Научная статья на тему 'Формирование у будущих учителей начальных классов готовности к обучению леворуких детей письму'

Формирование у будущих учителей начальных классов готовности к обучению леворуких детей письму Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
39
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
леворукие обучающиеся / начальная школа / обучение письму в начальной школе / будущие учителя начальных классов / готовность к обучению леворуких детей письму у будущих учителей начальных классов / left-handed students / primary school / teaching to write in primary school / future primary school teachers / readiness to teach left-handed children to write

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Крючкова Татьяна Аркадьевна

Проблема формирования у будущих учителей начальных классов готовности к обучению леворуких детей письму является актуальной в настоящее время. Для ее решения необходима специальная целенаправленная деятельность, запускаемая на базе подготовки студентов в педагогическом вузе. В статье представлены результаты опытно-экспериментальной работы, ориентированной на формирование у будущих учителей начальных классов готовности к обучению леворуких детей письму. Исследование проводилось на базе института психологии и педагогики Шадринского государственного педагогического университета. Этапность опытно-экспериментальной работы носит классический характер. В то время как формирующий эксперимент отличается разработанной автором программой, реализуемой в ходе начального (базового), основного (продуктивного) и творческо-самостоятельного этапов. Особый интерес вызывает авторская диагностика сформированности у будущих учителей начальных классов готовности к обучению леворуких детей письму, а также виды форм развития данного профессионально-личностного качества у студен-тов, применяемых на этапе формирующего эксперимента (семинары, вебинары; моделирование фрагментов уроков письма с учетом индивидуально-дифференцированного подхода в обучении леворуких детей письму и т.д.). Автором доказывается, что целенаправленно организованная деятельность, организованная на этапе подготовки у будущих учителей в вузе, подтвердила свою эффективность в сфере подготовки студентов к работе с леворукими детьми в начальной школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Forming the readiness of future primary school teachers to teach left-handed children to write

The problem of forming the readiness of future primary school teachers to teach left-handed children to write is urgent nowadays. To solve it, special targeted activities at a pedagogical university are necessary. The article presents the results of experimental work aimed at forming the readiness of future primary school teachers to teach left-handed children to write. The study was conducted on the basis of the Institute of Psychology of Pedagogy of Shadrinsk State Pedagogical University. The stages of experimental work are classical while the formative experiment differs in the program developed by the author, implemented during the initial (basic), main (productive) and creative-independent stages. the author's diagnosis of forming the readiness of future primary school teachers to teach left-handed children to write is of particular interest as well as the types of forms of development of this professional and personal quality in students used at the stage of the formative experiment (seminars, webinars; modeling fragments of writing lessons taking into account an individually differentiated approach in teaching left-handed children to write, etc.). The author proves that the activities organized at the stage of training future teach-ers at the university have confirmed their effectiveness to work with left-handed children in primary school.

Текст научной работы на тему «Формирование у будущих учителей начальных классов готовности к обучению леворуких детей письму»

7. Rossijskaja Federacija. Ministerstva obrazovanija i nauki. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obra-zovatel'nogo standarta vysshego obrazovanija - bakalavriat po napravleniju podgotovki 44.03.05 Pedagogicheskoe obra-zovanie (s dvumja profiljami podgotovki): (s izm. i dop. ot 8 fevralja 2021 g.): prikaz ot 22 fevr. 2018 g. № 125 [Russian Federation. The Ministry of Education and Science. On the approval of the federal state educational standard of higher education - Bachelor's degree in the field of training 44.03.05 Pedagogical education (with two training profiles)]. URL: https://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS%20VO%203++/Bak/440305_B_3_15062021.pdf (Accessed 11.10.2023).

8. Programma populjarizacii nauchnoj, nauchno-tehnicheskoj i innovacionnoj dejatel'nosti [The program of popularization of scientific, scientific, technical and innovative activities]. Zakony, kodeksy i normativno-pravovye akty v Rossijskoj Feder-acii [Laws, codes and regulatory legal acts in the Russian Federation]. URL: https://legalacts.ru/doc/programma-populjari-zatsii-nauchnoi-nauchno-tekhnicheskoi-i-innovatsionnoi-dejatelnosti-utv-minekonomrazvitija/ (Accessed 11.10.2023).

9. Proskurin A.Yu., Grazhdankina E.V. Problema populyarizatsii i privlecheniya molodezhi k nauchnoi deyatelnosti [The problem of popularizing and attracting young people to scientific activities]. Mezhdunarodnyi nauchno-issledovatelskii zhurnal [International Scientific Research Journal], 2021, № 2 (104), pp. 76-80.

10. Revenko A.A. Populjarizacija kul'turnogo nasledija Rossii v uslovijah globalizacii informacionnogo prostranstva (po mate-rialam turistskih SMK). Avtoref. dis. kand. filos. nauk [Popularization of the cultural heritage of Russia in the context of globalization of the information space (based on the materials of tourist QMS). Ph. D. (Philosophy)thesis]. Krasnodar, 2019. 26 p.

11. Romanova M.D. Cennostnye osnovanija populjarizacii nauchnogo znanija vo Francii. Avtoref. dis. kand. filos. nauk [The value foundations of the popularization of scientific knowledge in France. Ph. D. (Philosophy)thesis]. Moscow, 2016. 25.

12. Strategija razvitija informacionnogo obshhestva v Rossijskoj Federacii na 2017-2030 gody: ukaz Prezidenta RF ot 9 maja 2017 g. № 203 [Strategy for the development of the Information Society in the Russian Federation for 2017-2030]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41919 (Accessed 10.10.2023).

13. Strategiya nauchno-tekhnologicheskogo razvitiya Rossiiskoi Federatsii (utv. Ukazom Prezidenta RF ot 1 dekabrya 2016 g. № 642 s izm. i dop. ot 15 marta 2021 g.) [Strategy for scientific and technological development of the Russian Federation]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41449 (Accessed 10.10.2023).

14. Federalnyi proekt «Populyarizatsiya nauki i tekhnologii» na 2023-2025 gody [Popularization of science and technology for 2023-2025]. URL: https://www.minobrnauki.gov.ru/press-center/news/novosti-ministerstva/59406/ (Accessed 10.10.2023).

15. Yarulov A.A. Nauchno-prakticheskaja organizacija pedagogicheskogo truda [Scientific and practical organization of pedagogical work]. Shkol'nye tehnologii [School technologies], 2022, no. 2, pp. 11-18.

16. Seibert S. Problem-based learning: A strategy to foster generation Z's critical thinking and perseverance. Teaching and Learning in Nursing, 2020, no. URL: 16. 10.1016/j.teln.2020.09.002.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

Н.А. Иванищева, доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой географии и МПГД, ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет», Оренбург, Россия, e-mail: geo_оspu@mail.ru.

Л.Г. Пак, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и социологии, ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет», Оренбург, Россия, e-mail: lyubov-pak@mail.ru.

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:

N.A. Ivanishcheva, Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department Chair, Department of Geography and Methods of Teaching Geographical Disciplines, Orenburg State Pedagogical University, Orenburg, Russia, e-mail: geo_оspu@mail.ru.

L.G. Pak, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Department of Pedagogy and Sociology, Orenburg State Pedagogical University, Orenburg, Russia, e-mail: lyubov-pak@mail.ru.

УДК 372.31 Б01: 10.52772/25420291_2023_4_94

Татьяна Аркадьевна Крючкова г. Шадринск

Формирование у будущих учителей начальных классов готовности к обучению ле-

воруких детей письму

Проблема формирования у будущих учителей начальных классов готовности к обучению леворуких детей письму является актуальной в настоящее время. Для ее решения необходима специальная целенаправленная деятельность, запускаемая на базе подготовки студентов в педагогическом вузе. В статье представлены результаты опытно-экспериментальной работы, ориентированной на формирование у будущих учителей начальных классов готовности к обучению леворуких детей письму. Исследование проводилось на базе института психологии и педагогики Шадрин-ского государственного педагогического университета. Этапность опытно--экспериментальной работы носит классический характер. В то время как формирующий эксперимент отличается разработанной автором программой, реализуемой в ходе начального (базового), основного (продуктивного) и творческо-самостоятельного этапов. Особый интерес вызывает авторская диагностика сформированности у будущих учителей начальных классов готовности к обучению леворуких детей письму, а также виды форм развития данного профессионально-личностного качества у студентов, применяемых на этапе формирующего эксперимента (семинары, вебинары; моделирование фрагментов уроков письма с учетом индивидуально-дифференцированного подхода в обучении леворуких детей письму и т.д.). Автором

доказывается, что целенаправленно организованная деятельность, организованная на этапе подготовки у будущих учителей в вузе, подтвердила свою эффективность в сфере подготовки студентов к работе с леворукими детьми в начальной школе.

Ключевые слова: леворукие обучающиеся, начальная школа, обучение письму в начальной школе, будущие учителя начальных классов, готовность к обучению леворуких детей письму у будущих учителей начальных классов.

Tatyana Arkadyevna Kryuchkova

Shadrinsk

Forming the readiness of future primary school teachers to teach left-handed children to

write

The problem of forming the readiness of future primary school teachers to teach left-handed children to write is urgent nowadays. To solve it, special targeted activities at a pedagogical university are necessary. The article presents the results of experimental work aimed at forming the readiness of future primary school teachers to teach left-handed children to write. The study was conducted on the basis of the Institute of Psychology of Pedagogy of Shadrinsk State Pedagogical University. The stages of experimental work are classical while the formative experiment differs in the program developed by the author, implemented during the initial (basic), main (productive) and creative-independent stages. the author's diagnosis of forming the readiness of future primary school teachers to teach left-handed children to write is of particular interest as well as the types of forms of development of this professional and personal quality in students used at the stage of the formative experiment (seminars, webinars; modeling fragments of writing lessons taking into account an individually differentiated approach in teaching left-handed children to write, etc.). The author proves that the activities organized at the stage of training future teachers at the university have confirmed their effectiveness to work with left-handed children in primary school.

Ключевые слова: left-handed students, primary school, teaching to write in primary school, future primary school teachers, readiness to teach left-handed children to write.

Введение. Проблема леворукости детей изучается учеными достаточно давно и является актуальной, обостряясь на этапе поступления ребенка в школу. На протяжении многих десятилетий педагоги, психологи спорят о том, как правильно учить левору-ких детей письму, стоит ли переучивать их и т.д.

В то же время, многие школы сталкиваются с проблемой готовности учителей начальных классов к обучению леворуких детей письму. Как выяснилось в ходе нашего исследования, данную проблему необходимо решать еще на этапе профессиональной подготовки педагогов для начальной школы, поскольку далеко не каждый выпускник вуза готов к решению данной задачи.

Следует отметить, что именно в России, указанная проблема активно разрабатывается в разных сферах науки: в нейрофизиологии, в психологии, в педагогике, в методике и т.д. Результаты многочисленных исследований представлены в работах М.М. Безруких [1; 2; 3], Т.А. Воробьёвой [4], Н.В. Зубик [5], О.В. Колесовой [6; 7], Е.И. Николаевой [8], Н.Г. Савкиной [10], Р.С. Светлова [11], И.В. Цеповой [13], М.А. Шумкиной [14], Н.А. Юдина [15] и других.

В настоящее время, в связи с принятием целого ряда основополагающих документов, в нашей стране происходит интенсификация поисков решения проблемы формирования готовности у будущих учителей начальных классов к обучению лево-руких детей письму, что вызвано следующими причинами:

- неуспевающей адаптацией выпускников к быстро меняющимся современным требованиям, предъявляемых временем к образованию;

- преобладанием теоретических методов обучения в вузе над практическими;

- отставанием теории педагогического образования от потребностей школьной практики (высшая школа не успевает удовлетворять новые потребности реформируемой и модернизируемой общеобразовательной школы и профессионального образования) и т.д.

Таким образом, для решения проблемы подготовки учителей начальных классов, готовых к обучению леворуких детей письму, необходима специальная целенаправленная деятельность.

Учитывая содержание базового понятия готовности к профессионально-педагогической деятельности, данного Н.В. Ипполитовой [9], готовность будущих учителей начальных классов к обучению леворуких детей письму мы понимаем как интегрированное профессионально-личностное образование педагога данной специализации, характеризующее совокупность сформированной мотивации к решению задачи по обучению леворуких детей письму (мотивационный компонент), знаний истории, теории и методики обучения леворуких детей письму (когнитивный компонент) и умений применять адекватные методы и приёмы обучения письму ле-воруких детей, определять «ведущую руку» и оказывать квалифицированную помощь в овладении навыком письма (деятельностный компонент).

Целью данного исследования является характеристика результатов опытно-экспериментальной работы, ориентированной на формирование готовности у будущих учителей начальных классов к обучению леворуких детей письму.

Исследовательская часть. В качестве базы, необходимой для проведения исследовательской работы в указанном контексте выступил Институт психологии и педагогики ФГБОУ ВО «Шадринского государственного педагогического университета» Курганской области. В опытно-экспериментальной

работе приняли участие 20 студентов 3 курса, осваивающих программу «Начальное образование».

Программа опытно-экспериментальной работы имела трехэтапный характер:

1) на этапе констатирующего эксперимента у студентов выявлялся уровень сформированности готовности к обучению леворуких детей письму;

2) на этапе формирующего эксперимента проводилась работа по повышению уровня указанного вида готовности будущих учителей начальных классов;

3) на этапе контрольного эксперимента проводился итоговый срез сформированности готовности у будущих учителей начальных классов к обучению леворуких детей письму.

В таблице 1 представлена характеристика критериального аппарата готовности у будущих учителей начальных классов (ГБУНК) к обучению ле-воруких детей письму.

Опираясь на охарактеризованную в таблице 1 критериальную базу готовности у будущих учителей начальных классов (ГБУНК) к обучению лево-руких детей письму, мы выделили три уровня сформированности данного качества (таблица 2). Уровни сформированности готовности у будущих учителей начальных классов (ГБУНК) к обучению леворуких детей письму.

Таблица 1

Характеристика критериального аппарата готовности у будущих учителей начальных классов

(ГБУНК) к обучению леворуких детей письму

Компоненты ГБУНК к обучению леворуких детей письму Критерии измерения того или иного компонента ГБУНК к обучению леворуких детей письму

Мотивационный компонент - наличие интереса к школе, урокам письма, проблеме леворукости;

Когнитивный компонент - знание природы «леворукости»; - знание методов и приемов обучения леворуких детей письму;

Деятельностный компонент - умение определять «ведущую» руку у обучающихся; - умение оказывать квалифицированную помощь при обучении леворуких детей письму; - использование методов и приемов работы с леворукими детьми.

Таблица 2

Уровни сформированности готовности у будущих учителей начальных классов (ГБУНК) к обучению леворуких детей письму

Уровень сформированности ГБУНК к обучению леворуких детей письму Характеристика уровня сформированности ГБУНК к обучению леворуких детей письму

Высокий уровень характеризуется: - высоким уровнем сформированности интереса к процессу обучения ле-воруких детей письму; - владением глубокими знаниями: природы «леворукости»; диагностировании «ведущей» руки у обучающихся; правил организации процесса обучения письму леворуких детей, методов и приёмов обучения письму; - владением сформированными на высоком уровне умениями: использования адекватных методов и приёмов обучения письму в работе с левору-кими детьми; определять «ведущую руку» и оказывать квалифицированную помощь в овладении навыком письма;

Средний уровень характеризуется: - достаточно высоким уровнем сформированности интереса к процессу обучения леворуких детей письму; - владением достаточным спектром знаний: о природе «леворукости»; диагностировании «ведущей» руки у обучающихся; правилах организации процесса обучения письму леворуких детей, методах и приёмах обучения письму; - владением сформированными на достаточно высоком уровне умениями: использования адекватных методов и приёмов обучения письму в работе с леворукими детьми; определять «ведущую руку» и оказывать квалифицированную помощь в овладении навыком письма;

Низкий уровень характеризуется:

- неустойчивым интересом к процессу обучения леворуких детей письму (обладатели данного уровня не имеют особого желания работы в школе, потребности и интереса к обучению леворуких детей письму);

- владением отрывочными знаниями: о природе «леворукости»; диагностировании «ведущей» руки у обучающихся; правилах организации процесса обучения письму леворуких детей, методах и приёмах обучения письму;

- владением отдельными (фрагментарными) умениями: использования адекватных методов и приёмов обучения письму в работе с леворукими детьми; определять «ведущую руку» и оказывать квалифицированную помощь в овладении навыком письма._

Используя представленные в таблицах 1 и 2 необходимые данные, мы перешли к реализации программы опытно-экспериментальной работы.

Итак, на этапе констатирующего эксперимента для выявления уровня сформированности готовности к обучению леворуких детей письму студентам были заданы следующие вопросы:

1. Интересна ли Вам проблема обучения леворуких детей письму?

2. Дайте определение леворукости.

3. Что Вы знаете о природе леворукости?

4. Назовите причины леворукости.

5. Знакомы ли Вы с процессом обучения лево-руких детей письму?

6. Как правильно организовать процесс обучения письму леворуких детей?

7. Назовите методы и приемы обучения ле-ворукого ребенка письму.

8. Можете ли Вы назвать и кратко охарактеризовать диагностики определения ведущей руки?

В ходе беседы со студентами выяснилось, что они имеют некоторые представления о природе ле-ворукости, о чем свидетельствует показатель 18% опрошенных.

В свою очередь, не видят разницы между понятиями «леворукость» и «левшество» 56% опрошенных.

Следует отметить, что при назывании причин появления леворукости прослеживается незнание будущими учителями начальных классов причин «леворукости». Большинство студентов (42%) отметили леворукость как патологию, неправильное воспитание (18%), отклонение процесса развития от нормы (10%), индивидуальный вариант развития (16%), возрастное проявление (6%), наследственное (17%).

На вопрос: «Как правильно организовать процесс обучения письму леворуких детей?» ни один студент не дал правильного ответа. Раскрывали общие вопросы методики обучения первоклассников письму 52% опрошенных: методы и приемы обучения письму именно леворуких детей вызвали затруднения у 48% студентов и только 32% назвали словесные методы и наглядные, 20%-практиче-ские. То есть, ответы студентов показывают, что с процессом обучения письму в 1 классе они теоретически знакомы, но, как именно проводить работу подобного плана с леворукими детьми - нет.

При проверке умения студентов определять «ведущую» руку у первоклассников было выявлено, что 85% опрошенных студентов не знают ни одной диагностики по определению ведущей руки. Лишь 15% студентов-участников эксперимента что-то слышали, читали, но привести примеры не могут.

Ответы на вопросы, раскрывающие наличие у будущих учителей начальных классов интереса к данной проблеме, показали, что у 68% студентов данный интерес проявляется четко. В свою очередь, у 34% студентов интерес к обучению левору-ких детей письму проявляется слабо, поскольку они не были на педагогической практике (эти студенты просили задать дополнительные вопросы и уточнить, так как не могли сразу ответить).

Обработка результатов проведенного опроса показала, что:

- сформированность когнитивного компонента готовности к обучению леворуких детей письму можно представить следующим образом: 60% - низкий уровень; 22% - средний уровень; 18% - высокий уровень;

- сформированность практического компонента готовности к обучению леворуких детей письму можно представить следующим образом: 85% - низкий уровень; 15% - средний уровень; 0%

- высокий уровень;

- сформированность мотивационного компонента готовности к обучению леворуких детей письму можно представить следующим образом: 0% - низкий уровень; 32% - средний уровень; 68%

- высокий уровень.

Скоррелировав результаты сформированно-сти отдельных компонентов, мы получили следующие данные о сформированности готовности у будущих учителей начальных классов к обучению ле-воруких детей письму: низкий уровень владения данным качеством показали 54,3%; средний уровень продемонстрировали 23,7% и высокий уровень показали 22 % испытуемых.

Таким образом, результаты, полученные на данном этапе исследования, свидетельствуют о том, что необходима специально организованная работа, способствующая повышению уровня сфор-мированности готовности у будущих учителей начальных классов к обучению леворуких детей письму.

Исходя из полученных результатов констатирующего этапа эксперимента и задач формирующего эксперимента, нами условно выделены 3

этапа формирования готовности у будущих учителей начальных классов к обучению леворуких детей письму:

1) начальный (базовый);

2) основной (продуктивный);

3) творческо-самостоятельный.

На начальном (базовом) этапе формирования готовности у будущих учителей начальных классов к обучению леворуких детей письму мы знакомили студентов с:

- теоретическим аспектом методики обучения письму в 1 классе и основами каллиграфии и чистописания, реализуемых в начальной школе;

- основами индивидуально-дифференцированной работы на уроках письма с разными группами обучающихся, в том числе и с леворукими детьми;

- историей происхождения леворукости;

- с содержанием образовательных программ по работе с леворукими детьми и учебным пособием для учителей начальных классов М.М. Безруких, С.П. Ефимова «Знаете ли вы своего ученика? [3], монографией А.В. Семенович «Эти невероятные левши» [12].

Рассматривая стандарты нового поколения, обращали внимание на изучение санитарно-гигиенических норм и требований к процессу обучения леворуких детей письму, продолжительность непрерывного письма, интеграция чтения и письма, использование физкультминуток, игр, нестандартных методов и приемов обучения, наглядных средств обучения, цифровых образовательных ресурсов: интерактивные тренажеры, анимирован-ные плакаты с образом букв и др.

Отдельное внимание на данном этапе формирования готовности у будущих учителей начальных классов к обучению леворуких детей письму было отведено научно-методическим (по темам: «Индивидуально-дифференцированный подход к формированию навыков письма у младших школьников», «Трудности обучения леворуких детей письму», «Диагностика определения ведущей руки у младших школьников по методике М.М. Безруких, М.Г. Князевой, В.Ю. Вильдавского») и прак-тико-ориентированным семинарам с элементами тренинга (по темам: «Леворукость: норма или патология?», «Практические советы родителям леворуких детей»).

Кроме того, в ходе данного этапа был проведен мастер - класс «Методы и приемы обучения письму леворуких детей», где студенты подробно познакомились с ведущими методами: копировальный, генетический, линейный, ритмический. В процессе упражнений была доказана их эффективность. В работе мастер-класса принимали участие первоклассники, которые обучаются письму левой рукой. Студенты наблюдали, как дети «копируют»

образцы букв, какой наклон тетради-прописи, какова их посадка за партой и др.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Была освоена методика применения приемов конструирования буквы из проволоки, сравнения с образцом, графического анализа буквы, письмо буквы мокрой кисточкой на доске и др.

Важным на данном этапе работы стало изучение специальных упражнений, разработанных А.В. Семенович по определению и закреплению направлений в пространстве: «Диспетчер и самолет», «Робот», «Моя комната», «Беги на новое место», «Капризный фотограф», «Собираем урожай» и др. [12, с. 229]. Будущие учителя начальных классов вместе с младшими школьниками «искали» нужные предметы, называя правую сторону или левую; чтобы правильно «посадить самолет», необходимо знать направления «вверх», «вниз», «вправо», «влево»; фотограф пытался красиво рассадить учеников для фотографии; назывались предметы и их местонахождение в классной комнате [12, с. 229]. Таким образом, дети не только ориентировались в пространстве, но и знакомились с разными профессиями. Интересен тот факт, что студенты пытались оказывать помощь детям, что говорит о их заинтересованности и потребности в обучении леворуких детей письму.

Рассматривая упражнения М.М. Безруких: «Поза Наполеона», «Колодец», «Замок» и другие [1; 2], студенты осваивали на практике, как определить ведущую руку, оформить и записать данные в таблицу, как проанализировать и сделать вывод на основе наблюдений.

Материалы исследований Е.И Николаевой [8], Р.С. Светлова [11], И.В. Цеповой [13] позволили студентам с помощью игровых заданий научиться определять пассивную и активную руку учащегося. С этой целью использовались игровые задания, подобранные индивидуально в соответствии с возрастными особенностями обучающихся.

Задание 1. Нарисуй, что хочешь. А теперь нарисуй этот же предмет, но другой рукой. При анализе работ обучающихся учитывается, какой рукой рисунок выполнен лучше.

Задание 2. Найди спичку в коробочках разного цвета и покажи ее.

Задание 3. Игра в мяч. Брось мяч. Поймай мяч.

Задание 4. Игра в кубики. Построй башню из кубиков, в которой будет жить принцесса [8; 11; 13].

Все игровые задания анализировались студентами, а результаты наблюдений, опроса детей заносились в специальную таблицу. В играх студенты учились определять пассивную руку ребенка и активную, то есть ту, которая выполняет активные действия.

На основном этапе формирующего эксперимента (формирования готовности у будущих учителей начальных классов к обучению леворуких детей письму) особое внимание уделялось подготовке студентов к самостоятельной работе во время педагогической практики: созданию различных конструктов современного урока письма (русского

языка), рассматриванию его типов, форм и этапно-сти в контексте работы с леворукими детьми.

На семинарских занятиях студенты изучали современные диагностики, которые можно использовать для определения «ведущей руки», пробовали проводить исследования на занятиях в парах и группах; знакомились с тетрадями со специальной разлиновкой, ручками для леворуких детей, прописями. Обращали внимание на процесс письма, на посадку, на освещение, на выявление трудностей у обучающегося в процессе письма букв, слогов, слов и предложений.

В дополнение в описанным выше видам исследовательской деятельности по формированию готовности у будущих учителей начальных классов к обучению леворуких детей письму нами была организована работа проблемных групп. Результатами данной работы стали научные доклады и выступления на студенческих научно-практических конференциях, где освещались вопросы теории и практики при работе с леворукими детьми по таким темам, как: «Пальчиковая гимнастика для леворуких детей», «Формирование пространственных представлений у леворуких детей», «Зрительное восприятие леворукого ребенка», «Загадка левору-кости», «История левшества» и др.

Творческо-самостоятельный этап формирования готовности у будущих учителей начальных классов к обучению леворуких детей письму был реализован во время педагогической практики, непосредственно на базе начальной школы. На данном этапе исследования студенты стали активными участниками образовательного процесса начального общего образования. Во время педагогической практики они знакомились с моделями обучения, ключевыми образовательными компетенциями обучающихся, совершенствовали умения по проектированию современного урока, анализа, самоанализа, самооценки урока русского языка (письма) в 1 классе.

При осуществлении проектировочной образовательной деятельности во время педпрактики студенты моделировали фрагменты уроков письма, конструировали технологические карты урока с учетом индивидуально-дифференцированной работы с леворукими детьми. Интересен и тот факт, что форму индивидуальной работы с леворукими детьми студенты выбирали самостоятельно. Вначале использовались традиционные формы урока, затем -нетрадиционные (урок-сказка, урок-путешествие). Подобные уроки приводились студентами с применением памяток, трафареток, тренажеров и других средств обучения.

Эффективной формой работы на творческо-самостоятельном этапе стали задания, которыми студенты овладели на мастер-классе в вузе. Так, при работе с леворукими детьми студенты использовали упражнения на развитие зрительного восприятия: «Разрезанные картинки», «Недостающие фрагменты» (в изображении не хватает нужного фрагмента буквы), «Каляки-маляки» (дети рисуют

букву, а затем «прячут» ее, - штрихуют). Задача везде одна - найти правильную фигуру или букву.

Для конструирования и копирования букв использовали упражнение «Коврик», где просили детей нарисовать различные фигуры в углах коврика, посередине, на каждой стороне. Так дети учились правильно писать и красиво располагать в заданном пространстве линии, фигуры, что способствовало развитию пространственных отношений. В дополнение к данной работе осуществлялось копирование букв с применением кальки и копировальной бумаги, а затем дети прописывали эти же буквы в прописи.

Много внимания при работе с леворукими детьми обращалось на выполнение графических упражнений: графический диктант, прохождение лабиринтов, рисование и письмо по точкам, соединение точек стрелками и т.д., что развивало у детей моторику и способствовало ориентации детей в пространстве.

После проведения уроков письма леворуким детям требовались специальные упражнения в коррекции письма букв или слогов. Для этого использовался метод коррекции и абилитации пространственных представлений у левшей - прописывание буквы левой и правой рукой, рисование домика, полосок, треугольников; прописывание и анализ графических ошибок, рисование по трафарету и т.д.

Во время педагогической практики, в рамках внеурочных видов деятельности, студенты выполняли следующие задания:

- готовили информацию к родительскому собранию, раскрывающую содержание работы дома с леворукими детьми (освещение, посадка во время письма, опора для ног и рук, положение тетради и

др);

- разрабатывали памятки для леворуких детей при работе в прописи;

- готовили алгоритмы действия для родителей, организующих отдых с леворукими детьми;

- определяли способы преодоления трудностей при обучении леворуких детей письму (зеркальное письмо, тремор, оптические ошибки, неправильное начертание букв, выраженное нарушение почерка).

Таким образом, студенты стали больше знать о проблеме леворукости, уметь проводить несложные диагностики по определению ведущей руки, помогать учителю в организации процесса обучения письму младших школьников в целом и лево-руким, в частности. Многие студенты стали лучше относиться к школе, к профессии учителя, к подготовке уроков, учились преодолевать трудности, выступали на родительских собраниях.

На контрольном этапе эксперимента была проведена повторная диагностика уровня сформи-рованности готовности у будущих учителей начальных классов к обучению леворуких детей письму.

По результатам констатирующего эксперимента была выявлена следующая динамика сфор-мированности отдельных показателей готовности у будущих учителей начальных классов к обучению леворуких детей письму:

- 80% студентов продемонстрировали хорошие знания истории происхождения леворукости, основ организации процесса обучения письму;

- 70% опрошенных, продемонстрировали знания диагностики ведущей руки;

- 78% испытуемых показали, что используют при работе с леворукими детьми методы иллюстрирования; 12% - копировальный метод, прием сравнения - 42%, прием калькирования - 26% и т.д.

Практически все студенты владеют методикой проведения уроков письма (русского языка) в 1 классе, осуществляют индивидуально-дифференцированный подход в обучении леворуких детей письму -70%, знают и умело применяют на практике диагностики по определению ведущей руки 78% опрошенных, проводили диагностику совместно с учителем 22% студентов.

Самостоятельно оказывали квалифицированную помощь леворуким ученикам при написании букв, слогов, слов - 68%, помогали учителю - 32% опрошенных. После педагогической практики 80% студентов дали зачетные уроки русского языка на «отлично», 20% студентов получили отметку «хорошо», что говорит о высоком уровне мотивации. Нравится работать в начальной школе - (76%), проводить уроки (68%), обучать детей письму - (70%), интересуются проблемой леворукости - 90% опрошенных, выступали на родительском собрании -(60%), присутствовали на родительском собрании, оказывали помощь в проведении собрания - (40%) опрошенных студентов. Таким образом, уровень мотивации в основном высокий 90% и средний 10%, низкий уровень мотивации у студентов отсутствует.

Количество студентов, продемонстрировавших низкий уровень сформированности готовности к обучению леворуких детей письму, снизилось до 0% (что на 54% меньше по сравнению с данными констатирующего эксперимента). Средний

уровень сформированности данного качества показали 32% (что на 6,3% больше по сравнению с данными констатирующего эксперимента). Наконец высокий уровень сформированности готовности будущих учителей начальных классов к обучению леворуких детей письму продемонстрировали 78% (что на 55% больше по сравнению с данными констатирующего эксперимента).

Заключение. Таким образом, вопросы по формированию готовности будущих учителей начальных классов к обучению леворуких детей письму, имеют бесспорную актуальность.

Данный вид готовности мы рассматриваем как интегрированное профессионально-личностное образование будущего учителя начальных классов, характеризующее совокупность сформированной мотивации к решению задачи по обучению леворуких детей письму (мотивационный компонент), знаний истории, теории и методики обучения леворуких детей письму (когнитивный компонент) и умений применять адекватные методы и приёмы обучения письму леворуких детей, определять «ведущую руку» и оказывать квалифицированную помощь в овладении навыком письма (дея-тельностный компонент). Все компоненты данного профессионально-личностного образования будущего учителя начальных классов тесно взаимосвязаны и развиваются в единстве.

Проведенная нами работа по формированию готовности будущих учителей начальных классов к обучению леворуких детей письму, реализованная поэтапно (начальный (базовый), основной (продуктивный) и творческо-самостоятельный этапы) подтвердила свою эффективность на практике. Для каждого этапа обозначенной работы нами были подобраны соответствующие методы, средства и формы, ориентированные на формирование указанного вида готовности студентов.

В дальнейшем мы планируем разработать учебно-методическое оснащение исследуемого процесса, представляемое нам как совокупность программы, учебно-методического пособия и сборника рабочих листов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Безруких М.М. Трудности обучения детей в начальной школе: причины, диагностика, комплексная помощь / М.М. Безруких. - Москва : Эксмо, 2009. - 464 с. - (Растим первоклашку). - Текст : непосредственный.

2. Безруких, М.М. Возрастная физиология (физиология развития ребенка) : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений, обучающихся по специальностям «Дошк. педагогика и психология»; «Педагогика и методика дошк. образования» / М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А. Фарбер. - 3-е изд., стер. - Москва : Академия, 2008. - 412, [3] с. -(Высшее профессиональное образование. Педагогические специальности). - Текст : непосредственный.

3. Безруких, М.М. Знаете ли вы своего ученика? : пособие для студентов пединститутов, пед. училищ и колледжей и родителей / М.М. Безруких, С.П. Ефимова. - 2-е изд. - Москва : Академия, 1997. - 230, [2] с. - (Педагогическое образование). - Текст : непосредственный.

4. Воробьёва, Т.А. Леворукий ребёнок : 50 уроков для подготовки к письму : прописи для детей с трудностями в обучении письму, правил. постановка руки : для детей 5-6 лет / Т.А. Воробьёва, Т.В. Гузенко. - Санкт-Петербург : Литера, 2018. - 79, [1] с. : ил.; 26 см. - (Готовимся к школе) (Литера - детям!) (Соответствует ФГОС ДО). - Текст : непосредственный.

5. Зубик, Н.В. Подготовка леворукого ребенка к обучению письму / Н.В. Зубик. - Текст : непосредственный // Обучение и воспитание. - 2005. - № 16-17. - С. 38-53.

6. Колесова, О.В. Современные технологии в обучении грамоте детей / О.В. Колесова, С.В. Лосева. - Текст : непосредственный // Современное дошкольное и начальное образование: проблемы и тенденции развития: сб. ст. по материалам Всерос. науч.-практ. конф. : в 2 ч. - Нижний Новгород, 2020. - С. 113-117.

7. Колесова, О.В. Формирование каллиграфического навыка у леворуких детей / О.В. Колесова, С.К. Тивикова,

H.Н. Деменева. - Текст : непосредственный // Школа будущего. - 2022. - № 1. - С. 252-261.

8. Николаева, Е.И. Возрастная психология: леворукость у детей : учеб. пособие для сред. профессион. образования / Е.И. Николаева. - Москва : Юрайт, 2023. - 176 с. - (Профессиональное образование). -URL: https://urait.ru/bcode/517844 (дата обращения: 20.12.2023). - Текст : электронный.

9. Профессиональная подготовка будущих специалистов: методологический аспект : монография / Н.В. Ипполи-това [и др.] ; общ. ред. Н.С.Стерховой ; Центр науч. знания «Логос». - Ставрополь : Логос, 2015. - 220 с. - Текст : непосредственный.

10. Савкина, Н.Г. Педагогическая помощь леворуким детям в первый год их обучения в школе : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Н.Г. Савкина ; Тюмен. гос. ун-т. - Тюмень, 2005. - 27 с. - Текст : непосредственный.

11. Светлов, Р.С. Левши и правши: какой рукой открыть дверь истины? / Р.С. Светлов. - Санкт-Петербург : Весь, 2004. - 87, [1] с.; 20 см. - (Мир тонких энергий) (Качественные книги о здоровье). - Текст : непосредственный.

12. Семенович, А.В. Эти невероятные левши : практ. пособие для психологов и родителей / А.В. Семенович. - 3-е изд. - Москва : Генезис, 2008. - 250 с. - Текст : непосредственный.

13. Цепова, И.В. Учим письму леворуких детей / И.В. Цепова. - Санкт_Петербург : Утро, 2009. - 128 с. - (Обучение грамоте). - Текст : непосредственный.

14. Шумкина, М.А. Личностно-ориентированный подход в обучении леворуких детей младшего школьного возраста / М.А. Шумкина. - Текст : непосредственный // Начальная школа. - 2006. - № 2. - С. 11-15.

15. Юдин, Н.А. Психокоррекционная работа с леворукими детьми / Н.А. Юдин. - Текст : непосредственный // Воспитание школьников. - 2003. - № 2. - С. 34-36.

REFERENCES

I. Bezrukix M.M. Trudnosti obucheniya detej v nachal'noj shkole: prichiny', diagnostika, kompleksnaya pomoshh' [Difficulties in teaching children in primary school: causes, diagnosis, comprehensive care]. Moscow: E'ksmo, 2009. 464 p.

2. Bezrukix M.M., Son'kin V.D., Farber D.A. Vozrastnaya fiziologiya (fiziologiya razvitiya rebenka): ucheb. posobie dlya studentov vy'sshix ucheb. zavedenij, obuchayushhixsya po special'nostyam «Doshk. pedagogika i psixologiya»; «Pedagogika i metodika doshk. obrazovaniya» [Age physiology (physiology of child development)]. Moscow: Akademiya, 2008. 412 p.

3. Bezrukix M.M., Efimova S.P. Znaete li vy' svoego uchenika?: posobie dlya studentov pedinstitutov, ped. uch-shh i kolledzhej i roditelej [Do you know your student?]. Moscow: Akademiya, 1997. - 230 p.

4. Vorob'yova T.A., Guzenko T.V. Levorukij rebyonok: 50 urokov dlya podgotovki k pis'mu: propisi dlya detej s trudnos-tyami v obuchenii pis'mu, pravil'naya postanovka ruki: dlya detej 5-6 let [Left-handed child: 50 lessons to prepare for writing]. Sankt-Peterburg: Litera, 2018. 79 p.

5. Zubik N.V. Podgotovka levorukogo rebenka k obucheniyu pis'mu [Preparing a left-handed child to learn writing]. Obuchenie i vospitanii [Education and upbringing], 2005, no. 16-17, p. 38-53.

6. Kolesova O.V., Loseva S.V. Sovremenny'e texnologii v obuchenii gramote detej [Modern technologies in teaching children to read and write]. Sovremennoe doshkol'noe i nachal'noe obrazovanie: problemy' i tendencii razvitiya: sb. st. po mat-trialam Vseross. nauch.-prakt. konf.: v 2 ch. [Modern preschool and primary education: problems and development trends]. Nizhnij Novgorod, 2020, pp. 113-117.

7. Kolesova O.V., Tivikova S.K., Demeneva N.N. Formirovanie kalligraficheskogo navy'ka u levorukix detej [Formation of calligraphic skills in left-handed children]. Shkola budushhego [School of the Future], 2022, no. 1, pp. 252-261.

8. Nikolaeva E.I. Vozrastnaya psixologiya: levorukost' u detej: uchebnoe posobie dlya srednego professional'nogo obrazovaniya [Age psychology: left-handedness in children]. Moscow: Izdatel'stvo Yurajt, 2023. 176 p. URL: https://urait.ru/bcode/517844 (Accessed 20.12.2023).

9. Ippolitova N.V., et al. Professional'naya podgotovka budushhix specialistov: metodologicheskij aspekt: monografiya [Professional training of future specialists: methodological aspect]. Sterxova N.S. (ed.). Stavropol: Logos, 2015. 220 p.

10. Savkina N.G. Pedagogicheskaya pomoshh' levorukim detyam v pervy'j god ix obucheniya v shkole. Avtoref. dis. kand. ped. nauk [Pedagogical assistance to left-handed children in their first year of school]. Tyumen', 2005. 27 p.

11. Svetlov R.S. Levshi i pravshi: kakoj rukoj otkry't' dver' istiny'? [Left-handed and right-handed: Which hand can open the door of truth?]. Sankt-Peterburg: Ves', 2004. 87 p.

12. Semenovich A.V. E'ti neveroyatny'e levshi: Prakticheskoe posobie dlya psixologov i roditelej [These incredible lefties]. Moscow: Genezis, 2008. 250 p.

13. Cepova I.V. Uchim pis'mu levorukix detej [We teach writing to left-handed children]. Sankt-Peterburg: Utro, 2009. 128 p.

14. Shumkina M.A. Lichnostno-orientirovanny'j podxod v obuchenii levorukix detej mladshego shkol'nogo vozrasta [A personality-oriented approach in teaching left-handed primary school children]. NachaVnaya shkola [Primary School], 2006, no. 2, pp. 11-15.

15. Yudin N.A. Psixokorrekcionnaya rabota s levorukimi det'mi [Psychocorrective work with left-handed children]. Vospi-tanie shkoFnikov [Education of schoolchildren], 2003, no. 2, pp. 34-36.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:

Т.А. Крючкова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики дошкольного и начального образования, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Россия, e-mail: kryuchkova_1958@list.ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR:

T.A. Kryuchkova, Ph. D. in Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Theory and Methodology of Preschool and Primary Education, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Россия, e-mail: kryuchkova_1958@list.ru

УДК 378 DOI: 10.52772/25420291_2023_4_102

Екатерина Васильевна Осокина г. Шадринск

Интеграция бизнес-образования в подготовку ИТ-специалистов

В данной статье рассматривается вопрос интеграции бизнес-образования в систему подготовки ИТ-специалистов с целью формирования у них компетенций, необходимых для успешного занятия технологическим предпринимательством. Определяется актуальность подготовки ИТ-специалистов в области технологического предпринимательства. Развитие технологического предпринимательства положительно сказывается не только на положении вуза, но и региона, в котором он находится, а также на развитии страны в целом. Обсуждается потребность в таких специалистах на рынке труда, а также важность разработки качественных программ бизнес-образования для интеграции в существующие курсы подготовки ИТ-специалистов. В статье анализируется опыт интеграции бизнес-образования в подготовку ИТ-специалистов разных вузов страны. Также приводятся результаты изучения степени мотивации и готовности студентов ИТ-специальностей заниматься технологическим предпринимательством и, их заинтересованность в бизнес-образовании.

Ключевые слова: интеграция, инновационный бизнес, технологическое предпринимательство, ИТ-специалисты, подготовка ИТ-специалистов, инновационная экономика, интеграция образования и бизнеса.

Ekaterina Vasilyevna Osokina

Shadrinsk

Integration of business education into IT specialists training

This article examines the issue of integrating business education into the system of training IT specialists in order to form the competencies necessary for them to successfully engage in technological entrepreneurship. The author determines the relevance of training IT specialists in the field of technological entrepreneurship. The development of technological entrepreneur-ship has a positive impact not only on the position of the university but also on the region in which it is located as well as on the development of the country as a whole. The author emphasizes the demand for such specialists in the labor market as well as the importance of developing high-quality business education programs for integration into existing IT training courses. The article analyzes the experience of integrating business education into the training of IT specialists from different universities of the country. The author presents the results of studying the degree of motivation and willingness of students of IT specialties to engage in technological entrepreneurship and their interest in business education.

Keywords: integration, innovative business, technological entrepreneurship, IT specialists, training of IT specialists, innovative economy, integration of education and business.

Практика мирового опыта демонстрирует, что высшие учебные заведения представляют собой основной двигатель инновационного развития ведущих отраслей экономики. В первую очередь, это обусловлено необходимостью университетов генерировать научные знания, проводить исследования и внедрять их в реальные сектора экономики. Во-вторых, университетский контингент включает в себя прогрессивную и нестандартно думающую молодежь с большим желанием развиваться и двигаться вперед, чей энтузиазм еще далек от угасания. В-третьих, в поддержку инновационного настроя молодежи при высших учебных заведениях действуют научно-технические лаборатории.

Интеграция бизнеса и образования в различных вузах и регионах нашей страны проходит в разных формах, в одних вузах создаются технопарки, в других бизнес-инкубаторы, в третьих создаются учебно-научные центры, некоторые вузы

102

реализуя процессы интеграции организуют совместную деятельность с крупными предприятиями региона (например Саратовский государственный технологический университет им. Ю.А. Гагарина и Саратовский подшипниковый завод; Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобо-чесвкого (ННГУ) и Intel, IBM, Microsoft) и образуют инновационно-технологические кластеры (Кластер инновационных технологий ЗАТО г. Же-лезногорск на базе Сибирского федерального университета (СФУ), Сибирского государственного университета науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева (СибГАУ) и Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ!» (Московский инженерно-физический институт); Кластер «Зеленоград» на базе Национального исследовательского университета «Московский институт электронной техники» (МИЭТ) совместно с Зеленоградским нанотехнологическим центром,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.