Научная статья на тему 'Исламская традиция в отношении эвтаназии'

Исламская традиция в отношении эвтаназии Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
2585
205
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ислам / Коран / легализация эвтаназии / оправдание смерти / Сахих Аль-Бухари / «Европейский совет по фетвам» / «Международная конференция по исламской медицине» / сура / Islam / Koran / legalization of euthanasia / justification of death / Saheeh Al-Bukhari / «European Council for fatwas» / «International conference on Islamic medicine» / sura.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Андрей Андрианов

В статье рассматривается позиция исламской традиции в отношении эвтаназии. Согласно изречениям из Корана, не представляется возможным легализация эвтаназии. Такие авторитетные институты, как Европейский совет по фетвам, проблемам в области права и исследованиям и Международная конференция по исламской медицине строго придерживаются традиции. Убийство из милосердия также, как и суицид, может найти поддержку только в атеистическом образе мышления, считающем, что после земной жизни наступает пустота.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ISLAMIC TRADITION IN EUTHANASIA

The article considers the Islamic traditional relation to euthanasia. According to the sayings from the Koran, it is not possible to legalize euthanasia. Such authoritative institutions as the European Council for Fatwa, Problems in Law and Research and the International Conference on Islamic Medicine strictly adhere to the tradition. Murder as a charitable act as well as suicide, can find support only in an atheistic way of thinking, which considers that after the earthly life there will be only emptiness.

Текст научной работы на тему «Исламская традиция в отношении эвтаназии»

УДК 297:177.7

DOI: 10.24411/2309-5164-2019-17814

Священник Андрей Андрианов,

кандидат богословия, проректор по учебной работе КоДС E-mail: prorector44@mail.ru

ИСЛАМСКАЯ ТРАДИЦИЯ В ОТНОШЕНИИ ЭВТАНАЗИИ

В статье рассматривается позиция исламской традиции в отношении эвтаназии. Согласно изречениям из Корана, не представляется возможным легализация эвтаназии. Такие авторитетные институты, как Европейский совет по фетвам, проблемам в области права и исследованиям и Международная конференция по исламской медицине строго придерживаются традиции. Убийство из милосердия также, как и суицид, может найти поддержку только в атеистическом образе мышления, считающем, что после земной жизни наступает пустота.

Ключевые слова: ислам, Коран, легализация эвтаназии, оправдание смерти, Сахих Аль-Бухари, «Европейский совет по фетвам», «Международная конференция по исламской медицине», сура.

Эвтаназия как убийство «из сострадания» для мусульманина недопустима. Ислам основывает свое отношение на ряде изречений из Корана. Такой вывод позволяет сделать буквальное прочтение предпоследней строки 29 аята 4 суры:

«Самих себя не убивайте, -Поистине, Господь к вам милосерд!»

Авторитетный толкователь Корана Абд ар-Рахман бин Насир ас-Саади (1307-1376 гг.) полагал, что «этот запрет распространяется и на создание угрозы для своей жизни и на совершение поступков, которые могут привести к увечьям или гибели. Аллах милостив к Своим рабам, и по милости Своей Он позаботился об их жизнях и имуществе, запретил им совершать поступки, которые могут навредить им или погубить их, и связал с этим принципом целый ряд религиозных ограничений»1.

Запрет убивать человека обозначен довольно ясно. Однако комментаторы Корана предлагают рассмотреть исключительные случаи для проведения казни преступника. Такая казнь в переводе смыслов Корана обозначается

1 Толкование Священного Корана Абд ар-Рахмана бин Насира ас-Саади. Пер. Кулиева Э. - М.: Умма, 2010. - С. 339.

Текст Корана в статье приводится по изданию: Коран. Перевод смыслов и комментарии Иман Валерии Пороховой, изд. 8, доп. гл. ред. Мухаммад Саид Аль-Рошд. - М.: РИПОЛ КЛАССИК, - 2006.

словами «по праву». Например, допустимо возмездие по отношению к преступнику1.

«Скажи (о Мухаммад - А. А.): Придите, и прочту я вам, Что ваш Господь вам запретил: Не прочьте в равные Ему ничто другое;

И не лишайте жизни душу,

Которую Аллах запретной (для убийства сотворил), Иначе, как по праву, (данному Самим Аллахом)». (Коран 6, 151) Аллах запретил мусульманам убивать друг друга и убивать самих себя: «Не убивайте душу, что Аллах Запретной (для убийства) сделал,

Иначе, как по праву, (данному Всевышним)». (Коран 17, 33) Далее в Коране следует уточнение: «О, вы, кто верует! Предписано вам право За смерть (убитых близких) отплатить. За жизнь свободного - свободный, И раб - за жизнь раба, И за жену - жена». (Коран 2, 178) Что касается понятия «по праву», то речь может идти о смертной казни, самозащите и справедливой войне. Эти вопросы представляются отдельным пластом проблемы и не отождествляются с недозволенным убийством, поскольку они основаны на понятиях справедливости и общественного блага, а также на обязанности защищать свою жизнь от гибели. «Человек может быть казнен, если он совершил прелюбодеяние после того, как вступил в брак, или убил другого мусульманина, или отрекся от ислама и покинул мусульманскую общину»2.

Ввиду приведенных фрагментов из перевода смысла Корана становится очевидным, что эвтаназия как убийство-преступление является прямым нарушением установлений Всевышнего.

Эвтаназия является прямым посягательством на понятие всего святого, она оскверняет и жизнь, и смерть. Совершая её, человек отвергает самого Творца. Для мусульманина смерть такова, какой её посылает ему Аллах, в тот момент и таким образом, как это Ему угодно. Инициатора эвтаназии ожидает жестокая участь после смерти. Имам аль-Бухари (810-870 гг.), указывая на предостережение пророка Мухаммада от суицида, приводит такую заповедь: «...если кто-нибудь лишит себя жизни с помощью куска железа, то его будут мучить этим в пламени ада»3. То есть речь идет о наказании, соответствующем способу самоубийства.

2 См.: Там же. - С. 138-139.

2 Там же. - С. 590.

3 Сахих Аль-Бухари (краткое изложение). Мухтасар (полный вариант): Ат-таджрид ас-сарих ли-ахадис аль-джами' ас-сахих (Ясное излож. хадисов «Достоверного сб.»); Сост.: имам Абу-ль-'Аббас Ахмад бин 'Абд ал-Латиф аз-Зубайди (1410-1488/812-893 гг. х.). Пер. с араб., прим. и указ. Нирша В. А. - М.: Умма, 2003. - С. 307 (§632).

Оправдание смерти во избежание страданий не допускается. В доказательство о недопустимости эвтаназии можно привести следующее высказывание пророка Мухаммада: «Жил среди людей один человек, у которого была никак не заживающая и чрезвычайно болезненная рана. Он испытывал такие мучительные боли, что однажды, не в силах терпеть, он взял нож, сделал глубокий порез на руке и вскоре скончался от потери крови. Всевышний Аллах сказал: «Мой слуга сам опередил Меня. Я запретил ему Рай»1.

Для того, чтобы у тяжелобольного в муках и страданиях не возникало греховных помыслов, он должен быть окружен заботой любимых и близких ему людей. Моральная поддержка и сострадание родственников и друзей поможет ему сосредоточиться на своих внутренних духовных ресурсах и забыть о физических мучениях. В заключение к этому следует добавить простую истину о том, что никто не знает, какой срок ему отпущен. И какие бы испытания ни выпали на долю верующего, он должен помнить о том, что все подвластно Всевышнему, и только Он один вправе решать, когда прервется жизнь человека2. На первой Международной конференции по исламской медицине (МКИМ) 1981 года в Кувейте был создан проект документа Исламского кодекса медицинской этики. Среди прочих вопросов биоэтики особое внимание было уделено эвтаназии. В кодексе говорится, что «Убийство из милосердия, также, как и суицид, найдет поддержку только в атеистическом образе мышления, полагающем, что после нашей земной жизни следует пустота. Требование убить, чтобы уменьшить страдания, отклоняется, так как в мире нет такой боли, которая бы не облегчалась лекарствами или соответствующей нейрохирургией...»3

Выраженная треть столетия назад позиция по вопросу эвтаназии была подтверждена на XI сессии Исламского Европейского совета по фетвам, проблемам в области права и исследованиям (ECFR) 15 июля 2003 года. ECFR принял заявление, гласящее: «Пациенту запрещено убивать себя; другим лицам также запрещено убивать его, если даже пациент разрешает им совершить это. В первом случае речь идет о самом настоящем самоубийстве, во втором - об убийстве»4. Как и в предыдущем документе, (МКИМ) в настоящем видится допустимым прекращение искусственного поддержания жизни пациентов после того, как наступит клиническая смерть. Аппараты для поддержания вегетативной жизни помогают пациентам дышать и обеспечивают

1 Цит. по: Абралиев Ж., Материалы II Всероссийской молодежной научно-практической конференции «Современные проблемы и перспективы развития исламоведения, востоковедения и тюркологии» / Под общ. ред. Д. В. Мухетдинова. - Нижний Новгород, 2009. -С. 160.

2 См.: Отношение ислама к эвтаназии // Сайт: Islam online. [Электронный ресурс] - URL: http:// www.islamonline.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=1675:2010-03-26-08-54-31&catid=24:islam-and-society&Itemid=57 (дата обращения: 2010-03-26).

3 Отношение ислама к эвтаназии // Сайт: Ислам таймс. [Электронный ресурс] - URL: http:// islam-times.ru/wnews/otnoshenie%20islama%20k%20evtanazii.php. (дата обращения: 201004-04).

4 Islamic religious leadership council rules against euthanasia, assisted suicide. // Сайт католической культуры. [Электронный ресурс] - URL: http://www. catholicculture.org/news/ features/index.cfm ?recnum=23558&repos=4&subrepos=1&searchid=1215727 (дата обращения: 2013-06-13).

их кровообращение, но в том случае, когда эти люди пережили клиническую смерть и лишились всех чувств по причине серьезного повреждения мозга, функционирование таких аппаратов не имеет смысла, поскольку они не только дорого обходятся больницам, но и могут быть использованы более перспективными пациентами,1 - говорится в заявлении .

Также, как и мировая исламская общественность, официальные лица ислама в России высказывают негативное отношение к эвтаназии. Так, зампредседателя Духовного управления мусульман европейской части России, советника главы Совета муфтиев России Фарид Асадуллин сказал: «Подавляющее большинство мусульманских деятелей к эвтаназии относятся отрицательно. В мусульманских странах это однозначно не разрешено и не одобряется»2. Данная позиция базируется на аксиоме, которая состоит в том, что дал человеку жизнь Всевышний, и только Он вправе её отнять.

Представитель Координационного центра мусульман Северного Кавказа в Москве муфтий Шафиг Пшихачев также высказался против эвтаназии. «Мое мнение - частично и мнение религиозных лидеров Кавказа. Человеку дано прожить столько, сколько определяет Всевышний, и человек должен эту жизнь проживать. Наш пророк сказал, что человек не переносит никакие нужды и испытания, кроме как те, через которые Всевышний или снимает с него определенные грехи, или поднимает его степень... Поэтому, конечно, прерывать жизнь, если даже это добровольно, в исламе не приветствуется. Человек должен дожить» - заключил Пшихачев3.

Первый зампредседателя Центрального духовного управления мусульман России муфтий Альбир Крганов призвал «делать все, чтобы сохранять жизни и детей, и стариков, и больных»4. Он считает эвтаназию «несмирением перед Богом»5. «Что нам дано в жизни Богом - мы должны вынести», - убежден Крганов6.

В случае, когда всякая терапия позволила бы лишь на короткое время продлить жизнь больному человеку в невыносимых условиях, ему позволяют умереть. В исламе это не считается эвтаназией как таковой и является допустимым. Больному со смертельной болезнью дают спокойно умереть естественным образом, в краткий срок. Разумеется, такое ответственное решение должно приниматься квалифицированными богобоязненными врачами, самим больным и его родственниками, причем каждый случай рассматривается отдельно. В качестве преднамеренного убийства в исламе расценивается попытка облегчить страдания больному, вызывая смерть инъекцией или отключением жизнеобеспечивающих аппаратов. А добровольный уход, таким образом, рассматривается, как самоубийство. Фактически получается,

1 Там же.

2 Липич О., Самсонова О., Хруль В. Религиозные деятели в «юбилей» эвтаназии рассказали, чем она опасна // Сайт РИА Новости. [Электронный ресурс] - URL: http://ria.ru/ society/20120330/610116370.html (дата обращения: 2012-30-03).

3 Там же.

4 Там же.

5 Там же.

6 Там же.

что любой больной вправе отказаться от медикаментозного вмешательства, однако просьба применить смертельную инъекцию - совсем другое дело. Прекращение внимания со стороны медперсонала недопустимо. «Ислам запрещает посягательство как на свою собственную жизнь, так и на жизнь другого человека, даже если он тяжело или неизлечимо болен. Поэтому практика «пассивной» эвтаназии запрещена»1.

Итак, оправдание смерти во избежание страданий в исламской традиции не допускается. Коран и предание не позволяют говорить о возможности легализации эвтаназии в любых её вариантах «активной» или т.н. «пассивной». Официальные религиозные институты на протяжении десятилетий не предполагают возможности убийства человека по медицинским показаниям.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Коран. Перевод смыслов и комментарии Иман Валерии Пороховой, изд. 8, доп. гл. ред. Мухаммад Саид Аль-Рошд. - М.: РИПОЛ КЛАССИК, - 2006

2. Толкование Священного Корана Абд ар-Рахмана бин Насира ас-Саади. Пер. Кулиева Э. - М.: Умма, 2010. - С. 339.

3. Абралиев Ж., Материалы II Всероссийской молодежной научно-практической конференции «Современные проблемы и перспективы развития исламо-ведения, востоковедения и тюркологии» / Под общ. ред. Д. В. Мухетдинова. -Нижний Новгород, 2009. - С. 160.

4. Медицина и права человека. Нормы и правила международного права, этики, католической, протестантской, иудейской, мусульманской и буддийской религиозной морали. Совет Европы. Европейский Секретариат по научным изданиям А/О ИГ. Пер. с фр. Гаровникова Г. Д. - М.: «Прогресс», «Прогресс-Ин-тер»,1992.

5. Липич О., Самсонова О., Хруль В. Религиозные деятели в «юбилей» эвтаназии рассказали, чем она опасна // Сайт РИА Новости. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://ria.ru/society/20120330/610116370.html (дата обращения: 2012-30-03).

6. Отношение ислама к эвтаназии // Islam online. [Электронный ресурс] -Режим доступа: http://www.islamonline.ru/index.php?option=com_ content&vie w=article&id=1675:2010-03-26-08-54-31&catid=24:islam-and-society &Itemid = 57 (дата обращения: 2010-03-26).

7. Отношение ислама к эвтаназии // Ислам таймс. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://islam-times.ru/wnews/otnoshenie%20islama% 20k%20evtanazii.php. (дата обращения: 2010-04-04).

8. Islamic religious leadership council rules against euthanasia, assisted suicide. // Сайт католической культуры. [Электронный ресурс] - Режим доступа:

1 Медицина и права человека. Нормы и правила международного права, этики, католической, протестантской, иудейской, мусульманской и буддийской религиозной морали. Совет Европы. Европейский Секретариат по научным изданиям А/О ИГ. Пер. с фр. Гаровникова Г. Д. - М.: «Прогресс», «Прогресс-Интер»,1992. - С. 103.

http://www.catholicculture.org/news/ features/index.cfm?recnum= 23558&repos =4&subrepos=1&searchid = 1215727 (дата обращения: 2013-06-13).

Priest Andrey Andrianov, candidate of theology, vice-rector for academic affairs E-mail: prorector44@mail.ru

ISLAMIC TRADITION IN EUTHANASIA

The article considers the Islamic traditional relation to euthanasia. According to the sayings from the Koran, it is not possible to legalize euthanasia. Such authoritative institutions as the European Council for Fatwa, Problems in Law and Research and the International Conference on Islamic Medicine strictly adhere to the tradition. Murder as a charitable act as well as suicide, can find support only in an atheistic way of thinking, which considers that after the earthly life there will be only emptiness.

Key words: Islam, Koran, legalization of euthanasia, justification of death, Saheeh Al-Bukhari, «European Council for fatwas», «International conference on Islamic medicine», sura.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.