УДК 294.3:177.7
DOI: 10.24411/2309-5164-2019-17813
Священник Андрей Андрианов,
кандидат богословия, проректор по учебной работе КоДС E-mail: [email protected]
ОТНОШЕНИЕ К ЭВТАНАЗИИ В БУДДИЗМЕ
В статье на примере рассуждений Далай-Ламы XIV и Санжей-ламы, дается обобщенная характеристика позиции буддизма по эвтаназии. Поднятие вопроса о приемлемости эвтаназии может свидетельствовать о том, что человек недостаточно глубоко постиг то, что страдание заложено в самой природе человеческого бытия. Желание совершить эвтаназию в буддийской традиции не приветствуется, поскольку свидетельствует о плохом состоянии ума, при котором физические страдания уже возобладали над чистым сознанием.
Ключевые слова: буддизм, Далай-Лама, эвтаназия, живое существо, страдание, убийство из сострадания, «пассивная» эвтаназия.
Далай-Лама XIV Тэнзин Гьяцо выражает однозначную позицию по этому вопросу: «Что касается эвтаназии - любая форма убийства недопустима»1. Для буддистов совершенно «недопустимо активное вмешательство, ускоряющее приближение смерти, равно как и интенсивное лечение для поддержания жизни, которое считается формой насилия»2.
Разумеется, рассматриваемая проблема не снимается для дальнейшего обсуждения. Дело в том, что в буддизме представляется чрезвычайно трудным определить грань между «пассивной» эвтаназией и неоказанием медицинской помощи человеку, жизнь которого находится в опасности. Поэтому единого аргументированного и общепринятого мнения не существует. Каждый конкретный случай надлежит рассматривать отдельно. При этом имеется ряд соображений, помогающих сделать решение целесообразным:
- избегать прямого вмешательства, прекращающего жизнь;
- облегчать страдания;
- не злоупотреблять терапевтическими средствами;
- если сделать ничего нельзя (с учетом предыдущего), следует помочь
1 Семенова О. Далай-лама XIV. «Я мог бы стать трактористом» // Новые Известия. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.newizv.ru/society/2005-05-27/25073-dalaj-lama-xiv.html (дата обращения: 2005-05-27).
2 Медицина и права человека. Нормы и правила международного права, этики, католической, протестантской, иудейской, мусульманской и буддийской религиозной морали. Совет Европы. Европейский Секретариат по научным изданиям А/О ИГ. Пер. с фр. Гаровникова Г. Д. - М.: «Прогресс», «Прогресс-Интер»,1992. - С. 59
спокойно умереть (так как, согласно буддизму, мысли умирающего имеют определяющее значение для его континуума сознания)1.
Возможность признания допустимой «пассивной» или даже «активной» эвтаназии в буддизме затруднена ввиду наличия двух аспектов учения: сострадания и отношения к предсмертному состоянию человека.
Например, в случае с «активной» эвтаназией врачи руководствуются смягчающими мотивами: положить конец тяжелейшим страданиям больного. Само учение о сострадании сильно развито в буддизме. Далай-Лама XIV в своих рассуждениях уделяет особое внимание состраданию. Буддийский лидер учит: «Обычно, когда мы видим существ, переживающих острую боль, в нас естественным образом вспыхивает сострадание. Однако, если мы видим человека, который, с нашей точки зрения довольно успешен в мирских делах, богат, влиятелен и окружен многочисленными друзьями, то вместо сострадания мы можем почувствовать зависть. Это свидетельствует о том, что мы недостаточно глубоко постигли, что страдание заложено в самой природе человеческого бытия. Поэтому крайне важно сначала глубоко осознать, что природа нашего собственного бытия - это страдание»2.
Убийство из сострадания и любви - это парадокс. Как можно убить человека из сострадания или любви? В тот момент, когда врач делает смертоносный укол, нет места любви; напротив, необходимо иметь ненависть, неприязнь, и только тогда это действие осуществимо. К тому же, последствия эвтаназии, весьма вероятно, произведут негативную карму и соответственно, принесут страдания в последующих перерождениях3. По мнению буддистов, следующее воплощение не будет благоприятным, если самовольно прервать нынешнее существование.
Приближение смерти носит сущностный характер и, по возможности, должно быть тихим и безмятежным. Последние мгновения жизни имеют существенное значение для последующего перерождения.
Согласно буддийскому учению жизнь после смерти зависит от благих деяний в ходе предшествующих жизней. Человеческая плоть даёт нам возможность принести счастье всем людям и нам самим. Вот почему не следует упускать возможности, о которой сказано в тибетском каноне Лам-рим: «Я воспользуюсь сутью человеческого существования, дарящего все благоприятные условия и все качества, столь трудно достижимые и столь драгоценные при обладании ими, и не буду бесполезно растрачивать его»4.
Желание совершить эвтаназию не приветствуется, поскольку свидетельствует о плохом состоянии ума, при котором физические страдания уже возобладали над чистым сознанием.
3 Там же. - С. 103.
2 Далай-Лама XIV. Сострадание или жалость? Пер. Жиронкиной Ю. // Сайт: Официальный сайт Далай-Ламы XIV. [Электронный ресурс]. - URL: http://dalailama.ru/messages/1323-compassion. html (дата обращения: 2012-10-07).
3 См.: Wolfgang G. Selbstmord, Sterbehilfe (ärztlich assistierter Suizid) aus buddhistischer Sicht. // Сайт: Pаlicanon.com. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.palikanon.com/ diverses/ fragen/suizid.html (дата обращения: 2014-07-11).
4 Медицина и права человека. - С. 106.
Костромская духовная семинария
Ипатьевский вестник. № 1-2 (7-8), 2019
Итак, в буддизме нет четкой позиции по вопросу эвтаназии и, по всей видимости, ввиду специфики учения, не предвидится. Это не даёт основания утверждать, что буддизм - единственная религия, разрешающая её1. Упомянутое в начале заявление духовного лидера буддизма, отношение к будущему перерождению, к убийству живого существа и, особенно, человека - все это служит основанием скорее для нежелательности эвтаназии.
С другой стороны, в буддизме выражается и более однозначная негативная позиция относительно эвтаназии2. «Любая жизнь драгоценна, этим все сказано. Это одно из самых главных нравственных и духовных начал», - заявил постоянный представитель в Москве Буддийской традиционной сангхи России Санжей-лама3. Буддисты верят в причинно-следственную связь всего сущего, и, если человек тяжело болен, на это есть веские причины.
Уничтожение жизни (своей или другого) стоит на первом месте среди отрицательных поступков4. Человеческая жизнь необходима для достижения просветления, в котором буддисты видят своё спасение.
Религиозная мораль не допускает возможности говорить о дозволенности эвтаназии. Боль, депрессия и другие факторы не могут служить причиной умерщвления тяжело больного. Она противоречит мнению буддистов и других религий по вопросу эвтаназии.
Позиции основных религиозных конфессий и законодателя в современной России находятся пока на одной стороне. Это действительно уникальная ситуация в области биоэтики. Ни один из вопросов связанный с внедрением медицинских технологий не имеет такого единодушного мнения, как негативное отношение к легализации эвтаназии.
Исходя их умозаключений Далай-Ламы XIV и Санжей-ламы, делается обобщенная характеристика позиции по эвтаназии в буддизме. Поднятие вопроса о приемлемости эвтаназии может свидетельствовать о том, что человек недостаточно глубоко постиг то, что страдание заложено в самой природе человеческого бытия. Желание совершить эвтаназию в буддийской традиции не приветствуется, поскольку свидетельствует о плохом состоянии ума, при котором физические страдания уже возобладали над чистым сознанием.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Биоэтический словарь. Сост. В.А. Киселев. - Екатеринбург, 2006.
2. Далай-Лама XIV. Сострадание или жалость? Пер. Жиронкиной Ю. // Сайт: Официальный сайт Далай-Ламы XIV. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://dalailama.ru/messages/1323-compassion.html (дата обращения: 2012-10-07).
1 См., напр., Биоэтический словарь. Сост. В.А. Киселев. - Екатеринбург, 2006. - С. 135.
2 Bulow H.-H.,. Точка зрения основных мировых религий на решения, касающиеся окончания жизни в отделении интенсивной терапии // Сайт: Медицина критических состояний. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.critical.ru/actual/etica/religion.html (дата обращения: 2014-07-11).
3 Липич О., Самсонова О., Хруль В. Религиозные деятели в «юбилей» эвтаназии рассказали, чем она опасна // Сайт РИА Новости. [Электронный ресурс]. - URL: http://ria.ru/ society/20120330/610116370.html (дата обращения: 2012-03-30).
4 Медицина и права человека. - С. 59.
3. Липич О., Самсонова О., Хруль В. Религиозные деятели в «юбилей» эвтаназии рассказали, чем она опасна // Сайт РИА Новости. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ria.ru/society/20120330/610116370.html (дата обращения: 2012-03-30).
4. Медицина и права человека. Нормы и правила международного права, этики, католической, протестантской, иудейской, мусульманской и буддийской религиозной морали. Совет Европы. Европейский Секретариат по научным изданиям А/О ИГ. Пер. с фр. Гаровникова Г. Д. - М.: «Прогресс», «Прогресс-Ин-тер»,1992.
5. Семенова О. Далай-Лама XIV. «Я мог бы стать трактористом» // Новые Известия. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.newizv.ru/ society/2005-05-27/25073-dalaj-lama-xiv.html (дата обращения: 2005-05-27).
6. Bulow H.-H. Точка зрения основных мировых религий на решения, касающиеся окончания жизни в отделении интенсивной терапии // Сайт: Медицина критических состояний. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.critical.ru/actual/etica/religion.html (дата обращения: 2014-07-11).
7. Wolfgang G. Selbstmord, Sterbehilfe (ärztlich assistierter Suizid) aus buddhistischer Sicht. // Сайт: Pаlicanon.com. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.palikanon.com/ diverses/fragen/suizid.html (дата обращения: 2014-07-11).
Priest Andrey Andrianov, candidate of theology, vice-rector for academic affairs E-mail: [email protected]
ATTITUDE TO EUTHANASIA IN BUDDHISM
The article gives a generalized description of the position of Buddhism in the problem of euthanasia on the example of the arguments of the Dalai Lama XIV and the Sanjay Lama. Raising of the question of the acceptability of euthanasia may indicate the fact that a man has not understood deeply enough that suffering is inherent in the very nature of human existence. A desire to commit euthanasia is not welcome in the Buddhist tradition, since it indicates a poor state of mind in which physical suffering has already prevailed over pure consciousness.
Keywords: Buddhism, Dalai Lama, euthanasia, living entity, suffering, killing from compassion, «passive» euthanasia.