Научная статья на тему 'ОТНОШЕНИЕ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ STEM-ПОДХОДА В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ОТНОШЕНИЕ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ STEM-ПОДХОДА В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
STEM-подход / проектная деятельность будущего учителя начальных классов / подготовка учителя начальной школы / вариативность проектной деятельности будущего учителя / STEM-approach / future primary school teacher project activity / training primary school teachers / variability future teachers project activity

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ясюкевич Евгения Васильевна

Статья посвящена рассмотрению особенностей отношения будущих учителей начальных классов к использованию STEM-подхода в проектной деятельности. Автор кратко раскрывает основные положения STEM-подхода. В контексте рассмотрения основных содержательных векторов STEM-подхода раскрываются особенности организации проектной деятельности будущих педагогов начальных классов. Автор приводит данные исследования, направленного на изучение отношения будущих учителей начальных классов к использованию STEM-подхода в процессе собственной профессиональной деятельности и в работе с обучающимися. Исследование проводилось на базе Академии психологии и педагогики Южного федерального университета. К участию в исследовании были привлечены более 70 студентов бакалавриата и магистратуры очной формы обучения. Автором предложен опросник, включающий открытые и закрытые вопросы, позволяющие сделать выводы о понимании студентами сути STEM-подхода, его возможностей в работе с обучающимися и в совершенствовании собственной деятельности. Раскрывается взгляд будущих учителей начальных классов на риски и угрозы, связанные с использованием STEM-подхода в работе с обучающимися начальных классов. Определены вариативные направленности STEM-подхода, обозначенные студентами как оптимальные для использования в рамках педагогической деятельности. Результаты исследования позволили автору сделать вывод о потребности студентов в дополнительном изучении практических инструментов STEM-подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ясюкевич Евгения Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is dedicated to the consideration of the features of future primary teachers attitude towards using STEM-approach in project activity. The author briefly discloses the main points of this approach. In the context of considering main content directions of the STEM-approach, peculiarities of organizing future primary school teachers project activities are disclosed. The author cites research data aimed at studying the attitude of future primary school teachers towards using STEM-approach in their professional activities and while working with pupils. The study was conducted at the Academy of Psychology and Pedagogy of the Southern Federal University. More than 70 undergraduates and graduates of intramural studies have taken part in this study. A questionnaire, including open and closed questions, allowing to make conclusions about students understanding the essence of the STEM-approach, its possibilities for working with pupils and improving their own activities, has been proposed by the author. The view of future primary school teachers on the risks and threaintra-muralts of using the STEM approach while working with primary school pupils is revealed. The article identifies STEM-approach variable directions, defined by students as optimal ones to use in the framework of pedagogical activity. The study results allowed the author to come to the conclusion that students need additional study of STEM-approach practical tools.

Текст научной работы на тему «ОТНОШЕНИЕ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ STEM-ПОДХОДА В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

сравниваются с картой, заполняемой на первом курсе. В рамках практики создаются и используются средства обучения (интерактивные презентации, индивидуальные разноуровневые задания, чек-листы, тренажеры, технологические карты, игры на интерактивном оборудовании, аудио- и видеоматериалы). Электронная папка «Банк средств обучения» становится доступна для других студентов-практикантов, которые могут позаимствовать для своих занятий наиболее эффективные ресурсы. Еще одним из результатов практики-демоэкзамена можно считать разработку сценария метапредметного мастер-класса для потенциальных коллег. Видеозапись мастер-класса на 5-10 мин тоже становится доступной для повышения квалификации выпускников педагогических направлений. Ноу-хау вуза является и разработка профессионального резюме, которое будет размещено на сайте вуза в разделе Работодателям, что даст возможность директорам школ рекрутировать наиболее квалифицированные кадры.

Выводы. Росту профессиональной компетентности и закреплению в системе образования будущих учителей будет способствовать активное участие студентов в непрерывной практике, начиная с первого курса, при создании оптимальных условий в рамках партнерства «Школа-Вуз».

Литература:

1. ФГОС. 44.03.01. Педагогическое образование. ФГОСы [Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 февраля 2018 г. N 121] [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://classinform.ru/fgos/44.03.01-pedagogicheskoe-obrazovanie.html (дата обращения: 11.02.2022)

2. Яковлева, Т.В. Динамика формирования коммуникативных умений студентов спортивного факультета в условиях непрерывной педагогической практики / Т.В. Яковлева, Н.В. Андрианова, Т.Г. Климанова, Т.И. Полунина // Теория и практика физ. культуры. - 2019. - № 6 (972). - С. 18-19

3. Яковлева, Т.В. Непрерывная педагогическая практика студентов факультета физической культуры как фактор развития профессиональной компетентности и закрепления выпускников в системе образования / Т.В. Яковлева, Н.В. Андрианова, Т.И. Полунина, М.С. Веселкин, Г.В. Швец // Теория и практика физической культуры. -2018. - № 7 (963). -С. 8-10

Педагогика

УДК 378.14.014.13

старший преподаватель Ясюкевич Евгения Васильевна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Южный федеральный университет» (г. Ростов-на-Дону)

ОТНОШЕНИЕ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ STEM-ПОДХОДА В

ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению особенностей отношения будущих учителей начальных классов к использованию STEM-подхода в проектной деятельности. Автор кратко раскрывает основные положения STEM-подхода. В контексте рассмотрения основных содержательных векторов STEM-подхода раскрываются особенности организации проектной деятельности будущих педагогов начальных классов. Автор приводит данные исследования, направленного на изучение отношения будущих учителей начальных классов к использованию STEM-подхода в процессе собственной профессиональной деятельности и в работе с обучающимися. Исследование проводилось на базе Академии психологии и педагогики Южного федерального университета. К участию в исследовании были привлечены более 70 студентов бакалавриата и магистратуры очной формы обучения. Автором предложен опросник, включающий открытые и закрытые вопросы, позволяющие сделать выводы о понимании студентами сути STEM-подхода, его возможностей в работе с обучающимися и в совершенствовании собственной деятельности. Раскрывается взгляд будущих учителей начальных классов на риски и угрозы, связанные с использованием STEM-подхода в работе с обучающимися начальных классов. Определены вариативные направленности STEM-подхода, обозначенные студентами как оптимальные для использования в рамках педагогической деятельности. Результаты исследования позволили автору сделать вывод о потребности студентов в дополнительном изучении практических инструментов STEM-подхода.

Ключевые слова: STEM-подход, проектная деятельность будущего учителя начальных классов, подготовка учителя начальной школы, вариативность проектной деятельности будущего учителя.

Annotation. The article is dedicated to the consideration of the features of future primary teachers attitude towards using STEM-approach in project activity. The author briefly discloses the main points of this approach. In the context of considering main content directions of the STEM-approach, peculiarities of organizing future primary school teachers project activities are disclosed. The author cites research data aimed at studying the attitude of future primary school teachers towards using STEM-approach in their professional activities and while working with pupils. The study was conducted at the Academy of Psychology and Pedagogy of the Southern Federal University. More than 70 undergraduates and graduates of intramural studies have taken part in this study. A questionnaire, including open and closed questions, allowing to make conclusions about students understanding the essence of the STEM-approach, its possibilities for working with pupils and improving their own activities, has been proposed by the author. The view of future primary school teachers on the risks and threaintra-muralts of using the STEM approach while working with primary school pupils is revealed. The article identifies STEM-approach variable directions, defined by students as optimal ones to use in the framework of pedagogical activity. The study results allowed the author to come to the conclusion that students need additional study of STEM-approach practical tools.

Key words: STEM-approach, future primary school teacher project activity, training primary school teachers, variability future teachers project activity

Введение. В настоящее время подготовка будущих педагогов в целом и учителей начальных классов, в частности, к проектной деятельности является одной из задач, зафиксированных в виде компетентностных результатов будущих выпускников высших учебных заведений, получающих педагогическое образование. Как на уровне бакалавриата, так и на уровне магистратуры осваиваются академический дисциплины и модули, направленные на формирование компетенций будущих учителей в сфере проектирования образовательного процесса, управления собственной проектной деятельностью и аналогичной деятельностью обучающихся. Набирающий популярность в образовании STEM-подход на сегодняшний день недостаточно активно используется педагогами на уровне начальной школы, что, с одной стороны, обусловлено низкой осведомленностью о специфике данного подхода среди уже работающих педагогов начальных классов. С другой стороны, будущие учителя начальных классов, которые только готовятся к выполнению задач профессиональной деятельности, также мало осведомлены о том, каким образом можно использовать STEM-подход как в работе с детьми, так и в

собственной проектной деятельности. В связи с этим нами на базе Академии психологии и педагогики было проведено исследование отношения будущих учителей начальных классов к использованию STEM-подхода в проектной деятельности, обобщение результатов которого является целью данной статьи.

Изложение основного материала статьи. STEM-подход является одним из популярных направлений в развитии образования не только в России, но и во всем мире. Это новая образовательная модель, позволяющая проектировать учебный процесс в школе на основе междисциплинарного синтеза, объединяя естественнонаучные знания и практико-ориентированные прикладные умения современных школьников в коллективной проектной, учебной и исследовательской деятельности. Использование STEM-подхода позволяет обучающимся познавать окружающий их мире как цельное явление, происходит погружение ребенка в суть и смысл происходящих процессов, которые не существуют независимо и отдельно друг от друга, а представляют собой систему, в которой все события объединены общей логикой, взаимообусловлены и взаимозависимы [1, С. 149]. Работа в логике данного подхода требует от учителя не только достаточного уровня знаний в сфере всех наук, но и готовности действовать в соответствии с его целями и задачами. На уровне начальной школы использование STEM-подхода заложить в сознание младших школьников понимание нелинейности, цикличности, комплексности и взаимообусловленности явлений окружающей действительности, поддерживать устойчивый познавательный интерес и предпосылки для дальнейшего формирования компетенций в сфере исследовательской и проектной деятельности [2, 3].

Педагоги начальной школы на сегодняшний день, к сожалению, имеют весьма смутное представление об идеях и содержании STEM-подхода, использование его в начальной школе комплексно, в рамках всей образовательной программы можно наблюдать редко. В лучшем случае это будут какие-то разрозненные моменты применения самой идеи STEM-подхода в рамках одного или нескольких уроков. В то время как данный подход для получения эффективного образовательного результата требует систематичности использования. Мы решили разобраться в причинах того, почему STEM-подход не так широко распространен именно в начальном образования, и предположили, что причиной этого может являться недостаточная осведомленность учителей начальных классов в вопросах использования данного подхода, возникающая еще в период обучения в вузе.

Для проверки нашего предположения нами было проведено анкетирование студентов бакалавриата и магистратуры, обучающихся по программам подготовки учителей начальных классов. В исследовании приняли участие более 70 студентов бакалавриата и магистратуры. Им была предложена анкета, содержащая следующие вопросы, большинство из которых были открытыми:

1) Знакомы ли Вы со STEM-подходом?

2) Можете ли Вы дать расшифровку аббревиатуры STEM?

3) Что Вы понимаете под STEM-подходом?

4) Какие сильные стороны STEM-подхода Вы можете назвать?

5) Какие слабые стороны STEM-подхода Вы можете назвать?

6) Какие возможности дает использование STEM-подхода?

7) Какие угрозы несет в себе STEM-подход?

8) Какое из существующих направлений STEM-подхода Вам ближе (например: STEAM, STREM, STREAM, STEMM и др.)? (укажите акроним, расшифруйте и опишите его преимущества перед другими направлениями STEM-подхода).

9) В каком из видов деятельности для Вас, предпочтительнее использовать STEM-подход?

10) Какие профессиональные компетенции, на Ваш взгляд, необходимы педагогу, для возможности реализовать STEM-подход?

11) Использовали бы Вы STEM-подход в своей профессиональной деятельности?

Анализ ответов на вопросы показал, что на момент проведения анкетирования менее половины студентов (33 человека) были знакомы со STEM-подходом, некоторые даже не слышали о нем. При этом из тех, студентов, которые указали, что знакомы с данным подходом примерно 20% не смогли расшифровать аббревиатуру STEM, что свидетельствует, как минимум, о недостаточности знаний и представлений о нем. В то же время из 38 человек, заявивших, что они не знакомы со STEM-подходом, 13% расшифровали аббревиатуру подхода, что, на наш взгляд, является свидетельством интереса к нему со стороны данных студентов.

Вопрос о понимании сути подхода STEM логично вызвал затруднения у студентов, которые с ним не знакомы. Те же студенты, которые обозначили, что они осведомлены о данном подходе, раскрывая его суть, отметили следующее позиции: это новый подход в образовании; современный подход к обучению; преобладание естественных наук в образовании; интегрированное обучение, в котором сочетаются несколько разных дисциплин; рассмотрение какого-либо вопроса с точки зрения разных наук; особый подход, ориентированный на практику; модель, объединяющая естественные науки и инженерные науки и предметы в единую систему; единство всех естественных наук в одной системе; подход, при котором ученик получает знания не из учебника, а через решение творческих задач; среда, в которой ученики начинают понимать, как можно применить научные методы на практике; подход, направленный на развитие интеллектуальных способностей ребенка в процессе познавательной деятельности и вовлечения его в научную деятельность; смешанная среда, в которой большое внимание уделяется практическим занятиям и техническим наукам; онлайн-сервис цифрового распространения компьютерных игр и программ и другие ответы. Анализ данных студентами ответов свидетельствует о разрозненности и мозаичности их представлений о STEM-подходе, что в итоге может приводить к несистемному его использованию на практике.

Также интересны данные о том, какие стороны STEM-подхода студенты идентифицируют, как сильные и слабые. Так среди сильных сторон данного подхода, по мнению студентов: командный характер работы, инновационность, аналитичность, интегрированное обучение, способность стимулировать учебную и познавательную мотивацию ребенка, проектная форма организации образовательного процесса, межпредметность и практикоориентированность обучения, активная коммуникация и командная работа, формирование и поддержание интереса к техническим дисциплинам, развитие аналитического и логического мышления, формирование аналитического мышления школьников и т.д. Среди слабых сторон STEM-подхода студенты называли слабость коммуникативных навыков школьников, отсутствие у педагогов навыков использования данного подхода в учебном процессе, сложность организации образовательного процесса, недостаточность материально-технической базы образовательных организаций, психологические барьеры учителей, испытывающих страх перед использованием новых технологий, отсутствие методической поддержки педагогических кадров в вопросах использования STEM-подхода, отсутствие или слабое развитие креативности обучающихся (имеются ввиду навыки творческой деятельности), упор только на технические науки, много времени для подготовки к занятиям с детьми, отсутствие четкой программы подхода, преимущественно традиционный характер обучения и промежуточной аттестации школьников. Систематизация и анализ ответов студентов свидетельствуют о том, что они довольно критично относятся к возможностям использования STEM-подхода в реальной школьной практике, комплексно видят проблемы

современной школы, но не готовы предлагать их конструктивные решения. Отметим также, что часть студентов, предпочли не обозначать сильные и слабые стороны подхода, сославшись на отсутствие педагогического опыта, что, на наш взгляд, тоже может свидетельствовать о критичности мышления, которая не позволяет сделать объективные выводы без опоры на собственный практический опыт.

Диада вопросов о возможностях и угрозах STEM-подхода также позволила получить от студентов ряд интересных ответов, которые условно можно разделить на две большие группы: ответы, связанные с возможностями для детей, и ответы, связанные с перспективами для развития самих педагогов. Так, в качестве возможностей, которые актуализирует использование в учебном процессе STEM-подхода, студенты отмечали: более углублённое рассмотрение тем, познавательное развитие на раннем этапе обучения сразу в нескольких направлениях, развитие навыков взаимодействия, эффективной коммуникации и командной работы, подготовка к жизни в условиях общества будущего, выбор актуальной профессии, применение научно-технических знаний в реальной жизни, получение единой картины знаний в голове, создание стойких логических связей между дисциплинами, формирование инженерного стиля мышления, овладение с раннего возраста навыками менеджмента и самопрезентации, повышение уверенности в собственных возможностях и др. Не менее представлены в ответах студентов и возможности, связанные с перспективами роста педагогов. Так, знание STEM-подхода студенты ассоциируют с отличной профессиональной подготовкой, возможностью развиваться в разных сферах одновременно, повышением собственной конкурентоспособности на рынке труда, возможностью профессионально развиваться и быть готовыми к использованию современных технологических инноваций, приведение в систему собственных знаний, улучшение качества самоорганизации, преодоление ряда психологических барьеров и т.д. В целом определенные будущими учителями начальных классов возможности использования STEM-подхода показывают, что они достаточно трезво и прагматично подходят к организации образовательного процесса и собственной профессиональной деятельности. Особенно важным для нас является понимание студентами важности данного подхода именно для начального этапа обучения, когда в сознании ребенка закладывается фундамент для изучения основ разных наук.

Среди угроз, связанных с применением STEM-подхода в образовании, ряд будущих учителей начальных классов называют: гаджетизацию учебного процесса (при том, что современные дети в свободное время излишне увлечены гаджетами); уход в технические дисциплины в ущерб развитию творческих способностей детей; воспитание обучающихся, не способных творчески подходить к тем или иным видам деятельности; большое количество правил, нарушение которых приводит к серьезным последствиям. При этом интересно, что более 70% студентов, принимавших участие в анкетировании, не смогли сформулировать угрозы или заявили, что таковых не существует.

Выбирая предпочтительный акроним для направления в рамках STEM-подхода большинство студентов (более 80%) указали STEAM, объясняя его необходимостью гармонизации технической направленности подхода и развития творческого подхода к решению проблем. Второе место по популярности среди студенческих ответов занял акроним STREAM, включающий также, помимо искусства и творческой составляющей, направленность на совместную проектную деятельность.

Отвечая на вопрос «В каком из видов деятельности для Вас, предпочтительнее использовать STEM-подход?», мнения студентов разделились следующим образом: исключительно в урочной деятельности предлагают использовать данный подход 4 человека, что составляет 6% респондентов, 28% студентов (20 человек) видят возможности STEM-подхода только во внеурочной, 23 студента (32% от общего количества) полагают, что подход STEM будет эффективен как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Не обошлось и без скептических настроений, которые продемонстрировали 7% опрошенных студентов (5 человек). Также примерно 27% опрошенных (19 человек) затруднились дать ответ на данный вопрос в связи с недостаточностью знаний о специфике самого подхода. Таким образом, ответы, полученные на данный вопрос, могут косвенно свидетельствовать о том, что на самом деле осведомленность о STEM-подходе среди студентов выше, чем это показали ответы на другие закрытые вопросы. Поскольку невозможно определить предпочтительный вид деятельности для конкретного подхода, не имея даже минимальных представлений о нем.

Мнения студентов о компетенциях, необходимых для использования STEM-подхода в профессиональной деятельности, представлены разнообразно и демонстрируют понимание респондентами специфики личностных и профессиональных характеристик учителя. Среди важных качеств педагога, использующего в образовательном процессе STEM-подход, были названы следующие: всесторонняя осведомленность, адаптивность, способность к самосовершенствованию, грамотное планирование, ответственность, соблюдение этических норм, компьютерная, информационная и техническая грамотность, умение работать с материалом разных дисциплин одновременно, коммуникабельность, мотивация к самообразованию и профессиональному росту, креативность и гибкость мышления, критичность, проектная и исследовательская культура, начитанность и высокая общая образованность, профессиональная и личностная мобильность, скорость реакции, способность к рефлексии и др. Полученные ответы можно объединить в собирательный образ педагога общеобразовательной школы, работающего в логике STEM-подхода.

На последний вопрос анкеты «Использовали бы Вы STEM-подход в своей профессиональной деятельности?» ответы студентов, принимавших участие в исследовании, распределились следующим образом: 31 человек (43% от общего числе опрошенных) ответили положительно, 22 человека (примерно 31% респондентов) выразили сомнения в целесообразности использования данного подхода в собственной профессиональной деятельности и ответили отрицательно, оставшиеся 18 человек (26% студентов) затруднились дать ответ на поставленный вопрос.

Учитывая тот факт, что на момент проведения исследования только 33 студента из опрошенных были знакомы со STEM-подходом, мы обратили внимание на соотношение ответов на вопросы 1 и 11. Количественный анализ ответов показал, что все студенты, затруднившиеся дать ответ на вопрос 11, дали отрицательный ответ на вопрос 1. Из22 студентов, которые дали отрицательный ответ на вопрос 11, почти половина (9 человек) на момент проведения исследования уже были знакомы со STEM-подходом, то есть положительно ответили вопрос 1. Среди студентов, которые дали положительный ответ на вопрос 11, примерно четвертая часть (7 человек) на момент проведения исследования со STEM-подходом не были знакомы и дали отрицательный ответ на первый вопрос. Таким образом, на момент проведения исследования условно готовыми к использованию STEM-подхода в собственной профессиональной деятельности можно считать только тех будущих педагогов начальных классов, которые положительно ответили и на вопрос 1, и на вопрос 11, то есть всего 24 человека (примерно 34% от общего числа студентов, принимавших участие в исследовании).

Выводы. Обобщение полученных результатов, позволило сделать нам следующие выводы:

- будущие учителя начальных классов недостаточно знакомы со STEM-подходом, не вполне понимают его суть и возможности использования, что в целом объясняет неготовность применять данный подход в собственной профессиональной деятельности;

- имеет место некоторый формализм в ответах на вопросы у некоторых респондентов, что выражается в их противоречивости и свидетельствует не только об отсутствии необходимых знаний о STEM-подходе, но и в целом о

непоследовательности и неготовности к принятию грамотных профессиональных решений, основанных не только на эмоциональном отношении к подходу (нравится/не нравится), но и на объективной оценке собственных знаний;

- необходима целенаправленная работа по формированию у будущих педагогов начальных классов понимания и готовности к применению STEM-подхода в работе с детьми и в собственной проектной деятельности, поскольку ситуация, объективно сложившаяся на текущий момент в системе образования, требует от современных педагогов готовности к использованию актуальных образовательно-технологических решений, одним из которых является STEM-подход.

Литература:

1. Корецкий, М.Г. Развитие STEM-подхода в России и мире / М.Г. Корецкий, Л.Р. Тукаева // Гуманитарные и социальные науки.-2022. - Т. 93. -№ 4.-С. 148-153

2. Ясюкевич, Е.В. STEM-подход в контексте целевых ориентиров и задач подготовки будущих педагогов / Е.В. Ясюкевич // Проблемы современного педагогического образования. - 2022. - № 75-2. - С. 353-355

3. Ясюкевич, Е.В. STEM-технология как инструмент подготовки будущих педагогов к работе в современной школе / Е.В. Ясюкевич // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 72-4. - С. 307-310

Психология

УДК 159. 9

кандидат психологических наук, доцент, заведующая кафедрой психологии Айсувакова Татьяна Петровна

АНО ВО «Московский международный университет» (г. Москва); ведущий психолог-консультант, старший преподаватель кафедры психологии Герасимова Наталья Алексеевна

ООО «Психотерапевтический центр ПРАКТИКА» (г. Москва); АНО ВО «Московский международный университет» (г. Москва)

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ ПРОБЛЕМЫ ОДИНОЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ

Аннотация. В статье рассмотрены ключевые теоретические составляющие такой значимой проблемы как одиночество. Непосредственно перед этим делается экскурс в историю её изучения. На основании его результатов доказывается, что хотя данная проблема интересовала мыслителей со времён глубокой древности, многие её аспекты до сих пор являются дискуссионными. В частности, это касается содержательного наполнения данного термина. Далее приводятся взгляды современных учёных на сущностную и структурную характеристику одиночества. Отмечается определённый прогресс в части методологии и инструментальной базы его теоретического изучения. Затем приводится классификация указанного феномена по формам, видам и типам в соответствии с различными признаками. Рассматриваются взгляды некоторых исследователей на соответствующую проблематику.

Ключевые слова: одиночество, теоретическое изучение проблемы одиночества, типологизация одиночества, индивид, личность.

Annotation. The article discusses the key theoretical components of such a significant problem as loneliness. Immediately before this, an excursion into its study history is made. Based on its results, it is proved that although this problem has interested thinkers since ancient times, many of its aspects are still debatable. In particular, this concerns this term's content. The following are the views of modern scientists on the loneliness essential and structural characteristics. There has been some progress in terms of its theoretical study methodology and the instrumental base. Then the classification of this phenomenon by different forms, species and types according to various signs is given. Some researchers' views on the relevant issues are considered.

Key words: loneliness, theoretical study of the problem of loneliness, typologization of loneliness, individual, personality.

Введение. Термин «одиночество» известен интеллектуалам, начиная с глубокой древности. Например, мыслителями некоторых стран Востока одиночество понималось как действенный способ самопознания [13, С. 115]. Философами античных Греции и Рима оно трактовалось как психическое состояние, имеющее выраженный негативный окрас. Например, согласно позиции Аристотеля и Платона, индивид, наслаждаясь благами любви и дружбы, мог избавиться от зла -одиночества [1, С. 443-444].

Наиболее широкое распространение в психологии Нового и Новейшего времени получили шесть подходов к трактовке интересующего нас состояния (Табл. 1).

Таблица 1

Подходы к трактовке одиночества в психологической науке Нового и Новейшего времени

Подход Авторы, изучавшие проблему одиночества в его русле Специфика подхода

Экзистенциальный И. Ялом, В. Франкл, Ж.-П. Сартр, А. Камю, К. Мустакас В русле этого подхода феномену одиночества даётся положительный окрас. Оно трактуется как уже присущее человеку продуктивное творческое состояние [2, С. 260].

Интеракционистский Р. Вейс Одиночество представляет собой нормальную реакцию индивида, результатом которой является недостаточное взаимодействие между ним и обществом.

Когнитивный Д. Перлман, Л. Пепло, Д. Рассел Сторонниками данного подхода одиночество понимается как непатологическое состояние, являющееся результатом противоречия между желаемым и достигнутым уровнем контактов личности с окружающим её социумом [15, С. 137].

Интимный С.Т. Маргулис,В.Дж. Дерлеги Одиночество рассматривается в качестве опыта человека, связанного с «распадом общества», под которым понимается снижение доверия, а также утрата комплекса умений и навыков, связанных с

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.