Научная статья на тему 'Отличительные признаки олимпиадного движения в России'

Отличительные признаки олимпиадного движения в России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
41
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Педагогический ИМИДЖ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
олимпиада / образовательная траектория / академические конкурсы / реформирование олимпиады / olympiad / educational trajectory / academic competitions / olympiad reforming

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Артем Петрович Гулов

Введение. Школьные предметные олимпиады являются академическими конкурсами, которые проводятся во всём мире на ежегодной основе. Интерес к состязаниям, направленным на развитие творческих способностей в рамках научно-исследовательской деятельности, проявляется более чем в 100 государствах. Актуальность исследования обусловлена возрастающей массовостью участия в интеллектуальных состязаниях и высокими ставками на кону в виде академических бонусов при поступлении в учреждения высшей школы. Цель статьи. Целью нашего исследования является изучение специфических особенностей олимпиадного движения в России, на основе которых выделяются общие признаки олимпиад. Материалы и методы. Методологически мы опираемся на принципы системного, деятельностного, аксиологического и культурологического подходов. Среди теоретических методов исследования – изучение научной литературы по теме, обобщение, классификация; среди эмпирических – контент-анализ контрольно-измерительных материалов и изучение нормативной базы проведения олимпиад в Российской Федерации. Результаты исследования. В результате исследования нам удалось указать на сущностные характеристики олимпиады как педагогического феномена, при этом была определена суть данного интеллектуального состязания. Выводы. Таким образом, в исследовании выделяются особенности олимпиады как педагогического феномена. Теоретическая значимость преломляется в выдвижении оригинального определения олимпиады, которое базируется на особенностях современного олимпиадного движения в России. Практическая значимость заключается в возможности опираться на полученные результаты при дальнейших исследованиях, а также оперировать уточнённым термином в нормативной документации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Essential Features of the National Olympiad Movement in Russia

Introduction. School Subject Olympiads are academic competitions held worldwide on an annual basis. Interest in competitions aimed at developing creative abilities within the framework of research activities is manifested in more than 100 states. The relevance of the study is due to the increasing mass participation in intellectual competitions and high stakes in the form of academic bonuses for admission to institutions of higher education. Purpose. The purpose of our research is to study the specifi c features of the Olympiad movement in Russia, on the basis of which common hallmarks of Olympiads are distinguished. Materials and methods. Methodologically, we rely on the principles of systemic, activity, axiological and cultural approaches. The theoretical methods of research include the study of scientifi c literature on the topic, generalization, classifi cation; empirical methods include content analysis of test materials and study of the regulatory framework for Olympiads in the Russian Federation. Results. As a result of our research, we managed to point out the essential characteristics of the Olympiad as a pedagogical phenomenon, while determining the essence of this intellectual competition. Conclusion. Thus, the study highlights the features of the Olympiad as a pedagogical phenomenon. Theoretical signifi cance is refracted in the nomination of the original defi nition of the Olympiad, which is based on the features of the modern Olympiad movement in Russia. Practical signifi cance lies in the ability to rely on the results obtained in further studies, as well as to operate with an updated term in the regulatory documentation.

Текст научной работы на тему «Отличительные признаки олимпиадного движения в России»

Онлайн-доступ к журналу: http://journal.iro38.ru

УДК 37.01 + 37.035.461

DOI: 10.32343/2409-5052-2023-17-2-135-144

Научная статья

Отличительные признаки олимпиадного движения в России

А. П. Гулов

Московский государственный институт международных отношений

МИД России (университет), г. Москва gulov@tea4er.org, https://orcid.org/0000-0001-7192-5316

Аннотация.

Введение. Школьные предметные олимпиады являются академическими конкурсами, которые проводятся во всём мире на ежегодной основе. Интерес к состязаниям, направленным на развитие творческих способностей в рамках научно-исследовательской деятельности, проявляется более чем в 100 государствах. Актуальность исследования обусловлена возрастающей массовостью участия в интеллектуальных состязаниях и высокими ставками на кону в виде академических бонусов при поступлении в учреждения высшей школы.

Цель статьи. Целью нашего исследования является изучение специфических особенностей олимпиадного движения в России, на основе которых выделяются общие признаки олимпиад.

Материалы и методы. Методологически мы опираемся на принципы системного, деятельностного, аксиологического и культурологического подходов. Среди теоретических методов исследования - изучение научной литературы по теме, обобщение, классификация; среди эмпирических - контент-анализ контрольно-измерительных материалов и изучение нормативной базы проведения олимпиад в Российской Федерации.

Результаты исследования. В результате исследования нам удалось указать на сущностные характеристики олимпиады как педагогического феномена, при этом была определена суть данного интеллектуального состязания.

Выводы. Таким образом, в исследовании выделяются особенности олимпиады как педагогического феномена. Теоретическая значимость преломляется в выдвижении оригинального определения олимпиады, которое базируется на особенностях современного олимпиадного движения в России. Практическая значимость заключается в возможности опираться на полученные результаты при дальнейших исследованиях, а также оперировать уточнённым термином в нормативной документации.

Ключевые слова: олимпиада, образовательная траектория, академические конкурсы, реформирование олимпиады

Для цитирования: Гулов А. П. Отличительные признаки олимпиадного движения в России // Педагогический ИМИДЖ. 2023. Т. 17. № 2. С. 135-144. Б01: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2023-17-2-135-144

© А. П. Гулов, 2023

"PEDAGOGICAL SCIENCES" SECTION

135

Essential Features of the National Olympiad Movement in Russia

Original article

Artem P. Gulov

Moscow State Institute of International Relations of the Ministry of Foreign Affairs of Russia (university), Moscow gulov@tea4er.org, https://orcid.org/0000-0001-7192-5316

Abstract.

Introduction. School Subject Olympiads are academic competitions held worldwide on an annual basis. Interest in competitions aimed at developing creative abilities within the framework of research activities is manifested in more than 100 states. The relevance of the study is due to the increasing mass participation in intellectual competitions and high stakes in the form of academic bonuses for admission to institutions of higher education. Purpose. The purpose of our research is to study the specific features of the Olympiad movement in Russia, on the basis of which common hallmarks of Olympiads are distinguished. Materials and methods. Methodologically, we rely on the principles of systemic, activity, axiological and cultural approaches. The theoretical methods of research include the study of scientific literature on the topic, generalization, classification; empirical methods include content analysis of test materials and study of the regulatory framework for Olympiads in the Russian Federation.

Results. As a result of our research, we managed to point out the essential characteristics of the Olympiad as a pedagogical phenomenon, while determining the essence of this intellectual competition.

Conclusion. Thus, the study highlights the features of the Olympiad as a pedagogical phenomenon. Theoretical significance is refracted in the nomination of the original definition of the Olympiad, which is based on the features of the modern Olympiad movement in Russia. Practical significance lies in the ability to rely on the results obtained in further studies, as well as to operate with an updated term in the regulatory documentation.

Keywords: olympiad, educational trajectory, academic competitions, olympiad reforming

For citation: Gulov A.P. Essential Features of the National Olympiad Movement in Russia. Pedagogicheskiy IMIDZH = Pedagogical IMAGE. 2023; 17 (2):135-144. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2023-17-2-135-144

Введение

Современная образовательная среда в Российской Федерации и за рубежом активно использует систему академических конкурсных испытаний как для поднятия мотивации школьников, так и для выявления самых талантливых учащихся. Олимпиадное движение сочетает в себе как черты спортивных состязаний, так и научного общества, направленного на развитие когнитивных способностей и функциональной грамотности исследователя.

Состязательность, впрочем, имеет и свои недостатки наравне с преимуществами: спорт ради победы часто превалирует над идеей самопознания и развития интеллектуальных и творческих способностей личности. Массовость участия школьников обеспечивается академическими бонусами, которые гарантируются Министерством науки и высшего образования: дипломанты самых престижных интеллектуальных состязаний получают право поступать на бюджетные места вне основного конкурса. Пробле-

136 РАЗДЕЛ «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ» 2023. Т. 17. № 2 (59). С. 135-144

мой нашего исследования является изучение особенностей данного педагогического феномена.

В российской практике сложилась двухъярусная система олимпиад: на первом уровне находится Всероссийская олимпиада школьников по 24 предметам, которая проводится под патронажем Министерства просвещения РФ; второй уровень состоит из многочисленных «перечневых» олимпиад и конкурсов, которые проводятся на площадках вузов (для того чтобы проект давал льготы при поступлении, необходимо положительное экспертное заключение Российского совета олимпиад школьников). Международные предметные олимпиады допускают к участию только учащихся старших классов школьного образования не старше 20 лет, которые прошли сквозь «сито» испытаний национальных академических конкурсов.

Президент Российской Федерации В. В. Путин в 2020 году поручил разработать междисциплинарные направления для включения в программу Всероссийской олимпиады школьников, включая и использование формы творческих и проектных конкурсов. (URL: https://tass.ru/obschestvo/10355627).

Ректор Московского государственного института международных отношений (университет) МИД России А. В. Торкунов в интервью «Российской газете» в 2022 году уточнил, что треть бюджетных мест в МГИМО занимают олимпиадники (из 500 возможных): «Вообще, я бы очень рекомендовал школьникам активно участвовать в олимпиадах самого разного уровня, это дополнительные баллы при поступлении... Практически каждый год усложняются вузовские программы в интересах подготовки классного специалиста, способного адаптироваться к нынешним изменяющимся условиям в любой области. Нужно дать студенту максимум знаний. Для того чтобы это получилось у вуза, нужно «получить» из школы хорошего выпускника». (URL: https://mgimo.ru/about/ news/main/torkunov-kak-gotovyat-budushchuyu-elitu/).

Таким образом, цель нашего исследования - выделить основные черты современного олимпиадного движения в Российской Федерации, которые преломляются как в организационно-технологической модели проведения, так и в принципах отбора и содержания заданий, направленных на развитие творческих способностей и креативного мышления.

Материалы и методы

Методология нашего исследования базируется на интеграции системного, деятель-ностного, аксиологического и культурологического подходов. Мы отдельно описываем культурологические основания реализации предметных олимпиад в отечественной практике. Среди теоретических методов исследования - изучение научной литературы по теме, обобщение, классификация; среди эмпирических - контент-анализ контрольно-измерительных материалов и изучение нормативной базы проведения олимпиад в Российской Федерации.

Ряд исследователей описывают особенности организационной модели национальных академических испытаний в отечественной традиции и за рубежом [1; 2; 3]. Анализируются причины успешного участия и эффективной подготовки на базе школы и довузовской подготовки [4; 5; 6]. Некоторые работы исследователей посвящены формированию креативного мышления и метапредметных компетенций в рамках подготовки к олимпиадным испытаниям [7; 8; 9]. Фокус внимания обращён на профессиональное развитие педагогов, чьё участие в олимпиадном движении напрямую влияет на результаты школьников [10; 11; 12; 13]. Вопросы преемственности заданий и принципов подготовки изучены на высоком уровне [14; 15; 16]. Некоторые авторы указывают на профессиональную самоактуализацию школьников, которая возникает при глубоком погружении в научно-исследовательскую деятельность в подростковом возрасте [17; 18; 19].

"PEDAGOGICAL SCIENCES" SECTION

137

Результаты

Обратимся к нормативной документации. Среди основополагающих документов выделим Приказ Минпросвещения России от 27.11.2020 № 678 «Об утверждении Порядка проведения всероссийской олимпиады школьников» и Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 30.08.2022 № 828 «Об утверждении перечня олимпиад школьников и их уровней на 2022/23 учебный год». Данные документы регулярно обновляются и своими положениями закрепляют академические льготы, которые гарантированы дипломантам. Однако, что есть олимпиада как педагогический феномен? На этот вопрос данные документы не дают прямого ответа. Многие исследователи считают, что олимпиада является формой интеллектуального соревнования, декларируемая цель которой - выявить самых одарённых молодых людей и предоставить им право обучения в высшей школе. Очевидно, что реальная, гораздо более глобальная цель - создать элиту российского общества, воспитать специалистов, которые будут создавать, творить, мечтать в новой России в 21 веке. Суверенитет государства обеспечивается как охраной границ, так и независимым образованием, развитием технологий, наличием функционирующей системы здравоохранения. Каждый человек талантлив по-своему, и цель олимпиадного движения - дать каждому школьнику возможность использовать свои креативные способности в творческих задачах по совершенно разным направлениям.

Для того чтобы сформулировать определение олимпиады, выделим основные признаки реализации школьных предметных олимпиад в России и за рубежом. Термин "олимпиада" достаточно часто используется в современной педагогике, при этом не всегда обоснованно. В целом исследователи соглашаются с тем, что олимпиады есть интеллектуальные состязания [2; 5; 11]. Не каждый интеллектуальный конкурс может считаться олимпиадой, на наш взгляд. По крайней мере, в рамках нашего исследования мы принимаем школьный уровень данного состязания, намеренно сужая поле нашего интереса, так как ценностная мотивация участия в вузовских олимпиадах работает иначе. Обращаем внимание, что в отечественной педагогике термин «олимпиада» используется в контексте интернет-конкурсов, эвристических соревнований и других конкурсов, что создаёт путаницу в понятийно-категориальном аппарате, на наш взгляд.

В Законе об образовании (2012 год, с изменениями в 2023 году) говорится: «В целях выявления и поддержки лиц, проявивших выдающиеся способности, федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными и иными организациями организуются и проводятся олимпиады и иные интеллектуальные и (или) творческие конкурсы (курсив - А. Г.), физкультурные мероприятия и спортивные мероприятия (далее - конкурсы), направленные на выявление и развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей, способностей к занятиям физической культурой и спортом, интереса к научной (научно-исследовательской) деятельности, творческой деятельности, физкультурно-спортивной деятельности, на пропаганду научных знаний, творческих и спортивных достижений. Обучающиеся принимают участие в конкурсах на добровольной основе. Взимание платы за участие во всероссийской олимпиаде школьников, в олимпиадах и иных конкурсах, по итогам которых присуждаются премии для поддержки талантливой молодёжи, не допускается.» (URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/622d6eb6b-46165c20603925a23c31ae21398516f/)

Таким образом, существует правовая основа, выделяющая олимпиады в отдельную категорию испытаний, о природе которой мы говорим в нашем исследовании.

Нам представляется, что олимпиада является интеллектуальным состязанием, которое проводится в академической атмосфере и имеет ряд специфических черт:

1. Добровольность участия. Школьники самостоятельно определяют предметы и

138 РАЗДЕЛ «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ» 2023. Т. 17. № 2 (59). С. 135-144

направления для подготовки, в том числе могут отказаться от этой деятельности в любой момент. В рамках профориентационной работы школа и вуз разъясняют обучающимся важность олимпиад как для поступления в учреждения высшей школы, так и ради выхода за рамки школьной программы в процессе подготовки.

2. Бесплатный доступ. Любые взносы для участия переносят конкурсы в поле коммерческой деятельности, что противоречит духу данного академического соревнования. Платной может быть подготовка в рамках обучения в учреждениях дополнительного образования, но никак не факт участия в состязаниях.

3. Прямое или опосредованное участие государства в организации конкурсов. Как правило, испытания проводятся на вузовских площадках или в государственных центрах одарённости при контроле соответствующих правительственных организаций.

4. Многоуровневая система участия. Отборочные туры проводятся либо онлайн, либо на локальных площадках регионов. Заключительный этап собирает победителей предыдущего этапа на единой базе; при использовании виртуальных технологий обеспечивается прокторинг и иные средства контроля за академической честностью.

5. Международный или национальный характер организации конкурса, при использовании унифицированных комплектов заданий для единой параллели участников (возрастной группы); преемственность в заданиях на разных уровнях с усложнением комплектов к заключительному этапу.

6. Массовость участия. Как правило, в олимпиаде могут участвовать школьники 4-11 классов по различным предметам в масштабах всей страны (большей части её регионов). Региональный и заключительный этапы проводятся для старшей ступени обучения, хотя некоторые субъекты Федерации могут самостоятельно проводить испытания на региональном уровне для младших школьников.

7. Информационная поддержка. Официальные документы, комплекты заданий прошлых лет, разъяснения экспертов жюри публикуются на официальных веб-ресурсах, в социальных сетях. Обеспечивается открытый доступ к информации об организационных особенностях проведения олимпиады.

8. Прозрачность проведения. Использование объективных критериев оценивания, равно как и возможность ознакомиться с собственной работой, являются важными факторами повышения престижа бренда олимпиады. Процедура апелляции призвана обеспечить диалог между экспертами жюри и олимпиадным сообществом.

9. Внедрение в комплекты контрольно-измерительных материалов заданий творческой направленности, требующих не только наличия предметной базы знаний, но уверенное владение рядом универсальных (метапредметных) навыков и умений, таких как умение гибко и творчески мыслить, анализировать, сопоставлять, использовать логику, быть креативным.

10. Открытость предметных комиссий к диалогу с педагогической общественностью наряду с обеспечением секретности материалов, которые используются в испытаниях.

Обсуждение и заключение

Указанные нами особенности раскрывают суть олимпиадного движения в мировой и отечественной педагогике. Таким образом, олимпиада - это бесплатное массовое интеллектуальное состязание школьников международного или национального уровня, проводимое при участии и/или поддержке государства, в качестве основного бонуса гарантирующее академические льготы при поступлении в образовательные учреждения высшего образования, с использованием ранее не опубликованных заданий, развивающих творческие способности обучающихся и по уровню сложности превышающих школьную программу.

Данное определение помогает нам осмыслить причины массовости участия в олим-

"PEDAGOGICAL SCIENCES" SECTION

139

пиадном движении во всём мире. Как ведущие державы, так и развивающиеся государства делают ставку на конкурентоспособность и гибкость умов молодых специалистов, которые станут опорой общества. Мы рассматриваем реализацию школьных предметных олимпиад в отечественной педагогической практике с точки зрения культурологического подхода при опоре на следующие основания:

1. Культура есть человеческая деятельность, человек творит культуру и становится её продуктом благодаря воздействию общества и образования (М. С. Каган); олимпи-адные задания в своей тематике охватывают тематику общества, человека и его жизнедеятельности.

2. Проблемность рассматривается как смыслообразующий аспект деятельности человека и школьника, решающего сложные задачи и готовящегося в олимпиадной траектории к реальным вызовам науки в контексте времени и духа эпохи.

3. Идея Университета является символом непрерывного образования и научно-исследовательской деятельности, который отражается в духе олимпиадных заданий (опора на универсальное знание и фундаментальность исследований).

4. Культурологическая теория содержания образования рассматривает состав содержания образования как педагогическую адаптацию содержания культуры.

5. Гуманитарные образовательные технологии могут использоваться для развития креативного и творческого мышления вне зависимости от сферы его применения.

В комплексе данные культурологические основания позволяют осмыслить олим-пиадное движение как часть культуры человека. В современной педагогике использование культурологического подхода при изучении реализации школьных олимпиад позволяет осознать весь накопленный опыт проведения и подготовки к испытаниям.

Выводы

Современный хаотичный характер развития общественных отношений в рамках существования концепта БАМ-мира, мировые политические и экономические конфликты заставляют нации создавать самостоятельные научные консорциумы для обеспечения самого факта существования государства, его безопасности и суверенности. Система отбора талантов, которая эффективно выстраивает ступени в развитии школьников и обеспечивает бесшовный переход в вузовскую науку со школьной скамьи, является педагогическим феноменом, который нуждается в дальнейшем осмыслении и развитии. Олимпиадное движение есть социальный лифт с уклоном в науку, который даёт шанс любому одарённому ребёнку реализовать себя и свои творческие способности в учебно-исследовательской деятельности.

В рамках данного исследования нами рассмотрены особенности олимпиадного движения в отечественной и зарубежной педагогической мысли, выделены его черты и особенности. Нами дано определение олимпиады как интеллектуального состязания, которое носит национальный или международный характер, является бесплатным и доступным для всех слоёв населения, функционирующим при поддержке и участии государства, которое гарантирует новизну и творческую направленность предметных заданий, при успешном решении которых дипломанты олимпиады получают бесплатный доступ к программам высшего образования в лучших вузах страны.

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

Список источников

1. Абдусамедов Г. А. Олимпиадное движение школьников в России: достижения и проблемы (конец ХХ - начало ХХ1 вв.) // Наука и бизнес: пути развития. 2014. № 5 (35). С. 55-57.

140 РАЗДЕЛ «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ» 2023. Т. 17. № 2 (59). С. 135-144

2. Агаханов Н. Х. Марчукова О. Г., Подлипский О. К. О современных тенденциях в подготовке школьников к математическим олимпиадам // Вопросы образования. 2021. № 4. С. 266-284.

3. Lohani V, Abhangi N., Das S., Virmani A. A Jarring Bullet: An Indian National Physics Olympiad 2020 Problem. Resonance. 2021. № 26. Pp. 1153-1168. https://doi.org/10.1007/ s12045-021-1214-0

4. Банзаракцаева Е. В. Из опыта подготовки и проведения олимпиады по истории отечества в вузе культуры // Вестник Восточно-Сибирского государственного института культуры. 2022. № 2(22). С. 151-156. DOI 10.31443/2541-8874-2022-2-22-151-156

5. Бузыкина О. В. Ученик, учитель, олимпиада: траектория эффективной успешности олимпиадного движения в республике Мордовия // Вестник Саратовского областного института развития образования. 2019. № 1 (17). С. 12-16.

6. Karp A. The Russian experience: national curricula, national standards, textbooks. ZDM - Mathematics Education. 2021. № 53. Pp. 1471-1483. https://doi.org/10.1007/s11858-021-01268-9

7. Евдокимова В. Е., Перфильева А. В. Применение оборудования технопарка универсальных педагогических компетенций при работе с учащимися школ в системе дополнительного образования // Научное обозрение. Педагогические науки. 2022. № 5. С. 25-29. DOI 10.17513/srps.2446

8. Шедько В. В. Методические аспекты подготовки школьников к олимпиадам по программированию на современном этапе // Современное образование Витебщины. 2022. № 3(37). С. 28-30.

9. Кисова В. В., Семенов А. В., Семенова Е. А. Анализ связи результатов регионального и заключительного этапов олимпиады школьников по иностранному языку на основе матриц сопряженности // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 74-3. С. 134-138.

10. Бажанов А. Е. Готовимся к олимпиадам по немецкому языку // Иностранные языки в школе. 2020. № 1. С. 64-70.

11. Вдовина Т. О., Карасёв С. А. Всероссийская олимпиада школьников как показатель развития системы образования региона // Известия ВГПУ. Педагогические науки. 2019. № 1 (282). С. 30-33.

12. Лобанова Е. С., Гангнус Н. А. Формирование тьюторской позиции педагогов дополнительного образования при подготовке обучающихся к всероссийской олимпиаде школьников // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия № 1. Психологические и педагогические науки. 2018. Вып. 2. С. 161-171.

13. Golubnichaya E. V., Yanova M. G. Features of pedagogical workers preparation for the organization and holding of all-russian school olympiads in municipal education system. Journal of Siberian Federal University - Humanities and Social Sciences. 2022. № 15(4). Pp. 546-553. D0I:10.17516/1997-1370-0470

14. Мифтахова Г. А., Воистинова Г. Х. Развитие дивергентного мышления обучающихся средствами предметных олимпиад по математике // Modern Science. 2022. № 4-3. С. 245-248.

15. Blankenburg J. S., Hoffler T. N., Parchmann I. Fostering today what is needed tomorrow: Investigating students' interest in science. Science Education, 2016. № 100(2). Pp. 364-391. DOI: https://doi.org/10.1002/sce.21204

16. Кравченко Ю. Д. Анализ организации и проведения предметных олимпиад для школьников (на примере олимпиад по журналистике) // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2020. Т. 5, Вып. 2. С. 180-184.

17. Зайцева С. А., Смирнов В. А. Олимпиадное движение как средство профессиональной самоактуализации студентов // Вестник Владимирского государственного универ-

"PEDAGOGICAL SCIENCES" SECTION

141

ситета имени А. Г. и Н. Г. Столетовых. Педагогические и психологические науки. 2021. № 47 (66). С. 84-96.

18. Simeon-Fayomi B. C., Cheatan, B. S. And Oludeyi, O. S. Soft skills for young adults: Circuit in the formal, non-formal and informal models. Issues and Ideas in Education 2018. № 6(1). Pp. 99-112. DOI: https://doi.org/10.15415/iie.2018.61006

19. Ladewig A., Koller O., Neumann K. Persisting in Physics and the Physics Olympiad -Impact of Gender Identification and Sense of Belonging on Expectancy-Value Outcomes. European Journal of Psychology Education. 2022. № 38 (7). Pp. 1-20. DOI: https://doi. org/10.1007/s10212-022-00600-5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References

1. Abdusamedov G. A. Olimpiadnoe dvizhenie shkolnikov v Rossii: dostizheniya i problemy (konets XX - nachalo XXI vv.) [Olympiad movement of schoolchildren in Russia: achievements and problems (end of XX - beginning of XXI centuries)]. Nauka i biznes: puti razviti-ya [Science and Business: Ways of Development], 2014, no. 5 (35), pp. 55-57. (in Russian).

2. Agakhanov N. Kh., Marchukova O.G., Podlipskiy O.K. O sovremennykh tendentsiyakh v podgotovke shkolnikov k matematicheskim olimpiadam [On modern trends in preparing schoolchildren for mathematical Olympiads]. Voprosy obrazovaniya [Educational Studies], 2021, no. 4, pp. 266-284. (in Russian)

3. Lohani V, Abhangi N., Das S., Virmani A. A Jarring Bullet: An Indian National Physics Olympiad 2020 Problem. Resonance, 2021, no. 26, pp. 1153-1168. https://doi.org/10.1007/ s12045-021-1214-0 (in English).

4. Banzaraktsaeva E. V. Iz opyta podgotovki i provedeniya olimpiady po istorii otechestva v vuze kultury [From the experience of preparing and holding the Olympiad on the history of the Fatherland in the University of Culture]. Vestnik Vostochno-Sibirskogo gosudarstvenno-go instituta kultury [Bulletin of the East Siberian State Institute of Culture], 2022, no. 2(22), pp. 151-156. DOI 10.31443/2541-8874-2022-2-22-151-156 (in Russian).

5. Buzykina O. V. Uchenik, uchitel, olimpiada: traektoriya effektivnoy uspeshnosti olimpiad-nogo dvizheniya v respublike Mordoviya [Student, teacher, Olympiad: trajectory of effective success of the Olympiad movement in the Republic of Mordovia]. Vestnik Saratovskogo oblastnogo instituta razvitiya obrazovaniya [Bulletin of the Saratov Regional Institute for Education Development], 2019, no. 1 (17), pp.12-16. (in Russian).

6. Karp A. The Russian experience: national curricula, national standards, textbooks. ZDM -Mathematics Education, 2021, no. 53, pp. 1471-1483. https://doi.org/10.1007/s11858-021-01268-9 (in English).

7. Evdokimova V. E., Perfilyeva A. V. Primenenie oborudovaniya tekhnoparka universalnykh pedagogicheskikh kompetentsiy pri rabote s uchashchimisya shkol v sisteme dopolnitelnogo obrazovaniya [Use of the equipment of the technopark of universal pedagogical competencies when working with school students in the system of additional education]. Nauchnoe obozrenie. Pedagogicheskie nauki [Scientific review. Pedagogical sciences], 2022, no. 5, pp. 25-29. DOI 10.17513/srps.2446. (in Russian).

8. Shedko V. V. Metodicheskie aspekty podgotovki shkolnikov k olimpiadam po program-mirovaniyu na sovremennom etape [Methodical aspects of preparing schoolchildren for Olympiads on programming at the modern stage] Sovremennoe obrazovanie Vitebshchiny [Modern Education of Vitebsk region], 2022, no. 3(37), pp. 28-30. (in Russian).

9. Kisova V. V, Semenov A. V., Semenova E. A. Analiz svyazi rezultatov regionalnogo i zaklyuchitelnogo etapov olimpiady shkolnikov po inostrannomu yaziku na osnove matrits sopryazhennosti [Analysis of the relationship between the results of the regional and final stages of the Olympiad for schoolchildren in a foreign language based on conjugacy matrices]. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya [Problems of modern peda-

142 РАЗДЕЛ «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ» 2023. Т. 17. № 2 (59). С. 135-144

gogical education], 2022, no. 74-3, pp. 134-138. (in Russian).

10. Bazhanov A. E. Gotovimsya k olimpiadam po nemeckomu yaziku [Preparing for Olympiads in German]. Inostrannye yaziki v shkole [Foreign languages at school], 2020, no. 1, pp. 64-70. (in Russian)

11. Vdovina T. O., Karasev S.A. Vserossiiskaya olimpiada shkolnikov kak pokazatel razviti-ya sistemy obrazovaniya regiona [All-Russian Olympiad of schoolchildren as an indicator of the development of the region's education system]. Izvestiya VGPU. Pedagogicheskie nauki [Izvestia VGPU. Pedagogical Sciences], 2019, no. 1 (282), pp. 30-33. (in Russian).

12. Lobanova E. S., Gangnus N. A. Formirovanie tyutorskoy pozitsii pedagogov dopolnitel-nogo obrazovaniya pri podgotovke obuchayushchikhsya k Vserossiiskoy olimpiade shkol-nikov [Formation of tutor position of teachers of further education in the preparation of students for the All-Russian Olympiad of schoolchildren]. Vestnik Permskogo gosudarstven-nogo gumanitarno-pedagogicheskogo universiteta. Seriya No. 1. Psikhologicheskie i pedagogicheskie nauki [Bulletin of Perm State Humanitarian and Pedagogical University. Series No. 1. Psychological and pedagogical sciences], 2018, no. 2, pp. 161-171. (in Russian).

13. Golubnichaya E. V., Yanova M. G. Features of pedagogical workers preparation for the organization and holding of All-Russian school Olympiads in municipal education system. Journal of Siberian Federal University. Humanities and Social Sciences, 2022, no. 15(4), pp. 546-553. DOI:10.17516/1997-1370-0470 (in English)

14. Miftakhova G. A., Voistinova G. H. Razvitie divergentnogo myshleniya obuchayush-chikhsya sredstvami predmetnykh olimpiad po matematike [Development of divergent thinking of students by means of subject Olympiads in mathematics]. Modern Science. 2022, no. 4-3, pp. 245- 48. (in Russian).

15. Blankenburg J. S., Hoffler T. N., Parchmann I. Fostering today what is needed tomorrow: Investigating students' interest in science. Science Education, 2016, no. 100(2), pp. 364-391. DOI: https://doi.org/10.1002/sce.21204

16. Kravchenko Yu. D. Analiz organizatsii i provedeniya predmetnykh olimpiad dlya shkol-nikov (na primere olimpiad po zhurnalistike) [Analysis of the organization and holding of subject olympiads for schoolchildren (using the example of journalism olympiads)]. Peda-gogika. Voprosy teorii i praktiki [Pedagogy. Questions of theory and practice], 2020, V 5, no. 2, pp. 180-184. (in Russia).

17. Zaytseva S. A., Smirnov V A. Olimpiadnoe dvizhenie kak sredstvo professionalnoy sa-moaktualizatsii studentov [The Olympiad movement as a means of professional self-actualization of students]. Vestnik Vladimirskogo gosudarstvennogo universiteta imeni A.G. i N.G. Stoletovykh. Pedagogicheskie i psikhologicheskie nauki [Bulletin of Vladimir State University named after A.G. and N.G. Stoletov. Pedagogical and psychological sciences], 2021, no. 47 (66), pp. 84-96. (in Russia).

18. Simeon-Fayomi B. C., Cheatan B. S., Oludeyi O. S. Soft skills for young adults: Circuit in the formal, non-formal and informal models. Issues and Ideas in Education, 2018, no. 6(1), pp. 99-112. DOI: https://doi.org/10.15415/iie.2018.61006 (in English).

19. Ladewig A., Koller O., Neumann K. Persisting in Physics and the Physics Olympiad -Impact of Gender Identification and Sense of Belonging on Expectancy-Value Outcomes. European Journal Psychology Education, 2022, no. 38 (7), pp. 1-20. DOI: https://doi. org/10.1007/s10212-022-00600-5

"PEDAGOGICAL SCIENCES" SECTION

143

Артем Петрович Гулов

кандидат педагогических наук, доцент кафедры английского языка № 6

Московский государственный институт международных отношений МИД России

119454, Россия, г. Москва, проспект Вернадского, 76

тел.: +7 (495) 2348492

Artem P. Gulov

Candidate of Sciences (Pedagogy), Associate Professor of Department of the English Language No. 6

Moscow State Institute of International Relations of the Ministry of Foreign Affairs of Russia

76 Prospect Vernadskogo, Moscow, Russia, 119454

tel.: +7 (495) 2348492

Статья поступила в редакцию 30.03.2023, одобрена после рецензирования 14.05.2023, принята к публикации 20.05.2023.

144 РАЗДЕЛ «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ» 2023. Т. 17. № 2 (59). С. 135-144

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.