ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 12. ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ. 2021. № 1
Вадим Андреевич Подольский,
кандидат политических наук, научный сотрудник сектора истории политической философии Института философии Российской академии наук (ул. Гончарная, д. 12, стр. 1, 109240, Москва, Россия), e-mail: deomniscibili@yandex. ru
ОТНОШЕНИЕ ФРАНЦУЗСКОГО КОНСЕРВАТИЗМА КОНЦА XIX — НАЧАЛА XX В. К СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ НА ПРИМЕРЕ УЧЕНИЙ ГРАФА ДЕ МЕНА И МАРКИЗА ЛА ТУР ДЮ ПЕНА
Цель настоящего исследования —раскрыть отношение французских консерваторов концаXIX— началаXXв. к социальной политике. Для достижения этой цели изучено интеллектуальное наследие двух ключевых консервативных авторов Франции конца XIX — начала XX в., графа де Мена и маркиза ла Тур дю Пена. Исследован интеллектуальный и политический контекст развития их воззрений. Из их сочинений извлечены рассуждения, относящиеся к социальной политике. Был использован сравнительно-исторический подход для изучения тех авторов, которые повлияли на исследуемых консерваторов и тех, на кого они оказали влияние. Были проанализированы нормативно-правовые документы и изучено развитие институтов, чтобы оценить воздействие де Мена и ла Тур дю Пена на законы и практики. Выявлены важнейшие идеи двух авторов в контексте социальной политики: опора на католическую церковь и христианские нормы в социальных вопросах, корпоративная организация общества, ответственность высших классов. Оба автора предлагали пенсии, пособия при болезни и безработице, медицинскую страховку.
Ключевые слова: граф де Мен, маркиз ла Тур дю Пен, Франция, социальная политика, консерватизм, корпоративизм.
Vadim Andreevich Podolsky,
Kandidat of Political Sciences, Research Fellow, Department of History of Political Philosophy, Institute of Philosophy, Russian Academy of Sciences (Goncharnaya ul. 12/1, Moscow 109240, Russia), e-mail: deomniscibili@ yandex.ru
THE ATTITUDE OF THE FRENCH CONSERVATISM OF THE LATE 19th — EARLY 20th CENTURY TOWARDS SOCIAL POLICY: THE CASE OF COUNT ALBERT DE MUN AND MARQUIS DE LA TOUR DU PIN
The article analyses the attitude of French conservative thinkers of the late 19th — early 20th century towards social policy, drawing on the intellectual heritage of two conservative authors, namely Adrien Albert Marie, Comte de Mun and Henriette-Lucy, Marquise de La Tour du Pin. The article provides the intellectual and political context in which the two thinkers developed their views regarding social policy. The analysis draws on comparative and historical methods to trace both, the intellectual milieu influencing the two conservative thinkers and their own ascendancy on other intellectuals of the time. The article also relies on a series of legal documents and traces the development of social institutions in order to estimate the influence that Comte de Mun and Marquise de La Tour du Pin had upon laws and practices. The research finally identifies the most important ideas of the two authors in the context ofsocial policy: reliance on the Catholic church and Christian norms in social issues, corporative organisation of the society, responsibility of the upper class. Based on this set of ideas, indeed, both authors suggested the introduction of retirement schemes, sickness and unemployment benefits and medical insurance.
Key words: count de Mun, Marquis La Tour du Pin, France, social policy, conservatism, corporatism.
В настоящем исследовании будут изучены взгляды французских консервативных мыслителей Адриена-Альбера Мари, графа де Мена (1841-1914), и Франсуа-Рене де ла Тур дю Пена Шамбли, маркиза де ла Шарс (1834-1924), на социальную политику. Будут рассмотрены их понимание социальной справедливости и предложения по регулированию общественных, политических и экономических отношений.
Актуальность исследования в сфере французского консерватизма обусловлена рядом причин. Во-первых, это вопрос изучения социальной политики, организованной по корпоративному принципу, который показывает свою эффективность и был разработан консервативными мыслителями. Во-вторых, это способы сохранения идентичности и культурного наследия через опору на традиции и религию. В-третьих, это проблема общественного мира и способов представительства существующих интересов. Научная новизна работы состоит в том, что в русскоязычной научной литературе практически отсутствуют подробные исследования творческого наследия графа де Мена и маркиза ла Тур дю Пена. Из отдельных работ можно назвать лишь статью российского юриста Н.Н. Кравченко о графе де Мене как поборнике идеи международно-правовой защиты рабочих, которая была опубликована в журнале «Право» в 1914 г.1 В советской историографии авторы упоминались преимущественно в негативном ключе: советские издатели переняли позицию французских социалистов, которые видели в де Мене и ла Тур дю Пене
1 Кравченко Н.Н. Гр. Альберт де-Мэн как поборник идеи международно-правовой защиты рабочих // Право. 1914. № 43. Стб. 2924-2927.
реакционеров, стремившихся похитить их инициативу. Примером может служить книга М.М. Шейнмана «Христианский социализм: история и идеология»2.
Англоязычными исследователями эти авторы также изучены мало. Де Мену посвящена диссертация сестры Мириам Линч из Католического университета Америки «Организованное социальное служение Альбера де Мена» и монография американского историка Б. Мартина «Альбер де Мен: паладин Третьей республики»3. Ла Тур дю Пену посвящены работы американских историков М. Элбоу «Французская корпоративная теория 1789-1948: глава в истории идей» и К.О. Блума «Критики Просвещения: прочтение французской контрреволюционной традиции», диссертация Дж. Сладки из Американского католического университета4.
На французском языке биографии де Мена составили его товарищ и соратник Ж. Пиу, журналист В. Жиро, его конкурент по организации католических объединений М. Санье5. Французский историк А. Ролле, специализирующийся на социальном католицизме, посвятил де Мену книгу «Альбер де Мен и католическая партия», а архивист Ш. Молетт написал о его социальных рассуждениях6. Масштабную работу по изучению наследия де Мена проделал французский историк Ф. Левиллэн7. В 2019 г. историк Э. Коке издал монографию «Альбер де Мен и отделение церкви от государства»8.
Важнейшие труды самого де Мена — это «Моя социальная работа» (1908), посвященная созданию религиозных кружков для рабочих, и «Вчерашние и сегодняшние битвы» (1910), описывающая
2 Шейнман М.М. Христианский социализм: история и идеология. М.: Наука,
1969.
3 Lynch M. The Organized Social Apostolate of Albert de Mun. Washington: Catholic University of America Press, 1952; Martin B.F. Count Albert de Mun: Paladin of the Third Republic. Chapel Hill: The University of North Carolina Press, 1978.
4 Elbow M.H. French Corporative Theory, 1789-1948: A Chapter in the History of Ideas. New York: Columbia University Press, 1953; Blum C.O. Critics ofthe Enlightenment: Readings in the French Counter-revolutionary Tradition. Wilmington: ISI Books, 2004; Sladky J. A Program for a Christian Social Order: The Organic Democracy of René de La Tour du Pin: A Dissertation. Washington: School of Theology and Religious Studies of the Catholic University of America, 2012.
5 Giraud V. Un grand Français. Paris: Bloud et Gay, 1918; Piou J. Le comte Albert de Mun: Sa vie publique. Paris: Edition Spes, 1925; Sangnier M. Albert de Mun. Paris: F. Alcan, 1932.
6 Rollet H. Albert de Mun et le parti catholique. Paris: Éditions contemporaines, Boivin & Cie, 1947; Molette C. Albert de Mun, 1872-1890: exigence doctrinale et préoccupations sociales chez un laïc catholique, d'après des documents inédits. Paris: Beauchesne, 1970.
7 Levillain P. Albert de Mun. Catholicisme français et catholicisme romain du Syllabus au ralliement. Rome: Ecole française de Rome, 1983.
8 Coquet É. Albert de Mun et la séparation de l'Église et de l'État (1904-1907). Paris: Les Éditions du Cerf, 2019.
борьбу за свободу религиозных школ и конгрегаций. Также с 1871 по 1902 г. публиковались сборники с текстами его заметок и публичных выступлений.
Идеям ла Тур дю Пена посвящены работы двух его последователей: Р. Семишона («Социальные и политические идеи ла Тур дю Пена, изложенные по его книге "Этапы пути"») и Р. Гийермена («Социальная доктрина ла Тур дю Пена»)9. В 1963 г. аббат Робер Талми написал работу «Об источниках социального католицизма: школа ла Тур дю Пена», а в 2008 г. историк А. Мюрат опубликовал книгу «Ла Тур дю Пен и его время»10.
Сам ла Тур дю Пен в 1907 г. выпустил сборник статей под заголовком «К христианскому социальному порядку». В 1909 г. он опубликовал сборник определений «Афоризмы о социальной политике».
За 100 лет после революции 1789 г. во Франции сменилось две монархии, две империи и две республики. В 1871 г. после поражения Франции в войне с Пруссией сформировалась Третья республика. Важнейшими политическими силами при новом режиме были две группы, объединенные неприязнью к монархии и антиклерикальными настроениями: республиканцы-либералы, в парламенте известные как оппортунисты, и радикалы. Консерваторы во Франции, в отличие от партии тори в Британии и республиканцев в Америке, не могли объединиться: треть из них были сторонниками восстановления рухнувшей империи, треть поддерживали Орлеанский дом, треть — Бурбонов. Тем не менее республиканцы опасались контрреволюции и постоянно боролись с консерваторами и церковью, в которой видели их опору. Помимо этого, либералы зачастую были крупными фабрикантами и не желали проводить социальные реформы, которых требовали радикалы. Чтобы не терять поддержку радикалов, республиканцы постоянно принимали законы против церкви, в первую очередь ограничивавшие деятельность конгрега-ций и право католической церкви преподавать, хотя до 50 % детей во Франции в конце XIX в. обучались в католических школах11.
Де Мен и ла Тур дю Пен были в числе наиболее заметных консервативных фигур Третьей республики. Они происходили из знатных древних аристократических родов, служили в армии и познакомились в Алжире, а затем вместе попали в плен после разгрома французов прусской армией в 1871 г. Оба прочитали книгу като-
9 Semichon R. Les idees sociales et politiques de La Tour Du Pin, exposées d'après son livre "Jalons de Route". Paris: Editions Gabriel Beauchesne et ses Fils, 1936; Guillermain R. La Doctrine sociale de La Tour du Pin. Paris: Cercle La Tour du Pin, 1937.
10 Talmy R., abbé. Aux sources du catholicisme social, l'École de la Tour du Pin. Tournai: Desclée, 1963; Murat A. La Tour du Pin en son temps. Versailles: Via Romana, 2008.
11 Martin B.F. Op. cit. P. 32.
лического философа Эмиля Келлера «Энциклика 8 декабря 1864 г. и принципы 1789 г., или церковь, государство и свобода» (1865), в которой тот рассуждал о том, что революционные идеи свободы, равенства и братства отрезали человека от семьи, короля и Бога, критиковал борьбу классов, упразднение гильдий и индивидуализм, разрушивший общество. Оба решили, что предпримут усилия по восстановлению французских традиций и примирению общества, расколотого враждой, проявившейся, в частности, в коммуне 1871 г. Де Мен познакомился с опытом Мориса Маньена в специализирующемся на помощи нуждающимся братстве Сен-Венсан дю Поль: Маньен еще в 1860-е гг. создавал религиозные объединения для рабочих, чтобы сохранить общественный мир. Де Мен согласился выступить перед одним из таких объединений, и его речь встретила одобрение.
Вместе с ла Тур дю Пеном он решил создать кружки, которые, подобно древним гильдиям, служили бы для объединения рабочих и работодателей и для нравственного восстановления общества на фундаменте католической веры, их поддержала консервативная газета Le Figaro12. В 1870-80-е гг. они учредили несколько сотен кружков, в которые входило около 50 тыс. человек13. В кружках предоставлялась бесплатная еда, были учреждены школы, банки для хранения сбережений и выдачи займов. Члены кружков должны были принадлежать к католической церкви. Общий успех был ограниченным: кружкам противостояли и владельцы фабрик, и церковь, поскольку видели в них аналог опасных профсоюзов, а рабочие им не доверяли14.
Благодаря полученной популярности, де Мен в конце 1870-х гг. смог избраться в парламент15 и стал известен как хороший оратор, а также как автор заметок в газетах. Столкнувшись с нападками республиканцев на церковь, де Мен разработал философию для защиты католицизма. Он изучал таких авторов, как Луи де Бональд, Жозеф де Местр, Хуан Доносо Кортес, а также папскую энциклику 1864 г. «Список заблуждений». Де Мен пришел к выводу, что декларация прав человека вошла в противоречие с божественным правом, пренебрежение которым ведет к развалу общества. Он был убежден, что обществу необходимо следовать принципам католической церкви, чтобы божественный закон применялся во всей своей полноте. Не прекращать проповедь и воспитывать людей, которые сделают эти принципы правилом своей частной и общественной жизни; показать
12 Ibid. P. 7-15.
13 Ibid. P. 46.
14 Ibid. P. 16-17.
15 Ibid. P. 30.
пример в работе кружков через труд классов-собственников на благо рабочих классов; работать без устали, чтобы внедрить эти принципы в повседневную жизнь и создать организованную силу, которая смогла бы сделать так, чтобы они воплотились в виде законов и социальных учреждений страны, — такова цель кружков, объявивших войну революции, как считал де Мен16.
Смыслом социального законодательства для де Мена в первую очередь было восстановление христианского общества, возвращение рабочих в церковь: выражаясь словами Пиу, «Евангелие вместо революции и братство вместо вражды»17. Он пытался вернуть свободу конгрегациям католической церкви, свободу преподавания для католических школ, запрет на развод18. В некоторые периоды его работа была успешной и ему удавалось убеждать республиканцев не применять строгие законы, введенные против церкви. Де Мен считал, что не может быть религиозного мира без социального. Выступая в 1885 г. в университете Левена на мероприятии, посвященном возможностям церкви решать социальные вопросы современности, по совету ла Тур дю Пена де Мен назвал три важнейшие цели церкви: образование, социальное законодательство, корпорации19. Де Мен пришел к убеждению, что примирение общества будет достигнуто, если высшие классы возьмут на себя ответственность за социальное служение, опираясь на католицизм и французские традиции, и пытался объединить консерваторов, но аристократия, как и при старом
режиме, в основном либо не интересовалась судьбами народа, либо
20
презирала его20.
Де Мен призывал работодателей защищать рабочих не меньше, чем капитал, относиться к ним гуманно. Де Мен не соглашался с теми консерваторами, которые, подобно социалистам, говорили о субстанциальном противоречии между рабочими и работодате-лями21. Он предупреждал работодателей, что если игнорировать
интересы рабочих и не объединить общество с помощью церкви,
22
то это создаст условия для прихода социализма22.
Де Мен разделял идеи многих социалистов, таких, к примеру, как Жан Жорес, и видел в своем импульсивном и тактическом сотрудничестве с социалистами доказательство непоправимого банкротства
16 DeMun A. Ma vocation Sociale: Souvenirs de la fondation de l'Oevre des cercles Catholiques d'Ouvriers, 1871-1875. Paris: P. Lethielleux, 1908. P. 251.
17 Piou J. Op. cit. P. 162-163.
18 De Mun A. Combats d'hier et d'aujourd'hui. 2ère série: Lendemains de séparation. Paris: P. Lethielleux, 1910. P. 70.
19 Levillain P. Op. cit. P. 805.
20 Martin B.F. Op. cit. P. 83.
21 Ibid. P. 124.
22 Ibid. P. 212.
либерализма и неизбежное наступление христианского общества23. При этом себя он социалистом никогда не считал, утверждая, что если социализм — это революция, то он сам — непримиримая контрреволюция24. Из-за антиклерикальных и антимилитаристских настроений социалистов де Мен видел в них угрозу и считал, что сочувствующий рабочим католицизм — это необходимая альтер-натива25. Де Мен спорил с социалистами, возражая против идеи, что институт частной собственности наносит вред рабочим: по его мнению, попытка выстроить общество заново по принципам социализма принесла бы всем, в том числе и рабочим, кровавые страдания26. По словам Пиу, де Мен удивил социалистов переводом социальной проблематики в религиозный контекст27. Противники де Мена из числа левых уважали его за последовательность в защите интересов рабочих28.
Де Мен собирал точные данные о положении рабочих и всех социальных вопросах через кружки29, считал, что одной благотворительности недостаточно для устойчивого улучшения положения рабочих30. Активно участвовал в формировании социального законодательства и поддерживал законопроекты социалистов, что нередко вызывало критику со стороны консерваторов. Он выразил идею советов по арбитражу внутри корпораций для разрешения конфликтов между рабочими и работодателями31. Де Мен защищал право рабочих на забастовки32 и создание профсоюзов33. Вместе с радикалами в 1889 г. он ввел ограничения на ночной труд для женщин и защищал идею минимальной зарплаты, которая была введена лишь через полвека — в 1950 г.34, а вместе с оппортунистами запретил труд детей младше 13 лет, ограничил рабочий день для женщин и детей. Благодаря его участию в 1909 г. был введен отпуск для беременных35. Он пытался запретить работу по воскресеньям, выступал за внедрение страховки от несчастного случая на производстве, болезни и потери работы, создание пенсионных фондов для
23 Levillain P. Op. cit. P. 1020.
24 Ibid. P. 617.
25 Martin B.F. Op. cit. P. 210-211.
26 Ibid. P. 111.
27 Piou J. Op. cit. P. 162-163.
28 Sladky J. Op. cit. P. 212.
29 Martin B.F. Op. cit. P. 91.
30 Ibid. P. 213.
31 Sladky J. Op. cit. P. 212.
32 Martin B.F. Op. cit. P. 212.
33 Ibid. P. 53.
34 Sowerwine C. France since 1870. Culture, Politics and Society. London: Palgrave Macmillan, 2018. P. 247.
35 Martin B.F. Op. cit. P. 91.
рабочих36. Де Мен желал, чтобы корпорации, а не государственная бюрократия, управляли пенсионными фондами, и разработал децентрализованную адресную пенсионную систему. Он возражал против идеи единого пенсионного возраста, отмечая, что шахтеры обычно не доживают до 65 лет37. Его выступления повлияли на то, что в 1898 г. в стране закон о несчастных случаях на производстве определял ответственность работодателей, в 1900 г. предельная продолжительность рабочего дня была установлена на уровне 11 часов, в 1906 г. был введен обязательный 24-часовой еженедельный выходной38. Уже после Первой мировой войны во Франции ввели законодательство, которое позволяло работникам вести торг с работодателями, а также была создана действующая по сей день Французская конфедерация христианских рабочих — наследница кружков де Мена39.
В 1886 г., когда бурный рост кружков прекратился, он создал ассоциацию католической молодежи, численность участников которой к 1914 г. достигла 140 тыс. человек40. В 1897 г. де Мен был принят во Французскую академию наук41.
Де Мен и Жак Пиу несколько раз пытались создать католическую партию и в 1901 г. учредили Партию свободного действия, которая была нацелена на то, чтобы собрать голоса всех, кто возражал против крайне антиклерикальной политики оппортунистов42. Партия получила щедрое финансирование, создала большую сеть газет по всей стране и набрала достаточно большое количество членов: 160 тыс. человек против 35 тыс. у социалистов. Жак Пиу говорил, что де Мен пытался учредить «демократию тори» во Франции43. В программу партии включили льготные займы и медпомощь для нуждающихся. Партийные газеты призывали к вводу минимальной зарплаты, обеспечению достойных условий труда, сокращению рабочего времени и обеспечению выходных, созданию пенсий, вводу страхования от болезней, несчастных случаев и безработицы44. Однако партия на первых своих выборах получила лишь 15 % голосов, а на последующих — еще меньше45.
36 Ibid. P. 61.
37 Ibid. P. 148-149.
38 Moon P. T. The Labor Problem and the Social Catholic Movement in France: A Study in the History of Social Politic. New York: Macmillan, 1921. P. 108.
39 Passmore K. The Right in France from the Third Republic to Vichy. Oxford: Oxford university press, 2013. P. 224.
40 Rater-Garcette C. La professionnalisation du Travail social: Action sociale, syndicalisme, formation, 1880-1920. Paris: L'Harmattan, 1996. P. 146.
41 Martin B.F. Op. cit. P. 120.
42 Ibid. P. 146.
43 Ibid. P. 169.
44 Ibid. P. 162-166.
45 Ibid. P. 153.
Если де Мен отличался ораторскими способностями, то ла Тур дю Пен был сильнее в теоретизации. Размышляя о причинах Парижской коммуны, ла Тур дю Пен обратился к трудам известного консервативного экономиста Фредерика ле Плея, автора масштабных и детальных исследований жизни рабочих. Ле Плей защищал идею корпораций и говорил о роли семьи в сохранении стабильности общества. Также ла Тур дю Пен перенял идею свободы групп от де Бональда46 и вслед за бывшим священником Югом-Фелисите Робером де Ламне и экономистом Филиппом Бюшезом обсуждал политический смысл корпораций. Также на ла Тур дю Пена сильно повлияли немецкий теоретик социальной политики католической церкви епископ Майнца фон Кеттелер и претендент на французский престол граф Шамбор. В двух своих важнейших книгах — «Свобода, власть и церковь» (1862) и «Рабочий вопрос и христианство» (1864) — Кеттелер писал о тяжелом положении рабочего класса, угрозе перехода либерализма в социализм и насильственного перераспределения. Решение социальных проблем он видел в восстановлении гильдий и корпоративной структуры общества, государственном вмешательстве, благотворительности и крепких семьях47. Граф Шамбор в 1865 г. опубликовал циркулярное письмо «О состоянии рабочих», где он поддержал идею корпораций и легальных объединений рабочих, раскритиковав капиталистический индивидуализм48. В 1880-е гг. ла Тур дю Пен познакомился с размышлениями австрийского консерватора, критика капитализма и теоретика корпораций Карла фон Фогельзанга, которые также оказали на него заметное влияние49.
В 1884 г. ла Тур дю Пен по просьбе епископа Лозанны и Женевы Гаспара Мермийо возглавил группу специализирующихся на социальных вопросах католиков, которая стала известна как «Фри-бургский союз». Эта группа обратилась к папе римскому Льву XIII с просьбой высказаться о положении рабочих. Еще в энциклике 1884 г. «Человеческий род» папа защищал корпоративные идеи в духе Кеттелера, Фогельзанга и др. Энциклика «О новых делах» 1892 г. стала основополагающим документом социальной доктрины католической церкви. При подготовке энциклики папа обращался к де Мену с просьбой предоставить информацию об опыте организации кружков рабочих. Только церковь, по мнению папы, могла
46 Sladky J. Op. cit. P. 437.
47 Ibid. P. 145-153.
48 Ibid. P. 201.
49 Ibid. P. 205.
объединить работника и рабочего в духе милосердия и тем самым решить социальную проблему50. Он считал, что государство должно дать рабочим право на забастовки и объединения, ограничивать длительность рабочего времени, обеспечивать безопасность и морально приемлемые условия труда, регулировать труд женщин и детей, обеспечивать отдых в воскресенья и праздники, обеспечивать справедливую зарплату, которая может поддерживать семью, создавать условия для того, чтобы частной собственностью владело как можно больше граждан51.
В энциклике папа римский Лев XIII поддержал Французскую Республику и призвал католиков Франции сплотиться вокруг нового строя. Де Мен достаточно легко отказался от монархизма, но ла Тур дю Пен не смог принять эту идею и дистанцировался от де Мена52. Папа неоднократно выражал поддержку де Мену, а сам де Мен видел в идее сплочения шанс на победу католиков в новой, республиканской среде53.
Монархическая идея была важнейшей в социальной философии ла Тур дю Пена. Он видел параллель в организации семьи и монархического государства, а семью называл базовой единицей государства. Ключ к христианскому социальному порядку, по его мнению, — это семья. Страна и семья монархичны, без единства управляющей воли в обоих случаях происходит распад54. Государство поэтому должно защищать свою опору, а именно: институт брака, права родителей, дисциплину в семье, семейную собственность. Ла Тур дю Пен рассуждал, что государство должно обеспечивать особое представительство главы семьи в государстве. Семья — постоянна, гарантирует устойчивость институтов; индивид — эфемерен, а индивидуализм как эгоизм ла Тур дю Пен возводил к Каину. Индивидуализм — это революция55.
Через идею семьи ла Тур дю Пен начинал рассуждения о вопросе справедливости и надлежащей общественной организации. По мнению ла Тур дю Пена, зарплата может считаться достойной, если ее хватает не только работнику, но и его семье для обеспечения периодов детства, болезни или старости, которые занимают почти половину жизни, безработицы и несчастных случаев, оплаты по-
50 Martin B.F. Op. cit. P. 92.
51 Sladky J. Op. cit. P. 247.
52 Ibid. P. 218.
53 Martin B.F. Op. cit. P. 64.
54 De La Tour du Pin R. Vers un ordre social chrétien: jalons de route, 1882-1907. 3ème éd. Paris: Nouvelle Libraire Nationale, 1917. P. 178.
55 Ibid. P. 177.
требностей женщин и детей, которые не могут зарабатывать самостоятельно56.
Ла Тур дю Пен считал, что смысл сообщества — обеспечить существование своих членов. По его мнению, либералы отказывают членам общества в безусловном праве на существование, как язычники отказывали изгоям. Либералы считают, что люди, как и животные, находятся на поле боя, с которого сильные должны изгнать слабых, истребляя их57. Он обращает внимание на то, что собственность как плод общественной работы имеет социальную функцию, и она должна приносить пользу не только владельцу, но и обществу. Это христианское понимание собственности, сформированное средневековыми юристами в противоположность взглядам древних. Язычники древности понимали право собственности как исключительное право пользоваться благом, а не право пользоваться им, чтобы передать другим. Он отмечает, что современная школа вернулась к языческому и бесчеловечному пониманию собственности: либерализм разлагает общество58. Ла Тур дю Пен убежден, что именно капитализм создал пауперизм как пропасть между бедными и богатыми59. Стабильный политический порядок не может быть возведен на нестабильном социальном порядке, пишет ла Тур дю Пен, поскольку народ начинает ненавидеть несправедливый порядок и вымещает зло на государстве. Чтобы люди приняли консерватизм, необходимо дать им то, что следует сохранять, считает ла Тур дю Пен60.
Либерализм, рассуждает ла Тур дю Пен, не защитил рабочих, и анархия либерализма превратится в деспотию социализма. По мнению ла Тур дю Пена, либерализм и социализм — это две болезни, происходящие из одного источника — революции61. Государственный капитализм, отмечает ла Тур дю Пен, не может быть прогрессивной альтернативой: фактически он представляет собой скрытый переход к крепостному труду62.
Человек — это религиозное существо, а каждый социальный строй основан на религиозной концепции. Церковь — это душа общества, убежден ла Тур дю Пен. Государство должно уважать церковь, защищать ее от нападок, подчинить ей общество, разрешать церкви
56 De La Tour du Pin R. Aphorismes de politique sociale. 3ème éd. Paris: Gabriel Beauchesne, 1930. P. 69.
57 Ibid. P. XXXVI.
58 Sladky J. Op. cit. P. 235-236.
59 De La Tour du Pin R. Vers un ordre social chrétien. P. 186-187.
60 Ibid. P. 37.
61 Ibid. P. 38.
62 Ibid. P. 210.
проповедовать и преподавать, в том числе социальное учение63. Социализм — это религия, поскольку видит только классовую борьбу, игнорируя мир64. Социализм не учитывает, что общество не может преодолеть природное неравенство, не вредя природе. Общество должно компенсировать это неравенство и противостоять социализму с помощью организаций, вдохновленных духом братства, относясь к людям по-христиански, как к детям одного отца65. Там, где недостает любви к ближнему, должны применяться юридические ограничения66. Ла Тур дю Пен считает справедливой защиту промышленных рабочих. Справедливы ограничения на работу женщин и детей вне дома, ограничение продолжительности рабочего дня, запрет на работу по воскресеньям, справедливы ограничения на работу при определенном состоянии здоровья, справедливы компенсации работникам при несчастных случаях и помощь при болезни, защита при старости и безработице67.
Благотворительность поддерживает справедливость, отмечает ла Тур дю Пен, но благотворительность помогает лишь одному из десяти нуждающихся и ее одной недостаточно68. Он соглашается с распространенным утверждением о том, что государство не обязано обеспечивать своих членов, но тут же уточняет, что общество — обязано, поэтому его следует организовать в формате корпораций, поскольку иначе благотворительности или государственной помощи не хватит на всех69. Социальная политика при этом должна организовывать общество по профессиям, поскольку деление на классы ведет к вражде70.
Ла Тур дю Пен в своем сборнике афоризмов определял социальную политику как искусство правления, нацеленное на служение, а не на эксплуатацию. Консерваторы должны привлекать в свои ряды людей правды и справедливости через социальную политику. Согласно логике социального консерватизма, рабочий вопрос касается не только материальных благ, но и состояния морали. Решение современных общественных проблем ла Тур дю Пен видел в государственном регулировании конкуренции и организации корпораций71. Он
63 Sladky J. Op. cit. P. 441.
64 De La Tour du Pin R. Vers un ordre social chrétien. P. 165-166.
65 De La Tour du Pin R. Aphorismes de politique sociale. P. XXXV.
66 De La Tour du Pin R. Vers un ordre social chrétien. P. 14.
67 De La Tour du Pin R. Aphorismes de politique sociale. P. 30.
68 De La Tour du Pin R. Vers un ordre social chrétien. P. 186.
69 Ibid. P. 191.
70 Ibid. P. 193.
71 De La Tour du Pin R. Aphorismes de politique sociale. P. 69.
предупреждал, что одних декретов было бы недостаточно для восстановления корпораций: требовалось их органическое развитие72.
В отличие от пустого революционного лозунга братства, братство корпорации конкретно и практично73. Иерархическая корпорация — естественная, историческая и христианская форма объединения, которая гарантирует примирение классов, их взаимное уважение. Консерваторы помнят, что христианские государства возникли из корпораций, обладавших древними правами. В корпорации должен действовать принцип лояльности, каждый из членов должен в какой-то степени участвовать в управлении и владеть средствами производства, а соблюдение интересов всех, защита от эксплуатации и безработицы, помощь семьям членов корпорации должны быть гарантированы корпоративной собственностью и системой контрактов. Корпорация должна иметь законное право не только на юрисдикцию над своими членами, но также на представительство интересов перед государственной властью74.
Ссылаясь на Фредерика ле Плея, ла Тур дю Пен называет подлинно представительной феодальную систему, сочетавшую демократию в городе, аристократию в провинции и монархию в семье и государстве75. Следуя за Монтескье, ла Тур дю Пен выделял у корпораций судебную власть для решения споров между членами, законодательную для учреждения правил, исполнительную для управления собственностью76. Ла Тур дю Пен отмечал, что корпорация — государство внутри государства, что неприемлемо для либерализма и социализма, поскольку претендует на ограничение власти большинства над меньшинством77.
Государство должно признавать корпорации, чтобы они устанавливали стандарты производства, как ранее это делали гильдии, которые регулировали рабочие процессы, гарантировали безопасность, предоставляли страховку. Сокращение числа сфер, подведомственных государству, позволит повысить эффективность выполнения регулятивных, социальных и экономических функций78. Корпорации как группы-посредники между государством и индивидом защищают общество и снизу, от злоупотреблений индивидом свободой, и сверху, от неограниченной власти государства79.
72 De La Tour du Pin R. Vers un ordre social chrétien. P. 14.
73 Ibid. P. 317.
74 Ibid. P. 191-192.
75 Ibid. P. 250.
76 Ibid. P. 31.
77 Ibid. P. 24.
78 Sladky J. Op. cit. P. 335.
79 Ibid. P. 343.
Из общих средств корпорации должны выплачиваться пособия по безработице для рабочих, пенсии, оплачиваться профессиональное обучение, предоставляться займы. И работник, и рабочий должные делать взносы в этот фонд, рабочие должны работать некоторое время, чтобы получить право доступа к общему фонду. Идеи ла Тур дю Пена были реализованы в тех видах страховки, которые работники во Франции имеют сегодня80.
Ла Тур дю Пен объединил идеи средневековых гильдий с идеей французских сословий до революции. Сладки отмечает, что теория ла Тур дю Пена, вопреки обычным для консерватизма установкам на скептицизм и эмпиризм, напоминает попытки некоторых французских политических философов XVIII в. выработать чертежи для общества и в доктринальной манере попытаться приспособить общество к своему предначертанному плану81.
Ла Тур дю Пен оказал серьезное влияние на монархиста Шарля Морраса: в 1905-1912 гг. он состоял во «Французском действии», но покинул организацию из-за религиозных разногласий и агрессивности организации. Возможно, он также повлиял на Эмиля Дюркгейма, который прямо не ссылался на ла Тур дю Пена, но рассуждал о корпорациях как средстве преодоления ощущения изоляции индивида в современном обществе. Влияние ла Тур дю Пена заметно в энциклике папы римского Пия XI «Сороковой год» (1931), где защищается корпоративная организация общества. Папа Пий XI считал, что необходимы значимые изменения в социальной структуре либерального общества, поскольку рынок труда стал полем боя между классами, в котором общество разрушалось. Канцлер Австрии Дольфус и премьер Португалии Салазар строили в своих странах корпоративизм на базе «Сорокового года». Причем Салазар учился у Морраса, ученика ла Тур дю Пена. Также ла Тур дю Пен повлиял на Петена, руководителя коллаборационистского режима
Виши82.
Идеи ла Тур дю Пена и де Мена формируют ветвь консерватизма, близкого к британскому тори-социализму, но, в отличие от последнего, не создавшего системообразующую политическую силу. Тем не менее они сыграли большую роль в формировании социального законодательства во Франции в конце XIX — начале XX в. Они стремились использовать социальный вопрос для преодоления раскола между классами в обществе, опираясь на религиозное восприятие ответственности и предлагая корпоративистскую организацию. Оба автора были востребованы в 1930-е гг. на фоне распростране-
80 Ibid. P. 442.
81 Ibid. P. 446-450.
82 Ibid. P. 420-434.
ния популярности корпоративизма, но позднее были забыты, когда идеология была скомпрометирована.
Для Франции будет полезно обратиться к своему консервативному наследию для сохранения идентичности, основанной на католицизме, идее ответственности, корпоративной солидарности и уважении к традициям. Схемы ла Тур дю Пена и де Мена близко подходят к корпоративной системе социальной политики, сложившейся во Франции. Корпоративная организация обеспечит преодоление культурного разрыва между мигрантами и коренным населением через общность профессиональной деятельности. Для России идеи де Мена и ла Тур дю Пена представляют интерес как один из вариантов консервативной традиции, а также для изучения опыта организации социальной политики по корпоративному принципу.
ЛИТЕРАТУРА
Кравченко Н.Н. Гр. Альберт де-Мэн как поборник идеи международно-правовой защиты рабочих // Право. 1914. № 43. Стб. 2924-2927.
Шейнман М.М. Христианский социализм: история и идеология. М.: Наука,
1969.
Blum C.O. Critics of the Enlightenment: Readings in the French Counterrevolutionary Tradition. Wilmington: ISI Books, 2004.
CoquetÉ. Albert de Mun et la séparation de l'Église et de l'État (1904-1907). Paris: Les Éditions du Cerf, 2019.
De La Tour du Pin R. Aphorismes de politique sociale. 3ème éd. Paris: Gabriel Beauchesne, 1930.
De La Tour du Pin R. Vers un ordre social chrétien: jalons de route, 1882-1907. 3ème éd. Paris: Nouvelle Libraire Nationale, 1917.
De Mun A. Combats d'hier et d'aujourd'hui. 2ère série: Lendemains de séparation. Paris: P. Lethielleux, 1910.
De Mun A. Ma vocation Sociale: Souvenirs de la fondation de l'Oevre des cercles Catholiques d'Ouvriers, 1871-1875. Paris: P. Lethielleux, 1908.
Elbow M.H. French Corporative Theory, 1789-1948: A Chapter in the History of Ideas. New York: Columbia University Press, 1953.
Giraud V. Un grand Français. Paris: Bloud et Gay, 1918.
Guillermain R. La Doctrine sociale de La Tour du Pin. Paris: Cercle La Tour du Pin, 1937.
Levillain P. Albert de Mun. Catholicisme français et catholicisme romain du Syllabus au ralliement. Rome: Ecole française de Rome, 1983.
Lynch M. The Organized Social Apostolate of Albert de Mun. Washington: Catholic University of America Press, 1952.
Martin B.F. Count Albert de Mun: Paladin of the Third Republic. Chapel Hill: The University of North Carolina Press, 1978.
Molette C. Albert de Mun, 1872-1890: exigence doctrinale et préoccupations sociales chez un laïc catholique, d'après des documents inédits. Paris: Beauchesne, 1970.
Moon P. T. The Labor Problem and the Social Catholic Movement in France: A Study in the History of Social Politic. New York: Macmillan, 1921.
Murat A. La Tour du Pin en son temps. Versailles: Via Romana, 2008.
Passmore K. The Right in France from the Third Republic to Vichy. Oxford: Oxford university press, 2013.
Piou J. Le comte Albert de Mun: Sa vie publique. Paris: Edition Spes, 1925.
Rater-Garcette C. La professionnalisation du Travail social: Action sociale, syndicalisme, formation, 1880-1920. Paris: L'Harmattan, 1996.
Rollet H. Albert de Mun et le parti catholique. Paris: Éditions contemporaines, Boivin & Cie, 1947.
Sangnier M. Albert de Mun. Paris: F. Alcan, 1932.
Semichon R. Les idees sociales et politiques de La Tour Du Pin, exposées d'après son livre "Jalons de Route". Paris: Editions Gabriel Beauchesne et ses Fils, 1936.
Sladky J. A Program for a Christian Social Order: The Organic Democracy of René de La Tour du Pin: A Dissertation. Washington: School of Theology and Religious Studies of the Catholic University of America, 2012.
Sowerwine C. France since 1870. Culture, Politics and Society. London: Palgrave Macmillan, 2018.
Talmy R., abbé. Aux sources du catholicisme social, l'École de la Tour du Pin. Tournai: Desclée, 1963.
REFERENCES
Blum, C. O. Critics of the Enlightenment: Readings in the French Counterrevolutionary Tradition. Wilmington: ISI Books, 2004.
Coquet, É. Albert de Mun et la séparation de l'Église et de l'État (1904-1907). Paris: Les Éditions du Cerf, 2019.
De La Tour du Pin, R. Aphorismes de politique sociale. 3ème éd. Paris: Gabriel Beauchesne, 1930.
De La Tour du Pin, R. Vers un ordre social chrétien: jalons de route, 1882-1907. 3ème éd. Paris: Nouvelle Libraire Nationale, 1917.
De Mun, A. Combats d'hier et d'aujourd'hui, 2ère série: Lendemains de séparation. Paris: P. Lethielleux, 1910.
De Mun, A. Ma vocation Sociale: Souvenirs de la fondation de l'Oevre des cercles Catholiques d'Ouvriers, 1871-1875. Paris: P. Lethielleux, 1908.
Elbow, M. H. French Corporative Theory, 1789-1948: A Chapter in the History of Ideas. New York: Columbia University Press, 1953.
Giraud, V. Un grand Français. Paris: Bloud et Gay, 1918.
Guillermain, R. La Doctrine sociale de La Tour du Pin. Paris: Cercle La Tour du Pin, 1937.
Kravchenko, N. N. "Gr. Al'bert du Mun, kak pobornik idei mezhdunarodno-pravovoi zashchity rabochikh," Pravo, No. 43, 1914, pp. 2924-2927.
Levillain, P. Albert de Mun. Catholicisme français et catholicisme romain du Syllabus au ralliement. Rome: Ecole française de Rome, 1983.
Lynch, M. The Organized Social Apostolate of Albert de Mun. Washington: Catholic University of America Press, 1952.
Martin, B. F. Count Albert de Mun: Paladin of the Third Republic. Chapel Hill: The University of North Carolina Press, 1978.
Molette, C. Albert de Mun, 1872-1890: exigence doctrinale et préoccupations sociales chez un laïc catholique, d'après des documents inédits. Paris: Beauchesne, 1970.
Moon, P. T. The Labor Problem and the Social Catholic Movement in France: A Study in the History of Social Politic. New York: Macmillan, 1921.
Murat, A. La Tour du Pin en son temps. Versailles: Via Romana, 2008.
Passmore, K. The Right in France from the Third Republic to Vichy. Oxford: Oxford university press, 2013.
Piou, J. Le comte Albert de Mun: Sa vie publique. Paris: Edition Spes, 1925. Rater-Garcette, C. La professionnalisation du Travail social: Action sociale, syndicalisme, formation, 1880-1920. Paris: L'Harmattan, 1996.
Rollet, H. Albert de Mun et le parti catholique. Paris: Éditions contemporaines, Boivin & Cie, 1947.
Sangnier, M. Albert de Mun. Paris: F. Alcan, 1932.
Semichon, R. Les idees sociales et politiques de La Tour Du Pin, exposées d'après son livre "Jalons de Route". Paris: Editions Gabriel Beauchesne et ses Fils, 1936.
Sheinman, M. M. Khristianskii sotsializm: istoriia i ideologiia. Moscow: Nauka,
1969.
Sladky, J. A Program for a Christian Social Order: The Organic Democracy of René de La Tour du Pin: A Dissertation. Washington: School of Theology and Religious Studies of the Catholic University of America, 2012.
Sowerwine, C. France since 1870. Culture, Politics and Society. London: Palgrave Macmillan, 2018.
Talmy, R., abbé. Aux sources du catholicisme social, l'École de la Tour du Pin. Tournai: Desclée, 1963.