Научная статья на тему 'О механизмах школьной дезадаптации леворуких детей по данным анкетирования родителей и методах ее коррекции'

О механизмах школьной дезадаптации леворуких детей по данным анкетирования родителей и методах ее коррекции Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
354
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
школьная адаптация / механизмы школьной адаптации / леворукость / леворукий ребенок / анкетирование родителей / кинесиологические упражнения

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Арбузова Е. С.

Анкетирование родителей использовалось для выявления трудностей адаптации леворуких детей к обучению в начальных классах школы. Полученные данные позволяют сделать вывод, что большинство леворуких детей в начальных классах продолжают ориентироваться на дошкольные виды деятельности, а при трудностях отказываться от заданий. Предложены методы психологического сопровождения этой группы детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Parents were questioned to study how left-handed children pass through school adaptation. Preschool types of activity and denial in case of difficulties prevail among most of the children during their study in elementary school. Some methods are proposed for psychological correction of this group of children.

Текст научной работы на тему «О механизмах школьной дезадаптации леворуких детей по данным анкетирования родителей и методах ее коррекции»

О механизмах школьной дезадаптации леворуких детей по данным анкетирования родителей...

Е. С. Арбузова

О МЕХАНИЗМАХ ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ ЛЕВОРУКИХ ДЕТЕЙ ПО ДАННЫМ АНКЕТИРОВАНИЯ РОДИТЕЛЕЙ И МЕТОДАХ ЕЕ КОРРЕКЦИИ

Работа представлена кафедрой клинической психологии Московского психолого-социального института.

Научный руководитель - кандидат психологических наук, доцент А. В. Цветков

Анкетирование родителей использовалось для выявления трудностей адаптации леворуких детей к обучению в начальных классах школы. Полученные данные позволяют сделать вывод, что большинство леворуких детей в начальных классах продолжают ориентироваться на дошкольные виды деятельности, а при трудностях - отказываться от заданий. Предложены методы психологического сопровождения этой группы детей.

Ключевые слова: анкетирование родителей, леворукие дети, школьная адаптация кинесио-логические упражнения.

Parents were questioned to study how left-handed children pass through school adaptation. Preschool types of activity and denial in case of difficulties prevail among most of the children during their study in elementary school. Some methods are proposed for psychological correction of this group of children.

Key words: parents' questionnaire, left-handed children, school adaptation, kinesiological methods.

Начало обучения в школе, переход от домашних условий и условий детского сада к систематической учебе всегда представляет для ребенка серьезную психологическую нагрузку, а в настоящее время у многих детей вызывает школьную дезадаптацию (школьный стресс).

Возникновение школьного стресса у детей младшего школьного возраста может происходить по следующим направлениям [1; 2]:

1. Появление у ребенка явных трудностей в усвоении школьных знаний и овладении учебными навыками, что приводит к тому, что ребенок «выпадает» из учебного процесса, а взрослые заставляют его тратить слишком много времени на подготовку домашних заданий, лишая его достаточного количества времени на восстановление сил.

2. Возникновение у ребенка рассогласования между его возможностями и требованиями, которые предъявляет к нему школа, что провоцирует возникновение психосоматических реакций, негативных эмоци-

ональных состояний, снижение работоспособности и т. д.

3. Освоение ребенком нового типа взаимоотношений: с одноклассниками и учителями, которые могут коренным образом отличаться от привычного ребенку семейного уклада, что может привести к возникновению чувства тревоги, беспокойства и неуверенности к себе.

Именно проблеме рассогласования индивидуальных возможностей ребенка и школьных требований уделено основное внимание в данной статье.

Первой причиной этого несоответствия является то, что в настоящее время большинство детей приходят в школы не готовыми к обучению, что является результатом скоростной подготовки ребенка к школе в большинстве детских дошкольных учреждений [2].

Второй и наиболее важной причиной рассогласования являются индивидуально-психологические характеристики ребенка. Одной из индивидных психологических особенностей человека является

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ, ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ

профиль латеральной организации психических функций.

По нашим наблюдениям, в школы города Новомосковска Тульской области в

1998 г. поступило 5,2% леворуких детей, в

1999 г. - 6,1%, в 2000 г. - 5,5%, в 2001 г. -7,5%, в 2002 г. - 7,9%, в 2003 г. - 8,3%, в 2004 г. - 8,6%, в 2005 г. - 9,3%, 2006 г. -11,4%., в 2007 г. - 13,2%.

Возрастание количества леворуких первоклассников актуализирует необходимость проведения специальной работы по их адаптации к школе, где учебный процесс ориентирован исключительно на детей, использующих для письма правую руку [5].

Исследование поставленной проблемы проводилось в 2003-2007 гг. в г. Новомосковске Тульской области в средних школах № 14,12,25. Экспериментальную группу составил 41 учащийся 1-х классов с правопо-лушарным типом распределения психических функций (леворукие дети). В качестве контрольной группы был взят 41 учащийся этих же классов с левосторонним типом распределения психических функций (праворукиедети). Исследование проводилось в 2004-2006 уч. г. Средний возраст испытуемых: 7 лет. Тендерный состав групп: экспериментальная группа: 22 мальчика, 19 девочек; контрольная группа: 21 мальчик, 20 девочек.

Для диагностических целей были использованы следующие методики: 1. Беседа и анкетирование родителей детей. 2. Методика «Беседы о школе» [4].

По результатам анкетирования родителей право- и леворуких детей были получены следующие данные:

1. На вопрос «Есть ли в семье еще левши?» 66% родителей леворуких детей и 14% родителей праворуких детей ответили «есть».

2. Патологию беременности или родов отметили 19,5% родителей леворуких детей и 26,8% праворуких детей.

3. 100% родителей леворуких детей и 46,3% праворуких детей считают, что ребе-

нок-левша сталкивается с трудностями в школе и в быту.

4. 87,2% родителей леворуких детей отметили, что их ребенок неохотно ходит в школу, у праворуких детей данный показатель равен 9,76%.

5. На вопрос «Принимает ли ребенок школьный распорядок?» ответили «нет» 61% родителей леворуких детей и 34,1% родителей праворуких детей.

6. За свои успехи и неудачи переживает 95,1% леворуких детей и 100% праворуких детей.

7. Лишь 90,2% леворуких детей делится с родителями о своих впечатлениях о школе, у праворуких детей этот показатель 100%.

8. Отрицательные впечатления о школе у 78% леворуких детей и 4,8% у праворуких детей.

9. На приготовление домашних заданий ежедневно тратят 1 час: 9,8% леворуких детей и 39,2% праворуких детей; 2 часа тратят 60,9% леворуких детей и 48,7% право-руких детей и более 3 часов тратят на приготовление домашних заданий 29,3% леворуких детей и 12,1% праворуких детей.

10. 75,6% леворуких детей и 21,9% пра-воруких детей всегда нуждается в помощи при приготовлении школьных уроков.

11. При возникновении трудностей в работе 44,9% леворуких детей и 4,8% пра-воруких детей пасует, 46,3% леворуких и 31% праворуких детей просят помощи.

12. Не способны сами проверить свою работу и найти ошибки 58,5% леворуких и 4,9% праворуких первоклассников.

13. 46,3% леворуких детей и 51,2% пра-воруких детей жалуется на своих одноклассников.

14. 75,6% леворуких детей и 9,7% праворуких детей не справляется со школьной нагрузкой - испытывает напряжение и усталость.

15. 61% родителей леворуких детей и 17,7% родителей праворуких детей считают, что деятельность учителя не способ-

О механизмах школьной дезадаптации леворуких детей по данным анкетирования родителей.

ствует устранению трудностей в школе для их ребенка.

16. Отрицательно отзываются о своем учителе 60,9% леворуких и 12,2% правору-ких детей.

Таким образом, можно отметить, что леворукие дети испытывают большие трудности в школе, так как неспособны сами приготовить уроки и найти свои ошибки, их отношение к школе и учителю в большинстве случаев отрицательное, и, хотя они меньше жалуются на одноклассников по сравнению с праворукими детьми, посещают ее леворукие дети в основном неохотно. 50,57% родителей леворуких детей отметили, что их ребенок обладает высоким показателем тревожности.

При проведении методики «Беседы о школе» 54% леворуких первоклассников показали ориентацию на дошкольные виды деятельности, при 29% у праворуких детей, и даже при положительном отношении к школе у леворуких детей более ярко выражена направленность на внешние атрибуты школьной деятельности и игровые ситуации.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1) леворукий ребенок и по данным самоотчета («Беседы о школе»), и по данным анкетирования родителей имеет низкий уровень готовности к школьному обучению;

2) школьная дезадаптация у леворуких детей протекает по следующим вариантам -уход в дошкольные виды деятельности; отказ от деятельности, невротизация.

Для решения проблемы школьной дезадаптации леворуких детей нами была разработана система кинесиологических упражнений на основе рекомендаций Пола и ГейлДеннисон и А. Л. Сиротюк [3; 6]. Данная система упражнений была апробирована в ходе формирующего эксперимента в рамках разработки комплекса психолого-педагогической поддержки леворуких детей в начальных классах. В эксперименте принимали участие 19 леворуких детей в воз-

расте 6-7 лет. Комплекс кинесиологических упражнений проводился в течение 3 месяцев, занятия проходили во время уроков в рамках гимнастики для первоклассников. Нейропсихологическая диагностика психических функций была проведена дважды: до проведения занятий с использованием комплекса и после него. Для анализа эффективности был использован метод статистико-математической обработки полученных данных (критерий Хи-квадрат). Гипотеза о значимых изменениях, которые произошли в результате введения комплекса упражнений, экспериментально подтвердилась на уровне значимости 0,01.

Введение в учебный процесс общеобразовательной школы таких упражнений помогает ребятам преодолеть напряжение, настроиться на деятельность, вызывает у них чувство уверенности в своих силах и возможностях; тем самым создаются необходимые личностные и интеллектуальные предпосылки для успешного протекания процесса обучения и преодоления трудностей в обучении.

Приведем пример нескольких упражнений, рекомендованных данной методикой.

1. Упражнение, помогающее использовать оба полушария гармонично и делать их «перекрестную» работу лучше.

«Перекрестные шаги и прыжки». Прыгайте так, чтобы в такт движения правой ноги двигалась левая рука. А теперь — левая нога и правая рука. Прыгайте вперед, в стороны, назад. Глазами двигайте во всех направлениях. При ходьбе коснитесь левой рукой правого колена, а теперь правой рукой левого колена.

2. Упражнение, помогающее расслабиться.

«Энергизатор». Сядьте за стол. Руки на стол, ладонями вниз. Положите голову между руками. Выдох. Вдох спокойный и глубокий. Легко поднимайте голову, начиная со лба, затем шею, затем верхнюю часть тела; нижняя часть тела и шея расслаблены. Выдох, опустите подбородок на грудь.

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ, ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ

Опустите голову так, чтобы удлинить задние мышцы тела. Расслабьтесь и дышите глубоко.

3. Упражнение, растягивающее мышцы тела, помогает удерживать вертикальную позу и не сутулиться, освобождает от напряжения, которое возникает при длительном сидении и чтении.

«Сова». Схватите и плотно сожмите мышцы правого плеча левой рукой. Поверните голову и посмотрите назад через плечо. Вдохните глубоко и разверните плечи. Посмотрите через левое плечо и распрямите плечи. Опустите подбородок на грудь и глубоко вдохните, расслабляя мышцы. Повторите то же самое, схватив левое плечо правой рукой.

4. Упражнение, повышающие энергию тела.

«Кнопки баланса». Сядьте удобно. Надавите пальцами правой руки за правым ухом в углублении у основания черепа. «Вдохните» энергию. Минутой позже надавите в углублении за левым ухом и «выдохните» энергию.

5. Упражнение, развивающее мелкую моторику рук.

«Пальчики здороваются». С некоторыми усилиями прижмите кончики пальцев к большому пальцу противоположной руки, затем выгните другой рукой пальчики наружу и потом надавливайте поочередно на основание пальцев. Повторить все для другой руки.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гуткина Н. И. Клинический метод в психологическом консультировании детей // Журнал практической психологии и психоанализа. 2001. № 1-2. С. 15-19.

2. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. СПб.: Питер, 2006. 208 с. Ъ.Деннисон П., Деннисон Г. Гимнастика мозга. М.: ТЦ «Сфера», 1997. 268 с.

4. Немое Р. С. Психология: В 3 кн.: Учебник для пед. вузов. Кн. 3: Психодиагностика: Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. М.: Владос, 2003. 640 с.

5. Семенович А. В. Эти невероятные левши: Практическое пособие для психологов и родителей. М.: Генезис, 2004. 250 с.

6. Сиротюк А. Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей. М.: ТЦ «Сфера», 2000. 128 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.