УДК 379.85+323.28 Б01: 10.12737/20115
ВЛИЯНИЕ УГРОЗЫ ТЕРРОРИЗМА НА СОСТОЯНИЕ ИНДУСТРИИ ГОСТЕПРИИМСТВА
Рожина Екатерина Юрьевна, старший преподаватель кафедры иностранных языков № 2, [email protected],
Селиванова Ирина Владимировна, кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков № 2, [email protected]
ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова»,
Москва, Российская Федерация
В рамках данной статьи авторы ставят перед собой задачу проанализировать влияние терроризма на развитие мирового туризма. Объектами анализа служат описания террористических актов, затрагивающих индустрию гостеприимства, данные СМИ и интернет-источников по указанной проблематике за последние несколько лет. В статье рассматриваются теории, объясняющие влияние терроризма на туризм, и предпринята попытка определения мотивов, которые руководят террористами, равно как и мер для обеспечения безопасности туристов. Авторы приходят к выводу о том, что отрицательное влияние терроризма на развитие туризма отражается в первую очередь на микроуровне, поскольку именно здесь отмечается постепенное развитие турбизнеса, участники которого приспосабливаются к новым условиям. В статье выдвигается гипотеза о первостепенной значимости международного туризма и межкультурного диалога в борьбе с терроризмом. Изучив имеющиеся данные, авторы пришли к заключению, что ресурсы для ведения межкультурного диалога на самом деле скудны и недоступны для большинства наций. Изложенные выводы найдут практическое применение в работе туроператоров, а гипотезы, выдвинутые авторами, могут оказаться полезными для обеих сторон - участников турбизнеса.
Ключевые слова: туризм, терроризм, межкультурный диалог, меры безопасности
Введение
В рамках данной статьи авторы ставят перед собой задачу проанализировать влияние терроризма на развитие мирового туризма. Объектами анализа служат описания террористических актов, затрагивающих индустрию гостеприимства, данные СМИ и интернет-источников по указанной проблематике за последние несколько лет.
Тематика статьи представляется авторам актуальной, т.к. в современном мире участились террористические атаки на туристов, а туризм является перспективным направлением для экономики любой страны. Изложенные выводы могут найти практическое применение в работе туроператоров. Гипотезы, выдвинутые авторами, могут оказаться полезными для обеих сторон - участников туристического бизнеса,
получить подтверждение или опровержение лиц, занятых в обеспечении безопасности туристов.
Статья представляет собой анализ авторских трудов, периодической печати и интернет-данных с последующей формулировкой теоретических положений, объясняющих связь туризма и терроризма и определяющих мотивы совершения терактов. Далее авторы обращаются к мерам безопасности и приводят перечень мероприятий, которые могут дать возможность предотвращения террористических актов и минимизировать их последствия.
Теоретические положения, анализ научной литературы и периодической печати
Многочисленные недавние террористические атаки в различных местах (таких как Лондон, Париж, Стамбул, Хургада, Джакарта) должны послужить серьезным предупреждением туриндустрии о том, что она входит в новую и опасную эпоху. Например, по данным Национального института статистики и экономических исследований (INSEE, Франция), в четвертом квартале 2015 года значительно упал приток туристов во Францию после терактов 13 ноября. Наполняемость отелей снизилась на 5,4%, других видов проживания (резиденции, виллы) - на 20,4%. Согласно данным Регионального Комитета по туризму (CRT-IDF, Франция), атаки террористов во Франции особенно напугали россиян (-37%) и японцев (-30%). Затем по списку идут итальянцы (-27%) и голландцы (-24%). Но INSEE отмечает, что отели побережья Франции, а также горной местности едва ли заметили снижение проживающих туристов по сравнению с Парижем (-9,8%). Эксперты констатируют, что понадобится несколько месяцев, чтобы вернуть туристам уверенность в их безопасности92.
В прошлом большинство туристских центров руководствовались тем, что они не будут являться мишенью террористов или атаки террористов будут нацелены на определенные и хорошо известные объекты, т. е. предположительно можно было знать о возможных местах для совершения теракта. Превалирующая концепция утверждала, что наиболее вероятные места должны были отвечать следующим условиям: -можно нанести наибольший экономический ущерб; -могут быть массовые жертвы; -наличие культовых мест;
92 French tourism industry in step decline after Paris attacks // TORISM-REVIEW.COM. 22.02.2016. URL: http://www.tourism-review.com/french-tourism-reports-a-decline-after-paris-attacks-news4908 (дата обращения: 27.02.2016)
-места, которые находятся под пристальным вниманием СМИ [1].
Специалисты по безопасности по этой парадигме анализировали теракты в Нью-Йорке, Лондоне и Мадриде. Однако ни службы безопасности, ни туриндустрия не рассматривали релевантность Ближнего Востока для туризма. Но современные реалии заставляют пересмотреть и усовершенствовать прежний аналитический подход. Тема связи терроризма и туризма красной нитью проходит на сегодня практически во всех СМИ, в преддверии отпускного периода формируются специальные выпуски [2], Европолом создан антитеррористический центр для борьбы с новой формой международного терроризма.
Анализ периодической печати и последних интернет-данных по этому вопросу позволил авторам сформулировать теоретические положения, объясняющие влияние терроризма на туризм, и определить мотивы совершения терактов.
Питер Тарлоу, президент и основатель аналитического портала по безопасности туризма Tourism & More (T&M), предлагает учитывать следующие положения [1].
Туризм часто является магнитом для террористов. Ценности туризма прямо противоположны ценностям террористов. Более того, туриндустрия огромна и разнообразна, что привлекает желающих устроить экономический хаос. Преступники знают, что туризм часто является одним из основных источников доходов и города-курорты - идеальная возможность для причинения максимального ущерба. Например, среди городов-курортов юга России «лидером» признан Пятигорск, где за 1992-2013 гг. было зафиксировано 8 терактов (18 человек погибли, 135 ранены). В г. Ессентуки -2 теракта, где погибли 48 человек, 175 ранены. В феврале 2011 г. подорвали канатную дорогу на Эльбрус и оставили около гостиницы начинённый взрывчаткой автомобиль. Было организовано несколько терактов в Сочи [3, с. 147-148].
Фактор страха в сочетании с непредсказуемостью терроризма может влиять на мировой туризм и мировую экономику. Террористам не всегда нужен успешный теракт, достаточно вызвать чувство страха, а также продемонстрировать свои требования и возможности. Бизнесменам всё равно будет нужно ездить в командировки, а вот отдыхающие могут и воздержаться от туров, причём не только в известные центры мирового туризма (Лондон, Париж, Санкт-Петербург), но и по менее популярным направлениям. По статистике, от рук террористов погибает не очень много туристов. Конечно, смерть или страдания даже одного человека - трагедия, но гораздо больше жизней уносят дорожные аварии. Кроме того, СМИ, как правило, не достаточно широко информируют о дорожных авариях: им «интереснее» теракты. Туристским центрам
необходимо иметь продуманные планы предоставления информации для электронных и печатных изданий СМИ на непредвиденный инцидент, а не делать все в последнюю минуту, то есть не позволять СМИ с целью быстрой и громкой подачи информации упускать последовательность событий, выдавать непроверенные данные, что приводит в замешательство и соответствующие службы, и зрителей, и слушателей.
Террор имеет не только активное, но и пассивное влияние на туризм. Терроризм базируется на страхе. Чем больше этого страха вдали от дома, тем более шатким становится положение туриндустрии. Террористы не всегда нацелены на нанесение ущерба туриндустрии, однако даже неудачный теракт, прокомментированный СМИ, является успешным с их точки зрения. Более того, аналитики отмечают, что «главный вред возникает не непосредственно в процессе теракта, а впоследствии, в ходе распространения информации о теракте» [4, с. 415].
Из-за освещения в СМИ и интернете теракт, осуществлённый в каком-то одном месте, повышает беспокойство путешественников во всем мире. Таким образом, мировой терроризм заставляет людей не только прекращать путешествовать или путешествовать меньше, но и влияет на целую индустрию. «Средства массовой информации создают терроризму «виртуальное пространство», через которое можно добиться политических и психологических воздействий на реальный мир. И не случайно в последнее время все чаще поднимается вопрос о моральной ответственности СМИ» [5, с. 66].
Терроризм больше не ограничивается большими турцентрами. Случай в Калифорнии демонстрирует, что инцедент может произойти в тех местах, которые раньше были малопривлекательными для проведения теракта. Это означает, что те районы, которые раньше считались «безопасными», должны озаботиться созданием контртеррористических планов.
Иначе выглядит актуальная теория о влиянии терроризма на туризм Ала Ал-Хамарнеха, представленная на страницах сайта Qantara.de [6]. Она позволяет разобраться в мотивах, которые руководят террористами.
После совершения террористических актов всегда возникает вопрос о мотивах террористов. По мнению Ал-Хамарнеха, можно выделить две причины: с одной стороны, достижение политических целей, с другой - угроза насаждения чужой культуры, уничтожения самобытности народа.
Ответить на вопрос: почему террористы уничтожают туристов? - не всегда просто. Туристы - это те, кто в большей или меньшей степени проявляет интерес к чужой культуре и чьи деньги поддерживают местную экономику.
Методология
Классификация террористических проявлений в зависимости от целей Авторам настоящей статьи представляется, что теория Ал-Хамарнеха может быть расширена.
Террористический акт - это не в последнюю очередь символическое действие. Следовательно, его можно трактовать как коммуникативный акт [7, с. 130]. Действия террористов всегда криминальны, имеют специфическую мотивацию и могут быть изучены в различных дискурсах и контекстах.
Для эффективной борьбы с терроризмом необходимо понимать его цели, анализировать причины зарождения, а также методы привлечения новых членов в ряды террористов. Меры безопасности, естественно, необходимы, но ими нельзя ограничиваться. Они не могут служить отправной точкой для разработки стратегии по предупреждению террористических действий.
В зависимости от мотивов, которые руководят террористами, терроризм делится на несколько категорий [7, с. 120-163; 8, с. 21-23; 9; 10, с. 519-556], однако мы рассмотрим следующие:
-политически обусловленный;
-бизнес-ориентированный;
-культурно-мотивированный.
В таблице приведены возможные цели рассматриваемых нами террористических проявлений.
Таблица - Террористические проявления (виды и цели терроризма)
Вид терроризма Цели терроризма
Политически обусловленный а). Дестабилизация политической ситуации в стране. Примером могут служить теракты в Египте. Они нацелены на то, чтобы показать недостаточный уровень обеспечения безопасности и одновременно террористы это используют. Существенным образом подрывается один из важнейших секторов экономики страны. Как отмечает Овчаров А.О., если в определенной ситуации на туризм оказывают влияние факторы, приводящие к его процветанию, то в другой ситуации другие или те же самые факторы могут привести к умножающемуся негативному эффекту - так называемый мультипликативный эффект [11, с. 109].
б). Привлечение внимания к положению, в котором оказались меньшинства. Пример - теракт в Испании, за которым скрывались интересы баскского меньшинства. □ Некоторые радикальные курдские группировки в Турции нападали на туристов с целью привлечения внимания к их собственным проблемам.
в). Критика политических действий той страны, откуда родом туристы. Теракты в Бали напрямую связаны с событиями 11 сентября. Угрозы израильским туристам в Момбасе и посетителям синагоги в Джербе были выражением протеста против действий израильского государства.
Вид терроризма Цели терроризма
Бизнес-ориентированный а). Получение выгоды. Захват европейских и австралийских заложников в Йемене и на Филиппинах имел целью улучшение финансового положения основной группировки, от имени которой и действовали захватчики.
б). Получение выкупа за захваченных сотрудников.
в). Получение постоянной платы за «покровительство».
г). Влияние на мировые цены на нефть.
ц). Снижение инвестиционной привлекательности (что ухудшает экономику страны).
Культурно-мотивированный Стереть культуры, уничтожить историческую память, данные, которые не вписываются в картину истории.
Как видно из данных таблицы, терроризм постепенно становится важным фактором мировой экономики.
Из всех вышеперечисленных видов терроризма «культурно-мотивированный» -менее упоминаемый феномен. При этом некоторые известные деятели считают политические цели терактов на туристов в арабском и исламском мире культурно обусловленными: они считают, что происходит целенаправленное истребление террористами культурного наследия и всего того, на чём строятся верования, духовность народа и государства. В дебатах о террористических актах на туристов в 90-е годы в Египте неоднократно отмечалось значение культурного элемента, сыгравшего свою роль. В 2011 году в Египте была уничтожена старинная библиотека (Научный центр), созданная в Каире более 200 лет назад, где хранилось 200 тыс. рукописей. В библиотеке находились бесценные карты и исторические манускрипты, которые исчезли бесследно.
В январе 2013 года в Тунисе уничтожено 34 исторических памятника: марабуты -мавзолеи святых мусульман, их могилы. В Ираке разграблен Национальный музей Багдада. Известно о разрушении аль-каидовцами в Мали и Ливии памятников исламской культуры. Грабят и святыни православных верующих, например, в Триполи - церковь Святого Георгия, XVII век, самый древний православный храм в Северной Африке [12, с. 110].
Недавний кризис отношений России и Турции в связи со сбитым российским военным самолетом заставляет выделить (как значимый для турбизнеса) ещё один вид терроризма - государственный (такая категория предложена в [5, с. 75]). Однако в данном случае допущенный Турцией недружественный акт привел к практическому прекращению турпотока в страну из России, хотя в 2013 г. Турцию посетило более 4 млн. россиян [13, с. 21].
Определение мероприятий по обеспечению безопасности туристов
Анализ терактов и их влияния на туризм, а также определение мотивов террористов позволяют обратиться к следующим ориентирам.
1. Необходимо продумывать маловероятные сценарии. Террористы могут, не применяя силы, устроить кризис посредством кибератак, СМИ или просто распустить слухи, сеющие страх и смятение среди путешествующих. Сегодня мировые новости, ужас и отмена путешествий распространяются одним нажатием клавиши не только в месте событий, но и по всему миру.
2. Специалистам в сфере туризма следует получать новости из различных источников. Атаки террористов на малых территориях порождают страх и ужас. Само собой разумеется, что у профессионалов имеется достаточно информации и они не будут смешивать личные политические взгляды с тревожными новостями и фактами. Тогда как террористам выгодно, чтобы представители туриндустрии были в известной степени политизированы и не толерантны, поскольку в таком случае легче разрушить туристический бизнес.
3. Созрела необходимость иметь в туристическом секторе специальную комиссию или фокус-группу, которая включает в себя на основе коллегиального доверия не только профессионалов правоохранительных органов, но и медиков, журналистов, отельеров и рестораторов, работников профессиональных транспортных служб и лидеров политического сообщества. Чем еснее взаимодействие членов комиссии, тем легче можно справиться с кризисом. И обучать этому взаимодействию следует уже в рамках вузовского образования, грамотно выстраивая междисциплинарные связи. Перед вузами, готовящими кадры для сферы гостеприимства, стоит задача формирования высокообразованных, конкурентоспособных профессионалов, свободно владеющих иностранными языками [14, с. 4]. Как справедливо замечают преподаватели-практики: «цифровое» поколение весьма успешно справляется с компьютерным делопроизводством в бэк-офисе, но может обнаруживать недостатки воспитания в общении с людьми, что недопустимо в сфере обслуживания (особенно когда речь идёт о международном туризме) [15, с. 237]. Практически на каждом занятии проигрываются возможные конфликтные ситуации, студенты учатся находить оптимальные решения проблем, незамедлительно реагировать на возникшие изменения, сохранять спокойствие, быть терпеливыми.
4. Следует придумать новые способы информирования людей. Последние несколько лет показали, что туристские центры усиливают восприимчивость к культуре. Туризм является противоположностью ксенофобии, и в центре его внимания находится
личность человека независимо от его этнической принадлежности, расы или религии. Однако толерантность заставила многих людей бояться информировать правоохранительные органы о чьих-либо сомнительных действиях из-за ошибочного убеждения, что его обвинят в нетерпимости или расизме. Поэтому возникла необходимость разъяснять людям, что лучше быть бдительными, чем «гиперчувствительными» к различным культурам и вероисповеданиям.
5. Нужно больше инвестировать в обеспечение правопорядка и частные компании по безопасности. Во многих регионах полиция работает на износ за низкую зарплату, служащим не хватает квалификации. Кроме того, повышение по службе зачастую означает потерю квалификации и знаний. Туристические организации без специально обученной туристической полиции подвергаются риску.
Все перечисленные меры, направленные на предупреждение и минимизацию последствий терактов, являются ответной реакцией на происходящее в стране и мире. Меняются и сами туристы.
Анализ влияния терроризма на туризм на макро- и микроуровне
Следует отметить, что в условиях новой эскалации терроризма, с одной стороны, туристы привыкают быть осторожными и готовы к определенной доле риска, а с другой стороны, на что указывают эксперты, фактор терроризма не является сдерживающим или кардинально меняющим привычное социальное поведение туристов [16, с. 12]. Такое явление следует рассматривать на двух уровнях: макро и микро.
На макроуровне (глобальном) последние тридцать лет учат нас, что ни войны, ни геополитический кризис, ни атаки террористов, ни природные катаклизмы никогда не останавливали туристский поток. Спад путешествий совпал с наихудшим экономическим кризисом со времен Второй мировой войны. Тем не менее, несмотря на этот резкий спад в 2009 году, туриндустрия окрепла, и турпоток стал стабильней.
В настоящее время индустрия туризма динамично развивается, её показатели стремительно поднимаются вверх. Вклад туристического сектора в мировую экономику колоссален. В 2015 году Всемирный Совет по Туризму объявил, что доходы туризма составляют 10% ВВП [17, с. 10].
По прогнозам экспертов, если показатели останутся прежними, то в 2030 году будет почти 2 млрд. туристов. Эта положительная тенденция также отмечается в докладе
Всемирной организации по туризму (UNWT0), чьи данные за 2015 год показывают
93
увеличение визитов на 4,4% по сравнению с 2014-м годом .
Благоприятно складывается ситуация и для туристического бизнеса в России. По заявлению начальника управления государственных туристических проектов и безопасности туризма Ростуризма Александра Сирченко, прогнозируется рост въездного туризма в Россию в 2016 году на 10%. Это связано с тем, что низкий курс рубля повышает интерес иностранцев к России. Увеличение потока туристов произойдет в основном за счёт туристов из Китая и Ирана. В прошлом году интерес к России проявили туристы из Китая, Германии и США. Кроме того, рост внутреннего туризма может составить до 15%. По словам чиновника, в 2015 году Россию посетило около 20 млн. иностранных туристов, объём внутреннего турпотока составил порядка 50 млн. человек94.
Однако это совсем не означает, что климат терроризма не имеет влияния. Туризм подвержен «эффекту компенсации». Каждый раз, когда какое-то направление воспринимается как опасное, путешественники едут туда, где они чувствуют себя в безопасности.
На микроуровне террор отрицательно влияет на краткосрочные визиты в страну, генерируя «эффект спасения», на что влияют сами события и СМИ. Страны Северной Африки тому пример. До «Арабской весны» Египет в 2010 году имел более 14 миллионов прибытий, которые упали до 9,6 в 2014 году (-32%), Тунис - 9 миллионов в 2010 году и 6 - в 2014 (минус 12%) [1].
Последние Рождественские праздники ясно продемонстрировали, что популярные европейские столицы были не так многолюдны как обычно. Самый низкий поток туристов ощутил на себе Париж, особенно в отношении американцев и японцев. Рим также не был исключением - минус 10%. Избегая европейских столиц, путешественники осваивают малые города, такие как Севилья, Лиссабон, северные города и экзотические направления в Карибском регионе, Маврикий, Мальдивы, а Франция, Турция, Тунис и Египет зарегистрировали снижение турпотока.
Эксперты отмечают, что туристам приходится привыкать к перемене привычных мест отдыха и видов транспорта, к более медленному осуществлению простейших
93 UNWTO Annual Report 2015 // World Tourizm Organization. 2016. 92 p. URL: http://www2.unwto.org/publication/unwto-annual-report-2015 (дата обращения: 7.05.2016)
94 Ростуризм дал оптимичный прогноз развития въездного туризма. // ИА «Национальная служба новостей». 18.02.2016. URL: http ://nsn.fm/hots/rosturizm-dal-optimistichnyy-prognoz-razvitiya-vezdnogo-turizma.php (дата обращения: 18.02.2016)
процедур при посадке, прохождении таможенного контроля, и даже к режиму работы музеев и т. д.
Подводя итог, следует подчеркнуть, что отрицательное влияние терроризма на развитие туризма отчетливо прослеживается прежде всего на микроуровне, поскольку именно на макроуровне отмечается постепенное развитие туристического бизнеса, участники которого приспосабливаются к новым условиям. Туроператоры стараются обеспечить клиентам максимальную безопасность и комфорт, туристы вынуждены быть более осторожными и проявлять избирательность при выборе маршрутов [18, с. 12-52].
Заключение
Но всегда ли совокупность усилий приносит нужный результат? К сожалению, нет. Логическим завершением настоящего исследования на тему активного и пассивного влияния терроризма на развитие туризма будет рассмотрение межкультурного аспекта.
Изучив имеющиеся данные, авторы пришли к выводу, что ресурсы для ведения межкультурного диалога на самом деле скудны и недоступны для большинства наций. Соответствующие технологии, такие как телевидение и интернет, по сравнению с непосредственным контактом «лицом к лицу», ущербны. А обмен информацией на правительственном уровне для рядовых граждан настолько же недостаточен с точки зрения культуры, как и происходящий посредством СМИ. В первом случае всё осуществляется в рамках строгого протокола с соблюдением официальных процедур и дипломатических рамок, и людям не всегда ясно, что же происходит на самом деле. А во втором - может искажаться информация, что зачастую негативно влияет на кросс-культурные коммуникации в силу недостаточного количества сведений и упрощенности формулировок [19, с. 84].
Миграционный поток также не способствует культурному обмену. Ни мигранты, ни коренное население не ищут точек соприкосновения между своими культурами. И те, и другие проводят четкую границу между жизненным укладом своей и чужой страны. Непринятие мигрантов коренным населением и нежелание «гостей» жить по существующим в принимающей стране правилам только отдаляет их друг от друга.
Учитывая сложившуюся ситуацию, международный туризм видится авторам особенно важным. Он даёт возможность «адекватно воспринимать культурно-обусловленное поведение» [20, с. 89], узнать «других» на их родине, познакомиться с ними, увидеть в них друзей, а не виновников и без того непростой экономической ситуации.