной власти и массовые скопления людей. Считалось, что туризм не представляет интереса для террористов, поскольку они исключительно нацелены только на те объекты, которые позволяют: нанести наибольший экономический ущерб противнику, достичь массовых жертв и посеять панику, минимизировать затраты на подготовку преступления, обеспечить простоту осуществления теракта, поразить массовое скопление
людей, посеять панику, придать теракту политическую или культовую окраску, привлечь вниманием средств массовой информации и оказать давление на правительство.
По статистическим данным западных исследователей малочисленные потоки туристов 60 - 70 годов прошлого века по всем признакам не подпадали под перечисленные условия [1, с. 3]. Но на рубеже XX - XXI веков туризм приобрел характер массового явления и стал привлекательным объектом для террористических атак. К тому же это было обусловлено рядом других причин:
• идеологические и моральные ценности, которые привносили путешественники в места временного пребывания подрывали ложные философские и этические устои экстремистов;
• рост масштабов, разнообразие и незащищенность туризма привлекали возможностью легко осуществить теракт, посеять панику среди населения многих стран;
• высокая доля туризма в доходах принимающих стран соблазняли простотой лишения их доходов путем прерывания туристского потока и ставили в зависимость от руководства террористических центров;
• сосредоточение на мировых курортах и
в культурно-исторических центрах туристов из разных стран представляло широкие возможности для распространения страха перед террором по всему миру;
• даже незначительные теракты в сфере туризма давали широкие возможности диктовать требования террористов к руководству многих стран.
Посредством насилия террористы стали выдвигать политические, экономические, националистические и религиозные требования к правительствам многих стран. И, несмотря на то, что индустрия туризма занимала незначительную часть мировой экономики, тем не менее, воздействие террористов оказалось довольно болезненным [5, с.3].
Анализ зарубежной статистики показывает, что общее количество жертв среди туристов сравнительно невелико: в среднем 1,52,0 % от общего количества погибших от рук террористов (табл. 1). Данные представлены без учета случаев взятия в заложники, жертв локальных войн, смертей в результате дорожно-транспортных происшествий, получения бытовых травм, отравлений, заболеваний, летальных исходов от пьянства и наркомании. Взяты исключительно смертельные случаи в результате терактов3.
Таблица 1 - Количество лиц, погибших от рук террористов с 1991 года по настоящее время в группах стран3
№ п/п Группы стран Общее количество погибших В том числе туристы
1 Азиатские страны 10745 214
2 Африканские страны 6025 120
3 Страны северной Америки 4329 65
4 Европейские страны 1616 15
5 Страны Латинской Америки 1142 23
6 Страны СНГ 3580 107
Итого 27437 544
3 Рейтинг причин смерти туристов. URL: Countryscaner.ru/news/reyting-prichin_turistov/; URL: http://lenta.ru/news/2015/09/04/turizmdown/ (Дата обращения: 28.12.2018).
Как видно из приведенных данных, количество жертв среди туристов за исследуемый период составил 1,98% от общего числа смертей от рук террористов. Однако, анализ западной прессы показывает, что даже незначительное количество жертв среди туристов наносит большой урон обществу и позволяет террористам добиваться всплеска паники и страха во многих странах. В этом проявляется не столько активное, сколько пассивное влияние терроризма, когда результат «возникает не в процессе теракта, а в ходе распространения информации о нем» [2, с. 415]. То есть, распространение сведений о теракте через средства массовой информации и через самих туристов, существенно повышает беспокойство во всем мире, позволяет экстремистам осуществлять политическое и психологическое давление на общественное мнение и органы управления многих стран.
Пассивное влияние на сферу туризма оказывают даже незначительные теракты:
■ угрозы израильским туристам в Момбасе (Кения 2004 - 2006) и в Джербе (Тунис 2012-2014 гг.), как выражение протеста против Израиля;
■ протесты басков в Испании в 2010 -2017 гг., которые преследовали цель демонстрации своих интересов перед зарубежными туристами;
■ нападения курдов в Турции (2008 -2013 гг.) на туристов с целью привлечения внимания мирового сообщества к территориальным проблемам;
■ выступления в Бали (Индонезия 20022016 гг.) против американских туристов напрямую связанные с критикой экспансии США в Юго-Восточной Азии.
Эти и целый ряд других терактов, показывают, что мировой терроризм использует нападения на туристов в целях оказания влияния во всех уголках мира.
Статистический анализ показывает, что терроризм в сфере туризма носит не только политический, экономический, националисти-
ческий и религиозный характер, но и финансово-экономический с целью получения материальной выгоды. Это осуществляется путем пиратства, захвата и грабежа туристов, получения выкупа за заложников, взимания платы за «покровительство», спекуляции наркотиками, оружием и контрабандой, регулирования мировых цен на энергоносители, поддержки инвестиционной привлекательностью отдельных стран, изолирования неугодных территорий от экономических связей.
Не меньшую опасность для туризма представляет культурно-мотивированный терроризм. Посредством которого происходит истребление культуры, верований и духовности, не соответствующих интересам идеологов терроризма. Научные источники представляют множество примеров негативного влияния терроризма на развитие туризма, приводящее к сокращению его потоков. Так, например, только в 2015 г.:
+ после участившихся ракетных обстрелов со стороны палестинских экстремистов в 2015 г. туристский поток в Израиль сократился на 4%;
+ взрыв российского авиарейса над Синайским полуостровом в 2015 г. снизил посещение Египетских курортов на 13,4%;
+ теракт в г. Суруче (Турция) в июле 2015 г. и убийство российского посла снизили туристскую привлекательность Турции на 13,8%;
+ теракты исламских боевиков в марте 2015 г. вызвали сокращение туризма в Тунисе на 20%.
Суммарный статистический анализ за 2015 год показал, что террористические акты снизили туристическое присутствие на популярных курортах на 33,8% 3, что отрицательно сказалось не только на престиже целого ряда курортных стран, но и на состоянии их экономики. После совершения терактов 2015 г. в Израиле, Египте, Турции и Тунисе вклад туристской индустрии в валовый внутренний продукт (ВВП) этих стран снизился на 2-3%.
Даже в благополучной Франции вклад туризма в ВВП после нескольких локальных терактов 2015 г. (наезд на автомобиле и обстрел спортсменов) снизился с 2,9% до 1,1%. В результате правительства пострадавших стран вынуждены были срочно вкладывать значительные средства на восстановление прежней туристской привлекательности.
Однако, исследование показывает, что приведенные нами факты не могут привести к однозначному выводу о том, что рост терроризма неизбежно ведет к гибели туристской и гостиничной индустрии. Более глубокий анализ и многолетние наблюдения за процессами влияния терроризма на туризм показывают, что снижение потоков путешественников происходит только в течении первых 3 - 6 месяцев после совершения теракта.
Особенно это характерно для русских туристов. Кажется, никакие угрозы не могут победить стремление соотечественников к путешествиям. Однако, аналогичная тенденция подтверждается и экспертами Института туризма и рекреационных исследований в Северной Европе, которые установили, что «повышенный уровень террористической угрозы только временно снижает интерес людей к путешествиям» [2, с. 3].
Динамика влияния терроризма на туризм заключается в следующем. Террористические атаки в зонах туризма приводят ко временному падению общественного интереса к путешествиям в регионы, подвергшихся агрессии, но не означает полного отказа от туристских поездок. Данная ситуация вызывает так называемый «эффект компенсации», который выражается в том, что опасное направление для путешествия временно отклоняется и заменяется на более безопасное.
В пострадавших от терактов регионах турпоток снижается на несколько месяцев. А потом происходит восстановление традиционного интереса к путешествиям. Но происходит оно по-разному. Если теракт был разовый, восстановление происходит быстро. Если теракты приобретают постоянный характер, то
восстановление затягивается до наведения порядка в проблемном районе. А туристы отказываются от их посещения на время беспорядков и меняют направление своих туров [10. е. 5].
Таким образом влияние терроризма на туризм носит не однозначный характер. В общем терроризм оказывает негативное влияние. Однако, временные теракты вызывают лишь временных отказ от посещения опасных районов. Но интерес к путешествиям не исчезает: туристы лишь меняют направления своих туров. Длительные беспорядки вызывают отказ от посещения проблемных районов на более продолжительный срок. Кроме того, в условиях эскалации терроризма, туристы становятся более разборчивыми в выборе мест пребывания; привыкают быть более осторожными и бдительными. Эти же обстоятельства предъявляют повышенные требования к подготовке специалистов и руководителей туристской индустрии.
Исследование готовности выпускников вузов противодействовать террористическим угрозам
В соответствии с Федеральным законом
11 V Т| Д
О противодействии терроризму 4 основные функции борьбы с ним возложены на армию, специальные и силовые органы, контртеррористические комитеты и оперативные штабы. Выступая на заседании коллегии Федеральной службы безопасности Президент Путин В.В. отметил, что «нужно использовать новые формы и методы противодействия террористическим угрозам, активизировать превентивную работу по выявлению вербовщиков и сообщников террористов, перекрывать каналы поставки оружия и денег, пресекать пропагандистскую деятельность радикалов и экстремистов в сети интернет. Руководство Национального антитеррористического комитета должно держать эти вопросы под посто-
4 Федеральный закон "О противодействии терроризму" от 06.03.2006 N 35-Ф3 (последняя редакция) // Сборник законодательства РФ 2006 г., № 4.
янным контролем»5.
Значительная роль в профилактике терроризма, как неоднократно отмечал Президент, отводится гражданскому обществу и всем его членам. В этом отношении трудно переоценить деятельность выпускников вузов по предупреждению и противодействию террористическим актам в роли специалистов или руководителей производственной сферы.
В 2018 г. на базе Российского государственного университета им. А.Н. Косыгина и Российской открытой академии транспорта (МИИТ) было проведено исследование общественного мнения студентов по вопросам восприятия терроризма.
Задачами социологического исследования явились:
■ выявление уровня знаний студентов о происхождении, сущности, основных понятиях и преступном характере террористической деятельности;
■ установление представлений обучаемых о психологии и мотивах поведения террористов, опасности варварских способов и последствий терактов;
■ анализ соответствия учебных планов потребностям подготовки выпускников, вскрытие недостатков антитеррористической подготовки выпускников и обоснование предложений по их преодолению.
Объектом исследования явилось восприятие студентами терроризма, как явления, негативно влияющего на жизнь и деятельность государства и общества и необходимости борьбы с ним.
Предметом исследования является уровень подготовки и степень готовности выпускников гуманитарного и технического вузов к противодействию терроризму невоенными способами.
Гипотеза исследования состояла в том, что, несмотря на достаточно высокую инфор-
5 Путин В.В. Выступление на заседании коллегии Федеральной службы безопасности РФ 07.03.2019 г. 1^1.: http://ruskline.ru/news_rl/2019/03/07/vladimir_putin (Дата обращения: 10.03.2019).
мированность современных студентов о терроризме, восприятие ими этой угрозы до сих пор не соответствует ее реальной опасности. Преодоление недостатков в системе антитеррористического обучения и воспитания в высшей школе позволит существенно повысить степень готовности выпускников к повышению качества профилактики, противодействия и ликвидации последствий террористических угроз.
Респондентами явились студенты технического и гуманитарного вузов очно-заочной и заочной форм обучения, обладающие опытом работы по специальности. В интересах получения социологически значимых результатов исследовался массив респондентов в количестве 212 чел. (104 - РОАТ и 108 - РГУ). В техническом университете исследовались студенты-заочники 5-го курса, занимающиеся по специальностям «Промышленное и гражданское строительство», «Электроснабжение железных дорог» и слушатели курсов повышения квалификации. В гуманитарном вузе проверке подверглись студенты-заочники 4-го курса бакалавриата и магистранты очно-заочной формы обучения, занимающиеся по направлению подготовки «Государственное и муниципальное управление».
В силу этого результаты исследования позволяют считать их социологически значимыми, объективно отражающими восприятие студентами терроризма, раскрывающими уровень антитеррористической подготовки в вузах и степень готовности выпускников к практической деятельности по противодействию террористической деятельности на порученных участках работы.
Основными методами исследования явились наблюдение, опрос, интервьюирование, анкетирование, тестирование и решение ситуационных задач. Все результаты были получены посредством прямого контакта с респондентами и дали возможность получить достоверные ответы «с глаза на глаз».
Используемый инструментарий: 1) проведение контрольного тестирова-
ния по вопросам осведомленности студентов о происхождении, сущности, основных понятиях и последствиях современного терроризма.
2) проверка количественных и качественных показателей проводимых занятий по антитеррористической подготовке в вузе и соответствующих инструктажей по месту работы;
3) интервьюирование по техническим вопросам антитеррористической защищенности объектов, оценке ее состояния и возможностях усиления;
4) устный опрос респондентов с целью определения активности антитеррористической позиции выпускников;
5) решение ситуационных задач по проблемам предупреждения и противодействия террористическим угрозам в интересах определения готовности выпускника к активной деятельности по защите от них;
6) выполнение письменной работы о перспективах борьбы с терроризмом, раскрывающей внутреннее убеждение выпускника в неизбежной победе над этим варварским явлением.
Проведение исследования позволило определить следующее.
1. Контрольное тестирование по вопросам о происхождении, сущности, основных понятиях и последствиях современного терроризма.
A) Только 17% студентов смогли верно раскрыть сущность терроризма как опасного международного преступления, варварской формы политического давления на органы власти, основанном на страхе и панике среди населения.
Б) 82% тестируемых не смогли дать правильные определения понятий «террор», «терроризм», «экстремизм», «террористическая угроза», «террористический акт». В своем большинстве студенты не нашли различий между понятиями «терроризм» и «террористические действия».
B) Никто из студентов, за исключением 12 чел., не сумели раскрыть происхождение терроризма и привести примеры из мировой
истории.
Г) Всего 22% тестируемых смогли вспомнить от двух до трех известных террористических актов за последние 10 лет. 5% смогли назвать от 4-х до 5-и аналогичных случаев. Шесть и более терактов не мог вспомнить никто.
Д) Никто из опрошенных не смог назвать точное количество жертв самых кровавых терактов. Большинство ограничилось упоминанием погибших с точностью до сотен (Беслан, Норд Ост, жилые дома в Москве) или тысяч (небоскребы в Нью-Йорке и т.п.).
Е) Контрольное тестирование показало общую оценку знаний студентов РГУ - 2,95, РОАТ - 3,05 баллов. Средний показатель «удовлетворительно» 3 балла из 5 возможных. Низкие результаты продемонстрировали поверхностные знания обучаемых по проблемам терроризма. В то же время, 89% студентов высказались о том, что вузовские программы уделяют недостаточное внимание антитеррористической подготовке выпускников.
2. Проверка количественных и качественных показателей проводимых занятий по антитеррористической подготовке в вузе и соответствующих инструктажей по месту работы.
A) Абсолютное большинство опрошенных (93%) показали, что за весь период учебы в вузе не было учебной дисциплины, направленной на изучение терроризма и борьбы с ним. Только при изучении отдельных дисциплин косвенно касались отдельных вопросов противодействия терроризму.
Б) Проверка учебно-методических документов показала, что до 2018 г. в учебных планах вузов не было предусмотрено изучение дисциплин антитеррористической направленности.
B) 85% студентов заочников и вечерников показали, что по месту работы их не инструктируют по вопросам борьбы с терроризмом.
Г) 55% студентов подтвердили, что, как правило, инструктажи заменяются размеще-
нием на рабочих местах печатных материалов, раскрывающих порядок действий персонала в случае поступления террористических угроз.
3. Интервьюирование по техническим вопросам антитеррористической защищенности производственных объектов и организаций по месту работы студентов и оценке ее состояния.
A) Характеризуя степень антитеррористической защищенности предприятия (организации), 51% опрошенных посчитали ее слабой, позволяющей легко осуществить теракт, 41% охарактеризовали ее легко преодолимой. И только 8% признали ее надежной (банки, кредитные организации, органы власти).
Б) По вопросам оборудования рабочих мест специальными средствами технического контроля и оповещения о террористической опасности 57% работающих студентов подтвердили наличие рамок на входе и «тревожной кнопки» на вахте. 43% тестируемых показали, что никаких средств оповещения и защиты по месту работы нет.
B) Особую озабоченность студенты выразили по поводу недостаточной защищенности учебных помещений вузов. Более 90% считают, что в лектории и аудитории можно свободно пронести взрывное устройство или стрелковое оружие и использовать их.
Г) Оценивая степень защищенности предприятий и организаций интервьюируемые показали, что высокой и средней степенью защищенности обладают 63% объектов ж/д транспорта и 72% объектов городского хозяйства. Соответственно низкой степенью защищенности обладают 37% объектов транспорта и 28% объектов ГМУ (государственного и муниципального управления).
Д) Студенты РОАТ наиболее вероятными объектами террористических нападений назвали вокзалы, локомотивные депо, подвижные составы, перегоны между станциями, склады топлива, трансформаторные подстанции и линии электропередач.
Студенты РГУ - здания органов управле-
ния и власти, городской транспорт, торговые, развлекательные и бизнес центры, узлы коммуникаций и связи, места массового отдыха граждан.
Е) Особый интерес представляет анализ мнений респондентов о возможных способах террористических атак на транспорте и в сфере ГМУ. Ими могут быть: использование взрывных устройств (38%), огнестрельного оружия (30%), наезды транспортных средства на скопления людей (15%), применение отравляющих веществ (11%), кибератаки на системы управления и жизнеобеспечения (4%) и использование дронов (2%).
Ж) По общему мнению, возможности усиления антитеррористической защищенности объектов заложены в более широком использовании видеонаблюдения (29%), ужесточении пропускной системы (23%), повышении качества службы безопасности (19%), развития систем связи, оповещения и сигнализации (11%) и другие (8%): создание систем противодействия кибератакам, повышение надежности ограждения, использование дро-нов и кинологов, поощрение доносительства, проведение тренировок и внезапных проверок, организация работы телефонов доверия, усиление контроля за безхозными вещами и удобными местами для закладки взрывоопасных предметов (8%).
З) Как показывает анализ предложений интервьюируемых, большинство из них допускают возможность частичного или временного ограничения конституционных прав и свобод граждан в интересах защиты объектов и населения от терроризма.
4. Устный опрос респондентов, проведенный с целью определения уровня антитеррористической активности выпускников показал следующее.
А) 7% самых информированных студентов отметили, что каждый человек может стать жертвой террористов. Однако, 93% опрошенных показали, что они не представляют интереса для террористов и не могут быть жертвами их нападений, выразив тем
самым незнание террористических методов, полную недооценку угроз и отсутствие бдительности.
Б) На вопрос: «Расширяется ли круг лиц, сочувствующих терроризму?», 100% студентов РОАТ ответили отрицательно, выразив полное несогласие данному утверждению.
Однако, 10% студентов РГУ подтвердили этот факт и назвали его причины:
- традиционно-восточный уклад семейной жизни - 2%
- приверженность исламскому вероисповеданию - 2%;
- подражание исламистам фундаменталистского толка - 3%;
- стремление к националистическому лжегероизму - 2%;
- уверенность в том, что через 15 лет на территории России восторжествует фундаментализм и сепаратизм - 1%.
В) Характеризуя личное отношение к экстремизму и терроризму, 89% студентов уверенно заявили о том, что - это чрезвычайно опасное для государства, общества и граждан явление. Вместе с тем, 11% опрошенных (преимущественно РГУ) не считают себя непримиримыми противниками этих явлений, утверждая, что граждане свободной страны вправе исповедовать любую религию и участвовать в любых партиях и организациях. Естественно, что это не может не вызывать беспокойства у преподавателей вузов. Поскольку около 16 видов вероисповеданий (сатанинство, Аум-Сенрике религиозные обряды с человеческими жертвоприношениями и другие), а также 27 организаций и партий (Аль-Каида, Аль-Джихад, ИГИЛ и другие) признаны в соответствии с российским законодательством запрещенными, а членство в них - преступлени-
ем6.
Г) На вопрос: «Стали бы Вы поддерживать терроризм, если бы Вам лично это было
6 Забронировавшие туры в Тунис россияне начали переоформлять путевки // РБК. URL: http://www.rbc.ru/ ins/business/28/06/2015/559032139a79473351f234eb (Дата обращения: 27.12.2018).
выгодно?» 100% студентов РОАТ ответили отрицательно.
Однако, около 10% студентов РГУ не исключили возможность поддержки террористов по мотивам личной симпатии к его отдельным участникам (3%), единоверия (3%), мигрантской солидарности (2%), сепаратистских наклонностей (1%) и идеологических установок (1%).
Содержание ответов 10% опрошенных студентов РГУ по пунктам 3Б, 3В и 3Г вызывает беспокойство у преподавательского состава и не может быть оправдано тем, что 12% студентов данного вуза являются выходцами из среднеазиатских и закавказских республик бывшего Советского союза, мусульманских регионов России и семей исламского вероисповедания.
Д) Еще больше удручают ответы на вопрос: «Не были ли Вы случайно или преднамеренно причастны, или вовлечены в действия экстремистского или террористического характера?»
Выяснилось, что 11% студентов РОАТ были случайными свидетелями экстремистских действий подобного характера, но от участия в них отказались.
Намного толерантнее к исламским и националистским традициям показали себя студенты института социальной инженерии РГУ. Выяснилось, что во время учебы студенты:
- не отказывались от предложений ознакомиться с сепаратистской или фундаменталистской литературой и приобрести ее (18%);
- принимали активное участие в обрядах исламистских фундаменталистов или в экстремистских мероприятиях националистов (11%);
- сочувствовали и помогали деньгами правоверным участникам Конгресса народов Ичкерии и Дагестана, Исламской партии Туркестана и другим жертвам российского вмешательства (9%).
Таким образом, в отношении 11 - 38% опрошенных, предпринимались попытки вовлечь их в экстремистскую или террористиче-
скую деятельность. При этом настораживает, что подобные случаи остаются за пределами внимания деканатов и общественности вузов.
Таким образом, ответы на вопросы о личном отношении, поддержке и сочувствии показывают, что каждый десятый респондент сомневается в необходимости противодействия террористическим угрозам. А профессорско-преподавательский состав использует далеко не все возможности по формированию готовности к борьбе с терроризмом.
5. Решение ситуационных задач по проблемам предупреждения и противодействия террористическим угрозам в интересах определения готовности выпускника к защите от них.
Решение ситуационных задач использовалось в качестве наиболее действенного инструмента оценки знаний и развития умений выпускников по осуществлению профилактики и противодействия терактам в ходе выполнения своих функциональных обязанностей. Содержание ситуационных задач изложены в научно-практическом журнале РОАТ (МИИТ) [3]. Представленный в настоящей статье анализ решений этих задач показал следующее.
A) Методом коллективного решения ситуационной задачи был определен алгоритм работы выпускника на должности руководителя или специалиста предприятия (организации) по оценке состояния защищенности подведомственного ему объекта.
Б) В роли руководителя (специалиста) предприятия (организации) студенты коллективно решили ситуационную задачу по выработке последовательности проведения наиболее приоритетных мероприятий, мобилизующий персонала на борьбу против терроризма.
B) В ходе решения ситуационной задачи по вопросу: «Каким образом Вы относитесь к предупреждениям средств массовой информации о возможных террористических угрозах?» были получены следующие ответы:
10% реагируют на предупреждения и принимают все необходимые меры обеспе-
чения коллективной защиты.
45% учитывают подобные сообщения, делают обход, дают указания по защите от возможных угроз;
33% оповещают персонал и больше не предпринимают никаких защитных действий;
12% полностью игнорируют сообщения подобного рода.
Пассивное отношение 45% будущих руководителей и специалистов по реагированию на предупреждения о террористической угрозе должно быть изменено на основе регулярных теоретических и практических занятий по контртеррористической подготовке.
6. Выполнение письменной работы о перспективах борьбы с мировым терроризмом, раскрывающей убеждение выпускников в неизбежной победе над этим варварским явлением
Анализ ответов позволил установить следующее.
A) Выявлены представления о том, откуда исходит основная террористическая угроза. 40% выпускников написали, что источником мирового терроризма являются радикальные исламские группировки, 35%, что это результат экспансионистской политики США, 20%, что это результат деятельности радикальных националистических структур, 5% - русофобские организации и криминалитет.
Такой разброс мнений является результатом несистематизированных знаний в области природы и источников современного терроризма, что может корректироваться в ходе учебных занятий.
Б) Особую значимость для исследования имели ответы на вопрос: «Верите ли Вы в окончательное искоренение терроризма?»
89% опрошенных высказали уверенность в неизбежной победе над этим кровавым явлением. Однако, 11% выразили сомнение в этом.
B) Логическим продолжением этого сомнения явились ответы на вопрос: «Что мешает окончательно победить терроризм?» Студенты показали, что основной причиной
является отсутствие единой политической воли руководства всех стран мира - 60%; несправедливость в распределении социальных благ - 20%; коррупция в органах власти - 10%. Что в принципе отражает соответствующие результаты научных исследований.
Г) На вопрос «Согласны ли Вы на частичное ограничение прав и свобод граждан ради победы над терроризмом?» абсолютное большинство респондентов дали положительный ответ (95%) и только 5% затруднились ответить положительно.
Д) На вопрос: «Следует ли ужесточить антитеррористическое законодательство в стране?» был получены ответы: «Да» - 95% и 5% опрошенных затруднились ответить положительно.
Анализ показывает, что обобщенные ответы на вопросы исследования терроризма и антитеррористической подготовки студентов заслуживают всестороннего обсуждения и принятия мер по введению в процесс обучения дисциплин, раскрывающих деятельность органов государственного управления и гражданского общества в сфере противодействия терроризму, а также повышения качества работы профессорско-преподавательского состава по формированию у выпускников готовности к борьбе с террористическими угрозами.
Использование невоенных способов противодействия терроризму
Мировая практика показывает, что наряду с вооруженными способами существуют невоенные методы противодействия терроризму, которые с успехом применялись в целом ряде стран и давали положительный результат. Выпускники вузов могут опираться на эти общие методы в интересах обеспечения антитеррористической защиты туризма.
К разряду общих невоенных способов относятся следующие.
1) Оказание помощи слаборазвитым государствам и отдельным территориям для развития экономики, преодоления бедности и безработицы, являющихся источниками пополнения рядов террористов. В 1994 - 1998 гг.
террор, осуществляемый СевероИрландской Республиканской Армией, был существенно снижен благодаря созданию новых рабочих мест и повышению качества жизни местного населения.
2) Снижение уровня культурной изоляции для мигрантов и маргинизированных групп населения, вовлечение их в светскую жизнь новой родины. Проведение в Германии в начале 2000-х годов политики мультикуль-турализма, заключающейся в предоставлении мигрантам возможности проживать в отдельных кварталах, культивируя национальные и религиозные воззрения, привели к вспышке миграционного терроризма и к отказу от этой политики.
3) Проведение «компаний защитников обездоленных» силами добровольных миротворцев и волонтеров по оказанию помощи нуждающимся группам местного населения и мигрантов. Большой вклад в предотвращение терроризма вносят организации «Врачи без границ», «Всемирная организация здравоохранения», «Международная организация труда», «Международные бригады мира».
4) Организация бесконфликтного поведения и обучение потенциально опасных слоев населения навыкам ненасильственной борьбы за свои законные права. Данная технология заключается в том, чтобы удержать недовольных людей от совершения насилия и научить их использовать демократические способы защиты своих прав. Например, демократические выборы в парламенты бывших союзных республик, проведение референдумов в Англии, Испании и ряде других стран.
5) Реализация восстановительных программ после прекращения теракта. Ликвидация последствий, оказание помощи пострадавшим, установление законного порядка, привлечение преступников к ответственности. Кроме того, проведение восстановительных мер помогает предотвратить дальнейшее разжигание взаимной ненависти. Положительным примером может служить политика справедливого возмездия и защиты мирного
населения в израильско-палестинском конфликте.
6) Деятельность полицейских в роли служащих-миротворцев, которым на первоначальном этапе вполне по силам предупредить разжигание террористического конфликта не путем применения оружия, а путем принятия юрисдикционных мер в отношении виновников разжигания ненависти. Если бы московские полицейские в 2017 г. вовремя приняли законные меры воздействия в отношении лиц, избивших грузчиков-гастербайтеров на Бескудниковском рынке, то не было бы массового проявления миграционного терроризма в этом районе Москвы.
7) Недопущение безрассудного поведения руководителей органов государственной и муниципальной власти в ходе проведения контртеррористических операций. Данная технология направлена на предотвращение таких негативных явлений, как недооценка опасности, «шапкозакидательство», односторонние уступки преступникам, как это произошло в Беслане в 2004 г. Или безрассудное применение отравляющего газа в Норд-Осте (2002 г.) без предоставления антидотов заложникам.
8) Умелое ведение переговоров с преступниками, принуждение их к мирному разрешению проблемы, недопущение односторонних уступок террористам, пресечение агрессивности в достижении экстремистских целей. Международные правила не рекомендуют идти на соглашение с террористами. Однако, умелое обсуждение взаимных условий, специально обученными и уполномоченными лицами могут существенно снизить или даже ликвидировать угрозу террористического акта. Примером служит бескровное освобождение иранских дипломатов в Лондоне в 1980 г., захваченных северо-ирландскими террористами, осуществленное в результате умелых переговоров
9) Преодоление проблемы недостатка доверия между спецслужбами всех стран мира, установление сотрудничества и взаимной
поддержки в борьбе против терроризма. Ввиду того, что многие страны Европейского Союза держат значительную часть разведданных о террористах при себе и не делятся ими с другими странами, не удается предотвратить многие теракты7.
10) Контроль над "замкнутыми иммигрантскими сообществами". «У нас есть места, где арабов больше, а евреев меньше», - говорит старший научный сотрудник Израильского института национальной безопасности Йорам Швейцер, - но у нас нет мест, где не действует
ч 7
израильский закон»7.
11) Самая эффективная мера борьбы с джихадистами — это внедрение в их сети агентов, отмечает руководитель группы по исследованию проблем мира и конфликтов ИМЭМО РАН Екатерина Степанова - только так можно получить информацию о том, где будет следующий взрыв [3, с.3].
12) Усиление охраны привлекательных для террористов объектов, обеспечение нескольких уровней защиты вокзалов и аэропортов, подготовка высококвалифицированного гражданского персонала, способного вычислить террориста.
13) Для того, чтобы выжить в условиях эскалации терроризма необходимо расширить официальное понимание законности. В интересах защиты от террористов придется поступиться некоторыми конституционными правами. Демократия должна научиться защищать себя. Соблюдение паспортного режима, наличие эффективных средств защиты, законное доносительство, снос домов террористов и другие.
Эти и некоторые аналогичные невоенные меры противодействия терроризму во многом способствуют снижению террористических угроз. Наряду с общими мерами следует использовать конкретные и доступные выпускникам вузов способы предотвращения
7 Der Standard. URL: http://antiterrortoday.com/ antiterror/strategiya-i-taktika-protivodejstviya-terrorizmu/10798-eksperty-oprovergli-vliyanie-terrorizma-na-turizm (Дата обращения: 27.12.2018).
терактов.
Конкретные невоенные способы профилактики терактов
1) Повышение качества антитеррористической подготовки студентов технических и гуманитарных вузов.
Результаты социологического исследования, проведенного в РОАТ (МИИТ) и в РГУ им. А.Н. Косыгина [3] выявили существенные недостатки в антитеррористической подготовке выпускников и требуют их устранения. В частности, некоторые студенты считают, что реализация контртеррористической политики в РФ является прерогативой органов государственной власти и силовых структур. Тогда как, Президент В.В. Путин в своем обращении к Федеральному собранию в 2018 г. подчеркивал, что «успех в реализации контртеррористической борьбы зависит от совместных усилий государства, гражданского общества и каждого человека» [2, с. 2].
Не все студенты четко представляют себе функциональные обязанности по противодействию терроризму в пределах занимаемых после выпуска должностей. В частности, оценки террористических угроз и обеспечения безопасности промышленного объекта или организации. Например, проведение необходимого анализа состояния защищенности объекта.
1. Определение наиболее уязвимых для совершения терактов сторон объекта;
2. Проверка наличия и эффективности использования технических средств защиты;
3. Мониторинг качества выполнения функций охраны сотрудниками службы безопасности;
4. Оценка результативности пропускной системы, наблюдения и контроля:
5. Изучение случаев или попыток совершения экстремистских провокаций и террористических атак и т.п.
Результаты исследования показали недостаточное использование выпускниками человеческого фактора в работе по предотвращению терактов.
1. Выработке последовательности проведения наиболее приоритетных мероприятий, мобилизующий персонала на борьбу против терроризма.
2. Разработка реальных планов мероприятий по мобилизации персонала на профилактику и противодействие терроризму:
3. Изучение нормативно-правовых актов по реализации антитеррористической политики в РФ и анализ их практического воплощения в организации;
4. Регулярное проведение инструктажей, занятий и собраний трудового коллектива по вопросам антитеррористической защиты;
5. Изучение личных дел, деловых и моральных качеств персонала, подбор и расстановка кадров, воспитание бдительности, создание благоприятной атмосферы в подразделении;
6. Проведение тренингов, тренировок, контроля, проверок, использования дисциплинарной практики и т.п.
Эти и целый ряд других недостатков диктуют необходимость сосредоточить усилия профессорско-преподавательского состава на воспитание патриотизма и формирование умений выпускников противодействовать проявлениям террористических действий на подведомственном предприятии, организации, территории.
Анализ влияния терроризма на туризм требуют сосредоточить внимание преподавателей и студентов на следующем.
1. Необходимо предусматривать самые разнообразные способы действий террористов: кибератаки, распространение панических слухов, сеяние страха и смятения среди туристов, распространение экстремисткой литературы, вовлечение в совершение обрядов и другое.
2. Руководители туриндустрии должны быть подготовлены к осуществлению мер по профилактике и противодействию попыткам экстремистов приобщить туристов к идеям джихада, сепаратизма или национализма, привлечь их к преступному сотрудничеству.
Старшие групп, экскурсоводы, инструкторы и другие сотрудники турфирмы должны показывать пример стойкости и невмешательства во внутренние дела страны пребывания.
3. Необходимо создать региональные координирующие комиссии в составе представителей правоохранительных органов, медиков, журналистов, отельеров, рестораторов, транспортников и членов общественных организаций в интересах профилактики и своевременного противодействия терроризму. И обучать этому взаимодействию следует уже в рамках вузовского образования.
4. Следует воспитывать законное стремление членов туристского сообщества к выявлению данных по известным фактам готовящихся преступлений и терактов, выполнению гражданского долга по своевременному информированию правоохранительных органов о подозрительных лицах или сомнительных
действиях.
5. Назревает необходимость улучшить инвестирование органов правопорядка и частных охранных компаний, повышение уровня их оснащенности и профессиональной подготовки в области защиты туризма, гостиниц и сервисных служб от террористических посягательств. Внимательного отношения заслуживают предложения о создании подразделений туристической полиции [4].
Эти и некоторые другие предложения по предупреждению терактов и минимизации их последствий являются вынужденной мерой по обеспечению антитеррористической защиты туризма в современных условиях. Выпускники вузов должны знать, уметь и рационально использовать невоенные методы противодействия терроризму в соответствии со своими должностными обязанностями.
Список источников:
1. Кириллова Г.В., Кириллов В.П. Противодействие террористическим угрозам в техногенной сфере// Проблемы безопасности российского общества. Научно-практический журнал. 2017. №4. С. 9-15.
2. Baker D. The Effects of Terrorism on the Travel and Tourism Industry // International Journal of Religious Tourism and Pilgrimage. Научный альманах. Экономические науки. 2014. 590 с.
3. Кириллов В.П., Кириллова Г.В. Результаты социологического исследования «Терроризм глазами студентов технического и гуманитарного вузов // Проблемы безопасно российского общества. Научно-практический журнал. 2017. №4. С. 31-35.
4. Митракова А.И. Влияние международного терроризма на индустрию туризма // Научный альманах. 2015. №12-1(14). С. 262-264.
Vladimir P. KIRILLOVa, a A. N. Kosygin Russian State University (Moscow, Russia);
Galina V. KIRILLOVA b PhD in History, Associate Professor, e-mail: [email protected]
b Russian University of Transport (Moscow, Russia);
PhD in Engineering, Associate Professor; e-mail: [email protected]
ANTI-TERRORIST PROTECTION OF TOURISM BY NON-MILITARY MEANS
In modern conditions, terrorism, parasitizing on the development of science and technology, cross-border relations and migration flows, has reached global proportions. The main method of its activity is the mass destruction of innocent people, the spread of fear and panic in order to exert beneficial pressure on the government. Tourism is becoming a special priority for terrorists, which attracts
criminals with its growing scale, multinational composition, ability and ease of realizing terrorist threats against citizens of different countries. Russia takes active measures to ensure security in the field of tourism and hospitality. A nationwide anti-terrorism system has been formed and is successfully operating. Special bodies and security agencies focus their activity on the preventing terrorist attacks. However, the success of counter-terrorism measures largely depends not only on the activities of state bodies, but also on the active participation of the entire society and every citizen. University of Tourism and Service, other humanitarian and technical universities, whose graduates become specialists and leaders in the tourism industry, play equally important role in this. Based on this, the article defines the dynamics of the terrorism influence on the tourism development and represents the result of the study of the readiness of graduates to ensure the anti-terrorism security of tourism objects using nonmilitary methods.
References
1. Kirillova, G. V., & Kirillov, V. P. (2017). Protivodejstvie terroristicheskim ugrozam v tekhnogen-noj sfere [Counteracting terrorist threats in the technogenic sphere]. Problemy bezopasnosti rossijskogo obshchestva. Nauchno-prakticheskij zhurnal [Problems of Russian Society Security. Scientific and practical journal], 4, 9-15. (In Russ.).
2. Baker, D. (2014). The Effects of Terrorism on the Travel and Tourism Industry. International Journal of Religious Tourism and Pilgrimage. Scientific almanac. Economics.
3. Kirillov, V. P., & Kirillova, G. V. (2017). Rezul'taty sociologicheskogo issledovaniya «Terrorizm glazami studentov tekhnicheskogo i gumanitarnogo vuzov [The results of the sociological research "Terrorism through the eyes of students of technical and humanitarian universities]. Problemy bezopasno rossijskogo obshchestva. Nauchno-prakticheskij zhurnal [Problems of Safe Russian Society. Scientific and practical journal], 4, 31-35. (In Russ.).
4. Mitrakova, A. I. (2015). Vliyanie mezhdunarodnogo terrorizma na industriyu turizma [The impact of international terrorism on the tourism industry]. Nauchniy almanach [Science Almanac], 12-1(14), 262-264. (In Russ.).
Кириллов В.П., Кириллова Г.В. Антитеррористиче- Kirillov, V. P., & Kirillova, G. V. (2019). Anti-terrorist ская защита туризма невоенными способами // protection of tourism by non-military means. Servis Сервис в России и за рубежом. 2019. Т. 13. Вып. 1. v Rossii i za rubezhom [Services in Russia and Abroad], С. 35-49. DOI: 10.24411/1995-042X-2019-10103. 13(1), 35-49. doi: 10.24411/1995-042X-2018-10103.
(In Russ).
Keywords:
the terrorism impact on tourism,
the level of anti-terrorism training, the experience of non-military countering terrorism, the security of facilities, the protection of tourists